Сравнительный анализ конституций СССР и РФ.
Заказать уникальную курсовую работу- 48 48 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 06.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Понятие конституции и ее история в России 6
2. Конституции СССР и РФ: разработка проектов, воспоминания очевидцев…………………………………………………………………………14
2.1 Конституция СССР 1924 года 14
2.2 Конституция СССР 1936 года 17
2.3 Конституция СССР 1977 года 19
2.4 Конституционные реформы в России 1988-1992 гг. 23
2.5 Конституция РФ 1993 года 25
3. Сравнительный анализ политических прав и свобод граждан СССР и РФ…… 28
4. Сравнительный анализ судебной системы СССР и РФ 34
Заключение 40
Список использованной литературы 46
Он рассматривал апелляции и кассационные жалобы на решения региональных и местных судов, споры между республиками, разбирал дела против высокопоставленных лиц в государстве. Верховный суд состоял из председателя, его заместителя и судей, которые избирались Верховным Советом СССР.Именно здесь можно проследить образование судебного контроля за законодательством: Суды рассматривали протесты прокуроров по постановлениям и иным актам от республик с дальнейшим правом передачи неконституционных документов в ЦИК СССР. [16]Анализ деятельности Верховного Суда СССР показывает, что он не имел полномочий отменять постановления, решения и приговоры Верховных Судов союзных республик. Вместо этого он мог только выразить протест перед Президиумом ЦИК СССР, которому по Конституции принадлежала власть отменять эти постановления, решения и приговоры. Протест мог быть предъявлен только при наличии оснований, определенных законом: если приговор противоречил общесоюзному законодательству или затрагивал интересы других союзных республик. Некоторые исследователи отмечали, что ограничение полномочий Верховного Суда СССР, видимо, было принято в интересах защиты автономии союзных республик от чрезмерного вмешательства союзных органов в их внутренние дела. [16]Учёные отмечают, что в Конституции СССР 1936 года глава 9 «Суд и прокуратура» занимает одно из наиболее важных мест. Впервые в истории советского конституционного права органы правосудия были вынесены в отдельную главу. Такой подход позволил сосредоточить все судебные функции в одной ветви власти и обеспечить независимость судебной системы от исполнительной власти. Это свидетельствует о последовательном соблюдении принципа разделения полномочий в системе государственной власти. Согласно данной главе, судебная власть в СССР представлена различными судами - от Верховного суда СССР до народных судов. Таким образом, Конституция СССР 1936 года закрепила специализированную судебную систему. [17]В контексте нового советского конституционного законодательства появился институт народных заседателей. Суды всех видов, кроме народных, избираются на пятилетний срок, тогда как народные суды выбираются гражданами района на трехлетний период. Судопроизводство проводится публично и включает в себя защиту. Конституция устанавливает ключевые принципы, как то независимость судей и подчинение их только закону, обязательность участия народных заседателей в каждом судебном деле (если не предусмотрено иное), открытость разбирательства (исключения недопустимы), право обвиняемого на защиту, ведение процесса на языке союзной республики, автономной республики или автономной области, и обеспечение полного ознакомления лиц, не понимающих этот язык, с материалами через переводчика, а также возможность выступать на родном языке. [17]В рамках нового советского конституционного законодательства были учреждены Верховный Суд СССР и другие специализированные суды. Они являются органами с юрисдикцией на всю территорию СССР. В соответствии со ст. 105 Конституции, Верховный Суд избирается Верховным Советом на пятилетний срок. Согласно ст. 104, Верховный Суд осуществляет надзор за судебной деятельностью судов СССР и судов союзных республик, обеспечивает соответствие судебной практики законодательству. Верховный Суд имеет право отменять приговоры и решения любых судов, а также разъяснять вопросы судебной практики в рамках своей компетенции. К специализированным судам относятся военные трибуналы и линейные суды на железнодорожном и водном транспорте. Их работа строится на тех же принципах, что и деятельность всех других судов СССР. Важно отметить, что состав Верховного Суда был утвержден на второй сессии Верховного Совета. [17]По конституции 1977 года в главе 20 указывается, что устанавливается новый конституционный принцип разделения властей - правосудие осуществляется только судом (ст. 151). Рассмотрение дел происходит исключительно коллегиальным путем (ст. 154). Свое отражение в этой главе нашел принцип равенства всех перед судом и законом (ст. 156). Устанавливается судебный принцип, в соответствии с которым никто не может быть уголовному наказанию не иначе как по приговору суда (ст. 160). Каждый гражданин имеет право на судебную защиту. Юридическая помощь оказывается коллегией адвокатов (ст. 161). Допускается участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Споры между организациями рассматривается согласно конституции 1977 года в арбитражном суде.Наконец, обращаясь к Конституции России 1993 года можно обратить внимание: Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод согласно Конституции РФ (ст. 46), которая устанавливает требования к организации и деятельности судебной власти в качестве государственного института. В силу того, что правосудие в России находится на этапе развития, состояние его качества следует анализировать в свете проводимых судебно-правовых реформ. Уровень социальной ценности конституционного права на судебную защиту прав и свобод личности, в итоге, зависит от эффективности работы судебной власти.В Российской Федерации действует право на судебную защиту, позволяющее гражданам обжаловать действия государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. Если гражданин полагает, что его права и свободы, гарантированные Конституцией, были нарушены, он может подать иск в Конституционный суд. В случае исчерпания внутренних средств защиты, гражданин может обратиться в международные инстанции по защите прав человека, такие как Европейский суд по правам человека (до 2022 года включительно). [1]Презумпция невиновности является основным принципом правосудия и важнейшим условием защиты прав личности. Согласно статье 49 Конституции РФ, каждый, кто обвиняется в совершении преступления, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в установленном федеральным законом порядке и не будет установлена судебным приговором, вступившим в законную силу. Задача обвиняемого не заключается в доказывании своей невиновности. В случае неустранимых сомнений в его виновности, преимущество должно быть на стороне обвиняемого.Только суд после тщательного рассмотрения всех доказательств может признать человека виновным в совершении преступления. Обязанность по доказыванию вины возлагается на специально уполномоченные государственные органы, и ее нельзя переложить на другие органы или лиц. Это особенно касается обвиняемого, который не должен нести бремя доказывания своей невиновности. Конституция четко указывает на то, что обвиняемый не должен доказывать свою невиновность. Обстоятельства как подтверждающие виновность, так и опровергающие ее, должны быть выявлены органами следствия и судом. Государственные органы не должны выступать в роли сторон обвинения. [1]Презумпцию невиновности можно рассматривать как гарантию гуманного правосудия, прописанную в Конституции РФ, которая выражается следующими положениями. Во-первых, никто не может быть дважды осужден за одно и то же уголовно наказуемое деяние (ст. 50, ч. 1). Во-вторых, при проведении судебного разбирательства запрещается использование доказательств, полученных с нарушением закона (ст. 50, ч. 2). В-третьих, каждый осужденный имеет право на пересмотр своего приговора высшим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также на просьбу о помиловании или смягчении наказания (ст. 50, ч. 3). И, наконец, никто не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников, определенных федеральным законом (ст. 51, ч. 1).Глава 7 Конституции Российской Федерации ввела понятие “судебная власть”, подчеркивая значимость судов в государстве. Это повысило авторитет судов как органов государственной власти и подтвердило необходимость самостоятельных полномочий для судебной власти.Судебная власть в Российской Федерации представлена различными организационными и процессуальными подразделениями, которые имеют слабую связь между собой. Главной задачей Конституционного Суда РФ является осуществление конституционного контроля для защиты основ конституционного строя, прав и свобод граждан, а также обеспечение верховенства и непосредственного действия Конституции на всей территории страны. Из этого следует, что судебная власть теперь выполняет множество функций. Конституционный Суд РФ становится важным звеном системы сдержек и противовесов, представляя собой сильную, независимую и самостоятельную судебную власть. Он играет ключевую роль в обеспечении проверки законности и соответствия действий органов власти Конституции, что способствует укреплению правового государства и защите гражданских прав.Особое отличие деятельности Конституционного Суда РФ от деятельности судов общей юрисдикции заключается в его направленной на проверку конституционности принятых законодательными органами законов. Это подтверждают В.А. Ржевский и Н.М. Чекурнова, которые отмечают, что конституционный контроль занимает особое положение во всей иерархии ценностей организации судебной власти и отличается от осуществления правосудия. [18]Наконец, В Конституции РФ оговорены следующие основные принципы, на которых функционирует судебная власть в РФ, которые в свою очередь имеют ряд одинаковых пунктов с конституцией СССР 1977 года. В Российской Федерации правосудие осуществляется исключительно судами. Организация и функционирование судебной системы регулируются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Учреждение специальных судов не допускается. Судьи независимы и подчиняются только конституции и федеральным законам. Судебная власть осуществляется через конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство, а также через арбитражный процесс. Согласно Конституции Российской Федерации, к федеральным судам относятся: Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации и другие федеральные суды.ЗаключениеПодводя итоги по проделанной работе, следует отметить, чтосравнительный анализ конституций СССР и РФ позволяет увидеть важные изменения и эволюцию конституционного права, которые произошли в Российской Федерации после распада Советского Союза. Рассмотренные в рамках данной работы конституции отражают помимо правовых принципов, идеологическую платформу своих эпох и соответствующие политические программы.Особое внимание следует уделить Конституции РСФСР 1918 года, которая была принята на Всероссийском съезде советов 10 июля 1918 года. В январе этого же года на третьем съезде была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая стала первым разделом этой Конституции. Однако, следует отметить, что данная Конституция не предусматривала обязанностей граждан, поскольку понятие личности и гражданства было несовместимо с идеологической доктриной, заложенной в Конституции.Вместо этого, Конституция РСФСР делила население на "трудящиеся массы" и "паразитические слои общества". Права и обязанности граждан были определены исходя из этого разделения. "Трудящиеся массы" включали всех, занимающихся производительным и общественно-полезным трудом, а также крестьян и земледельцев, не пользующихся наемным трудом. "Паразитические слои" включали лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, а также торговцев, духовных служителей, полицейских и членов царского дома.Конституция РСФСР 1918 года давала государственной власти неограниченные возможности, при условии, что интересы рабочего класса были достигнуты. Она также устанавливала всеобщую воинскую повинность и призывала всех граждан к труду в интересах социалистической революции.Все это означало, что граждане были обязаны проявлять активность в труде, нести воинскую повинность и отказываться от паразитических форм жизни. Конституция РСФСР 1918 года не предусматривала других обязанностей для граждан, так как личность их полностью подчинялась государству в новом социалистическом строе.Конституция СССР 1924 года не внесла изменений в отношения между государством и личностью. Она была принята после образования СССР и целью ее было закрепить новую форму государственного устройства.Конституция СССР, принятая в 1936 году и получившая название "сталинская", отражает изменения, сделанные в официальной идеологической доктрине к тому времени, и поэтому проявляет определенные коррективы витрины тоталитарного режима.Исчезают упоминания об эксплуататорских классах и разных видов "лишенцах". Теперь всё население СССР рассматривается как единая масса "трудящихся города и деревни". Власть принадлежит этой массе через Советы депутатов трудящихся (статья 3).Помимо социалистической системы хозяйства, которая является господствующей формой хозяйства в СССР, законом разрешается мелкое частное хозяйство индивидуальных крестьян и ремесленников, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию человека человеком (статья 9).Впервые упоминается право личной собственности граждан, хотя объем этой собственности ограничивается узкими и неопределенными рамками. Личная собственность включает "трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего обихода, предметы личного потребления и удобства". Также конституция заявляет, что наследование личной собственности граждан защищается законом (статья 10).Введена отдельная глава, посвященная основным правам и обязанностям граждан. Круг обязанностей граждан расширяется. Сама формулировка обязанностей граждан подвергается некоторым изменениям. Так, обязанность работать включена в первую главу Конституции "Общественное устройство" и звучит так: "Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду человека по принципу: "кто не работает, тот не ест". В СССР принцип социализма осуществляется через "от каждого по его способности, каждому по его труду" (статья 12).Одновременно, право на труд сформулировано в статье 118 главы 10 "Основные права и обязанности граждан" и раскрывается как "право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством".Обязанность служить в армии разделена на две статьи главы 10 (статьи 132 и 133). Одна из них провозглашает всеобщую воинскую обязанность законом, отмечая при этом, что военная служба в РККА является почетной обязанностью граждан СССР (статья 132). Статья 133 усиливает эту "почетную обязанность" строгими наказаниями за "предательство родины". "Защита Отечества, - говорится в этой статье, - является священным долгом каждого гражданина СССР. Предательство родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, причинение вреда военной мощи государства, шпионаж - наказываются по всей строгости закона как самое тяжкое преступление". Кроме изменений в формулировках обязанностей работать и служить в армии, закрепленных предыдущей конституцией, появляются также новые обязанности граждан. Они имеют декларативный и расплывчатый характер и могут толковаться в любом удобном для власти смысле. Первая из них сформулирована в статье 130 следующим образом: "Каждый гражданин обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, исполнять законы, соблюдать трудовую дисциплину, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистической жизни". Понятно, что неопределенность, юридическая неопределенность таких понятий, как "честное" отношение к "общественному долгу" и "уважение правил социалистической жизни", оставляли простор для применения государственного насилия и принуждения.Статья 131 Конституции обязывает каждого гражданина СССР беречь и укреплять общественное, социалистическое имущество, как святое и неприкосновенное основание советского строя, как источник богатства и мощи родины, как источник обеспеченной и культурной жизни всех трудящихся.Враги народа исчезли, и данная формула была заменена инструкцией о том, что лица, атакующие социалистическую собственность, подлежат наказанию согласно закону (ст.61). Обязанность трудиться осталась в силе, а уклонение от общественно полезной работы было признано несовместимым с принципами социалистического государства.Подобные статьи представляют собой запреты и ограничения, а не обязательства, которые граждане исполняют как субъекты правоотношений с государством. Например, статья 64 устанавливает, что обязанность каждого гражданина СССР заключается в уважении национального достоинства других граждан, укреплении дружбы между народами и народностями Советского многонационального государства. Если в соответствии с этой статьей можно предположить, какие виды поведения запрещены гражданам, то определить, какие действия нужно предпринять, чтобы выполнить данную обязанность, практически невозможно. То же самое можно сказать и о статье 65, которая требует от граждан уважения прав и законных интересов других лиц, непримиримости к антиобщественным поступкам и всесторонней поддержки общественного порядка.Более того, данная конституционная норма пытается регулировать человеческие эмоции («уважение», «непримиримость»), что по своей сути невозможно. Предметом правового регулирования может быть только поведение людей, а не их чувства и эмоции.Статья 66 возлагает на граждан обязанность заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду и воспитывать их как достойных членов социалистического общества. Дети, в свою очередь, должны заботиться о родителях и помогать им.Не смотря на декларативный характер и практическую невозможность контроля исполнения этой статьи, она несет в себе определенную идеологическую направленность, показывая, каким образом родители должны воспитывать своих детей. Очевидно, что такое заявление не могло каким-либо образом повлиять на реальные отношения внутри семьи, но идеологическая концепция требовала использования подобных "украшений".Анализ текстов советских конституций, помимо всего выше сказанного, подчеркивает тот момент, что ныне действующая Конституция РФ, несмотря на некоторые ее недостатки и неконкретные моменты, является первым юридическим документом в истории России, влияние положений которого может быть ощутимо в социальной жизни.Сравнительный анализ показал, что конституции СССР были нацелены прежде всего на установление полномочий и надзора государственных органов партийно-административной системы, а также на признание превалирующей роли Коммунистической партии. Кроме того, конституции СССР были сосредоточены на обеспечении социальной защиты, коллективизме и утверждении союзников социализма.С другой стороны, Конституция РФ, принятая в 1993 году, отразила стремление к демократии, правовому государству и защите основных прав и свобод человека. Конституция РФ обеспечивает разделение властей, устанавливает систему судебной власти, определяет трехуровневую систему федерации и определяет гарантии гражданского общества.Более того, Конституция РФ предусматривает механизмы поправок и изменений, которые позволяют адаптировать конституционное право к изменяющимся обстоятельствам и потребностям общества.Таким образом, сравнительный анализ показал существенные различия в конституционной организации СССР и РФ, отражающие глубокие трансформации политической системы и правового порядка. Каждая из рассмотренных в рамках данной работы конституцияимеет свои особенности и отражает идеологическое и политическое развитие в соответствующие периоды. При этом Конституция РФ нацелена на демократию, права и свободы человека, а также на обеспечение эффективного функционирования системы государственного управления.Список использованной литературыАвакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - "Сашко", 2000 г.Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академическогобакалавриата и магистратуры/С.М.Шахрай.-4-е изд., изм. и доп.- М.: Статут, 2017. - 624 с.Конституционное право России. В 2т. Т.1.-Авакьян С.А 2014 -864сБаранов П.П. Идеи конституционализма в проектах первых русских конституций XVIII–XIX веков // Философия права. 2012. №5 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/idei-konstitutsionalizma-v-proektah-pervyh-russkih-konstitutsiy-xviii-xix-vekov (дата обращения: 05.11.2023).О повреждении нравов в России / М.М Щербатов - М: Книга по Требованию, 2013. - 86 с.Павлов В.Л. Философская и правовая ценность конституции Никиты Муравьева // Россия в глобальном мире. 2017. №11 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskaya-i-pravovaya-tsennost-konstitutsii-nikity-muravieva (дата обращения: 12.11.2023).Сонина Л.В. Обзор основных положений конституционных проектов П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева // Вестник ЧелГУ. 2002. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-osnovnyh-polozheniy-konstitutsionnyh-proektov-p-i-pestelya-i-n-m-muravieva (дата обращения: 12.11.2023).Матюхин А.Р.Радикализация идеи парламента в русском либерализме второй половины XIX века // Социально-гуманитарные знания. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/radikalizatsiya-idei-parlamenta-v-russkom-liberalizme-vtoroy-poloviny-xix-veka (дата обращения: 12.11.2023).Смыкалин А.С. Конституция РСФСР 1918 г. : первый опыт законодательного закрепления Советского государственного строя // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsiya-rsfsr-1918-g-pervyy-opyt-zakonodatelnogo-zakrepleniya-sovetskogo-gosudarstvennogo-stroya (дата обращения: 12.11.2023).Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года. Учебное пособие. М.: ИКД "Зерцало-М", 2004. - 224 с.Ковтун Ю.С. Особенности принятия сталинской Конституции // Новый ракурс. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-prinyatiya-stalinskoy-konstitutsii (дата обращения: 03.12.2023).ЗемцовА.Л. Конституция СССР 1977 г // Проблемы Науки. 2017. №22 (104). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsiya-sssr-1977-g (дата обращения: 10.12.2023).Дерябина Е.С. Конституционное реформирование в СССР и России в переходный период (конец 80-х начало 90-х гг. XX века) // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2019. №4 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnoe-reformirovanie-v-sssr-i-rossii-v-perehodnyy-period-konets-80-h-nachalo-90-h-gg-xx-veka (дата обращения: 17.12.2023).Тарасова Е.А. Разработка и принятие Конституции России в сентябре-декабре 1993 г // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2015. №21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-i-prinyatie-konstitutsii-rossii-v-sentyabre-dekabre-1993-g (дата обращения: 17.12.2023).Конституционное право РФ. Учебник. Отв.ред. Е.И. Козлов, О.Е. Кутафин. М. Юристъ, 2005. Стр. 176Данилевская И.Л. Судебные органы в первые годы советской власти (1917-1924 гг.) // Право и управление. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sudebnye-organy-v-pervye-gody-sovetskoy-vlasti-1917-1924-gg (дата обращения: 24.12.2023).Евсеев Г.В., Костюков А.В. Правовое положение судебных органов и прокуратуры по Конституции СССР 1936 года // Вестник экономики, управления и права. 2022. №2 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-polozhenie-sudebnyh-organov-i-prokuratury-po-konstitutsii-sssr-1936-g (дата обращения: 24.12.2023).Шокумов Ю.Ж. Система судов общей юрисдикции в Российской Федерации после 1993 года // Право и управление. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-sudov-obschey-yurisdiktsii-v-rossiyskoy-federatsii-posle-1993-goda (дата обращения: 24.12.2023).
1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - "Сашко", 2000 г.
2. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры/С.М.Шахрай.-4-е изд., изм. и доп.- М.: Статут, 2017. - 624 с.
3. Конституционное право России. В 2т. Т.1.-Авакьян С.А 2014 -864с
4. Баранов П.П. Идеи конституционализма в проектах первых русских конституций XVIII–XIX веков // Философия права. 2012. №5 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/idei-konstitutsionalizma-v-proektah-pervyh-russkih-konstitutsiy-xviii-xix-vekov (дата обращения: 05.11.2023).
5. О повреждении нравов в России / М.М Щербатов - М: Книга по Требованию, 2013. - 86 с.
6. Павлов В.Л. Философская и правовая ценность конституции Никиты Муравьева // Россия в глобальном мире. 2017. №11 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskaya-i-pravovaya-tsennost-konstitutsii-nikity-muravieva (дата обращения: 12.11.2023).
7. Сонина Л.В. Обзор основных положений конституционных проектов П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева // Вестник ЧелГУ. 2002. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-osnovnyh-polozheniy-konstitutsionnyh-proektov-p-i-pestelya-i-n-m-muravieva (дата обращения: 12.11.2023).
8. Матюхин А.Р. Радикализация идеи парламента в русском либерализме второй половины XIX века // Социально-гуманитарные знания. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/radikalizatsiya-idei-parlamenta-v-russkom-liberalizme-vtoroy-poloviny-xix-veka (дата обращения: 12.11.2023).
9. Смыкалин А.С. Конституция РСФСР 1918 г. : первый опыт законодательного закрепления Советского государственного строя // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsiya-rsfsr-1918-g-pervyy-opyt-zakonodatelnogo-zakrepleniya-sovetskogo-gosudarstvennogo-stroya (дата обращения: 12.11.2023).
10. Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года. Учебное пособие. М.: ИКД "Зерцало-М", 2004. - 224 с.
11. Ковтун Ю.С. Особенности принятия сталинской Конституции // Новый ракурс. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-prinyatiya-stalinskoy-konstitutsii (дата обращения: 03.12.2023).
12. Земцов А.Л. Конституция СССР 1977 г // Проблемы Науки. 2017. №22 (104). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsiya-sssr-1977-g (дата обращения: 10.12.2023).
13. Дерябина Е.С. Конституционное реформирование в СССР и России в переходный период (конец 80-х начало 90-х гг. XX века) // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2019. №4 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnoe-reformirovanie-v-sssr-i-rossii-v-perehodnyy-period-konets-80-h-nachalo-90-h-gg-xx-veka (дата обращения: 17.12.2023).
14. Тарасова Е.А. Разработка и принятие Конституции России в сентябре-декабре 1993 г // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2015. №21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-i-prinyatie-konstitutsii-rossii-v-sentyabre-dekabre-1993-g (дата обращения: 17.12.2023).
15. Конституционное право РФ. Учебник. Отв.ред. Е.И. Козлов, О.Е. Кутафин. М. Юристъ, 2005. Стр. 176
16. Данилевская И.Л. Судебные органы в первые годы советской власти (1917-1924 гг.) // Право и управление. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sudebnye-organy-v-pervye-gody-sovetskoy-vlasti-1917-1924-gg (дата обращения: 24.12.2023).
17. Евсеев Г.В., Костюков А.В. Правовое положение судебных органов и прокуратуры по Конституции СССР 1936 года // Вестник экономики, управления и права. 2022. №2 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-polozhenie-sudebnyh-organov-i-prokuratury-po-konstitutsii-sssr-1936-g (дата обращения: 24.12.2023).
18. Шокумов Ю.Ж. Система судов общей юрисдикции в Российской Федерации после 1993 года // Право и управление. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-sudov-obschey-yurisdiktsii-v-rossiyskoy-federatsii-posle-1993-goda (дата обращения: 24.12.2023).