Становление местного самоуправления в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 34 34 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 05.02.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 5
Глава 1. Понятие и история развития местного самоуправления 7
1.1 Местное самоуправление как институт гражданского общества 7
1.2 История развития местного самоуправления в России 9
Глава 2. Перспективы развития местного самоуправления 16
2.1 Модели организации местной власти в РФ 16
2.2 Тенденции современного реформирования местного самоуправления в России 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложения 32
Фрагмент для ознакомления

Процедура удаления в отставку главы муниципального образования являлась предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации. Конституционный Суд РФ отметил, что указанное мнение высшего должностного лица субъекта РФ при рассмотрении инициативы об увольнении главы муниципального образования носит рекомендательный характер как представительного органа муниципального образования, а следовательно, не имеет никакого значения. Основания для его отстранения от должности. Считать, что оспариваемая норма нарушила конституционные права представительного органа муниципального образования.Несмотря на заявленную позицию Конституционного Суда Российской Федерации, нормы, отраженные в части 4 статьи 74.1, прямо указывают на то, что мнение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации принимается во внимание, то есть формулировка, содержащаяся в статья не содержит символовПоэтому процедура отставки главы муниципального образования требует более конкретного правового регулирования. Таким образом, несовершенство процедуры приводит к многочисленным спорам, что подтверждает необходимость исправления недостатков этого института или отказа от такой меры ответственности в России.Двойной статус главы муниципального образования и его дополнительные меры ответственности. Согласно части 18 статьи 19 законопроекта № 40361-8, глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, одновременно заменяет гражданскую службу субъекта Российской Федерации и муниципальную службу. Непонятно, как такой дуалистический статус главы муниципального образования связан с конституционным принципом не вхождения органов местного самоуправления в систему публичной власти. Представляется, что данное положение федерального законопроекта нуждается в пересмотре.Интересно отметить положение части 7 статьи 29 законопроекта № 40361-8, которое предусматривает, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации имеет право вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главу местной администрации за некачественное исполнение илинеисполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъекта Российской Федерации.Все вышеперечисленные изменения позволяют осмысленно говорить о существовании отношений власти и подчинения между высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и главой муниципального образования, для этого предусмотрены все механизмы и рычаги воздействия в федеральном законопроекте.Общие и специальные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Статья 32 Законопроекта № 40361-8 в части 1 определяет полномочия, распространяющиеся на все без исключения органы местного самоуправления (общие), в части 2 определены полномочия, которые в целях обеспечения жизнедеятельности населения: могут быть установлены законом субъекта Российской Федерации для органов местного самоуправления(специальные).Кроме того, в части 3 настоящей статьи указано, что специальные полномочия, не отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления, являются перераспределенными полномочиями и осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Законопроект № 40361-8 предусматривает прямое распределение полномочий между органами местного самоуправления.Таким образом, данное положение, на первый взгляд, регламентирует полномочия органов местного самоуправления и упрощает их реализацию через правоприменение. Однако если абстрагироваться от формального подхода и рассмотреть эти новости осмысленно, то можно обнаружить тенденцию последних лет к участию в процессе определения вопросов местного значения (в данном случае полномочий) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.В связи с этим сужается сфера реализации конституционного принципа, установленного статьей 12 Конституции Российской Федерации: «местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно». Эта проблема проявляется в двух аспектах. Прежде всего, отсутствует механизм обсуждения органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимости предоставления тех или иных специальных полномочий. Это говорит о том, что региональные власти без какого-либо соглашения с местными властями могут сами определять местные потребности, диктуя направления местного самоуправления.Во-вторых, пункт 2 статьи 32 законопроекта № 40361-8 устанавливает полномочия в отношении организации и проведения мероприятий территориальной обороны и гражданской обороны, мобилизационной подготовки, жилищного строительства и т.д.Отстранение населения от осуществления местной автономии. Эта тенденция определяет новую систему территориальной организации местного самоуправления. Его истоки берут начало в 2010-е годы, когда субъекты Российской Федерации приступили к расширению муниципальных образований.При этом в 2020 году поправка в статью 131 Конституции РФ убрала упоминание о городских и сельских поселениях, дав законодателю возможность отменить их полностью. Следует отметить, что Конституционный Суд РФ при толковании статьи 131 Конституции РФ до конституционной реформы 2020 года неоднократно отмечал особое значение городских и сельских поселений, которые наиболее приближены к населению и соответствуют самой идее местного самоуправления. В Заключении от 16.03.2020 № 1-З не дана оценка исключению категории «поселений» из текста Конституции Российской Федерации. Следует отметить, что одноуровневая система сводится исключительно к прямым выборам представительного органа муниципального образования. Однако не следует забывать за «маской» муниципальных выборов и других важных конституционных принципах местного самоуправления, поскольку это прямое выражение народной власти может осуществляться в двухпартийной системе уровней организации местного самоуправления. Однако укрупнение муниципалитетов и, как следствие, их сокращение значительно облегчает интеграцию местных органов власти в единую систему публичной власти.Таким образом, на основании всего вышеизложенного следует сделать вывод, что Законопроект № 40361-8 четко определяет слияние органов местного самоуправления с органами государственной власти в соответствии с принципом единства публичной власти. Имеет место активное состояние местного самоуправления и его интеграция в вертикаль государственной власти, что делает местное самоуправление участником подчиненных отношений с вышестоящими региональными органами власти. Единственным препятствием для прямого указания на то, что местное самоуправление является продолжением государственной власти, является статья 12 Конституции Российской Федерации. Несмотря на то, что конституционные принципы, заложенные в главе первой Конституции Российской Федерации, незыблемы, современная муниципальная реформа далека от идей, заложенных авторами Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 года по вопросам местного самоуправления. ЗаключениеВ заключение, становление местного самоуправления в России является сложным и многогранным процессом, который начался после распада Советского Союза. Отсутствие опыта и традиций самоуправления в стране привело к трудностям и вызвало необходимость в создании новой системы, основанной на демократических принципах и учете интересов местного населения.Важным шагом в становлении местного самоуправления стало принятие Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определил основные принципы и порядок организации местных органов власти. Этот закон значительно расширил полномочия муниципальных органов и дал возможность гражданам активно участвовать в принятии решений, касающихся их жизни и благополучия.Однако процесс становления местного самоуправления в России еще не завершен. Существуют проблемы, такие как недостаточная финансовая независимость муниципалитетов, недостаточная компетентность и ответственность местных чиновников, а также ограничения на реализацию полномочий местных органов власти.Для успешного развития местного самоуправления в России необходимо продолжать усилия по улучшению законодательной базы, повышению квалификации муниципальных служащих, обеспечению финансовой стабильности муниципалитетов и развитию гражданского общества. Только таким образом можно создать условия для эффективной деятельности местных органов власти и удовлетворения потребностей местного населения.Становление местного самоуправления является важным этапом в демократическом развитии России. Оно способствует укреплению гражданского общества, повышению ответственности власти перед населением и развитию территориальных сообществ. Реализация принципов местного самоуправления позволит создать благоприятные условия для развития регионов, обеспечения качественных услуг и повышения уровня жизни граждан.Однако становление местного самоуправления в России также сталкивается с некоторыми вызовами и проблемами. Одной из них является недостаточная осведомленность и активное участие граждан в местных делах. Часто население не знает о своих правах и возможностях влиять на принятие решений, что создает преграды для развития демократического процесса на местном уровне.Также существует проблема коррупции в местных органах власти. Непрозрачность и недостаток открытости в процессе принятия решений могут способствовать злоупотреблениям и неблагоприятным условиям для развития местного сообщества. Необходимо усилить меры по борьбе с коррупцией и обеспечить прозрачность и открытость в работе муниципальных органов.Для успешного становления местного самоуправления в России также требуется улучшение системы финансирования муниципалитетов. Неравномерное распределение финансовых ресурсов и недостаточное финансирование местных органов власти могут ограничивать их возможности в реализации проектов и улучшении качества жизни населения.В целом, становление местного самоуправления в России продолжается, и несмотря на некоторые проблемы, есть положительные сдвиги в развитии этой системы. Важно продолжать работу по совершенствованию законодательства, повышению гражданской активности, обеспечению прозрачности и открытости в работе муниципальных органов. Только в таком случае местное самоуправление сможет полностью выполнять свою роль в развитии регионов и удовлетворении потребностей населения.Список использованной литературыНормативные правовые акты1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //Консультант Плюс2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Консультант Плюс3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"//Консультант Плюс4. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 января 2022 г. N 709-8 ГД "О проекте федерального закона N 40361-8 "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"//Консультант Плюс5. Заключение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.03.2020 № 1-З//Консультант Плюс6. Определение Конституционного Суда РФ от 02.11.2011 № 1464- О-О//Консультант Плюс7. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 № 30-П//Консультант ПлюсНаучная литература8. Багандов, Р. М. Роль местного самоуправления как института гражданского общества / Р. М. Багандов. // Молодой ученый. - 2018. - № 21 (207). - С. 321-323. 9. Болдырев О.Ю. Проект нового Закона о местном самоуправлении без самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 2. С. 65 - 70.10. Ботина, В. Р. Модели организации местного самоуправления: новеллы современности / В. Р. Ботина. // Молодой ученый – 2019 - № 35 (273). - С. 62-67.11. Даниленко А.О. Тенденции современного реформирования местного самоуправления в России // Вопросы российского и международного права. 2022. Том 12. № 10А. С. 221- 228.12. Запевалов, А. В. Местное самоуправление в истории Российского государства: традиции и современность / А. В. Запевалов. // Молодой ученый.- 2023. - № 11 (458). - С. 239-242. 13. Истомина, Н. Н. Место и роль муниципальных органов управления в новой социально-экономической стратегии развития регионов России / Н. Н. Истомина. // Молодой ученый. - 2019. - № 11 (11). - С. 112-118. 14. Матвеева, С. В. Характеристика организационных моделей местного самоуправления / С. В. Матвеева. // Актуальные проблемы права : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). - Казань : Молодой ученый, 2019. - С. 6-10. 15. Плюта, К. В. Местное самоуправление и российская государственность: становление и развитие / К. В. Плюта.// Молодой ученый. - 2020. - № 4 (294). - С. 408-410. 16. Сидоренко, Г. И. Развитие гражданского общества в современной России: тенденции и проблемы взаимодействия с государством / Г. И. Сидоренко. // Молодой ученый. - 2021. - № 8 (88). - С. 749-753.Электронные ресурсы17. Доклад о результатах ежегодного мониторинга организации местного самоуправления в Российской Федерации за 2020 год. - URL: http://komitet4.km.duma.gov.ru/upload/site28/Monitoring (дата обращения: 04.01.2024).18. Какадий И.И. История развития местного самоуправления вистория развития местного самоуправления в Российской Федерации. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 04.01.2024).19. Карцев Б.В. Современные тренды местного самоуправления в Российской Федерации. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-trendy-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 04.01.2024).20. Федоров А.И. Модели организации местного самоуправления в Российской Федерации. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-organizatsii-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 04.01.2024).ПриложенияПриложение 1Рисунок 1 - Развитие местного самоуправленияРисунок 2 - Структура местного самоуправленияПриложение 2Рисунок 3 – Модель 1Рисунок 4 – Модель 2Приложение 3Рисунок 5 – Модель 3Рисунок 6 – Модель 4

Нормативные правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //Консультант Плюс
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Консультант Плюс
3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"//Консультант Плюс
4. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 января 2022 г. N 709-8 ГД "О проекте федерального закона N 40361-8 "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"//Консультант Плюс
5. Заключение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.03.2020 № 1-З//Консультант Плюс
6. Определение Конституционного Суда РФ от 02.11.2011 № 1464- О-О//Консультант Плюс
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 № 30-П//Консультант Плюс
Научная литература
8. Багандов, Р. М. Роль местного самоуправления как института гражданского общества / Р. М. Багандов. // Молодой ученый. - 2018. - № 21 (207). - С. 321-323.
9. Болдырев О.Ю. Проект нового Закона о местном самоуправлении без самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 2. С. 65 - 70.
10. Ботина, В. Р. Модели организации местного самоуправления: новеллы современности / В. Р. Ботина. // Молодой ученый – 2019 - № 35 (273). - С. 62-67.
11. Даниленко А.О. Тенденции современного реформирования местного самоуправления в России // Вопросы российского и международного права. 2022. Том 12. № 10А. С. 221- 228.
12. Запевалов, А. В. Местное самоуправление в истории Российского государства: традиции и современность / А. В. Запевалов. // Молодой ученый.- 2023. - № 11 (458). - С. 239-242.
13. Истомина, Н. Н. Место и роль муниципальных органов управления в новой социально-экономической стратегии развития регионов России / Н. Н. Истомина. // Молодой ученый. - 2019. - № 11 (11). - С. 112-118.
14. Матвеева, С. В. Характеристика организационных моделей местного самоуправления / С. В. Матвеева. // Актуальные проблемы права : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). - Казань : Молодой ученый, 2019. - С. 6-10.
15. Плюта, К. В. Местное самоуправление и российская государственность: становление и развитие / К. В. Плюта.// Молодой ученый. - 2020. - № 4 (294). - С. 408-410.
16. Сидоренко, Г. И. Развитие гражданского общества в современной России: тенденции и проблемы взаимодействия с государством / Г. И. Сидоренко. // Молодой ученый. - 2021. - № 8 (88). - С. 749-753.
Электронные ресурсы
17. Доклад о результатах ежегодного мониторинга организации местного самоуправления в Российской Федерации за 2020 год. - URL: http://komitet4.km.duma.gov.ru/upload/site28/Monitoring (дата обращения: 04.01.2024).
18. Какадий И.И. История развития местного самоуправления в история развития местного самоуправления в Российской Федерации. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 04.01.2024).
19. Карцев Б.В. Современные тренды местного самоуправления в Российской Федерации. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-trendy-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 04.01.2024).
20. Федоров А.И. Модели организации местного самоуправления в Российской Федерации. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-organizatsii-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 04.01.2024).