Проблемные ситуации в науке

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 13 13 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 26.01.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 2
1. Понятие проблемной ситуации в науке 3
2. Языковые формы выражения проблемных ситуаций 5
3. Антиномии и парадоксы как особые формы выражения проблемных ситуаций 7
4. Роль проблемных ситуаций в развитии науки 10
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Фрагмент для ознакомления

Возникновение противоречий в научном знании вызывает необходимость их преодоления, что побуждает ученых к творческой деятельности.Наличие проблемной ситуации указывает на ограниченность предыдущих объяснений. Это демонстрирует относительность и незавершенность научного знания, побуждая к поиску новых концепций. Так, противоречия между физикой Ньютона и квантовой теорией стали драйвером создания теории относительности и квантовой механики.Проблемные ситуации стимулируют обращение к новым методам познания и комбинацию различных подходов. Например, теория эволюции оформилась на стыке биологии и геологии, используя концепции вариабельности популяций.Наличие «белых пятен» в знаниях побуждает по-новому концептуализировать объект изучения, расширяя контекст исследования. Это приводит к смещению акцентов в научной картине мира.Таким образом, проблемные ситуации выступают важнейшим стимулом поисковой деятельности ученых, делая науку постоянно изменяющимся процессом, в котором новые идеи возникают на фоне противоречий предыдущих объяснений. Благодаря этому научное знание постепенно приближается к объективной истине.Преодоление проблемных ситуаций, возникающих вследствие внутренних противоречий научного знания, является одним из основных механизмов развития науки и перехода ее на новый этап.Разрешение проблемной ситуации требует системного подхода - нахождения новой концептуальной рамки, позволяющей объединить ранее разрозненные фрагменты знаний. Это может происходить путем появления более общей теории, синтезирующей разные подходы, или замены одного научного стиля мышления на иной.[2]Например, квантовая механика преодолела противоречия между теорией относительности и микрофизикой путем фундаментально новой картины микромира.Решение проблемных ситуаций зачастую сопровождается появлением новых объектов изучения, понятий, методов, утверждением иной парадигмы. Например, генетика оформилась после устранения противоречий между теорией эволюции и наследственностью.Преодоление проблемной ситуации обеспечивает прогресс научного знания, поскольку позволяет объяснить больший круг явлений и расширить возможности предсказания.Таким образом, именно благодаря последовательному разрешению внутренних противоречий осуществляется непрерывный переход науки на качественно новые этапы развития. Это свидетельствует об объективной диалектике прогресса познания.ЗаключениеТаким образом, проблемные ситуации являются неотъемлемым элементом процесса научного познания. Они возникают в результате внутренних противоречий научного знания, обусловленных его неполнотой и ограниченностью. Когда сталкиваются теория и эмпирические факты, возникает противоречие, которое требует разрешения. Это противоречие может быть вызвано недостаточной точностью наблюдений, ошибками в интерпретации данных или неполностью разработанными теоретическими моделями.Существуют различные типы проблемных ситуаций. Например, противоречия между теорией и эмпирическими фактами могут указывать на несоответствие между предсказаниями теории и результатами экспериментов или наблюдений. Разобщенность альтернативных научных концепций означает, что существует несколько различных теорий или моделей, которые пытаются объяснить одно и то же явление, но между ними возникают противоречия или неразрешимые разногласия. Расхождения между парадигмами научного мышления отражают различия в основных принципах, методах и подходах, которые используются в разных научных дисциплинах или школах мысли.Возникновение таких противоречий и проблемных ситуаций стимулирует научный поиск. Ученые, осознавая недостатки в существующих знаниях, стремятся разработать новые объяснительные модели и теории, которые могут лучше соответствовать наблюдаемым фактам или объяснить противоречия. Это приводит к постоянному самосовершенствованию науки, поскольку каждое новое решение проблемной ситуации способствует расширению наших знаний и понимания мира.Благодаря проблемным ситуациям осуществляется постоянное самосовершенствование науки.Список использованной литературыИванова В. А. Логика и семиотика парадокса в научном познании //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. – №. 3. – С. 16-21.Микешина Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования : учеб. пособие / Л.А. Микешина. — М. :ПрогрессТрадиция : МПСИ : Флинта, 2005. — 464 с.Рузавин Г.И. О специфике противоречий в научном познании // Противоречие как источник развития. – Л. : Изд-во Лен. ун-та. – 1988Яшин Б. Л. и др. Проблемная ситуация, проблема и языковые формы их выражения в научном познании //Кронос. – 2019. – №. 11 (38). – С. 93-99.Яшин Б. Л. Проблемная ситуация и познавательное противоречие через призму синергетического подхода. // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: Сборник трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск XLVII. – М.: Экон-информ, 2013. С. 196-202.

Список использованной литературы
1. Иванова В. А. Логика и семиотика парадокса в научном познании //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. – №. 3. – С. 16-21.
2. Микешина Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования : учеб. пособие / Л.А. Микешина. — М. : ПрогрессТрадиция : МПСИ : Флинта, 2005. — 464 с.
3. Рузавин Г.И. О специфике противоречий в научном познании // Противоречие как источник развития. – Л. : Изд-во Лен. ун-та. – 1988
4. Яшин Б. Л. и др. Проблемная ситуация, проблема и языковые формы их выражения в научном познании //Кронос. – 2019. – №. 11 (38). – С. 93-99.
5. Яшин Б. Л. Проблемная ситуация и познавательное противоречие через призму синергетического подхода. // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: Сборник трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск XLVII. – М.: Экон-информ, 2013. С. 196-202.