Взаимоотношения Китая и Японии во второй половине 20 века
Заказать уникальную дипломную работу- 54 54 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 01.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Состояние китайско-японских отношений после Второй Мировой войны 7
1.1. Япония и Китай в системе международных отношений по итогам Второй Мировой войны 7
1.1. Установление дипломатических отношений между Пекином и Токио 12
Глава 2. Ключевые направления развития двусторонних японско-китайских отношений 19
2.1. Основные векторы политического взаимодействия 19
2.2. Торгово-экономическое сотрудничество 31
2.3. Точки конфронтации в двусторонних отношениях (территориальный спор, Тайваньский вопрос) 46
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 56
В ответ в январе 1992 г. Дэн Сяопин произнес важную речь во время поездки по южным провинциям, и это дало толчок продвижению политики открытости и реформ. В октябре того же года XIV съезд ЦК КПК провозгласил, что главная цель экономической реформы – это построение системы социалистической рыночной экономики, эта концепция была включена в Конституцию в марте 1993 г. на первой сессии восьмого Всекитайского собрания народных представителей. Эти события поставили китайскую экономику на рыночные рельсы. Экономические преобразования включали в себя реформу государственных предприятий, реформу финансовой системы и реформу государственного управления.По мере продвижения принципов рыночной экономики возникло множество проблем, включая рост безработицы, неравенства и коррупции. Центральное руководство остро почувствовало кризис перед лицом этих ситуаций и запустило идеологическую кампанию укреплению авторитета Коммунистической партии. Однако в реформировании политической системы был замечен небольшой прогресс, хотя политические реформы были необходимы для развития политики открытости и реформ.Что касается дипломатической стороны, в стремлении к мирной международной обстановке и дружественным экономическим отношениям сотрудничества с другими странами, власти КНР обратились к принципам многовекторной дипломатии, подразумевавший построение гармоничных отношений со странами Европы и Северной Америки, соседями в азиатском в регионе и союзниками из числа стран третьего мира. Это касалось и Японии, с момента установления официальных дипломатических отношений страны расширили свой политический, экономический и культурный обмен и углубили свою взаимозависимость. «Совместная декларация», опубликованая в ноябре 1998 г. во время визита премьер-министра Цзян Цзэминя в Японию, заявила намерения государств построить «дружественное и основанное на сотрудничестве партнерство во имя мира и развития», также был опубликован список 33 конкретных пунктов углубления двустороннего сотрудничества.Долгое время экономики Китая и Японии в значительной степени дополняли друг друга, особенно в области технологий и средств производства. Однако со временем структура китайско-японской торговли изменилась: продукция обрабатывающей промышленности стала доминировать в двусторонних торговых отношениях, поскольку экспорт энергоносителейиз Китая был заменен более трудоемкой продукцией. В частности, в 1990-е гг. ПИИ стали важной особенностью отношений, и фактические накопленные (в отличие от контрактных) японские ПИИ в Китае превысили 10 млрд.долл. США. Это облегчило реструктуризацию промышленности в обеих странах На протяжении 1980-х гг. Япония имела положительное сальдо торгового баланса с Китаем, но этот дисбаланс стабилизировался в конце 1980-х гг. и изменился в пользу Китая в начале 1990-х гг.Однако к концу ХХ в. баланс снова склонился в пользу Японии.Важной экономической тенденцией в этот период стала диверсификация международных экономических отношений Китая, обусловленная как экономическими, так и политическими императивами. С середины 1980-х гг., когда китайское правительство стало обеспокоено предполагаемой чрезмерной зависимостью экономики от Японии, Пекин активно стремился диверсифицировать свои внешнеэкономические связи. Улучшение контактов Китая с рядом международных партнеров дало ему такую возможность. Действительно, бурно развивающаяся экономика означала расширение торговых отношений не только с Японией, но и с другими азиатскими странами и особенно с Соединенными Штатами. В результате, хотя общий объем китайско-японской торговли резко увеличился, значение Японии как торгового партнера с годами снизилось. На момент открытия Китая в конце 1970-х гг. торговля с Японией составляла более 25% общего торгового оборота Китая; в середине 1980-х гг. этот показатель вырос до 30%, но к концу десятилетия быстро упал. В начале 90-х прошлого столетия доля Японии снова выросла и к 1999 г. составила 18%. В 1990-х гг., с тех пор как Китай нормализовал отношения с Южной Кореей и упростил порядок торговли между Тайванем и материковой частью Китая, японские торговцы стали все чаще конкурировать с корейскими, тайваньскими и даже гонконгскими. Другим важным аспектом внешнеэкономической диверсификации Китая стало вступление КНР в ряд международных организаций — ООН в 1971 г., Международный валютный фонд в 1980 г., Всемирный банк в 1980 г. и во Всемирную торговую организацию в 2001 г.За двадцать лет с тех пор, как в КНР была запущена политика реформ и открытости, китайско-японская торговля претерпела значительные качественные изменения. В то время как в 1970-х гг. китайский экспорт был сосредоточен на сырье, таком как нефть и уголь, к 1980-м гг.основу китайского экспорта в Японию составляли текстиль, одежда и другая трудоемкая продукция. Экспорт в Японию менялся в соответствии с глобальными изменениями в экспорте Китая: доля промышленных товаров увеличилась с 49,5% в 1985 г. до 81,8% в 1993 г..Официальная помощь развития такое стала еще одним важным аспектом двусторонних экономических отношений Японии с Китаем. В декабре 1979 г. премьер-министр Японии ОхираМасаёси объявил о первом пакете помощи Китаю (ОПР), направленном в первую очередь на развитие сталелитейной промышленности Китая. С тех пор ОПР стала важным символом двусторонних связей. Япония стала первой страной, предоставившей помощь КНР, и благодаря четырем крупным пакетам помощи на общую сумму более 13 млрд.долл. США Токио предоставило более трех четвертей от общего объема полученных КНР кредитов. Японская ОПР представляла собой кредиты в иенах под низкие проценты, включая в себя технологическое сотрудничество и грунтовую помощь. В 1987 г. Китай обогнал Индонезию и стал ведущим местом назначения ОПР для Японии с точки зрения чистых выплат кредитов в иенах, а с 1993 г.Являлся и лидером по общему объему полученных средств.Наконец, особенно с начала 1990-х гг., прямые иностранные инвестиции стали играть важную роль в двусторонних экономических отношениях. В 1980-х гг. китайские ограничения на ПИИ, а также недостаточная институциональная реформа в Китае препятствовали японским инвестициям. В результате к концу 1989 г. общий объем японских инвестиций на контрактной основе составил всего лишь 2 млрд.долл. США, что составляло менее 6% от общего объема прямых иностранных инвестиций в Китай и менее 1% от общего объема исходящих прямых иностранных инвестиций Японии в указанный период времени. Ситуация начала меняться в 1991 г., когда инвестиции Японии достигли 3,39 млрд.долл. США и Япония заняла четвертое место среди инвесторов Китая после Гонконга/Макао, США и Тайваня. Японские ПИИ в Китай продолжали расти в 1990-е гг. в ответ на внутренние изменения в обеих странах. В Японии изменение курса иены по отношению к доллару привело к экономической реструктуризации, и японские фирмы начали активнее инвестировать за рубеж. Важный шаг был сделан с подписанием Пакта о защите инвестиций в августе 1988 г. во время визита премьер-министра ТакэситыНобуру в Пекин. Пакт предоставил японским фирмам режим наибольшего благоприятствования, гарантировал компенсацию в случае национализации японских фирм, инвестирующих в Китай, и предоставил национальный режим (то есть тот же статус, каким обладали и китайские государственные предприятия) японским фирмам, инвестировавшим в Китай. После этого соглашения Китай и Япония создали организации по содействию инвестициям. В Японии 23 марта 1990 г. была официально создана Японо-китайская организация по содействию инвестициям, а в Китае 7 июня 1990 г. был создан Китайско-японский комитет по содействию инвестициям. Эти шаги помогли улучшить инвестиционную среду в Китае и повысить уровень доверия среди японских инвесторов.По мере распада системы Холодной войны Япония стремилась найти для себя новую политическую роль — хотя бы в некоторой степени соразмерную ее мощному экономическому статусу. Одним из способов, с помощью которого Япония попыталась переосмыслить себя, стало лидерство в сообществе азиатских стран, что наиболее ярко проявлялось в отношениях с Китаем. Опираясь на свою экономическую мощь, а также на экономические отношения с Китаем, Япония сыграла роль «старшего брата», особенно в отношении членства Китая в международном сообществе. Например, в ноябре 1979 г. Япония успешно убедила ведущих членов Комитета содействия развитию ОЭСР принять Китай в категорию «развивающихся стран».Япония также активно поддерживала членство Китая во Всемирном банке и Международном валютном фонде и играла ведущую роль в убеждении других стран Большой семерки возобновить кредитование КНР после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. Японские лидеры также выразили поддержку включению Китая в азиатские многосторонние форумы: Япония поддерживала членство Китая в форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) с момента его создания в 1989 г. и облегчило вступление Китая в 1991 г. Японские лидеры полагали, что эта стратегия поможет экономике Китая развиваться в соответствии с международными нормами и будет способствовать стабильности во всем регионе. Стоит понимать, что экономические взаимодействия не были полностью беспроблемными, но сочетание умелой дипломатии высокого уровня и основной приверженности обеих сторон экономическим отношениям смягчило существующие между двумя государствами разногласия. Торговые трения начались в первые годы после запуска политики реформ и открытости, когда внутренняя экономическая реструктуризация Китая привела к одностороннему аннулированию ряда контрактов в 1979–1981 гг., что вызвало тревогу в японском деловом сообществе. В середине 1980-х гг., когда Китай начал децентрализовать свою внешнеторговую систему и спрос на японский импорт резко возрос, огромный торговый дисбаланс сложился в пользу Японии, вызвав в Китае настроения о том, что Япония снова встает на путь «экономического империализма».Ярко возродив исторические страхи, китайские демонстранты возродили риторику своих предшественников, поднимавших призрак японского империализма в 1920-х годах.Аналогичным образом, низкий уровень японских ПИИ был болезненным вопросом для Китая в 1980-х гг., что привело к обвинениям в том, что Япония просто использовала материк в качестве экономической колонии, но не желала инвестировать в развитие самого Китая или передавать ценные технологии КНР. Япония серьезно отнеслась к таким жалобам. Достижение торгового баланса стало заявленной целью Японии, а Закон о защите инвестиций 1988 г. был специально разработан для содействия увеличению японских инвестиций в китайскую экономику.С японской стороны, когда в начале 1990-х гг. Китай начал увеличивать экспорт трудоемкой продукции, приток китайского текстиля на японский рынок побудил правительство страны восходящего солнца рассмотреть возможность установления количественных ограничений на импорт китайского текстиля. Китай незамедлительно отреагировал добровольным ограничением экспорта. В другом случае японское правительство установило, что Китай экспортировал ферросиликоманганат, компонент, используемый в производстве стали, по необоснованно низким ценам, и ввело антидемпинговый налог. Рост японских инвестиций в КНР также выявил различия в японской и китайской деловой практике; здесь речь идет о деловом этикете, ценности контрактов, моделях принятия решений и образе жизни. Пекин и Токио и дальше столкнулись с разногласиями по ряду вопросов, включая вопрос о правах интеллектуальной собственности, но ни одно из этих разногласий не создало серьезной угрозы экономическому взаимодействию.2.3. Точки конфронтации в двусторонних отношениях (территориальный спор, Тайваньский вопрос)На китайско-японские отношения серьезно повлияли двусторонние споры, которые варьируются от интерпретации истории до национальных позиций по морским и территориальным конфликтам.Острова Сенкаку (около 6 квадратных километров), именуемые китайской стороной как Дяоюйдао, состоят из пяти необитаемых островков и трёх бесплодных скал, расположены примерно в 170 км к юго-западу от Окинавы, на таком же расстоянии от северной оконечности Тайваня и в 380 км отВэньчжоу, города на материковой части Китая. Споры между Японией и Китаем по вопросу принадлежности эти территорий вызваны различными факторами: Проблемы безопасности: территориальная целостность; военно-морское пространство, альянс Японии и США; Экономические интересы: месторождения энергоресурсов, рыболовство, ресурсы морского дна;Проблемы национальной идентичности и исторические обиды.Япония основывает свои претензии на острова на том факте, что она включила острова как terranullius (свободную территорию) 14 января 1895 г. и с тех пор острова находятся под ее контролем. Китай, в свою очередь, утверждает, что открыл острова задолго до этого, и цитирует несколько исторических документов, относящихся к династии Мин (1368-1644 гг.), в которых острова упоминаются как часть Тайваня, хотя Тайвань был включен в состав Цинской империи только в 1683 г. После присоединения островов к Японии в 1895 г. частное лицо КогаТацусироиспользовало некоторые острова в коммерческих целях в течение нескольких десятилетий до Второй мировой войны, а также предоставляло жилье рабочим, работавшим на его рыбоперерабатывающем заводе. Правительство КНР заявило права на острова только в декабре 1971 г. после того, как в 1969 г. в докладе связанной с ООН организации упоминалась возможность наличия значительных запасов нефти и газа в районе Сенкаку. Это позднее заявление также было во многом ответом правительству Гоминьдана на Тайване, которое уже в феврале 1971 г., а затем 11 июня 1971 г. публично выступило против передачи островов Сэнкаку в рамках возвращения Окинавы Японии в 1972 г.В результате Второй мировой войны Окинава, включая острова Сэнкаку в составе островов НансейСёто (южнее 29° северной широты), перешла под управление США и стала центральным якорем американского военного присутствия в Азии. В ходе переговоров по мирному договору в Сан-Франциско США и Великобритания договорились, что Япония сохранит «остаточный суверенитет» над Окинавой и что США не будут требовать от Японии отказа от своего суверенитета над Окинавой. Очевидно, что японцы чувствовали себя воодушевленными рассматривать острова Сэнкаку как входящие в «остаточный суверенитет над Окинавой», поскольку для Токио эти острова были частью Окинавы. Более того, когда правительство Китайской Республики нормализовало дипломатические отношения с Японией в 1952 г., тема островов не поднималась ни одной из сторон. Но когда в 1953 г. США объявили о своем намерении вернуть Японии острова Амами (к северу от главного острова Окинава) как часть НансейСёто, правительство Китайской Республики (но не КНР) выразило протест против юридического оправдания таких действий со стороны США согласно концепции «остаточного суверенитета» Японии над этими островами, поскольку эта концепция не была частью Сан-Францисского мирного договора. Когда США начали обсуждать с Японией передачу административных прав на Окинаву Японии, что привело к заключению «Соглашения между Японией и Соединенными Штатами Америки относительно островов Рюкю и островов Дайто» (подписанного 17 июня 1971 г.). ), Тайбэй в сентябре 1970 г. призвал США не включать острова Сэнкаку и оставить вопрос суверенитета открытым. Посол Китайской Республики в США в ноте от 15 марта 1971 г.заявил: «Из соображений региональной безопасности правительство Китайской Республики до сих пор не оспаривало военную оккупацию США острова Сэнкаку. В соответствии со статьей 3 Сан-Францисского мирного договора».Во время переговоров между Японией и Китаем в 1972 г. о нормализации дипломатических отношений премьер-министр Японии Какуэй Танака и премьер-министр Китая Чжоу Эньлай кратко обменялись словами об островах Сэнкаку. В одном документе цитируется вопрос Танаки, который спросил Чжоу: «Каково ваше мнение об островах Сенкаку? Некоторые люди говорят мне что-то о них». Разговор внезапно завершился ответом Чжоу: «На этот раз я не хочу об этом говорить. Если бы не было нефти, ни Тайвань, ни США не сделали бы это проблемой».Записи также показывают, что вице-премьер Китая Дэн Сяопин сказал об островах Сенкаку в 1978 г. премьер-министру Японии Такео Фукуде, китайский политический деятель находился с визитом в Японии для обмена документами о ратификации японо-китайского договора о мире и дружбе. Во время встречи с Фукудой Дэн сказал: «Нет необходимости поднимать подобные темына такой встрече». Дэн также сказал: «Нашему поколению, вероятно, не хватает мудрости, чтобы решить эту проблему, но, поскольку следующее поколение, вероятно, будет мудрее нас, они, вероятно, смогут найти какое-то решение этой проблемы». Фукуда не ответил.На пресс-конференции в день встречи с Фукудой Дэн подтвердил свое желание оставить решение проблемы Сенкаку следующему поколению, поскольку «люди нашего поколения не обладают достаточной мудростью, чтобы решить эту проблему… Даже если это означает, что вопрос временно отложен, я не против. Я не возражаю, если это будет отложено на 10 лет», — добавил Дэн.Как показывают эти записи, никогда не существовало официального признания существования территориальной проблемы или проблемы суверенитета между Японией и Китаем, как и соглашения о том, чтобы отложить этот вопрос. Хотя замечания Дэна были тщательно и умело сформулированы на пресс-конференции, в юридическом контексте их следует понимать как личное мнение китайского чиновника.Японское правительство последовательно утверждало, что острова Сэнкаку находятся под контролем Японии как неотъемлемая часть ее территории и, следовательно, не существует никаких проблем территориального суверенитета. В апреле 1992 г., через 14 лет после того, как Дэн Сяопин провел свою пресс-конференцию в Японии, Китай в одностороннем порядке принял внутренний закон «Закон о территориальном море и прилежащей зоне Китайской Народной Республики», в соответствии с которым он включил острова Сэнкаку в состав своей территории. Японское правительство немедленно выразило решительный протест в связи с этим актом.На протяжении последних 70 лет Тайваньский вопрос сохраняет за собой статус важнейшего аспекта национальной безопасности Китайской Народной Республики. В 1949 г. после победы в гражданской войне Китайской Коммунистической Партии и провозглашением 1 октября 1949 г. Китайской Народной Республикипартия Гоминьдан была вынуждена эвакуироваться на остров Тайвань. Гоминьдан пользовался военным и финансовым содействием США, в частности в 1949 г. в Тайваньском проливе был дислоцирован седьмой флот ВМФ США. На Тайване была оформлена Китайская Республика, которая высказывает претензии на власть и на территории всего Китая. КНР в свою очередь считает Тайвань своей неотделимой частью. В международном отношении Китайская Республика остаётся частично признанным государством, ее признали 23 государства. При этом стоит отметить, что даже государства, официально не признавшие Тайвань, поддерживают с правительством Китайской Республики тесные связи, к числу таких стран можно отнести США, европейские государства, Россию и даже КНР. Стоит отметить, что вплоть до 1971 г. Тайвань выступал официальным представителем Китая в Организации Объединённых Наций, что изменилось после принятия резолюции о восстановления КНР в ее законных правах.До установления официальных дипломатической отношений с Китайской Народной Республикой Япония поддерживала их с правительством на Тайване, признавая его законной властью Китая. Несмотря на разрыв официальных отношений с Тайбэем, Токио сохранило тесные экономические, политические и культурные связи с Китайской Республикой. По мере роста конфронтации в отношениях с Пекином Токио все больше наращивало поддержку Тайбэ, что закономерно вызывало недовольство властей КНР. В 1995–1996 гг. разгорелся Третий кризис в Тайваньском проливе. 22 мая 1995 г. Белый дом одобрил визу для тайваньского президента Ли Дэнхуэя, что подверглось резкой критике со стороны Пекина. Примечательно, что решение о выдаче визы последовало за трехлетней эволюцией политики США в отношении Тайваня. Так, в 1992 г. администрация Буша, в нарушение положений «Коммюнике 17 августа» о сокращении продаж американского оружия Тайваню, продала Китайской Республике 150 боевых самолетов F-16. В 1994 г. администрация Клинтона пересмотрела в сторону повышения протокольные правила, касающиеся «неофициального» обращения США с тайваньскими дипломатами, которые по большей части действовали с 1981 г. В течение десяти месяцев после визита тайваньского дилера в США, Пекин и Вашингтон возобновили переговоры по тайваньской проблеме. Кризис в переговорном процессе привел к тому, что в марте 1996 г. Китай начал военные учения и ракетные испытания, нацеленные на Тайвань, а Соединенные Штаты ответили на это развертыванием двух боевых авианосных групп. Конфронтация в Тайваньском проливе 1995–1996 гг. стала самым крупным кризисом между США и КНР с начала 1960-х гг. Это был критический поворотный момент в американо-китайских отношениях после окончания холодной войны и в развитии нового регионального порядка. Конфронтация не утратила своего значения до сих пор и продолжает влиять на китайскую и американскую региональную политику безопасности и отношения между США, Китаем и Тайванем.Япония не выступила с открытой критикой действий китайского правительство, публично высказав озабоченность ситуацией: премьер-министр ХашимотоРютаро заявил, что Япония попросит Китай проявить сдержанность, потому что ситуация принимает неблагоприятное направление. Министр иностранных дел ИкэдаЮкихико заявил своему китайскому коллеги, что Токио не одобряет демонстрацию силовых методов и надеется, что тайваньский вопрос будет решен путем диалога.Стоит отметить, что до начала третьего кризиса в Тайваньском проливе японское правительство придерживалось курса относительного невмешательства по отношению к проблеме Тайваньского пролива. Тем не менее, позиция Токио несколько трансформировалась после событий 1995–1996 гг., с тех пор Япония неоднократно четко выражала свое несогласие с применением силы Китаем и призывала к сдержанности. ЗаключениеВ ходе исследования были рассмотрены основные этапы эволюции китайско-японских отношений во второй половине ХХ в., позиции Китая и Японии после Второй Мировой войны, процесс установления официальных дипломатических отношений, территориальные споры, существующие между двумя странами. На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы. Во-первых, по окончанию Второй Мировой войны Япония и Китая оказались в противоположных лагерях Холодной войны. С образованием Китайской Народной Республик 1 октября 1949 г. Пекин сделал ставку на развитие всестороннего партнерства с Советским Союзом. Япония, оккупированная Соединёнными Штатами в первые послевоенные годы не могла самостоятельно определять внешнеполитический курс, а по окончанию оккупационная сделала выбор в пользу союза с Вашингтоном, который стал ключевым фактором обеспечения национальной безопасности. Под давлением США Токио был вынужден подписать мирный договор с гоминьдансим правительством Чан Кайши на Тайване, официально признав Китайскую Республику. Официальные дипломатические отношения между КНР и Японией были установлены только в 1972 г. Быстрые изменения международной ситуации в начале 1970-х гг. оказали существенное влияние на японо-китайские отношения. Первым фактором сталсоветско-китайский раскол: то, что началось как идеологический спор, постепенно ухудшалось на протяжении 1960-х гг., пока не переросло в вооруженные стычки на советско-китайской границе в марте 1969 г.. Для Китая Советский Союз вытеснил Соединенные Штаты как величайшую военную угрозу. В таких условиях американская администрация использовала сложившуюся обстановку, чтобы получить стратегическое преимущество над Советским Союзом в регионе. Советско-китайская конфронтация и китайско-американское примирение вызвали резкий сдвиг в стратегии Китая в отношении Японии. Китай начал принимать стратегию сдерживания Советского Союза, объединяясь с Соединенными Штатами Таким образом, включение Японии в эту сеть, окружавшую Советский Союз, стало более важной дипломатической задачей, чем вопрос о японо-американском договоре безопасности или тайваньский вопрос.Во-вторых, в политических отношениях между Пекином и Токио свое негативное влияние всегда имели различные факторы, чем объясняется присущая этим связям нестабильность. В первое десятилетие после нормализации отношений два государства поддерживали высокий уровень связей. Однако впоследствии динамика двусторонних отношений изменилась, что фактически привело Китай и Японию к конфронтации. Точкой разногласий между государствами всегда оставалось историческое наследие событий японской оккупации и Второй Мировой войны. Парадоксально, что с течением времени этот фактор становился все более значительным, не утрачивая свое значение, как это традиционно происходит. Важным значением до состояния китайско-японских связей обладает и территориальный спорт вокруг островов Сэнкаку, на которые претендуют Япония, КНР и Тайвань. В-третьих, основу китайско-японских отношений всегда составляли торгово-экономические связи: на протяжении многолетней истории двусторонних взаимодействий Япония и Китай разработали эффективные экономические механизмы, способствующие политической стабильности. Экономические отношения обеспечили основу для любых политических отношений, они служили для поддержания этих отношений – иногда на неформальной основе – в трудные времена и проложили путь к формальным дипломатическим отношениям. Экономические связи способствовали лучшему взаимопониманию между двумя странами и содействовали заключению важных международных соглашений, таких как Пакт о защите инвестиций 1988 г. Совпадение интересов двух стран в области торговли и экономики нередко позволяли избегать конфронтации, это прослеживалось на примере протестов на площади Тяньаньмэнь и сдержанной реакции японских властей на них и китайских ядерных испытаний в конце ХХ в.