Личностные особенности подростков с разным уровнем социальной дезадаптации.
Заказать уникальную дипломную работу- 78 78 страниц
- 46 + 46 источников
- Добавлена 21.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
Глава 1 Теоретические основы исследования личностных особенностей подростков с разным уровнем социальной дезадаптации 6
1.1 Личностные особенности как предмет психологических исследований 6
1.2 Феномен социальной дезадаптации в отечественной и зарубежной психологии 19
1.3 Психологические особенности подросткового возраста 30
Выводы по главе: 41
Глава 2 Эмпирическое исследования личностных особенностей подростков с разным уровнем социальной дезадаптации 43
2.1 Организация и методы исследования 43
2.2 Сравнительный анализ личностных особенностей подростков с разным уровнем социальной дезадаптации 45
2.3 Факторный анализ личностных особенностей подростков с разным уровнем социальной дезадаптации 54
Выводы по главе: 65
Заключение 68
Список использованной литературы 73
Эта тенденция наиболее ярко представлена в отношении темперамента. Темперамент и характер человека определяют типичные реакции на соответствующие жизненные ситуации. Темперамент определяет исключительно динамические характеристики поведения индивида (уровень совокупной психической активности, скорость реакций, темп работы и т.д.), в то время как характер определяет сознательные действия людей согласно с их морально-этическими нормами, социальными ценностями, потребностями и интересами. Как следствие, невзирая на биологическиеистоки темперамента, характер и вариации его динамики (включая различные пограничные состояния) являются приоритетными при прогнозировании поведения человека и его социальной активности. Прежде чем приступить к исследованию акцентуации характера и ее влияния на склонность к девиантному поведению проведем исследование обучающихся на тип темперамента Индикатор «Типа темперамента»Распределение итогов исследования свойств темперамента у участников нашего исследования, отражены в таблице 1. Согласно полученным сведениям нами были получены следующие результаты.Таблица 1 -Процентное соотношение участников исследования по показателям типа темпераментаИндикаторКоличество человекПроцентное соотношениеСангвиники2340%Холерики816,7 %Флегматики1123 %Меланхолики816, 7 %Примечание: n=50.Нами было определено, что большинство опрошенных (40 %) относятся к типу сангвиников (экстраверты, эмоционально стабильные).Затем следует тип флегматиков (23 %) опрощенных. По 16, 7 % обучающихся, принимавших участие в исследовании, имели отношение к типам меланхолики и холерики.Полученные результаты отражены на рис. 1.Рисунок 1 – распределение показателей типа темперамента обучающихся - участников исследованияИндикатор «Экстраверсии-интроверсии», «Эмоциональной стабильности – нестабильности (нейротизма)»Как представляют сведения отраженные на диаграмме рисунка 2 ярко повышенные значения по показателю экстраверсии были выявлены у 57% опрошенных учеников, 3 % оказались ярко выраженными экстравертами, 30% экстравертами и исключительно у 10 % - были выявлены значения по показателю интроверсии.Рисунок 2 – Значение показателя «Экстраверсии» участников исследования (тест Айзенка).На рисунке 3 отразим результаты исследования по шкале нейротизма.Рисунок 3 – распределение опрошенных по шкале нейротизма (тест Айзенка)Как представляют сведения, отраженные на рисунке 3, пониженные, а не повышенные уровни эксплицированности нейротизма (эмоциональная стабильность) были выявлены у 25 из 50 опрошенных (50 % выборки), по 7 учеников продемонстрировали высокий и средний уровни нейротизма (соответственно – по 23 % опрошенных) и 1 – очень высокий уровень нейротизма (3 %), что отражает пониженную эмоциональную стабильность у данных участников исследования.Полученные нами результаты позволяют сформулировать следующие заключения по данной части исследования:Согласно полученным результатам данной части исследования существенными характеристиками типа личности обучающихся, принимавших участие в исследовании являются: ярко выраженные характеристики экстраверсии, эмоциональной стабильности, чем характеристики интровертированности. Важно отметить, что 50% участников исследования продемонстрировали повышенные, а не пониженные значения показателей нейротизма, что в большей степени характерно для людей с эмоциональной нестабильностью. Сведения характеристики в основном отражают тип темперамента – с ярко выраженными чертами сангвиников.В данной части исследования выдвинутая нами гипотеза нашла эмпирическую поддержку.Далее для определения уровня определения социально-психологической приспособленности или дезадаптации нами был проведено исследование по методике «Шкала социально психологи- ческой адаптированности» (шкала СПА) разработанной К. Роджерсом и Р. Даймондом. (таблица 2)Таблица 2 - Результаты исследования по методике «Шкала социально психологи- ческой адаптированности» (шкала СПА) разработанной К. Роджерсом и Р. ДаймондомПоказательСр.значУровеньИнтегральный показатель адаптации 60средний уровеньадаптивность75средний уровеньдезадаптивность176высокий уровеньИнтегральный показатель сампринятия 38низкий уровеньПринятие себя17низкий уровеньнепринятие себя5низкий уровеньИнтегральный показатель принятия других 76высокий уровеньпринятие других11низкий уровеньнепринятие других4низкий уровеньИнтегральный показатель эмоциональной комфортности51средний уровеньэмоциональный комфорт15средний уровеньэмоциональный дискомфорт14средний уровеньИнтегральный показатель интернальности57средний уровеньвнутренний контроль67 высокий уровеньвнешний контроль14низкий уровеньИнтегральный показатель стремления к доминированию80высокий уровеньдоминирование66высокий уровеньведомость3низкий уровеньЭскапизм (уход от проблем)13средний уровеньШкала искренности25достоверный результатКак видно из данных, представленных в таблице 2 у респондентов обнаружен средний уровень адаптации 60 баллов по шкале от одного до 100. Важно обратить внимание на высокое значение уровня дезадаптивности: 176 из 204 баллов. Причем у 65% опрошенных выявлены низкие значения по шкале «интегративный показатель», то есть уровень социальной дезадаптации у данных респондентов значительно высок, у 25% опрошенный по данной шкале зафиксировано среднее, нормативное значение по данной шкале, а у 10% - высокий уровень интегрального показателя адаптации. Также у респондентов обнаружен низкий уровень внешнего контроля, в то время как внутренний контроль напротив находится на высоких значениях. Также обнаружено, что респондентам свойственно непринятие себя, в то время как уровень принятия других выше средних значений. Далее, опираясь на данные проведенного анализа социально-психологической адаптивности проведем исследование по методике Р.Б. Коттела с учётом разбивки респондентов по группам выявленнойдезадаптивности:Группа 1 – высокий уровень адаптации подростков;Группа 2 - средний уровень адаптации подростков;Группа 3 - низкий уровень адаптации подростков. Результаты по многофакторному личностному опроснику Р. Б. Кеттелла в двух группах испытуемых представлены в таблицах 3,4,5.Таблица 3 -Средние результаты методики «Многофакторный анализКеттелла» для группы респондентов с низким уровнем адаптацииЗамкнутость+ОбщительностьНизкий интеллект+Высокий интеллектЭмоциональная неустойчивость+Эмоциональная устойчивостьПриспособляемость+СамоуверенностьСдержанность+ИмпульсивностьБезответственность+ОтветственностьРобость+СмелостьПрактичность+МягкостьДоверчивость+ПодозрительностьПрактичность+МечтательностьПрямолинейность+ДипломатичностьБеспечность+ОбеспокоенностьКонсерватизм+РадикализмЗависимость от группы+СамодостаточностьНизкое самомнение+Высокое самомнениеНизкая напряжённость+Высокая напряжённостьКак видно из данных проведенного исследования по методике Р. Коттела в группе с низким уровнем адаптации выявлено, что подростки с среднем демонстрируют замкнутость поведения, при среднем уровне развития интеллекта и высоком уровне эмоциональной неустойчивости, также им свойственны такие стратегии совладающего поведения как приспособляемость, ответственность и консерватизм, при одновременно выявленном высоком уроне тревожности, что доказывают высокие значения по таким шкалам как «импульсивность», «робость», «обеспокоенность» и «подозрительность», «высокая напряженность», «низкое самомнение». Также важно отметить выявленноевысокое значение по шкале «прямолинейность», что свидетельствует об агрессивном поведении, что в свою очередь является защитной реакцией на внутреннюю тревожность и низкое самомнение. Далее в таблице 4 приведем результаты исследования в группе с выявленным средним уровнем социальной адаптацииТаблица 4 -Средние результаты методики «Многофакторный анализКеттелла» для группы респондентов с средним уровнем адаптацииЗамкнутость+ОбщительностьНизкий интеллект+Высокий интеллектЭмоциональная неустойчивость+Эмоциональная устойчивостьПриспособляемость+СамоуверенностьСдержанность+ИмпульсивностьБезответственность+ОтветственностьРобость+СмелостьПрактичность+МягкостьДоверчивость+ПодозрительностьПрактичность+МечтательностьПрямолинейность+ДипломатичностьБеспечность+ОбеспокоенностьКонсерватизм+РадикализмЗависимость от группы+СамодостаточностьНизкое самомнение+Высокое самомнениеНизкая напряжённость+Высокая напряжённостьКак видно из данных проведенного исследования по методике Р. Коттела в группе с средним уровнем адаптации выявлено, что подростки в среднем имеют приближенный к среднему уровень общительности, но все еще в группе преобладает некоторая замкнутость, уровень интеллекта в данной группе значительно выше, чем в предыдущей. Также выявлено что в данной группе подростки придерживаются копинг-стратегии приспособляемости, сдержанности, ответственности, практичности, дипломатичности умеренному консерватизму. Все вышеперечисленные факторы в совокупности с выявленным высоким уровнем напряжения, обеспокоенности и низкой самооценки говорят о том, что подростки данной группы обеспечивают средний уровень адаптации за счет контролирующего поведения, что в свою очередь объясняет высокое значение по шкале напряженности и ответственности.Далее в таблице 5 представим результаты исследования в группе с выявленным высоким уровнем социальной адаптацииТаблица 5 -Средние результаты методики «Многофакторный анализКеттелла» для группы респондентов с высоким уровнем адаптацииЗамкнутость+ОбщительностьНизкий интеллект+Высокий интеллектЭмоциональная неустойчивость+Эмоциональная устойчивостьПриспособляемость+СамоуверенностьСдержанность+ИмпульсивностьБезответственность+ОтветственностьРобость+СмелостьПрактичность+МягкостьДоверчивость+ПодозрительностьПрактичность+МечтательностьПрямолинейность+ДипломатичностьБеспечность+ОбеспокоенностьКонсерватизм+РадикализмЗависимость от группы+СамодостаточностьНизкое самомнение+Высокое самомнениеНизкая напряжённость+Высокая напряжённостьКак видно из данных приведенных в таблице 5 в группе с выявленным высоким уровнем социальной адаптации подростки подросткам свойственен высокий уровень общительности на фоне высокого уровня интеллекта, эмоциональной устойчивости и самоуверенности. При том, что уровень ответственности, дипломатичности, смелости, самодостаточности и самомнения находятся в пределах среднего, нормативного значения, что на фоне пониженной напряженности, обеспокоенности и подозрительности свидетельствует о гармоничном состоянии личности.2.3 Факторный анализ личностных особенностей подростков с разным уровнем социальной дезадаптацииНа основании ранее проведенного исследования респонденты были распределены на три группы:Группа 1 – высокий уровень адаптации подростков;Группа 2 - средний уровень адаптации подростков;Группа 3 - низкий уровень адаптации подростков.Все показатели по данным методикам были обработаны с помощью пакета Statistika, 6.0.На первом этапе исследования нами были проанализированы данныехарактеризующие психологические особенности личности. Далее посредством подсчета коэффициента корреляции по Ч. Спирмену была оценена взаимосвязь между психологическими особенностями личности: сампринятия, управления окружающей средой, цель в жизни, личностный рост, общее психологическое благополучие, жизнеспособность, психическое здоровье, общая интернальность, интернальность в области достижений, семейных отношений, производственных отношений.Результаты, которые были получены в ходе применения метода ранговой корреляции Ч. Спирмена, дали возможностьсделать вывод о наличии системы связей между анализируемыми параметрами.Выявленная взаимосвязь между факторами дала возможность подвергнуть полученные в процессе исследования интеркорреляционные матрицы с данными имеющегося многообразия связей между показателями, по итогам которой методом главных компонент при повороте VarimaxRaw (Варимакс исходных) были определены факторные модели личностных особенностей представителей заявленных групп.В процессе осуществления факторного анализа в первой группе было выделено три максимально значимых фактора, чья суммарная информативность составила 50,11% дисперсии.Фактор 1, объясняющий 28,3% дисперсии, содержит в себеданные шкалы Рифф: личностный рост (0,73) общее психологическое благополучие (0,96). самопринятие (0,84), управление окружающей средой (0,78), цель в жизни (0,88),Согласно сути содержания всех вышеперечисленных факторов «Фактор 1» для последующего анализа был определен как «психологическое благополучие».В этом отношении очень важны разнообразие психического здоровья, которое несет в себе хорошее здоровье, а также цель жизни и сампринятия. Имея цели в жизни и чувство смысла жизни в сочетании со знанием и принятием своих собственных различий, включая их хорошие и плохие качества, и позитивным принятием своего прошлого, а также чувством, что у вас есть уверенность и способность справляться с повседневными делами, способность в полной мере использовать различные жизненные ситуации, а также личностный рост и чувство самосовершенствования с течением времени - все это способствует психическому здоровью. На наш взгляд, совокупность этих ценностей, рассматриваемая как совокупность самосознания человека в реальных жизненных ситуациях, должна найти творческий синтез между удовлетворением потребностей консультирования социальной среды и развитием личности, которая отражает ситуацию событий и выражает то, что характеризует здорового человека.Фактор 2 -объясняющий 12,8% дисперсии, содержит следующиеинтернальность в области достижений (0,72). интернальность в области неудач (0,84), интернальность в области производственных отношений (0,73), интернальность в области семейных отношений (0,81), общая интернальность (0,90) Важно отметить, что среди перечисленных факторов максимальное значение имеет переменная общей интернальности, что в свою очередь говорит о высоком уровне субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями.На наш взгляд, здесь можно сказать, что высокий уровень контроля негативных событий в жизни, ответственность за последствия семейной жизни, являются творческими задачами в развитии человека, которые могут обеспечить его способность выполнять свои цели, организовывая свои задачи и взаимоотношения в командах и добиваясь успеха в достижении своих целей в будущем.Представители этой группы считают, что важные события в их жизни вызваны их действиями, ими можно управлять, и поэтому они чувствуют личную ответственность за эти события и всю свою жизнь.Фактор 3, объясняющий 8,9% дисперсии, содержит следующие критерии:жизнеспособность (0,71). психическое здоровье (0,76) Самообследование психического здоровья может показать настроение (наличие депрессии, тревоги, общие симптомы положительных эмоций), а энергичность означает ощущение полноты энергии и сил или, наоборот, усталости.Таким образом, к психическим характеристикам человека, представляющего 1 группу, относятся: высокое психическое здоровье, внутренняя коммуникабельность, высокие положительные эмоции, отсутствие тревоги и депрессии, а значит ощущение полноты энергии и сил.В таблице 6 представлены результаты факторного анализа в первой группе.Таблица 6 – результаты факторного анализа в первой группе.Рисунок 4 - Факторная модель психологических характеристик представителей первой группыВ процессе осуществления факторного анализа во второй группе было выделено три максимально значимых фактора, фактор 1 - объясняющий 33,6% дисперсии. Содержит следующие критерии:личностный рост (0,88), общее психологическое благополучие (0,94),позитивные отношения (0,80).самопринятие (0,84), Важнейшим признаком этого события является душевное благополучие, которое свидетельствует о счастье и удовлетворении себя и окружения. Важная часть этого — следить за своим собственным ростом и чувством самосовершенствования с течением времени, осознавать свой потенциал; поддержание позитивного взгляда на себя, признание и принятие своих индивидуальных различий; наличие доверия в отношениях с окружающими, способность сопереживать другим, способность находить консенсус в отношениях.Фактор 2 – объясняющий 9,3% дисперсии содержит следующие критерии:интернальность в области неудач (0,75). общая интернальность (0,83) Анализ этого фактора показывает высокий уровень контроля над любой важной ситуацией (они считают, что многие важные события в их жизни являются результатом их действий, что они могут контролировать себя и, следовательно, могут чувствовать себя ответственными за них). эти события и то, как складывается их жизнь в целом.) полезен для внутреннего размышления относительно негативных событий и ситуаций, которое проявляется в привычке винить себя в различных проблемах и страданиях.Фактор 3 – объясняющий 6,3% дисперсии содержит следующие критерии:Жизнеспособность (0,83)Ролевое функционирование (0,71)Выступая в качестве психического состояния представителей второй группы, этот признак показывает значимость факторов жизнеспособности и ролевого функционирования.Результаты факторного анализа в подгруппе респондентов второй группы учета представлены в таблице 7 и рисунке 5.Таблица 7 – результаты факторного анализа во второй группеПоказателиФактор 1Фактор 2Фактор 3Фактор 4Возраст-0,130,120,10-0,80Позитивные отношения0,800,130,00-0,80Самопознание0,840,140,200,05Личностный рост0,880,090,08-0,06Общее психологическое благополучие0,940,100,210,03Физическое функционирование-0,050,40,210,75Ролевое функционирование0,260,72-0,100,17Общая интернальность-0,020,730,13-0,02В области неудач0,430,120,830,02Дисперсия, %0,25-0,100,75-0,03Дисперсия всего %33,69,69,36,3Рисунок 5 - Факторная модель психологических характеристик представителей второйгруппыДля представителей 3 группы, факторная структура была распределена следующим образом.Фактор 1 - «Психологическое благополучие» объясняющий 30,87% дисперсии, состоит из следующих критериев:личностный рост (0,84), психологическое благополучие (0,92), самопринятие (0,74). управление средой (0,78), цель в жизни (0,81),Таким образом, для лиц, представляющих данную группу, характерны: чувство непрерывного саморазвития, отслеживание собственного личностного роста и чувство самосовершенствования с течением времени, наличие целей в жизни и ощущение цели в жизни, чувство уверенности и компетентности в управлении повседневными делами, способность максимально эффективно использовать различные жизненные обстоятельства, способность выбирать и создавать условия, удовлетворяющие свои потребности и ценности, сохранять позитивное отношение к себе, осознавать и принимать все свои личные отличия , включая как положительные, так и отрицательные черты личности, полностью осознавая свое прошлое.Фактор 2поменованный нами «Ментальное здоровье» объясняющий 14,95% дисперсии, содержит следующиекритерии:жизнеспособность (0,73). психическое здоровье (0,77), Наличие позитивного настроения и преобладание позитивных чувств зависят от выраженности тревоги и ее влияния на способность выполнять повседневную деятельность.Фактор 3поменованный нами «Интернальность», объясняющий 8,52% дисперсии, содержит следующие критерии:интернальность в области здоровья (0,73), интернальность в области неудач (0,82), интернальность в области семейных отношений (0,71). общая интернальность (0,85), Высокий уровень контроля над любой важной ситуацией способствует лучшему мышлению о мире и большему осознанию смысла и целей жизни, внутренних ценностей. Высокие баллы по внутренней шкале в области неуспеха свидетельствуют о том, что у членов группы развито чувство переживания негативных последствий, которое выражается в обвинении себя в различных проблемах и страдания. Результаты факторного анализа в подгруппе респондентов второй группы учета представлены в таблице 8 и рисунке 6.ПоказателиФактор 1Фактор 2Фактор 3Самопознание0,740,090,34Управление средой0,78-0,130,05Цель в жизни0,810,260,23Личностный рост0,840,020,26Общее психологическое благополучие0,92-0,030,29Жизнеспособность0,230,730,04Психологическое здоровье0,150,770,03Общая интернальность0,460,060,85В области неудач0,150,000,82В области семейных отношений0,250,070,71В области здоровья0,200,250,73Дисперсия, %30,8714,958,52Дисперсия всего, %54,36Рисунок 6 - Факторная модель психологических характеристик представителей третьей группыТаким образом, анализ качества поведения представителей разных групп респондентов позволяет сделать вывод о том, что характеристики выявленной системы различны в зависимости от членов группы.№ фактораГруппа 1Группа 2Группа 3F 1Психологическое благополучиеПсихологическое благополучиеПсихологическое благополучиеF 2ИнтернальностьИнтернальностьМентальное здоровьеF 3Ментальное здоровьеМентальное здоровьеИнтернальностьТаким образом, к личностным особенностям подростка, представляющего 1 группу, относятся: высокое психическое здоровье, внутренняя коммуникабельность, высокие положительные эмоции, отсутствие тревоги и депрессии, а значит ощущение полноты энергии и сил.К личностным особенностям подростка, представляющего 2 группы, относятся: самосовершенствования, осознание своего потенциала, поддержание позитивного взгляда на себя, признание и принятие своих индивидуальных различий, наличие доверия в отношениях с окружающими, способность сопереживать другим, способность находить консенсус в отношениях,высокий уровень контроля над любой важной ситуацией (они считают, что многие важные события в их жизни являются результатом их действий, что они могут контролировать себя и, следовательно, могут чувствовать себя ответственными за них).К личностным особенностям подростка, представляющего 3 группы, относятся:факторы психологического благополучия и ощущения тревоги,высокий уровень контроля над любой важной ситуацией, высокие баллы по внутренней шкале в области неуспеха свидетельствуют о том, что у членов группы развито чувство переживания негативных последствий, которое выражается в обвинении себя в различных проблемах и страдания. Выводы по главе: В данной работе было проведено исследование в котором приняли участие 50 подростков.Согласно полученным существенными характеристиками типа личности обучающихся, принимавших участие в исследовании являются: ярко выраженные характеристики экстраверсии, эмоциональной стабильности, чем характеристики интровертированности. Важно отметить, что 50% участников исследования продемонстрировали повышенные, а не пониженные значения показателей нейротизма, что в большей степени характерно для людей с эмоциональной нестабильностью. Сведения характеристики в основном отражают тип темперамента – с ярко выраженными чертами сангвиников. Среди опрошенных около 30% обучающихся не могут сконцентрироваться на выполнении своей миссии и проявить настойчивость, также им сложно фокусировать свое внимание на достижении цели, что не допустимо при исполнении столь значимой миссии. респондентов обнаружен средний уровень адаптации 60 баллов по шкале от одного до 100. Важно обратить внимание на высокое значение уровня дезадаптивности: 176 из 204 баллов. Причем у 65% опрошенных выявлены низкие значения по шкале «интегративный показатель», то есть уровень социальной дезадаптации у данных респондентов значительно высок, у 25% опрошенный по данной шкале зафиксировано среднее, нормативное значение по данной шкале, а у 10% - высокий уровень интегрального показателя адаптации. Также у респондентов обнаружен низкий уровень внешнего контроля, в то время как внутренний контроль напротив находится на высоких значениях. Также обнаружено, что респондентам свойственно непринятие себя, в то время как уровень принятия других выше средних значений. Далее, опираясь на данные проведенного анализа социально-психологической адаптивности проведем исследование по методике Р.Б. Коттела с учётом разбивки респондентов по группам выявленной дезадаптивности:Группа 1 – высокий уровень адаптации подростков;Группа 2 - средний уровень адаптации подростков;Группа 3 - низкий уровень адаптации подростковКличностным особенностям подростка, представляющего 1 группу, относятся: высокое психическое здоровье, внутренняя коммуникабельность, высокие положительные эмоции, отсутствие тревоги и депрессии, а значит ощущение полноты энергии и сил.К личностным особенностям подростка, представляющего 2 группы, относятся: самосовершенствования, осознание своего потенциала, поддержание позитивного взгляда на себя, признание и принятие своих индивидуальных различий, наличие доверия в отношениях с окружающими, способность сопереживать другим, способность находить консенсус в отношениях,высокий уровень контроля над любой важной ситуацией (они считают, что многие важные события в их жизни являются результатом их действий, что они могут контролировать себя и, следовательно, могут чувствовать себя ответственными за них).К личностным особенностям подростка, представляющего 3 группы, относятся:факторы психологического благополучия и ощущения тревоги, высокий уровень контроля над любой важной ситуацией, высокие баллы по внутренней шкале в области неуспеха свидетельствуют о том, что у членов группы развито чувство переживания негативных последствий, которое выражается в обвинении себя в различных проблемах и страдания. ЗаключениеСоциальная дезадаптация это полная или частичная утрата субъектом своей способности адаптироваться к условиям общества. То есть это нарушение взаимоотношений человека с окружающей средой, которое характеризуется невыполнимостью его положительной социальной роли в определенных социальных условиях, соответствующих его потенциалу.Социальная дезадаптация характеризуется несколькими уровнями, отражающими ее глубину: скрытое проявление дезадаптационных явлений, дезадаптивные возмущения, разрушение ранее сформированных адаптационных механизмов и связей, укоренившаяся дезадаптация. Подростковый этап развития, является особенным для становления личности, ведь в этот промежуток времени развивается главнейшие черты и качества, которые будут присуще ему до конца жизни. Данный процесс становления личности находится между детством и взрослым возрастом. Личность и сам характер индивида в это время еще недостаточно сформирован, чтобы считаться полноценным взрослым человеком, но уже развита настолько, что способна самостоятельно и осознано вступать во взаимоотношения с окружающими людьми, миром, отвечать за свои поступки, действия, нормам марали и правилам, которые установлены в том обществе, где растет данный организм. Подросток способен принимать четкие, проанализированные решения, совершать рациональные, имеющие особую цель поступки и нести за них моральную и юридическую ответственность. Таким образом, акцентуированные черты характера лиц подросткового возраста могут проявляться в их поведении. Дезадаптация и дезадаптивные процессы изучались на протяжении всей жизни, от пренатального периода до старости. Эти исследования дают важное представление о непосредственных и долгосрочных последствиях неправильной адаптации для здоровья в разные периоды жизни. Исследователи изучают дезадаптацию в контексте того, как определенные пренатальные события в критические периоды могут иметь долгосрочные последствия для развития на протяжении всей жизни. Например, «Голландские исследования голода» представляют собой серию исследований, в которых изучаются механизмы, связывающие исходы заболеваний с лишениями внутриутробного развития. Блокада поставок продовольствия в Нидерландах в период с ноября 1944 по апрель 1945 года стала естественным экспериментом по изучению последствий недостаточного питания матерей. Позже было обнаружено, что дети, находившиеся в период беременности во время голода, имели более высокий уровень заболеваемости взрослыми заболеваниями, включая ишемическую болезнь сердца. Аналогично, исследование 141 канадской семьи, пережившей тяжелую и продолжительную ледяную бурю зимой 1998 года, показывает, как сильные стрессоры могут привести к послеродовой дезадаптации. Дети, чьи матери подверглись более сильному стрессу, имели худшее когнитивное и языковое развитие в возрасте двух лет, чем дети, чьи матери испытали меньший стресс во время ледяной бури.Подростковый возраст — это время проблем, поскольку подростки подвергаются множеству требований и изменений в развитии (т. е. биологических, когнитивных,эмоциональных, реляционных или социальных). То, как подростки справляются с этими проблемами, имеет решающее значение для их успешного или неудачного. Личностные характеристики могут влиять на то, как подростки переживают и реагируют на этот переходный период развития, во время которого возникают эмоциональные и поведенческие проблемы, такие как интернализация (например, социальная изоляция, психосоматические реакции, тревога или депрессия) и экстернализация проблем (например, агрессивное поведение и поведение, нарушающее правила, имеют тенденцию к увеличению.В данной работе было проведено исследование в котором приняли участие 50 подростков.Согласно полученным существенными характеристиками типа личности обучающихся, принимавших участие в исследовании являются: ярко выраженные характеристики экстраверсии, эмоциональной стабильности, чем характеристики интровертированности. Важно отметить, что 50% участников исследования продемонстрировали повышенные, а не пониженные значения показателей нейротизма, что в большей степени характерно для людей с эмоциональной нестабильностью. Сведения характеристики в основном отражают тип темперамента – с ярко выраженными чертами сангвиников.Среди опрошенных около 30% обучающихся не могут сконцентрироваться на выполнении своей миссии и проявить настойчивость, также им сложно фокусировать свое внимание на достижении цели, что не допустимо при исполнении столь значимой миссии. В данной работе было проведено исследование в котором приняли участие 50 подростков.Согласно полученным существенными характеристиками типа личности обучающихся, принимавших участие в исследовании являются: ярко выраженные характеристики экстраверсии, эмоциональной стабильности, чем характеристики интровертированности. Важно отметить, что 50% участников исследования продемонстрировали повышенные, а не пониженные значения показателей нейротизма, что в большей степени характерно для людей с эмоциональной нестабильностью. Сведения характеристики в основном отражают тип темперамента – с ярко выраженными чертами сангвиников. Среди опрошенных около 30% обучающихся не могут сконцентрироваться на выполнении своей миссии и проявить настойчивость, также им сложно фокусировать свое внимание на достижении цели, что не допустимо при исполнении столь значимой миссии. респондентов обнаружен средний уровень адаптации 60 баллов по шкале от одного до 100. Важно обратить внимание на высокое значение уровня дезадаптивности: 176 из 204 баллов. Причем у 65% опрошенных выявлены низкие значения по шкале «интегративный показатель», то есть уровень социальной дезадаптации у данных респондентов значительно высок, у 25% опрошенный по данной шкале зафиксировано среднее, нормативное значение по данной шкале, а у 10% - высокий уровень интегрального показателя адаптации. Также у респондентов обнаружен низкий уровень внешнего контроля, в то время как внутренний контроль напротив находится на высоких значениях. Также обнаружено, что респондентам свойственно непринятие себя, в то время как уровень принятия других выше средних значений. Далее, опираясь на данные проведенного анализа социально-психологической адаптивности проведем исследование по методике Р.Б. Коттела с учётом разбивки респондентов по группам выявленной дезадаптивности:Группа 1 – высокий уровень адаптации подростков;Группа 2 - средний уровень адаптации подростков;Группа 3 - низкий уровень адаптации подростковКличностным особенностям подростка, представляющего 1 группу, относятся: высокое психическое здоровье, внутренняя коммуникабельность, высокие положительные эмоции, отсутствие тревоги и депрессии, а значит ощущение полноты энергии и сил.К личностным особенностям подростка, представляющего 2 группы, относятся: самосовершенствования, осознание своего потенциала, поддержание позитивного взгляда на себя, признание и принятие своих индивидуальных различий, наличие доверия в отношениях с окружающими, способность сопереживать другим, способность находить консенсус в отношениях,высокий уровень контроля над любой важной ситуацией (они считают, что многие важные события в их жизни являются результатом их действий, что они могут контролировать себя и, следовательно, могут чувствовать себя ответственными за них).К личностным особенностям подростка, представляющего 3 группы, относятся: факторы психологического благополучия и ощущения тревоги, высокий уровень контроля над любой важной ситуацией, высокие баллы по внутренней шкале в области неуспеха свидетельствуют о том, что у членов группы развито чувство переживания негативных последствий, которое выражается в обвинении себя в различных проблемах и страданияСписок использованной литературы
1. Абакумова-Кочунене Ю. Возможности экзистенциональной терапии "трудных подростков". Психологическая газета № 6/69, 2001 г.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб, пособие для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 672.
3. Аверин. Психология детей и подростков. М., 1999 г.
4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем. – М., 1995.
5. Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер. с англ.. - М.; СПб: КСП+; Ювента, 1999. - 463 с.
6. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. Трудов. Вып. 2 / под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат,.– С. 82-90.
7. Антология тяжёлых переживаний: социально – психологическая помощь / под ред. О.В. Красновой. М. - 2001
8. Арсеньев А. С. Подросток глазами философа // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учебн. пособие для студ. пед. вузов / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия». 2003. – 624 с.
9. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы психологического анализа. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.
10. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2018. - 368 c.
11. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. – М., 2000.
12. Березкина О.А. Актуализация и развитие жизнестойких качеств личности будущих специалистов. Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. – Комсомольск- на-Амуре, 2006. – 23 с.
13. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Этапы индивидуальной коррекции подростков "группы риска". Вестник психосоциальной работы. №3 1999 г.
14. Вачков И. Помощь в развитии. Школьный психолог, № 32, 2002 г.
15. Вачков И. Семь критериев классификации. Школьный психолог, № 32, 2002 г.
16. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика – 2004 - № 1. – С.12-18.
17. Егорова Л.З. Воспитать стрессоустойчивую личность.// Воспитание школьников. – 2000. - № 4.
18. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – 2002.
19. Зыкова М. Н. Психолого-педагогическое содействие развитию личности подростка: учебн. – метод, пособие для учителей, родителей и школьных психологов / М. Н. Зыкова. – М.: Изд-во Моек, психолого социального ин-та; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2009. – 72 с.
20. Ильинский И. М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи // Государство и дети: реальности России. – М., 1995. – Т. 1.-С. 55–56.
21. Каширский Д.Б. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами. Вопросы психологии. № 1, 2002 г.
22. Кий Н.М. Формирование у подростков жизнеутверждающих установок // Социальная педагогика, 5/2012.
23. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., Творческий центр "Сфера". 2001 г.
24. Кондратьев М.Ю. Особенности психосоциального развития подростков. Вопросы психологии. № 3, 1997 г.
25. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д., Григоренко Е.Л. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и листов наблюдения. Вопросы психологии № 1, 2001 г.
26. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг «Навыки конструктивного взаимоотношения с подростками». М., Генезис, 1999 г.
27. Куппенс П., Аллен Н.Б. и Шибер Л.Б. (2010). Эмоциональная инерция и психологическая дезадаптация. Психологическая наука, 21, 984–991. дои: 10.1177/0956797610372634.
28. Кэррел С. Групповая психотерапия подростков. С-Пб., Питер, 2002 г.
29. Леонград К. Акцентуирование личности. - Киев, 1981. - 236 с.
30. Лэдд, Г.В., и Прайс, Дж.М. (1987). Прогнозирование социальной и школьной адаптации детей после перехода из дошкольного учреждения в детский сад. Развитие ребенка, 58, 1168–1189.
31. МакИвен Б. и Стеллар Э. (1993). Стресс и личность: механизмы, ведущие к болезням. Архив внутренней медицины, 153, 2093–2101.
32. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999.
33. Минияров В.М., Бердников И.Г. Педагогическая диагностика личности школьника. Самара, 1993 г.
34. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. С-Пб., Питер, 2000 г.
35. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. Книга 1. М., Владос, 2001 г.
36. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. – М., 1994.
37. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей. М., 2000 г.
38. Самуэлс, Э. Юнг и постъюнгианцы. (Глубинная психология и психоанализ) / Э. Самуэлс. - М.: КДУ, 2012. - 408 c.
39. Сиглер И.К., Петерсон Б.Л., Бэйрфут Дж.К. и Уильямс Р.Б. ((1992). Враждебность в позднем подростковом возрасте предсказывает факторы коронарного риска в середине жизни. Американский журнал эпидемиологии, 136, 145–154.
40. Симан Т.Е., Сингер Б.Х., Роу Дж.В., Хорвиц Р.И. и МакИвен Б.С. (1997). Цена адаптации – Аллостатическая нагрузка и ее последствия для здоровья: исследования Макартура по успешному старению. Архив внутренней медицины, 157, 2259–2268.
41. Смид Р. Групповая работа с детьми. М., Генезис, 1999 г.
42. Степанов В.Г. Психология трудных подростков. М., 1996 г.
43. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. - М.: АСТ, 2019. - 608 c.
44. Фридман Л.М., Кулагина И. Психологический справочник учителя. М., 1994 г.
45. Хук, Х.В., Браун, А.С., и Сассер, Э. (1998). Голландский голод и расстройства шизофренического спектра. Социальная психиатрия и психиатрическая эпидемиология, 33, 373–379.
46. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. – М., 1996.