Психологические особенности многодетных семей: возможные трудности

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Психология
  • 14 14 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 13.02.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1 Определение многодетной семьи 4
2 Психологические проблемы многодетных семей и возможные трудности
6
Заключение 12
Список литературы 14
Фрагмент для ознакомления

Однако, при поддержке родителей и создании благоприятной среды для социального развития, детям из многодетных семей можно помочь успешно адаптироваться и находить свое место в обществе.[3]Однако в неблагополучных семьях ситуация может сложиться по-другому. Иногда в связи с тяжелым материальным положением и неспособностью родителей уделять много времени детям они остаются без присмотра и растут сами по себе. Между ними вспыхивают ссоры, недомолвки. Нередки также случаи, когда дети из многодетных семей ощущают себя ненужными, брошенными, в связи, с чем их самооценка часто занижена по сравнению с их сверстниками. А иногда они чувствуют себя способом для получения государственных субсидий. Такая ситуация, к сожалению, часто является реальной. Что касается взаимоотношений супругов в многодетной семье, они также имеют свои особенности. Если брак изначально построен на любви и взаимном доверии, дети только упрочат его и будут приносить родителям радость. Такие семьи становятся только крепче, когда появляются дети. Но на практике нередки случаи, когда большое количество детей превращаются для родителей просто в груз и препятствует развитию нормальных взаимоотношений между супругами. Часто у родителей за множеством забот просто не остается времени и сил поговорить друг с другом. [2]В многодетной семье психологические особенности взаимоотношений детей и родителей могут включают в себя уникальные ролевые ожидания: в семье с несколькими детьми каждый ребенок занимает определенную роль и имеет свое место в системе. Это может приводить к различиям внимания и поддержки со стороны родителей, а также возможным конфликтам между детьми.В большой семье родители часто сталкиваются с ограниченностью времени, эмоциональных и материальных ресурсов, что может отразиться на их способности удовлетворять потребности каждого ребенка индивидуально. Это может привести к ощущению недостатка внимания и поддержки у детей.В многодетных семьях существует возможность сравнения между детьми, особенно в области достижений и успехов. Это может способствовать возникновению конкуренции и чувству недостаточности у некоторых детей.В такой семье дети могут находить опору, поддержку и помощь друг у друга. Наличие множества сородичей может создавать особую связь и близость между ними.В многодетной семье дети могут иметь больше возможностей для общения и взаимодействия с братьями и сестрами. Это может способствовать развитию социальных навыков, умению сотрудничать и устанавливать взаимодействие с разными людьми.Старшие дети в многодетной семье часто наделяются большей ответственностью за помощь и заботу о младших. Это может повлиять на их психологическое развитие и социальные роли.В благоприятных условиях многодетная семья может обеспечивать теплые взаимоотношения, чувство поддержки и взаимопомощи между детьми и родителями. Это способствует психологическому благополучию семьи.Однако, при неблагоприятных условиях и отсутствии поддержки, дети в многодетной семье могут оказаться предоставленными сами себе и столкнуться с различными трудностями, которые могут иметь непредсказуемые последствия для их психологического развития.ЗаключениеВ многодетных семьях также могут возникать проблемы с распределением ролей и ответственности между родителями, а также между детьми. Неравномерное распределение заботы о детях может привести к недовольству и конфликтам в семье. Также важным аспектом является социальное позиционирование детей в многодетной семье. Старшим детям может быть назначена роль «младших родителей», что может вызвать чувство нагрузки и ограничений. Они часто вынуждены отказываться от своих собственных интересов и потребностей ради заботы о младших братьях и сестрах. Это может отрицательно сказываться на их психологическом и эмоциональном благополучии. Однако, многодетные семьи также предоставляют свои преимущества. Дети из таких семей обычно вырастают в более сплоченных и дружных коллективах, где развивают навыки компромисса, сотрудничества и умение управлять конфликтами. Они часто имеют больше возможностей для социальных контактов и игры с братьями и сестрами. Многодетные семьи также формируют у детей больше чувства ответственности и самостоятельности, так как все члены семьи должны быть активно вовлечены в бытовые дела и взаимопомощь.В целом, многодетные семьи представляют собой особый тип семейной динамики, со своими особенностями и трудностями. Однако, справляться с ними возможно с помощью правильного управления временем, участия всех членов семьи в бытовых делах и распределения ответственности, а также сознательного развития качеств родителя, как психологической устойчивости, терпения, гибкости и умения обеспечить равномерное внимание и поддержку каждому ребенку.Список литературыАчильдиева Е.Ф. Многодетная семья в современной России / Е.Ф. Ачильдиева // Вопросы психологии. – 2020, № 2. – С. 12-14.ДумитрашкуТ.А.Факторыформированияиндивидуальностиребенкавмногодетнойсемье: дис. канд. психол. наук / Т.А. Думитрашку. – М.,2021.Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – СПб.: Питер, 2019. – 256 с.Целуйко В. М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2021. – 288 с.Аnastasy A. Intelligence and Family size / A. Anastasy // Psychol. Bull. – 1956, Vol.53(3).–P.187-210.KennedyJ.Middiebornsperceptionsoffamilirelationships/J.Kennedy//Psychol.Rep.–2019,№ 64. – P. 755-760.7. ZajoncR.B.Birthorderandintellectualdevelopment/R.B.Zajonc,G.B.Marcus//PsychologicalReview.–2020,№82.–P.74-88.8. ZajoncR.B.Validatingtheconfluence model/ R.B.Zajonc//Psychol.Bull.–2021,№93(3).–P.457-480.

1. Ачильдиева Е.Ф. Многодетная семья в современной России / Е.Ф. Ачильдиева // Вопросы психологии. – 2020, № 2. – С. 12-14.
2. Думитрашку Т.А. Факторы формирования индивидуальности ребенка в многодетной семье: дис. канд. психол. наук / Т.А. Думитрашку. – М., 2021.
3. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – СПб.: Питер, 2019. – 256 с.
4. Целуйко В. М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2021. – 288 с.
5. Аnastasy A. Intelligence and Family size / A. Anastasy // Psychol. Bull. – 1956, Vol.53(3). – P. 187-210.
6. Kennedy J. Middieborns perceptions of famili relationships / J. Kennedy // Psychol. Rep. – 2019, № 64. – P. 755-760.
7. Zajonc R.B. Birth order and intellectual development / R.B. Zajonc, G.B. Marcus // Psychological Review. – 2020, № 82. – P. 74-88.
8. Zajonc R.B. Validating the confluence model / R.B. Zajonc // Psychol. Bull. – 2021, № 93 (3). – P. 457-480.