Развитие основ экологических ценностей старших дошкольников посредством экскурсий
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 13.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты основ экологических ценностей старших дошкольников посредством экскурсий 5
1.1 Понятие экологических ценностей 5
1.2 Роль экскурсий в развитии экологических ценностей старших дошкольников 8
1.3 Методы и принципы организации экскурсий для развития экологических ценностей 12
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию экологических ценностей старших дошкольников посредством экскурсий 19
2.1 Выявление уровня развития экологических ценностей старших дошкольников 19
2.2 Разработка и реализация серии экскурсий в природу, направленных на развитие экологических ценностей старших дошкольников посредством экскурсий 23
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 28
Заключение 32
Список литературы 33
Приложение 35
Затем была проведена экскурсия в лес. В начале экскурсии детям сообщили, что сегодня отправляются в путешествие в лес. С детьмипопросился Незнайка, который рассказал, что очень любит гулять по лесу. Дети согласились взять его с собой полюбоваться красотой леса.По дороге детям предлагалось назвать деревья и кустарники, которые им встретились. Во время посещения дети вспомнили лес в разное время года. В лесу они обращали внимание на красоту природы, изучали, как выглядят листья разных деревьев: калины, боярышника, сосны. Дети с интересом рассматривали листья на солнышке, а воспитательница рассказывала им о жилках на листьях, зачем они нужны.В ходе визита была организована игра, ведь игра – самое гармоничное занятие для детей дошкольного возраста. Дети легко откликнулись на предложение поиграть и включились в игру. С задачами экскурсии справились легко. В процессе размышления все поделились своими впечатлениями от экскурсии. Комментарии были положительными.Данная экскурсия среди дошкольников развивала такие экологические представления, как:- об изменении состояния растений в разные сезоны года;- о взаимоотношениях живой и неживой природы – зависимости состояния живых организмов в частности и экологического благополучия планеты в целом от наличия и качества этих явлений и объектов.В парке прошла четвертая экскурсия «Птичьи следы на снегу», направленная на знакомство детей с птицами нашего края, так как сюда прилетают птицы, которые остаются здесь на зимовку. В начале экскурсии дети разгадывали загадки о зимующих птицах. Ребята были следопытами и определяли, какой птице какие следы принадлежат. Следов на снегу было очень много: маленькие, средние, большие.Они определили, что наименьшие следы оставляют синицы и воробьи. Средние следы оставила сорока-белобока. А большие следы –большая птица, потому что снега под них немного провалился. Дети пришли к выводу, что это ворона. Вместе с детьми осмотрели птичью столовую, проследили за порядком, в котором птицы едят.В подвижной игре «Вороны и воробьи» дети почувствовали себя птицами. Поездка произвела на детей огромное впечатление. Дети получили много знаний о зимующих птицах. Радостные, счастливые и узнавшие много нового и интересного, дети вернулись в детский сад, где долго обменивались впечатлениями. Визит развивал экологические представления о временах года, погодных условиях, типичных погодных явлениях и животном мире.На холме прошла пятая экскурсия «Зимняя природа». Эта экскурсия помогла детям вспомнить природные явления зимой. Все покрыто снегом. Реки и озера замерзают, отметили дети. На вопрос, куда делись насекомые, дети ответили, что они спят, спрятавшись в земле под листьями и в коре деревьев.Дети слушали рассказ воспитателя о том, что лесным зверям зимой трудно. От холода они прячутся в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег. Заяц и белка обменялись шубками. Белка питается запасами орехов, желудей, грибов, кролик – корой деревьев. Медведи и ежики погрузились в спячку, а дети внимательно слушали. Эта экскурсия позволила детям понять, насколько непросты животные зимой. Именно поэтому необходимо кормить птиц, а также не ломать ветки деревьев.Дети заинтересовались и поделились впечатлениями о том, что они всегда кормят птиц. Со старшими дошкольниками мы смотрели с холма на красоту зимнего пейзажа и вспоминали богатое и красивое место, в котором мы живем. Данная экскурсия способствовала возникновению интереса к природе своего края, то есть познавательному настрою детей, экологическим представлениям о зимней природе.Экскурсия развивала представления о неживой природе, о растительном и животном мире. В результате систематической работы на серии экскурсий на природу дети не только получили разнообразные знания, но и смогли выразить свои чувства и отношение к родной природе, своей родной стране в продуктивной деятельности, в письменной форме.творческие работы. Дети не только узнали о природе родной страны, но и во время прогулок начали реагировать и проявлять уважение к природе.На достаточно высоком уровне проводится серия экскурсий на природу, направленная на развитие представлений об экологических знаниях у детей старшего дошкольного возраста. Члены экспериментальной группы узнали много нового о природе своего региона. Во время экскурсий они эмоционально воспринимали красоту и богатство родной природы.Наблюдалось, а не просто наблюдение и слушание. Увиденное и услышанное вызвало у детей чувство восхищения, негодования и радости от услышанного. Целью экскурсии было:- развитие экологического восприятия;- осознание ребенком себя как части природы;- уважение к природе;- формирование стремления детей сохранять окружающую природу.2.3Анализ результатов опытно-экспериментальной работыЦель контрольного этапа – выявить эффективность серии экскурсий на природу, направленных на развитие экологического восприятия старших дошкольников. Задачи контрольного этапа:1. Еще раз изучить уровень развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.2. Сравните результаты, полученные на этапах мониторинга и контроля.3. Выявить эффективность экскурсий на природу в развитии экологического восприятия или его отсутствия у старших дошкольников.После проведения экскурсий на природу со старшими дошкольниками была повторена методика выявления уровня развития экологических представлений по О. А. Соломенниковой. Сводные протоколы результатов исследования уровня развития экологических ценностей у старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе представлены на рисунке 2.Рисунок 2 - Гистограмма уровней развития экологических представлений обеих групп на контрольном этапе (в %)Анализ данных на рисунке 2 показывает, что:- высокий уровень развития окружающего восприятия у детей экспериментальной группы увеличился на 8% по сравнению с контрольной группой. У детей этой группы развиты объяснения, есть аргументы, примеры, сравнения, знания используются в разных ситуациях, устанавливается комплекс частных и обобщенных связей;- средний уровень развития средовых представлений у детей экспериментальной группы на 8% ниже, чем в контрольной группе, так как респонденты этого уровня из экспериментальной группы на контрольную стадию перешли на высокий уровень, - пытаются объяснить люди старшего возраста.у дошкольников, но объяснения однозначные, не перевернутые, для установления морфофункциональных связей;- низкий уровень развития экологических представлений у детей экспериментальной группы составляет 20%, а у контрольной группы - 20%. Старшие дошкольники создают уникальные связи визуально эффективными способами. Ссылки элементарны, конкретны и иллюстрированы.Все вышеизложенное свидетельствует об эффективности проведения серии экскурсий на природу, направленных на развитие экологического восприятия у старших дошкольников экспериментальной группы.Сравнительные результаты диагностики уровня развития представлений об окружающем мире у старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп на наблюдательном и контрольном этапах экспериментального исследования представлены на рисунке 3.Рисунок 3 - Гистограмма уровней развития экологических представлений детей старшего дошкольного возраста обеих групп на констатирующем и контрольном этапах (в %)Анализируя сравнительные данные по диагностике уровня развития окружающего восприятия у старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп на этапах наблюдения и контроля, можно сделать вывод, что:- показатели высокого уровня развития окружающего восприятия у старших дошкольников в экспериментальной группе увеличились на 16% по сравнению с этапом наблюдения и всего на 4% в контрольной группе%;- показатели среднего уровня развития окружающего восприятия старших дошкольников в экспериментальной группе снизились на 8%, так как дети среднего уровня перешли на высокий уровень, а в контрольной группе они также изменились, но стали ниже всего на 4%. % по той же причине, что и в опытной группе;- показатели низкой экологической репрезентации дошкольников в экспериментальной группе снизились с 28% до 20%, тогда как в контрольной группе они остались неизменными - 20%.Таким образом, результаты сравнения экспериментальных данных, полученных при диагностике уровня развития экологических представлений старших дошкольников на этапах наблюдения и контроля, свидетельствуют об увеличении показателей у детей экспериментальной группы, что означает эффективность серии экскурсий в природа. Именно благодаря экскурсиям дети осознали, что являются частью природы, начали бережно относиться к окружающей природе, у детей появилось желание сохранять окружающую природу. Экскурсии позволили познакомить детей с природными объектами неживой и живой природы в естественной среде, тем самым способствуя развитию экологических ценностей детей старшего дошкольного возраста.ЗаключениеВ целом, развитие экологических ценностей старших дошкольников является важной задачей современного образования. Одним из наиболее эффективных методов развития экологических ценностей являются экскурсии.Экскурсии предоставляют детям возможность непосредственно познакомиться с природой, окружающей средой и ее богатством. Они становятся свидетелями разнообразия живых организмов, видят влияние человека на природу, а также учатся ценить и бережно относиться к окружающей среде.В ходе экскурсий дети могут наблюдать птиц, насекомых, растения и других живых существ в их естественной среде обитания. Они узнают о важности биологического разнообразия и понимают, что каждый организм выполняет свою роль в экосистеме. Экскурсии также позволяют детям увидеть последствия неблагоприятного влияния человека на природу, такие как загрязнение водоемов или вырубка лесов. Это помогает формировать у детей осознанное отношение к окружающей среде и пробуждает чувство ответственности за ее сохранение.Кроме того, экскурсии предоставляют возможность для практической работы на природе. Дети могут собирать мусор, сажать деревья, участвовать в экологических акциях. Это активно вовлекает их в процесс бережного отношения к природе и помогает закрепить полученные знания и навыки.Таким образом, экскурсии являются эффективным инструментом развития экологических ценностей старших дошкольников. Они позволяют детям непосредственно познакомиться с природой, увидеть ее красоту и уязвимость, а также понять свою роль в сохранении окружающей среды. Регулярные экскурсии следует включать в образовательную программу, чтобы обеспечить полноценное развитие экологических ценностей у детей.Список литературы1. Бурда, С. А. Мини-экспедиции в природу — как фактор реализации метода проектирования с детьми дошкольного возраста / С. А. Бурда, Н. Н. Кривунец. // Молодой ученый. - 2020. - № 23.2 (127.2). - С. 15-22. 2. Высокова А. А. Организация экскурсий в природу как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста // В сборнике: Экологическая безопасность, здоровье и образование. 2019. С. 71–76. 3. Гордеева, Л. С. Познавательное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания / Л. С. Гордеева. // Инновационные педагогические технологии. - Казань: Бук, 2019. - С. 50-52. 4. Дурдыева, С. Г. Экологическое воспитание учащихся во внеклассной работе на уроках биологии (заочная экскурсия в заповедник) / С. Г. Дурдыева. // Молодой ученый. - 2021. - № 7 (87). - С. 235-236. 5. Марченко, А. Н. Экскурсия как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста / А. Н. Марченко // Молодой ученый. - 2021. - № 18 (360). - С. 340-342. 6. Маслова, И. В. Педагогические условия воспитания экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности / И. В. Маслова.// Молодой ученый. - 2020. - № 1 (187). - С. 132-136.7. Миниханова Г. М. Экскурсия как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста // NovaUm.Ru. 2020. № 24. С. 80–81. 8. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей./ Николаева С. Н. – М.: Издательский центр «Академия», 2022. - 336с.9. Соколова, Н. Н. Экологическое развитие детей на экскурсии / Н. Н. Соколова. // Молодой ученый. - 2019. - № 6 (110). - С. 812-820. 10. Спицына, Т. А. Методические аспекты проведения экологических экскурсий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» / Т. А. Спицына. // Молодой ученый. - 2019. - № 11.2 (145.2). - С. 105-108. Электронные ресурсы11. Зайцева Н.М. Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста с помощью экскурсий. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskih-predstavleniy (дата обращения: 14.01.2024).12. Каримова Э.Р. Экскурсия как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ekskursiya-kak-sredstvo (дата обращения: 14.01.2024).13. МБДОУ Детский сад № 137 г. Нижний Новгород. - URL: https://avt137.dou-nn.ru/ (дата обращения: 14.01.2024).14. Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008030876 (дата обращения: 14.01.2024).15. Туралина О.В. Экскурсия как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ekskursiya-kak-sredstvo (дата обращения: 14.01.2024).ПриложениеТаблица 2 - Тематический план экскурсий в природу, направленных на развитие экологических ценностей детей старшего дошкольного возрастаДата проведенияЦель и задачиМатериалы, оборудованияМесто проведения15.09.2022Экскурсия «Лекарственные растения»Цель: Развитие экологических представлений. Задачи: 1. Расширить представления детей о лекарственных растениях Нижегородского края. 2. Раскрыть ценность лекарственных растений для здоровья человека. 3. Воспитывать бережное отношение к растениям.Набор открыток «Лекарственные растения Нижегородского края»Луг20.09.2022Экскурсия: «Родная природа»Цель: Развитие экологических представлений. Задачи: 1. Формировать знаний детей о природе родного края. 2. Развивать интерес к родным местам. 3. Воспитывать любовь к природе родного края.Маршрутный лист, фотоаппаратГ. Нижний Новгород14.11.2022Экскурсия по лесуЦель: Развитие экологических представлений. Задачи: 1.Учить определять названия деревьев по листьям. 2.Расширять знания детей о природе. 3.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.Кукла Незнайка, корзинка для сбора природного материалаЛес11.12.2022Экскурсия «Птичьи следы на снегу»Цель: Развитие экологических представлений. Задачи: 1.Расширять представления о зимующих птицах (учить узнавать по следу, какой птице он принадлежит). 2.Развивать у детей интерес к природе родного края. 3.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание заботиться о нихФотоаппарат.Сквер15.02.2023Экскурсия «Зимняя природа»Цель: Развитие экологических представлений. Задачи: 1. Сформировать представления детей о состоянии природы зимой. 2. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. 3. Воспитывать доброе, бережное отношение к природе.Фотоаппарат, палочки.Холм
2. Высокова А. А. Организация экскурсий в природу как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста // В сборнике: Экологическая безопасность, здоровье и образование. 2019. С. 71–76.
3. Гордеева, Л. С. Познавательное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания / Л. С. Гордеева. // Инновационные педагогические технологии. - Казань: Бук, 2019. - С. 50-52.
4. Дурдыева, С. Г. Экологическое воспитание учащихся во внеклассной работе на уроках биологии (заочная экскурсия в заповедник) / С. Г. Дурдыева. // Молодой ученый. - 2021. - № 7 (87). - С. 235-236.
5. Марченко, А. Н. Экскурсия как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста / А. Н. Марченко // Молодой ученый. - 2021. - № 18 (360). - С. 340-342.
6. Маслова, И. В. Педагогические условия воспитания экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности / И. В. Маслова.// Молодой ученый. - 2020. - № 1 (187). - С. 132-136.
7. Миниханова Г. М. Экскурсия как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста // NovaUm.Ru. 2020. № 24. С. 80–81.
8. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей./ Николаева С. Н. – М.: Издательский центр «Академия», 2022. - 336с.
9. Соколова, Н. Н. Экологическое развитие детей на экскурсии / Н. Н. Соколова. // Молодой ученый. - 2019. - № 6 (110). - С. 812-820.
10. Спицына, Т. А. Методические аспекты проведения экологических экскурсий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» / Т. А. Спицына. // Молодой ученый. - 2019. - № 11.2 (145.2). - С. 105-108.
Электронные ресурсы
11. Зайцева Н.М. Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста с помощью экскурсий. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskih-predstavleniy (дата обращения: 14.01.2024).
12. Каримова Э.Р. Экскурсия как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ekskursiya-kak-sredstvo (дата обращения: 14.01.2024).
13. МБДОУ Детский сад № 137 г. Нижний Новгород. - URL: https://avt137.dou-nn.ru/ (дата обращения: 14.01.2024).
14. Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008030876 (дата обращения: 14.01.2024).
15. Туралина О.В. Экскурсия как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ekskursiya-kak-sredstvo (дата обращения: 14.01.2024).