Рождение истины как рождение ребенка. Майевтика Сократа.
Заказать уникальный реферат- 10 10 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 22.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Основная часть 4
Заключение 9
Список использованной литературы 10
Знание же - знание подлинное - оказывается истиной самого бытия: к нему можно лишь приобщиться или не приобщиться. Определенность знания прямо указывает на то, что всякое знание имеет предел, обусловленный как пределами самого бытия, так и ограниченными возможностями человеческой способности постижения - об этом чуть позже подробно напишет Платон. Поэтому и знание, доступное человеку, состоит, главным образом, в определении его границ, в четком и ясном опознании его как знания во многом мнимого - т.е. незнания.Сократ не просто начинает с незнания, напротив, начинает он именно со знания и доискивается каждый раз до скрытого в нем незнания.Согласно справедливому замечанию Плутарха, Сократ каждое место рассматривал как источник знания, поскольку весь мир – это есть школа благодетельности. Согласно позиции Сократа, человек имеет богатое внутреннее содержание, а значит, важность имеет активное самопознание. Мудрец Сократ говорил, что «глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя и думать, что знаешь то, чего ты не знаешь».ЗаключениеТаким образом, в данном реферате были рассмотрены основные проблемы философии познания Сократа и метода майевтики. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Философская система Сократа выступает в качестве поистине бесценного вклада в мировую философскую мысль. Сократ разработал, в частности, первое подлинно этическое учение в философии античности. Именно по этой причине Сократа определяют как основателя этики. Благодаря Сократу в философии совершился антропологический поворот. Как и софисты, Сократ считал, что не натурфилософская, а эпистемологическая и этико-политическая проблематика должна быть в центре. Тут нужно сказать о стремлении Сократа к тому, чтобы проводить эпистемологический анализ понятий через диалектический диалог – метод майевтики. Через метод майевтикиСократ опровергает гносеологический скептицизм, присущий софистам. Метод, предложенный Сократом, который условно определяется как майевтика или метод «ученого незнания», оказал значительное влияние на развитие европейской гносеологии. Метод майевтики получил высокую оценку философов разных эпох. Очень точно значение философии Сократа и метода Сократа определил Х. Гадамер. Следует согласиться с Х.-Г. Гадамером в его отождествлении образа Сократа с классическим образом философа в целом, философом, который стремился постичь истину, но, тем не менее, не достигает ее полной мере. Образ Сократа вечен, Сократ был тем человеком, который выдвигает незнающее то, что для обычного человека выступает как непреложная истина.Сократ раскрывает сам смысл фундаментального вопрошания в философии. Список использованной литературыГадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с.Герич А.А. Софисты и Сократ. Открытие человека.// URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sofisty-i-sokrat-otkrytie-cheloveka?ysclid=lc63avbn6d929662902 (Дата обращения 21.01.2024)Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993. – 379 с.Макеева Е. А., Кондрашова К. Э., Литвинова М. А. Гносеологические и воспитательные основания метода Сократа // Молодой ученый. 2016. №17. С. 566-568. Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996. 432 с. Платон. Апология Сократа. // URL: ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1450010000 (дата обращения 21.01.2024)Рикер П. История и истина. СПб.: Алетейя, 2002. 400 с. Цицерон Марк Туллий. Учение академиков. М.: Индрик, 2004. 320 с.
2.Герич А.А. Софисты и Сократ. Открытие человека.// URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sofisty-i-sokrat-otkrytie-cheloveka?ysclid=lc63avbn6d929662902 (Дата обращения 21.01.2024)
3.Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993. – 379 с.
4.Макеева Е. А., Кондрашова К. Э., Литвинова М. А. Гносеологические и воспитательные основания метода Сократа // Молодой ученый. 2016. №17. С. 566-568.
5.Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996. 432 с.
6.Платон. Апология Сократа. // URL: ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1450010000 (дата обращения 21.01.2024)
7.Рикер П. История и истина. СПб.: Алетейя, 2002. 400 с.
8.Цицерон Марк Туллий. Учение академиков. М.: Индрик, 2004. 320 с.