Античность. Становление первых форм теоретической науки

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Античная философия
  • 13 13 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 22.01.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 2
1. Зарождение элементов научного мышления в Древней Греции 3
2. Вклад выдающихся мыслителей в развитие науки 6
3. Итоги становления первых форм теоретического знания в античности 10
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Фрагмент для ознакомления

В гидростатике он сформулировал закон, который получил его имя. 3. Итоги становления первых форм теоретического знания в античностиВ античности были достигнуты значительные успехи в становлении первых форм теоретического знания. Одним из ключевых достижений стало формирование математики как строгой логической науки.Уже пифагорейцы внесли огромный вклад в развитие геометрии, доказав основополагающие теоремы. Они же исследовали свойства чисел и заложили основы теории пропорций. В дальнейшем идеи пифагорейцев развивали ЕвдоксКнидский, Феодор Милетский и другие математики. Постепенно решались все более сложные задачи планиграфии, тригонометрии, измерения объемов. Так, благодаря трудам Евклида в III в. до н.э. сформировалась дедуктивная аксиоматическая система геометрии.Одновременно в V-IV вв. до н.э. возникают первые натурфилософские школы, пытающиеся рационально объяснить строение и свойства мира. Атомистическая концепция Демокрита положила начало пониманию мира как совокупности мельчайших неделимых частиц. Учение Эмпедокла о четырех стихиях как первичных элементах всего сущего также стало важным шагом в развитии научного естествознания.Космологические модели Платона и Аристотеля, опиравшиеся на логические доказательства и наблюдения, позволили системно объяснить устройство Вселенной. При этом в работах выдающихся мыслителей были заложены основы научного метода познания с привлечением эмпирики, эксперимента, гипотез и выводов.[3]Таким образом, именно в античности были заложены основы математики, физики, биологии и других наук, что стало важнейшим этапом в развитии человеческой цивилизации.В античности остались нерешенными ряд фундаментальных проблем, повлиявших на дальнейшее развитие науки.Несмотря на большие достижения в области натурфилософии, не было достигнуто единства в понимании строения и законов природы. Существовало несколько конкурирующих концепций, которые объясняли Вселенную по-разному. Атомистическая идея Демокрита противостояла учению Аристотеля о четырех стихиях. Космологические модели Платона и Аристотеля также имели свои расхождения. Отсутствовала общепризнанная теория строения мироздания.Кроме того, античные ученые еще не до конца определили статус эмпирического эксперимента в научном познании. Хотя некоторые исследователи, такие как Архимед, проводили опыты, в целом эксперимент не получил достаточного распространения. Преобладали теоретические рассуждения и мыслительные эксперименты.Также не был достигнут уровень строгой математизации в естествознании. Математика развивалась в основном как логико-дедуктивная система, а ее методы еще недостаточно применялись для количественного описания и объяснения природных процессов.[3]Данные нерешенные вопросы предопределили дальнейшие направления развития науки в последующие эпохи.ЗаключениеТаким образом, в период с VI века до н.э. по I век н.э. в Древней Греции и эллинистическом мире произошел важнейший этап становления первых форм теоретического знания. Зародились основы математики, физики, биологии, астрономии и других наук. Выдающиеся мыслители античности - Пифагор, Демокрит, Платон, Аристотель, Архимед и другие - заложили фундаментальные положения будущих научных дисциплин, ввели элементы системного, логически обоснованного подхода к объяснению явлений природы.Однако уже тогда проявились и ряд нерешенных проблем, повлиявших на дальнейший ход развития науки. Среди них было отсутствие единой теории строения мира, что означало, что различные ученые предлагали разные концепции и объяснения для одних и тех же явлений. Также недостаточно уделялось внимание эксперименту и математическому моделированию в научном исследовании.Именно эти нерешенные вопросы предопределили переход науки к новым этапам в Византии, арабском мире и в эпоху Возрождения. Византийские ученые востребовали и переводили древнегреческие труды, сохраняя их и распространяя знания античности. В арабском мире происходила активная ассимиляция греческой культуры и научных достижений, а арабские ученые сделали значительные вклады в развитие науки и философии.Таким образом, античность стала фундаментальным периодом становления науки как особого вида человеческой деятельности. Она заложила основы и принципы, которые впоследствии развивались и совершенствовались в последующие эпохи, но важность античности как источника знаний и идей остается неоспоримой.Список использованной литературыВозникновение и становление науки: эпоха доклассической Античности: Учебно-методическое пособие (Хрестоматия) / Н.О. Хазиева, А.Х. Хазиев. - Казань: Казан. ун-т, 2016. - 141 с.История науки и техники. Эпоха Античности: хрестоматия/ сост. А.В. Бармин, В.В. Запарий, В.Д. Камынин [и др.] ; под общ. ред. д-ра ист. наук, проф. В.В. Запария.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, - 2016.— 176 с.Павлова О. К. Наследие античной культуры в современном образовании //Философия образования. История и современность. – 2019. – С. 209-229.Солощенко В. В. Античная наука //Образование: прошлое, настоящее и будущее. – 2018. – С. 7-11.Черников М. В. Логика становления и развития современной науки //Проблемы социальных и гуманитарных наук. – 2019. – №. 1. – С. 107-116.

1. Возникновение и становление науки: эпоха доклассической Античности: Учебно-методическое пособие (Хрестоматия) / Н.О. Хазиева, А.Х. Хазиев. - Казань: Казан. ун-т, 2016. - 141 с.
2. История науки и техники. Эпоха Античности: хрестоматия/ сост. А.В. Бармин, В.В. Запарий, В.Д. Камынин [и др.] ; под общ. ред. д-ра ист. наук, проф. В.В. Запария.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, - 2016.— 176 с.
3. Павлова О. К. Наследие античной культуры в современном образовании //Философия образования. История и современность. – 2019. – С. 209-229.
4. Солощенко В. В. Античная наука //Образование: прошлое, настоящее и будущее. – 2018. – С. 7-11.
5. Черников М. В. Логика становления и развития современной науки //Проблемы социальных и гуманитарных наук. – 2019. – №. 1. – С. 107-116.