Учение блж. Августина о Божественной благодати и первородном грехе в контексте спора с Пелагием.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Религиоведение
  • 15 15 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 26.01.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
1.Августин Блаженный и Пелагий: великая полемика 5
2.Первородный грех и свободная воля в учении Августина Блаженного 8
Заключение 14
Список литературы 15
Фрагмент для ознакомления

Человек выбрал последнее, чем и нарушил гармоничность своей природы. Все это было названо грехом. Отсюда, от греха внутренний разлад, телесная немощь, болезни и смерть [3].Отдаление ума от источника света - Бога - имело естественным следствием его затмение и слабость. Человек перестал видеть и понимать добро. Появился бунт плоти: тело перестало подчиняться духу, а человек потерял возможность бороться с низшими влечениями. Но человек может быть подкреплен в борьбе с грехом Божественной благодатью. В конце концов, сам Сын Божий принял и искупил человеческие грехи. Поэтому в представлении Августина о грехе важное место занимают свободная воля и благодать, так как никто лишить человека свободы не может, даже Бог. Грехопадение человека приводит к искажению воли и свободы человека, это искажение и воли, и свободы, и человека, этот своеобразный источник морального зла. В силу греховности воля человека получает возможность осуществлять зло. Так возникла и концепция первородного греха и врождённой склонности людей ко злу [3].Главный интерес всей философии Аврелия Августина вращается вокруг основного вопроса: «Как спастись от смерти, как преодолеть эту двойственность нашей человеческой природы?». Перед Августином стоял идеал целостной личности, которая находится в состоянии покоя и мира. Но идеальная, целостная личность является мыслимой лишь в идеальном обществе, в идеальной вселенной, лишенной самого времени, в мире, в котором все находится в единстве и целостности, в состоянии внутреннего мира, покоя и равновесия.То, чего желал философ, не является лишь внутренним благом личности: он полностью осознавал, что человек одними своими силами спастись не может, и потому сам вопрос о спасении личности является для него, прежде всего, вопросом об объективном начале спасения. Как грех не является следствием лишь личной, индивидуальной причины, но общей и родительской, так же и деятельность этого объективного начала спасения должна воплощаться в человечестве, как родительском единстве, во всемирной социальной организации. Таким образом, вопрос о спасении личности становится для него вместе с тем вопросом социальным и космическим. Если причина греха - воля людей, то эта же воля должна приближать людей к добру, возвращать к Богу.Христианские добродетели, по учению Августина Блаженного, - последовательное отбрасывание языческих представлений о добропорядочности. В своей «Исповеди» он на собственном примере старается доказать бесполезность человеческих усилий, невозможность человека освободиться от греха до тех пор, пока он беспредельно не отдастся провидению и не окажется орудием Божьей воли. Августин Блаженный требует от христианина полного аскетизма и отказа от своей индивидуальности, безоговорочного следования указаниям Бога [4].Бог является высшей сущностью, только его существование вытекает из собственного естества, все остальное с необходимостью не существует. Он единственный, существование которого независимо, все остальное существует лишь благодаря божественной воле. Бог является причиной существования всякого сущего, всех его перемен; он не только сотворил мир, но и постоянно его сохраняет, продолжает его творить. Августин отвергает представление, согласно которому мир, будучи сотворенным однажды, развивается дальше сам.Бог является также наиважнейшим предметом познания, познание же преходящих, релятивных вещей бессмысленно для абсолютного познания. Бог выступает в то же время и причиной познания, он вносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. Бог является наивысшим благом и причиной всякого блага.ЗаключениеНеобходимо отметить, что Августин Блаженный продолжил традицию античной философии, утверждая первичность разумной природы в человеке, которая располагает свободным выбором. Вслед за основоположником неоплатонизма Плотином он учил, что истинная свобода есть пребывание в Благе. Главная характеристика личности, согласно Августину – свобода воли. Античная философия не знала свободы воли, по крайней мере, в той форме, какой она была представлена в патристике. Августин показал, что свобода воли совершенно необходима для достижения единства с Богом. Поскольку Бог является не только мировым разумом, но и личностью, любящей свое творение, то единение с Ним предполагает наличие в человеке иных структур, благодаря которым обеспечивается указанное единство. К таким структурам Августин относил libertas (свобода), liberumarbitriumvoluntatis (свободное решение воли) и perseverantia (стойкость в стремлении к благу).Особое место в творчестве Августина занимает его полемика с Пелагием о свободе воли. К важным достижениям указанной полемики относятся обнаружения у пелагиан различия понятий «вечная жизнь» и «царство Божие», а также попытку опровергнуть концепцию Пелагия о первородном грехе, которая заключается, по его мнению, в подражании греху Адама. Наконец, Августин доказал необходимость благодати в деле спасении, как глубинной оживляющей силе.Список литературыБлаженный Августин. Антипелагианские сочинения позднего периода. М., 2008.Васильев В.А. Августин о добре, зле и добродетели [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/avgustin-o-dobre-zle-dobrodeteli/viewer Кожемяченко Р.Н. Учение о благодати Божьей и свободе воли блаженного Августина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uchenie-o-blagodati-bozhiey-i-svobodnoy-voli-blazhennogo-avgustina/viewer Комлева З.В. Свобода воли и предопределение у Аврелия Августина в его полемике с пелагианцами: дисс. на соиск. степени канд. филос. наук: 09.00.03 / Комлева Зоя Владимировна. – Москва, 2000. – 144 с.Мейендорф И., протопр. Введение в святоотеческое богословие: Конспекты лекций / Пер. с англ. 2-е изд., испр. — Вильнюс; М., 1992. Попов И. В. Личность и учение блаженного Августина // Попов И. В. Труды по патрологии. Т. 2. Сергиев Посад, 2004.Смагин В. Августин и Пелагий: Догматическое содержание и исторические параллели великой полемики V века. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/avgustin-i-pelagiy-dogmaticheskoe-soderzhanie-i-istoricheskie-paralleli-velikoy-polemiki-v-veka?ysclid=lqkuqrnmqq638537765

Список литературы

1. Блаженный Августин. Антипелагианские сочинения позднего периода. М., 2008.
2. Васильев В.А. Августин о добре, зле и добродетели [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/avgustin-o-dobre-zle-dobrodeteli/viewer
3. Кожемяченко Р.Н. Учение о благодати Божьей и свободе воли блаженного Августина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uchenie-o-blagodati-bozhiey-i-svobodnoy-voli-blazhennogo-avgustina/viewer
4. Комлева З.В. Свобода воли и предопределение у Аврелия Августина в его полемике с пелагианцами: дисс. на соиск. степени канд. филос. наук: 09.00.03 / Комлева Зоя Владимировна. – Москва, 2000. – 144 с.
5. Мейендорф И., протопр. Введение в святоотеческое богословие: Конспекты лекций / Пер. с англ. 2-е изд., испр. — Вильнюс; М., 1992.
6. Попов И. В. Личность и учение блаженного Августина // Попов И. В. Труды по патрологии. Т. 2. Сергиев Посад, 2004.
7. Смагин В. Августин и Пелагий: Догматическое содержание и исторические параллели великой полемики V века. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/avgustin-i-pelagiy-dogmaticheskoe-soderzhanie-i-istoricheskie-paralleli-velikoy-polemiki-v-veka?ysclid=lqkuqrnmqq638537765