Метод государственного регулирование ввоза/вывоза продукций военного назначение

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Таможенное дело
  • 42 42 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 10.02.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАЦИЙ С ПРОДУКЦИЕЙ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ 4
1.1 Сущность понятия продукция военного назначения 4
1.2 Государственная политика в области продукции военного назначения 8
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВВОЗА/ВЫВОЗА ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ 14
2.1 Функционирование рынка товаров и услуг военного назначения 14
2.2 Основные элементы разрешительного порядка перемещения продукции военного назначения 20
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМАТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ 28
3.1 Система регулирования операций с продукцией военного назначения 28
3.2 Актуальные вопросы регулирования оборота продукции военного назначения 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Фрагмент для ознакомления

Имеет место парадоксальная ситуация: таможенное декларирование и таможенные операции с товарами, перемещаемыми в рамках ЕАЭС, не осуществляются, а экспортный контроль применяется. Другой особенностью экспортного контроля является его структура. Так, в праве ЕАЭС к мерам экспортного контроля отнесены меры контроля над перемещением продукции военного назначения, но национальный порядок в России разделяет эти меры на две различные системы, однако связанные между собой, но имеющие самостоятельные нормативные правовые основы.В данном контексте экспортный контроль как комплекс мер регулирования внешнеэкономических операций с определенными товарами можно представить, как двухуровневую систему: 1. Экспортный контроль в широком смысле (международный уровень), который объединяет меры, применяемые при перемещении различных видов продукции – как товаров двойного, так и товаров военного назначения. 2. Экспортный контроль в узком смысле (национальный уровень) – применяется только в отношении товаров двойного применения. Продукция военного назначения имеет собственную систему регулирования.Как и любую систему, экспортный контроль можно представить, как совокупность следующих элементов. В рамках экспортного контроля применяются меры регулирования, объединенные в две системы по группам подконтрольных товаров, имеющие различные нормативно-правовые основы, две системы контролирующих органов, различную номенклатуру подконтрольных товаров, две различные системы разрешительных документов (таблица 1).Таблица 1 – Элементы системы экспортного контроля в широком смысле и их содержание№Элементы системы контроляОбъекты контроляТовары двойного примененияПродукция военного назначения1Нормативная правовая базаФедеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»2Перечни контролируемой продукцииСписки контролируемых товаров и технологий (6 указов Президента), отдельные товары (ст. 20 Федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ)Классификатор продукции военного назначения (1 указ Президента)3Система разрешений на право перемещения товаровЛицензии, разрешения и иные документыЛицензии и иные документы4Специально уполномоченный органФедеральная служба по техническому и экспортному контролюФедеральная служба по военно-техническому сотрудничествуОбъединены эти системы характером мер, которые являются преимущественно национальными и неэкономическими по своей сути, приоритетом интересов государства в сфере внешней торговли подконтрольными товарами, методом реализации мер, осуществляемых посредством применения разрешительного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности с подконтрольными товарами – использованием лицензий и иных разрешений.Система контроля за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами двойного и военного назначения предусматривает «категорирование» лиц, допущенных к такой деятельности, то есть на нормативно-правовом уровне определяются категории лиц, которые имеют право на перемещение такой продукции через границу. Так, осуществлять трансграничное перемещение товаров двойного назначения могут только российские лица, что прямо указано в статье 1 соответствующего закона.Поставки военной продукции доступны еще более узкому кругу лиц – только субъектам военно-технического сотрудничества, которыми могут быть только определенные российские юридические лица. Последнее обстоятельство позволяет сделать вывод, что на ввоз и (или) вывоз продукции военного назначения установлено исключительное право.Государство строго регламентирует перечень участников внешнеторговой деятельности с контролируемой продукцией и исключает возможность трансграничного перемещения этих товаров в неторговом обороте, а также иностранными лицами в любых целях, поскольку получать разрешительные документы имеют право только российские лица, что следует из содержания нормативных правовых актов, устанавливающих порядок выдачи лицензий и разрешений в сфере экспортного контроля. Применение мер экспортного контроля изначально отталкивается от определения статуса товаров на предмет их отнесения к контролируемой продукции, что зависит как от качества работы экспортных организаций, так и от полноты сведений о товарах в соответствующих документах и характеристиках продукции, включенной в номенклатуру объектов экспортного контроля. Необходимо на постоянной основе совершенствовать и актуализировать контрольные списки, систематизировать информацию о товарах, не поименованных в списках, развивать взаимодействие контролирующих органов в данном направлении.Таким образом, специфика объектов экспортного контроля, ограничения на осуществление внешнеэкономических операций с ними, приоритет интересов государства и национальной безопасности позволяют сделать вывод о возможности существования единого порядка экспортного контроля в рамках ЕАЭС только на уровне теоретических основ и общих типовых методик его применения, но конкретные меры регулирования и контроля, номенклатура товаров, имеющие стратегическое значение для отдельных государств, особенно в военной сфере, останутся на национальном уровне.3.2 Актуальные вопросы регулирования оборота продукции военного назначенияГосударственное регулирование в области ВТС России с иностранными государствами, осуществляемое согласно действующему законодательству, регулирует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, которые ответственны за внешнеэкономическую деятельность, и производителей продукции военного назначения. Но не все нормативные правовые акты определяют государственную политику в области ВТС России с зарубежными странами, её цели и принципы, что позволяет некоторым федеральным органам исполнительной власти, ответственным за экспорт продукции военного назначения, уклоняться от решения вопросов по продвижению такой продукции на мировом рынке оружия.Коллизия правовых основ ВТС России с зарубежными государствами не позволяют четко разграничить продукцию собственно военного назначения и продукцию двойного назначения (для применения в военных и гражданских целях), создавая при этом препятствия предприятиям ВПК России в возможности разработки долговременных программ в данной сфере. Как следует из практики, распространяя правила оборота, установленные для продукции военного назначения, на продукцию двойного назначения, осложняется внешнеторговая деятельность и снижается конкурентоспособность и привлекательность высокотехнологичных разработок организаций военно-промышленного комплекса. Необходимо отметить, что несовершенство законодательной базы, определяющей ВТС России с иностранными государствами, а также несовершенство системы организаций, осуществляющих взаимодействие в области ВТС, вынуждает иностранные субъекты ВТС отказываться от предложений предприятий ВПК России. И это при том, что осуществление ВТС, как особого направления внешней политики России, способствовало бы укреплению не только её национальной безопасности, приоритету национальных ценностей, реализации и модернизации продукции военного назначения, защиту политических, экономических и военных интересов, но и той страны, с которой Россия взаимодействует в сфере ВТС. Сотрудничество России с другими странами в военной сфере создаёт невозможность поддерживать и поощрять развитие международного терроризма, устанавливать монополию государства на экспорт/импорт продукции, работ и услуг военного назначения, защищать права и законные интересы предприятий оборонной промышленности, соблюдать международные обязательства в области контроля за экспортом продукции военного назначения.Нормативно-правовое регулирование ВТС является не единственным элементом. Учитывая продолжающуюся глобализацию, изменения внешнеполитической обстановки в мире, а также изменения мирового рынка вооружений, необходимо ставить задачи по укреплению ВТС и проведению некоторых изменений в государственной политике в данной области, а именно:— не допускать необоснованную дискредитацию российской продукции военного назначения, агрессивную конкуренцию, политического прессинга импортеров российского оружия;— стремиться продвигать российское оружие на мировой рынок и предоставлять возможность большему кругу российских военных предприятий участвовать в международных кооперационных связях, при этом разрешая взаимный обмен некоторыми технологиями и лицензиями; — активнее применять льготы и преференции в налогообложении предприятий ОПК, используя гибкую систему ценообразования товаров военного назначения; — в качестве сохранения контроля над оборотом оружия на мировом рынке укреплять позиции России в международных режимах контроля.Кроме того, товары, попадающие в списки объектов экспортного контроля (так называемые ограничительные списки или контрольные списки), либо которые подлежат вывозу только в исключительном порядке путем предоставления специальной разовой лицензии по заявке экспортера, либо товары экспортируются в рамках установленных квот, либо вывозятся в «контролируемые государства» под наблюдением, поэтому низкая действенность применения контрольного списка является серьезной проблемой при перемещении продукции военного назначения через таможенную границу ЕАЭС.Для того чтобы решить вышеуказанную проблему, необходимо создать описание или краткий анализ к контрольным спискам, а именно: комментарий к каждой позиции нужно снабдить различными физическими и тому подобными показателями, областью применения в гражданской и военной сферах. Для совершенствования системы экспортного контроля за продукцией военного назначения, как важного инструмента национальной политики любой страны, нужно минимизировать угрозу распространения ядерного, химического, биологического оружия и средств их доставки, что является важным фактором поддержания международной стабильности, а потому приоритетным элементом политики национальной безопасности. Система экспортного контроля неэффективна без хорошей технической базы, автоматизированной системы экспортного контроля и лицензирования, в том числе и без системы телекоммуникаций. Это даст возможность не только специалистам узкой направленности, таким, как физиков-ядерщиков, химиков, микробиологов, но и рядовому сотруднику таможенных органов на пограничных таможенных постах принимать решение по возможности ввоза/ вывоза определенных товаров.Таким образом, на современном мировом рынке оружия существует жесткая конкуренция. Успех на нем зависит от многих составляющих, в том числе от оперативности удовлетворения заявок иностранных заказчиков до поставки не только финальных образцов, но и удовлетворения рекламационных актов в гарантийный период, эффективного обслуживания в послегарантийный период.ЗАКЛЮЧЕНИЕСущность понятия продукции военного назначения охватывает разнообразные аспекты: от создания технических требований и тактико-технических задач до реализации через государственные контракты и международные военно-технические соглашения. Данный комплексный процесс строго регулируется законодательством и нормативами, причем внутренний и внешний рынок подразумевают различные подходы к организации производства и реализации продукции военного назначения.Государственная политика России в сфере продажи продукции военного назначения строится на нескольких ключевых принципах и целях. Одним из основных принципов является поддержка и укрепление безопасности страны через продвижение и реализацию военной продукции на международном рынке. Важным аспектом этой политики является также установление государственной монополии на экспорт и импорт продукции военного назначения, что обеспечивает гарантии контроля и безопасности в области военно-технического сотрудничества.Одной из целей государственной политики России в сфере продажи продукции военного назначения является укрепление геополитического влияния на международной арене через развитие и поддержку военно-технического сотрудничества с другими странами.В рассматриваемый период значительное количество продукции военного назначения было поставлено из России в различные страны, включая реализацию таких объектов, как корабли и боевая авиация. Разнообразие поставляемых товаров включает в себя широкий спектр вооружений и техники, что подтверждается данными о доле поставок в разные регионы мира. Рыночные условия диктуют необходимость развития инновационных систем управления военно-экономической деятельностью для эффективной функционирования данного рынка.Экспорт военной продукции из России в различные страны свидетельствует о широком ассортименте товаров военного назначения и о том, что авиационная техника составляет существенную часть поставок. Основные элементы перемещения продукции военного назначения включают идентификацию товаров, необходимость получения лицензий для осуществления внешнеэкономических операций, а также процедуры таможенного контроля, направленные на проверку соответствия товаров военной номенклатуре и подтверждение их использования в мирных целях. Такие документы, как лицензии, заключения Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и иные разрешительные документы, играют ключевую роль в процессе идентификации и подтверждении характеристик товаров военного назначения при таможенных операциях.В рамках разрешительного регламента особенность субъектов военно-технического сотрудничества заключается в том, что только эти лица могут получать лицензии Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, на основании которых осуществляется перевозка продукции через границу в военных целях. Военно-техническое сотрудничество подразумевает сотрудничество не только с определенными национальными организациями и органами власти, действующими на рынке вооружений и военной техники, но и с уполномоченными органами иностранных государств, поскольку обязательство контрагента использовать экспортируемую из Российской Федерации продукцию в военных целях исключительно в указанных целях является обязательством контрагента. важным условием получения, «использовать продукцию, экспортируемую из Российской Федерации в военных целях, только в указанных целях и не экспортировать и не передавать ее третьим странам без согласия Российской Федерации», выданный органом власти иностранного государства в виде сертификата конечного пользователя. В сделке с продукцией военного назначения участвуют не только две стороны - продавец и покупатель,но и другие субъекты в лице органов государственной власти, которые непосредственно контролируют исполнение сделки и несут ответственность за действия продавца, а также только от получателя и конечного пользователя.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/comission/department/catr/ett/ (дата обращения: 06.01.2024)Приказ Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству от 13 марта 2015 г. N 20-од "Об утверждении Порядка отнесения товаров, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к продукции военного назначения и выдачи Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству соответствующих заключений" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/70989172/ (дата обращения: 06.01.2024)Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 мая 2012 г. N 41 "О проекте Соглашения о порядке перемещения продукции военного назначения между государствами - членами Таможенного союза, а также через таможенную границу Таможенного союза" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/70174056/ (дата обращения: 06.01.2024)Указ Президента РФ от 11 апреля 1992 г. N 388 "О мерах по созданию системы экспортного контроля в России" (утратил силу) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/10105344/ (дата обращения: 06.01.2024)Постановление Правительства РФ от 06.05.1994 N 479 (ред. от 04.09.1995) "О предоставлении предприятиям права участия в военно - техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами" (вместе с "Положением об аттестации и регистрации предприятий на право осуществления экспорта вооружения и военной техники, работ и услуг военного назначения") (утратил силу) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3706/ (дата обращения: 06.01.2024)Указ Президента РФ от 12.05.1992 N 507 (с изм. от 05.10.1995) "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами" (утратил силу) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_626/ (дата обращения: 06.01.2024)Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (с изменениями и дополнениями)[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/179054/ (дата обращения: 06.01.2024)Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/12116419/ (дата обращения: 06.01.2024)Указ Президента РФ от 10 сентября 2005 г. N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/12141979/ (дата обращения: 06.01.2024)Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/70670880/ (дата обращения: 06.01.2024)Борисова Е.М. Особенности перемещения продукции военного назначения / Е.М. Борисова, Н.Т. Касьянова, Н.В. Матвеева, Е.С. Тумашева // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2021. – №3 (79). – С. 21-28.Гомон, И. В. Оценка системы экспортного контроля в Российской Федерации / И. В. Гомон, О. И. Мешалкина // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 69-3. – С. 122-128. Гункин, Е.М. Военная продукция: понятие, роль и классификация / Е.М. Гункин // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2018. – №3-1. – С. 83-90.Гурова, Е. С. Особенности лицензирования внешнеторговых операций с продукцией военного назначения / Е. С. Гурова // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2019. – № 2(35). – С. 5-11. Жидок, М. Н. Цели и принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами / М. Н. Жидок // Право. Общество. Государство. – 2020. – С. 178-181. Зверев, И. С. Понятие и сущность поставок продукции военного назначения в рамках военно-технического сотрудничества / И. С. Зверев // Военно-правовые инструменты обеспечения национальной безопасности. – 2022. – С. 114-117. Каравайцев, К. А. Рынок товаров и услуг военного назначения в условиях рыночной экономики, его развитие и влияние на обеспечение безопасности государства / К. А. Каравайцев, И. А. Астафьев, Е. В. Юмашева // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-5. – С. 768-770. Кудашкин, В. В. Особенности правового регулирования в области военно-технического сотрудничества: правовые режимы, соотношение правовых регуляторов / В. В. Кудашкин // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2020. – Т. 15, № 2. – С. 158-174. Особенности перемещения продукции военного назначения / Е. М. Борисова, Н. Т. Касьянова, Н. В. Матвеева, Е. С. Тумашева // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2021. – № 3(79). – С. 21-28. Сибирякова, Т. А. Порядок перемещения через таможенную границу ЕАЭС продукции военного назначения / Т. А. Сибирякова, Н. В. Полежаева // Материалы XXIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М.Ф. Решетнева. – 2019. – С. 636-638. Уколова, И. П. Становление нормативно-правовых и организационных основ военно-технического сотрудничества в постсоветской России (1991-2000 гг.) / И. П. Уколова // Материалы международной научной конференции, посвященной 800-летию со дня рождения Великого князя Александра Невского. – 2021. – С. 601-609. Федосеев, С. В. Организация экономического обеспечения силовых министерств (служб) как фактор развития экономики региона (кластерный подход) / С. В. Федосеев, Д. Ю. Сяський // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. – 2020. – № 2(9). – С. 127-136. Military & Defense Ground Support Equipment Market Size[Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://www.gminsights.com/industry-analysis/defense-ground-support-equipment-market (датаобращения: 06.01.2024)

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/comission/department/catr/ett/ (дата обращения: 06.01.2024)
2. Приказ Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству от 13 марта 2015 г. N 20-од "Об утверждении Порядка отнесения товаров, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности к продукции военного назначения и выдачи Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству соответствующих заключений" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/70989172/ (дата обращения: 06.01.2024)
3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 мая 2012 г. N 41 "О проекте Соглашения о порядке перемещения продукции военного назначения между государствами - членами Таможенного союза, а также через таможенную границу Таможенного союза" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/70174056/ (дата обращения: 06.01.2024)
4. Указ Президента РФ от 11 апреля 1992 г. N 388 "О мерах по созданию системы экспортного контроля в России" (утратил силу) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/10105344/ (дата обращения: 06.01.2024)
5. Постановление Правительства РФ от 06.05.1994 N 479 (ред. от 04.09.1995) "О предоставлении предприятиям права участия в военно - техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами" (вместе с "Положением об аттестации и регистрации предприятий на право осуществления экспорта вооружения и военной техники, работ и услуг военного назначения") (утратил силу) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3706/ (дата обращения: 06.01.2024)
6. Указ Президента РФ от 12.05.1992 N 507 (с изм. от 05.10.1995) "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами" (утратил силу) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_626/ (дата обращения: 06.01.2024)
7. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/179054/ (дата обращения: 06.01.2024)
8. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/12116419/ (дата обращения: 06.01.2024)
9. Указ Президента РФ от 10 сентября 2005 г. N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/12141979/ (дата обращения: 06.01.2024)
10. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/70670880/ (дата обращения: 06.01.2024)
11. Борисова Е.М. Особенности перемещения продукции военного назначения / Е.М. Борисова, Н.Т. Касьянова, Н.В. Матвеева, Е.С. Тумашева // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2021. – №3 (79). – С. 21-28.
12. Гомон, И. В. Оценка системы экспортного контроля в Российской Федерации / И. В. Гомон, О. И. Мешалкина // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 69-3. – С. 122-128.
13. Гункин, Е.М. Военная продукция: понятие, роль и классификация / Е.М. Гункин // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2018. – №3-1. – С. 83-90.
14. Гурова, Е. С. Особенности лицензирования внешнеторговых операций с продукцией военного назначения / Е. С. Гурова // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2019. – № 2(35). – С. 5-11.
15. Жидок, М. Н. Цели и принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами / М. Н. Жидок // Право. Общество. Государство. – 2020. – С. 178-181.
16. Зверев, И. С. Понятие и сущность поставок продукции военного назначения в рамках военно-технического сотрудничества / И. С. Зверев // Военно-правовые инструменты обеспечения национальной безопасности. – 2022. – С. 114-117.
17. Каравайцев, К. А. Рынок товаров и услуг военного назначения в условиях рыночной экономики, его развитие и влияние на обеспечение безопасности государства / К. А. Каравайцев, И. А. Астафьев, Е. В. Юмашева // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-5. – С. 768-770.
18. Кудашкин, В. В. Особенности правового регулирования в области военно-технического сотрудничества: правовые режимы, соотношение правовых регуляторов / В. В. Кудашкин // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2020. – Т. 15, № 2. – С. 158-174.
19. Особенности перемещения продукции военного назначения / Е. М. Борисова, Н. Т. Касьянова, Н. В. Матвеева, Е. С. Тумашева // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2021. – № 3(79). – С. 21-28.
20. Сибирякова, Т. А. Порядок перемещения через таможенную границу ЕАЭС продукции военного назначения / Т. А. Сибирякова, Н. В. Полежаева // Материалы XXIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М.Ф. Решетнева. – 2019. – С. 636-638.
21. Уколова, И. П. Становление нормативно-правовых и организационных основ военно-технического сотрудничества в постсоветской России (1991-2000 гг.) / И. П. Уколова // Материалы международной научной конференции, посвященной 800-летию со дня рождения Великого князя Александра Невского. – 2021. – С. 601-609.
22. Федосеев, С. В. Организация экономического обеспечения силовых министерств (служб) как фактор развития экономики региона (кластерный подход) / С. В. Федосеев, Д. Ю. Сяський // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. – 2020. – № 2(9). – С. 127-136.
23. Military & Defense Ground Support Equipment Market Size [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gminsights.com/industry-analysis/defense-ground-support-equipment-market (дата обращения: 06.01.2024)