Влияние экзаменационного стресса на студентов с различными биоритмами.
Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы:
Дипломная работа
Предмет:
Физиология
- 68 68 страниц
- 128 + 128 источников
- Добавлена 30.03.2024
2 500 руб.
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………......................................................................................3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….……………5
1.1. Вегетативная регуляция сердечной деятельности....................................5
1.2. Понятие и виды биоритмов ………………………………………………..
1.3. Биоритмы и физиологические процессы человека …………………….
1.4. Влияние экзаменационного стресса на психоэмоциональное и функциональное состояние студентов …………………………………………
1.5. Воздействие стресса на функционирование сердечно – сосудистой системы…………………………………………………………………………..
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ................................................................................................................................24
2.1. Методы исследования состояния сердечно – сосудистой системы человека при стрессе …………………………………………………………
2.2. Методика исследования хронотипа ……………………………………..25
2.3. Организация исследования……..............................................................27
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……28
3.1. Определение хронотипов студентов …………………………………….28
3.2. Исследование личностной и ситуативной тревожности у студентов разных хронотипов …………………………………………………………….
3.3. Особенности вегетативной регуляции сердечно - сосудистой системы студентов разных хронотипов в различные периоды учебного процесса ……..
ВЫВОДЫ………………………………………………..……………………….49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................................50
ВВЕДЕНИЕ………………......................................................................................3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….……………5
1.1. Вегетативная регуляция сердечной деятельности....................................5
1.2. Понятие и виды биоритмов ………………………………………………..
1.3. Биоритмы и физиологические процессы человека …………………….
1.4. Влияние экзаменационного стресса на психоэмоциональное и функциональное состояние студентов …………………………………………
1.5. Воздействие стресса на функционирование сердечно – сосудистой системы…………………………………………………………………………..
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ................................................................................................................................24
2.1. Методы исследования состояния сердечно – сосудистой системы человека при стрессе …………………………………………………………
2.2. Методика исследования хронотипа ……………………………………..25
2.3. Организация исследования……..............................................................27
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……28
3.1. Определение хронотипов студентов …………………………………….28
3.2. Исследование личностной и ситуативной тревожности у студентов разных хронотипов …………………………………………………………….
3.3. Особенности вегетативной регуляции сердечно - сосудистой системы студентов разных хронотипов в различные периоды учебного процесса ……..
ВЫВОДЫ………………………………………………..……………………….49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................................50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Э. А. и др. Оценка функционального состояния организма студентов в период экзаменационного стресса //Вестник Бурятского государственного университета. Медицина и фармация. – 2010. – №. 12. – С. 108-113.
2. Амосов Н.М., Бенкет Я.Б. Физиологическая активность и сердце – Киев: Здоровье, 1989. – 255 с.
3. Андреева Е. А., Соловьева С. А. Особенности проявления стресса у студентов во время сдачи экзаменационной сессии //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. – №. 1 (14). – С. 140-143.
4. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука. 1984. 222 с.
5. Бакай Ю.О. Утомление при умственной и физической работе. Компоненты здорового образа жизни. Физиологическое и психологическое состояние студента во время сдачи экзаменов // Аллея науки. – 2019. – Т. 2. – №. 2. – С. 348-359.
6. Безрукова У.И. Основы здорового образа жизни студента // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития. – 2022. – С. 296-298.
7. Белов А.Ф., Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Успешность обучения студентов медицинского ВУЗа: дифференциально-психологический аспект // Психол. журн. – 1994. – Т.15. № 1. – С.81- 86.
8. Богданчикова Л.В. и др. Исследование влияния стресса на уровень когнитивно-аффективных и соматических расстройств у студентов медицинского вуза // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – №. 5-4. – С. 32-35.
9. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. – 1996. – Т. 17. № 4. – С. 6474.
10. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психол. журн. – 1996. – Т.17. №4. – С. 64-74.
11. Боканова О.М. Некоторые показатели сердечно-сосудистой системы у студентов вечернего отделения в период экзаменационной сессии // Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. – М., 1974. – 130 с.
12. Будкевич Р.О. Устойчивость к стрессу у студентов различных хронотипов // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 12. – С. 44-45
13. Бунякина Е. В., Бессонова Т. И. Экзаменационный стресс у студентов и способы совладания с ним // Современные тенденции психологических исследований. – 2022. – С. 143-150.
14. Вейн А.М. Заболевания вегетативной нервной системы. М: Медицина, 1991. 624 с.
15. Вейн А.М. Предисловие к сборнику научных трудов, посвященных эмоциональному стрессу // Роль эмоционального стресса в генезе нервно-психических заболеваний. – М., 1977, с. 3-4.
16. Вертягина Е. А., Новикова Е. Е. Психическое здоровье студентов и экзаменационный стресс //Издание осуществлено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-20065. – 2019. – С. 151.
17. Вяткин Б.Л. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. – М., 1981. – 77 с.
18. Гаранян Н.Г. и др. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов // Социальная и клиническая психиатрия. – 2007. – №. 2. – С. 38-42.
19. Гергаулова Е.В., Мелешкова Н.А. Режим дня студентов. Биоритмы // Психология. Спорт. Здравоохранение. – 2021. – С. 8-11.
20. Гиссен Л. Д. Время стрессов. М., 1990. – 113 с.
21. Горизонтов П.Д., Белоусова О.П., Федотова М.И. Стресс и система крови. – М.: Медицина, 1988. – 79 с.
22. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ. 1988. – 500 с.
23. Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2004. – 30 с.
24. Данилова Н.Н., Астафьев С.В. Изменение вариабельности сердечного ритма при информационной нагрузке // Журн. высш. нервн. деят. – 1999. – Т.49. №1. – С.28-37.
25. Данилова Н.Н., Коршунова С.Г., Соколов Е.Н., Чернышенко Е.Н. Зависимость сердечного ритма от тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики // Журн. высш. нервн. деят. – 1995. – Т.45. №6. – С.647- 660.
26. Дж. С. Эверли, Р. Розенфильд - Стресс, природа и лечение. М.,1985
27. Долганова П. И. Теоретические аспекты исследования проблемы экзаменационного стресса у студентов // Материалы 70-й научно-практической конференции преподавателей и студентов. – 2021. – С. 184-187.
28. Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. – М.: Медицина, 1988. – С.147-160.
29. Заболевания вегетативной нервной системы / Под ред. А.М. Вейна. – М.: Медицина, 1991. – 624 с.
30. Завьялов А.В., Склярук Н.А. Влияние уровня личностной тревожности у студентов-медиков на рефлекторную регуляцию сердечного ритма // Системные механизмы реабилитации: Труды научного совета РАМН по эксперимент. и прикладной физиологии. – 1994. – Т.5. – С. 114-119.
31. Золотухина Е. Д., Минахметова А. З. Исследование учебного стресса в жизни студентов // NovaUm. Ru. – 2019. – №. 17. – С. 471-474.
32. Ивлева Е.И., Щербатых Ю.В. Клинико-психопатологичсекие аспекты и нарушения вегетативного гомеостаза при социальных фобиях // Социальная и клиническая психиатрия. – 2000. – №3. – С. 53-56.
33. Илькевич Т. Г. О необходимости коррекции экзаменационного стресса у студентов средствами здоровьесберегающих технологий // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2023. – №. 5 (219). – С. 180-187.
34. Калуев А. В. Проблемы изучения стрессорного поведения. – Киев, 1999. – 639 с.
35. Карпенко Ю. Д. Особенности функционального состояния организма студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена и санитария. – 2010. – №. 1. – С. 80-82.
36. Карпман В.Л. Фазовый анализ сердечной деятельности. – М.: Медгиз, 1964. – 80 с.
37. Карпман В.Л. Определение минутного объема крови // Теория и практика физической культуры. – 1954.– №6. – С. 69.
38. Каширина Л. В., Краева К. В., Верба И. К. Копинг-поведение студентов в условиях экзаменационного стресса // Психология. Экономика. Право. – 2013. – №. 4. – С. 15-24.
39. Кемпипски А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975. – 259 с.
40. Киселева Е. В. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия / Е. В. Киселева, С. П. Акутина // Молодой ученый. — 2017. — № 6. — С. 417-419.
41. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. – М., 1983. – 56 с.
42. Коннова С.С. Степень биоритмологической адаптации первокурсников высших учебных заведений к процессу обучения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Экологические проблемы промышленных городов». – М., 2009. – 304с.
43. Колле Д. А. Особенности стрессоустойчивости и адаптации студентов НВГУ в зависимости от хронотипов // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. – 2019. – С. 60.
44. Конобейская А. В., Сидорова Е. Д. Анализ влияния режима дня на здоровье студентов // Студент года 2020. – 2020. – С. 334-338.
45. Кузнецов Л. С., Порсева К. В. Способы формирования режима сна – неотъемлемой части успеваемости студентов // Физиологические, психофизиологические проблемы здоровья и здорового образа жизни. – 2020. – С. 116-118.
46. Куташов В. А., Ульянова О. В. Схема корректировки уровня стресса среди студентов // Здоровье молодежи. Новые вызовы и перспективы. – 2019. – С. 226-246.
47. Мавлютов С. М., Горст В. Р. Влияние условий жизни и учебного процесса на психоэмоциональное и соматическое состояние студентов // Актуальные исследования висцеральных систем в биологии и медицине. – 2020. – С. 48-50.
48. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Издательский дом «Сентябрь». 2001. – 60 с.
49. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. – М.: Просвещение, 1984. – 191 с.
50. Марчук С. А. Влияние экзаменационного стресса на психофизическое состояние студентов //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2019. – №. 10 (176). – С. 222-226.
51. Марьинских С. Г. Оценка уровня здоровья юношей, проживающих в г. Тюмень при переходе из общеобразовательных учреждений в вуз // Физиологические механизмы адаптации человека: Материалы международной научно-практической конференции. – Тюмень: Лаконика. – 2010. – С.64-67.
52. Меерсон Ф. 3. Адаптация организма к стрессовым ситуациям и предупреждение нарушений ритма сердца // Успехи физиологических наук. – 1987. – Т. 18. № 4. – С. 56-79.
53. Мельников В. И. Экзаменационный стресс студентов и основные методы его оптимизации // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2012. – №. 1. – С. 45-60.
54. Мечникова И. И. Влияние экзаменационного стресса на физиологические показатели студентов // Педагогика и психология образования. – 2021. – №. 4. – С. 47-49.
55. Мирманова И. М., Болонина А. В. Сон. Влияние сна на психоэмоциональное, умственное, физическое состояние //Столица науки. – 2020. – №. 9. – С. 9-12.
56. Миронова О. И. Подходы к изучению экзаменационного стресса у студентов // Педагогика и психология образования. – 2021. – №. 1. – С. 159-170.
57. Михайлюк О. М., Подкупняк М. О. Влияние экзаменационного стресса студентов на состояние организма //Инновации и технологии в биомедицине. – 2021. – С. 328-331.
58. Мойкин Ю. В., Киколов А. И., Тихоревский В. И., Милков Л. Е. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. – М.: Медицина, 1987. – 256 с.
59. Недышилова А. В. Влияние стресса во время сдачи студентами экзаменационной сессии //Молодой исследователь: от идеи к проекту. – 2021. – С. 246-248.
60. Ноздрачев А. Д., Щербатых Ю. В. Физиология и психология страха // Природа. – 2000. – № 5. – С. 61-67.
61. Ноздрачев А.Д., Щербатых Ю.В. Современные способы оценки функционального состояния вегетативной нервной системы // Физиология человека. – 2001. – №6. – С.135-141.
62. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. № 1. – С. 90-101.
63. Парин В.В., Карпман В.Л. Систолический объем сердца // Физиология кровообращения. Физиология сердца / под общ. ред. Бабского Е.Б. – Л.: Наука, 1980. – 508 с.
64. Патологическая физиология / под ред. А.Д. Адо, В.В. Новицкого. – Томск, 1994. – 487 с.
65. Патологическая физиология / под ред. Н.Н.Зайко. – Киев, 1985. – 194 с.
66. Петрова Е. Г. Исследование тревожности студентов в условиях экзаменационного стресса //Вестник Таганрогского института имени АП Чехова. – 2010. – №. 2. – С. 152-157.
67. Петровский А.В. Практические занятия по психологии. – М.: Просвещение, 1972. – 167 с.
68. Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. – 1983. – №5. – С. 48-50.
69. Плотников В. В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса //Гигиена труда. – 1983. – № 5. – С.48-50.
70. Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. – 1983. – Т. 5. – С.48-50.
71. Порсев В. В., Кетриш Е. В. Соблюдение режима сна как средство повышения успеваемости студентов // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций. – 2020. – С. 201-204.
72. Пряжников Н. С, Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2004. – 243 с.
73. Пуговкин А.П. и др. Физиология сердца: Учеб. пособие / Пуговкин А.П., Евлахов В.И., Шалковская Л.Н.; Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб.: Б.и.,1995. – 81с.
74. Расулов М. А., Саидов А. Б. Психофизиологические показатели у студентов с разной степенью адаптации во время экзаменационного периода // Лікарська справа. – 2009. – №. 3-4. – С. 58-62.
75. Рябикина М. А. Исследование зависимости интеллектуальной работоспособности студентов от их хронотипа и биоритмов // Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University. – 2019. – №. 1 (14). – С. 93-99.
76. Сологуб Е.Б., А.С. Солодков Общая физиология: Учеб. Пособие / СПБГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2000. – 216 с.
77. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1992. – 109 с.
78. Семенова Т. Н., Первушин В. В., Коротков Д. Ю. Влияние экзаменационного стресса на психофизиологические показатели студентов // Образование и общество. – 2021. – №. 3. – С. 124-129.
79. Симонов П. В. Психофизиологический стресс космического полета // Основы космической биологии и медицины. – М.: Наука, 1975. –172 с.
80. Сивцова А. В., Латкин В. А. Экзаменационный стресс студентов //Аграрная наука-сельскому хозяйству. – 2019. – С. 34-35.
81. Сидтиков Ф. Г., Шайхелисламова М. В, Валеев И. Р. Влияние учебной нагрузки и условий производства на функциональное состояние симпатоадреналовой системы и показатели регуляции сердечного ритма у девушек 17-18-летнего возраста // Физиология человека. – 2001. – № 5. – С.60.
82. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М.: Наука, 1970. – 48 с.
83. Смирнова А. В., Корягина О. А. Стресс и физиологический ответ организма. Экзаменационный стресс у студентов // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. – С. 1-8.
84. Солодков А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. – М.: Советский спорт, 2008. – 620 с.
85. Стрелец В.Б., Данилова Н.Н., Корнилова И.В. Ритмы ЭЭГ и психические показатели эмоций при реактивной депрессии // Журн. высш. нервн. деят. – 1997. – Т.47. №1. – С.11- 21.
86. Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В. Физиологические показатели предэкзаменационного стресса // ЖВНД. – 1998. – Т.48. №. 3. – С. 458-463.
87. Стригельская И. Ю., Запрометова С. А., Федоров В. И. Проблема стрессоустойчивости студентов в период экзаменационной сессии в вузе // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2021. – №. 10 (200). – С. 472-476.
88. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. – М., 1998. – 268 с.
89. Суворова В. В. Психофизиология стресса. – М: Педагогика, 1975. – 208 с.
90. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. – М.: Медицина, 1981. – 232 с.
91. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. – М., 1988. – 172 с.
92. Токаева Л. К., Павленкович С. С. Влияние экзаменационного стресса на психоэмоциональный статус и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы первокурсников //Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №. 2. – С. 365-365.
93. Токаева Л.К., Павленкович С.С. Влияние экзаменационного стресса на функциональное состояние сердечно – сосудистой системы первокурсников // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. – С. 41-43.
94. Умрюхин Е.А., Быкова Е.В., Климина Н.В. Вегетативный тонус и энергозатраты у студентов в процессе результативной учебной деятельности // Вестник Российской АМН. – 1999. – №6. – С. 47-51.
95. Устоев М. Б., Алиева М. Т., Устоев Б. Р. Влияние экзаменационного стресса на здоровье студентов // Агаджаняновские чтения. – 2018. – С. 265-266.
96. Фатеева Н. М., Арефьева А. В. Экзаменационный стресс и психофизиологические показатели студентов // Образовательный вестник «Сознание». – 2015. – №. 3. – С. 11-14.
97. Фаустов Л. С., Щербатых Ю. В. Обучение и здоровье. – Воронеж, 2000. – 25 с.
98. Федоров Б.М. Стресс и система кровообращения. – М.: Медицина, 1991. – 318 с.
99. Фертикова Т. Е. Состояние здоровья студентов и здоровьесберегающие технологии: региональный опыт вузов России // Морская медицина. – 2019. – №. 2. – С. 34-44.
100. Фомин Н.А. Физиология человека. – М.: Просвещение: Владос,1995. – 416 с.
101. Хананашвили М. И. Информационные неврозы. – Л.: Медицина, 1978. – 143 с.
102. Ханин Ю.Д. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Р. Спилбергера. – Л., 1976. – 43 с.
103. Хвалина С. А. Экзаменационный стресс // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – Общество с ограниченной ответственностью «Наука и инновации», 2013. – №. 2. – С. 466.
104. Черкович Г. М. Опыт воспроизведения невроза у обезьян путем экспериментального изменения суточного режима // Бюллетень экспериментальной биологии. – 1959. – Т. 48. № 8. – С. 21-24.
105. Чистов В. В. Психофизиологическая саморегуляция и ее роль в активности и успешности деятельности студентов // Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм. – 2021. – Т. 1. – №. 1. – С. 284-289.
106. Чусов Ю.Н. Физиология человека: Учеб. Пособие. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.
107. Шахова А. Ю., Димитриева С. В. Влияние экзаменационного стресса на функциональное состояние организма студентов // Физиология человека. – 2021. – №. 7. – С. 42-45.
108. Шепель С. П. Влияние режима сна на здоровье и работоспособность студентов // Теория и практика физической культуры. – 2022. – №. 12. – С. 67-69.
109. Ширяев О.Ю., Ивлева Е.И. Нарушение вегетативного гомеостаза при тревожно-депрессивных расстройствах и методы их коррекции // Прикладные информационные аспекты медицины. – 1999. – Т2. №4. – С. 45-48.
110. Щербатых Ю. В. Стресс и счастье – на одну букву. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 23 с.
111. Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. – 2000. – № 3. – С. 111-115.
112. Щербатых Ю.В. Использование аутогенной тренировки для оптимизации уровня экзаменационного стресса у студентов высшей школы // Актуальные проблемы современной биологии и медицины. – Днепропетровск, 1997. – С.116-117.
113. Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Вегетативные компоненты реакции страха при моделировании психотравмирующей ситуации // Структура и функции вегетативной нервной системы. Матер. 2-го международного симпозиума. – Воронеж, 1998. – С.31.
114. Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса // Прикладные информационные аспекты медицины. 1999. Т2. №1. С. 59 62.
115. Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. – Воронеж: Исток, 1998. – 262 с.
116. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. – Воронеж, 2000. – 118 с.
117. Юматов Е. А., Кузьменко В. А., Бадиков В. И. и др. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов // Физиология человека. – 2001. – № 2. – С.104-111.
118. Яник А. А., Старикова В. А. Дополнительная общеразвивающая программа психолого-педагогической направленности «Экзамены без стрессов» // Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде. Каталог-2021. – 2021. – С. 47-58.
119. Akselrod S., Gordon D., Madved J.B. et al.Hemodynamic regulation: investigation by spektral analysis // Amer. J. Physiol. – 1985, – V.249. – P. 867-875.
120. Baselli G., Cerutti S., Livraghi M. et al. Causal relationship between heart rate and arterial blood pressure variability signals // Med. Biol. Engng. Comp. – 1988. – V. 26. – P. 374-385.
121. De Quattro V. L. Stress overload-and catecholamine response-demand neutralizing antihypertensive therapy // Heart and Circ. – 1988. – V. 3. № 2. – P. 6-7.
122. Folkman S., Schaefer C, Lazarus R. S. Cognitive processes as mediators of stress and coping / V. Hamilton, D. W. (Eds.) Human stress and cognition: An information processing approach. N. Y.: Willey. – 1979. – P. 265-298.
123. Heart rate variability. Standarts of Mesurement, Physiological Interpritation and Clinical Use // Circulation, 1996, V.93, N5, P.1043-1065.
124. Lannone V. Stress und Krankheit // Raum und Zeit. – 1990. – V. 9. № 4. – P. 60-62.
125. Lazarus R. S., Launier R. Stress – related transactions between person and environment // L. A. Pervin, M. Levis (Eds.). Perspectives in inreractional psychology. N. Y.: Plenum. – 1978. P. 287-327.
126. Malliani A., Pagani M., Lombardi F., Cerutti S.Cardiovascular neural regulation explored in the frequency domain // Circulation. – 1991. – V.84. – Р.1482-1492.
127. Stewart-Brown S., Layte R. Emotional health problems are the most important cause of disability in adults of working age: A study in the four counties of the old Oxford region //J. Epidemiol, and Community Health. – 1997. – V. 51. № 6. – P. 672-675.
128. Zung W.W.K. How normal is anxiety? // Current Concepts. Upjohn Company. – N.Y, 1980. – 341 p.
1. Алексеева Э. А. и др. Оценка функционального состояния организма студентов в период экзаменационного стресса //Вестник Бурятского государственного университета. Медицина и фармация. – 2010. – №. 12. – С. 108-113.
2. Амосов Н.М., Бенкет Я.Б. Физиологическая активность и сердце – Киев: Здоровье, 1989. – 255 с.
3. Андреева Е. А., Соловьева С. А. Особенности проявления стресса у студентов во время сдачи экзаменационной сессии //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. – №. 1 (14). – С. 140-143.
4. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука. 1984. 222 с.
5. Бакай Ю.О. Утомление при умственной и физической работе. Компоненты здорового образа жизни. Физиологическое и психологическое состояние студента во время сдачи экзаменов // Аллея науки. – 2019. – Т. 2. – №. 2. – С. 348-359.
6. Безрукова У.И. Основы здорового образа жизни студента // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития. – 2022. – С. 296-298.
7. Белов А.Ф., Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Успешность обучения студентов медицинского ВУЗа: дифференциально-психологический аспект // Психол. журн. – 1994. – Т.15. № 1. – С.81- 86.
8. Богданчикова Л.В. и др. Исследование влияния стресса на уровень когнитивно-аффективных и соматических расстройств у студентов медицинского вуза // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – №. 5-4. – С. 32-35.
9. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. – 1996. – Т. 17. № 4. – С. 6474.
10. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психол. журн. – 1996. – Т.17. №4. – С. 64-74.
11. Боканова О.М. Некоторые показатели сердечно-сосудистой системы у студентов вечернего отделения в период экзаменационной сессии // Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. – М., 1974. – 130 с.
12. Будкевич Р.О. Устойчивость к стрессу у студентов различных хронотипов // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 12. – С. 44-45
13. Бунякина Е. В., Бессонова Т. И. Экзаменационный стресс у студентов и способы совладания с ним // Современные тенденции психологических исследований. – 2022. – С. 143-150.
14. Вейн А.М. Заболевания вегетативной нервной системы. М: Медицина, 1991. 624 с.
15. Вейн А.М. Предисловие к сборнику научных трудов, посвященных эмоциональному стрессу // Роль эмоционального стресса в генезе нервно-психических заболеваний. – М., 1977, с. 3-4.
16. Вертягина Е. А., Новикова Е. Е. Психическое здоровье студентов и экзаменационный стресс //Издание осуществлено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-20065. – 2019. – С. 151.
17. Вяткин Б.Л. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. – М., 1981. – 77 с.
18. Гаранян Н.Г. и др. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов // Социальная и клиническая психиатрия. – 2007. – №. 2. – С. 38-42.
19. Гергаулова Е.В., Мелешкова Н.А. Режим дня студентов. Биоритмы // Психология. Спорт. Здравоохранение. – 2021. – С. 8-11.
20. Гиссен Л. Д. Время стрессов. М., 1990. – 113 с.
21. Горизонтов П.Д., Белоусова О.П., Федотова М.И. Стресс и система крови. – М.: Медицина, 1988. – 79 с.
22. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ. 1988. – 500 с.
23. Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2004. – 30 с.
24. Данилова Н.Н., Астафьев С.В. Изменение вариабельности сердечного ритма при информационной нагрузке // Журн. высш. нервн. деят. – 1999. – Т.49. №1. – С.28-37.
25. Данилова Н.Н., Коршунова С.Г., Соколов Е.Н., Чернышенко Е.Н. Зависимость сердечного ритма от тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики // Журн. высш. нервн. деят. – 1995. – Т.45. №6. – С.647- 660.
26. Дж. С. Эверли, Р. Розенфильд - Стресс, природа и лечение. М.,1985
27. Долганова П. И. Теоретические аспекты исследования проблемы экзаменационного стресса у студентов // Материалы 70-й научно-практической конференции преподавателей и студентов. – 2021. – С. 184-187.
28. Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. – М.: Медицина, 1988. – С.147-160.
29. Заболевания вегетативной нервной системы / Под ред. А.М. Вейна. – М.: Медицина, 1991. – 624 с.
30. Завьялов А.В., Склярук Н.А. Влияние уровня личностной тревожности у студентов-медиков на рефлекторную регуляцию сердечного ритма // Системные механизмы реабилитации: Труды научного совета РАМН по эксперимент. и прикладной физиологии. – 1994. – Т.5. – С. 114-119.
31. Золотухина Е. Д., Минахметова А. З. Исследование учебного стресса в жизни студентов // NovaUm. Ru. – 2019. – №. 17. – С. 471-474.
32. Ивлева Е.И., Щербатых Ю.В. Клинико-психопатологичсекие аспекты и нарушения вегетативного гомеостаза при социальных фобиях // Социальная и клиническая психиатрия. – 2000. – №3. – С. 53-56.
33. Илькевич Т. Г. О необходимости коррекции экзаменационного стресса у студентов средствами здоровьесберегающих технологий // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2023. – №. 5 (219). – С. 180-187.
34. Калуев А. В. Проблемы изучения стрессорного поведения. – Киев, 1999. – 639 с.
35. Карпенко Ю. Д. Особенности функционального состояния организма студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена и санитария. – 2010. – №. 1. – С. 80-82.
36. Карпман В.Л. Фазовый анализ сердечной деятельности. – М.: Медгиз, 1964. – 80 с.
37. Карпман В.Л. Определение минутного объема крови // Теория и практика физической культуры. – 1954.– №6. – С. 69.
38. Каширина Л. В., Краева К. В., Верба И. К. Копинг-поведение студентов в условиях экзаменационного стресса // Психология. Экономика. Право. – 2013. – №. 4. – С. 15-24.
39. Кемпипски А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975. – 259 с.
40. Киселева Е. В. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия / Е. В. Киселева, С. П. Акутина // Молодой ученый. — 2017. — № 6. — С. 417-419.
41. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. – М., 1983. – 56 с.
42. Коннова С.С. Степень биоритмологической адаптации первокурсников высших учебных заведений к процессу обучения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Экологические проблемы промышленных городов». – М., 2009. – 304с.
43. Колле Д. А. Особенности стрессоустойчивости и адаптации студентов НВГУ в зависимости от хронотипов // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. – 2019. – С. 60.
44. Конобейская А. В., Сидорова Е. Д. Анализ влияния режима дня на здоровье студентов // Студент года 2020. – 2020. – С. 334-338.
45. Кузнецов Л. С., Порсева К. В. Способы формирования режима сна – неотъемлемой части успеваемости студентов // Физиологические, психофизиологические проблемы здоровья и здорового образа жизни. – 2020. – С. 116-118.
46. Куташов В. А., Ульянова О. В. Схема корректировки уровня стресса среди студентов // Здоровье молодежи. Новые вызовы и перспективы. – 2019. – С. 226-246.
47. Мавлютов С. М., Горст В. Р. Влияние условий жизни и учебного процесса на психоэмоциональное и соматическое состояние студентов // Актуальные исследования висцеральных систем в биологии и медицине. – 2020. – С. 48-50.
48. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Издательский дом «Сентябрь». 2001. – 60 с.
49. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. – М.: Просвещение, 1984. – 191 с.
50. Марчук С. А. Влияние экзаменационного стресса на психофизическое состояние студентов //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2019. – №. 10 (176). – С. 222-226.
51. Марьинских С. Г. Оценка уровня здоровья юношей, проживающих в г. Тюмень при переходе из общеобразовательных учреждений в вуз // Физиологические механизмы адаптации человека: Материалы международной научно-практической конференции. – Тюмень: Лаконика. – 2010. – С.64-67.
52. Меерсон Ф. 3. Адаптация организма к стрессовым ситуациям и предупреждение нарушений ритма сердца // Успехи физиологических наук. – 1987. – Т. 18. № 4. – С. 56-79.
53. Мельников В. И. Экзаменационный стресс студентов и основные методы его оптимизации // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2012. – №. 1. – С. 45-60.
54. Мечникова И. И. Влияние экзаменационного стресса на физиологические показатели студентов // Педагогика и психология образования. – 2021. – №. 4. – С. 47-49.
55. Мирманова И. М., Болонина А. В. Сон. Влияние сна на психоэмоциональное, умственное, физическое состояние //Столица науки. – 2020. – №. 9. – С. 9-12.
56. Миронова О. И. Подходы к изучению экзаменационного стресса у студентов // Педагогика и психология образования. – 2021. – №. 1. – С. 159-170.
57. Михайлюк О. М., Подкупняк М. О. Влияние экзаменационного стресса студентов на состояние организма //Инновации и технологии в биомедицине. – 2021. – С. 328-331.
58. Мойкин Ю. В., Киколов А. И., Тихоревский В. И., Милков Л. Е. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. – М.: Медицина, 1987. – 256 с.
59. Недышилова А. В. Влияние стресса во время сдачи студентами экзаменационной сессии //Молодой исследователь: от идеи к проекту. – 2021. – С. 246-248.
60. Ноздрачев А. Д., Щербатых Ю. В. Физиология и психология страха // Природа. – 2000. – № 5. – С. 61-67.
61. Ноздрачев А.Д., Щербатых Ю.В. Современные способы оценки функционального состояния вегетативной нервной системы // Физиология человека. – 2001. – №6. – С.135-141.
62. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. № 1. – С. 90-101.
63. Парин В.В., Карпман В.Л. Систолический объем сердца // Физиология кровообращения. Физиология сердца / под общ. ред. Бабского Е.Б. – Л.: Наука, 1980. – 508 с.
64. Патологическая физиология / под ред. А.Д. Адо, В.В. Новицкого. – Томск, 1994. – 487 с.
65. Патологическая физиология / под ред. Н.Н.Зайко. – Киев, 1985. – 194 с.
66. Петрова Е. Г. Исследование тревожности студентов в условиях экзаменационного стресса //Вестник Таганрогского института имени АП Чехова. – 2010. – №. 2. – С. 152-157.
67. Петровский А.В. Практические занятия по психологии. – М.: Просвещение, 1972. – 167 с.
68. Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. – 1983. – №5. – С. 48-50.
69. Плотников В. В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса //Гигиена труда. – 1983. – № 5. – С.48-50.
70. Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. – 1983. – Т. 5. – С.48-50.
71. Порсев В. В., Кетриш Е. В. Соблюдение режима сна как средство повышения успеваемости студентов // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций. – 2020. – С. 201-204.
72. Пряжников Н. С, Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2004. – 243 с.
73. Пуговкин А.П. и др. Физиология сердца: Учеб. пособие / Пуговкин А.П., Евлахов В.И., Шалковская Л.Н.; Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб.: Б.и.,1995. – 81с.
74. Расулов М. А., Саидов А. Б. Психофизиологические показатели у студентов с разной степенью адаптации во время экзаменационного периода // Лікарська справа. – 2009. – №. 3-4. – С. 58-62.
75. Рябикина М. А. Исследование зависимости интеллектуальной работоспособности студентов от их хронотипа и биоритмов // Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University. – 2019. – №. 1 (14). – С. 93-99.
76. Сологуб Е.Б., А.С. Солодков Общая физиология: Учеб. Пособие / СПБГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2000. – 216 с.
77. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1992. – 109 с.
78. Семенова Т. Н., Первушин В. В., Коротков Д. Ю. Влияние экзаменационного стресса на психофизиологические показатели студентов // Образование и общество. – 2021. – №. 3. – С. 124-129.
79. Симонов П. В. Психофизиологический стресс космического полета // Основы космической биологии и медицины. – М.: Наука, 1975. –172 с.
80. Сивцова А. В., Латкин В. А. Экзаменационный стресс студентов //Аграрная наука-сельскому хозяйству. – 2019. – С. 34-35.
81. Сидтиков Ф. Г., Шайхелисламова М. В, Валеев И. Р. Влияние учебной нагрузки и условий производства на функциональное состояние симпатоадреналовой системы и показатели регуляции сердечного ритма у девушек 17-18-летнего возраста // Физиология человека. – 2001. – № 5. – С.60.
82. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М.: Наука, 1970. – 48 с.
83. Смирнова А. В., Корягина О. А. Стресс и физиологический ответ организма. Экзаменационный стресс у студентов // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. – С. 1-8.
84. Солодков А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. – М.: Советский спорт, 2008. – 620 с.
85. Стрелец В.Б., Данилова Н.Н., Корнилова И.В. Ритмы ЭЭГ и психические показатели эмоций при реактивной депрессии // Журн. высш. нервн. деят. – 1997. – Т.47. №1. – С.11- 21.
86. Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В. Физиологические показатели предэкзаменационного стресса // ЖВНД. – 1998. – Т.48. №. 3. – С. 458-463.
87. Стригельская И. Ю., Запрометова С. А., Федоров В. И. Проблема стрессоустойчивости студентов в период экзаменационной сессии в вузе // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2021. – №. 10 (200). – С. 472-476.
88. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. – М., 1998. – 268 с.
89. Суворова В. В. Психофизиология стресса. – М: Педагогика, 1975. – 208 с.
90. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. – М.: Медицина, 1981. – 232 с.
91. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. – М., 1988. – 172 с.
92. Токаева Л. К., Павленкович С. С. Влияние экзаменационного стресса на психоэмоциональный статус и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы первокурсников //Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №. 2. – С. 365-365.
93. Токаева Л.К., Павленкович С.С. Влияние экзаменационного стресса на функциональное состояние сердечно – сосудистой системы первокурсников // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. – С. 41-43.
94. Умрюхин Е.А., Быкова Е.В., Климина Н.В. Вегетативный тонус и энергозатраты у студентов в процессе результативной учебной деятельности // Вестник Российской АМН. – 1999. – №6. – С. 47-51.
95. Устоев М. Б., Алиева М. Т., Устоев Б. Р. Влияние экзаменационного стресса на здоровье студентов // Агаджаняновские чтения. – 2018. – С. 265-266.
96. Фатеева Н. М., Арефьева А. В. Экзаменационный стресс и психофизиологические показатели студентов // Образовательный вестник «Сознание». – 2015. – №. 3. – С. 11-14.
97. Фаустов Л. С., Щербатых Ю. В. Обучение и здоровье. – Воронеж, 2000. – 25 с.
98. Федоров Б.М. Стресс и система кровообращения. – М.: Медицина, 1991. – 318 с.
99. Фертикова Т. Е. Состояние здоровья студентов и здоровьесберегающие технологии: региональный опыт вузов России // Морская медицина. – 2019. – №. 2. – С. 34-44.
100. Фомин Н.А. Физиология человека. – М.: Просвещение: Владос,1995. – 416 с.
101. Хананашвили М. И. Информационные неврозы. – Л.: Медицина, 1978. – 143 с.
102. Ханин Ю.Д. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Р. Спилбергера. – Л., 1976. – 43 с.
103. Хвалина С. А. Экзаменационный стресс // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – Общество с ограниченной ответственностью «Наука и инновации», 2013. – №. 2. – С. 466.
104. Черкович Г. М. Опыт воспроизведения невроза у обезьян путем экспериментального изменения суточного режима // Бюллетень экспериментальной биологии. – 1959. – Т. 48. № 8. – С. 21-24.
105. Чистов В. В. Психофизиологическая саморегуляция и ее роль в активности и успешности деятельности студентов // Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм. – 2021. – Т. 1. – №. 1. – С. 284-289.
106. Чусов Ю.Н. Физиология человека: Учеб. Пособие. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.
107. Шахова А. Ю., Димитриева С. В. Влияние экзаменационного стресса на функциональное состояние организма студентов // Физиология человека. – 2021. – №. 7. – С. 42-45.
108. Шепель С. П. Влияние режима сна на здоровье и работоспособность студентов // Теория и практика физической культуры. – 2022. – №. 12. – С. 67-69.
109. Ширяев О.Ю., Ивлева Е.И. Нарушение вегетативного гомеостаза при тревожно-депрессивных расстройствах и методы их коррекции // Прикладные информационные аспекты медицины. – 1999. – Т2. №4. – С. 45-48.
110. Щербатых Ю. В. Стресс и счастье – на одну букву. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 23 с.
111. Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. – 2000. – № 3. – С. 111-115.
112. Щербатых Ю.В. Использование аутогенной тренировки для оптимизации уровня экзаменационного стресса у студентов высшей школы // Актуальные проблемы современной биологии и медицины. – Днепропетровск, 1997. – С.116-117.
113. Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Вегетативные компоненты реакции страха при моделировании психотравмирующей ситуации // Структура и функции вегетативной нервной системы. Матер. 2-го международного симпозиума. – Воронеж, 1998. – С.31.
114. Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса // Прикладные информационные аспекты медицины. 1999. Т2. №1. С. 59 62.
115. Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. – Воронеж: Исток, 1998. – 262 с.
116. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. – Воронеж, 2000. – 118 с.
117. Юматов Е. А., Кузьменко В. А., Бадиков В. И. и др. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов // Физиология человека. – 2001. – № 2. – С.104-111.
118. Яник А. А., Старикова В. А. Дополнительная общеразвивающая программа психолого-педагогической направленности «Экзамены без стрессов» // Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде. Каталог-2021. – 2021. – С. 47-58.
119. Akselrod S., Gordon D., Madved J.B. et al.Hemodynamic regulation: investigation by spektral analysis // Amer. J. Physiol. – 1985, – V.249. – P. 867-875.
120. Baselli G., Cerutti S., Livraghi M. et al. Causal relationship between heart rate and arterial blood pressure variability signals // Med. Biol. Engng. Comp. – 1988. – V. 26. – P. 374-385.
121. De Quattro V. L. Stress overload-and catecholamine response-demand neutralizing antihypertensive therapy // Heart and Circ. – 1988. – V. 3. № 2. – P. 6-7.
122. Folkman S., Schaefer C, Lazarus R. S. Cognitive processes as mediators of stress and coping / V. Hamilton, D. W. (Eds.) Human stress and cognition: An information processing approach. N. Y.: Willey. – 1979. – P. 265-298.
123. Heart rate variability. Standarts of Mesurement, Physiological Interpritation and Clinical Use // Circulation, 1996, V.93, N5, P.1043-1065.
124. Lannone V. Stress und Krankheit // Raum und Zeit. – 1990. – V. 9. № 4. – P. 60-62.
125. Lazarus R. S., Launier R. Stress – related transactions between person and environment // L. A. Pervin, M. Levis (Eds.). Perspectives in inreractional psychology. N. Y.: Plenum. – 1978. P. 287-327.
126. Malliani A., Pagani M., Lombardi F., Cerutti S.Cardiovascular neural regulation explored in the frequency domain // Circulation. – 1991. – V.84. – Р.1482-1492.
127. Stewart-Brown S., Layte R. Emotional health problems are the most important cause of disability in adults of working age: A study in the four counties of the old Oxford region //J. Epidemiol, and Community Health. – 1997. – V. 51. № 6. – P. 672-675.
128. Zung W.W.K. How normal is anxiety? // Current Concepts. Upjohn Company. – N.Y, 1980. – 341 p.