Психологическая диагностика учебной мотивации старшеклассников
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 23.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты психологической диагностики учебной мотивации старшеклассников 6
1.1. Понятие учебной мотивации 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика мотивационной сферы старшеклассников в части учебной деятельности 12
Глава 2. Практические особенности диагностики учебной мотивации старшеклассников 16
2.1. Методы, особенности организации исследования 16
2.2. Оценка уровня и характера учебной мотивации старшеклассников 20
Заключение 29
Библиографический список 31
Экстернальная мотивация в среднем составила 11,83±1,48 баллов из 20.Показатель 10 и менее был у 8 испытуемых (67%), показатель более 10 – у 2 испытуемых (17%). Это позволяет говорить, что только 17% испытуемых мотивация определяется необходимостью для учащегося следовать требованиям, диктуемым социумом: он учится, чтобы избежать возможных проблем, при этом потребность в автономии максимально фрустрируется.Амотивация в среднем составила 10,33±2,06 баллов из 20. Показатель 10 и менее был у 8 испытуемых (67%), показатель более 10 – у 2 испытуемых (17%). Это позволяет говорить, что 17% испытуемых отличалось отсутствием интереса и ощущения осмысленности учебной деятельности.Таким образом, испытуемые чаще всего имели высокие показатели мотивации. Сниженные показатели отмечаются у 2-3 подростков. Экстернальное мотивация и амотивация также отмечается у 2-3 подростков.Мотивация по методике диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой в среднем составила 10,75±0,74 балла. Распределение опрошенных по внешней и внутренней мотивации представлена на рисунке 4.Как видно из рисунка, внешняя мотивация отмечается у 33% испытуемых (4 человека), внутренняя – у 67% испытуемых (8 человек).Рисунок 4 – Распределение опрошенных по внешней и внутренней мотивацииРаспределение подростков по уровню внутренней мотивации представлен на рисунке 5.Можно заключить, что низкий уровень не был зафиксирован, средний уровень был у 92% подростков (11 человек), высокий – только у 8% подростков (1 человек).Рисунок 5 – Распределение опрошенных по уровню внутренней мотивацииПоказатели мотивации по методике А.Д. Андреева в модификации А.М. Прихожан представлены в таблице 2.Как показано на рисунке гнев был высоким у всех испытуемых (100%, 12 человек).Тревожность была низкой у 17% испытуемых (2 человека), средней – у 50% испытуемых (6 человек), высокой – у 33% испытуемых (4 человека).Мотивация достижений низкой не был ни у одного из испытуемых, средней – у 17% испытуемых (2 человека), высокой – у 83% испытуемых (10 человек).Познавательная активность низкой не был ни у одного из испытуемых, средней – у 33% испытуемых (4 человека), высокой – у 67% испытуемых (8 человек).Таблица 2 – Показатели мотивации по методике А.Д. Андреева в модификации А.М. Прихожан№ШкалаПознавательная активностьМотивация достиженияТревожностьГневСуммарный балл122264435-31245422030373454120323444241183134526274537-2964639203233719214336-3984641212937943411828381023184435-38114541193235124741203137Средний показатель37,42±3,2334,92±2,6327,67±3,4932,33±0,8212,33±9,97Уровень показателей можно видеть на рисунке 6.Рисунок 6 – Распределение опрошенных по уровню показателей по методике А.Д. Андреева в модификации А.М. ПрихожанРаспределение опрошенных по мотивации представлено на рисунке 7.Рисунок 7 – Распределение опрошенных по уровню мотивацииАнализ рисунка позволяет говорить о том, что резко отрицательное отношение к учению было у 33% опрошенных (4 человека), продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу было у 67% испытуемых (8 человек).Таким образом, мы определили, что в целом обучающиеся старших классов имеют средний уровень мотивации. Однако есть несколько обучающихся (2-3 человека в зависимости от теста), которые не отличаются мотивированностью в обучении. Учебная мотивация старшеклассников является важной темой для обсуждения, поскольку в этом возрасте студенты уже сталкиваются с множеством вызовов и разнообразных обязанностей. Многие из них сталкиваются с недостатком мотивации и трудностями при достижении успеха в учебе. Однако существуют определенные стратегии, которые могут помочь старшеклассникам выявить свои цели и научиться направлять свою энергию и усилия на их достижение. Первым шагом для стимуляции учебной мотивации старшеклассников является помощь им определить свои конкретные цели и стремления в учебе. Это может быть осознание того, что учеба является необходимой составляющей их будущего успеха, или осознание своих личных интересов и увлечений, которыми можно заниматься через учебу. Ученики должны понять, что их учебные достижения могут иметь долгосрочный положительный эффект на их карьеру и личное развитие. Важно предоставить старшеклассникам возможность наблюдать примеры успешных людей в их области интересов. Великие ученые, писатели, художники или предприниматели могут служить как вдохновение и мотивация для учащихся, поскольку они демонстрируют, что усилия и преодоление трудностей в учебе приводят к кардинальному успеху. Показ примеров людей, чьи достижения вдохновляют, может помочь старшеклассникам придать мотивацию и взглянуть на свои учебные задачи с новой перспективы.Для поддержания учебной мотивации старшеклассников также важно создать положительную и поддерживающую учебную среду. Учителя и родители должны работать вместе, чтобы поощрять учение и достижения старшеклассников. Похвала и поддержка, даже в малых достижениях, могут иметь большое значение для поддержания мотивации учащихся.Другой важный аспект в поддержке учебной мотивации старшеклассников – это предоставление им возможности выбора и автономии в учебе. Ученикам следует дать волю выбирать задания или проекты, которые соответствуют их интересам и способностям. Это поможет им ощутить контроль над своим обучением и развить свою страсть и собственный подход к учебе.ЗаключениеПолученные сведения позволяют сделать следующие выводы:Мотивация представляет собой систему внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы, формы этой деятельности, придают ей направленность, ориентированную на достижение той или иной цели. Мотивационная сфера является ядром личности. Мотивация имеет функции побуждения, направления деятельности, смолообразования, становится ведущим звеном в структуре поведения человека. В свою очередь учебная мотивация представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к учебной деятельностиОдним из важным с точки зрения педагогики видов мотивации становится учебная мотивация, которая особенно важна в старшем школьном возрасте. Дети в старшем школьном возрасте являются подростками. Учебная мотивация подростков все больше переходит их внешней во внутреннюю. Если внутренняя мотивация не формируется, то падает успеваемость, желание проявлять себя в учении. Очень важно в этот период развития ребенка заинтересовать его в обучении, научить его получать знания, умения и навыки.Для диагностики мотивации применяется ряд методик. Мы отобрали такие методики как Шкала академической мотивации (ШАМ) Т.О. Гордеевой, О.А. Сычевой, Е.Н. Осина, Методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой, Методика диагностики мотивации учения и эмоциональное отношение к учению А.Д. Андреева в модификации А.М. Прихожан.В результате применения указанных методик было выявлено, что в целом обучающиеся старших классов имеют средний уровень мотивации. Однако есть несколько обучающихся (2-3 человека в зависимости от теста), которые не отличаются мотивированностью в обучении.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.Библиографический списокАндрющенко, Т.Ю. Возрастная психология и возрастные кризисы: кризис развития ребенка семи лет: учебное пособие для вузов / Т.Ю. Андрющенко, Г.М. Шашлова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 103 с. – ISBN 978-5-534-13134-5.Бережковская, Е.Л. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений / Е.Л. Бережковская. – М.: Юрайт, 2022. – 356 с. – ISBN 978-5-534-14308-9.Беркович, Л.С. Мотивация: от теории к практике / Л.С. Беркович, Т.В. Копылова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2003. – № 2. – С. 15-20.Бичерова, Е.Н. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам / Е.Н. Бичерова, Е.М. Фещенко // Российский психологический журнал – 2016. – Т.13. – №4. – С.117-136.Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2000. – 1536 с. – ISBN 5-7711-0015-3.Быков, С.В. Проблема значения мотива и мотивации в психолого-криминологическом аспекте / С.В. Быков // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2008. – № 1. – С. 19-28.Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б.А. Сосновский и др.; под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 359 с. – ISBN 978-5-9916-9795-8.Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б.А. Сосновский и др.; под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 359 с. – ISBN 978-5-9916-9795-8.Гордеева Т. О. Опросник «Шкалы академической мотивации» / Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин // Психологический журнал, 2014. – Т. 35. – № 4. – С. 98-109.Дубовицкая Т.Д. Методика диагностика направленности учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование, 2002. – № 2. – С. 42-46.Ефимова, Н.С. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие / Н.С. Ефимова, Н.В. Плаксина, Е.С. Ефимова. – М.: РХТУ им. Д.И. Медведева, 2019. – 148 с. – ISBN 978-5-7237-1663-6.Журавлева, Т.Л. Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости обучающихся образовательной организации МВД России / Т.Л. Журавлева, А.С. Афанасьева // Национальная ассоциация ученых. – 2021. – №64-1. – С.24-27. Иванников, В.А. Психология: учебник для СПО / В.А. Иванников. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 480 с. – ISBN 978-5-9916-5915-4.Ильясова, К.Х. Мотивация в структуре лиичности / К.Х. Ильясова, Х.М. Бексултановна // Economics. – 2016. – № 12 (21). – С. 12-13.Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с. – ISBN 5-241-00477-4.Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2016. – 583 с. – ISBN 978-5-459-01579-9.Мирошниченко, Ю.В. Особенности мотивации старшеклассников к изучению непрофильных предметов / Ю.В. Мирошниченко // Обучение иностранному языку: современность и перспективы. Сборник научных статей региональной научно-методической конференции. – 2019. – С. 269-275. Мухина Д.В. Исследование мотивации учения старшеклассников / Д.В. Мухина // Гуманитарный трактат. – 2020. – № 82. – С. 26-28.Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений / В.С. Мухина. – 17-е изд., стер. – М.: Академия, 2019. – 655 с. – ISBN 978-5-4468-7869-7.Никулина, И.В. Исследование уровня сформированности мотивации учебной деятельности обучающихся / И.В. Никулина, А.Э. Снежкова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, философия. – 2019. – Т.25. – №3. – С.89-94. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для среднего профессионального образования / Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 460 с. – ISBN 978-5-534-18497-6.Общая психология: учебник / под общ.ред. проф. Л.В. Карпова. – М.: Гардарика, 2005. – 232 с. – ISBN 5-8297-0111-1.Педагогический словарь: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с. – ISBN 978-5-7695-4652-5.Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А.М. Прихожан. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 56 с. – ISBN 978-5-89774-998-0.Сосновский, Б.А. Общая психология: учебник для вузов / Б.А. Сосновский, О.Н. Молчанова, Э.Д. Телегина; под ред. Б.А. Сосновского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 342 с. – ISBN 978-5-534-07277-8Струпницкий, В.П. Психология: учебник для бакалавров / В.П. Струпницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дошков и К0», 2013. – 520 с. – ISBN 978-5-394-02063-6.Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. – М.: Аделант, 2013. – 800 с. – ISBN 978-5-93642-345-1.Четвертак, С.В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации / С.В. Четвертак // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. – №1. – С.13-16.Шляпникова, О.А. Мотивация образовательной деятельности: учебное пособие / О.А. Шляпникова. – Ярославль: ЯрГУ, 2014. – 124 с. – ISBn 978-5-837-0999-7.
2.Бережковская, Е.Л. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений / Е.Л. Бережковская. – М.: Юрайт, 2022. – 356 с. – ISBN 978-5-534-14308-9.
3.Беркович, Л.С. Мотивация: от теории к практике / Л.С. Беркович, Т.В. Копылова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2003. – № 2. – С. 15-20.
4.Бичерова, Е.Н. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам / Е.Н. Бичерова, Е.М. Фещенко // Российский психологический журнал – 2016. – Т.13. – №4. – С.117-136.
5.Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2000. – 1536 с. – ISBN 5-7711-0015-3.
6.Быков, С.В. Проблема значения мотива и мотивации в психолого-криминологическом аспекте / С.В. Быков // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2008. – № 1. – С. 19-28.
7.Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б.А. Сосновский и др.; под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 359 с. – ISBN 978-5-9916-9795-8.
8.Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б.А. Сосновский и др.; под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 359 с. – ISBN 978-5-9916-9795-8.
9.Гордеева Т. О. Опросник «Шкалы академической мотивации» / Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин // Психологический журнал, 2014. – Т. 35. – № 4. – С. 98-109.
10.Дубовицкая Т.Д. Методика диагностика направленности учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование, 2002. – № 2. – С. 42-46.
11.Ефимова, Н.С. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие / Н.С. Ефимова, Н.В. Плаксина, Е.С. Ефимова. – М.: РХТУ им. Д.И. Медведева, 2019. – 148 с. – ISBN 978-5-7237-1663-6.
12.Журавлева, Т.Л. Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости обучающихся образовательной организации МВД России / Т.Л. Журавлева, А.С. Афанасьева // Национальная ассоциация ученых. – 2021. – №64-1. – С.24-27.
13.Иванников, В.А. Психология: учебник для СПО / В.А. Иванников. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 480 с. – ISBN 978-5-9916-5915-4.
14.Ильясова, К.Х. Мотивация в структуре лиичности / К.Х. Ильясова, Х.М. Бексултановна // Economics. – 2016. – № 12 (21). – С. 12-13.
15.Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с. – ISBN 5-241-00477-4.
16.Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2016. – 583 с. – ISBN 978-5-459-01579-9.
17.Мирошниченко, Ю.В. Особенности мотивации старшеклассников к изучению непрофильных предметов / Ю.В. Мирошниченко // Обучение иностранному языку: современность и перспективы. Сборник научных статей региональной научно-методической конференции. – 2019. – С. 269-275.
18.Мухина Д.В. Исследование мотивации учения старшеклассников / Д.В. Мухина // Гуманитарный трактат. – 2020. – № 82. – С. 26-28.
19.Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений / В.С. Мухина. – 17-е изд., стер. – М.: Академия, 2019. – 655 с. – ISBN 978-5-4468-7869-7.
20.Никулина, И.В. Исследование уровня сформированности мотивации учебной деятельности обучающихся / И.В. Никулина, А.Э. Снежкова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, философия. – 2019. – Т.25. – №3. – С.89-94.
21.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для среднего профессионального образования / Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 460 с. – ISBN 978-5-534-18497-6.
22.Общая психология: учебник / под общ. ред. проф. Л.В. Карпова. – М.: Гардарика, 2005. – 232 с. – ISBN 5-8297-0111-1.
23.Педагогический словарь: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с. – ISBN 978-5-7695-4652-5.
24.Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А.М. Прихожан. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 56 с. – ISBN 978-5-89774-998-0.
25.Сосновский, Б.А. Общая психология: учебник для вузов / Б.А. Сосновский, О.Н. Молчанова, Э.Д. Телегина; под ред. Б.А. Сосновского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 342 с. – ISBN 978-5-534-07277-8
26.Струпницкий, В.П. Психология: учебник для бакалавров / В.П. Струпницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дошков и К0», 2013. – 520 с. – ISBN 978-5-394-02063-6.
27.Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. – М.: Аделант, 2013. – 800 с. – ISBN 978-5-93642-345-1.
28.Четвертак, С.В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации / С.В. Четвертак // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. – №1. – С.13-16.
29.Шляпникова, О.А. Мотивация образовательной деятельности: учебное пособие / О.А. Шляпникова. – Ярославль: ЯрГУ, 2014. – 124 с. – ISBn 978-5-837-0999-7.