Структура, основная проблематика сочинения Аристотеля «Никомахова этика»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 20 20 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 25.02.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Биография Аристотеля: жизнь и достижения в контексте его вклада в этику и философию 4
2. Структура «Никомаховой этики» 8
3. Основная проблематика «Никомаховой этики» 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 18
Фрагмент для ознакомления

Более того, предметом этики является «человеческое благо», то есть практически достижимое благо. Аристотель размышляет о том, что идеи, которые мы ценим, могут отвлечь нас от истины, и поэтому мы должны отказаться от того, что нам дорого, ради спасения истины. Это привело к известному афоризму «Платон мне друг, но истина дороже».Аристотель предварительно определяет счастье исходя из «назначения» человека. Он считает, что если у отдельных органов есть свое назначение, то должно быть и назначение у человека в целом. И поскольку человек отличается разумом, его назначение - «разумная деятельность души». При этом счастливая полная жизнь требует не только душевных благ (добродетелей), но и внешних благ (детей, друзей и т.д.) и физических благ (красоты, здоровья) как необходимых условий и полезных инструментов. Ведь «трудно представить себе счастливого человека, который характеризуется неприятной внешностью, низким происхождением, одиночеством и отсутствием детей».Учение о добродетели имеет свои особенности, согласно Аристотелю. Он разделяет добродетели на два вида, которые соответствуют различным частям нашей души. Нравственные добродетели связаны с неразумной частью души, а мыслительные добродетели - с разумной частью. Первые формируются через упражнение и привычку, а вторые - через обучение. Аристотель утверждает, что само слово «этика» имеет близкое значение к слову «привычка».Добродетель - это состояние, при котором человек успешно выполняет свое предназначение. Нравственная добродетель заключается в умении находиться в середине, в разумной мере, между двумя крайностями - «избытком» и «недостатком» в отношении определенной страсти. Эти крайности являются пороками. Например, мужество находится посередине между трусостью и безрассудностью, и связано с преодолением страха. Целомудрие находится посередине между безразличием и развратностью в связи с приятными ощущениями, и так далее. Мера определяется правильным суждением, при котором разум и воля совместно действуют. Нравственные поступки совершаются самостоятельно и по свободному выбору, и последний определяется как осознанное, сопровождающееся обсуждением стремлений к тому, что зависит от человека.Далее, в книгах III-V, Аристотель изучает отдельные нравственные добродетели, такие как мужество, целомудрие, щедрость, величие души, ровность и другие. Особое внимание уделяется справедливости как частной добродетели, а также ее различным видам, таким как справедливость распределительная и исправительная. Книга VI посвящена мыслительным добродетелям, которые соответствуют дополнительному разделению разумной части души на «научную» и «рассчитывающую». Первая познает неизменное, вторая - изменчивое, происходящее «то так, то иначе». Мыслительные добродетели включают созерцательный ум, научное знание, мудрость, практический разум, «понятливость», «сообразительность», «разумение».После исследования добродетелей, Аристотель обращается к воздержности и невоздержности, которые являются «другими началами» - состояниями, отличными от добродетели и порока, но также зависящими от удовольствия и страдания. Проблема удовольствия обсуждается дважды в «Этике Никомаха». В книге VII, главах 12-15, рассматривается телесное удовольствие в контексте изучения невоздержности, а в книге X, главах 1-5, удовольствие обсуждается в связи с созерцательной жизнью. Удовольствие сопровождает нашу деятельность и придает ей завершенность, и поэтому оно присуще и деятельности созерцания.Аристотель посвятил две книги (VIII-IX) анализу «дружбы» как неотъемлемому условию счастливой жизни и человеческого общения. Он выделяет три вида дружбы: дружба ради удовольствия, дружба ради выгоды и истинная дружба, основанная на добродетели. Только в истинной дружбе добродетельных людей друг является не просто средством, а целью, становясь своего рода «вторым Я».В заключительных главах Этики Никомаха, Аристотель подводит философский идеал «созерцательной жизни». Он утверждает, что истинное счастье заключается в созерцании, в деятельности самой высокой части души - разума. Такая жизнь является самодостаточной и приятной, и философия приносит удовольствия, чистые и устойчивые. Поэтому эта жизнь близка к божественной. На втором месте находится «жизнь по любой другой добродетели». Однако, лишь немногих привлекает добродетель из-за чувства прекрасного, в то время как большинство людей отдалено от философии и подчиняется страху перед наказанием. В этом контексте большую роль играет государство, которое берет на себя нравственное воспитание граждан и установление справедливых законов.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в работе Аристотель ставит целью всесторонне и систематически исследовать фундаментальные понятия этики - счастье и добродетель. Определяя счастье как высшую цель человеческого существования, философ показывает, что оно достигается путем развития духовных и интеллектуальных способностей человека, что соответствует его телеологической концепции природы человека.Аристотель в своих работах уделял значительное внимание классификации и анализу различных видов добродетелей, которые, по его мнению, являются основным средством достижения счастья. Философ различал нравственные и интеллектуальные добродетели, подробно рассматривая ключевые аспекты каждой из них.Нравственные добродетели, по Аристотелю, связаны с моральным поведением и характером человека. Они включают такие качества, как щедрость, мужество, справедливость, терпение, благородство и дружелюбие. Аристотель считал, что развитие этих добродетелей помогает человеку достичь эудаймонии, или счастья, которое он видел как цель жизни.Интеллектуальные добродетели, согласно Аристотелю, связаны с разумом и развитием интеллекта. Они включают такие качества, как мудрость, знание, размышление, умение рассуждать и принимать правильные решения. Аристотель считал, что развитие этих добродетелей помогает человеку достичь полного потенциала своего разума.Аристотель также устанавливал тесную взаимосвязь между понятиями счастья, добродетели и дружбы. Он считал, что дружба является важным условием счастливой жизни и что истинная дружба основана на общности ценностей и добродетелей между людьми.Таким образом, в своем трактате Аристотель создает законченную концепцию человеческого счастья и благополучия, где ключевую роль отводит добродетели и развитию духовных способностей личности. Эта работа стала фундаментальным вкладом в развитие этической мысли античности.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАристотель, -.  Политика / Аристотель ; переводчик С. А. Жебелёв ; под общей редакцией А. И. Доватура. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 297 с.Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 54-293.Бондаренко Л. Ф., Кобцева Е. Ю. О МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОМ ДОСТОИНСТВЕ» НИКОМАХОВОЙ ЭТИКИ» АРИСТОТЕЛЯ //СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ. – 2017. – С. 30-32.Валиахметов И. З. ПО СТРАНИЦАМ «НИКОМАХОВОЙ ЭТИКИ» АРИСТОТЕЛЯ //Инновационные процессы в науке и технике XXI века. – 2021. – С. 7-11.Зубец О. П. Об одном месте из «Никомаховой этики» //Этическая мысль. – 2014. – №. 14. – С. 86-110.Кашников Б. Н. Концепция общей справедливости Аристотеля: Опыт реконструкции //Этическая мысль. – 2001. – №. 2. – С. 89-117.Литвинова, Е.О. Аристотель : его жизнь и философская деятельность : биографический очерк / Е.О. Литвиновой ; с портретом Аристотеля, гравированным в Лейпциге Геданом. - Типография и литография И.Г. Салова, 1892. - 78 с.Неретина С. С. Понимание поступка в «Никомаховой этике» Аристотеля и в «Этике» Абеляра //Verbum. – 2017. – №. 19. – С. 119-135.Орлов Е.В. Философский язык Аристотеля: Монография / Е.В. Орлов; отв. ред. В.П. Горан; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т философии и права. Новосибирск: Изд- во СО РАН, 2011. - 317 с.Соловьева Г.ПроблемасчастьявНикомаховойэтикеАристотеля //ProceedingsoftheXXIIIWorldCongressofPhilosophy. – 2018. – Т. 12. – С. 405-411.Философия : учебное пособие / Н. П. Коновалова, Т. С. Кузубова, Р. В. Алашеева [и др.]. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 216 с.Философия: учебное пособие / Е.В. Пахонина, Т.И. Синицына; Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2-е изд., перераб. и доп. – Вологда, 2022. – (Высшее образование).– 343 с.Эрбах К. М. «Никомахова этика» Аристотеля: уроки нравственного воспитания //Фундаментальные и прикладные исследования молодых учёных. – 2018. – С. 748-751.

1.Аристотель, -.  Политика / Аристотель ; переводчик С. А. Жебелёв ; под общей редакцией А. И. Доватура. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 297 с.
2.Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 54-293.
3.Бондаренко Л. Ф., Кобцева Е. Ю. О МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОМ ДОСТОИНСТВЕ» НИКОМАХОВОЙ ЭТИКИ» АРИСТОТЕЛЯ //СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ. – 2017. – С. 30-32.
4.Валиахметов И. З. ПО СТРАНИЦАМ «НИКОМАХОВОЙ ЭТИКИ» АРИСТОТЕЛЯ //Инновационные процессы в науке и технике XXI века. – 2021. – С. 7-11.
5.Зубец О. П. Об одном месте из «Никомаховой этики» //Этическая мысль. – 2014. – №. 14. – С. 86-110.
6.Кашников Б. Н. Концепция общей справедливости Аристотеля: Опыт реконструкции //Этическая мысль. – 2001. – №. 2. – С. 89-117.
7.Литвинова, Е.О. Аристотель : его жизнь и философская деятельность : биографический очерк / Е.О. Литвиновой ; с портретом Аристотеля, гравированным в Лейпциге Геданом. - Типография и литография И.Г. Салова, 1892. - 78 с.
8.Неретина С. С. Понимание поступка в «Никомаховой этике» Аристотеля и в «Этике» Абеляра //Verbum. – 2017. – №. 19. – С. 119-135.
9.Орлов Е.В. Философский язык Аристотеля: Монография / Е.В. Орлов; отв. ред. В.П. Горан; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т философии и права. Новосибирск: Изд- во СО РАН, 2011. - 317 с.
10.Соловьева Г. Проблема счастья в Никомаховой этике Аристотеля //Proceedings of the XXIII World Congress of Philosophy. – 2018. – Т. 12. – С. 405-411.
11.Философия : учебное пособие / Н. П. Коновалова, Т. С. Кузубова, Р. В. Алашеева [и др.]. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 216 с.
12.Философия: учебное пособие / Е.В. Пахонина, Т.И. Синицына; Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2-е изд., перераб. и доп. – Вологда, 2022. – (Высшее образование).– 343 с.
13.Эрбах К. М. «Никомахова этика» Аристотеля: уроки нравственного воспитания //Фундаментальные и прикладные исследования молодых учёных. – 2018. – С. 748-751.