Философия всеединства В.С. Соловьёва
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 29.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
В качестве предпосылки, главного принципа цельное знание подразумевает веру в существование абсолютного начала – Бога. Утверждение Соловьева об истинном знании как единстве эмпирического, рационального и мистического познания считается основанием для вывода о необходимости единства науки, философии и религии. Такое единство, которое он именует «свободной теософией», дает возможностьхарактеризовать мир как итоговую систему, обусловленную всеединством или Богом..4. Значение творчества В.С. Соловьёва в истории русской философииОдним из наиболее значимых деятелей в истории русской философии является В. С. Соловьев. Огромное значение творчества и личности Соловьева было ясно для многих его современников и непосредственных потомков, которые были его ближайшими последователями и оказали ему большую помощь.Философские взгляды В. Соловьева были своего рода русским ответом на идеи Гегеля. Мы должны подчеркнуть, что с именем Соловьева неразрывно связана та традиция русской религиозной философии, которая наиболее полно и последовательно пыталась соединить религиозное мировоззрение и философские изыскания. Эта точка зрения позволяет считать, что Соловьев является родоначальником русской религиозной философии. С самого начала своей деятельности, философ придерживался принципа автономии философии. Он утверждал, что философия имеет возможность быть в относительной независимости, но только для того, чтобы вместе с наукой использовать все свои ресурсы на достижение общей высшей цели познания, которая является предметом изучения теологии.Соловьев разработал новую религиозную философию, которая оказала огромное влияние на развитие философских и религиозных исканий в России в XX веке. Некоторые идеи философа были трудно восприняты его современниками, а некоторые научные разработки до сих пор нуждаются в детальном изучении.Ученый оставил большое научное наследие. При анализе его публикаций «Философские начала цельного знания», «Кризис западной философии», «Критика отвлеченных начал», «Чтения о Богочеловечности» напрашивается вывод о том, что он был религиозным философом. По Владимиру Соловьеву, человек должен делать или делает «Божественную работу — или совместную богочеловеческую работу в истории». Он преклонялся перед платоновской природой красоты, истины и блага». Абсолютное хочет как блага того же самого, что оно представляет как истину и чувствует как красоту». После очищения и объединения человеческое делание, является «цельным творчеством», знание, познавание является «цельным знанием», а действительное, практика является «цельным обществом». Любая из данных 3-х сфер, в свою очередь, считаетсянекоторым синтезом 3-х подчиненных моментов: «цельное творчество» — мистики, изящного и технического творчества, «художества», «цельное знание» — теологии, абстрактной философии и положительной науки; «цельное общество» — церковных, государственных и хозяйственных институтов. Он именовал «цельной жизнью» синтез цельных — общества, творчества и знания. Особенностью В. Соловьева является его отказ подчинить "действие", "практику" и "деяние", которые являются основой для создания, познанию. В своем учении он объединил все три сферы в одну, ставя их на один уровень с другими составляющими " цельной жизни".Место и значение творчества В.С. Соловьева в истории русской мысли определяются тем, что он явился завершителем и систематизатором русской философской классики. Система, которую он разработал, является высшей точкой в русской классической философии. Если бы не творчество В.С. Соловьева, мы вряд ли смогли бы говорить о русской классической философии как о реальном факторе культуры. Развивая идею всеобщности и используя принцип всеединства, он старался максимально обобщить теоретический опыт, накопленный в течение предшествующего развития философских и культурных наук. Идеи, которые были высказаны многими выдающимися мыслителями Европы и России нашли отражение в его философских взглядах.В основе философских воззрений В.С. Соловьева и западноевропейских философов лежит проблема идеала. Философская мысль в классическом понимании не интересуется вопросом "что есть", а стремится понять "как должно быть". Это является следствием того, что идеал находится в соответствии с христианским мировоззрением. Это означает, что он очевиден и не требует особых усилий для понимания. В основе христианского мировоззрения лежит гармония между душой и телом, солидарность людей в их стремлении к общей цели. Также они проявляют любовь, сострадание и милосердие, стыд и совесть, а также благоговение перед высшими ценностями.В основе ощущения стабильности и прочности бытия лежит уверенность в окончательном торжестве идеала над несовершенствами и безобразиями мира. Это ощущение является основой для восприятия его как устойчивого, не подверженного возможным потрясениям и катастрофам. Не существует ничего, что могло бы помешать поступательному движению мира в целом и, как следствие, к общественному развитию, истории человечества. На пути исторического развития будут возникать новые закономерности. Это объясняет то, что все эти катастрофы и неурядицы имеют временный характер, они не являются постоянными. Основная тенденция философского развития В.С. Соловьева также развивается в этом направлении.Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что философия «всеединства» Владимира Соловьева очертила новые подходы к разрешению фундаментальных мировоззренческих вопросов. Одна из проблем касалась возможности философского осмысления сущности бытия, его глубочайших основ, закономерностей и движущих сил развития. В качестве подтверждения можно отметить, что данная проблема имеет реальные основания, и она реально встает перед мыслителями вне зависимости от их принадлежности к тому или иному философскому направлению. Однако проблема, которая касается веры, в контексте религиозной философии приобретает особую остроту, так как здесь считают веру более важным источником и способом постижения действительности, чем ум.Принимая во внимание данный момент, возникает вопрос о размежевании функций веры и ума, который уже содержит в себе, так или иначе, тенденцию к ограничению “сферы компетенции” ума. Для собственно же философии всеединства В. Соловьёва характерныпо меньшей мере, следующие моменты, приведены ниже: - «всеединство», бесспорно, исходная интуиция, которая руководит идеи его философии; - концепция всеединства у В. Соловьёва, сравнительно с различными иными мыслителями, изложена довольно систематично и всесторонне, что и позволило С.Н. Булгакову именовать его систему «самым полнозвучным аккордом, какой только когда-то раздавался в истории философии»; - системообразующим началом философии В.С. Соловьёва считается «этика всеединства». По мнению В. Соловьёва, именно «оправдание добра» как процесс рефлексии отношения к миру, которая осуществляется посредством понимания своего миропонимания и жизнеощущения, является главной целью и смыслом его системы.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАврамчикова, Н. Т. Философия: учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 174 с.Волков О.И., Скляренко В.К. Философия: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2020.Горемыкин В.А. Философия. Учеб. Для студ. вузов М.: Филинъ, 2019Губина Е. П. Философия/ Е. П. Губина, С. А. Карелина. – М.: Статут, 2022. – 256 с.Дрогомирецкий, И.И. Философия.учебное пособие для академического бакалавриата / И.И. Дрогомирецкий, Е.Л. Кантор, Г.А. Маховикова. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 224 c.Дрогомирецкий, И.И. Философия: Учебное пособие для СПО / И.И. Дрогомирецкий, Е.Л. Кантор, Г.А. Маховикова. - Люберцы: Юрайт, 2021. - 224 c.Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии // Киреевский И.В. Разум на пути к истине. М.: Правило веры, 2012. С. 213-268.Помазанский М. О новых течениях в русской философско-богословской мысли с точки зрения догматов православной христианской веры // Помазанский М. Православное догматическое богословие. М.,2015. С.447 - 448Словари и энциклопедии онлайн. – [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 22.01.2024)Страунинг А.А.Актуальные вопросы теории и практики: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2020Шевченко Г.П. Философия: вопросы: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2022;Шереченко Г.М. Актуальные вопросы// Место науки в современном обществе. – 2020. - №12. – С. 22-23 Яковлев М.Н. Актуальные вопросы // Наука и жизнь. - 2022. - №2
2.Волков О.И., Скляренко В.К. Философия: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2020.
3.Горемыкин В.А. Философия. Учеб. Для студ. вузов М.: Филинъ, 2019
4.Губина Е. П. Философия / Е. П. Губина, С. А. Карелина. – М.: Статут, 2022. – 256 с.
5.Дрогомирецкий, И.И. Философия. учебное пособие для академического бакалавриата / И.И. Дрогомирецкий, Е.Л. Кантор, Г.А. Маховикова. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 224 c.
6.Дрогомирецкий, И.И. Философия: Учебное пособие для СПО / И.И. Дрогомирецкий, Е.Л. Кантор, Г.А. Маховикова. - Люберцы: Юрайт, 2021. - 224 c.
7.Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии // Киреевский И.В. Разум на пути к истине. М.: Правило веры, 2012. С. 213-268.
8.Помазанский М. О новых течениях в русской философско-богословской мысли с точки зрения догматов православной христианской веры // Помазанский М. Православное догматическое богословие. М.,2015. С.447 - 448
9.Словари и энциклопедии онлайн. – [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 22.01.2024)
10.Страунинг А.А. Актуальные вопросы теории и практики: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2020
11.Шевченко Г.П. Философия: вопросы: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2022;
12.Шереченко Г.М. Актуальные вопросы// Место науки в современном обществе. – 2020. - №12. – С. 22-23
13.Яковлев М.Н. Актуальные вопросы // Наука и жизнь. - 2022. - №2