Сравнительный анализ картин «Тайная вечеря» Никола Пуссена 1640 г. и Эль Греко 1568 г.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусствоведение
  • 29 29 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 21.01.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. «Тайная вечеря» в творчестве Эль Греко и Никола Пуссена 6
1.1 «Тайная вечеря» в европейском изобразительном искусстве 6
1.2 «Тайная вечеря» Эль Греко и Пуссена – истоки создания картин 9
ГЛАВА 2. «Тайная вечеря» Эль Греко и Пуссена. Сравнительный анализ 13
2.1. Особенности работ Эль Греко и Никола Пуссена: техника, выбор сюжета и трактовка образов 13
2.2 Композиция 16
2.3 Колорит 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
Список иллюстраций 25
Приложение 1. Иллюстрации 26




Фрагмент для ознакомления

Пуссен представляет фрагмент из Нового Завета в интерьере с высоким потолком. Группа с Христом и апостолами вокруг стола располагается в нижней части полотна, вся верхняя часть картины – пустой полумрак комнаты, в котором едва угадываются очертания деталей интерьера.При этом группа персонажей отодвинута от зрителей – оставляя пустым передний план, Пуссен добивается ощущения масштабности интерьера. В композиции ясно выделена, подчеркнута симметрия – она и в расположении стола, и боковых кушеток триклиния, придвинутых к стенам. Как и в работе Эль Греко, в «Тайной вечере» Пуссена выделена фигура Христа, находящаяся в центре композиции. Христос выделен также тем, что находится на фоне темного прямоугольного окна с полуциркульным завершением, на который накладывается треугольник подвесного светильника с двумя горящими свечами. Пространственные паузы, отделяющие Христа от сидящих по сторонам от него апостолов, еще больше приковывают внимание зрителей к его фигуре.Традиция, идущая от росписи Леонардо да Винчи, разделения апостолов на композиционные группы, продолжена Пуссеном: двое апостолов, расположенные у стены слева, словно находятся в диалоге, затем мы видим группу из трех персонажей, чьи взоры направленны на Христа, в правой части картины также можно разделить апостолов на две группы по трое. Хотя Иуда композиционно вписывается в группу, он отделен он остальных позой – он словно отшатывается от них, и, главное, световым и цветовым решением.Именно световое и колористическое решение картины в целом смягчает выверенную геометрию композиционного построения.Если Эль Греко в построении композиции еще не овладел полностью принципами перспективного построения искусства Ренессанса, то «Тайная вечеря» Пуссена является одним из эталонных образцов композиции классицизма.2.3 КолоритНезаконченность работы Эль Греко помогает понять его методику работы над колористическим решением произведения – в картине видна моделировка форм в светах и полутонах белилами, что создает необычный мерцающий тон. В одеждах Христа и апостолов преобладают оттенки розового, алый, желтый и золотой цвет. Лишь один из них, апостол в левой части картины, одет в темное, но поскольку работа не закончена, каким было бы окончательное колористическое решение этого персонажа, можно только предполагать. Белый цвет скатерти позволяет выделить расположенные на ней предметы и своей чистотой оттенить темную фигуру Иуды. Иуда отделен от остальных апостолов не только композиционно, но и цветом – это темное пятно на решенной в целом в теплой колористической гамме картине. Во многом колористическая гамма близка ранним, критским работам Эль Греко, хотя небольшое их количество не позволяет сделать выводы о том, насколько изменилась цветовая гамма художника в венецианский период его творчества.Нимб над головой Христа трактован не в иконографической традиции, и не в традиции кватроченто – линией, а как сияние, что характерно для венецианского искусства. Золото нимба подчеркнуто черным прямоугольником окна на задней стене комнаты.Источник освещения находится со стороны зрителя слева, на это указывают тени от предметов и блики на одеждах Христа и апостолов. Такое решение освещение позволяет противопоставить Иуду остальным героям картины – он сидит спиной к свету, против света, что делает его фигуру еще более зловещей.Как отмечалось выше, колорит играет важную роль в образном решении «Тайной вечери» Никола Пуссена. В картине несколько источников света. Один –направлен на Христа и апостолов, оставляя в полумраке большую часть интерьера. Светильник над головой Христа освещает его лицо и становится своеобразной заменой нимба. Второй – из открытой двери в стене слева – он освещает лишь часть стены и потолка, и позволяет разглядеть пилястры и ниши в стенах комнаты. Полутемный интерьер решен в сдержанной коричнево-охристой гамме. Свеча на тумбе на переднем плане слева – его один источник, освещающий фрагмент левой части картины.Известно, что Пуссен тщательно подготавливал композицию и освещение своих картин. Он создавал восковые модели героев картины, расставляя их в поисках оптимального композиционного решения, а также искал наиболее выразительное освещение для будущей картины. Таким образом, световое и колористическое решение картин Пуссена также было результатом длительного подготовительного процесса.Одежды апостолов в основном решены в теплой гамме. Ярким цветовым акцентом является алый гиматий Христа, который не только имеет символическое значение как знак жертвенной крови, но и придает напряженность сдержанной по колориту композиции картины.Если в картине Эль Греко лишь намечены черты будущего выдающегося колориста, то в работе Пуссена колорит является отражением устоявшегося творческого метода художника.ЗАКЛЮЧЕНИЕСложность сравнительного анализа картин «Тайная вечеря» Эль Греко и Николя Пуссена не только в том, что их разделяет более ста лет, и дарования этих мастеров столь различны. И это различие было бы уместнее сопоставить, если бы рассматривались картины обоих художников их зрелого периода, когда уже сложилась их творческая индивидуальность.В данном же случае анализируется картина художника, находящегося в начале творческого пути и работа сложившегося мастера.Если «Тайная вечеря» Эль Греко иллюстрирует путь художника, уходящего от средневековой традиции, то работа Пуссена – это концентрация его творческого метода конца 1630-х гг. «Тайная вечеря» Пуссена является зримым воплощением его же высказывания: «мое естество влечет меня искать и любить вещи прекрасно организованные, избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету».[Каптерева, Быков, 1969, с. 83]В то же время, сам выбор эпизода в работе Эль Греко, требующий эмоциональной выразительности момент после слов о предательстве Иуды, проявляет индивидуальные качества художника, и предвосхищает его будущий экспрессивный стиль.Эпизод освящения Святых даров в картине Пуссена не требует драматического напряжения, хотя в творчестве художника немало эмоционально насыщенных работ, в частности, «Мучения св. Эразма», эффект ощущения тревожной мрачности и будущей трагедии достигается за счет цветового и светового решения.Что касается цветового в работе Эль Греко, который впоследствии стал одним из самых выдающихся колористов в истории европейской живописи, уже проявляется одно из его отличительных качеств – умение создать единую цветовую гармонию.Сравнительный анализ этих картин помог дополнить знания о творчестве этих художников и исследовать этапы их пути, недостаточно изученные в искусствоведении.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлпатов, М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства./ М.В. Алпатов; - М.:АХ СССР, 1963. - 425 с.Арган, Дж. К. История итальянского искусства: перевод с итальянского / Д.К. Арган – М.: Радуга, 2000. – 532 с.Вельфлин, Г. Классическое искусство. Введение в изучение Итальянского Возрождения: перевод с немецкого/ Генрих Вельфлин – СПб.: Алетея, 1999. – 317 с.Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусства: перевод с немецкого./ Г. Вельфлин – Спб.: Мифрил, 1994.- 398 с.Вибер, Ж. Ж. Живопись и ее средства: перевод с французского/ Ж. Вибер. – М.: Издательство В.Шевчук, 2004. – 230 с.Виппер, Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков: курс лекций оп истории изобразительного искусства и архитектуры. В 2 т./Б.Р. Виппер. - М.: Искусство, 1977.Виппер, Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. /Б.Р. Виппер. – М.: АстПресс, 2004. – 368 с.Власов, В. Г. Стили в искусстве. В 3 т. / В.Г. Власов. – СПб: Кольна, 1995 – 1997.Власов, В. Г.Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. / Виктор Власов — СПб.: Азбука-Классика,2004-2010.Волков, Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков. – М.: Искусство, 1977.- 242 с.Волков. Н.Н. Цвет в живописи. / Н.Н. Волков. – М.: Искусство, 1985.- 480 с.Данилова, И. Е. Искусство средних веков и Возрождения. / И.Е. Данилова. – М.: Советский художник, 1984. – 271 с.Даниэль, С. М. Искусство видеть / Сергей Даниэль – Спб.: Амфора, 2006. – 203 с.Даниэль, С. М. Картина классической эпохи: Проблема композициив западноевропейской живописи XVII в. /С.М. Даниэль. – Л.: Искусство, 1986. – 196 с. Даниэль, С. М. Никола Пуссен / С.М. Даниэль // Кудрикова, С. Ф. Художники Западной Европы: Франция XV—XVIII века: Биографический словарь./С.Ф Кудрикова. — СПб.: Азбука-классика, 2010. — С. 279—286Даниэль, С.М. Европейский классицизм. Эпоха Пуссена. Эпоха Давида./ Сергей Даниэль. - Спб.: Азбука-классика, 2003. – 300 с.Дворжак, М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. В 2 т. / Макс Дворжак. - М.: Искусство, 1978. Золотов, Ю. К. Пуссен / Ю. Золотов. — М. : Искусство, 1988. — 375 с. : Иттен И. Искусство цвета / ИоханнесИттен. – М.: Д. Аронов, 2007. – 94 с.Каптерева Т. П. Эль Греко: монографический очерк / Т. Каптерева. — М.: Искусство, 1965. — 195 с.Каптерева Т.П., Быков В.Е. Искусство Франции XVII века. / Т. П. Каптерева, В. Е. Быков. - М.: Искусство, 1969. –224 с.Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века. Памятники мирового искусства / Е.И. Ротенберг. - М., 1971Список иллюстраций«Тайная вечеря». Мозаика базилики Сант-АполлинареНуово. Равенна.VI век.«Тайная вечеря». Мозаика собора Санта Мария Нуово. Монреале, Сицилия. XII век.Козимо Росселли «Тайная вечеря». Фреска, 349 см × 570 см.Ок. 1482-82 гг. Сикстинская капелла, Ватикан. Андреа дельКастаньо«Тайная вечеря». Фреска, 453 см × 975 см. 1445-1450 гг. Музей Ченаколо-ди-Сант-Аполлония, Флоренция. Доменико Гирландайо «Тайная вечеря». Фреска, 400 см × 810 см. 1480 г. Церковь Оньисанти, Флоренция.Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Роспись. 460 × 880 см, церковь Санта-Мария-делла-Грацие, Милан. 1495-1498.Эль Греко. Святой Лука пишет Богородицу. Дерево, темпера. 41,6 х 33 см. До 1567 г. Музей Бенаки, Афины.Эль Греко «Тайная вечеря». Дерево, масло, 43 х 52 см, 1568 г. из собрания Национальная пинакотека, Болонья.Никола Пуссен «Тайная вечеря».Холст, масло, 95,5 х 121 см, 1640 г. МузейФицуильяма, Кембридж (Великобритания). Франс Поурбус Младший «Тайная вечеря». Холст, масло, 287-370 см. 1618 г. Лувр, Париж Эль Греко. «Тайная вечеря». ФрагментЭль Греко. «Тайная вечеря». ФрагментНикола Пуссен. «Тайная вечеря». Фрагмент Никола Пуссен. «Тайная вечеря». ФрагментПриложение 1. Иллюстрации

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алпатов, М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства./ М.В. Алпатов; - М.:АХ СССР, 1963. - 425 с.
2. Арган, Дж. К. История итальянского искусства: перевод с итальянского / Д.К. Арган – М.: Радуга, 2000. – 532 с.
3. Вельфлин, Г. Классическое искусство. Введение в изучение Итальянского Возрождения: перевод с немецкого/ Генрих Вельфлин – СПб.: Алетея, 1999. – 317 с.
4. Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусства: перевод с немецкого./ Г. Вельфлин – Спб.: Мифрил, 1994.- 398 с.
5. Вибер, Ж. Ж. Живопись и ее средства: перевод с французского/ Ж. Вибер. – М.: Издательство В.Шевчук, 2004. – 230 с.
6. Виппер, Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков: курс лекций оп истории изобразительного искусства и архитектуры. В 2 т./Б.Р. Виппер. - М.: Искусство, 1977.
7. Виппер, Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. /Б.Р. Виппер. – М.: АстПресс, 2004. – 368 с.
8. Власов, В. Г. Стили в искусстве. В 3 т. / В.Г. Власов. – СПб: Кольна, 1995 – 1997.
9. Власов, В. Г.Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. / Виктор Власов — СПб.: Азбука-Классика,2004-2010.
10. Волков, Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков. – М.: Искусство, 1977.- 242 с.
11. Волков. Н.Н. Цвет в живописи. / Н.Н. Волков. – М.: Искусство, 1985.- 480 с.
12. Данилова, И. Е. Искусство средних веков и Возрождения. / И.Е. Данилова. – М.: Советский художник, 1984. – 271 с.
13. Даниэль, С. М. Искусство видеть / Сергей Даниэль – Спб.: Амфора, 2006. – 203 с.
14. Даниэль, С. М. Картина классической эпохи: Проблема композициив западноевропейской живописи XVII в. /С.М. Даниэль. – Л.: Искусство, 1986. – 196 с.
15. Даниэль, С. М. Никола Пуссен / С.М. Даниэль // Кудрикова, С. Ф. Художники Западной Европы: Франция XV—XVIII века: Биографический словарь./С.Ф Кудрикова. — СПб.: Азбука-классика, 2010. — С. 279—286
16. Даниэль, С.М. Европейский классицизм. Эпоха Пуссена. Эпоха Давида./ Сергей Даниэль. - Спб.: Азбука-классика, 2003. – 300 с.
17. Дворжак, М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. В 2 т. / Макс Дворжак. - М.: Искусство, 1978.
18. Золотов, Ю. К. Пуссен / Ю. Золотов. — М. : Искусство, 1988. — 375 с. :
19. Иттен И. Искусство цвета / ИоханнесИттен. – М.: Д. Аронов, 2007. – 94 с.
20. Каптерева Т. П. Эль Греко: монографический очерк / Т. Каптерева. — М.: Искусство, 1965. — 195 с.
21. Каптерева Т.П., Быков В.Е. Искусство Франции XVII века. / Т. П. Каптерева, В. Е. Быков. - М.: Искусство, 1969. –224 с.
22. Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века. Памятники мирового искусства / Е.И. Ротенберг. - М., 1971


Список иллюстраций

1. «Тайная вечеря». Мозаика базилики Сант-АполлинареНуово. Равенна.VI век.
2. «Тайная вечеря». Мозаика собора Санта Мария Нуово. Монреале, Сицилия. XII век.
3. Козимо Росселли «Тайная вечеря». Фреска, 349 см × 570 см.Ок. 1482-82 гг. Сикстинская капелла, Ватикан.
4. Андреа дельКастаньо«Тайная вечеря». Фреска, 453 см × 975 см. 1445-1450 гг. Музей Ченаколо-ди-Сант-Аполлония, Флоренция.
5. Доменико Гирландайо «Тайная вечеря». Фреска, 400 см × 810 см. 1480 г. Церковь Оньисанти, Флоренция.
6. Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Роспись. 460 × 880 см, церковь Санта-Мария-делла-Грацие, Милан. 1495-1498.
7. Эль Греко. Святой Лука пишет Богородицу. Дерево, темпера. 41,6 х 33 см. До 1567 г. Музей Бенаки, Афины.
8. Эль Греко «Тайная вечеря». Дерево, масло, 43 х 52 см, 1568 г. из собрания Национальная пинакотека, Болонья.
9. Никола Пуссен «Тайная вечеря».Холст, масло, 95,5 х 121 см, 1640 г. МузейФицуильяма, Кембридж (Великобритания).
10. Франс Поурбус Младший «Тайная вечеря». Холст, масло, 287-370 см. 1618 г. Лувр, Париж
11. Эль Греко. «Тайная вечеря». Фрагмент
12. Эль Греко. «Тайная вечеря». Фрагмент
13. Никола Пуссен. «Тайная вечеря». Фрагмент
14. Никола Пуссен. «Тайная вечеря». Фрагмент