Арт-терапия в психологическом консультировании и развитии личности.

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Психология
  • 14 14 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 26.01.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
-
Фрагмент для ознакомления

Время на упражнение: от 5 до 15 минут.Еще одним упражнением, направленном на выявление представлений о своем реальном самоощущении является упражнение (проективный рисунок) «Мой цветок».Цель: получить представления о «Я – Реальном».Целевая группа: люди, находящиеся в состоянии экзистенциального кризиса, кризиса среднего возраста, поиске дальнейших жизненных перспектив, переживающие внутренний конфликт.Материалы: лист бумаги, ручка, карандаши, фломастеры.Инструкция: клиентупредлагается создать свой образ цветка, как представление о реальной жизни: «Нарисуйте такой цветок, который лучше всего отображает ваше состояние на данный момент».Технология выполнения: клиент рисует свой образ цветка. В данном случае, образ цветка определяет личностные качества клиента, которые он предъявляют миру в ожидании принятия, одобрения, восхищения. Сам рисунок имеет психотерапевтический эффект, т.к. он является метафорой жизненного опыта человека.Возможность создания нового уровня самоценности может послужить источником достижений, постановки целей и создания смыслов, основанных на достоинствах личности и самоуважении. Сами достижения и смыслы нужны для подкрепления позитивной самооценки и возвращения уверенного поведения.Время на упражнение: от 1 до 5 минут.Таким образом, использование различных арт-упражнений позволяет гибко подходить к индивидуальным особенностям, ситуациям, переживаниям и отношениям клиентов. Такой подход расширяет поле взаимодействия и позволяет открыть доступ к более глубоким процессам, ослабляет возможные психологические реакции и деструктивные проявления поведения.Заключение Арт-терапевтические техники и упражнения, включающие в себя творческую составляющую, улучшает психическое благополучие. Исследователи отмечают, что творческая деятельность (музыка, театр, рисование и написание стихов) способствует экзистенциальному благополучию и поэтому используется в терапевтических целях в таких областях, как искусство и музыкальная терапия». Внимательность и способность выбирать собственное значение также являются атрибутами экзистенциальных идеологий перед лицом невзгод или боли.Экзистенциальные арт-терапевты считают важным создание пространства, позволяющего клиенту найти ответы и новый смысл, который исходит из них самих. Поскольку и клиент, и терапевт идут по пути исцеления и исследования параллельно друг другу, клиенты получают поддержку, чтобы найти смысл в своей собственной работе. Одной из основных составляющих экзистенциального арт-терапевта в целом является важность терапевтических отношений, а не просто способность генерировать предпочтительное искусство в курируемом пространстве.Ярко выраженная личностная дезадаптация с ощущением пустоты, бессмысленности и негативной перспективой может быть преодолена через изменение системы отношений и развитие соответствующих психологических качеств и навыков, а также более адаптивных моделей поведения, в чем могут помочь различные арт-упражнения, такие, как «Дом моей мечты», «Мой цветок», «Грустные воспоминания» и т.д.Социально-психологическую и индивидуально-личностную готовность к переменам раскрывает содержательный фактор: выразительность характера изображения образа или арт-объекта; контекст изображения образа (ландшафт, дополнительные персонажи рисунка); оригинальность в представлении образа себя (реалистическое – метафорическое изображение); эстетичность в изображении образа; степень и тщательность проработанности фрагментов образа; использование цветового спектра, дополнительные персонажи и т.д.Список использованной литературы и источников:Baynova, M., Maslikov, V., Polyakova, S., et al. (2020). The use of art therapy in conflictology in education. Vol. 8, No. 2. P. 410-416. doi: 10.13189/ujer.2020.080211.Karvasarsky, B. D. (2002). Psychotherapy. A textbook for medical students. St. Petersburg, Peter.Rezendes, A. (2023). The Benefits of Existential Art Therapy in the Wake of COVID-19: A Literature ReviewFunch, B. S. (2021). Art, emotion, and existential well-being. Journal of Theoretical and Philosophical Psychology. 41(1), 5-17. doi: 10.1037/teo000015Moon, B. L. (2009). Existential art therapy : The canvas mirror (3rd ed.). C. C. Thomas.Копытин, А. И. Рисуночным тест Р. Сильвер для оценки когнитивной и эмоциональной сфер личности / А. И. Копытин [Текст] // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25, № 5. – С. 90-97.Кильдишова, А. С. Арт-терапия и личностный рост человека / А. С. Кильдишова [Текст] // Психологические проблемы смысла жизни и акме. – 2021. – С. 299-302.Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева [Текст] // Санкт-Петербург : Речь. – 2003. – 256 с.Молчанова, Е. А. Арт-терапевтические упражнения в раскрытии личностью жизненных смыслов / Е. А. Молчанова [Текст] // Ижевск : Удмуртский государственный университет. –2022. – С. 189-190.Козлова, Н. В. Проективные методы интегративной арт-терапии в исследовании и коррекции «я-концепции» у женщин, переживающих кризис среднего возраста / Н. В. Козлова [Текст] // Человеческий фактор : Социальный психолог. – 2022. – № 1(43). – С. 209-216.

Список использованной литературы и источников:
1. Baynova, M., Maslikov, V., Polyakova, S., et al. (2020). The use of art therapy in conflictology in education. Vol. 8, No. 2. P. 410-416. doi: 10.13189/ujer.2020.080211.
2. Karvasarsky, B. D. (2002). Psychotherapy. A textbook for medical students. St. Petersburg, Peter.
3. Rezendes, A. (2023). The Benefits of Existential Art Therapy in the Wake of COVID-19: A Literature Review
4. Funch, B. S. (2021). Art, emotion, and existential well-being. Journal of Theoretical and Philosophical Psychology. 41(1), 5-17. doi: 10.1037/teo000015
5. Moon, B. L. (2009). Existential art therapy : The canvas mirror (3rd ed.). C. C. Thomas.
6. Копытин, А. И. Рисуночным тест Р. Сильвер для оценки когнитивной и эмоциональной сфер личности / А. И. Копытин [Текст] // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25, № 5. – С. 90-97.
7. Кильдишова, А. С. Арт-терапия и личностный рост человека / А. С. Кильдишова [Текст] // Психологические проблемы смысла жизни и акме. – 2021. – С. 299-302.
8. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева [Текст] // Санкт-Петербург : Речь. – 2003. – 256 с.
9. Молчанова, Е. А. Арт-терапевтические упражнения в раскрытии личностью жизненных смыслов / Е. А. Молчанова [Текст] // Ижевск : Удмуртский государственный университет. –2022. – С. 189-190.
10. Козлова, Н. В. Проективные методы интегративной арт-терапии в исследовании и коррекции «я-концепции» у женщин, переживающих кризис среднего возраста / Н. В. Козлова [Текст] // Человеческий фактор : Социальный психолог. – 2022. – № 1(43). – С. 209-216.