Значение дидактических игр в автоматизации звуков и овладении коммуникативными навыками при полиморфной дислалии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 44 44 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 08.02.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования дидактических игр в автоматизации звуков и овладении коммуникативными навыками при полиморфной дислалии 6
1.1 Дислалия как нарушение речи 6
1.2 Коррекция нарушений звукопроизношения при дислалии 9
1.3 Дидактические игры в коррекции нарушений звукопроизношения при дислалии 15
Глава 2. Практическая работа по использованию дидактических игр в автоматизации звуков и овладении коммуникативными навыками при полиморфной дислалии 18
2.1 Методика изучения звукопроизношения у детей с дислалией 18
2.2 Результаты исследования звукопроизношения у детей с дислалией 24
2.3 Коррекционная работа по автоматизации звуков и овладении коммуникативными навыками детей с дислалией с помощью дидактических игр 34
Заключение 39
Список литературы 40
Приложение 43

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, недостаточная подвижность артикуляционного аппарата и низкий уровень фонематического слуха являлись причиной низкого уровня звукопроизношения. У детей наблюдается недостаточная сформированность артикуляционной моторики: движения губ, языка, нижней челюсти вялые, объем движений неполный, наблюдаются моторная напряженность, скованность, неточность. Недостаточный уровень сформированности фонематического восприятия проявляется в ошибках на различение звонких-глухих и свистящих-шипящих звуков. Наблюдаются различные виды нарушений звукопроизношения: искажения, замены свистящих, шипящих звуков, а также соноров. Выявлена взаимосвязь нарушения звукопроизношения в зависимости от фонетического аспекта, т.е. от позиции звука в слове, от сложности слоговой структуры слова. Наиболее часто произношение нарушается при нахождении звука в середине слова. Анализ полученных результатов позволил нам сделать вывод о необходимости целенаправленной коррекционной работы по их преодолению.

2.3 Коррекционная работа по автоматизации звуков и овладении коммуникативными навыками детей с дислалией с помощью дидактических игр

Рассмотрим более подробно содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Основной формой работы выступили занятия – фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. На первых этапах работа проводилась преимущественно на индивидуальных и подгрупповых занятиях, затем на фронтальных.
Работа строилась на основе следующих принципов:
Онтогенетический принцип. Коррекционная работа строились с учетом этапов становления фонетико-фонематической системы в онтогенезе. Сначала отрабатывались те звуки, которые формируются раньше.
Принцип системности. Работа включала не только коррекцию звукопроизношения, но и развитие фонематического восприятия, артикуляционной моторики. Коррекция звукопроизношения в возможно только при системном охвате всех сторон речевой системы, задействованной в звукопроизношении.
Принцип коммуникативности. В ходе работы была сделана установка на организацию общения, в ходе которого закреплялись сформированные умения и навыки. Благодаря этому процесс обучения был не механическим, а коммуникативным, позволяющим проявить детям себя в процессе совместной образовательной деятельности.
Принцип доступности. Используемые на логопедических занятиях игры, упражнения имеют оптимальный уровень трудности, доступные для выполнения детьми старшего дошкольного возраста. Предполагается смена видов деятельности детей для профилактики утомления (наглядность, подвижные игры, зрительная и пальчиковая гимнастика). Реализации принципа доступности также способствовало использование игровых заданий от простого к сложному.
Принцип наглядности. Коррекционный процесс включал использование наглядных методов и средств обучения – предметов, игрушек, предметных и сюжетных картин, муляжей фруктов, овощей, артикуляционных профилей, схем, фишек и т.д.
Коррекционная работа осуществлялась посредством комплекса методов – словесных (объяснение, беседа, рассказ, чтение художественной литературы), наглядных (демонстрация, иллюстрация, использование мультимедиа презентации) и практических (упражнение). Основным средством коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дислалией выступает дидактическая игра.
Направления работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией:
развитие артикуляционной моторики (статической и динамической организации движений органов артикуляционного аппарата) посредством артикуляционной гимнастики;
развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений посредством дидактических игр и упражнения;
развитие речевого дыхания, формирование сильного выхода, целенаправленной воздушной струи посредством дидактических игр и упражнений;
постановка звуков, развитие правильной артикуляции звуков, автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях и тексте, дифференциация звуков (глухих – звонких, твердых – мягких, свистящих – шипящих, сонорных).
Работа по коррекции нарушений звукопроизношения, которые были выявлены в ходе логопедического обследования у детей с дислалией, осуществлялась на протяжении трех этапов – подготовительного, основного, заключительного.
Подготовительный этап коррекционной работы был ориентирован на развитие артикуляционной моторики старших дошкольников с дислалией, мимической мускулатуры, фонематического слуха и восприятия, речевого дыхания.
Для развития артикуляционной моторики подбирались упражнения индивидуально в соответствии с состоянием органов артикуляции и нарушенными звуками. Артикуляционная гимнастика проводилась на всех занятиях – индивидуальных, подгрупповых, фронтальных.
Артикуляционная гимнастика для детей с нарушением произношения свистящих звуков включала следующие упражнения: «Заборчик», «Хоботок», «Трубочка», «Блинчик», «Горочка», «Чистим зубы», «Качели», «Иголочка» и другие.
Артикуляционная гимнастика для детей с нарушением произношения шипящих звуков включала следующие упражнения: «Качели», «Часики», «Вкусное варенье», «Парус», «Грибок», «Чашечка», «Маляр», «Бублик», «Лопаточка» и другие.
Артикуляционная гимнастика для детей с нарушением произношения сонорных звуков включала следующие упражнения: «Качели», «Индюк», «Чистим зубки», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка» и другие.
Развитие мимической мускулатуры проводилось с помощью дидактических игр и упражнений: «Покажи эмоции (радость, грусть, удивление, злость, страх)», «Кубики настроения», «Пойми меня», «Два рыболова», «Злюка», «Удивительное рядом» и другие.
Развитие фонематических процессов осуществлялось посредством игр и упражнений на формирование фонематического слуха, фонематического восприятия. Сначала детям предлагались задания на определение источника неречевых звуков (музыкальные инструменты, звучащие игрушки, тиканье часов, шуршание бумаги – за ширмой, дети отгадывают и называют, что звучит). Далее детям были предложены игры на различение свистящих, шипящих, сонорных звуков среди других звуков (услышать и хлопнуть в ладоши), на повторение слогов за логопедом, по наглядному пособию («Ромашка»), на различение картинок со словами с глухими-звонкими согласными (почка – бочка, кора – гора), свистящими-шипящими (шар – жар, уши – ужи), сонорными звуками «Поймай звук», «Телеграф» и другие.
Развитие речевого дыхания было направлено на формирование мощного выдоха, сильной и длительной воздушной струи. Для этого использовались динамические и статические упражнения, а также дидактические игры «Фокус», «Буря в стакане», «Задуй ватку в ворота», «Погудим!» и другие. Детям предлагались такие задания, как сдувание различных предметов (ватного шарика, шарика из фольги, бумажного кораблика, мелких предметов со стола, с ладони). Дидактические игры типа «Кто лучше и дальше сдует?» предполагали элемент соревновательности и очень нравились детям.
Основной этап коррекционной работы был направлен на формирование правильного звукопроизношения и преодоление нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков. Работа проводилась индивидуально (постановка звуков), а также в форме подгрупповых (автоматизация звуков).
На занятиях проводилась работа по постановке звуков, уточнению их артикуляции (положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука), закреплению представлений детей об акустических признаках звуков: «спит» или «не спит» голосок (глухие или звонкие), поётся или не поётся звук (гласные или согласные), мягкость и твёрдость.
Для автоматизации звуков были подобраны следующие игры:
Изолированное произношение звука: «Звуковые дорожки», «Насос», «Вьюга», «Цветы и пчелы», «Пчелы и медвежата», «Жуки», «Тишина», «Воробушки и автомобиль», «Лошадки».
Автоматизация в слогах и словах: слоговые таблицы, «Ромашка», «Повтори слоги», «Автобус», «Найди отличия»; отраженное называние слов с прямыми и обратными слогами, слов со стечение согласных, называние слов по картинкам.
Автоматизация в предложениях и тексте: скороговорки, «Отгадай слово», «Составь рассказ», «Повтори правильно», «Перескажи», «Составь предложение из слов с нужным звуком».
Заключительный этап коррекционной работы – дифференциация звуков на фронтальных занятиях.
После автоматизации проводилась работа по дифференциации смешиваемых звуков. Направления работы: дифференциация изолированных звуков, дифференциация в слогах, в словах, в предложении и тексте. Игры и упражнения на дифференциацию:
Глухие и звонкие согласные звуки (б – п, в – ф, з – с, г – к, д – т, ж – ш): слоговые таблицы, прием «Ромашка», картинки со словами-квазиомонимами, ребусы.
Твердые и мягкие звуки (звуки с, з, л, р и их мягкие варианты): игры «Веселый – грустный смайлик», «Кубик бросай – слово называй».
Дифференциация свистящих, шипящих и сонорных звуков (ш – с, ж – з, р – л): «Кто внимательный?», «Испорченный телефон», «Замени звук», «Закончи словечко», «Умей слушать», «Саша и Маша», «Паронимы» и др.
Таким образом, для коррекции нарушений звукопроизношения были подобраны дидактические игры для автоматизации звуков.
Заключение

Дислалия понимается как нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. При данном речевом нарушении у детей наблюдается сохранность слуха, но при этом наблюдается недостаточная сформированность фонематических процессов и моторики органов артикуляционного аппарата. Это в свою очередь ведет к нарушению произношения звуков – к искажению, замене, смешению. Выделяются три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.
Для преодоления нарушений звукопроизношения у детей с дислалией проводится коррекционная работа, в которой важное место занимает этап автоматизации. Данный этап вводится после подготовительной работы и постановки звука. В содержание этапа входит последовательная работа по автоматизации звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах (в начале слова, середине, конце), в предложениях, в чистоговорках, скороговорках и стихах, в тексте. Дидактическая игра – это эффективное средств в коррекционной работе, которое можно использовать и на этапе автоматизации звуков. Под данным видом игры понимается игра, позволяющая решать обучающие, игровые и коррекционные задачи.
В результате проведенного исследования были выявлены нарушения звукопроизношения детей с дислалией. Для их преодоления была проведена коррекционная работа с использованием дидактических игр, которые использовались на этапе автоматизации нарушенных звуков. Коррекционная работа проводилась в форме индивидуальных и групповых логопедических занятий. Дидактические игры были направлены на автоматизацию звуков.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Список литературы

Белякова Л. И. Логопедия. Дизартрия : учебное пособие / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. : ВЛАДОС, 2009. – 286 с.
Боброва В. В. Руководство звукопроизношением детей дошкольного и младшего школьного возрастов : монография / В. В. Боброва, А. Н. Сакаева, Е. Н. Лихачева. – М. : Спутник+, 2013. – 66 с.
Борозинец Н. М. Логопедические технологии : учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2014. – 255 с.
Волкова Л. С. Логопедия : методическое наследие / Л. С. Волкова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса : дневник научных наблюдений / А. Н. Гвоздев. – Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1981. – 323 с.
Гриншпун Б. М. Дислалия // Хрестоматия по логопедии. Т. 1 / Б. М. Гриншпун. – М. : ВЛАДОС, 1997. – С. 108-120.
Дудьев В. П. Психомоторика детей с нарушением речи: состояние, диагностика, коррекция, развитие : учебное пособие / В. П. Дудьев. – Барнаул : Алтайский государственный педагогический университет, 2017. – 187 с.
Жукова Н. С. Уроки логопеда : исправление нарушений речи / Н. С. Жукова. – М. : Эксмо, 2010. – 114 с.
Игнатьева Л. В. Учимся говорить правильно : формирование правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста / Л. В. Игнатьева. – М. : Ювента, 2011. – 48 с.
Каше Г. А. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986. – 216 с.
Коррекция звукопроизношения у детей : дидактические материалы / авт.-сост. Л. Е. Кыласова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 367 с.
Лалаева Р. И. Дислалия : учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, А. А. Тараканова. – СПб. : Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2008. – 108 с.
Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. – М. : Владос, 1999. – 224 с.
Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М. : Альянс, 2013. – 367 с.
Логопедия. Кн. 1 : Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи : Ч. 1 : Нарушение голоса. Дислалия / авт.-сост.: С. Н. Шаховская. – М. : Владос, 2007. – 223 с.
Лурия А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования : учебное пособие / А. Р. Лурия. – М. : Академия, 2014. – 345 с.
Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2005. – 240с.
Парамонова Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей : методическое пособие / Л. Г. Парамонова. – СПб. : Детство-Пресс, 2012. – 266 с.
Спирова Л. Ф. Учителю о детях с нарушением речи / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова. – М. : Просвещение, 1976. – 117 с.
Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей : подготовительный этап : пособие для логопеда / Т. А. Ткаченко. – М. : ВЛАДОС, 2018. – 37 с.
Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с ФФН : календарно-тематическое планирование и вариативные конспекты занятий / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, А. В. Соболева. – М. : Нац. кн. центр, 2019. – 119 с.
Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
Хватцев М. Е. Логопедия: Работа с дошкольниками : книга для родителей / М. Е. Хватцев. – М. : АСТ, 2002. – 266 с.
Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми : учебное пособие / Г. В. Чиркина. – М. : АРКТИ, 2003. – 239 с.
Шаблыко Е. И. Коррекция нарушений произношения свистящих звуков : пособие для логопедов ДОУ и школ, воспитателей и родителей / Е. И. Шаблыко. – М. : Творческий центр «Сфера», 2012. – 64 с.
Швачкин Н. Х. Возрастная психолингвистика : хрестоматия / Н. Х. Швачкин ; сост. К. Ф. Седова. – М. : Лабиринт, 2004. – 330 с.
Шереметьева Е. В. Формирование артикуляционной моторики у детей раннего возраста : учебно-практическое пособие / Е. В. Шереметьева. – Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. – 104 с.
Шеховцова Т. С. Формы логопедической работы : учебное пособие / Т. С. Шеховцова. – Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2016. – 119 с.
Шкавро Л. В. Коррекция устной речи у учащихся начальной школы : дифференциация звуков Р, Р' - Л, Л' : пособие для логопедов и родителей / Л. В. Шкавро. – М. : ВЛАДОС, 2013. – 103 с.
Ястребова А. В. Методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи. Постановка звука, его различение. Совершенствование фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного состава слова / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова // Логопедия. Методическое наследие / под ред. Л. С. Волковой. – М. : ВЛАДОС, 2003. – С. 61-73.
Приложение
Дидактические игры, направленные на автоматизацию звуков

«Звуковые дорожки»
Цель – закрепление изолированного звука, выработка длительного произношения звука [с], [з], [ш], [ж], [р], отработка плавной, длительной воздушной струи.
Описание игры. На игровое поле выкладывается символ звука. Логопед дает образец выполнения задания. Фишка движется только при правильном произношении заданного звука.
«Пчелы и медвежата»
Цель – формировать правильное произношение звука [ж].
Описание игры. Дети делятся на две группы: одна группа – пчелы, другая – медвежата. Пчелы собираются «в улей», медвежата прячутся. Услышав сигнал «пчелы, за медом!», дети разбегаются, перелетая с цветка на цветок. Медвежата подходят к улью. На сигнал «медведи идут» пчелы возвращаются со звуком  ж-ж-ж. при повторении игры дети меняются ролями.
«Самолеты»
Цель – постановка и автоматизация звука [р]
Оборудование: гирлянда с флажками. Три флажка ( красный, синий и зеленый).
Описание игры. На одной стороне комнаты стоят стульчики. Впереди натянута гирлянда с флажками и устроена арка. Это аэродром. Летчики сидят на стульчиках, ожидая приказа. «Летчики к полету готовы?» – говорит педагог . Ребята отвечают: «Готовы!» – «Заводите моторы! » – говорит педагог. Д-д-д-дрр-рррр, - подражают дети звуку мотора и, вертя правой рукой, будто заводят мотор, летают по комнате. « Летчики, летите назад!» – зовет педагог. Постепенно замедляя бег и умолкая, все возвращаются на аэродром и садятся на стульчики.
«Пароходики»
Цель – постановка и автоматизация звука [л]
Описание игры. На одной стороне комнаты стоят стульчики. Дети сидят на стульчиках, они капитаны кораблей. «Слева по курсу корабль! Подать гудок!» – говорит педагог . Ребята отвечают: «Есть подать гудок!» Л-л-л-ллл, - подражают дети звуку пароходного гудка, поднимая и опуская согнутую в локте правую руку вверх-вниз, будто подают сигнал. « Причалить к берегу!» – зовет педагог. Постепенно замедляя бег и умолкая, все возвращаются на стульчики.
«Где мы слышим песенку водички?»
Цель – автоматизация изолированного звука [с], развитие фонематического слуха, связной речи, грамматического строя речи.
Описание игры. На игровом поле изображены: речка, озеро, лейка, колодец и т.д. Ребенок называет, где он может услышать песенку водички. Например: Песенку водички можно услышать, когда идет дождь: с – с – с. Или «Я слышу песенку водички, когда поливаю цветы: с – с – с».
«Говорящие руки»
Цель – автоматизация звука [с] в слогах.
Описание игры. Логопед дает инструкцию: «Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [с], а правую [а]. Давай попробуем!». Педагог берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение  [с] с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается говорить [а]. поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: С – А, С – А. Постепенно пауза между звуками сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.








2


7



Структурные компоненты
дидактической игры

Дидактическая и игровая задача

Игровые действия и правила

Дидактический материал

Список литературы

1. Белякова Л. И. Логопедия. Дизартрия : учебное пособие / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. : ВЛАДОС, 2009. – 286 с.
2. Боброва В. В. Руководство звукопроизношением детей дошкольного и младшего школьного возрастов : монография / В. В. Боброва, А. Н. Сакаева, Е. Н. Лихачева. – М. : Спутник+, 2013. – 66 с.
3. Борозинец Н. М. Логопедические технологии : учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2014. – 255 с.
4. Волкова Л. С. Логопедия : методическое наследие / Л. С. Волкова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
5. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса : дневник научных наблюдений / А. Н. Гвоздев. – Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1981. – 323 с.
6. Гриншпун Б. М. Дислалия // Хрестоматия по логопедии. Т. 1 / Б. М. Гриншпун. – М. : ВЛАДОС, 1997. – С. 108-120.
7. Дудьев В. П. Психомоторика детей с нарушением речи: состояние, диагностика, коррекция, развитие : учебное пособие / В. П. Дудьев. – Барнаул : Алтайский государственный педагогический университет, 2017. – 187 с.
8. Жукова Н. С. Уроки логопеда : исправление нарушений речи / Н. С. Жукова. – М. : Эксмо, 2010. – 114 с.
9. Игнатьева Л. В. Учимся говорить правильно : формирование правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста / Л. В. Игнатьева. – М. : Ювента, 2011. – 48 с.
10. Каше Г. А. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986. – 216 с.
11. Коррекция звукопроизношения у детей : дидактические материалы / авт.-сост. Л. Е. Кыласова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 367 с.
12. Лалаева Р. И. Дислалия : учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, А. А. Тараканова. – СПб. : Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2008. – 108 с.
13. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. – М. : Владос, 1999. – 224 с.
14. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М. : Альянс, 2013. – 367 с.
15. Логопедия. Кн. 1 : Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи : Ч. 1 : Нарушение голоса. Дислалия / авт.-сост.: С. Н. Шаховская. – М. : Владос, 2007. – 223 с.
16. Лурия А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования : учебное пособие / А. Р. Лурия. – М. : Академия, 2014. – 345 с.
17. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2005. – 240с.
18. Парамонова Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей : методическое пособие / Л. Г. Парамонова. – СПб. : Детство-Пресс, 2012. – 266 с.
19. Спирова Л. Ф. Учителю о детях с нарушением речи / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова. – М. : Просвещение, 1976. – 117 с.
20. Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей : подготовительный этап : пособие для логопеда / Т. А. Ткаченко. – М. : ВЛАДОС, 2018. – 37 с.
21. Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с ФФН : календарно-тематическое планирование и вариативные конспекты занятий / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, А. В. Соболева. – М. : Нац. кн. центр, 2019. – 119 с.
22. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
23. Хватцев М. Е. Логопедия: Работа с дошкольниками : книга для родителей / М. Е. Хватцев. – М. : АСТ, 2002. – 266 с.
24. Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми : учебное пособие / Г. В. Чиркина. – М. : АРКТИ, 2003. – 239 с.
25. Шаблыко Е. И. Коррекция нарушений произношения свистящих звуков : пособие для логопедов ДОУ и школ, воспитателей и родителей / Е. И. Шаблыко. – М. : Творческий центр «Сфера», 2012. – 64 с.
26. Швачкин Н. Х. Возрастная психолингвистика : хрестоматия / Н. Х. Швачкин ; сост. К. Ф. Седова. – М. : Лабиринт, 2004. – 330 с.
27. Шереметьева Е. В. Формирование артикуляционной моторики у детей раннего возраста : учебно-практическое пособие / Е. В. Шереметьева. – Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. – 104 с.
28. Шеховцова Т. С. Формы логопедической работы : учебное пособие / Т. С. Шеховцова. – Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2016. – 119 с.
29. Шкавро Л. В. Коррекция устной речи у учащихся начальной школы : дифференциация звуков Р, Р' - Л, Л' : пособие для логопедов и родителей / Л. В. Шкавро. – М. : ВЛАДОС, 2013. – 103 с.
30. Ястребова А. В. Методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи. Постановка звука, его различение. Совершенствование фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного состава слова / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова // Логопедия. Методическое наследие / под ред. Л. С. Волковой. – М. : ВЛАДОС, 2003. – С. 61-73.