Использование театральных приемов на уроке русского языка как иностранного.
Заказать уникальную дипломную работу- 66 66 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 11.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования театральных приёмов на уроке русского языка как иностранного 6
1.1. Особенности театральных приёмов в обучении 6
1.2. Современны подходы к организации уроков русского языка как иностранного 13
Глава 2. Разработка методических материалов по использованию театральных приёмов на уроке русского языка как иностранного 28
2.1. Принципы использования театральных приёмов на уроке русского языка как иностранного 28
2.2. Содержание разработанных методических материалов 42
Заключение 59
Список использованных источников 62
), ментальные карты («Mindmeister», «IBrainstorm», «Coggle», «Xmind» и т.д.) и графические редакторы («Canva», «Tilda» и др.). Слайд 8В содержании представлено 7 конспектов занятий на основе приёмов театрализации, которые представлены в данной таблице.Слайд 9На слайде представлены примеры театрализованных упражнений, которые были разработаны в рамках данного исследованияСлайд 10На основе изложенного можно сделать следующие выводы:Работа с материалами на основе театральных приёмов способствует более быстрому запоминанию лексического материала, формирует положительное отношение к языку и процессу обучения. Благодаря тому, что эти материалы в большинстве своем являются достаточно эмоциональными, представляется возможным объяснить материал невербально, то есть опираясь на чувства, которые испытывают все, независимо от национальной принадлежности и родного языка. Эмоциональный аспект и лексика, его отражающая, позволяют продемонстрировать и красоту изучаемого языка. Аутентичные материалы, предполагающие использование приёмов театрализации, должны быть включены в деятельность преподавателя русского языка как иностранного. Подтверждением тому является следующее: интеграция аутентичного театрализованного материала – один из способов использования в работе лингвострановедческого метода: такие тексты позволяют освещать культурный аспект в процессе обучения языку; приёмы театрализации помогают подчеркнуть отличительные особенности представителей народа изучаемого языка; следование критериям отбора театрализованного материала – неотъемлемая часть работы с ним: тексты должны быть приятными на слух, понятными по смыслу и не содержать необщеупотребительной лексики, препятствующей изучению языка по крайней мере в тех фрагментах, которые используются преподавателем на занятии; театрализованные приёмы на занятиях РКИ формируют не только коммуникативные компетенции, но и культурные, повышая мотивацию к изучению языка. Так, сам факт использования театрализованных текстов на уроках РКИ представляет собой комплексный подход к изучению такой сложной системы, как язык, повышает кругозор учащихся и интерес к тому, что им предстоит узнать. А разработанный нами комплекс упражнений позволяет обучать русскому языку как иностранному, интегрируя в процесс театрализованные тексты, параллельно погружая обучающихся в культуру России.Слайд 11Доклад окончен. Благодарю за внимание!
Список использованных источников
1. Аверьянов П.Г. Театральная деятельность как ресурс деятельностно-ценностного воспитания // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4834
2. Аврорин, В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. Л.: Наука, 1975. 274
3. Азнаурова Э.С. Очерки по стилистике слова. Ташкент, 1973. – 405 с.
4. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И.Андреев. -Казань: КГУ, 1988. - 128 с.
5. Антонова, О. А. Игровое пространство образования: школьная театральная педагогика / Антонова, О. А. – Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2005 – 335-344 с.
6. Бирюкова, Е. А. Методические рекомендации по обучению языку специальности в системе преподавания русского языка как иностранного : учебно-методическое пособие / Е. А. Бирюкова, Т. В. Подколзина, А. К. Новикова // Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017. — 56 c.
7. Васильев Л. М. Теория семантических полей //Вопросы языкознания. 1971. № 5. – С. 105–113
8. Воронина, М. Ю. Формирование художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста в театральной студии / М. Ю. Воронина // Современные проблемы высшего образования. Теория и практика : материалы Пятой межвуз. науч. – практ. конф., орг. Ин-том культуры и искусств Моск. гор. пед. ун-та (г. Москва, 15–23 апр. 2020 г.) / под общ. ред. С. М. Низамутдиновой ; среди рец. В. В. Афанасьев. – Москва, 2020. – С. 263–268. – ISBN 978-5-98594-687-1
9. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Психология развития. - СПб, 2001. - С. 56-79.
10. Горобец, Л. Н. Текст как основа создания обучающей, развивающей, воспитательной и цифровой среды / Л. Н. Горобец // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2021. – № 2. – С. 25-29.
11. Грибкова, Г. И. Литературный театр как средство формирования творческих способностей младших школьников / Г.И. Грибкова, И. В. Смирнова // Среднее профессиональное образование. - 2019. - № 9. - С. 31-35.
12. Григорьева, О. А. Школьная театральная педагогика : учеб. пособие / О. А. Григорьева. - Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар : Лань : Планета музыки, 2015. - 255 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература). - Прил.: с. 248-254. - Библиогр.: с. 227-247. - ISBN 978-5-8114-1897-8. - ISBN 978-5-91938-198-3.
13. Дроздов, Н. А. Воспитательный эффект социального партнерства школы и театра / Дроздов, Н. А. – Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина
14. Жарков, А. Д. Эстетическое воспитание - основа деятельности учреждений культуры / А. Д. Жарков, Л. В. Школяр // Искусство и образование. - 2021. - № 5. - С. 177-185.
15. Заулина, О.А. Символ как стилистический прием // Вестник чувашского университета. – 2005. – №3 – С. 136–140
16. Зверева, Н. А. Создание актерского образа. Словарь театральных терминов / Н. А. Зверева, Д. Г. Ливнев ; [Науч.-практ. центр по мастерству актера и режиссуре РАТИ - ГИТИС]. - Москва : ГИТИС, 2008. - 104 с.
17. Калямина, С. Школьный театр. Перспектива развития : На примере начальных класссов / С. Калямина // Искусство в школе. - 2020. - № 2. - С. 50-53.
18. Карасик В.И. О категориях лингвокультурологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2001. – С.3–16.
19. Кубрякова, Е.С. Семантика синтаксиса и некоторые проблемы словообразования // Предмет и методы синтаксической семантики. - М., 1977. - С. 123-133 (Тр. / МГПИИЯ им. М. Тореза; вып. 112)
20. Лебедева А.Л. Живые образы России: читаем, пишем, говорим: Учебное пособие для иностранных учащихся / А.Л. Лебедева, В.Б. Филатова; М-во науки и высш. образования РФ, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования Воронежский гос. ун-т, Ин-т международ. образования. – Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2018. – 155 с.
21. Лёвина, Г. М. Специфика преподавания РКИ в цифровую эпоху. В 2 частях. Ч. 1. Уровень А1 : монография / Г. М. Лёвина. — 2-е изд. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2022. — 190 c.
22. Миниярова, И.М. Системность номинации в когнитивном ракурсе / И.М. Миниярова //Вестник Башкирского университета. – 2011. -№3 – С. 752-758.
23. Митрофанова О.Д. Русский язык как иностранный: традиции, новаторство, творчество // Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного: Учебная монография. М., 2002.
24. Москалев, А. Опыт межвозрастных театральных проектов Культурного центра "Дружба" / А. Москалев // Дом культуры. – 2021. – № 5. – С. 28– 31. – ISSN 2078-4554.
25. Новикова, Н. И. Социализация школьников средствами театральной педагогики / Новикова, Н. И. – Эксперимент и инновации в школе. 2011 – 63-69 с.
26. Опарина, Н. А. Роль театрального искусства в творческом развитии личности ребенка / Н. А. Опарина, Н. В. Карпова, Н. Г. Миколышина // Социально-культурное взаимодействие вуза и предприятий индустрии креативного досуга в системе инновационной подготовки кадров для столичных учреждений образования и культуры : сб. науч. тр. каф. соц.- культур. деятельности Ин-та культуры и искусств Моск. гор. пед. ун-та / под общ. ред. Э. И. Медведь, Г. И. Грибковой ; [рец. : Е. И. Григорьева и др.]. - Москва, 2018. - С. 147-154.
27. Опарина, Н. А. Сценарно-режиссерские основы культурно-досуговых программ. Теория и методика организации зрелищного досуга : учеб. для вузов / Н. А. Опарина ; среди рец. М. Г. Кайтанджян. - Москва : ВЛАДОС, 2020. - 247 с.
28. Постановочные аспекты деятельности организатора театрализованного досуга детей и молодежи / Н. А. Опарина, И. Д. Левина, М. Г. Кайтанджян, Е. С. Бычкова, О. В. Мальцева [и др.] // Среднее профессиональное образование. - 2019. - № 4. - С. 24-29.
29. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101-107.
30. Русская культура в современной московской школе : учеб. пособие / Департамент образования г. Москвы, Гос. автоном. образоват. учреждение высш. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т" (ГАОУ ВО МГПУ), Ин-т культуры и искусств, Каф. соц.-культ. деятельности ; 64 [авт.-сост. : Т. И. Бакланова, Э. И. Медведь, Н. А. Опарина, М. Г. Кайтанджян ; под общ. ред. Т. И. Баклановой]. - Москва : МГПУ, 2015. - 223 с. Сергеева, В. П. Развитие креативной среды в воспитательном пространстве образовательного учреждения : метод. рекомендации / В. П. Сергеева, А. А. Белов. – Москва : АПКиППРО, 2013. – 43 с. – Тезаурус: с. 41. – Лит.: с. 42–43. – ISBN 978-5-8429-1275-9.
31. Театрализованные игры для младших школьников / сост. Р. В. Димитриенко. – Волгоград : Учитель, 2006. – 91 с. – (Внеклассная работа в школе). – Лит.: с. 90. – ISBN 5-7057-0879-3.
32. Тёрёчик, Л. Б. Текст как средство обучения русскому языку как иностранному фреймовый подход (начальный этап обучения) : специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)" : автореф. дисс. … канд. пед. наук / Тёрёчик Людмила Беловна. – Москва, 2012. – 26 с.
33. Толстых, А. А. Какой учебник по русскому языку выбрать для иностранцев, начинающих изучение? / А. А. Толстых. – Текст : электронный // Бесплатный методический вебинар. – Златоуст. – 2016. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=4Uu-OhHSFkI
34. Турусова, Л. К. Организация деятельности театральной студии по изучению истории родного края / Л. К. Турусова // Дополнительное образование и воспитание. - 2018. - № 7. - С. 27-28.
35. Чернявская, Т. Н. Реализация лингвострановедческого аспекта при создании учебника русского языка / Т. Н. Чернявская. – Русский язык за рубежом, 1989. – № 3(119). – С. 59-64
36. Чирейкин, М. К. Работа с аутентичными текстовыми материалами при обучении чтению студентов-иностранцев на уровнях А1-А2 / М. К. Чирейкин. – Текст : электронный// Технологии в образовании. – Новосибирск. – 2020. – С. 159-166.
37. Щеголихина, М. А. Тексты анекдотов как потенциальный дидактический материал для изучения русского языка как иностранного / М. А. Щеголихина. – Текст : электронный // Диалог культур. Теория и практика преподавания языков и литератур : VI Международная научно-практическая конференция. Труды и материалы (Симферополь, 09–11 октября 2018 года) / под общ. ред. В. В. Орехова, Е.Я. Титаренко. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2018. – С. 191-194
38. Gagné, R. M. The Conditions of Learning / R. M. Gagné. – ISBN : 0030899656, 9780030899652 // Holt, Rinehart and Winston. – 1977
39. Harmer, J. How to teach English / J. Harmer. – Текст : электронный // 6 impression. – London: Pearson. – 2010. – PP 290.
40. Merrill, M. D. The proper study of instructional design / M. D. Merrill, R. A. Reiser, J. V. Dempsey // Trends and issues in instructional design and technology. – 2007. – P. 336–341