Организация рекламной деятельности на предприятии ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ»
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 11.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.Теоретические основы рекламной деятельности 6
1.1.Понятие рекламы 6
1.2. Задачи и функции рекламы в торговом предприятии 9
2.Характеристика рекламы в торговом предприятии METRO Cash &Carry 20
2.1.Характеристика предприятия METRO Cash &Carry 20
2.2.Анализ рекламных средств в METRO Cash &Carry 24
3. Разработка рекламной компании и оценка ее эффективности. 30
3.1. Эффективность рекламной деятельности предприятия 30
3.2. Пути повышения эффективности рекламной деятельности предприятия 35
Заключение 41
Список литературы 43
Затраты на рекламу, руб. Затраты на 1 человека, руб./чел. 1. Печатная продукция 1800 10000 5,56 2. Интернет реклама 20000 50000 2,50 4. Флаеры 8356 20000 2,39 5. Купоны со скидками 18326 10000 0,55 Итого 48482 90000 1,86 Средние расходы на одного человека составили 1,86 руб. на человека.
Определим коммуникационную эффективность рекламы в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Сравнительная характеристика коммуникативной эффективности рекламы
Показатели Количество обратившихся чел. Аудитория, чел. % результативности обращения 1. Печатная продукция 1800 10000 18,00 2. Интернет реклама 20000 100000 20,00 4. Флаеры 8356 24000 34,82 5. Купоны со скидками 18326 20000 91,63 Итого 48482 154000 31,48 По данным таблицы видно, что наиболее высокая результативность обращений по купонам со скидами, а минимальная по печатной продукции.
Определим прироста товарооборота за счет рекламы в таблице 3.3.
Дополнительный объем выручки составит:
Прирост прибыли составит:
Текущий (годовой) экономический эффект составит:
Экономическая рентабельность рекламирования составит:
Таблица 3.3
Исходные данные для расчета эффективности рекламы
Показатели Единица измерения Величина показателя Среднедневной объем выручки до рекламного периода тыс. руб./день 25713/365 дней=70,45 тыс. руб. Относительный процент прироста среднедневной выручки % (27949-25713)/ 25713*100=8,70% Количество дней учета объема выручки в рекламный период дни 365 Прибыль на один рубль реализации продукции руб. 7161/25713=0,28 Затраты на рекламу тыс. руб. 130 Определим экономическую эффективность каждого рекламного средства. Прибыль от рекламы на одного человека обратившегося благодаря рекламе составила: 496,08/48482*1000 = 10,23 руб.
Определим общую прибыль по каждому средству рекламу в таблице 3.4 по следующей формуле:
Прибыль от данного средства рекламы = Количество обратившихся * Прибыль на одного человека.
Таблица 3.4
Определение прибыли полученной от каждого средства рекламы
Показатели Количество обратившихся, чел. Прибыль на человека, руб. Прибыль на данное рекламное средство, руб. 1. Печатная продукция 1800 10,23 18414 2. Интернет реклама 20000 10,23 204600 4. Флаеры 8356 10,23 85482 5. Купоны со скидками 18326 10,23 187475 Итого 48482 495971 Наиболее прибыльным видом рекламы оказываются Интернет-реклама, а также купоны со скидками.
Наименее прибыльным видом рекламы оказывается реклама печатной продукции, хотя затраты на единицу рекламирования у нее наибольшие.
Поэтому предприятию следует обратить внимание на самые выгодные виды рекламы, то есть на рекламу в сети Интернет, а также распространение купонов со скидками.
Определим экономическую эффективность каждого средства рекламы в таблице 3.5.
Таблица 3.5
Определение экономической эффективности отдельных видов рекламных средств
Показатели Прибыль на данное рекламное средство, руб. Затраты на рекламу, руб. Эффективность затрат на рекламу, % 1. Печатная продукция 18414 10000 184,14 2. Интернет реклама 204600 50000 409,20 4. Флаеры 85482 20000 427,41 5. Купоны со скидками 187475 10000 1874,75 Итого 495971 90000 551,08 Сравнительная характеристика экономической и коммуникативной эффективности различных средств рекламы приведена в таблице 3.6.
Таблица 3.6
Сравнительная характеристика показателей коммуникативной и экономической эффективности различных средств рекламы
Показатели % результативности обращений Эффективность затрат на рекламу, % 1. Печатная продукция 18,00 184,14 2. Интернет реклама 20,00 409,20 4. Флаеры 34,82 427,41 5. Купоны со скидками 91,63 1874,75 Итого 31,48 551,08 Наибольшая коммуникативная и экономическая эффективность у купонов со скидками. Низкая и коммуникативная и экономическая эффективность у печатной продукции.
Таким образом, наибольшую экономическую эффективность имеют купоны со скидками, а наименьшая экономическая эффективность у рекламы печатной продукции. Средней по экономической эффективности являются флаеры и Интернет-реклама. Приведенный анализ эффективности средств рекламы показал, что предприятие не правильно выбрало акценты в распределении бюджета рекламы между рекламными носителями.
В данной работе исследуется рекламная деятельность ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ», которое занимается торговлей потребительскими товарами.
Конкурентными преимуществами компании являются цена, качество, ассортимент, реклама, месторасположение, наличие и условия скидок, уровень персонала.
Слабыми аспектами деятельности фирмы являются: имидж среди клиентов, опыт работы, охват рынка.
Целевой аудиторией ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ» являются мужчины в возрасте от 20 до 30 лет, которые являются студентами. Поэтому необходимо уделить внимание распространению информации о магазине в учебных заведениях Москвы.
В целом проведенный анализ свидетельствует, что расходы на рекламу печатной продукции можно снизить, а расходы на купоны со скидками следует увеличить.
3.2. Пути повышения эффективности рекламной деятельности предприятия
Проведенный анализ рекламной деятельности ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ» позволил выявить, что ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ» следовало бы использовать следующие средства рекламы известной потребителям: наружную рекламу, рекламу в прессе и рекламу в метро. Увеличить следует расходы на купоны со скидками. Исключить рекламу печатной продукции. Расходы на Интернет – рекламы и флаеры следует увеличить.
Основная тема рекламы: обеспечение интересной информации об Организации. Мотивационный анализ позволяет получить следующие данные о мотивах и выгодах, которые могут побудить представителя целевого потребительского сегмента посетить данный магазин: интересная покупка. Основой убеждения представителя целевой аудитории является возможность весело провести время и совершить необходимую покупку.
Препятствие - слабая информированность о магазине.
Таким образом, рекламной идеей должно быть:
1. образ стильного магазина – «возможность получить качественный товар, получить интересную консультацию».
2. основной тематикой при убеждении целевого потребителя является предоставление магазином возможности удовлетворить потребность в товарах.
Данный подход обоснован использованием структуры уникального предложения: рассматриваемый магазин позволяет молодым людям весело провести время в компании друзей.
Определим бюджет расходов на рекламу в таблице 3.7.
Таблица 3.7
Бюджет расходов на рекламу
Виды рекламы Количество Цена, руб./шт. Сумма, тыс. руб. Рекламные щиты 5 20000 100 Публикации в прессе 12 1000 12 Рекламные щиты в метро 2 15000 30 Флаеры 2000 10 20 Купоны со скидками 2000 10 20 Лед доски 6 10200 61 Лазерная реклама 12 50000 600 Интернет - реклама на собственном сайте 1 50000 50 Интернет -реклама на других сайтах 10 10000 100 Итого 993 Основные расходы будут приходиться на лазерную рекламу. Значительные средства на Интернет-рекламу на других сайтах. Структура рекламных расходов приведена на рисунке 3.1.
Также значительные расходы предусматривается направить на рекламу на других сайтах, что позволит привлечь покупателей не только за счет собственного сайта (Рис. 3.1).
Рисунок 3.1 – Структура рекламных расходов, %
При формировании рекламы будут использованы голубой, красный цвет. Данная цветовая гамма ориентирована на формирование уверенности клиента, что он получит безопасность, комфорт, удовольствие.
Для того, чтобы учитывать эффективность рекламной компании будут применяться следующие средства:
-реклама в печатных изданиях – учет купонов на скидку,
- реклама в Интернет – запись количества лиц, которые заказали покупки, оповещают по смс,
- остальные виды рекламы остальной прирост клиентов.
Для совершенствования рекламы необходимо создание архива.
Таким образом, в работе предложен бюджет расходов на рекламу, который предусматривает другое распределение средств на рекламу, а также другие виды рекламы, которые предприятием не использовались: лазерная реклама, лед-доски, рекламные щиты в метро. По результатам расчетов во второй главе прибыль в расчете на человека вырастет на 30% за счет более профессионального подхода к рекламированию и составит: 10,23*(100+30)/100=13,299 руб. с человека. Исходя из количества полезной аудитории, можно определить прибыль всего от использования каждого рекламного средства по формуле: Общая прибыль = Прибыль на человека * Полезная аудитория (таблица 3.7). Затраты на рекламу приведены в таблице 3.8. Прирост выручки составит: Общая прибыль+Затраты на рекламу.
Эффективность затрат на рекламу = Общая прибыль/Затраты на рекламу *100%.
Таблица 3.8
Определение обшей прибыли и выручки от мероприятий
Виды рекламы Полезная аудитория Прибыль на человека Прибыль всего Затраты на рекламу Прирост выручки Эффективность затрат на рекламу 1 2 3 4=2*3 5 6=4+5 7= Наружная реклама 2000 13,299 27 100 127 26,60 Реклама в прессе 6000 13,299 80 12 92 664,95 Реклама в метро 5000 13,299 66 30 96 221,65 Флаеры 24000 13,299 319 20 339 1595,88 Купоны со скидками 20000 13,299 266 20 286 1329,90 Лед доски 6000 13,299 80 61 141 130,81 Лазерная реклама 8000 13,299 106 600 706 17,73 Интернет - реклама на собственном сайте 20000 13,299 266 50 316 531,96 Интернет -реклама на других сайтах 10000 13,299 133 100 233 132,99 Итого 101000 13,299 1343 993 2336 135,27 По данным таблицы 3.8 видно, что выручка вырастет на 2336 тыс. руб, а прибыль вырастет на 1343 тыс. руб. Определим влияние предложенных мероприятий на показатели эффективности предприятия в таблице 3.9.
Таблица 3.9
Влияние предложенных мероприятий на показатели эффективности предприятия
Показатель Формула расчета 2019 год (факт) 2020 год (план) Прирост, тыс. руб. Темпы прироста, % 1 2 3 4 5=4-3 6=5/3*100 Выручка от реализации, тыс. руб. Отчет о фин. Рез. 201420 203756 2336 (таб.3.4) 1,16 Прибыль от реализации, тыс. руб. Отчет о фин рез. 1046 2389 1343 (таб.3.4) 128,41 Показатель Формула расчета 2019 год (факт) 2020 год (план) Прирост, тыс. руб. Прирост, % Чистая прибыль, тыс. руб. Отчет о фин. Рез. 984 2059 1075 109,20 Средняя величина совокупных активов (имущества), тыс. руб. Валюта баланса 136047 137122 1075 0,79 Средняя величина собственного капитала, тыс. руб. Итог раздела 3 баланса 7213 8288 1075 14,90 Коэффициент чистой прибыли (NPM) Чистая прибыль / Выручка 0,49 1,01 0,52 106,80 Рентабельность продаж (ROS) Прибыль от реализации / Выручка 0,519 1,173 0,65 125,79 Рентабельность совокупных активов (ROA) Чистая прибыль / Средняя величина совокупных активов 0,723 1,501 0,78 107,56 Рентабельность собственного капитала (ROE) Чистая прибыль / Средняя величина собственного капитала 14,502 28,829 14,33 98,80 Прирост чистой прибыли = прирост прибыли от реализации * (100%-20%) /100%.
Чистая прибыль по плану = Чистая прибыль по факту+Прирост чистой прибыли
Размер имущества и собственного капитала вырастет на сумму прироста чистой прибыли (1075 тыс. руб.), так как именно такой размер чистой прибыли предлагается включить в состав нераспределенной прибыли, а оставшуюся часть планируется использовать на текущие нужды предприятия (984 тыс. руб.).
По данным таблицы видно, что выручка вырастет на 1,16%, а прибыль на 128,41% за счет рекламной деятельности, что приведет к росту чистой прибыли на 109,20%. Имущество предприятия вырастет на 0,79%, собственный капитал на 14,90%.
Таким образом, в результате роста прибыли от продаж и чистой прибыли рентабельность по чистой прибыли вырастет на 0,52%, рентабельность продаж 0,65%, рентабельность совокупных активов на 0,78%, рентабельность собственного капитала на 14,33%.
Вывод по третьей главе.
По данным расчетов получается, что в результате мероприятий по повышению эффективности рекламной деятельности вырастет прибыль от продаж, что приведет к росту показателей рентабельности за счет того, что будет нанят специалист в области рекламы, а также усовершенствована структура рекламных расходов по рекламным носителям. Предложено использование носителей, которые не использовались до этого на предприятии, что позволит охватить большую аудиторию покупателей продукции, увеличить их осведомленность о предприятии, а, следовательно, повысить их эффективность продаж, получая больше прибыли от каждого покупателя на 30%.
Заключение
Исследование теоретических вопросов эффективности рекламы показало, что рекламные мероприятия необходимы для того, чтобы обеспечить коммуникации между потребителей и производителем товаров и услуг, выделяя коммуникативную и экономическую эффективность рекламы.
В работе рассматривается деятельность ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ», которое занимается продажей. Рекламную деятельность на ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ» выполняет заместитель директора, который представляет интересы предприятия на переговорах с клиентами и спонсорами. В своей работе заместитель директора учитывает множество факторов, начиная от специфики работы, и заканчивая психологией поведения людей (социальной психологией).
В работу заместителя директора входит: работа с покупателями для донесения до них информации о работе предприятия; заказ печатной рекламы в типографии и рассылка печатной рекламы по потенциальным потребителям; заказ в типографии флаеров и купонов с процентами, которые распространяются среди покупателей; донесение до лидеров групп влияния информации об организации; разработка и заказ изготовления рекламы на майках; работа с покупателями в целях донесения до них информации об организации; организация работы по привлечению промоутеров; составление фоотчета об акциях и мероприятиях продвижения. анализ организации рекламы и использование средств рекламы ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ» показал, что для ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ» необходимо улучшать организацию рекламу, увеличивая бюджет рекламных расходов, повышая ее информативность, увеличивая охват целевой аудитории рекламой.
По результатам исследования можно сделать вывод, что расходы на рекламу печатной продукции можно снизить, а расходы на купоны со скидками следует увеличить.
Проведенный анализ рекламной деятельности ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ», что в основном расходы будут наибольшие на лазерную рекламу. Однако данная реклама позволит привлечь покупателей, которых не удастся привлечь за счет других средств рекламы. Значительные затраты также планируется осуществить на наружную рекламу, так как по данным опроса – это наиболее информативный вид рекламы для данной целевой аудитории.
По результатам расчетов произойдет рост прибыли от продаж, что приведет к росту чистой прибыли, рентабельность по чистой прибыли вырастет на 0,52%, рентабельность продаж 0,65%, рентабельность совокупных активов на 0,78%, рентабельность собственного капитала на 14,33%.
Таким образом, в результате рекламы улучшится эффективность деятельности ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ», что свидетельствует о том, что рекламные мероприятия будут эффективными.
Список литературы
Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 с изм. и доп. от 1.10.2022.
О защите прав потребителей: Федеральный закон Рос. Федерации №2300-1 от 07.02.1992 г. – Информационно-справочная система «Гарант». – 2014.
Ананьева Н.В. Методики оценки качества обслуживания покупателей в магазине //Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2022. № 8. С. 223-226.
Барсова Т.Н., Тарасова Н.В., Орлова О.В. Комплексный подход к системе маркетинговой деятельности предприятий в современных условиях //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2020. № 2. С. 41-45.
Батикова Р.О., Изакова Н.Б. Social-media marketing на российском рынке: особенности применения //Human Progress. 2020. № 7. С.
Белявский И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2015. - с.86.
Березин, И.С. Маркетинг и исследования рынков/ И.С. Березин. - М.: Русская Деловая Литература, 2020.- 320с.
Благоев В. Маркетинг в определениях и примерах: Пер. с болг. - СПб.: Два+Три, 2013. – 468 с.
Ведров, Е.С., Петухов Д.В. Маркетинговое исследование/ Е.С. Ведров, Д.В. Петухов. - М.:МИЭМП,2021.-243 с.
Алтухов П.Л., Алтухова Н.В. Обеспечение финансовой безопасности при формировании бюджета рекламы //Аллея науки. 2021. Т. 1. № 14. С. 510-513.
Аренс, У. Современная реклама / У. Ф. Аренс, М. Ф. Вейголд, К. Аренс. — Москва : Эксмо, 2021. — 880 с.
Васильев, Г. А. Рекламный маркетинг / Г. А. Васильев, В. А. Поляков. — Москва : Вузовский учебник, 2022. — 276 с.
Голованова Д.П. Методы оценки и главные показатели эффективности рекламной деятельности в интернете //Управленческие науки в современном мире. 2020. Т. 2. № 2. С. 82-85.
Горобец Э.А. Специфика использования pr-технологий с целью расширения аудитории //Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2022. Т. 1. С. 188-193.
Дворник В.С. Роль рекламы в моделировании сознания потребителя //В сборнике: Конкурентоспособность территорий Материалы XXI Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. В 8-ми частях. Ответственные за выпуск Я.П. Силин, Е.Б. Дворядкина. 2022. С. 99-101.
Дементьева В.В., Шуклина Д.А. Роль рекламы в деятельности организации //В сборнике: Молодежь и наука - 2022 Сборник научных трудов I Всероссийской студенческой научно-практической конференции (материалы Всероссийского конкурса для молодых исследователей). 2022. С. 16-21.
Карабанова И.С. Метод определения бюджета рекламной кампании. Современная инновационная экономика: анализ проблем и стратегия развития. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2013, с. 82-88.
Карабанова И.С., Астратова ГВ., Рущицкая О.А. К вопросу о методах оценки эффективности рекламной кампании предприятия на рынке органических продовольственных товаров. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2020. № 10 (144), с. 52-58.
Лидовская О.П. Оценка эффективности маркетинга и рекламы. Готовые маркетинговые решения / О.П. Лидовская. — СПб.: Изд-во ИНФО, 2021. — 314 с.
Макиенко И. Методы определения рекламного бюджета компании. Маркетинг в России и за рубежом. Москва, 2021. № 2.
Оценка эффективности рекламной деятельности [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kazedu.kz/referat/71878 (20.02.2020 г.).
Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность / Ф.Г. Панкратов. — Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2021. — 320 с.
Панова О.И. Реклама в метро: состояние, проблемы, пути совершенствования //Форум молодых ученых. 2022. № 2 (18). С. 441-442.
Прокопьева Е.Л., Гришаева А.К. //Эффективность рекламной деятельности и подходы к ее оценке //Научное обозрение. 2020. № 21. С. 159-168.
Сафиева В.О., Нефедова К.А. Анализ практического подхода к управлению коммерческой деятельностью торговой организации //В сборнике: Результаты современных научных исследований и разработок Сборник статей победителей Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2021. С. 104-107.
Синенко В.М. Преимущества каждого вида рекламы и их недостатки при продвижении различных видов товара или услуги //В сборнике: Повышение производительности труда на транспорте - источник развития и конкурентоспособности национальной экономики 2020. С. 282-284.
Цахаев, Р.К., Муртузалиева, Т.В. Маркетинг: Учебник. Москва: Из-во «Дашков и К°», 2020. 552 с.
Черных Л.М. Управление эффективностью рекламных кампаний: старые методы на новый лад //Маркетинговые коммуникации. 2020. № 4. С. 234-243.
2
2. О защите прав потребителей: Федеральный закон Рос. Федерации №2300-1 от 07.02.1992 г. – Информационно-справочная система «Гарант». – 2014.
3. Ананьева Н.В. Методики оценки качества обслуживания покупателей в магазине //Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2022. № 8. С. 223-226.
4. Барсова Т.Н., Тарасова Н.В., Орлова О.В. Комплексный подход к системе маркетинговой деятельности предприятий в современных условиях //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2020. № 2. С. 41-45.
5. Батикова Р.О., Изакова Н.Б. Social-media marketing на российском рынке: особенности применения //Human Progress. 2020. № 7. С.
6. Белявский И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2015. - с.86.
7. Березин, И.С. Маркетинг и исследования рынков/ И.С. Березин. - М.: Русская Деловая Литература, 2020.- 320с.
8. Благоев В. Маркетинг в определениях и примерах: Пер. с болг. - СПб.: Два+Три, 2013. – 468 с.
9. Ведров, Е.С., Петухов Д.В. Маркетинговое исследование/ Е.С. Ведров, Д.В. Петухов. - М.:МИЭМП,2021.-243 с.
10. Алтухов П.Л., Алтухова Н.В. Обеспечение финансовой безопасности при формировании бюджета рекламы //Аллея науки. 2021. Т. 1. № 14. С. 510-513.
11. Аренс, У. Современная реклама / У. Ф. Аренс, М. Ф. Вейголд, К. Аренс. — Москва : Эксмо, 2021. — 880 с.
12. Васильев, Г. А. Рекламный маркетинг / Г. А. Васильев, В. А. Поляков. — Москва : Вузовский учебник, 2022. — 276 с.
13. Голованова Д.П. Методы оценки и главные показатели эффективности рекламной деятельности в интернете //Управленческие науки в современном мире. 2020. Т. 2. № 2. С. 82-85.
14. Горобец Э.А. Специфика использования pr-технологий с целью расширения аудитории //Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2022. Т. 1. С. 188-193.
15. Дворник В.С. Роль рекламы в моделировании сознания потребителя //В сборнике: Конкурентоспособность территорий Материалы XXI Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. В 8-ми частях. Ответственные за выпуск Я.П. Силин, Е.Б. Дворядкина. 2022. С. 99-101.
16. Дементьева В.В., Шуклина Д.А. Роль рекламы в деятельности организации //В сборнике: Молодежь и наука - 2022 Сборник научных трудов I Всероссийской студенческой научно-практической конференции (материалы Всероссийского конкурса для молодых исследователей). 2022. С. 16-21.
17. Карабанова И.С. Метод определения бюджета рекламной кампании. Современная инновационная экономика: анализ проблем и стратегия развития. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2013, с. 82-88.
18. Карабанова И.С., Астратова ГВ., Рущицкая О.А. К вопросу о методах оценки эффективности рекламной кампании предприятия на рынке органических продовольственных товаров. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2020. № 10 (144), с. 52-58.
19. Лидовская О.П. Оценка эффективности маркетинга и рекламы. Готовые маркетинговые решения / О.П. Лидовская. — СПб.: Изд-во ИНФО, 2021. — 314 с.
20. Макиенко И. Методы определения рекламного бюджета компании. Маркетинг в России и за рубежом. Москва, 2021. № 2.
21. Оценка эффективности рекламной деятельности [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kazedu.kz/referat/71878 (20.02.2020 г.).
22. Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность / Ф.Г. Панкратов. — Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2021. — 320 с.
23. Панова О.И. Реклама в метро: состояние, проблемы, пути совершенствования //Форум молодых ученых. 2022. № 2 (18). С. 441-442.
24. Прокопьева Е.Л., Гришаева А.К. //Эффективность рекламной деятельности и подходы к ее оценке //Научное обозрение. 2020. № 21. С. 159-168.
25. Сафиева В.О., Нефедова К.А. Анализ практического подхода к управлению коммерческой деятельностью торговой организации //В сборнике: Результаты современных научных исследований и разработок Сборник статей победителей Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2021. С. 104-107.
26. Синенко В.М. Преимущества каждого вида рекламы и их недостатки при продвижении различных видов товара или услуги //В сборнике: Повышение производительности труда на транспорте - источник развития и конкурентоспособности национальной экономики 2020. С. 282-284.
27. Цахаев, Р.К., Муртузалиева, Т.В. Маркетинг: Учебник. Москва: Из-во «Дашков и К°», 2020. 552 с.
28. Черных Л.М. Управление эффективностью рекламных кампаний: старые методы на новый лад //Маркетинговые коммуникации. 2020. № 4. С. 234-243.