Анализ психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 41 41 страница
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 21.02.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 6
1.1 Клиническая типология и психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 6
1.2 Психолого-педагогические технологии психического развития детей дошкольного возраста с ОНР 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 18
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 19
2.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 19
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 27
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Фрагмент для ознакомления

Такой вывод мы сделали на основании того, что из двенадцати детей без речевых нарушений на ступеньку «самые хорошие дети» поставили себя пять человек, когда как из двенадцати детей с речевыми нарушениями на эту ступеньку себя поставил только один ребёнок. Ступеньки 5-6 характеризуют детей как («плохие» и «очень плохие дети»). На них из детей без речевых нарушений себя не поставил не один ребёнок, из группы детей с речевыми нарушениями на эти ступеньки себя поставили шесть человек. Следовательно, можно говорить о том, что у данной группы детей имеется отрицательное отношение к себе, отмечается неуверенность в собственных силах, они думают, что не смогут справиться даже с самым лёгким заданием. Таким образом, отмечаются качественные различия в уровне самооценки у детей без речевых нарушений и с речевыми нарушениями. При ответе на второй вопрос «На какую ступеньку тебя поставят твои папа и мама?» все дети без речевых нарушений поставили себя на самые высокие ступеньки. Это свидетельствует о том, что у них доброжелательные и доверительные отношения с родителями. Также у детей отмечается благоприятное отношение к требованиям родителей, а также чувство защищённости с их стороны. При выборе у детей с речевыми нарушениями не было отмечено самых нижней ступени, но и не присутствовали самые высокие ступени. По мнению этих детей, родители поставили бы их на 3 – 5 ступени («плохие» и «хорошие дети»). Это говорит о том, что отношения с родителями у этих детей не очень благоприятны, дети не находят поддержки у родителей, со стороны родителей по отношению к детям могут предъявляться завышенные требования. Таким образом, можно отметить качественные отличия в структуре отношений «родители – дети» у детей без речевых нарушений и детей с речевыми нарушениями. При анализе третьего выбора «на какую ступеньку тебя поставит твой воспитатель?» у детей без речевых нарушений так же отмечался высокий уровень самооценки. По мнению детей, воспитатель поставит их на ступеньку в диапазоне от 2 до 3 («хорошие» и «очень хорошие дети»). Это признак благополучия, как в структуре личности ребёнка, так и в его отношениях со значимыми взрослыми. По мнению детей с речевыми нарушениями, воспитатель поставит их на ступеньки 5 – 6 («плохие» и «очень плохие дети»). Это свидетельствует о заниженной самооценке и неуверенности в собственных силах. Таким образом, во всех трёх выборах у детей с речевыми нарушениями отмечается заниженный уровень самооценки по сравнению с детьми без речевых нарушений. В результате исследования были получены следующие результаты: - низкая самооценка выявлена у 6 детей с ОНР (50 % от общего числа испытуемых). Это говорит о том, что для детей характерны тревожность, неуверенность в себе, отмечаются проблемы, связанные с эмоциональной 49 сферой. У детей, не имеющих речевые нарушения, низкой самооценки не отмечается. - адекватная самооценка отмечена у 5 детей с ОНР (42 %) и 7 детей группы сравнительного анализа (58%). Обладатели данной самооценки на психологическом уровне чувствуют себя хорошо, могут верно оценить своё поведение. - завышенная самооценка была выявлена у одного ребёнка с ОНР (8 %) и у 5 детей с нормой (42 %). Такая самооценка для дошкольников является нормальной. Такие дети характеризуются психологическим благополучием, положительным отношением к себе. Но бывает, что у детей, имеющих завышенную самооценку, отмечаются сложности в процессе общения с другими, на замечания взрослых могут реагировать болезненно. Анализ результатов данного обследования представлены на рисунке 1 и рисунке 2.Рисунок 1 – Самооценка дошкольников с ОНРРисунок 2 – Самооценка дошкольников ГСАПри анализе отрицательного эмоционального выбора в ситуациях, изображённых на рисунках, было отмечено следующее: - рис. 4 (Одевание) – у 12 детей без речевых нарушений он отсутствует, в то врем как из 12 детей с нарушением речи его выбрали 5 детей; - рис.6 (Укладывание спать в одиночестве) – здесь из 12 детей без речевых нарушений его выбрали 3 детей и 6 детей из 12 детей с нарушением речи; - рис.14 (Еда в одиночестве) – из 12 детей без речевых нарушений не один ребёнок не сделал отрицательный эмоциональный выбор, а из 12 детей с нарушением речи его выбрали 7 детей. 51 Из этого следует, что, делая отрицательный эмоциональный выбор в данных ситуациях, у этих детей отмечен высокий индекс тревожности. При анализе таких ситуаций, в которых дети отдают предпочтение отрицательному эмоциональному выбору, как: - рис.2 (Ребенок и мать с младенцем) – из 12 детей без речевых нарушений сделали такой выбор 3 детей, а из 12 детей с нарушением речи его выбрали 7 детей; - рис.11 (Уборка игрушек) - из 12 детей без речевых нарушений отрицательный эмоциональный выбор сделал только 1 ребёнок, в то время как из 12 детей с нарушением речи такой выбор сделали 9 человек. Данные ситуации говорят нам о том, что дети, сделав отрицательный эмоциональный выбор в них обладают высоким или средним индексом тревожности. Таким образом, на основании выбора детей, можно сделать вывод о том, что уровень тревожности детей без речевых нарушений и с речевыми нарушениями будет отличаться. Тест тревожности нам показал, что 6 детей с ОНР (50 %) характеризуются высоким индексом тревожности, так как у детей с нормой он не выявлен. Средний индекс тревожности – 6 детей с ОНР (50 %) и 8 детей с нормой (67 %). Низкий индекс тревожности отмечен только у детей с нормой (33 %). На основании полученных данных, можно сделать такой вывод, что у детей с ОНР индекс тревожности – высокий и средний, а у детей с нормальным речевым развитием – преобладает средний, а также отмечается низкий ИТ. Анализ результатов данного обследования представлен на рисунке 3 и рисунке 4.Рисунок 3 – Индекс тревожности дошкольников с ОНРРисунок 4 – Индекс тревожности дошкольников ГСААнализ результатов методики «Маски». Благодаря методике «Маски» было выявлено эмоциональное благополучие ребёнка в группе, а также определено доминирование и подчинение в экспериментальной группе и группе сравнительного анализа. Отвечая на первый вопрос «Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы?» из 12 детей группы сравнительного анализа (ГСА) 11 детей выбрали первую маску с улыбкой и «добрыми» бровями, что горит о эмоциональном благополучии их в группе, в то время как из 12 детей с нарушением речи выбрали такую маску 7 человек. Это достаточно хороший показатель, значит дети чувствуют себя комфортно среди сверстников, но также есть и те, которые не удовлетворены своим статусом в группе. При анализе выбора детей маски доминирования, из 12 детей ГСА только 1 ребёнок выбрал маску доминирования, а из 12 детей, имеющих речевые нарушения, выбрали маску доминирования 3 человека. Это говорит о том, что дети, выбрав данную маску, хотят занять доминирующую позицию в группе, и это в большинстве случаев не просто так, значит эти дети скорее всего не удовлетворены своим статусным местом в группе. Они не хотят просто общаться со сверстниками, им легче прекратить общение с ними, чем подчиняться. При анализе выбора детей маски подчинения, из 12 детей группы сравнительного анализа 11 детей выбрали маску подчинения, а из 12 детей с общим недоразвитием речи выбрали маску подчинения 9 человек. Скорее всего из данной группы детей с речевыми нарушениями, значительная их часть, делая при ответе на вопросы, выбор данной маски, не удовлетворены именно своей отверженностью и готовы к общению в любой форме. Эти дети с готовностью примут любую помощь взрослого, в то время как дети первой группы, которые выбирают маску доминирования, к такой помощи относятся настороженно, часто предпочитая пробиваться сами. При анализе результатов, которые представлены на рисунке 5 и рисунке 6, можно сделать такой вывод, что большинство детей ГСА довольны своим статусом в группе, а дети с ОНР испытывают трудности при нахождении в группе, то есть они не довольны своим статусом, следовательно, их эмоциональное благополучие в группе находится на низком уровне.Рисунок 5 – Эмоциональное благополучие дошкольников с ОНРРисунок 6 – Эмоциональное благополучие дошкольников ГСАВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕДля эксперимента были отобраны две группы детей дошкольного возраста. В состав экспериментальной группы вошли 12 детей в возрасте 5-6 лет с ОНР III уровнем речевого развития. В состав группы сравнительного анализа вошли так же 12 человек, дети в возрасте 5-6 лет. Это дети с нормальным уровнем интеллектуального и речевого развития. В ходе эмпирического исследования, проведенного на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 281», посредством комплекса диагностических методик: «Лесенка» (В.Г. Щур), «Тест тревожности» (Р.Тэммл, М. Дорки и В. Амен), «Маски» (Т. Д. Марцинковская) были изучены особенности эмоционально- 56 личностного развития детей дошкольного возраста с ОНР по таким направлениям: - определение характера межличностных отношений, благополучие ребёнка в группе, а также определение статуса. - наличие у ребенка тревожности по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.; - определение уровня самооценки ребёнка, а также его представлений об отношении к нему других людей, степени осознанности этого отношения. По всем обозначенным направлениям исследуемые дети показали преимущественно результаты среднего и низкого уровня, что указывает на необходимость организации и проведения коррекционно-развивающей работы по эмоционально-личностному развитию дошкольников с ОНР.ЗАКЛЮЧЕНИЕПри возникновении проблем, связанных с речью, разной степени сложности, можно наблюдать как у детей изменяется характер коммуникации, появляется задержка в эмоциональном и социальном развитии, что отрицательно сказывается на формировании личности в целом, на характере взаимоотношений ребёнка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Общее недоразвитие речи, которое оказывает значительное воздействие на формирование у детей одной из самых важных их сфер - эмоционально-личностной. В результате проведенного выше исследования и анализа особенностей развития речи у дошкольников с ОНР можно сделать вывод, что у данной группы детей наблюдаются задержки и нарушения в формировании высших психических функций из-за трудностей формирования речи. Это объясняется тем, что неполноценная речевая деятельность влияют на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.Дети, имеющие речевые нарушения, обладают таким же эмоциями, как и те, у которых нет таких нарушений. Однако эмоциональное восприятие окружающего мира у детей с речевыми дефектами нарушается. Расстройство в речи детьми понимается как главное своё отличие от нормально говорящих сверстников, из-за которого они сильно переживают, им свойственна фиксированность на нём. Всё это влияет на самооценку ребёнка, которая становится заниженной, тем самым это сказывается на речевой активности ребёнка, а также на его взаимоотношении с родителями, другими детьми и окружающими. Дефект речи и переживания по его поводу становятся главными триггерами, из-за которых возникают тяжёлые эмоциональные состояния у таких детей, образуя сложный симбиоз. Очень важно понимать взаимосвязь речевой патологии и особенностей психического развития в целом, видеть не только речевое расстройство, а прежде всего личность человека, имеющего коммуникативные проблемы. Тем самым, коррекционная работа с детьми станет более эффективнее. Цель констатирующего этапа исследования состояла определении и раскрытии особенностей эмоционально-личностного развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Эксперимент проводился на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 281». Для эксперимента были отобраны две группы детей дошкольного возраста. В состав экспериментальной группы вошли 12 детей в возрасте 5-6 лет с ОНР III уровнем речевого развития. В состав группы сравнительного анализа вошли так же 12 человек, дети в возрасте 5-6 лет. Это дети с нормальным уровнем интеллектуального и речевого развития. Для определения особенностей эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста мы использовали следующие методики: 1. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур). 2. Методика «Тест тревожности» (Р.Тэммл, М. Дорки и В. Амен). 3. Методика «Маски» (Т. Д. Марцинковская). По результатам констатирующего исследования выявлены особенности состояния эмоционально-личностной сферы у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Низкая самооценка выявлена у 6 детей с ОНР (50 % от общего числа испытуемых). Это говорит о том, что для детей характерны тревожность, неуверенность в себе, отмечаются проблемы, связанные с эмоциональной сферой. У детей, не имеющих речевые нарушения, низкой самооценки не отмечается; адекватная самооценка отмечена у 5 детей с ОНР (42 %) и 7 детей группы сравнительного анализа (58%). Обладатели данной самооценки на психологическом уровне чувствуют себя хорошо, могут верно оценить своё поведение; завышенная самооценка была выявлена у одного ребёнка с ОНР (8 %) и у 5 детей с нормой (42 %). Такая самооценка для дошкольников является нормальной. Такие дети характеризуются психологическим благополучием, положительным отношением к себе. Но бывает, что у детей, имеющих завышенную самооценку, отмечаются сложности в процессе общения с другими, на замечания взрослых могут реагировать болезненно. Тест тревожности показал, что 6 детей с ОНР (50 %) характеризуются высоким индексом тревожности, так как у детей с нормой он не выявлен; средний индекс тревожности – 6 детей с ОНР (50 %) и 8 детей с нормой (67 %); низкий индекс тревожности отмечен только у детей с нормой (33 %). Следовательно, у детей с ОНР индекс тревожности – высокий и средний, а у детей с нормальным речевым развитием – преобладает средний, а также отмечается низкий ИТ. Большинство детей ГСА довольны своим статусом в группе, а дети с ОНР испытывают трудности при нахождении в группе, то есть они не довольны своим статусом, их эмоциональное благополучие в группе находится на низком уровне. На основании изучения теоретических аспектов и особенностей эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР, можно сформулировать следующие выводы: 1) Эмоционально-личностная сфера у детей дошкольного возраста с ОНР является и психофизической, и психосоциальной проблемой. 2) Указанные особенности развития детей с ОНР требуют коррекции, направленной как на устранение речевых нарушений, так и на создание у ребёнка эмоционального благополучия. 3) В процессе специально организованной деятельности на логопедических занятиях следует использовать разные виды заданий, упражнений и игр, направленных на развитие эмоционально-личностной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР. 4) Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАзова О.И. Методы реабилитации детей с речевыми, эмоциональными и поведенческими нарушениями / О.И. Азова // Логопед. – 2018. – № 8. – С. 20-30Алметова К.В. Отклонения в развитии эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / К. В. Алметова // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 16-2. – С. 16-18.Буянова, А.Ю. Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи / А. Ю. Буянова, Т. И. Зимукова, З. Н. Пименова, А. В. Назарова. Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). – Краснодар: Новация. – 2015. – С. 43-46.Выготский, Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 49 с.Жукова Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2016. – 320 c.Карпова Ю.Н. Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с заиканием / Ю. Н. Карпова // Вопросы педагогики. – 2022. – № 4-2. – С. 119-123.Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления: учебное пособие / В. А. Ковшиков. – Санкт-Петербург: КАРО, 2018. – 304 с.Лалаева, Р.И, Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб.: Союз, 2001. – 218 с.Левина, Р.Е. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова; под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 2007. – 165 с.Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ДОС, 2012. – 680 с.Марьян О.В. Логопедическая работа по формированию эмоциональных состояний дошкольников 3-4 лет с ОНР / О.В. Марьян // Логопед. – 2020. – № 6. – С. 28-31Орлова , О.С., Эстрова П.А. Инновационные технологии в комплексной реабилитации лиц с нарушениями голоса и речи // Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Е.Г. Речицкой, В.В. Линькова. – 2018. – С. 126-130.Панкова, О.М. Особенности развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с нарушениями речи / О.М. Панкова; науч. рук. Б.М. Коган // Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии: [тез. II Всерос. студен. науч.-практ. конф., 6 дек. 2016 г.] / [сост. Е.Н. Фанина]. – М., 2017. – С. 29-31. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N1155. Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/#ixzz40uN5bSc8Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 2009. – 187 с.Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. Пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р.Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.

1.Азова О.И. Методы реабилитации детей с речевыми, эмоциональными и поведенческими нарушениями / О.И. Азова // Логопед. – 2018. – № 8. – С. 20-30
2.Алметова К.В. Отклонения в развитии эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / К. В. Алметова // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 16-2. – С. 16-18.
3.Буянова, А.Ю. Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи / А. Ю. Буянова, Т. И. Зимукова, З. Н. Пименова, А. В. Назарова. Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). – Краснодар: Новация. – 2015. – С. 43-46.
4.Выготский, Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
5.Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 49 с.
6.Жукова Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2016. – 320 c.
7.Карпова Ю.Н. Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с заиканием / Ю. Н. Карпова // Вопросы педагогики. – 2022. – № 4-2. – С. 119-123.
8.Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления: учебное пособие / В. А. Ковшиков. – Санкт-Петербург: КАРО, 2018. – 304 с.
9.Лалаева, Р.И, Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб.: Союз, 2001. – 218 с.
10.Левина, Р.Е. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова; под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 2007. – 165 с.
11.Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ДОС, 2012. – 680 с.
12.Марьян О.В. Логопедическая работа по формированию эмоциональных состояний дошкольников 3-4 лет с ОНР / О.В. Марьян // Логопед. – 2020. – № 6. – С. 28-31
13.Орлова , О.С., Эстрова П.А. Инновационные технологии в комплексной реабилитации лиц с нарушениями голоса и речи // Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Е.Г. Речицкой, В.В. Линькова. – 2018. – С. 126-130.
14.Панкова, О.М. Особенности развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с нарушениями речи / О.М. Панкова; науч. рук. Б.М. Коган // Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии: [тез. II Всерос. студен. науч.-практ. конф., 6 дек. 2016 г.] / [сост. Е.Н. Фанина]. – М., 2017. – С. 29-31
15.. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N1155. Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/#ixzz40uN5bSc8
16.Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 2009. – 187 с.
17.Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. Пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р.Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с.
18.Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.