Проблемы противодействия налоговой преступности
Заказать уникальную дипломную работу- 90 90 страниц
- 43 + 43 источника
- Добавлена 21.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Содержание
Содержание..................................................................................................................2
Условные обозначения и сокращения…………………………………….....….….3
Введение.......................................................................................................................4
Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ.......................................................................................................7
1.1 Определение понятия налоговой преступности................................................................................................................7
1.2 Анализ основных форм и видов налоговых преступлений.............................................................................................................19
1.3 Роль налоговых органов в противодействии налоговым преступлениям...........................................................................................................33
Глава 2. БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ И УЛУЧШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНДАТЕЛЬСТВА..............................................................................................47
2.1 Коррупционные практики и их связь с налоговыми преступлениями.........................................................................................................47
2.2 Совершенствования законодательства о налоговой ответственности.........................................................................................................53
2.3 Анализ международного опыта и лучших практик.......................................................................................................................57
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ.....................................................................................................64
3.1 Практические аспекты противодействия налоговой преступности..............................................................................................................64
3.2 Криминалистические особенности налоговых преступлений.............................................................................................................69
3.3 Роль технологий и цифровизации в борьбе с налоговыми преступлениями.........................................................................................................78
Заключение.................................................................................................................84
Список литературы....................................................................................................86
В рамках этого процесса следует учесть следующие аспекты: 1. Необходимо провести анализ существующего НЗ с целью выявления уязвимых мест, которые могут способствовать возникновению НП. Затем требуется вносить корректировки и усовершенствования в законодательство, чтобы устранить эти уязвимости и сделать его более прозрачным и понятным. 2. Внедрение информационных технологий и разработка ПО для автоматического анализа данных и обработки информации может значительно повысить эффективность контроля за налоговыми обязательствами. Системы мониторинга и аналитики данных позволят выявить аномалии и несоответствия в налоговых декларациях, что поможет своевременно обнаружить потенциальные НП. 3. Введение жестких наказаний за НП является важным фактором для предотвращения таких нарушений. Необходимо усилить контроль и надзор за соблюдением налоговых обязательств и применять административные и уголовные меры в отношении нарушителей, что создаст серьезное сдерживающее воздействие. 4. Повышение профессиональной осведомленности налоговых служащих и сотрудников НО является важной составляющей эффективной системы контроля. Необходимо проводить регулярные курсы обучения и тренинги, нацеленные на развитие квалификации сотрудников в области выявления, расследования и пресечения НП. 5. Разработка и установление сотрудничества с другими государствами и международными организациями в области обмена информацией и опытом по борьбе с НП играет важную роль в предотвращении этих преступлений. Обмен информацией и совместные операции помогают выявить и пресечь трансграничные случаи налогового мошенничества и уклонения от уплаты налогов. Разработка и внедрение эффективной системы контроля за налоговыми обязательствами будет способствовать более эффективной борьбе с налоговыми преступлениями, повышению собираемости налогов и общему уровню доверия к системе налогообложения.Совершенствование методов выявления и раскрытия НП Для эффективной борьбы с НП необходимо постоянно совершенствовать методы и подходы к их выявлению и раскрытию. Ниже представлены некоторые важные аспекты, которые следует учесть: 1. Одним из основных способов выявления НП является тщательный анализ и аудит документации, представленной налогоплательщиками. Необходимо разработать и применять аналитические инструменты и методики, которые позволят идентифицировать потенциальные нарушения и несоответствия в декларациях, отчетах и прочих документах. Система аудита должна быть основана на объективных критериях и прозрачных процедурах. 2. Применение современных технологий, таких как МО, ИИ, аналитика больших данных и автоматизация процессов, помогает значительно повысить эффективность выявления и раскрытия НП. Использование специализированного ПО и систем контроля позволяет обрабатывать и анализировать большие объемы данных, выявлять аномалии и связи между налогоплательщиками. 3. Для эффективного выявления и раскрытия НП необходимо развивать сотрудничество и обмен информацией с правоохранительными органами, банками, финансовыми учреждениями и другими институтами, которые могут обладать необходимой информацией о потенциальных нарушителях. Совместные операции и обмен информацией позволяют повысить эффективность борьбы с НП и улучшить результаты расследования. 4. Предоставление возможности налогоплательщикам и другим лицам сообщать о налоговых нарушениях анонимно может быть эффективным способом выявления и раскрытия НП. Необходимо создавать и публично афишировать каналы обратной связи, где люди могут сообщить о подозрительной деятельности без риска для своей безопасности. 5. Компетентность и профессионализм сотрудников НО являются ключевыми факторами успешного выявления и раскрытия НП. Необходимо проводить регулярные программы обучения и повышения квалификации, чтобы сотрудники были осведомлены о последних тенденциях и методах НП, а также о современных инструментах и подходах к их выявлению. Совершенствование методов выявления и раскрытия НП является важным шагом в борьбе с НП. Это поможет усилить контроль над исполнением налоговых обязательств, улучшить собираемость налогов и создать более справедливую и прозрачную налоговую систему.Применение профилактических мер для предотвращения возникновения НПДля эффективной борьбы с НП необходимо применять профилактические меры, направленные на предотвращение их возникновения. Некоторые из таких мер могут включать: 1. Проведение образовательных и информационных кампаний о налоговых обязательствах и последствиях НП может помочь повысить осведомленность налогоплательщиков и снизить вероятность их неправомерных действий. Это может быть осуществлено через публикацию информации на веб-сайтах, проведение семинаров и конференций, разработку информационных брошюр и рассылок. 2. Применение риск-ориентированного подхода позволяет НО сосредоточиться на контроле и проверке тех налогоплательщиков, у которых есть высокий риск совершения НП. Использование аналитических инструментов и данных налогоплательщиков помогает определить такие риски и принять меры по их устранению. 3. Взаимодействие с банками и финансовыми учреждениями позволяет НО получать доступ к информации о финансовых операциях налогоплательщиков. Это помогает отслеживать переводы и транзакции, которые могут указывать на потенциальные НП, а также установить связи между различными субъектами. Взаимодействие с другими правоохранительными органами для эффективного расследования НПДля эффективной борьбы с НП необходимо развивать взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами. Некоторые важные аспекты взаимодействия включают: 1. Разработка механизмов обмена информацией и данных между налоговыми органами и правоохранительными органами помогает более эффективно выявить и пресечь налоговые преступления. Это может включать обмен данными о налогоплательщиках, их финансовых операциях и других сведениях, которые могут быть полезными в расследовании. 2. Проведение совместных операций между НО и правоохранительными органами позволяет скоординировано действовать в борьбе с НП. Это может включать совместные обыски и обыски, допросы и задержания, а также обмен оперативной информацией. 3. Создание специализированных подразделений, которые занимаются исключительно расследованием НП, может быть эффективным способом улучшения результатов работы. Эти подразделения могут иметь экспертов по налоговому праву и финансовым расследованиям, и работать в тесном взаимодействии с другими правоохранительными органами. Обучение и повышение квалификации сотрудников налоговых служб являются ключевыми аспектами в борьбе с НП. Некоторые меры, которые можно предпринять для улучшения работы сотрудников, включают: 1. Разработка комплексных программ обучения по налоговому праву, методам и технологиям выявления и раскрытия НП позволяет сотрудникам налоговых служб получить необходимые знания и навыки для выполнения своих обязанностей. Обучение должно быть систематическим и включать в себя как теоретический, так и практический компоненты. 2. При разработке программ обучения необходимо привлекать экспертов и практиков в области налоговой политики и права, финансового расследования и других релевантных областей. Это поможет сотрудникам налоговых служб получить актуальную и практическую информацию от тех, кто имеет опыт в борьбе с НП. 3. Предоставление возможности сотрудникам налоговых служб специализироваться и получать сертификаты иаккредитации в области борьбы с НП позволяет повысить уровень их квалификации и компетентности. Это может быть достигнуто через разработку программ сертификации, проведение практических курсов и экзаменов для подтверждения знаний и навыков. Развитие сотрудничества с международными организациями и партнерами является важным аспектом в борьбе с НП. Некоторые меры сотрудничества включают: 1. Установление механизмов обмена информацией и данными о налоговых нарушениях между странами позволяет эффективно выявлять и пресекать налоговые преступления с участием международных налогоплательщиков. Это может включать обмен данными о банковских счетах, финансовых операциях и оффшорных активах. 2. Проведение совместных операций и расследований с участием представителей разных стран позволяет более эффективно бороться с организованной международной преступностью и пресекать НП, связанные с перемещением средств и активов за границу. 3. Развитие сотрудничества с международными организациями и партнерами также включает разработку соглашений и договоренностей о сотрудничестве в сфере борьбы с НП и обмене информацией. Важно разработать единые стандарты и процедуры по обмену информацией и взаимодействию в рамках международного права и законодательства. Развитие сотрудничества с международными организациями и партнерами помогает эффективно пресекать НП и создать более прозрачные и справедливые налоговые системы.3.2 Роль технологий и цифровизации в борьбе с налоговыми преступлениямиЦифровизация экономической деятельности требует разработки и внедрения правовых средств, направленных на обеспечение финансовойбезопасности государства. Использование IT-технологий упрощает жизнь населению, но требует правового воздействия для решения возникающих коллизий. Наше государство находится на начальном этапе развития электронных технологий и активно внедряет их в различные сферы жизнедеятельности.Переход налоговых сервисов в дистанционный формат вызван несколькими причинами: - превышение возможностей НО при проверке большого числа налогоплательщиков;- необходимость предотвращениязлоупотреблений и коррупционных действий,;- экономические условия, обусловленные пандемией. Россия отстает в цифровой трансформации на 6-9 лет, однако уже накопила опыт в цифровизации НА, включая АИС "Налог". Этот переход позволяет повысить эффективность работы и адаптироваться к изменяющимся условиям. Россия активно развивает цифровизацию НА, учась на опыте других стран.В рамках цифровизации НА выделяются следующие инструменты: - Система оценки рисков для проведения выездныхналоговых проверок; - Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) для контроля оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции; - Автоматизированная система контроля (АСК) по возмещению НДС, основанная на сопоставлении книг покупок и продаж плательщиков НДС; - Система онлайн-касс для соблюдения изменений в законодательстве о налично-денежном обороте; - Специальные налоговые режимы для субъектов МСП. [10]В условиях пандемии Covid-19 активно внедряются дополнительные цифровые платформы НА включая сервис налоговой поддержки на официальном сайте ФНС России. Упрощение налоговой отчетности и обработка потоковых данных с помощью онлайн контрольно-кассовой техники являются эффективными инструментами для совершенствования НА.Актуальное бесконтактное НА требует налогового контроля через систему налогового мониторинга. По словам Д.В. Вольвача, это стратегическое направление для ФНС России, позволяющее перейти от постконтроля к мониторингу налоговых обязательств в режиме реального времени. На данный момент около 95 крупных организаций, отвечающих за 30% поступлений в федеральный бюджет, используют налоговый мониторинг. В 2020году поступления вконсолидированный бюджет РФ сократились на 7,6%, за исключением НДПИ, которые выросли на 2,6%, достигнув 17,2 трлн. рублей. Увеличение налоговых сборов было обеспечено повышением эффективности НА. Например, поступления от НДС увеличились на 0,3% (4,27 трлн. рублей), а от НДФЛ - на 7,5% (4,25 трлн. рублей) в 2020 году по сравнению с 2019 годом. По данным ФНС России, объем задолженности плательщиков в 2020 году не изменился по сравнению с предыдущим годом и составил 6,5% от доходов (показатель DTI). Также было предоставлено на 35% больше зачетов налогов, чем в 2019 году, на сумму 123,6 млрд. рублей. Кроме того, предпринимателям было предоставлено в 7 раз больше отсрочек по уплате налогов, чем в 2019 году, на сумму более 52 млрд. рублей в условиях пандемии Covid-19. Эти меры помогли сократить число блокировок счетов организаций на 160%.Основные направления цифровой трансформации в НА закладываются в Концепции развития ЭДО в хозяйственной деятельности (Протокол от 25.12.2020 г. № 34). Концепция предусматривает реализацию мероприятий, таких как:- перевод счетов-фактур и накладных в электронную форму;- увеличение объема электронных документов;- уменьшение бумажного документооборота и затрат на его обработку и хранение. - переход к системе использования данных из ИС государственных органов. Эти меры направлены на улучшение качества НА и сокращение использования бумажных документов.Внедрение цифровых инструментов НА в предприятиях и организациях, субъектах малого и среднего предпринимательства, поможет создать в России систему добровольного соблюдения НЗ. Это способствует прозрачности экономики, улучшению бюджетного планирования и стабилизации государственных доходов. Согласно прогнозам Министерства финансов РФ, собираемость налогов должна вырасти с98,79% до 99% благодаря мероприятиям по НА. Большое значение имеет также рост отдачи от затрат на цифровую трансформацию НА. За последние пять лет собираемые налоги в расчете на 1руб. затрат выросли с 96,5 руб. до 123,4 руб. Внедрение прогрессивных цифровых технологий и эффективное использование электронных сервисов, таких как онлайн-кассы, личные кабинеты налогоплательщиков и АС контроля, позволили снизить количество налоговых проверок и увеличить поступления налогов и штрафов.Цифровая трансформация выступаетсерьезным катализатором развития технической оснащенности НО. Цифровые проекты способствуют снижению нагрузки на сотрудниковФНС России, росту эффективности налогового контроля, увеличениюналоговых поступлений в бюджет страны.Развитие информационных технологий движется в правильном направлении, как указывают соответствующие документы. Особое внимание уделяется цифровизации конституционной обязанности платить налоги и сборы.ФНС создала "Личный кабинет налогоплательщика" на своем электронном сайте, что значительно упрощает контроль и оплату налогов. Единственный федеральный информационный регистр позволяет усилить контроль за оборотом денежных средств населения, улучшить IT-сферу и обмен данными между организациями. Все новшества в налоговой сфере направлены на облегчение контроля и своевременную оплату налогов для граждан, а также быстрое выявление и предотвращение НП.Технологии и цифровизация играют важную роль в борьбе с НП в различных сферах. В кибербезопасности, технологии помогают обнаруживать и предотвращать кибератаки, взломы и другие нежелательные действия. Цифровые системы мониторинга и аналитики позволяют выявлять события или поведение, связанное с НП, и предпринимать соответствующие меры. Также разрабатываются технологии распознавания лиц, голосов и других биометрических данных, которые могут использоваться для улучшения идентификации людей, связанных с НП. В финансовой сфере, технологии играют важную роль в борьбе с финансовым мошенничеством и отмыванием денег. Системы аналитики данных и машинного обучения помогают выявлять подозрительные финансовые транзакции, а блокчейн технология обеспечивает прозрачность и надежность операций. В сфере торговли, технологии помогают бороться с подделками и контрафактной продукцией. Например, технология RFID (радиочастотная идентификация) может использоваться для отслеживания и аутентификации товаров, что позволяет более эффективно бороться с подделками. В здравоохранении, технологии и цифровизация могут помочь бороться с мошенничеством в медицинской сфере. Например, цифровые системы хранения медицинских данных и электронные медицинские записи позволяют более надежно и прозрачно управлять информацией о пациентах и предотвращать незаконное использование или доступ к ней. Технологии и цифровизация являются мощным инструментом в борьбе с незаконными практиками во многих сферах. Они позволяют эффективно обнаруживать, предотвращать и пресекать НП, что способствует созданию безопасной и надежной среды для всех участников.Цифровизация налогового контроля и администрирования в настоящее время развивается быстрыми темпами. НО активно применяют новые информационные технологии, такие как АИС "Налог-3", АСК НДС-3 имежведомственный информационный обмен. Использование онлайн-сервисов, таких как Личный кабинет налогоплательщика, услуга "Узнай ИНН" и сервис "Риски бизнеса", также становится все более популярным среди налогоплательщиков. Потребность в использовании личного кабинета снижается, что указывает на необходимость его совершенствования.Цифровизация НО позволила внедрить программный комплекс автоматизированного контроля за НДС - ПК "НДС-2". Этот комплекс обеспечивает полную автоматизацию проверок налоговых деклараций по НДС иэффективно выявляет неоправданную налоговую выгоду, получаемую недобросовестными налогоплательщиками. ПК "НДС-2" разработан с использованием облачных технологий и способен анализировать операции в реальном времени, не имея аналогов в мире. Эффективность этого комплекса признана во всем мире, и незаконное возмещение НДС в РФ стало практически невозможным. В настоящее время используется более продвинутый и усовершенствованный комплекс - АСК "НДС-3", который позволяет контролировать всю цепочку перемещения товаров, а также доходы и расходы налогоплательщиков через банковские счета и выявлять невнесенные в бюджет суммы НДС и взаимозависимых лиц. Однако, несмотря на значительные достижения в информационных технологиях, в сфере налогового контроля все еще существуют серьезные проблемы, решение которых требует дальнейшей модернизации в условиях цифровизации экономики.ФНС столкнулась с вызовом в определении основных элементов налогообложения электронного бизнеса. В НЗ пока не установлены понятия электронного бизнеса, интернет-торговли и электронной коммерции, хотя эти термины широко используются. Также не существуют критерии классификации цифровых продуктов как товаров или услуг и специфика налогообложения этих продуктов. Это затрудняет налоговый контроль в сфере электронного бизнеса. Поэтому необходимо ясно определить и закрепить эти понятия в НК РФ, а также разработать систему налогообложения цифровых продуктов. Другим вызовом для государствастали новые налоговые риски, связанные с цифровизацией экономики. Эти риски возникают как на национальном, так и на международном уровнях налогообложения. Применение современных цифровых технологий позволяет организациям минимизировать налоговые обязательства, что приводит к потерям бюджетных доходов.Новые модели бизнеса создают рост налоговых рисков для государства, так как они затрудняют идентификацию денежных потоков и налогообложение их в разных юрисдикциях. Использование многосторонних моделей бизнеса и больших объемов данных также приводит к потере контроля над налогообложением. Сегодня информационные технологии позволяют потребителям получать доступ к товарам и услугам со всего мира, что увеличивает риски налогового контроля. Решением этой проблемы может быть определение места реализации товара или услуги на основе местонахождения покупателя и создание программного обеспечения для идентификации электронных сделок. Подобные проблемы существуют и в других странах, но пока нет общего подхода к их решению. Налогообложение электронного бизнеса должно развиваться, учитывая зарубежный опыт и особенности России. Внедрение технологий больших данных также является важным аспектом модернизации налогового контроля. Использование таких технологий позволит НО получать информацию о налогоплательщиках, сопоставлять данные о контрагентах и выявлять незаконную деятельность и уклонение от уплаты налогов. Однако, применение больших данных сопряжено с рисками нарушения налоговой конфиденциальности и незаконного доступа к информации о налогоплательщиках через серверные хранилища и системы открытых данных.В условиях цифровизации экономики России возникла необходимость модернизации НО. Проблемы в НА, связанные с развитием цифровизации и появлением новых моделей бизнеса. Главной проблемой является отставание законодательной базы, которая не учитывает налогообложение электронного бизнеса. Для повышения эффективности НА предлагается использовать ПО для идентификации сделок и внедрение технологии больших данных с надежной защитой баз данных от несанкционированного использования. Это должно быть осуществлено на основе государственного регулирования применения современных цифровых технологий. На сегодняшний день перед НО стоит важная задача освоить технологию больших данных и обеспечить надежную защиту информации от несанкционированного доступа. Применение больших данных в налоговой сфере представляет собой новые возможности для бизнеса, но при этом существуют риски утечки данных, обработки неточных или неполных данных, нарушения налоговой тайны и неприкосновенности частной жизни. ЦТ имеют перспективы применения в борьбе с коррупцией. Они могут использоваться для выявления и расследованиякоррупционных нарушений, а также для повышения эффективности и прозрачности государственных институтов. Однако развитие новых технологий также создает новые угрозы, связанные с отмыванием денег, мошенничеством и киберпреступностью. Поэтому необходим баланс между регулированием и инновациями, а также решение этических дилемм, связанных с соблюдением прав человека.ИИ и МО могут значительно облегчить борьбу с коррупцией. Использование ИИ позволяет быстро обрабатывать большие объемы данных, выявлять аномалии и закономерности,связанные с коррупционными нарушениями. Например, ИИ может помочь анализировать множество документов за короткий срок и определять вероятность коррупционных нарушений. Также ИИ может использоваться для мониторинга соблюдения антикоррупционных стандартов, приведения бизнес-процессов в соответствие с требованиями и выявления нарушений и мошенничества. Это позволяет снизить риски коррупции и повысить эффективность надзора. Важным достоинством использования ИИ является снижение влияния человеческого фактора, который может создавать дополнительные риски.Применение ИИ в борьбе с коррупцией имеет новые возможности и угрозы:программы могут использоваться в мошенничестве, создавать дискриминацию, нарушать конфиденциальность данных и вызывать недоверие. Некоторые органы отказываются от использования ИИ из-за непрозрачности алгоритмов. Для минимизации рисков авторы предлагают обеспечить контроль над системами, инвестировать в качественные базы данных и повысить прозрачность работы систем.Блокчейн - технология распределенных баз данных, применяемая дляобеспечения прозрачности и безопасности данных. Она может быть использована в борьбе с коррупцией, например, при ведении кадастров, раскрытии информации о бюджете, исполнении контрактов и управлении цепочками поставок. Блокчейн создает прозрачную систему, которую сложно манипулировать, и невозможно изменить записи без нарушения целостности данных. Применение этой технологии уже доказало свою эффективность в различных проектах, например, для повышения эффективности денежных переводов беженцам или отслеживания происхождения продуктов.Анализ big data можно использовать для борьбы с коррупцией: выявление подозрительных операций и оценка рисков. Примеры: - журналисты используют графические платформы для анализа данных из «Панамского Архива»;- следователив Бразилии используют анализ данных для операции «Автомойка»;- Центр по изучению коррупции в Будапеште анализирует государственные закупки в ЕС;- Европейская комиссия использует программу для проверки проектов на риск мошенничества. Анализ big data также может быть использован для улучшения антикоррупционной политики и принятия решений на основе фактических данных. Пример: в Индии офис главного министра использует умную панель управления для принятия решений на основе данных от населения.Использование анализа big data для борьбы с коррупцией связано с определенными трудностями: - обеспечение конфиденциальности данных и предотвращение их неправомерного использования; - риск утечки или деанонимизации персональной информации, хранящейся в государственных БД; - понимание и выявление коррупционных рисков при использовании БД и принятие мер по их минимизации; - нехватка ресурсов и квалифицированных специалистов. Для преодоления этих проблем необходимо собирать и использовать надежные данные, обучать специалистов, создавать соответствующую правовую базу и ответственно использовать данные.Поэтому важно разработать эффективное государственное регулирование применения технологии БД, которое должно учитывать европейское законодательство, полезные элементы американской модели и особенности российской реальности. Такое регулирование необходимо проводить совместно с законодательством о персональных данных, учитывая возможность пересечения понятий больших данных и персональных данных и сохраняя неприкосновенность личной жизни как конституционное право граждан.3.3 Анализ судебной практикиПостановление АС Северо-Западного округа от 18.07.2022 г. по делу № А05-9198/2021 относится к общим вопросам налогообложения. В данном случае ИП Балакиной обжаловала решение НО по отказу в зачете (возврате) излишне уплаченного налога в рамках применения УСН за период с 2015 по 2017 годы. Однако суд отказал в удовлетворении требования заявителя, указав на наличие факта фиктивного документооборота между ООО и ИП в предыдущем деле за период с 2013 по 2014 годы. Суд также установил, что после проведения выездной проверки НО установили факт вовлечения заявителя в хозяйственную деятельность ООО с целью получения необоснованной налоговой выгоды, и подконтрольности заявителя данному ООО. ИП умышленно искажал свою налоговую отчетность, что послужило причиной отказа в предоставлении дополнительных прав и гарантий. Суд пришел к выводу, что заявитель нарушил баланс публичных и правовых интересов в НЗ, что является основой отказа в удовлетворении требования об излишне уплаченном налоге. В другом Постановлении АС Московского округа от 11.07.2022 г. по делу № А41-70731/2021, рассмотрены вопросы налогообложения ООО "Пушкин". В данном случае было учтено, что в состав расходов по налогу на прибыль общества были включены затраты на выполнение строительных работ, выполненных контрагентами и указанных в актах выполненных работ. Однако, расходы должны были быть учтены исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичным сделкам, так как отсутствовали достоверные документы на выполнение работ, но имелось фактическое их выполнение и отражение дохода от последующей реализации для целей исчисления налога на прибыль. Суд указал на отсутствие доказательств реального выполнения работ налогоплательщиком и факта двойного учета спорных расходов. Тем не менее, НО не учли рыночные цены, применяемые по аналогичным сделкам, при определении реального размера предполагаемой налоговой выгоды и понесенных налогоплательщиком затрат при исчислении налога на прибыль. Таким образом, суд пришел к выводу, что налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду и спорные расходы должны были быть учтены на основе рыночных цен, что НО не сделали. Оба постановления являются примерами судебной практики в области налогообложения. В первом случае суд пришел к выводу, что заявитель нарушил баланс публичных и правовых интересов в налоговом праве, втором случае суд указал на необходимость учета рыночных цен при исчислении налога на прибыль.Оплата, взыскание и возврат налоговПо решению АС МО от 15.07.2022 г. можно сделать следующие выводы: 1. Возможность взыскания денежных средств со счетов налогоплательщика в банке и его электронных средств после истечения срока исполнения обязательства по УН в течение месяцев является правильной позицией НО. Это предоставляет возможность осуществить взыскание налоговых задолженностей без необходимости обращения в суд. 2. Позиция НИ о необходимости совершения указанных действий в -месячный срок не применима в случае закрытия РС по требованию заявителя и возврата инкассового поручения банком. Поскольку НЗ не содержит запретов или ограничений на выставление инкассового поручения на другие счета налогоплательщика, в случае закрытия счета, повторное выставление инкассового поручения на расчетный счет налогоплательщика, на котором есть средства, не противоречит закону. 3. НО не обязаны соблюдать сроки для перенаправления инкассовых поручений, так как НК РФ не устанавливает такие сроки. Единственное требование закона заключается в выставлении инкассовых поручений на другие РС налогоплательщика. Таким образом, решение АС МО подтверждает правомерность возможности взыскания налоговых задолженностей путем списания денежных средств со счетов налогоплательщика и указывает на отсутствие ограничений или запретов на повторное выставление инкассовых поручений на другие счета в случае закрытия РС по требованию налогоплательщика.[9]Налоговый контрольПо данному Постановлению АС МО от 30.06.2022 г. можно сделать следующие выводы: 1. Вопрос о подаче декларации налогоплательщика до истечения налогового периода является спорным, и нижестоящие суды принимали разные позиции по данному вопросу. Одна из позиций НО заключается в том, что налогоплательщик не имеет права подавать декларацию доокончания налогового периода. 2. Законодательство четко определяет, что моментом возникновения обязанности представления НД является окончание налогового периода. Однако заявитель аргументировал, что данное положение устанавливает лишь крайний срок для подачи декларации по НДС, но не определяет начало этого срока. 3. Суд округа пришел к выводу о том, что нижестоящие суды неправильно толкуют положения п. 5 ст. 174 НК РФ, который устанавливает срок, до которого налогоплательщик должен подать НД. Закон не запрещает подачу НД до окончания налогового периода. 4. Подход НО и нижестоящих судов ограничивает предпринимательскую деятельность и инициативу компании, препятствуя ее экономической самостоятельности и возможности претендовать на вычеты по операциям по покупке недвижимости. Таким образом, решение АС МО признает неправомерным формальное ограничение налоговых инспекций и нижестоящих судов в отношении возможности подачи декларации до окончания налогового периода. Это согласуется с принципами экономической самостоятельности предприятий и справедливости, а также с основами правового государства.Борьба с уклонением от уплаты налоговАнализ судебной практики по данному постановлению АС ВВО позволяет сделать следующие выводы: 1. НИ обвиняла ООО "Тракт-Авто" в неправомерном использовании вычетов НДС и включении фиктивных расходов в расчет налога на прибыль. Налогоплательщик же утверждал, что взаимоотношения с контрагентами были реальными и полностью соответствовали требованиям законодательства. 2. Суд пришел к выводу о том, что НИ не смогла достаточно доказать отсутствие реальных хозяйственных взаимоотношений между ООО "Тракт-Авто" и его контрагентами. Суд учел ряд факторов, таких какрегистрация контрагентов как ЮЛ и ИП, наличие налоговой и бухгалтерской отчетности, проведение ФХД, а также взаимоотношения с другими покупателями. 3. ООО "Тракт-Авто" также предоставляло документы, проверяло информацию о контрагентах и неоднократно проверяло их данные в налоговой базе. Кроме того, услуги были оплачены, и при проверке не было выявлено схем "кругового" движения денежных средств и обналичивания средств налогоплательщиком. 4. НИ не смогла доказать наличие взаимосвязи и контроля со стороны НО в действиях контрагентов и ООО "Тракт-Авто". Данное обстоятельство также подтверждает реальный характер взаимоотношений. Таким образом, решение АС ВВО признает неправомерными обвинения НИ и подтверждает реальность и законность хозяйственных взаимоотношений между ООО "Тракт-Авто" и его контрагентами. Данное решение выдерживает принципы справедливости, законности и необходимости достаточного доказательства наличия фиктивности в ФХД.Ответственность за налоговые нарушения1) В Постановлении АС Северного Кавказа от 28.06.2022 по делу № А53-2189/2021 ООО "Рускамень"указывается, что при рассмотрении дела ООО "Рускамень" были учтены обстоятельства, смягчающие ответственность, такие как социальная направленность деятельности организации, создание рабочих мест и индексация заработной платы. В связи с этим, размер штрафа был уменьшен в 2 раза на основании ст.114 НК РФ. 2) В Определении Судебной коллегии экономического суда ВС РФ указывается, что НЗ не предусматривает возможность квалификации поведения налогоплательщика на основе совокупности различных НП со смешением применяемых санкций. Это означает, что при совершении нескольких НП, санкции взыскиваются за каждое правонарушение отдельно, без поглощения более строгой санкции менее строгой. В том же определении отмечается, что привлечение к ответственности по различным статьям НК РФ одновременно не является повторным, если виновные действия налогоплательщика привели к неисполнению различных обязанностей. Например, несоблюдение срока подачи декларации и неуплата налогов по общей системе налогообложения. Это обстоятельство является основанием для привлечения к ответственности по разным статьям НК РФ одновременно. Определение также отмечает, что хотя поведение налогоплательщика может быть обусловлено единым умыслом, это не является основанием для поглощения менее строгой санкции более строгой. Различные статьи НК РФ предусматривают разные характеристики правонарушений и являются отдельными составами правонарушений, поэтому привлечение к ответственности по ним не противоречит основным принципам юридической ответственности. Таким образом, анализ дел позволяет сделать выводы о том, что суды учитывают смягчающие обстоятельства при рассмотрении дел и применяют нормы НЗ для определения размера штрафов и привлечения к ответственности по различным НП. Также суды подтверждают принцип отдельности санкций за каждое НП и отсутствие поглощения более строгой санкции менее строгой.Конец формыЗаключениеНП имеют свою специфику, которая в основном определяется их объектом. Общим объектом НП являются экономические отношения, а специфическим объектом являются права, регулируемые общественными отношениями, связанными с исполнением финансовых обязательств и УН, являются важным аспектом современной экономической системы. Однако, существует ряд проблем и сложностей в квалификации НП. Одна из таких проблем связана с определением сроков окончания НП. Часто возникают трудности в установлении точного момента совершения НП и истечения срока исковой давности. Это может затруднять правосудие и предоставление компетентной защиты НП. Еще одна проблема заключается в определении размеров уголовно наказуемого уклонения от УН. УЗ не всегда ясно указывает стандарты и порядок установления размера уклонения. Это может приводить к ошибочным оценкам и несправедливым судебным решениям. Также стоит отметить проблему сокрытия ДС и имущества, полученного незаконным путем. Вопрос об ответственности за уклонение от УН, если налог был получен незаконными действиями, остается не до конца решенным. Однако, внесенные изменения в УК РФ направлены на ужесточение наказаний за НП и обеспечивают некоторую справедливость в привлечении лиц к ответственности. Кроме того, НП обладают своими криминологическими особенностями. Часто НП являются лицами с высоким уровнем интеллекта и навыков обмана. Они часто выступают в роли организаторов или членов организованных группировок, специализирующихся на налоговых махинациях. Причины НП обычно можно разделить на три группы: экономические, морально-психологические и правовые. Нестабильная экономическая ситуация и финансовые трудности организаций могут стимулировать совершение НП. Недостаток этики исознательности, амбиции и желание личного обогащения также могут способствовать нарушению НЗ. Кроме того, неясность и сложность НЗ, а также уязвимости в системе контроля и наказания, могут быть использованы в преступных целях. В целом, проблемы с квалификацией НП требуют дальнейшего рассмотрения и улучшения законодательства. Понимание причин НП и особенностей ЛП позволяет разрабатывать более эффективные меры по борьбе с ними и совершенствованию НС в целом.В заключение, современные условия цифровизации России требуют модернизации НО. Исследование, проведенное в ВКР, позволило выявить проблемы в НА, связанные с развитиемцифровизации и новыми моделями бизнеса. Важной задачей модернизации является обновление законодательной базы для учета налогообложения электронного бизнеса. Для решения этих проблем предлагается использовать ПО для идентификации сделок и внедрение технологии больших данных с надежной защитой баз данных от несанкционированного доступа. Это требует государственного регулирования применения цифровых технологий. Модернизация НО и применение новых технологий позволят повысить эффективность НА и обеспечить эффективное взаимодействие между НО и бизнесом.Список использованных источников и литературыНормативно-правовые актыКонституция РФ. – М., 1993. – 63 с.// КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ - дата обращения 20.12.2023 г.УК РФ. – М., 2005. – 197 с.УПК РФ. – М., 2005. – 132 с.НК РФ. Часть первая. – М., 2004. – 134 с.О внесении изменений в УК РФ: ФЗ РФ от 8 дек. 2003 г. № 161-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 50. – С. 4848.Об оперативно-розыскной деятельности: ФЗ РФ от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ // СобраниезаконодательстваРФ. – 1995. – № 33. – Ст.3349;1999. – №2. – Ст.233.Вопросы совершенствования государственного управления в РФ: Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 12. – Ст. 1099.Инструкция о порядке проведения проверок организаций и ФЛ при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах: Утверждена Приказом МВД России от 16 марта 2004 г. № 177 // Бюллетень нормативных актов федеральных ОИВ. – 2004. – № 21.Приказ МВД России и МНС России «Об утверждении НПА о порядке взаимодействия о порядке взаимодействия ОВД и НО по предупреждению, выявлению и пресечению НП и преступлений» от 22.01. 2004 г. № 76/АС-3-06/37 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2004. – № 11.Литература1. По делу о проверке конституционности положения ст. 199 УК РФ в связи с жалобами граждан П. Н. Белецкого, Г. А. Никовой, Р. В. Рукавишникова, В. Л. Соколовского и Н. И. Таланова: Постановление КС РФ от 27 мая 2003 г. № 9-П // Российская газета. – 2003. – 3 июня.2. О некоторых вопросах применения судами РФ уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов: Постановление Пленума ВС РФ от 4 июля 1997 г. № 8 // Российская газета. – 1997. – 19 июля.3. О практике назначения судами уголовного наказания: Постановление Пленума ВС РФ от 11 июня 1999 г. № 40 // Российская газета. – 1999. – 7 июля.4. О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем: Постановление Пленума ВС РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 // Бюллетень ВС РФ. – 2005. – № 1.5. О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» понятие «отличной от корыстной иной личной заинтересованности: Постановление Пленума ВС РФ от 30 марта 1990 г. № 4 // Судебная практика по уголовным делам / Сост. Г. А. Есаков. – М., 2005. – С. 71-726.Абанин М. В. Ответственность за преступления в сфере налогообложения: новые изменения в УК РФ // Право и экономика. – 2004. – № 2. – C. 25-34.7.Александров И. В. Налоговые преступления: Криминалистические проблемы расследования. – СПб., 2002. – 247 с.8.Апенышев М. Е. Административно-процессуальная деятельность в сфере налогообложения: Автореф. дис. … канд. юр. наук. – М., 2002. – 24 с.9.Безверхов А. Г. Должностные (служебные) преступления и проступки: Автореф. дис. … канд. юр. наук. – Казань, 1995. – 32 с.10.Волженкин Б. В. Экономические преступления. – СПб., 1999. – 234 с.11.Гаухман Л. Д. Хозяйственные преступления: Учебное пособие. – М., 1995.12.Гаухман Л. Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2003. – 448 с.13.Гильмутдинова Н. С., Ларичев В. Д. Проблемы совершенствования уголовного законодательства за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или ФЛ // Государство и право. – 2001. – № 6. – С. 42-49.14.Гладких С. Н. Вопросы выявления налоговых преступлений // Адвокат. – 2003. – № 11.15.Гладких С. Н. О внесении изменений в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации // Адвокат. – 2004. – № 3.16.Гончаров А. В. Административная ответственность за правонарушения в сфере налогообложения: Автореф. дис. … канд. юр. наук. – М., 2000. – 24 с.18.Дымченко В. И. Правовое значение объекта налогообложения // Известия вузов. Правоведение. – 1998. – № 2. – С. 39-45.19.Звечаровский И. Момент окончания преступлений, связанных с уклонением от уплаты обязательных платежей // Российская юстиция. – 1999. – № 9. – С. 41-42.20.Зрелов А. П. Личность налогового преступника: комплексный анализ // Право и экономика. – 2004. – № 2.21.Ивлиева М. Ф. К понятию налога и объекта налогообложения // Вестник Московского университета. – Сер. 11. Право. – 1997. – № 3. – С. 37-40.22.Карасева М. В. С какого возраста гражданин может быть субъектом налогового правоотношения? // Российская юстиция. – 1996. – № 6. – С. 42-43.23.Козырин А. Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. – М., 1993. – 213 с.24.Козырин А. Н. Уголовно-правовая ответственность за нарушения уголовного законодательства: опыт зарубежных стран // Ваш налоговый адвокат. – М., 1998. – Вып. 1 (3). – С. 131.Юридическая практика и статистика25. Понятие НП, структура, динамика и иные КХ уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организацииURL:https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-nalogovoy-prestupnosti-struktura-dinamika-i-inye-kriminologicheskie-harakteristiki-ukloneniya-ot-uplaty-nalogov-i-ili-sborov-s/viewer- дата обращения: 19.11.2021 г.26.Деятельность правоохранительных органов в сферепротиводействия [Электронный ресурс] //https://e.nalogoved.ru/303408 - дата обращения: 20.11.2021 г.27. Гайрабеков, И. А. Мировой опыт НА налогоплательщиков / И. А. Гайрабеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 89-92.28. База данных коррупционеров [Электронный ресурс] // https://corrypcii.net/fns_sotrudnik_korrupcia_database - дата обращения: 19.11.2021 г.29. Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_216363/ - дата обращения: 11.12.2023 г.30. Майбуров И. А. и др. Налоги в цифровой экономике. Теория и методология: монография для магистрантов, обучающихся по программам направлений «Экономика», «Государственный аудит» и «Финансы и кредит» / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 279 с.31.Обзор судебной практики по налоговым спорам [Электронный ресурс]//https://www.pgplaw.ru/upload/iblock/b11/mldemwxrlcetq0co7aroqxxoe3glnmhn/2022-07-Nalogi_sudebnaya-praktika.pdf- дата обращения 14.12.2023 г.32.Управление и цифровизация: национальное и региональное измерение: Сборник статей национальной научно-практической конференции смеждународным участием. – БГУ, 2021. – 212 с. - [Электронный ресурс] – Режимдоступа: https://brgu.ru/science/publikatsii/sborniki-trudov/ - дата обращения 12.12.2023 г.33. Статья 199 УК РФ в «зеркале» статистике[Электронный ресурс] – Режимдоступа:https://www.advgazeta.ru/mneniya/statya-199-uk-rf-v-zerkale-statistiki/- дата обращения: 19.11.2021г.34. Смирнова, А. Г. Актуальные проблемы, связанные с налоговыми преступлениями / А. Г. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/archive/224/52739/- дата обращения: 21.12.2023 г.
1. Конституция РФ. – М., 1993. – 63 с. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ - дата обращения 20.12.2023 г.
2. УК РФ. – М., 2005. – 197 с.
3. УПК РФ. – М., 2005. – 132 с.
4. НК РФ. Часть первая. – М., 2004. – 134 с.
5. О внесении изменений в УК РФ: ФЗ РФ от 8 дек. 2003 г. № 161-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 50. – С. 4848.
6. Об оперативно-розыскной деятельности: ФЗ РФ от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 33. – Ст. 3349; 1999. – № 2. – Ст. 233.
7. Вопросы совершенствования государственного управления в РФ: Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 12. – Ст. 1099.
8. Инструкция о порядке проведения проверок организаций и ФЛ при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах: Утверждена Приказом МВД России от 16 марта 2004 г. № 177 // Бюллетень нормативных актов федеральных ОИВ. – 2004. – № 21.
9. Приказ МВД России и МНС России «Об утверждении НПА о порядке взаимодействия о порядке взаимодействия ОВД и НО по предупреждению, выявлению и пресечению НП и преступлений» от 22.01. 2004 г. № 76/АС-3-06/37 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2004. – № 11.
Литература
1. По делу о проверке конституционности положения ст. 199 УК РФ в связи с жалобами граждан П. Н. Белецкого, Г. А. Никовой, Р. В. Рукавишникова, В. Л. Соколовского и Н. И. Таланова: Постановление КС РФ от 27 мая 2003 г. № 9-П // Российская газета. – 2003. – 3 июня.
2. О некоторых вопросах применения судами РФ уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов: Постановление Пленума ВС РФ от 4 июля 1997 г. № 8 // Российская газета. – 1997. – 19 июля.
3. О практике назначения судами уголовного наказания: Постановление Пленума ВС РФ от 11 июня 1999 г. № 40 // Российская газета. – 1999. – 7 июля.
4. О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем: Постановление Пленума ВС РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 // Бюллетень ВС РФ. – 2005. – № 1.
5. О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» понятие «отличной от корыстной иной личной заинтересованности: Постановление Пленума ВС РФ от 30 марта 1990 г. № 4 // Судебная практика по уголовным делам / Сост. Г. А. Есаков. – М., 2005. – С. 71-72
6. Абанин М. В. Ответственность за преступления в сфере налогообложения: новые изменения в УК РФ // Право и экономика. – 2004. – № 2. – C. 25-34.
7. Александров И. В. Налоговые преступления: Криминалистические проблемы расследования. – СПб., 2002. – 247 с.
8. Апенышев М. Е. Административно-процессуальная деятельность в сфере налогообложения: Автореф. дис. … канд. юр. наук. – М., 2002. – 24 с.
9. Безверхов А. Г. Должностные (служебные) преступления и проступки: Автореф. дис. … канд. юр. наук. – Казань, 1995. – 32 с.
10. Волженкин Б. В. Экономические преступления. – СПб., 1999. – 234 с.
11. Гаухман Л. Д. Хозяйственные преступления: Учебное пособие. – М., 1995.
12.Гаухман Л. Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2003. – 448 с.
13. Гильмутдинова Н. С., Ларичев В. Д. Проблемы совершенствования уголовного законодательства за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или ФЛ // Государство и право. – 2001. – № 6. – С. 42-49.
14.Гладких С. Н. Вопросы выявления налоговых преступлений // Адвокат. – 2003. – № 11.
15. Гладких С. Н. О внесении изменений в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации // Адвокат. – 2004. – № 3.
16. Гончаров А. В. Административная ответственность за правонарушения в сфере налогообложения: Автореф. дис. … канд. юр. наук. – М., 2000. – 24 с.
18.Дымченко В. И. Правовое значение объекта налогообложения // Известия вузов. Правоведение. – 1998. – № 2. – С. 39-45.
19. Звечаровский И. Момент окончания преступлений, связанных с уклонением от уплаты обязательных платежей // Российская юстиция. – 1999. – № 9. – С. 41-42.
20.Зрелов А. П. Личность налогового преступника: комплексный анализ // Право и экономика. – 2004. – № 2.
21.Ивлиева М. Ф. К понятию налога и объекта налогообложения // Вестник Московского университета. – Сер. 11. Право. – 1997. – № 3. – С. 37-40.
22. Карасева М. В. С какого возраста гражданин может быть субъектом налогового правоотношения? // Российская юстиция. – 1996. – № 6. – С. 42-43.
23. Козырин А. Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. – М., 1993. – 213 с.
24. Козырин А. Н. Уголовно-правовая ответственность за нарушения уголовного законодательства: опыт зарубежных стран // Ваш налоговый адвокат. – М., 1998. – Вып. 1 (3). – С. 131.
Юридическая практика и статистика
25. Понятие НП, структура, динамика и иные КХ уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-nalogovoy-prestupnosti-struktura-dinamika-i-inye-kriminologicheskie-harakteristiki-ukloneniya-ot-uplaty-nalogov-i-ili-sborov-s/viewer - дата обращения: 19.11.2021 г.
26. Деятельность правоохранительных органов в сфере противодействия [Электронный ресурс] // https://e.nalogoved.ru/303408 - дата обращения: 20.11.2021 г.
27. Гайрабеков, И. А. Мировой опыт НА налогоплательщиков / И. А. Гайрабеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 89-92.
28. База данных коррупционеров [Электронный ресурс] // https://corrypcii.net/fns_sotrudnik_korrupcia_database - дата обращения: 19.11.2021 г.
29. Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_216363/ - дата обращения: 11.12.2023 г.
30. Майбуров И. А. и др. Налоги в цифровой экономике. Теория и методология: монография для магистрантов, обучающихся по программам направлений «Экономика», «Государственный аудит» и «Финансы и кредит» / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 279 с.
31. Обзор судебной практики по налоговым спорам [Электронный ресурс]//https://www.pgplaw.ru/upload/iblock/b11/mldemwxrlcetq0co7aroqxxoe3glnmhn/2022-07-Nalogi_sudebnaya-praktika.pdf - дата обращения 14.12.2023 г.
32. Управление и цифровизация: национальное и региональное измерение: Сборник статей национальной научно-практической конференции с международным участием. – БГУ, 2021. – 212 с. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://brgu.ru/science/publikatsii/sborniki-trudov/ - дата обращения 12.12.2023 г.
33. Статья 199 УК РФ в «зеркале» статистике [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.advgazeta.ru/mneniya/statya-199-uk-rf-v-zerkale-statistiki/ - дата обращения: 19.11.2021г.
34. Смирнова, А. Г. Актуальные проблемы, связанные с налоговыми преступлениями / А. Г. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/archive/224/52739/ - дата обращения: 21.12.2023 г.