Законодательные и правовые аспекты электронной цифровой подписи в России
Заказать уникальную дипломную работу- 57 57 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 21.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 6
Глава 1. Теоретические основы исследования законодательных и правовых аспектов использования электронной подписи 8
1.1 Понятие и сущность электронной подписи 8
1.2 Исторический аспект использования законодательных и правовых аспектов электронной цифровой подписи в России 11
1.3 Основные принципы и преимущества использования электронной цифровой подписи 14
1.4 Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» 16
1.5 Защита прав и интересов пользователей электронной цифровой подписи 17
1.6 Законодательные и правовые аспекты ЭЦП в других странах 20
1.7 Области применения ЭЦП в России 23
1.8 Тенденции и перспективы развития ЭЦП 24
1.9 Возможность усовершенствования законодательства и практики использования ЭЦП 27
Глава 2. Актуальные проблемы и перспективы использования электронной цифровой подписи в различных сферах в России 29
2.1. Использование электронной цифровой подписи в международной электронной коммерции 29
2.2. Использование электронной цифровой подписи в сделках с недвижимостью 34
2.3. Использование электронной цифровой подписи в медицине 36
2.4. Использование электронной цифровой подписи для электронного голосования 38
2.5. Использование электронной цифровой подписи в исполнительном производстве 41
2.6. Использование электронной цифровой подписи в предоставлении государственных услуг 43
Заключение 50
Список использованных источников 53
Большие вопросы на сегодняшний день вызывает возможность дистанционной авторизации потенциальных избирателей.В то же время электронная среда даёт дополнительные возможности для проверки действий избирателей.В целом ЭЦП, которая используется в электронном голосовании, позволяет решить следующие задачи:- даёт возможность избирателю авторизоваться; - позволяет использовать неотъемлемый принцип электронного голосования:«один человек - один голос». Для того чтобы авторизоваться в электронной системе голосования, пользователь либо вводит соответствующий пароль, либо использует PIN-код.В последние годы этот процесс совершенствуется. И чтобы пользователь был идентифицирован, часто используется смарт-карта, которая наделена биометрическими данными.Для того чтобы обеспечить реализацию принципа «один человек – один голос», в электронном голосовании используется «система конвертов». Сущность этой системы в следующем: - формируются закрытый и открытый ключи (как правило, с использованием специального генератора случайных чисел). Голос фиксируется с помощью открытого ключа (это «внутренняя оболочка»).При этом не имеется возможности расшифровки и раскрытия данных..А чтобы расшифровать эти данные, используется закрытый клют, составляющий «внешнюю оболочку».В связи с выявленными этапами следует отметить, что использование электронной подписи в процессах электронного голосования обеспечивает надёжность данного процесса. Для этого к зашифрованному голосу прикладывается квалифицированный сертификат ЭП избирателя, который подтверждает действительность сертификата соответствующему закрытому ключу, который использовался для создания электронной подписи. Результатом становится то, что появляется возможность чёткой авторизации голосующего.Важнейшим принципом электронного голосования, который должен действовать неукоснительно, является запрет на передачу идентификационной карты третьему лицу. На современном этапе должна быть серьёзная ответственность за это, так как фактически передача этих данных является уголовным преступлением.Также существуют серьёзные риски в утечке данных идентификационных карт. Как показали исследования экспертов, существует высокая степень риска этих данных на сегодняшний день. В группу риска попали около 800 тысяч документов, а также возможность взлома карты и голосования с помощью нее на выборах [10]. Помимо этого, хакерские атаки в системе электронного голосования до сих пор остаются серьёзной угрозой, которая приводит к недостоверности результатов электронного голосования, а соответственно –к тому, что нарушается его основной принцип и результаты выборов н соответствуют волеизъявлению избирателей.Таким образом, в системе электронного голосования на сегодняшний день необходимо преодоление ряда правовых основ. Во-первых, должна быть повышена ответственность за утечку персональных данных, что может быть достигнуто только посредством преобразования существующих правовых норм. Во-вторых, важно усилить степень надёжности идентификационных карт, что главным образом связано не с правовой, а с технической стороной электронного голосования. 2.5. Использование электронной цифровой подписи в исполнительном производствеНа сегодняшний день в системе российских юридических институтов вопросы использования электронной подписи становятся одними из ключевых. Они предоставляют существенные возможности для государственной системы. В системе исполнительного производства, которая в настоящий момент выполняет важные функции, также большие возможности предоставляет использование электронной цифровой подписи.Федеральным законом от 18.07.2011 №226-ФЗ [1] ст. 13 Федерального закона от 14.11.2017 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [2].В настоящее время в деятельности судебных исполнителей допускается возможность отправки документов по почте без их собственноручной подписи. При этом использование собственноручной подписи в подобных документах становится рискованным: нередким случаем становится выявление факта подделки такой подписи, факт которой может установить только специальная экспертиза, которая выполняется только по требованию самого судебного пристава. При этом выгода электронной цифровой подписи состоит в невозможности её подделки. Также она обладает и иными преимуществами, связанными с существенной экономии времени и возможностями дистанционной передачи.Помимо этого, имеются следующие важные преимущества использования электронной подписи в исполнительном производстве:- позволяет защитить ЭЦП от неправомерного использования третьими лицами; - позволяет усилить работу приставов, которые в настоящее время сильно загружены и нуждаются в дополнительных современных инструментах повышения эффективности.- существенно сокращает время деятельности приставов, поскольку дают возможность формирования документов в режиме автоматизации;- позволяет снизить финансовые расходы по созданию и ведению документации.На сегодняшний день в связи с активной унификацией деятельности ФССП по России использование электронной подписи становится необходимостью. Таким образом, благодаря внедрению электронной подписи процессы, происходящие в исполнительном производстве, на сегодняшний день существенно повысили эффективность и результативность.Также использование электронной цифровой подписи в исполнительном производстве значительно облегчает взаимодействие пристава с разнообразными ведомствами и позволяет выявить необходимую информацию о должнике, его имущественном положении, счетах, налоговых обязательствах, пенсионных накоплениях и иной информации. А именно, в пп. пп. «а)» и «б)» п. 5 ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве» в список сведений о физическом лице (гражданине) и об юридическом лице (организации) добавить «…электронный адрес и электронная подпись, если имеются». Таким образом, в деятельности ФССП в России использование электронной цифровой подписи в настоящее время предоставляет наиболее широкие возможности по сравнению с иными сферами деятельности.2.6. Использование электронной цифровой подписи в предоставлении государственных услугВ настоящему времени многочисленные государственные и муниципальные услуги часто предоставляются в электронном виде В связи с этим Минкомсвязь России стремится к развитию и повышению эффективности Единой системы идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА). Основной целью данной системы является идентификация пользователей получателей государственных услуг.Созданная Минкомсвязью России ФГИС ЕСИА предоставляет большие возможности пользователям благодаря единой форме идентификации в государственных системах. При этом большое значение имеет сервис Госуслуги. Доступ к данному сервису пользователи могут получить посредством идентификации данных в МФЦ, выбрав при этом любой офис в России. И если ещё несколько месяцев назад аутентификация на портале Госуслуг была возможной только по одному из документов, то в настоящее время в связи с активным распространением данного портала и необходимости дополнительной защиты стала использоваться двухфакторная аутентификация.В связи с особенностью предоставления государственных услуг со временем появилась необходимость дополнительной защиты ЭЦП пользователей, что вызвало необходимость изменения в законодательно-правовой сфере. Поэтому было разработано Постановление Правительства РФ от 13.08.2016 № 789 [4], где изложены«Правила использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг». В п. 4 было внесено следующее условие: «В случае применения абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи для использования простой электронной подписи абонентский номер устройства подвижной радиотелефонной связи должен быть подтвержден пользователем в соответствующем регистре ФГИС ЕСИА в инфраструктуре обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». Правила, в пункте 16(1), устанавливают порядок такого подтверждения: «При явке заявителя на личный прием создание (замена) и выдача ключа простой электронной подписи на основании письменного заявления осуществляются оператором выдачи ключа после получения от заявителя – физического лица ответа, направляемого с использованием абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи, на запрос, направляемый оператором единой системы идентификации и аутентификации в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, на абонентский номер устройства подвижной радиотелефонной связи, указанный в заявлении на выдачу простой электронной подписи, поданном оператору выдачи ключа». Таким образом, для первичной аутентификации необходима личная явка пользователя в государственный орган (например, в МФЦ). Иного не предусмотрено. С одной стороны, это обеспечивает необходимую степень защиты. Но, с другой стороны может вызвать ряд неудобств для некоторых представителей населения (например, для маломобильных граждан, которые, как правило, в наибольшей степени нуждаются в предоставлении государственных услуг).Таким образом, и в этой части отмечен ряд проблем.В случае интегрирования телефона с ЕСИА может быть получен соответствующий ключ. При этом данная подпись приравнивается к усиленной неквалифицированной и наделяется соответствующими полномочиями.При отсутствии такой возможности необходимым являются дополнительные соглашения по использованию электронной подписи.В целом следует отметить, что в настоящее время процедура идентификации ключей является достаточно сложной для обычных пользователей и подходит преимущественно для организаций. Однако простая электронная подпись является для них достаточно удобным и приемлемым инструментом, который позволяет подать определённые заявления на получение государственной услуги в сети интернет. На сегодняшний день выявлено ряд проблем в использовании электронной цифровой подписи в предоставлении государственных услуг [13]: наиболее социально незащищённые категории населения, которые в большей степени нуждаются в получении государственных услуг, не обладают минимальными техническими навыками для использования даже простой ЭЦП, поэтому получение государственных услуг для них становится затруднительным с учётом современного уровня цифровизации в данной сфере; многие категории населения до сих пор с недоверием относятся к электронному документообороту, что взывает проблемы и в получении государственных услуг; в связи с активным усложнением данных процессов на современном этапе возникло противоречие в необходимости повышения степени защиты ЭЦП при получении государственных услуг и сложностям как технического характера, так и организационного, связанного с отсутствием чётких правовых механизмов; использование квалифицированного сертификата в настоящее время усложняется; отсутствие эффективного взаимодействия между регуляторами и представителями рынка услуг в области электронной подписи и PKI при наличии, де-юре, соответствующих экспертных советов. Таким образом, на основе проведённого анализа были отмечены важнейшие преимущества и недостатки законодательно-правовых основ использования ЭЦП в различных сферах (табл.1)Таблица 1Результаты анализа преимуществ и недостатков использования ЭЦП в различных сферах деятельности№ п/пСфера использования ЭЦППреимуществаНедостатки1Электронная коммерцияПовышение экономической эффективности, экономия временного трафика, экономия финансовых ресурсовОтсутствие уточнений об использовании ЭЦП именно в электронном документообороте, отсутствие унифицированных требований в законодательстве разных стран при совершении международных коммерческих сделок2Сделки с недвижимостьюЭкономия времени, снижение размера госпошлины, возможность осуществлять сделку дистанционно, усиление мер безопасности.Технические погрешности, отсутствие возможности использования ЭЦП в ряде ограничений (при сделках с участием детей, в сделках с получением военной ипотеки)3Медицинская сфераЭкономия времени из-за отсутствия необходимости повторного заполнения документации, из-за снижения степени контроля правильности заполнения документов, повышение степени защиты медицинских документов от утраты или повреждения.Появление серьёзных проблем при недобросовестном использовании ЭЦП4Электронное голосованиеУпрощение процесса голосования, возможность голосовать из любой точки мира в удобное времяПроблемы в идентификации пользователей, актуальность хакерских атак, что может привести к неактуальным результатам проведения выборов5Система исполнительного производстваСнижение временной нагрузки, появление новых возможностей взаимодействия с основными ведомствами по получению необходимой информации о должнике, возможность внедрения необходимых ограничений в соответствии с Законом об исполнительном производстве, гарантия подлинности документов и их неизменности. Не выявлено6Получение государственных услугУдобство получения государственной услуги пользователями, возможность идентификации получателей государственных услугНедоступность электронной подписи для наиболее незащищённых граждан, которые нуждаются в получении услуг. Таким образом, анализ законодательно-правовых основ использования ЭЦП в России на сегодняшний день выявил как ряд существенных преимуществ, так и проблемы, требующие новых подходов, а именно:Определение чётких особенностей электронного документооборота при определении правовых основ использования ЭЦП в электронной коммерцииОбеспечение унификации документации в международных сделках, что поможет избежать препятствий, связанных в различных правовых подходах в разных странахРазработка стандартизированных протоколов для электронного голосованияУсиление ответственности граждан за неправомерное использование ЭЦП в электронном голосовании и в медицинской сфереСнижение ограничений в использовании ЭЦП в сделках с недвижимостьюПовышение доступности квалифицированного сертификата при сохранении степени его надёжности.ЗаключениеНа основе анализа нормативно-правовой базы, а также источников научной литературы было установлено, что основные законодательные аспекты электронной цифровой подписи изложены в Федеральном Законе от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Однако к настоящему времени ещё имеется ряд проблем в связи с особенностями использования ЭЦП в различных сферах. Электронная цифровая подпись может быть как простой, так и усиленной. При этом усиленная электронная подпись подразделяется на неквалифицированную и квалифицированную. В различных странах по-разному регулируются законодательные аспекты использования электронной цифровой подписи. В истории использование ЭЦП началось в 70-е годы прошлого столетия в банках Европы и Северной Америки.В России начало использования электронной цифровой подписи отмечается с 1992 года, что связано с необходимостью регулирования электронного документооборота.В рамках данного исследования выявлен актуальные проблемы и перспективы использования электронной цифровой подписи в разных сферах в нашей стране. Отмечено, что в настоящее время ЭЦП активно используется в электронной коммерции, основу которой составляет электронная торговля. В этой сфере могут быть использованы как простая, так и виды усиленной электронной подписи. КЭП в обязательном порядке используется в госзакупках и на электронных торгах. Существенные проблемы могут возникнуть при использовании электронной цифровой подписи в международной электронной коммерции, что, во-первых, связано с отсутствием в Законе чётких данных об электронном документообороте, во-вторых, с возможными различиями в использовании ЭЦП во взаимодействующих государствах.На следующем этапе рассмотрены законодательно-правовые особенности использования ЭЦП при проведении сделок с недвижимостью. Отмечено, что появление электронной подписи в данном типе сделок заметно упростило процедуру купли-продажи, снизило нагрузку на госорганы, позволило совершать данные сделки дистанционно. Установлено, что по российскому законодательству существует ряд ограничений на проведение подобных сделок (так, отсутствуют возможности использования ЭЦП в сделках на основе военной ипотеки, а также в сделках с участием несовершеннолетних). Далее определены законодательные основы использования электронной подписи в медицинской сфере. Отмечено, какие специалисты в этой области в настоящее время обязаны иметь ЭЦП. Определены условия использования ЭЦП. Показаны преимущества использования медицинскими работниками электронной подписи, которые состоят в том, что у них появляется возможность снизить количество заполнений документов. Также стал неактуальным риск подделки или утраты медицинского документа. В то же время выявлено, что существует проблема недобросовестного использования ЭЦП в ряде медицинских организаций, что влечёт существенные проблемы.Были выявлены особенности и проблемы в законодательных аспектах использования ЭЦП в такой сфере, как электронное голосование. В настоящее время в этой сфере регулирование усложняется отсутствием протокола для электронного голосования. Однако в связи с существенными рисками кражи персональных данных становится проблематичным анализ результатов электронного голосования, поэтому в настоящее время необходимо усиление мер защиты электронной цифровой подписи в данном направлении.Также выявлены особенности использования электронной цифровой подписи в исполнительном производстве и законодательные аспекты этого. Здесь выявлены существенные преимущества использования ЭЦП, которая позволяет существенно увеличить активность судебных исполнителей, что особенно важно в связи с колоссальной нагрузкой на них, которая возникла в последние годы.Также установлено, что имеется ряд проблем в использовании ЭЦП в предоставлении государственных услуг, что связано с дисбалансом между повышением требований к удостоверяющим центрам и их возможностями и полномочиями.В связи с выявленными проблемами отмечена необходимость совершенствования законодательных и правовых аспектов использования ЭЦП в России. Список использованных источниковФедеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 N 63-ФЗ (последняя редакция)[Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112701/Федеральный закон № 457-ФЗ от 04.08.2023 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202308040064Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 34.10-2012«Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи»(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 августа 2012 г. N 215-ст)Комментарий к Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (постатейный)(в редакции Федеральных законов от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ, от 10 июля 2012 г. N 108-ФЗ, от 5 апреля 2013 г. N 60-ФЗ, от 2 июля 2013 г. N 171-ФЗ, от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ, от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ, от 28 июня 2014 г. N 184-ФЗ, от 30 декабря 2015 г. N 445-ФЗ, от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ, от 27 декабря 2019 г. N 476-ФЗ, от 8 июня 2020 г. N 181-ФЗ и от 24 февраля 2021 г. N 20-ФЗ)Постановление Правительства РФ от 25 января 2013 г. N 33 «Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс] – URL: https://base.garant.ru/70306198/Постановление Правительства РФ от 19 июля 2022 г. N 1299 «Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» [Электронный ресурс] – URL: https://base.garant.ru/405045147/Указ Президента Российской Федерации от 17.03.2008 № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» [Электронный ресурс] – URL: https://base.garant.ru/192944/Артамонов, С.В. Электронная цифровая подпись в системе электронного документооборота // Вестник научных конференций. 2016. № 10-5 (14). С. 11-13.Бабаев, Д.Р. Подтверждение подлинности электронной подписи и документов, подписанных электронной подписью // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2023. Сборник трудов VI международного научно-технического форума. В 10-ти томах. Под общей редакцией О.В. Миловзорова. Рязань, 2023. С. 164-169Баканова, Н.Б. Реализация режимов работы с электронной подписью // УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КРУПНОМАСШТАБНЫХ СИСТЕМ MLSD'2018. ТРУДЫ ОДИННАДЦАТОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. В 3 т.. Под общей редакцией С.Н. Васильева, А.Д. Цвиркуна. 2018. С. 49-55.Балхизов, А.Х. Электронный договор и электронная подпись: современные аспекты и перспективы // Моя профессиональная карьера. 2023. Т. 2. № 54. С. 121-128.Гарибян А. Электронная цифровая подпись: правовые аспекты // Российская юстиция. - 2016. № 11. - С. 12 – 13Ефремова, А.В. Правовое регулирование порядка использования электронного документа и электронной подписи // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2021. Т. 4. № 13. С. 187-192Ипатов, М.Е. Электронная подпись в системе внутреннего электронного документооборота // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2023. Сборник трудов VI международного научно-технического форума. В 10-ти томах. Под общей редакцией О.В. Миловзорова. Рязань, 2023. С. 164-169Калинкин, А.О. Схема электронной подписи для электронного голосования // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. 2022. № 34. С. 810-826.Кислухина, И.А. проблемы и перспективы применения электронной цифровой подписи в электронном документообороте // Проблемы научной мысли. 2023. Т. 12. № 1. С. 14-17.Мишина, А.Г. Специфика и правовой аспект применения электронной подписи в облачных сервисах электронного документооборота // Академическая публицистика. 2022. № 4-1. С. 53-63.Перова, М.В. и др. Проблемы электронной подписи в системах электронного документооборота // Международный студенческий научный вестник. 2022. № 1. С. 91.Рязанова, Н.А. Значение электронного документооборота и электронной подписи в муниципальном управлении // Молодой ученый. 2023. № 16 (463). С. 128-130.Семёнов, Н.С. особенности правового регулирования электронной коммерции и электронной подписи // Евразийский юридический журнал. 2019. № 3 (130). С. 352-354.Соловьяненко, Н.И. Правовой режим квалифицированной электронной подписи и её функции в механизме защиты прав участников электронного взаимодействия // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 12. С. 236-240.Соловьяненко, Н.И. Юридическое значение электронной подписи в правовых отношениях электронного бизнеса // Colloquium-Journal. 2020. № 8-7 (60). С. 55-58.Сорокина, О.Г. Электронная подпись как инструмент развития электронного документооборота // Актуальные проблемы теории и практики управления социальными системами. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 98-10Сырескин, А.Н. тенденции развития технологии облачной электронной подписи в системе электронного документооборота // Технические науки: проблемы и решения. Сборник статей по материалам XI международной научно-практической конференции. 2018. С. 7-10.Тарасенко, Т.П. Правовое регулирование электронного документооборота и электронной подписи в предпринимательской деятельности при оказании государственных и муниципальных услуг // Вестник магистратуры. 2019. № 6-5 (93). С. 65-67.Трофимова, В.С. Особенности Применения электронной подписи в системе электронного документооборота «Диалог» // Синергия Наук. 2018. № 30. С. 886-889.Халиков Р. Субъекты электронного документа в банковской сфере // Информационное право. 2016. - № 7. С. 12-15Хузина, Н.Ю. особенности использования электронной подписи субъектами электронной коммерции // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2023. № 11 (162). С. 91-95.Цырендашиева, В.Ц. О некоторых вопросах применения электронной подписи в электронном документообороте // Студенческий. 2022. № 42-7 (212). С. 47-49.
1. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 N 63-ФЗ (последняя редакция)[Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112701/
2. Федеральный закон № 457-ФЗ от 04.08.2023 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202308040064
3. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 34.10-2012
«Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи»
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 августа 2012 г. N 215-ст)
4. Комментарий к Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (постатейный)
(в редакции Федеральных законов от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ, от 10 июля 2012 г. N 108-ФЗ, от 5 апреля 2013 г. N 60-ФЗ, от 2 июля 2013 г. N 171-ФЗ, от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ, от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ, от 28 июня 2014 г. N 184-ФЗ, от 30 декабря 2015 г. N 445-ФЗ, от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ, от 27 декабря 2019 г. N 476-ФЗ, от 8 июня 2020 г. N 181-ФЗ и от 24 февраля 2021 г. N 20-ФЗ)
5.
6. Постановление Правительства РФ от 25 января 2013 г. N 33 «Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс] – URL: https://base.garant.ru/70306198/
7. Постановление Правительства РФ от 19 июля 2022 г. N 1299 «Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» [Электронный ресурс] – URL: https://base.garant.ru/405045147/
8. Указ Президента Российской Федерации от 17.03.2008 № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» [Электронный ресурс] – URL: https://base.garant.ru/192944/
9. Артамонов, С.В. Электронная цифровая подпись в системе электронного документооборота // Вестник научных конференций. 2016. № 10-5 (14). С. 11-13.
10. Бабаев, Д.Р. Подтверждение подлинности электронной подписи и документов, подписанных электронной подписью // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2023. Сборник трудов VI международного научно-технического форума. В 10-ти томах. Под общей редакцией О.В. Миловзорова. Рязань, 2023. С. 164-169
11. Баканова, Н.Б. Реализация режимов работы с электронной подписью // УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КРУПНОМАСШТАБНЫХ СИСТЕМ MLSD'2018. ТРУДЫ ОДИННАДЦАТОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. В 3 т.. Под общей редакцией С.Н. Васильева, А.Д. Цвиркуна. 2018. С. 49-55.
12. Балхизов, А.Х. Электронный договор и электронная подпись: современные аспекты и перспективы // Моя профессиональная карьера. 2023. Т. 2. № 54. С. 121-128.
13. Гарибян А. Электронная цифровая подпись: правовые аспекты // Российская юстиция. - 2016. № 11. - С. 12 – 13
14. Ефремова, А.В. Правовое регулирование порядка использования электронного документа и электронной подписи // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2021. Т. 4. № 13. С. 187-192
15. Ипатов, М.Е. Электронная подпись в системе внутреннего электронного документооборота // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2023. Сборник трудов VI международного научно-технического форума. В 10-ти томах. Под общей редакцией О.В. Миловзорова. Рязань, 2023. С. 164-169
16. Калинкин, А.О. Схема электронной подписи для электронного голосования // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. 2022. № 34. С. 810-826.
17. Кислухина, И.А. проблемы и перспективы применения электронной цифровой подписи в электронном документообороте // Проблемы научной мысли. 2023. Т. 12. № 1. С. 14-17.
18. Мишина, А.Г. Специфика и правовой аспект применения электронной подписи в облачных сервисах электронного документооборота // Академическая публицистика. 2022. № 4-1. С. 53-63.
19. Перова, М.В. и др. Проблемы электронной подписи в системах электронного документооборота // Международный студенческий научный вестник. 2022. № 1. С. 91.
20. Рязанова, Н.А. Значение электронного документооборота и электронной подписи в муниципальном управлении // Молодой ученый. 2023. № 16 (463). С. 128-130.
21. Семёнов, Н.С. особенности правового регулирования электронной коммерции и электронной подписи // Евразийский юридический журнал. 2019. № 3 (130). С. 352-354.
22. Соловьяненко, Н.И. Правовой режим квалифицированной электронной подписи и её функции в механизме защиты прав участников электронного взаимодействия // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 12. С. 236-240.
23. Соловьяненко, Н.И. Юридическое значение электронной подписи в правовых отношениях электронного бизнеса // Colloquium-Journal. 2020. № 8-7 (60). С. 55-58.
24. Сорокина, О.Г. Электронная подпись как инструмент развития электронного документооборота // Актуальные проблемы теории и практики управления социальными системами. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 98-10
25. Сырескин, А.Н. тенденции развития технологии облачной электронной подписи в системе электронного документооборота // Технические науки: проблемы и решения. Сборник статей по материалам XI международной научно-практической конференции. 2018. С. 7-10.
26. Тарасенко, Т.П. Правовое регулирование электронного документооборота и электронной подписи в предпринимательской деятельности при оказании государственных и муниципальных услуг // Вестник магистратуры. 2019. № 6-5 (93). С. 65-67.
27. Трофимова, В.С. Особенности Применения электронной подписи в системе электронного документооборота «Диалог» // Синергия Наук. 2018. № 30. С. 886-889.
28. Халиков Р. Субъекты электронного документа в банковской сфере // Информационное право. 2016. - № 7. С. 12-15
29. Хузина, Н.Ю. особенности использования электронной подписи субъектами электронной коммерции // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2023. № 11 (162). С. 91-95.
30. Цырендашиева, В.Ц. О некоторых вопросах применения электронной подписи в электронном документообороте // Студенческий. 2022. № 42-7 (212). С. 47-49.