Методика обучения учащихся 7 класса изготовлению изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 23.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы художественной обработки материалов 5
1.1 Художественная обработка и ее значение в образовании 5
1.2. Возрастные особенности учащихся 7 класса и выбор подходящих технологий и материалов для обучения 11
Глава 2. Методические основы обучения учащихся 7 класса изготовлению изделий декоративно-прикладного назначения 18
2.1. Условия обучения учащихся изготовлению изделий декоративно-прикладного назначения 18
2.2 Разработка методики обучения учащихся 7 класса изготовлению изделий декоративно-прикладного назначения 28
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Это мешает рассмотреть сложные взаимосвязи между человеком и природой, трудом и повседневной жизнью.Образовательный процесс в области искусства бессистемен и не позволяет укорениться ни творческой активности детей, ни единой образовательной философии. Тем не менее, художественное образование обладает богатыми возможностями для формирования духовности личности. Народное искусство отражает понимание сложнейших взаимосвязей жизни, а вовсе не абстрактные художественно-декоративные вкусы народа. Это серьезная философская проблема, но, тем не менее, ее изучение можно и нужно начинать уже на уроках.Например, Н.М. Конишева не ставит перед собой задачу объяснить детям всю глубину народной культуры, а обращает внимание школьников на мировоззренческий смысл казахского народного искусства. Это начальный этап, но уже здесь детям дается информация о символической системе народного искусства, информация о неслучайном выборе образов народного искусства, начальные представления о защитной функции народного искусства и его интеграции в повседневную жизнь [17].Все это иллюстрируется наглядными примерами. Прежде всего, задача состоит в том, чтобы показать общность и универсальность казахского народного искусства и его основной смысл, после чего учащимся не составит труда узнать конкретные детали (например, чем казахские костюмы отличаются от русских).Серия таких уроков, конечно, позволит сформулировать очень общие, но в целом верные представления о народном искусстве. Этот вопрос занимает центральное место в основном в четвертом классе, но закладывает основу для более глубокого изучения в последующие годы. На этом этапе изучаются культурные особенности различных этнических групп, которые отражаются в создаваемых ими предметах.Все вышеперечисленные аспекты народного искусства изучаются на фоне освоения отдельных ремесел, в результате чего у учащихся формируется устойчивое понимание казахского народного искусства как духовной сущности, пронизывающей повседневную жизнь.Преподаватели должны уделять пристальное внимание подбору материалов по народному искусству. В связи с возрастающим значением этого вопроса в настоящее время имеется большое количество материалов.Одним из лучших способов приобщения детей к народной эстетике является изучение народной эстетики на материалах родного края. Этот метод был предложен профессором Т.Я. Шпикаловой, и благодаря поддержке местных специалистов этот опыт постепенно распространяется. Однако педагогам не стоит забывать, что изучать местные традиции имеет смысл на фоне общечеловеческих культурных норм [27].Вся система обучения школьников и студентов направлена на формирование у них интереса и уважения к культурным традициям, выработанным человечеством и отраженным в созданной им целевой среде. При этом внимательное и осознанное изучение конкретных приемов практической работы также является средством, цель освоения которого - дать возможность детям понять духовную сущность народной культуры. Таким образом, у детей формируется понимание духовности целевой среды.До сих пор ведутся споры о том, что такое художественное развитие:приобретение знаний об искусстве;приобщение к искусству;развитие характера через искусство.Исходя из традиционной системы художественного образования, можно сделать вывод, что, несмотря на глобальные цели, обучение было ориентировано на приобретение учащимися знаний, умений и навыков. Ни в одной другой области педагогики нет такого разрыва между возможностями и результатами, как в детском художественно-эстетическом образовании.Поэтому проблема модернизации художественно-эстетического образования в школе остается одной из важнейших задач. Изучением и решением этой проблемы занимались многие ученые и педагоги-практики. Поэтому целью данного исследования является изучение программы художественно-эстетического образования через рисунок и живопись.В условиях, когда социальная роль личности как носителя национальной традиции искусства и культуры возрастает, а время на изучение искусства в школах ограничено, важнейшей задачей становится усиление художественного образования и повышение его эффективности. Программа "Изобразительное искусство; основы народного творчества и декоративно-прикладного искусства", разработанная авторским коллективом под руководством профессора Т.Ю. Шпикаловой, основывается на синкретической природе народного творчества и объединяет в интегрированном курсе такие дисциплины, как искусство и художественное творчество, словесное искусство и пение (музыка), тем самым решая эту актуальную задачу.проблему.Цель программы - содействие развитию высокохудожественных и культурных детей младшего школьного возраста, формирование основ всесторонней эстетической культуры через развитие исторической памяти, творческих способностей и детской одаренности.Содержание программы раскрывается по видам народного творчества:1. изобразительное искусство, народное искусство и декоративно-прикладное искусство:а) Основы художественной выразительности.б) Орнамент в искусстве народов мира: структура и виды.в) Орнамент в Казахстане: творческие поиски в процессе изображения.г) Художественный труд (основы художественных ремесел) на основе знаний о народном творчестве и декоративно-прикладном искусстве.2. устное народное творчествоа) Материал, воспринимаемый в устной форме.б) Материалы для обучения чтению.в) Детские праздники.Программа очень подробна и должна помочь учителям лучше использовать программу. Все разделы содержат примерные списки художественных и дидактических игр, упражнений и творений. Этот перечень поясняет содержание программы и помогает учителю в выборе методов и форм обучения.Этот комплексный курс широко и многогранно раскрывает художественный образ вещей, язык, основы художественной выразительности, символику декора, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. При этом творческий опыт студентов воспитывается как в процессе эстетического восприятия, так и в собственной художественно-творческой деятельности. В его основе лежат общие для всех дисциплин творческие принципы народного искусства (повтор, вариативность, импровизация).Проблемой модернизации искусства и эстетического воспитания школьников занимался Б.М. Неменский [6]. Он создал собственную программу "Искусство и художественные произведения", в которой рассматривались следующие вопросыПривлечение к искусству1. знакомство с искусством и культурой1. природа и содержание искусства (социальный опыт). 2. проблема жизни для существования искусства. 2. формирование положительного эстетического отношения к действительности (включая традиции народного творчества). Искусство формирует собственно эстетические критерии человека.2. творческий опыт искусства. Систематическое развитие воображения и творчества; вариативность, гибкость и гармоничность человеческого мышления.3. язык искусств (профессиональный опыт).Обучение основам художественной грамотности и формирование элементарных практических компетенций в различных видах художественной деятельности (искусство, декорирование, строительство).Тема: "Мудрость и красота вещей".Четверть 1: "Древние истоки искусства":В народных жилищах.Древние образы в народном искусстве;Древние образы в убранстве жилищ, предметах народного быта (декорирование);Праздничные костюмы;Обобщение темы.Четверть 2: "Периодические связи в народном искусстве":Древние образы - кони, птицы, джигиты (лепка);Единство формы и декора (живопись);Истоки современного народного искусства (зарисовка);Предметы ремесел в повседневной жизни (живопись);Обобщение: народное искусство и современность.Четверть 3: "Декор, человек, общество и время" - осознание роли декора в современной жизни.Четвертый квартал: "Современное декоративное искусство".Таким образом, декоративное искусство в средней школе может и должно стать системой обучения, которая умеет читать символические знаки декора и умело их использовать. И только этот предмет может дать такие знания в полном объеме.Знакомство школьников с декоративно-прикладным искусствомЭтап 1. Становление экспериментирования.Этот этап проходит в начале учебного года.Цель данного этапа - выявить уровень художественно-эстетической воспитанности школьников.Для определения уровня художественно-эстетической воспитанности использовались критерии:Психологическийпедагогический;социальные.Психологические критерии измеряют способность ребенка воспроизводить, восхищаться, переживать и выражать суждение о предпочтении художественных образов, уместных в воображении. О степени развития этих психических процессов можно судить по тому, как и в какой степени дети общаются с произведениями искусства и реальной красотой, насколько эмоционально они реагируют на них, как оценивают эти произведения и свои собственные психические состояния.Воспитательные критерии определяют художественно-эстетические идеалы, уровень их сформированности и степень развития художественного вкуса. Это проявляется в качестве произведений, которые дети выбирают для удовлетворения своих интересов и желаний, в оценке ими художественных и жизненных явлений в результатах своей деятельности. Образовательные стандарты определяют уровень развития художественного мышления и воображения, творческой фантазии, способности к созданию новых образов и навыков творческой деятельности.Социальные стандарты художественно-эстетического воспитания предполагают наличие у учащихся широкого интереса к различным видам искусства и глубокой потребности в художественном общении. Эти нормы проявляются в поведении, отношении, внешнем виде и трудовой деятельности ребенка.В зависимости от степени проявления каждого критерия был определен уровень художественно-эстетического воспитания, основанный на развитии декоративного творчества:1 уровень (высокий). Процесс создания зрительного образа предмета и представления его в рисунке начинается с активного анализа отличительных особенностей формы и строения предмета. Учащиеся умеют выделять такие пространственные характеристики рисуемого объекта, как конституирующая основа, близкая к критериям геометрической формы. Выделяются индивидуальные особенности объекта и его положение в пространстве. Параллельно активно идет процесс синтеза выделенных характеристик объекта. Обобщение выделенных характеристик происходит в момент интенсивного натурного наблюдения и его абстрагирования, при этом ярко представлен образный элемент. Это способствует умению описывать объект во всех его движениях, перемещать его в пространстве. В процессе переработки реальных форм в декоративные возникает ассоциативная новизна и создается полноценный декоративный образ.Уровень 2 (средний). Менее активный анализ отличительных особенностей формы и структуры предмета. Не всегда отражена конституирующая основа формы, не выявлены основные индивидуальные особенности объекта. Анализ отдельных характеристик объекта менее активен. В процессе наблюдения за природой не всегда делаются обобщения. Из-за недостаточного уровня абстракции стереотипно описывается положение объекта в пространстве. В результате не очень активно работает образное начало, часто допускаются ошибки при рисовании объектов по представлениям, положение объекта не соответствует заданному положению в пространстве. Отсутствует декоративная образность и признаки диаграмматизации.Уровень 3 (низкий). Процесс создания зрительного образа предмета и представления его в рисунке протекает без должной опоры на анализ характерных особенностей формы и строения предмета. Таким образом, не выделяется конститутивная основа объекта, близкая к критериям его геометрической формы. Таким образом, отсутствует и конкретизация отдельных признаков объекта. Процесс обобщения не связан с наблюдением за природой. Преобладают схематизация и стереотипные изображения воображаемых объектов, как в рисунке по представлению, так и в тематическом и декоративном рисунке. Ассоциативная бедность и явная схематизация мешают процессу преобразования элементов действительности в новую декоративную систему. В этом случае создается мало декоративных образов.2 этап. Формирующее экспериментирование.Этот этап проходил в течение всего учебного года.Цель этого этапа - повышение уровня эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства.Опираясь на практику применения важнейших дидактических принципов в изучении народного искусства, обобщая методические приемы и имея в виду конечную цель - эффективное художественно-эстетическое и творческое развитие личности детей младшего школьного возраста, мы стремились определить место и значение художественного анализа целевых произведений на уроках декоративно-прикладного искусства в третьем классе.Программа трудового воспитания "Художественный труд" наиболее полно раскрывает проблему эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства.Главный принцип этой программы - духовно-нравственное, эмоциональное и эстетическое развитие школьников с помощью практической деятельности. Объединение эстетического восприятия и художественной практики учащихся с материалами народного искусства имеет принципиальное значение, и были разработаны методические приемы, которые, прежде всего, стимулировали бы творческое восприятие учащимися самостоятельной композиции. С этой целью в обучении школьников [28].Привлекалось народное искусство - росписи и ремесленные работы.Декоративные решения создавались и осваивались учащимися с целью формирования у детей осознанного отношения к системе эстетически-декоративной художественной росписи и средств выразительности, которые должны опираться на реальные явления в процессе восприятия.Методика работы включает в себя основные этапы декоративной работы:1. эмоциональное восприятие произведений народных мастеров.2. распознавание художественных особенностей произведения.3. объяснение культурно-исторического смысла и ценности произведения.4. развитие представлений о художественной образности.5. сравнение народного искусства с современными специализированными произведениями декоративно-прикладного искусства.6. художественная практика учащихся, основанная на эстетическом освоении народного искусства и действительности.Все этапы работы взаимосвязаны и являются частью единого образовательного процесса.Основные методы и формы работы.1. лекции с демонстрацией образцов декоративно-прикладного искусства.2. экскурсии в музеи декоративно-прикладного искусства, посещение и организация выставок.3. проведение индивидуальной практики.4. техническая работа с образцами.5. самостоятельное изготовление творческих работ.ЗаключениеСегодня почти в каждом доме есть предметы народного творчества - украшения, ковры, костюмы. Они входят в нашу жизнь прежде всего как произведения искусства, а не как утилитарные предметы, наполняют наши эстетические чувства и становятся украшением наших жилищ, как в деревне, так и в городе. Почему мы так поступаем? Потому что они выражают стремление людей к красоте. Люди хотят видеть в своем окружении не однообразную продукцию массового производства, а произведения декоративно-прикладного искусства ручной работы, естественные и поэтичные. Выставки ремесленников неслучайно пользуются такой популярностью.Декоративно-прикладное искусство, создающее предметный мир, живет в двух ипостасях: материальной культуры и духовной культуры. Сегодня народное искусство вступило в новую фазу, когда духовная и эстетическая функции народного творчества стали первичными. Словно заново открывается красота древних произведений традиционного искусства, в которых воплощен многовековой опыт художественного вкуса и мудрость трудовой жизни.Это отличный способ приобщить детей к местным традициям.Чтобы научить детей навыкам художественного труда, необходимо уделить особое внимание созданию творческой атмосферы в классе. Для этого эффективно постоянно организовывать выставки и конкурсы, анализировать эстетические достоинства и недостатки работ.В результате этой работы значительно увеличилось количество учеников, которые находят красоту в личном труде и эмоционально переживают этот труд как источник красоты. Воспитательное воздействие красоты труда на учащихся резко возросло.Эстетическое отношение учащихся экспериментального класса к труду характеризуется более широким спектром мотивов и требований, чем у учащихся контрольного класса.Следует еще раз отметить, что наблюдение за произведениями искусства и ремесла имеет хороший воспитательный эффект. Кроме того, само участие в труде позволяет применить на практике теоретические и эстетические знания. Это и составляет суть эстетического воспитания школьников. Большую помощь в совершенствовании приобретенных навыков и умений может оказать использование упражнений, ориентированных на красоту.В результате написания работы были сделаны следующие выводы1. В последнее десятилетие проблема эстетического воспитания интенсивно изучается наукой. На первом этапе внимание ученых было направлено на определение путей приобщения детей младшего школьного возраста к декоративно-прикладному искусству. Современный этап предполагает решение более сложных и комплексных задач. Художественно-эстетическое воспитание теперь рассматривается как социальный процесс, и усилия ученых направлены на решение вопроса о развитии характера через искусство.2.Ознакомление с декоративно-прикладным искусством еще недостаточно разработано в педагогической литературе. Это одна из неизученных областей педагогики, которая все больше открывается по мере ее понимания.3. Декоративно-прикладное искусство не может рассматриваться как одиночную дисциплину. Однако в сочетании с другими проявлениями духовной культуры оно играет весьма заметную социальную роль.Список использованной литературыАверина, Е. В. Методика формирования художественно-технических навыков учащихся средней школы / Е. В. Аверина // Начальная школа. - 2010. - № 4. - С. 84-88.Барсукова, Н. М. Методика обучения учащихся изготовлению изделий из бумаги / Н. М. Барсукова. - М. : Просвещение, 2013. - 192 с.Васильева, Е. С. Развитие декоративно-прикладных навыков учащихся 7 класса на уроках труда / Е. С. Васильева // Современное образование: теория, методика, практика. - 2017. - № 2. - С. 119-122.Гаврилова, О. И. Методика организации трудовой деятельности учащихся с использованием технологий художественной обработки материалов / О. И. Гаврилова // Школьные технологии. - 2008. - № 2. - С. 56-59.Герасимова, Т. О. Изучение декоративно-прикладных техник на уроках труда в начальной школе / Т. О. Герасимова. - М. : Просвещение, 2009. - 144 с.Дробышева, Л. А. Развитие художественно-творческого потенциала учащихся 7 класса при изготовлении изделий декоративно-прикладного назначения / Л. А. Дробышева // Теория и практика образования. - 2015. - № 4. - С. 30-34.Евтушенко, Г. В. Творческое развитие детей на уроках декоративно-прикладного искусства / Г. В. Евтушенко. - Кемерово :КемГПИ, 2018. - 108 с.Железнова, О. Н. Особенности творческого развития 7 класса на уроках изобразительного искусства / О. Н. Железнова // Молодой учитель. - 2013. - № 6. - С. 45-47.Захарова, Н. И. Методика преподавания труда и технологии в средней школе / Н. И. Захарова. - М. : Академия, 2014. - 308 с.Иванова, Е. М. Техника обучения декоративно-прикладным видам труда в 7 классе / Е. М. Иванова // Педагогика и психология. - 2005. - № 7. - С. 10-15.Карымина, Л. А. Использование инновационных технологий на уроках изобразительного искусства / Л. А. Карымина // Современное образование: теория, методика, практика. - 2011. - № 6. - С. 101-106.Когуа, Л. М. Организация творческой деятельности учащихся с использованием декоративно-прикладных техник / Л. М. Когуа // Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 52-55.Леонова, О. В. Развитие художественно-творческого потенциала учащихся средней школы на уроках изобразительного искусства / О. В. Леонова // Школьные технологии. - 2016. - № 4. - С. 11-15.Макарова, Е. Н. Развитие художественно-творческих навыков учащихся средней школы на уроках изобразительного искусства / Е. Н. Макарова // Теория и практика образования. - 2012. - № 3. - С. 68-72.Николаева, Т. И. Применение технологии декоративно-прикладного творчества на уроках изобразительного искусства / Т. И. Николаева // Педагогика и психология. - 2010. - № 4. - С. 50-55.Орлова, М. В. Современные подходы к формированию художественно-эстетического восприятия учащихся на уроках изобразительного искусства / М. В. Орлова // Начальная школа. - 2014. - № 5. - С. 99-103.Петрова, Н. В. Технология оформления графических работ в начальной школе / Н. В. Петрова // Современное образование: теория, методика, практика. - 2016. - № 1. - С. 93-96.Расторгуев, В. В. Применение интерактивных методов обучения на уроках изобразительного искусства / В. В. Расторгуев // Молодой педагог. - 2015. - № 3. - С. 37-40.Смирнова, Е. С. Развитие художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства / Е. С. Смирнова // Педагогика и психология. - 2013. - № 1. - С. 22-26.Тимофеева, М. В. Технология обучения изобразительному искусству в начальной школе / М. В. Тимофеева. - М. : Просвещение, 2011. - 192 с.Усачева, И. В. Развитие творческих способностей учащихся средней школы на уроках изобразительного искусства / И. В. Усачева // Молодой учитель. - 2016. - № 8. - С. 72-75.
1. Аверина, Е. В. Методика формирования художественно-технических навыков учащихся средней школы / Е. В. Аверина // Начальная школа. - 2010. - № 4. - С. 84-88.
2. Барсукова, Н. М. Методика обучения учащихся изготовлению изделий из бумаги / Н. М. Барсукова. - М. : Просвещение, 2013. - 192 с.
3. Васильева, Е. С. Развитие декоративно-прикладных навыков учащихся 7 класса на уроках труда / Е. С. Васильева // Современное образование: теория, методика, практика. - 2017. - № 2. - С. 119-122.
4. Гаврилова, О. И. Методика организации трудовой деятельности учащихся с использованием технологий художественной обработки материалов / О. И. Гаврилова // Школьные технологии. - 2008. - № 2. - С. 56-59.
5. Герасимова, Т. О. Изучение декоративно-прикладных техник на уроках труда в начальной школе / Т. О. Герасимова. - М. : Просвещение, 2009. - 144 с.
6. Дробышева, Л. А. Развитие художественно-творческого потенциала учащихся 7 класса при изготовлении изделий декоративно-прикладного назначения / Л. А. Дробышева // Теория и практика образования. - 2015. - № 4. - С. 30-34.
7. Евтушенко, Г. В. Творческое развитие детей на уроках декоративно-прикладного искусства / Г. В. Евтушенко. - Кемерово :КемГПИ, 2018. - 108 с.
8. Железнова, О. Н. Особенности творческого развития 7 класса на уроках изобразительного искусства / О. Н. Железнова // Молодой учитель. - 2013. - № 6. - С. 45-47.
9. Захарова, Н. И. Методика преподавания труда и технологии в средней школе / Н. И. Захарова. - М. : Академия, 2014. - 308 с.
10. Иванова, Е. М. Техника обучения декоративно-прикладным видам труда в 7 классе / Е. М. Иванова // Педагогика и психология. - 2005. - № 7. - С. 10-15.
11. Карымина, Л. А. Использование инновационных технологий на уроках изобразительного искусства / Л. А. Карымина // Современное образование: теория, методика, практика. - 2011. - № 6. - С. 101-106.
12. Когуа, Л. М. Организация творческой деятельности учащихся с использованием декоративно-прикладных техник / Л. М. Когуа // Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 52-55.
13. Леонова, О. В. Развитие художественно-творческого потенциала учащихся средней школы на уроках изобразительного искусства / О. В. Леонова // Школьные технологии. - 2016. - № 4. - С. 11-15.
14. Макарова, Е. Н. Развитие художественно-творческих навыков учащихся средней школы на уроках изобразительного искусства / Е. Н. Макарова // Теория и практика образования. - 2012. - № 3. - С. 68-72.
15. Николаева, Т. И. Применение технологии декоративно-прикладного творчества на уроках изобразительного искусства / Т. И. Николаева // Педагогика и психология. - 2010. - № 4. - С. 50-55.
16. Орлова, М. В. Современные подходы к формированию художественно-эстетического восприятия учащихся на уроках изобразительного искусства / М. В. Орлова // Начальная школа. - 2014. - № 5. - С. 99-103.
17. Петрова, Н. В. Технология оформления графических работ в начальной школе / Н. В. Петрова // Современное образование: теория, методика, практика. - 2016. - № 1. - С. 93-96.
18. Расторгуев, В. В. Применение интерактивных методов обучения на уроках изобразительного искусства / В. В. Расторгуев // Молодой педагог. - 2015. - № 3. - С. 37-40.
19. Смирнова, Е. С. Развитие художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства / Е. С. Смирнова // Педагогика и психология. - 2013. - № 1. - С. 22-26.
20. Тимофеева, М. В. Технология обучения изобразительному искусству в начальной школе / М. В. Тимофеева. - М. : Просвещение, 2011. - 192 с.
21. Усачева, И. В. Развитие творческих способностей учащихся средней школы на уроках изобразительного искусства / И. В. Усачева // Молодой учитель. - 2016. - № 8. - С. 72-75.