Развитие использования цифровых технологий в государственном учреждении на примере ФГКУ

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Право
  • 70 70 страниц
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 05.03.2024
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования цифровых технологий в медицинских учреждениях 6
1.1. Понятие и сущность цифровых технологий 6
1.2 Современные тенденции использования цифровых технологий в медицинских учреждениях 15
Глава 2. Анализ практики использования цифровых технологий в государственном учреждении 29
2.1 Правовой статус ФГКУ "СТЗ" ФМБА России и общая характеристика деятельности 29
2.2 Анализ использования цифровых технологий в ФГКУ "СТЗ" ФМБА России и их аспекты 41
2.3 Перспективы использования цифровых технологий в ФГКУ "СТЗ" ФМБА России 51
Заключение 59
Список используемых источников 63
Фрагмент для ознакомления

- Проведение диагностических и лечебно-профилактических мероприятий для спортсменов, в том числе, назначение препаратов,- Организация реабилитационных процедур для спортсменов после заболеваний и травм,- Финансовый контроль и планирование медицинского и медико-биологического сопровождения спортсменов сборных команд России,- Контроль медицинского, медико-биологического и фармакологического сопровождения спортсменов сборных команд России на тренировочных сборах и соревнованиях.Таким образом, развитие использования цифровых технологий в государственном учреждении, особенно на примере отдела организации построения информационных систем Федерального государственного казенного учреждения «Служба технического заказчика» Федерального медико-биологического агентства, позволяет повысить эффективность работы, улучшить качество предоставляемых услуг и обеспечить более удобные условия взаимодействия со сторонними организациями и клиентами. Данная инициатива должна быть поддержана и распространена на другие государственные учреждения, чтобы продолжать совершенствовать систему государственного управления в цифровом веке.Сравнительная таблица положительных и отрицательных аспектов развития информационных технологий в государственных учрежденияхАспект Позитивные характеристикиТаблица 3Негативные характеристикиПовышение эффективности деятельности- Сокращение времени и ресурсов становится возможным благодаря автоматизации процессов, что приводит к улучшению качества работы.- Обеспечивается более быстрый и точный доступ к информации.- Возникает возможность улучшить коммуникацию и сотрудничество между различными органами государственного управления– Новые требования к обучению персонала и приспособлению к новым технологиям – Угрозы кибератак и утечки информации – Необходимость постоянного обновления и усовершенствования системыПовышение доступности услуг органа – Электронные сервисы дают возможность гражданам и предпринимателям получать услуги государства в любое время и в любом месте. Это способствует упрощению процедур и сокращению бюрократии.– Отсутствие доступа к технологиям у некоторых групп населения может привести к ограничению возможности получать услуги в отсутствие альтернативных способовПовышение прозрачности- Возможность наблюдать и регулировать активности государственных учреждений - Повышение прозрачности и доступности информации о деятельности государственных органов в целом- Риск незаконного использования и манипулирования информацией - Необходимость защиты личных данных и обеспечения их конфиденциальности,-нарушения кибербезопасности и киберугрозыТаким образом, развитие использования информационных технологий в государственных учреждениях влечет не только совершенствования различных функций, но и угрозы различного характера и природы. В частности, оно осложняется тем, что внедрение ИТ также сталкивается с определенными вызовами и препятствиями. Некоторые государственные учреждения имеют устаревшую информационную базу или сложную структуру, что затрудняет переход к цифровому формату. Кроме того, необходимость обеспечения безопасности данных и информации, а также защиты от кибератак, требует значительных усилий и инвестиций.Однако ввиду того, что отказ от использования таких технологий на современном этапе уже невозможен и нецелесообразен, то потребуется систематическое и целенаправленное разрешение всех имеющих место проблемных аспектов. 2.3. Перспективы использования цифровых технологий в ФГКУ «СТЗ» ФМБА РоссииКак уже отмечалось ранее авторами, внедрение цифровизации в здравоохранение России сопряжено с уникальными характеристиками: сохранение цифрового разрыва в сельских районах, отсутствие доступа к высокоскоростной сети Интернет некоторых лечебных учреждений, технические трудности (устаревшая техника, затрудняющая использование электронных сервисов), низкий уровень компьютерной грамотности населения, недоверие пациентов к новым видам взаимодействия с здравоохранением. В этой связи представляется целесообразным осуществление деятельности на основе соответствующих программ, определяющих права участников таких программ и их задачи. Однако государством устанавливаются задачи в этом направлении. Так, в 2024 году планируется, чтобы 70% взаимодействий граждан с государственными органами происходило через цифровые каналы. К этому времени все государственные услуги должны быть доступны в электронном формате, а использование электронного документооборота в государственных и бюджетных учреждениях должно достичь 100%.В рамках деятельности ФМБА России соответствующие программы, которые определяют развитие информационных технологий, приняты. Существуют документы, которые определяют мероприятия цифровой трансформации применительно к отдельным временным периодам. К таким документам могут быть отнесены Приказ ФМБА России от 21.04.2021 № 71 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федерального медико-биологического агентства на 2021 - 2023 годы» и Приказ ФМБА России от 19.09.2022 № 215 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федерального медико-биологического агентства на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».Приказ ФМБА России от 22.11.2021 № 242 «По обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности Федерального медико-биологического агентства, подведомственных учреждений Федерального медико-биологического агентств» предусматривает что, всем подведомственным учреждениям и структурным подразделениям необходимо согласовывать свои нормативные акты, а также техническую документацию, которые касаются цифровизации, с ФМБА. Приказ ФМБА России № 233, Минцифры России № 1190 от 16.11.2021«О межведомственных координационных органах цифровой трансформации ФМБА России» предусматривает создание межведомственного проектного комитета по реализации мероприятий цифровой трансформации деятельности агентства.Указанные нормативные документы закладывают основу для дальнейшего взаимодействия ФМБА и всех его структурных подразделений и подведомственных учреждений, а также идругих государственных органов. Следует отметить, что по результатам 2022 г. деятельность ФМБА в ключе цифровой трансформации была оценена достаточно высоко, что позволило занять агентству 10 место среди иных федеральных ведомств, что демонстрирует улучшение показателейсравнению с 2021 г., когда агентство заняло 17 место.В ходе исследования оценивались результаты выполнение оперативных задач, в том числе, переход на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде, поддержание информационной безопасности, переход на единые государственный платформы. Это показывает наличие позитивных направлений в деятельности ФМБА и свидетельствует о постепенном преодолении возникающих сложностей. Однако имеют место и иные проблемные аспекты, на которые нужно обратить внимание. Эти аспекты связаны с цифровой трансформацией в государственных учреждениях в целом по стране.В настоящее время рассматривается перевод государственных структур на российское ПО. Однако возникает дополнительная проблема, связанная с необходимостью импортозамещения в области информационных технологий. Ни разработчики программного обеспечения, ни специалисты, занимающиеся сопровождением таких систем и решений, пока полностью не готовы к этому.После анализа действующих нормативных актов становится очевидно, что в них имеются явные пробелы из-за отсутствия общей терминологии. Это означает, что базовые термины должны присутствовать во всех юридических документах, чтобы избежать возможных ограничений, столкновений и противоречий в законодательстве. Например, в Постановлении Правительства РФ от 5 мая 2016 г. №392 «О приоритетных направлениях использования и развития информационно-коммуникационных технологий в федеральных органах государственной власти и органах управления государственными внебюджетными фондами и о внесении некоторых изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» не приводились понятия «интернет вещей», «большие данные», «искусственный интеллект», хотя указанный документ содержал важные положения об использовании российских технологий и российского программного обеспеченияОдной из главных проблем, с которыми сталкивается отдел организации построения информационных систем в рамках Федерального государственного казенного учреждения «Служба технического заказчика» Федерального медико-биологического агентства, является неэффективное управление персоналом. Внутренняя коммуникация между сотрудниками отдела оставляет желать лучшего: информация передается несвоевременно, нет четкого распределения ответственности, и не всегда каждый сотрудник понимает свои обязанности и цели работы.Еще одной существенной проблемой отдела является несовершенство технологических процессов. Учреждение испытывает сложности в разработке и внедрении информационных систем, что затрудняет повышение эффективности и продуктивности работы отдела. Недостаточная автоматизация и устаревшие программные решения препятствуют достижению оптимальной работы всего подразделения.Также стоит обратить внимание на проблему недостаточного финансирования отдела. Недостаточная финансовая поддержка влияет на приобретение современных программных и аппаратных средств, обеспечение персонала качественным обучением и повышением квалификации. Это приводит к замедлению развития и снижению конкурентоспособности отдела.Необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов является еще одной существенной проблемой отдела организации построения информационных систем. Недостаток квалифицированных кадров влияет на скорость и качество разработки информационных систем, что негативно сказывается на всей работе учреждения. Кроме того, недостаток кадров препятствует реализации новых проектов и внедрению инновационных решений.Проблемы, с которыми сталкивается отдел организации построения информационных систем Федерального государственного казенного учреждения «Служба технического заказчика» Федерального медико-биологического агентства, требуют комплексного подхода для их решения. Необходимо улучшить систему управления персоналом, совершенствовать технологические процессы, обеспечить достаточное финансирование и привлечь высококвалифицированных специалистов. Только таким образом можно обеспечить эффективное функционирование отдела и достижение поставленных целей.Эффективность внедрения глобальных систем также оказывает влияние на эффективность цифровизации в ФМБА. Так, собственно Положение о системе ГИС ТОР СЭД устанавливает, что при подписании электронных документов будет применяться усиленная квалифицированная электронная подпись, и такая подпись будет проверяться в течение всего срока хранения документов с помощью государственной информационной системы. Однако в самом положении не указаны конкретные механизмы решения данных задач. Вероятно, это связано с тем, что основной разработчик системы, НИИ «Восход», в настоящее время ведет пилотную эксплуатацию системы, в процессе которой будут апробированы различные возможные механизмы. Согласно имеющимся данным, более 1 400 бюджетных учреждений уже подключились к ГИС ТОР СЭД, и полноценное функционирование системы ожидается до конца 2024 года. Основное отличие предлагаемого решения заключается в том, что оно охватывает все этапы жизненного цикла документа- от его проектирования и регламентации использования до передачи структурированных данных и организации архивного хранения. Предполагается, что система будет использоваться всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления и бюджетными организациями. В рамках проекта планируется внедрить унифицированные организационно-технические принципы работы с системами электронного документооборота, включая единые правила и справочники, структурированные форматы документов и регламенты информационного взаимодействия, а также единые подходы к организации межведомственных процессов. Таким образом, развитие и дополнение функционала системы ГИС ТОР СЭД необходимо продолжать и оно окажет позитивное влияние на деятельность ФМБА России и его структурных подразделений, подведомственных учреждений, впоследствии. Резюмируя, можно отметить, что благодаря работе в рамках Федеральной программы «Цифровая экономика» происходит расширение нормативной базы управления документами в Российской Федерации. Однаконедостаточная согласованность терминологии в нормативных актах затрудняетвозможность проведения последовательной и эффективной деятельности по внедрению электронных документов и их гармонизации.Таким образом, деятельность СТЗ ФГКУ ФМБА направлена на обеспечение устойчивости и эффективности цифровой трансформации, а также на соблюдение требований законодательства и нормативных документов, регулирующих деятельность государственных учреждений.Нами ранее были рассмотрены программные продукты, которые используются ФГКУ «СТЗ» «ФМБА» в ходе ежедневной деятельности. При этом есть и проекты инновационного характера следующего содержания. Так, существуют планы Росатома, НЦФМ, Минздрава, ФМБА и РАН по внедрению такого решения, как «Умная карта здоровья», предназначением которой является мониторинг здоровья, обеспечениенепрерывной диагностики неинвазивного характера.В рамках данного проекта планируется внедрение электронного устройства, способного передавать и анализировать различную информацию, включая медицинскую карту, историю болезни, требования по охране труда и нормативы Минздрава, что предоставит возможность эффективного управления здоровьем и его поддержания на высоком уровне в течение продолжительного периода времени.Росатом планирует провести пилотный проект в закрытом городе, где миграция людей минимальна и население поддерживает новые научные подходы. Росатом имеет научно-технологическую базу и производственные мощности для разработки инновационного оборудования. НЦФМ уже имеет опыт развитию бесконтактного и дистанционного контроля психоэмоционального состояния операторов критической инфраструктуры, но требуется прикладная адаптация для применения на объектах Росатома.В ФМБА Россииучреждены и выполняют свои функции такие информационные системы, которые предназначены дляведению электронного регистра состояния здоровья спортсменов сборных команд Российской Федерации,Единая информационная база донорства, федеральная информационная система-федеральный регистр доноров костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток. Кроме того, совместно с иными органами и организациями были разработаны и внедрены решения наоснованииискусственного интеллекта, что включает исследование микропрепаратов на стекле на уровне лаборанта, способы диагностик поражений вирусных поражений легких на снимках с коронавирусной инфекцией, алгоритмы для поиска метастазов в лимфатических узлах и т.д. Вводятся приемы реабилитации через системы виртуальной реальности, что позволяет пациента оттачивать необходимые навыки без взаимодействия непосредственным образом с окружающей средой, без риска каким-то образом навредить своему здоровью.Таким образом, внедрение самых передовых и инновационных решений также происходит и требует дальнейшего масштабирования и дальнейшей корректной оценки их эффективности.Следовательно, ФМБА и его структурные подразделения и подведомственные организации обладают высоким потенциалом развития в рамках процессов цифровизации, однако, для полного достижения поставленных целей, требуется разрешить как проблемы, свойственные непосредственно данному учреждению, так и проблемы государственных информационных систем, ввиду того, что они носят глобальный характер. Однако дальнейшие исследования требуются для изучения специфических аспектов ГИС в различных областях, оценки тенденций в информационных технологиях, основанных на искусственном интеллекте и машинном обучении. Важно продолжать анализировать примеры успешного и неудачного внедрения ГИС, чтобы учесть возможные ошибки и разработать оптимальные стратегии для будущего внедрения. Ведь имеют место и неуспешные попытки цифровизации, как, например, программа Электронная Россия, на что обращается внимание в исследованиях. ЗаключениеДанное исследование исследовало эволюцию и важность государственных информационных систем (ГИС) в Российской Федерации. Отмечается, что ГИС играют ключевую роль в улучшении эффективности государственного управления и предоставлении качественных государственных услуг. Были выявлены различные типы ГИС и развитие их использования, которые применяются в разных сферах деятельности ФМБА. Также были проанализированы преимущества использования ГИС, включая повышение прозрачности, улучшение процессов принятия решений, оптимизацию государственных услуг и другие, а также выявлены проблемные аспекты развития использования информационных технологиях в государственных учреждениях и в ФМБА, в частности.Федеральное государственное казенное учреждение «Служба технического заказчика» Федерального медико-биологического агентства является Федеральным государственным казенным учреждением, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств Федерального бюджета на основе бюджетной сметы, а также иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.Современный мируже нельзя представитьбез активного развития цифровых технологий, которые внедряются во все сферы общественной жизни, включая медицину, а также государственное управление.Цифровые технологии не имеют единообразного определения, однако онимогут быть могут быть определены как средства, методы и решения, используемые для обработки и передачи данных через интерактивные каналы связи, которые позволяют повысить эффективность обработки информациии в большей степени отвечать пользовательским запросам. К их числу относятсяискусственный интеллект, децентрализованные системы реестров (блокчейн), большие данные (BigData), робототехнические модули и сенсорные устройства, беспроводные коммуникационные технологии, технологии виртуальной и дополненной реальности,интернет вещей и сеть Интернет как таковая, облачные сервисы, интеллектуальные программные комплексы, цифровые технологии идентификации и аутентификации, включая использование биометрических данных, а также другие цифровые технологии, используемые для идентификации и аутентификации. Они объединены общей целью- представить возможность для эффективного решения задач, в том числе, и в сфере государственного управления. Цифровые технологии позволяют значительно улучшить качество услуг, сократить временные затраты на выполнение задач, минимизировать риски возникновения ошибок и обеспечить гарантированную безопасность хранения и обработки информации. Таким образом, от них ожидается существенное положительное воздействие. Цифровые технологии начинают внедряться и деятельность государственных органовнашей страны, в целях повышение уровняих взаимодействия друг с другом, оптимального хранения информации, а также эффективного оказания услуг населению. В настоящее время использование цифровых технологий и в государственных учреждениях приобретает все большую значимость и становится неотъемлемой частью эффективного функционирования и развития таких организаций. Примером успешной реализации информационных технологий в государственном учреждении может служить отдел организации построения информационных систем в рамках деятельности Федерального государственного казенного учреждения «Служба технического заказчика» Федерального медико-биологического агентства.При этом, внедрение подобных решенийтребует значительных ресурсов и скоординированной деятельности, что позволяют решить целевые программы, такие как «Цифровая экономика», на основании которыхгосударственные органы внедряют собственные программы цифровизации. Следует отметить,что в СТЗ ФГКУ ФМБА применяютсяпрограммы цифровизации, рассчитанные на несколько лет. Это позволяет агентствуосуществлять цифровую трансформацию своей деятельности, а также принимать участие в проектах с иными государственными органами, которые задействуютпоследние инновационные технологии, в том числе, с применением искусственного интеллекта, который анализирует показатели здоровья, позволяет определить заболеваниям, осуществлять дистанционный мониторинг состояния пациента, проводить реабилитацию с использованиемтехнологии виртуальной реальности.Особое внимание в отделе уделяется использованию современных программных и аппаратных решений для улучшения качества предоставляемых услуг и оптимизации внутренних бизнес-процессов. В рамках данной деятельности осуществляется поиск и внедрение передовых IT-технологий, а также анализ существующих информационных систем с целью оптимизации их работы.Таким образом, следует отметить, что использование цифровых технологий в государственных учреждениях, в частности в отделе организации построения информационных систем Федерального государственного казенного учреждения «Служба технического заказчика» Федерального медико-биологического агентства, играет ключевую роль в повышении эффективности и качества предоставляемых услуг, а также способствует развитию и совершенствованию работы государственной организации. Регулярное внедрение и использование передовых IT-решений и инновационных технологий в государственных учреждениях становится одним из приоритетных направлений развития государства в целом.В отделе организации построения информационных систем Федерального государственного казенного учреждения «Служба технического заказчика» Федерального медико-биологического агентства работают специалисты с высоким уровнем квалификации, обладающие навыками в области программирования, анализа данных, управления проектами и информационной безопасности. Они готовы применить свои знания и опыт для достижения целей учреждения и обеспечения эффективного функционирования информационных систем.Однако в ходе исследования были выявлены и проблемные аспекты, которые касаютсявозможности для развития цифровой медицины в Российской Федерации, которые заключаются в неясности и несогласованности терминологий различных нормативно-правовых актов,недостаточным оснащением некоторыхмедицинских учреждений компьютерной техникой, проблемами с распространением сети Интернети построением локальных вычислительных сетей, а также недоверием населения иотсутствие надлежащего обучения сотрудников медицинских учреждений. Все эти проблемные аспекты необходимо решать поэтапно, что предопределяет необходимость изучения такой важно и актуальной в современности темы, как использованиецифровых технологийв медицинских учреждениях и в дальнейшем. Список используемых источниковОфициальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации [Электронный текст] // Режим доступа: URL: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020/, свободный.Дата обращения 23.07.2023.Федеральный закон от 21.11.2011№ 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023)«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»//Российская газета. 2011. № 263.Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// Российская газета. 2006. № 165.Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236«Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.11.2015.Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 апреля 2011 № 364//Бюллетень трудового и социального законодательства РФ.2011. № 7.Приказ Минздрава России от 24.12.2018 № 911н «Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций»(Зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2019 № 54963)// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.06.2019.Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утв. Указом Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»// СЗ РФ. 2019, № 41. Ст. 5700.Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы// СЗ РФ.2017. № 20. Ст. 2901.Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»// Российская газета. 2018. № 97с.Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку программ деятельности лидирующих исследовательских центров, реализуемых российскими организациями в целях обеспечения разработки и реализации дорожных карт развития перспективных «сквозных» цифровых технологий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.05.2019 № 551// СЗ РФ.2019. № 19. Ст. 2307.ПостановлениеПравительства РФ от 15 февраля 2022 г. № 172// СЗ РФ.2022. № 8. Ст. 1178. Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 № 206 «О Федеральном медико-биологическом агентстве»//Российская газета. 2005. № 84.ГОСТР 33.505-2003 «Единый Российский страховой фонд документации» //URL:https://docs.cntd.ru/document/1200032423/ Электронный документ. Дата обращения 25.01.2024. Приказ ФМБА России от 21.04.2021 № 71// Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс. Дата обращения 28.01.2023.Приказ ФМБА России от 19.09.2022 № 215// Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс. Дата обращения 28.01.2023.Приказ ФМБА России от 22.11.2021 № 242 //Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс. Дата обращения 28.01.2023.Приказ ФМБА России № 233, Минцифры России № 1190 от 16.11.2021// Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс. Дата обращения 28.01.2023.Официальный сайт ФМБА.URL:https://fmba.gov.ru/press-tsentr/novosti/detail/?ELEMENT_ID=61108&ysclid=lrxzeic5s8779307535/ Электронный документ. Дата обращения 28.01.2023.Амлаев К. Р., Бакунц С. А. Информационно-коммуникационные технологии в медицине //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2022. – Т. 30. – №. 4. – С. 629-638.Быкова, М. С. Цифровые технологии в обеспечении достойной жизни человека / М. С. Быкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 42-46. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93186/ (дата обращения: 25.01.2024).Ваулин Г. Ф., Тихомирова А. А., Котиков П. Е. Защита персональных данных пациентов в медицинских информационных системах //FORCIPE. – 2022. – Т. 5. – №. S2. – С. 111-112.Дятлов С. П. Использование цифровых технологий как одно из направлений решения проблемы качества российского здравоохранения //Бизнес-образование в экономике знаний. – 2023. – №. 2 (25). – С. 29-36.Заболотная Н. В., Гатилова И. Н., Заболотный А. Т. Цифровизация здравоохранения: достижения и перспективы развития //Экономика. Информатика. – 2020. – Т. 47. – №. 2. – С. 380-389.Изотова М. Д. Влияние цифровых технологий на общество // Экономика. Финансы. Инновации. Межрегиональная студенческая учебно-исследовательская конференция: Сборник докладов VIII Межрегиональной конференции 05 декабря 2019 г., Выпуск 6 — Ярославль, ЯПЭК, 2019. — 108 с.Канищева, Е. М. Цифровые технологии: Понятие, виды, преимущества и недостатки / Е. М. Канищева, Е. С. Беляева // Актуальные проблемы международных отношений в условиях формирования мультиполярного мира: Сборник научных статей 10-й Международной научно-практической конференции, Курск, 15 декабря 2021 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 189-192. Ковалевич И. О. Понятие и содержание цифровых технологий и цифровых прав в законодательстве России //Образование и право. – 2023. – №. 3. – С. 289-293.КолкареваИ.Н. Цифровизация как инструмент преодоления коррупции в области здравоохранения / И.Н. Колкарева, Р.С. Дармограева // Сфера услуг: инновации и качество. — 2020. - № 51. — С. 47—56.Ларин М. В. Развитие нормативной базы управления документами в России //Научный вестник Крыма. – 2022. – №. 2 (37). – С. 5.Манягина, А. В. Статистическое исследование показателей цифровизации здравоохранения в России в 2010-2021 годах / А. В. Манягина, Э. И. Орхоноева // Мечниковские чтения-2023 : Сборник материалов конференции. 96-я Всероссийская научно-практическая конференция студенческого научного общества с международным участием, Санкт-Петербург, 26–27 апреля 2023 года. – Санкт-Петербург: Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова, 2023. – С. 315. Машевская О. В. Цифровые технологии как основа цифровой трансформации современного общества //Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. – 2020. – №. 1. – С. 37-44.Минбалеев, А. В. Модели регулирования цифровых отношений / А. В. Минбалеев // Проблемы и вызовы цифрового общества: тенденции развития правового регулирования цифровых трансформаций : Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции, Саратов, 17–18 октября 2019 года / Под редакцией Н. Н. Ковалевой. – Саратов: Саратовская государственная юридическая академия, 2019. – С. 14-17. Монахов, Д. Н. Политика цифровизации здравоохранения / Д. Н. Монахов, Г. Б. Прончев // Вопросы национальных и федеративных отношений. – 2020. – Т. 10, № 6(63). – С. 1582-1592. Нежметдинова, Ф. Т. Цифровизация медицины и этические проблемы в условиях пандемии COVID-19 / Ф. Т. Нежметдинова, М. Э. Гурылева // Медицинская этика. – 2021. – Т. 9, № 3. – С. 17-23. Обушева, К. А. Цифровая трансформация государственного управления / К. А. Обушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 490-493. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91855/ (дата обращения: 01.02.2024). Попова, В. С. Анализ отношения населения к цифровизации медицины / В. С. Попова, Т. С. Наролина // Общество и экономическая мысль в XXI В.: пути развития и инновации : Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Воронеж, 09 апреля 2020 года. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2020. – С. 488-493.Прохорко, Т. Н. Правовое становление цифровой экономики: реалии и перспективы / Т. Н. Прохорко // Пермский юридический альманах. – 2020. – № 3. – С. 148-158. Саломатина О. В., Рычкова А. А. Цифровизация здравоохранения и телемедицинские технологии как механизм повышения доступности медицинской помощи // Актуальные исследования. 2022. №19 (98). С. 87-93.Свищёва И. В., Пронкина А. Г. Исследование и анализ процессов внедрения информационных технологий в сферу здравоохранения РФ: актуальность и дальнейшие пути развития //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – №. 11-2. – С. 146-152.Стародубцева Л. В., Родионова С. Н. Развитие медицинских информационных и интеллектуальных технологий курскими исследователями с середины 90-х годов XX века //История и педагогика естествознания. – 2022. – №. 2-3. – С. 62-67.Старченкова О. Д., Величенкова Д. С. Анализ внедрения цифровых технологий в рамках высокотехнологичного здравоохранения //π-Economy. – 2022. – Т. 15. – №. 6. – С. 18-32.Урманов Б. Н. Будущее информационных технологий в медицине //Интерактивная наука. – 2020. – №. 5 (51). – С. 23-26.Цифровая трансформация службы ФМБА России//Кто есть кто в медицине. 2023. №1(119).Шалберкина М. Н. Об отдельных проблемах оказания медицинской помощи с применением телемедицинских услуг //Вестник Университета имени ОЕ Кутафина. – 2022. – №. 6 (94). – С. 160-170.Шепель, Р. Н., Кутчер, А. В., Ваховская, Т. В., & Драпкина, О. М. (2019). История развития телемедицины в Российской Федерации.Яковлев-Чернышев В. А. Цифровизация государственного управления в Российской Федерации: преимущества и риски //NB: Административное право и практика администрирования. – 2021. – №. 2. – С. 42-51.

1. Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации [Электронный текст] // Режим доступа: URL: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020/, свободный. Дата обращения 23.07.2023.
2. Федеральный закон от 21.11.2011№ 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»//Российская газета. 2011. № 263.
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// Российская газета. 2006. № 165.
4. Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.11.2015.
5. Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 апреля 2011 № 364// Бюллетень трудового и социального законодательства РФ.2011. № 7.
6. Приказ Минздрава России от 24.12.2018 № 911н «Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2019 № 54963)// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.06.2019.
7. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утв. Указом Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»// СЗ РФ. 2019, № 41. Ст. 5700.
8. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы// СЗ РФ.2017. № 20. Ст. 2901.
9. Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»// Российская газета. 2018. № 97с.
10. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку программ деятельности лидирующих исследовательских центров, реализуемых российскими организациями в целях обеспечения разработки и реализации дорожных карт развития перспективных «сквозных» цифровых технологий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.05.2019 № 551// СЗ РФ.2019. № 19. Ст. 2307.
11. Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2022 г. № 172// СЗ РФ.2022. № 8. Ст. 1178.
12. Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 № 206 «О Федеральном медико-биологическом агентстве»//Российская газета. 2005. № 84.
13. ГОСТР 33.505-2003 «Единый Российский страховой фонд документации» // URL:https://docs.cntd.ru/document/1200032423/ Электронный документ. Дата обращения 25.01.2024.
14. Приказ ФМБА России от 21.04.2021 № 71// Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс. Дата обращения 28.01.2023.
15. Приказ ФМБА России от 19.09.2022 № 215// Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс. Дата обращения 28.01.2023.
16. Приказ ФМБА России от 22.11.2021 № 242 //Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс. Дата обращения 28.01.2023.
17. Приказ ФМБА России № 233, Минцифры России № 1190 от 16.11.2021// Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс. Дата обращения 28.01.2023.
18. Официальный сайт ФМБА. URL:https://fmba.gov.ru/press-tsentr/novosti/detail/?ELEMENT_ID=61108&ysclid=lrxzeic5s8779307535/ Электронный документ. Дата обращения 28.01.2023.
19. Амлаев К. Р., Бакунц С. А. Информационно-коммуникационные технологии в медицине //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2022. – Т. 30. – №. 4. – С. 629-638.
20. Быкова, М. С. Цифровые технологии в обеспечении достойной жизни человека / М. С. Быкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 42-46. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93186/ (дата обращения: 25.01.2024).
21. Ваулин Г. Ф., Тихомирова А. А., Котиков П. Е. Защита персональных данных пациентов в медицинских информационных системах //FORCIPE. – 2022. – Т. 5. – №. S2. – С. 111-112.
22. Дятлов С. П. Использование цифровых технологий как одно из направлений решения проблемы качества российского здравоохранения //Бизнес-образование в экономике знаний. – 2023. – №. 2 (25). – С. 29-36.
23. Заболотная Н. В., Гатилова И. Н., Заболотный А. Т. Цифровизация здравоохранения: достижения и перспективы развития //Экономика. Информатика. – 2020. – Т. 47. – №. 2. – С. 380-389.
24. Изотова М. Д. Влияние цифровых технологий на общество // Экономика. Финансы. Инновации. Межрегиональная студенческая учебно-исследовательская конференция: Сборник докладов VIII Межрегиональной конференции 05 декабря 2019 г., Выпуск 6 — Ярославль, ЯПЭК, 2019. — 108 с.
25. Канищева, Е. М. Цифровые технологии: Понятие, виды, преимущества и недостатки / Е. М. Канищева, Е. С. Беляева // Актуальные проблемы международных отношений в условиях формирования мультиполярного мира: Сборник научных статей 10-й Международной научно-практической конференции, Курск, 15 декабря 2021 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 189-192.
26. Ковалевич И. О. Понятие и содержание цифровых технологий и цифровых прав в законодательстве России //Образование и право. – 2023. – №. 3. – С. 289-293.
27. Колкарева И.Н. Цифровизация как инструмент преодоления коррупции в области здравоохранения / И.Н. Колкарева, Р.С. Дармограева // Сфера услуг: инновации и качество. — 2020. - № 51. — С. 47—56.
28. Ларин М. В. Развитие нормативной базы управления документами в России //Научный вестник Крыма. – 2022. – №. 2 (37). – С. 5.
29. Манягина, А. В. Статистическое исследование показателей цифровизации здравоохранения в России в 2010-2021 годах / А. В. Манягина, Э. И. Орхоноева // Мечниковские чтения-2023 : Сборник материалов конференции. 96-я Всероссийская научно-практическая конференция студенческого научного общества с международным участием, Санкт-Петербург, 26–27 апреля 2023 года. – Санкт-Петербург: Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова, 2023. – С. 315.
30. Машевская О. В. Цифровые технологии как основа цифровой трансформации современного общества //Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. – 2020. – №. 1. – С. 37-44.
31. Минбалеев, А. В. Модели регулирования цифровых отношений / А. В. Минбалеев // Проблемы и вызовы цифрового общества: тенденции развития правового регулирования цифровых трансформаций : Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции, Саратов, 17–18 октября 2019 года / Под редакцией Н. Н. Ковалевой. – Саратов: Саратовская государственная юридическая академия, 2019. – С. 14-17.
32. Монахов, Д. Н. Политика цифровизации здравоохранения / Д. Н. Монахов, Г. Б. Прончев // Вопросы национальных и федеративных отношений. – 2020. – Т. 10, № 6(63). – С. 1582-1592.
33. Нежметдинова, Ф. Т. Цифровизация медицины и этические проблемы в условиях пандемии COVID-19 / Ф. Т. Нежметдинова, М. Э. Гурылева // Медицинская этика. – 2021. – Т. 9, № 3. – С. 17-23.
34. Обушева, К. А. Цифровая трансформация государственного управления / К. А. Обушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 490-493. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91855/ (дата обращения: 01.02.2024).
35. Попова, В. С. Анализ отношения населения к цифровизации медицины / В. С. Попова, Т. С. Наролина // Общество и экономическая мысль в XXI В.: пути развития и инновации : Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Воронеж, 09 апреля 2020 года. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2020. – С. 488-493.
36. Прохорко, Т. Н. Правовое становление цифровой экономики: реалии и перспективы / Т. Н. Прохорко // Пермский юридический альманах. – 2020. – № 3. – С. 148-158.
37. Саломатина О. В., Рычкова А. А. Цифровизация здравоохранения и телемедицинские технологии как механизм повышения доступности медицинской помощи // Актуальные исследования. 2022. №19 (98). С. 87-93.
38. Свищёва И. В., Пронкина А. Г. Исследование и анализ процессов внедрения информационных технологий в сферу здравоохранения РФ: актуальность и дальнейшие пути развития //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – №. 11-2. – С. 146-152.
39. Стародубцева Л. В., Родионова С. Н. Развитие медицинских информационных и интеллектуальных технологий курскими исследователями с середины 90-х годов XX века //История и педагогика естествознания. – 2022. – №. 2-3. – С. 62-67.
40. Старченкова О. Д., Величенкова Д. С. Анализ внедрения цифровых технологий в рамках высокотехнологичного здравоохранения //π-Economy. – 2022. – Т. 15. – №. 6. – С. 18-32.
41. Урманов Б. Н. Будущее информационных технологий в медицине //Интерактивная наука. – 2020. – №. 5 (51). – С. 23-26.
42. Цифровая трансформация службы ФМБА России//Кто есть кто в медицине. 2023. №1(119).
43. Шалберкина М. Н. Об отдельных проблемах оказания медицинской помощи с применением телемедицинских услуг //Вестник Университета имени ОЕ Кутафина. – 2022. – №. 6 (94). – С. 160-170.
44. Шепель, Р. Н., Кутчер, А. В., Ваховская, Т. В., & Драпкина, О. М. (2019). История развития телемедицины в Российской Федерации.
45. Яковлев-Чернышев В. А. Цифровизация государственного управления в Российской Федерации: преимущества и риски //NB: Административное право и практика администрирования. – 2021. – №. 2. – С. 42-51.