Использование музыки в регуляции эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 15 + 15 источников
- Добавлена 04.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использование музыки в регуляции эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 5
1.1 Влияние музыки на эмоциональное состояние детей 5
1.2 Использование музыки в регуляции эмоций детей с ЗПР 9
1.3 Организация музыкальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР 13
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей использование музыки в регуляции эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 19
2.1 Диагностика уровня развития музыкальных способностей 19
2.2 Анализ результатов диагностики 26
2.3 Проект «Использование музыки в регуляции эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» 29
Заключение 34
Список литературы 36
Приложения 38
Дети с задержкой психического развития имеют особенности развития музыкального восприятия, которые можно проследить в музыкальной деятельности, а именно в прослушивании музыки.Экспериментальная часть исследования позволила выявить уровни развития эмоциональной реактивности, что дает возможность определить направления этапа обучения.2.3Проект «Использование музыки в регуляции эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»Обоснование разработки проекта. Прослушивание музыки – это ода лучшим формам работы по развитию эмоционального реагирования детей на музыку, ведь музыка позволяет детям проявить широкий спектр характера и эмоций. Важно правильно подобрать репертуар для прослушивания музыки, исходя из возраста и индивидуальных возможностей учащихся. Сам процесс прослушивания музыки несет в себе огромный положительный эмоциональный заряд, позволяет ребенку «прожить» собственный эмоциональный опыт. У детей с умственной отсталостью наблюдается незрелость эмоциональной сферы.Описание проекта. Участники: дети с задержкой психического развития, музыкальный руководитель, педагог, дефектолог. Цель проекта – развитие эмоциональной отзывчивости в процессе прослушивания музыки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений в области музыкального воспитания детей с задержкой психического развития. Задачи:1. Подобрать репертуар для прослушивания музыки для детей с задержкой психического развития с учетом их индивидуальных особенностей.2. Развивать эмоциональную реактивность на музыку – от импульсивных реакций на простейшие музыкальные явления до более выраженных и разнообразных эмоциональных реакций, характеризующихся мимическими, двигательными и голосовыми проявлениями.3. Учить детей правильно определять характер музыки, выделять средства музыкальной выразительности. Выражайте свое отношение и образ произведения словесно, через рисунки, движения, мимику.4. Обогащать словарный запас детей, передавать их впечатления, описывать характер музыкального произведения.Продолжительность проекта: долгосрочный (6 месяцев)Репертуар: для работы с детьми с задержкой психического развития необходим специальный подбор репертуара. Познакомить детей с разными интонациями, характерами и жанрами музыки. Произведения должны быть понятны детям, доступны и близки по содержанию. Словарная работа: в приложении содержится словарь для описания характера, эмоционального и образного содержания музыки, которую следует изучать старшим дошкольникам по О. П. Радыновой. План реализации проекта и методическое обеспечение.Этапы проекта:I. Организационный (1, 2 недели сентября) – определяем задачи, задачу проекта. Изучить уровень эмоциональной реактивности на музыку у детей с ЗПР путем диагностики и наблюдения за детьми во время музыкальной деятельности. Определить уровень заинтересованности родителей и педагогов в данном проекте.II. Практический (3,4 недели сентября – 1,2 недели февраля) – урок аудирования музыки.1. Этап обучения: на этом этапе необходимо сформировать у детей представление о характере, чувствах, легко узнаваемых в жизни и искусстве, таких как радость, печаль, страх, удивление, спокойствие и т. д.2. Смысловой этап: более детальное и детальное понимание детьми интонационных и выразительных средств выразительности музыки, средств передачи эмоций и чувств, таких как: мелодия, темп, тембр, регистр, ритм, нюансы динамики. Развитие дифференцированного слушания музыки, понимания целостного образа произведения.3. Творческий этап: это своего рода закрепление приобретенного опыта, знаний и умений. На этом этапе рекомендуется использовать многочисленные изобразительные и речевые приемы, видеопоказы, картины, чтение стихов, различные игры, которые помогут в дальнейшем выразить собственные переживания, эмоции от работы через рисунки, движения, мимику. Воображение, детское воображение активизируется.III. Заключительный (3,4 недели в феврале) – подвести итоги проекта, поставить новый диагноз, проанализировать и оценить влияние проекта, а также подвергнуть сомнению удовлетворенность родителей и учителей. Форма и метод деятельности: работа с детьми на фронтальных уроках музыки.Описание практического этапа (табл. 2) (приложение 3). Ожидаемые результаты: после разработки проекта, определения его целей, задач можно предположить результаты: Дети:1. Положительная динамика в развитии музыкальной реакции на музыку.2. Возникновение интереса к прослушиванию различной музыки, эмоциональному реагированию на нее, разговору об эмоциональном и образном содержании музыки.3. Умение определять характер музыки, выражать свои чувства и впечатления в разных формах: в рисунке, движениях и т. д.4. Освоение нового музыкального репертуара.5. Получать удовольствие от совместных занятий со взрослыми и сверстниками, занятий музыкой.Родители:1. Повышение интереса к музыкальной деятельности, а именно восприятия музыки у родителей.2. Повышение компетентности родителей в области музыкального воспитания детей.3. Интерес и осознание важности проблемы развития эмоционального реагирования на музыку у детей.Педагоги:1. Совершенствование профессиональных навыков прослушивания музыки у детей с задержкой психического развития.2. Обогащение методической базы.3. Планируйте занятия по прослушиванию музыки, исходя из вашего индивидуального уровня развития.4. Обогащение образовательной среды.Перспективы развития: использование данного проекта как основы для постоянного совершенствования разработки музыкальной составляющей.Методические рекомендации для учителей. Для развития музыкального восприятия и эмоциональной реакции на музыку у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития необходимо учитывать особенности детей на уроках музыки, выбирать эффективные методы, приемы и репертуар. Рекомендуется проводить фронтальные курсы. Для достижения наилучших результатов коррекционные занятия строятся на равномерном распределении психофизической и речевой нагрузки.Рекомендации для родителей. Семейное музыкальное образование очень важно для разностороннего развития детей. Существенным отличием прослушивания музыки дома является индивидуальная направленность и благоприятная, спокойная и комфортная атмосфера. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным, любимым, в обстановке, насыщенной положительными эмоциями. Музыку в семье можно использовать как в форме занятий, так и в более свободных формах – как развлечение, как фон для других занятий.Таким образом, данный проект может быть полезен в работе музыкального руководителя, педагога и может быть использован как основа для дальнейшего использования музыки в регуляции эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.ЗаключениеВ данной работе было исследовано использование музыки в регуляции эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Результаты исследования показали, что музыка имеет значительный потенциал влиять на эмоциональное состояние и поведение детей с ЗПР.Во-первых, музыка может служить средством снятия стресса и напряжения у детей с ЗПР. Использование специально подобранной музыки, такой как медитативные или расслабляющие композиции, может помочь детям успокоиться и снизить уровень тревожности.Во-вторых, музыка способна стимулировать эмоциональное выражение и коммуникацию у детей с ЗПР. Использование музыкальных инструментов или пение песен может помочь детям выразить свои эмоции и улучшить их коммуникативные навыки.Кроме того, музыкальные занятия могут способствовать развитию моторики и координации движений у детей с ЗПР. Ритмические упражнения и танцы под музыку помогают развивать моторные навыки и улучшают координацию движений у детей.Таким образом, использование музыки в регуляции эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста с ЗПР является эффективным и перспективным подходом. Он может помочь улучшить эмоциональное благополучие, коммуникативные навыки и моторику у детей с ЗПР. Дальнейшие исследования в этой области помогут более полно раскрыть потенциал музыки в работе с этой категорией детей и разработать более точные методики и программы музыкальной терапии.Дополнительные исследования и эксперименты в этой области позволят расширить наши знания о том, какую роль музыка может сыграть в регуляции эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Более глубокое понимание механизмов воздействия музыки на эмоции позволит разработать более индивидуальные и целенаправленные программы музыкальной терапии для каждого ребенка.Кроме того, важно учитывать контекст использования музыки в регуляции эмоциональных состояний детей с ЗПР. Сотрудничество между специалистами в области музыкальной терапии, педагогами и родителями может быть ключевым фактором для достижения максимальных результатов. Взаимодействие и совместная работа всех сторон помогут определить наилучшие подходы и методики для каждого ребенка, учитывая его индивидуальные потребности и особенности.В заключение, использование музыки в регуляции эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста с ЗПР представляет собой перспективное направление для исследования и практической работы. Музыка может быть мощным инструментом, способствующим развитию эмоционального благополучия, коммуникации и моторики у детей с ЗПР. Однако, дальнейшие исследования и практика должны быть направлены на разработку более точных и индивидуальных методик, а также на сотрудничество между специалистами и родителями для достижения оптимальных результатов в работе с этой категорией детей.Список литературы1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста./ Алексеева Е. Е. - М.: Юрайт, 2020. - 196 с.2. Бабкина, Н.В. Выбор индивидуального образовательного маршрута для ребенка с задержкой психического развития / Н.В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 2. – С. 16-22.3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика./ Болотина Л. Р. - М.: Юрайт, 2020. - 219 с.4. Брезгина, С. Ю. Музыкально-игровая деятельность как средство развития эмоционального интеллекта ребенка / С. Ю. Брезгина. // Молодой ученый. - 2023. - № 24 (471). - С. 201-203. 5. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика./ Галигузова Л. Н. - М.: Юрайт, 2020. - 254 с.6. Михайлова, Р. О. К проблеме использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Р. О. Михайлова. // Молодой ученый. - 2021. - № 18 (360). - С. 346-348.7. Токарев, А. А. Музыка как лечебный фактор развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях ДОУ / А. А. Токарев, Т. Р. Секачева. // Молодой ученый. - 2019. - № 6 (41). - С. 433-436. Электронные ресурсы8. Диагностика А.Г. Гогоберидзе. - URL: https://savchenkova.ucoz.ru/foto/kartinki/gogoberilze.pdf (дата обращения: 04.01.2024).9.Диагностика О.П. Радыновой. - URL: http://solnyshko9.hmansy.prosadiki.ru/media/2020/05/25/1254239067 (дата обращения: 04.01.2024).10. Досаева Р.Н. Возможности музыкального фольклора как средства коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-muzykalnogo-folklora (дата обращения: 04.01.2024).11.Лукьянова Н.В. Музыка и дети. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzyka-i-deti (дата обращения: 04.01.2024).12. Максимова С.Ю. Значение музыкально-двигательной деятельности для психофизического развития дошкольников с задержкой психического развития. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-muzykalno-dvigatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.01.2024).13. Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись». - URL: http://domtvorserg.nnov.eduru.ru/media/2022/05/25/1297641950 (дата обращения: 04.01.2024).14.Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 94 "Колосок» г. Нижний Новгород. - URL: https://madou146.ru/ (дата обращения: 04.01.2024).15. Шутова Н.В. Экспериментальное изучение влияния музыки на эмоциональное отношение к интеллектуальному заданию и продуктивность его выполнения детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-izuchenie (дата обращения: 04.01.2024).ПриложенияПриложение 1Таблица 1 - Критерии оценки восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста по программе «Детство»Низкий уровень восприятияРебенок активен только в определенных видах музыкальной деятельности. Он не узнает музыкальные композиции, которые слушались на уроке ранее. Он плохо владеет музыкальными выразительными средствами. Не могу объяснить их цельСредний уровень восприятияРебенок понимает средства музыкальной выразительности, но не всегда может объяснить их использование. Не могу анализировать музыку. Я не уверен в своих ответах. Имеет музыкальные предпочтения, хорошо объясняет свое понимание музыкального образа на примере любимых произведений.Высокий уровень восприятияРебенок музыкально образован. Знает музыкальные выразительные средства, может указать на некоторые из них. Дифференцированное восприятие носит сознательный, системный характер. Имеет представление о жанрах классической музыки.Рисунок 1 - Уровни эмоциональной отзывчивости и интереса к восприятию музыкиПриложение 2Рисунок 2. Осознанность понимания эмоционального настроя музыкиРисунок 3. Уровни эмоционального восприятияПриложение 3Таблица 2 - Описание практического этапаЭтапыСрокиСодержаниеТип заданияМетоды и приемыРепертуар1.ознакомительный3,4 недели СентябряЗнакомство детей с музыкой, выражающей эмоциональное состояние реальных образов мира, близких и понятных детям.- объединение различных видов искусства: показ иллюстраций близких по настроению музыкальных произведений - прием уподобления характера звуков (словесное, мимическое, цветовое уподобление) - прием использования пиктограмм эмоций - прием создания эмоциональных ситуаций - игровые приемыР.Шуман «Смелый наездник»; Д.Кабалевский «Клоуны»; Е.Тиличева «Мамин праздник»; П.И.Чайковски й «Болезнь куклы»1,2 недели октябряЗнакомство детей с музыкальными произведениями, выражающими контрастные настроения. Тип задания (произведения одного жанра; с одинаковыми названиями).- объединение различных видов искусства: показ иллюстраций близких по настроению музыкальных произведений. Методы и приемы. - контрастное сопоставление музыкальных произведений. - принцип «настройки цвета».Д.Д.Шостакови ч «Марш» - Л.Шульгин «Марш»; Г.В. Свиридов «Колыбельная»Г.Свиридов «Парень с гармошкой»- П.Чайковский «Мужик на гармонике играет».3,4 недели октябряЗнакомство детей с эмоциональными состояниями, соответствующими характеру образов сказочных персонажей, переданных в музыке.- объединение разных видов искусства: показ иллюстраций близких по настроению музыкальных произведений - игровой метод - прием сравнения (сравнение музыки с изображениями этих персонажей, сравнение персонажей между собой и т. д.) - прием эмоционального воздействия - использование эскизовП.И. Чайковский «Щелкунчик»; П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»; П.И. Чайковский «Баба Яга»2.смысловйНоябрьАудирование – произведения, отображающие тип задания, времена года и явления природы. Понимание средств музыкальной выразительности, понимание чувств и эмоций, присущих музыке.- объединение разных видов художественных приемов и приемов: показ иллюстраций близких по настроению музыкальных произведений - прием сравнения - различение оттенков одного и того же настроения - прием усвоения характера звуков (моторно-двигательное, словесное, мимическое, цветовое усвоение .)Т.Попатенко«Листопад», РепертуарМ.Красева «Падают листья»; П.Чайковский «Осеняя песнь»;ДекабрьПрослушивание произведений направлено на развитие у детей целостного музыкального опыта, предполагающего разностороннее, глубокое и целостное раскрытие образов, основанное на типичном взаимодействии разных видов искусств.- объединение различных видов искусства: показ иллюстраций близких по настроению музыкальных произведений - прием уподобления по характеру звуков Методы и приемы (моторно-двигательное уподобление, словесное, мимическое, цветовое уподобление.) - прием эмоционального воздействияЕ.Тиличева «Вырастает город»; Д.Д. Шостакович «Шарманка»;3.творческйЯнварьРеализация опыта музыкального восприятия в музыкально-игровой деятельности детей. Вспомогательное использование картин, игр и стихов, которые помогут детям выразить образы произведения в рисунке, движении, позе, мимике.- объединение различных видов искусства: показ иллюстраций к музыке, близких по настроению - передача характера музыки в движении - использование эскизов - создание рисунка, передающего характер музыкиС.Майкапар «Мотылек»; Т.Попатенко «Мальчикзамарашка»; П.И. Чайковский «Вальс цветов».
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста./ Алексеева Е. Е. - М.: Юрайт, 2020. - 196 с.
2. Бабкина, Н.В. Выбор индивидуального образовательного маршрута для ребенка с задержкой психического развития / Н.В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 2. – С. 16-22.
3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика./ Болотина Л. Р. - М.: Юрайт, 2020. - 219 с.
4. Брезгина, С. Ю. Музыкально-игровая деятельность как средство развития эмоционального интеллекта ребенка / С. Ю. Брезгина. // Молодой ученый. - 2023. - № 24 (471). - С. 201-203.
5. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика./ Галигузова Л. Н. - М.: Юрайт, 2020. - 254 с.
6. Михайлова, Р. О. К проблеме использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Р. О. Михайлова. // Молодой ученый. - 2021. - № 18 (360). - С. 346-348.
7. Токарев, А. А. Музыка как лечебный фактор развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях ДОУ / А. А. Токарев, Т. Р. Секачева. // Молодой ученый. - 2019. - № 6 (41). - С. 433-436.
Электронные ресурсы
8. Диагностика А.Г. Гогоберидзе. - URL: https://savchenkova.ucoz.ru/foto/kartinki/gogoberilze.pdf (дата обращения: 04.01.2024).
9.Диагностика О.П. Радыновой. - URL: http://solnyshko9.hmansy.prosadiki.ru/media/2020/05/25/1254239067 (дата обращения: 04.01.2024).
10. Досаева Р.Н. Возможности музыкального фольклора как средства коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-muzykalnogo-folklora (дата обращения: 04.01.2024).
11.Лукьянова Н.В. Музыка и дети. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzyka-i-deti (дата обращения: 04.01.2024).
12. Максимова С.Ю. Значение музыкально-двигательной деятельности для психофизического развития дошкольников с задержкой психического развития. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-muzykalno-dvigatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.01.2024).
13. Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись». - URL: http://domtvorserg.nnov.eduru.ru/media/2022/05/25/1297641950 (дата обращения: 04.01.2024).
14.Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 94 "Колосок» г. Нижний Новгород. - URL: https://madou146.ru/ (дата обращения: 04.01.2024).
15. Шутова Н.В. Экспериментальное изучение влияния музыки на эмоциональное отношение к интеллектуальному заданию и продуктивность его выполнения детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-izuchenie (дата обращения: 04.01.2024).