«Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений актуализации глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 15.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы изучения актуализации глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи 5
1.1. Понятие «общее недоразвитие речи» 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР 10
1.3. Особенности словаря глаголов у детей с общим недоразвитием речи 14
2. Экспериментальное исследование по коррекции нарушений актуализации глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи 23
2.1. Изучение уровня сформированности словаря глаголов у детей с ОНР 23
2.2. Коррекционная работа по преодолению нарушений актуализации глаголов у детей с ОНР 26
2.3. Анализ результатов работы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика обследования состояния речи 36
Приведем наиболее часто встречающиеся ошибки: Что можно сделать с одеждой? – «одежда, покупаться» Что делает змея? – «язык вытаскивает» Что делает собака? – «мяч кусает» Что может делать утка? – «уткать, ничего, мы ее едим».Обследование навыков дошкольников использовать в речи глаголы с приставками также выявило значительные затруднения с выполнением заданий. С некоторыми упражнениями ребята не могли справиться. Сложность возникла при необходимости употребления по аналогии глаголов с приставками, большинство детей не справились с этим заданием. Примеры возникающих ошибок: бабушка смысла посуду, в альбоме рукой пишу, на самокате можно ездить и др.Также часто детьми повторялось предложение, озвученное учителем: «По реке можно плыть», «Машина ехала» и т.п.Исследование навыков дошкольников образовывать звукоподражательные глаголы показало, что детям сложно назвать звуки, характерные для конкретного животного, наиболее часто они затруднялись с выбором звукоподражания голубей, жуков, воробьев. При предложении воспроизвести звуки, издаваемые кошками, коровами курицами, лошадьми, волками, тиграми, утками ребята испытывали некоторые сложности, но одного или нескольких животных озвучить смогли. Иногда дошкольники неправильно производили звуковую интерпретацию, например, утка – «пищит», лошадь - «рычит».Исследование навыков дошкольников подбирать слово-действие к слову-стимулу выявило, что ребята могут определять действие, характерное для предлагаемых слов. Например, собака – лает, кошка – мяукает, курица – клюет. Но при этом допускались и ошибки: листья – играют, самолет – охраняет.Исследование у дошкольников умения подбора к названному слову антонимов показало, что ребята с ОНР с трудом могут подбирать слова-противоположности, но чаще всего они повторяют слова за логопедом или говорят образованные однокоренные слова. Например, дошкольники правильно называли: плачет – смеется, трудится – ленится. однокоренные слова, названные наиболее часто: ищет – не ищет, чистит – не чистит. Были отмечены следующие ошибки: надевает – одевает, радуется – веселится, хвалит – хвалится.Изучение навыков и умений дошкольников называть к заданному слову синонимы показало, что дошкольники с ОНР испытывают трудности при определении синонимов. Например, отмечаются такие ошибки: бояться – боится, плакать – слезы, чинить – делаться. К словам «стесняться, чинить, хворать» никто из ребят подобрать синонимыне смог.По результатам проведенного обследования можно сделать следующие выводы: детей с высоким уровнем, уровнем выше среднего и среднего уровня сформированности глагольного словаря в экспериментальной группе не выявлено. Дошкольники, показавшие результаты, соответствующие уровню ниже среднего, составляют 25% об общего количества ребят, низкий уровень развития глагольного словаря показали 75% обследуемых детей.Таким образом, у дошкольников с нарушениями развития речи снижен объем глагольного словаря. Для детей наиболее сложными оказались задания на подбор синонимов и антонимов, что может свидетельствовать о бедности словарного запаса.2.2.Коррекционная работа по преодолению нарушений актуализации глаголов у детей с ОНРКоррекционная работа проводилась с целью преодоления нарушений актуализации глаголов у детей с ОНР.Задачи коррекционной работы: расширение объема активного и пассивного глагольного словаря одновременно с расширением представлений об окружающей действительности, мотивирование к развитию познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.); уточнение значений глаголов, формирование семантической структуры в единстве основных его составляющих (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);применение глаголов в самостоятельной речи детей дошкольного возраста с ОНР.Коррекционное воздействие на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи носило комплексный характер. Оно состояло из взаимосвязанных этапов – организации различных форм оказания помощи родителям и содержательно-педагогической работы с дошкольником. Подобный подход к обучению в условиях дошкольного учреждения обеспечивает непрерывность коррекционной работы с дошкольником.Этапы коррекционной работы: подготовительный, основной, заключительный.1 этап – подготовительный. Цель: создание базы для формирования глагольного словаря, то есть обогащение опыта дошкольника в процессе расширения представлений ребенка об окружающем мире; увеличение объема импрессивного словаря, уточнение значений слов. Обогащение словарного запаса осуществлялось через следующие упражнения и задания:подбор антонимов;подбор синонимов);подбор действий (собака (что делает?).В работе по развитию словарного запаса использовались дидактические игры, игры с мячом, во время которых перебрасывание, подбрасывание мяча, отбивание его ладонью об пол сопровождало проговаривание речевого материала.2 этап – основной. Цель: актуализация глагольной лексики; развитие и закрепление полученных навыков подбора нужного слова, активизации использования слов из пассивного словаря в экспрессивной речи. На этом этапе детьми выполняются упражнения учителя – логопеда, применяя опытно-практическую деятельность. Игры:закрепление в словаре действий в соответствии с лексической темой логопедического занятия. Задания: «Назови по порядку», «Что делает?», «Мяч бросай, слова называй», «Подбери действие», «Кто что делает?» и другие;закрепление в словаре обобщающих слов, объединяющих группу слов. Задания: «Назови одним словом», «Что общего?», «Четвертый лишний» и другие;закрепление в словаре синонимов, антонимов. Задания: «Назови слова-приятели», «Назови слова-неприятели», «Слова-соперники», «Скажи наоборот», «Противоположности» и другие;формирование умений словообразования. Задания: «Кто больше скажет слов?» и другие;формирование умений составлять предложения с глаголами. Задания: «Составь предложение по вопросам, по картинке, по схеме», «Деформированные предложения», «Помири слова» и другие.3 этап – заключительный. Цель: применение в речи различных глаголов. На данном этапе применяется опытно-практическая деятельность дошкольников, в которой целью выступает использование глаголов в самостоятельной речи. Одним из важнейших аспектов в коррекционной работе учителя-логопеда является взаимодействие дефектолога и воспитателей группы. Работа учителя-логопеда принесет лучшие результаты, если воспитатели будут принимать в ней активное участие. Педагоги применяли представленные выше упражнения и игры для развития глагольного словаря у дошкольников с ОНР в режимных моментах и при проведении своих занятий. Таким образом, коррекционная работа по развитию глагольного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи осуществлялась поэтапно. В ходе коррекционной работы были реализованы следующие задачи: расширение объема активного и пассивного глагольного словаря одновременно с расширением представлений об окружающей действительности, уточнение значений глаголов, применение глаголов в самостоятельной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Для каждого этапа были подобраны дидактические игры и упражнения.2.3.Анализ результатов работыПосле реализации коррекционной логопедической работы по преодолению нарушений актуализации глаголов речевых у детей с общим недоразвитием речи был проведен контрольный эксперимент, который включал в себя те же критерии и задания, что и в констатирующем эксперименте. Результаты повторного исследования уровня сформированности глагольной лексики у дошкольников с ОНР представлены в таблице 3.Таблица 3 – Результаты исследования уровня развития глагольного словаря у дошкольников с ОНР№ п/пИмя ребенкаКоличество набранных баллов по каждому заданиюКоличество баллов всегоУровень развития123456допоследопосле1Алиса8877872545НСС2Вера6677862440НС3Никита7766772040НС4Аня8887551841НС5Кирилл6885662539НСС6Костя6557651934ННС7Лера5556551531ННС8Юля6555541330ННС9Лиза7776652638НСС10Марина6455551830ННС11Маша6566551633ННС12Даниил 6555651432ННСУ всех детей, участвующих в эксперименте, прослеживалась положительная динамика в формировании словаря глаголов. У детей повысилось количество баллов по всем заданиям. Обследование навыков дошкольников образовывать глагольные формы из списка предложенных слов показало, что дети стали подбирать больше слов к существительным. Повысились показатели умений образовывать глаголы с помощью приставок. Также отмечаются более высокие результаты по подбору глаголов-антонимов и синонимов.По результатам проведенного обследования можно сделать следующие выводы: детей с высоким уровнем не выявлено, средний уровень имеют 50% детей, уровень ниже среднего – 50% детей. Низкого уровня не выявлено.Таким образом, у дошкольников с нарушениями развития речи объем глагольного словаря после коррекционной работы увеличился.Выводы. В ходе проделанной работы по коррекции нарушений актуализации глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи были получены положительные результаты. Использованные игры и упражнения способствовали увеличению объема глагольного словаря, умений подбирать глаголы, антонимы и синонимы. Результаты контрольного эксперимента показали, что все методы, которые были задействованы в работе, помогли получить прогресс в коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.ЗАКЛЮЧЕНИЕДанная работа была посвящена актуальной в настоящее время проблеме коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР. Актуальность исследования объясняется тем, что с каждым годом число детей, у которых выявляется общее недоразвитие речи, растет. Следовательно, для грамотной помощи в устранении речевых расстройств необходимо изучать методы комплексного воздействия для коррекции всех сторон речи, в том числе словаря глаголов. Целью данного исследования было рассмотреть особенности коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений актуализации глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи.Для достижения цели были решены некоторые задачи.Под общим недоразвитием речи понимается несформированность всех компонентов речевой деятельности, включающей произносительную и лексико-грамматическую сторону речи. Нарушения речи при ОНР негативно отражается на формировании других познавательных процессов, особенно тех, в которых задействована речь (словесно-логическое мышление, внимание, память). При анализе глагольной лексики детей с общим недоразвитием речи выявлено, что объемы активного и пассивного словаря у таких дошкольников сильно разнятся по количеству. В ходе проведенного исследования выявлено, что сформированный глагольный словарь дошкольников с ОНР содержит в основном действия, выполняемые ежедневно в быту. Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети с общим недоразвитием речи III уровня имеют низкий уровень развития глагольного словаря. Данный факт свидетельствует о недостаточном объеме словарного запаса у детей, отсутствии навыков словообразования.Работавключала поэтапную коррекцию развития речевых навыков у дошкольников с ОНР. Для выполнения поставленных целей на каждом этапе определен ряд задач, выполнение которых способствует улучшению речи детей и расширению активного и пассивного словарного запаса. Обучение детей связной речи осуществлялось комплексно по определенной системе.В ходе коррекционной работы были реализованы следующие задачи: расширение объема активного и пассивного глагольного словаря одновременно с расширением представлений об окружающей действительности, уточнение значений глаголов, применение глаголов в самостоятельной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Для каждого этапа были подобраны дидактические игры и упражнения.В ходе проделанной работы по коррекции нарушений актуализации глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи были получены положительные результаты. Использованные игры и упражнения способствовали увеличению объема глагольного словаря, умений подбирать глаголы, антонимы и синонимы. Результаты контрольного эксперимента показали, что все методы, которые были задействованы в работе, помогли получить прогресс в коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.Таким образом, поставленные вначале работы цель и задачи были реализованы в процессе исследования. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАрхипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – Москва : АСТ : Астрель, 2007. – 331 с. Васильева, С. А. Логопедические игры для дошкольников / С. А. Васильева, Н. В. Соколова. – Москва : Логос, 2010. – 80 с.Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова. – Санкт-Петербург : Детство, 2010. – 311 с.Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 томах. Т. 2. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова – Москва : Педагогика, 2014. – 504 с.Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования : методическое пособие / О. Е. Грибова. – Москва : Айрис-пресс, 2008. – 96 с.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы : сб. методических рекомендаций. – Санкт-Петербург : Детство, 2012. – 315 с.Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2012. – 320 с.Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей : избранные труды / Р. Е. Левина ; ред. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. – Москва : Логос, 2009. – 224 с.Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – Москва : Владос, 2014. – 678 с.Мастюкова, Е. М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Е. М. Мастюкова. – Москва : Классике Стиль, 2003. – 320 с.Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. – Москва : АРКТИ, 2010. – 240с.Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 352 с.Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / под ред. Т. В. Волковой. – Москва : Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2014. – 256 с.Преодоление общего недоразвития речи дошкольников : учебно-метод. пособие / ред. Т. В. Волосовец. – Москва : Ин-т общегуманитарных исследований; В. Секачев, 2010. – 256 с. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи : коррекция нарушений речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. – Москва : Просвещение, 2008. – С.72-117.Степанова, Е. А. Организация логопедической работы в ДОУ / Е. А. Степанова. – Москва : Сфера, 2012. – 112 с.Ткаченко, Т. А. Дневник воспитателя логопедической группы / Т. А. Ткаченко. – Москва : Изд-во «Гном и Д», 2010. – 56 с.Туманова, Т.Б. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дисс. … докт. пед. наук / Т. Б. Туманова. – Москва, 2005. – 48 с.Филичева, Т. Б. Основные направления коррекционной работы / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина // Логопедия : методическое наследие / под ред. Л.С. Волковой. В 5 кн. Кн. 5 : Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – Москва : Владос, 2011. – С.158–167.Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва : Айрис-пресс, 2005. – 224 с. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. – Москва : АРКТИ, 2008. – 239 с.Чиркина, Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – Москва : Просвещение, 2009. – 250 с.Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина. – Москва : Академия, 2012. – 240 с.Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: пособие для практических работников ДОУ / Г. С. Швайко ; под ред. В. В. Гербовой. – Москва : Айрис-пресс, 2007. – 176 с.ПРИЛОЖЕНИЕ АМетодика обследования состояния речиЗадание 1. «Кто больше назовет действий»Задание 2. «Придумай свои варианты слов» Задание 3. «Кто как голос подает?» Задание 4. «Кто что делает?» Задание 5. «Скажи наоборот» Задание 6. «Скажи слова-приятели»
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – Москва : АСТ : Астрель, 2007. – 331 с.
2. Васильева, С. А. Логопедические игры для дошкольников / С. А. Васильева, Н. В. Соколова. – Москва : Логос, 2010. – 80 с.
3. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова. – Санкт-Петербург : Детство, 2010. – 311 с.
4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 томах. Т. 2. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова – Москва : Педагогика, 2014. – 504 с.
5. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования : методическое пособие / О. Е. Грибова. – Москва : Айрис-пресс, 2008. – 96 с.
6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы : сб. методических рекомендаций. – Санкт-Петербург : Детство, 2012. – 315 с.
7. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2012. – 320 с.
8. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей : избранные труды / Р. Е. Левина ; ред. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. – Москва : Логос, 2009. – 224 с.
9. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – Москва : Владос, 2014. – 678 с.
10. Мастюкова, Е. М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Е. М. Мастюкова. – Москва : Классике Стиль, 2003. – 320 с.
11. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. – Москва : АРКТИ, 2010. – 240с.
12. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 352 с.
13. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / под ред. Т. В. Волковой. – Москва : Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2014. – 256 с.
14. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников : учебно-метод. пособие / ред. Т. В. Волосовец. – Москва : Ин-т общегуманитарных исследований; В. Секачев, 2010. – 256 с.
15. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи : коррекция нарушений речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. – Москва : Просвещение, 2008. – С.72-117.
16. Степанова, Е. А. Организация логопедической работы в ДОУ / Е. А. Степанова. – Москва : Сфера, 2012. – 112 с.
17. Ткаченко, Т. А. Дневник воспитателя логопедической группы / Т. А. Ткаченко. – Москва : Изд-во «Гном и Д», 2010. – 56 с.
18. Туманова, Т.Б. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дисс. … докт. пед. наук / Т. Б. Туманова. – Москва, 2005. – 48 с.
19. Филичева, Т. Б. Основные направления коррекционной работы / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина // Логопедия : методическое наследие / под ред. Л.С. Волковой. В 5 кн. Кн. 5 : Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – Москва : Владос, 2011. – С.158–167.
20. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва : Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
21. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. – Москва : АРКТИ, 2008. – 239 с.
22. Чиркина, Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – Москва : Просвещение, 2009. – 250 с.
23. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина. – Москва : Академия, 2012. – 240 с.
24. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: пособие для практических работников ДОУ / Г. С. Швайко ; под ред. В. В. Гербовой. – Москва : Айрис-пресс, 2007. – 176 с.