«ОСОБЕННОСТИ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 33 33 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 04.02.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5
1.1. Формирование словоизменения в онтогенезе 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР 7
1.3. Своеобразие словоизменения у детей с общим недоразвитием речи 10
Выводы по главе I 13
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 14
2.1. Организация и методика обследования словоизменения у детей с общим недоразвитием речи 14
2.2. Оценка и анализ результатов обследования словоизменения у детей с общим недоразвитием речи 20
Выводы по главе II 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Фрагмент для ознакомления

Ошибки проявляются также в согласовании прилагательного с именем существительным в числе и падеже, дети употребляют словосочетания с использованием неправильных окончаний (100% детей). Представим наглядно результаты обследования на диаграмме (рисунок 2).
Рисунок 2 – Результаты обследования согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже детей старшего дошкольного возраста с ОНР, средний балл
Таким образом, у детей с ОНР III уровня наблюдаются нарушения согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже, что проявляется в неправильном употреблении падежных, родовых окончаний. Значительное количество ошибок выявлено в заданиях на согласовании прилагательных с существительными по роду, что доказывает несформированность грамматической категории рода у детей. Ошибки проявляются также в согласовании прилагательного с именем существительным в числе и падеже, дети употребляют словосочетания с использованием неправильных окончаний.
Результаты выполнения задания на обследование согласования глагола с именем существительным, с местоимением у детей с ОНР представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты обследования согласования глагола с именем существительным, с местоимением детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в баллах
№ п/п Список детей Задания на обследование согласования глагола с именем существительным, с местоимением 1 2 3 Изм. глагола в пр.вр. по родам Изм. числа глагола Согласование гл. с местоим. в н.вр. 1 Егор Б. 4 2 1 2 Кирилл К. 4 2 1 3 Даша Д. 4 2 1 4 Федор Г. 4 2 1 5 Настя Ф. 4 2 1 6 Милана В. 4 2 1 7 Степан Р. 4 2 1 8 Ани Т. 4 2 1 9 Снежана К. 4 2 1 10 Юля К. 4 2 1 11 Лиза В. 4 2 1 12 Лера О. 4 2 1 Средний балл 4,0 2,0 1,0 Общий ср. балл 2,3
У детей с ОНР выявлены ошибки, которые проявляются в неправильном выборе окончаний для глагола в единственном и множественном числе при согласовании как с существительным, так и местоимением (100% детей). Наибольшее количество ошибок выявлено при согласовании глагола с местоимением, дети не понимают лексического значения некоторых местоимений и грамматического значения категории «лицо глагола» (100% детей).
Представим наглядно результаты обследования на диаграмме (рисунок 3).
Рисунок 3 – Результаты обследования согласования глагола с именем существительным, с местоимением детей старшего дошкольного возраста с ОНР, средний балл
Таким образом, у детей с ОНР III уровня наблюдаются нарушения изменения глагола в числе, а также согласование глагола с местоимением в настоящем времени. Это проявляется в неправильном выборе окончаний для глагола в единственном и множественном числе при согласовании как с существительным, так и местоимением. Наибольшее количество ошибок выявлено при согласовании глагола с местоимением, дети не понимают лексического значения некоторых местоимений и грамматического значения категории «лицо глагола».
Результаты выполнения задания на обследование согласования имени существительного с притяжательным местоимением у детей с ОНР представлены в таблице 5 и на рисунке 4.
Таблица 5
Результаты обследования согласования имени существительного с притяжательным местоимением детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в баллах
№ п/п Список детей Задания на обследование согласования имени существительного с притяжательным местоимением 1 2 Имя сущ. с притяж. мест. Сост. предлож. сущ. с пр. мест. 1 Егор Б. 2 2 2 Кирилл К. 2 2 3 Даша Д. 2 2 4 Федор Г. 2 2 5 Настя Ф. 2 2 6 Милана В. 2 2 7 Степан Р. 2 2 8 Ани Т. 2 2 9 Снежана К. 2 2 10 Юля К. 2 2 11 Лиза В. 2 2 12 Лера О. 2 2 Средний балл 2,0 2,0 Общий ср. балл 2,0
У детей с ОНР III уровня по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием наблюдаются нарушения согласования имени существительного с притяжательным местоимением. Ошибки проявляются в неправильном употреблении местоимения в зависимости от числа и рода имени существительного (100% детей). У детей с ОНР III уровня также наблюдаются нарушения согласования имени существительного с числительным как в именительном, так и родительном падеже (83% детей).
Рисунок 4 – Результаты обследования согласования имени существительного с притяжательным местоимением детей с ОНР, средний балл
Таким образом, у детей с ОНР III уровня наблюдаются нарушения согласования имени существительного с притяжательным местоимением. Ошибки проявляются в неправильном употреблении местоимения в зависимости от числа и рода имени существительного.
Результаты выполнения задания на обследование согласования имени существительного и числительного представлены в таблице 6.
Таблица 6
Результаты обследования согласования имени существительного и числительного детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в баллах
№ п/п Список детей Задания на обследование согласования имени существительного и числительного 1 2 И.п. Р.п. 1 Егор Б. 1 1 2 Кирилл К. 1 1 3 Даша Д. 1 1 4 Федор Г. 1 1 5 Настя Ф. 1 1 6 Милана В. 1 1 7 Степан Р. 1 1 8 Ани Т. 1 1 9 Снежана К. 1 1 10 Юля К. 1 1 11 Лиза В. 1 1 12 Лера О. 1 1 Средний балл 1,0 1,0 Общий ср. балл 1,0
У детей с ОНР III уровня также наблюдаются нарушения согласования имени существительного с числительным как в именительном, так и родительном падеже (83% детей).
В первом задании – согласование имени существительного и числительного все дети задания выполняли с ошибками, которые исправляли после оказания помощи, подсказки. В первом задании дети называли «5 стулов», «зеркалов», «куклов».
Во втором задании «Посчитай на столе карандаши. Сколько их? Пять. Логопед будет прятать карандаши, а ты ответь: сколько карандашей не хватает?» в родительном падеже дети большую часть задания выполняли с ошибками, которые не исправляли после оказания помощи. Например, Лера О. ответила: «один карандаш, три карандаша, пять карандаша, двух карандашов, четырех карандашов».
Представим наглядно результаты обследования на диаграмме (рисунок 5).
Рисунок 5 – Результаты обследования согласования имени существительного с числительным детей старшего дошкольного возраста с ОНР, средний балл
Таким образом, у детей с ОНР III уровня м наблюдаются нарушения согласования имени существительного с числительным как в именительном, так и родительном падеже. По результатам изучения состояния словоизменения у детей с общим недоразвитием речи можно сделать вывод о том, что у дошкольников не сформированы навыки согласования слов, употребления грамматических форм числа, рода, падежа, употребления предлогов.

Выводы по главе II
Исследование включало задания на изучение словоизменения у детей с общим недоразвитием речи: изменение слов по числам, падежам, согласование существительных с прилагательными и числительными, глагольное управление.
По итогам исследования выявлено, что у детей с ОНР нарушен процесс изменения и согласования слов. У дошкольников не сформированы навыки согласования слов, употребления грамматических форм числа, рода, падежа, употребления предлогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Словоизменение – это образование грамматических форм одного и того же слова, выражающих его отношение к другим словам. В дошкольном возрасте ребёнок замечает норму грамматического правила, т.е. ещё до школы он самостоятельно обучается определять правильность своих высказываний, опираясь на языковой образец.
Под общим недоразвитием речи понимается несформированность всех компонентов речевой деятельности, включающей произносительную и лексико-грамматическую сторону речи. У детей наблюдаются нарушения словоизменения, ошибки в использовании предлогов, в падежных окончаниях, неправильное согласование слов в предложении.
Исследование включало задания на изучение словоизменения у детей с общим недоразвитием речи: изменение слов по числам, падежам, согласование существительных с прилагательными и числительными, глагольное управление.
По итогам исследования выявлено, что у детей с ОНР нарушен процесс изменения и согласования слов. У дошкольников не сформированы навыки согласования слов, употребления грамматических форм числа, рода, падежа, употребления предлогов
У детей с общим недоразвитием речи, наиболее распространенными являются следующие ошибки: неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа; смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах; неправильные падежные окончания слов.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель, 2007. 331 с.
Дмитриева К.М. Нарушения словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи / К.М. Дмитриева // Профессиональные дебюты в теории и практике дефектологии: расширяя границы возможного: сборник статей по материалам V Всероссийской студенческой конференции. Нижний Новгород, 2023. С. 190-193.
Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2012. 320 с.
Козырев И.В. Формирование навыков словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи / И.В. Козырев, Г.Н. Меженцева // Научный аспект. 2023. Т. 9. № 4. С. 1070-1075.
Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0231/5_0231-1.shtml
Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды / Р.Е. Левина; ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. М.: Логос, 2009. 224 с.
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Владос, 2014. 678 с.
Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2010. 240с.
Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) / Н.В. Нищева. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. 352 с.
Потапова И.В. Особенности использования предложно-падежных конструкций старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи / И.В. Потапова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2022. Т. 2. С. 139-142.
Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / под ред. Т.В. Волковой. М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2014. 256 с.
Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: учебно-метод. пособие / ред. Т.В. Волосовец. М.: Ин-т общегуманитарных исследований; В. Секачев, 2010. 256 с.
Серебрякова Н.В. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи / Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. метод. рекомендаций / сост. В. П. Балобанова. СПб.: Детство-пресс, 2012. С. 17-29.
Степанова Е.А. Организация логопедической работы в ДОУ / Е.А. Степанова. М.: Сфера, 2012. 112 с.
Филичева Т.Б. Основные направления коррекционной работы / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой. В 5 кн. М.: Владос, 2011. Кн.5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. С.158-167.
Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.: Айрис-пресс, 2005. 224 с.
Цаканян А.А. Особенности развития навыков словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи / А.А. Цаканян, Г.Н. Соломатина // Дефектология и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования: сборник материалов II ежегодной Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2023. С. 477-482.
Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Просвещение, 2009. 250 с.
Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина. М.: Академия, 2012. 240 с.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: пособие для практических работников ДОУ / Г.С. Швайко; под ред. В.В. Гербовой. М.: Айрис-пресс, 2007. 176 с.











6




Sheet1
Диаграмма1
И.п.
Р.п.
Экспериментальная группа
1.00
1.00
Экспериментальная группа
И.п.
Р.п.
1.00
1.00
Sheet1
Диаграмма1
Имя сущ. с притяж. мест.
Сост. предлож. сущ. с пр. мест.
Экспериментальная группа
2.00
2.00
Экспериментальная группа
Имя сущ. с притяж. мест.
Сост. предлож. сущ. с пр. мест.
2.00
2.00
Sheet1
Диаграмма1
Изм. глагола в пр.вр. по родам
Изм. числа глагола
Согласование гл. с местоим. в н.вр.
Экспериментальная группа
4.00
2.00
1.00
Экспериментальная группа
Изм. глагола в пр.вр. по родам
Изм. числа глагола
Согласование гл. с местоим. в н.вр.
4.00
2.00
1.00
Sheet1
Диаграмма1
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
Экспериментальная группа
2.00
1.00
1.40
1.00
2.00
2.00
Экспериментальная группа
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
2.00
1.00
1.40
1.00
2.00
2.00
Sheet1
Диаграмма1
И.п. сущ
Р.п. сущ
Р.п. пред
Д.п. пред
Д.п. сущ
В.п. сущ
В.п. пред
Т.п.
Т.п. пред
П.п.
Экспериментальная группа
1.00
1.00
1.00
2.00
1.00
1.00
3.00
2.00
1.00
2.00
Экспериментальная группа
И.п. сущ
Р.п. сущ
Р.п. пред
Д.п. пред
Д.п. сущ
В.п. сущ
В.п. пред
Т.п.
Т.п. пред
П.п.
1.00
1.00
1.00
2.00
1.00
1.00
3.00
2.00
1.00
2.00

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. М.: АСТ: Астрель, 2007. 331 с.
2. Дмитриева К.М. Нарушения словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи / К.М. Дмитриева // Профессиональные дебюты в теории и практике дефектологии: расширяя границы возможного: сборник статей по материалам V Всероссийской студенческой конференции. Нижний Новгород, 2023. С. 190-193.
3. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2012. 320 с.
4. Козырев И.В. Формирование навыков словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи / И.В. Козырев, Г.Н. Меженцева // Научный аспект. 2023. Т. 9. № 4. С. 1070-1075.
5. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0231/5_0231-1.shtml
6. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды / Р.Е. Левина; ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. М.: Логос, 2009. 224 с.
7. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Владос, 2014. 678 с.
8. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2010. 240с.
9. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) / Н.В. Нищева. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. 352 с.
10. Потапова И.В. Особенности использования предложно-падежных конструкций старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи / И.В. Потапова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2022. Т. 2. С. 139-142.
11. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / под ред. Т.В. Волковой. М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2014. 256 с.
12. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: учебно-метод. пособие / ред. Т.В. Волосовец. М.: Ин-т общегуманитарных исследований; В. Секачев, 2010. 256 с.
13. Серебрякова Н.В. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи / Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. метод. рекомендаций / сост. В. П. Балобанова. СПб.: Детство-пресс, 2012. С. 17-29.
14. Степанова Е.А. Организация логопедической работы в ДОУ / Е.А. Степанова. М.: Сфера, 2012. 112 с.
15. Филичева Т.Б. Основные направления коррекционной работы / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой. В 5 кн. М.: Владос, 2011. Кн.5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. С.158-167.
16. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.: Айрис-пресс, 2005. 224 с.
17. Цаканян А.А. Особенности развития навыков словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи / А.А. Цаканян, Г.Н. Соломатина // Дефектология и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования: сборник материалов II ежегодной Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2023. С. 477-482.
18. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Просвещение, 2009. 250 с.
19. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина. М.: Академия, 2012. 240 с.
20. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: пособие для практических работников ДОУ / Г.С. Швайко; под ред. В.В. Гербовой. М.: Айрис-пресс, 2007. 176 с.