Международно-правовые гарантии социальной защиты населения в странах СНГ

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Право
  • 61 61 страница
  • 60 + 60 источников
  • Добавлена 17.05.2024
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава 1. Международно-правовое регулирование социальной защиты населения 7
1.1Понятие и источники международно-правового регулирования социальной защиты 7
1.2 Виды социальной защиты в странах СНГ 23
Глава 2. Проблемные вопросы международно-правовых гарантий социальной защиты населения в странах СНГ 32
2.1 Международно-правовое сотрудничество государств в сфере социальной защиты прав инвалидов на постсоветском пространстве 32
2.2 Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ 41
Заключение 49
Список литературы 53

Фрагмент для ознакомления

системы других государств - участников СНГ и государств дальнего зарубежья, с которыми Российская Федерация или бывший СССР заключили договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей этих лиц, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящими соглашениями.Основополагающими документами по вопросам международного сотрудничества между государствами-участниками СНГ являются Соглашение о гарантиях гражданам государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения, заключенное 13 марта 1992 года, и Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащие. Личный состав, члены их семей и государственное страхование военнослужащих государств - участников СНГ от 15 мая 1992 года и Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников СНГ от 24 декабря 1993 года ( именуемое в дальнейшем «Соглашение»).Эти Соглашения подписали главы всех государств-участников, отдельное соглашение было заключено с Республикой Абхазией и Южной Осетией, а Грузия не ратифицировала Соглашение. Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 возлагает на Министерство внутренних дел Российской Федерации обязанность по пенсионному обеспечению рядовых и начальствующих офицеров, служивших в структурных подразделениях системы органов внутренних дел и военнослужащие. внутренних войск до их расформирования. Соглашения (соглашения) о взаимном пенсионном обеспечении сотрудников других правоохранительных органов отсутствуют.Таким образом, правовых оснований для назначения пенсий бывшим сотрудникам других органов и учреждений вне системы органов внутренних дел в связи с переездом на постоянное место жительства в Российской Федерации в соответствии с Контрактами и нормами законодательства не имеется. Пенсионеры из числа бывших сотрудников Нацполиции, МЧС и других министерств и ведомств могут получать пенсии через Пенсионный фонд России и в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно ст. 4 Закона, одним из оснований назначения пенсий лицам, прибывшим из государств - участников СНГ, является постоянное проживание на территории Российской Федерации. Выплата пенсии производится со дня регистрации по месту приезда.В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, лица, находящиеся на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства. В связи с этим необходимо уточнить у прибывшего пенсионера дату выдачи паспорта гражданина Российской Федерации. Если дата выдачи паспорта гражданина Российской Федерации совпадает со сроком службы в органах внутренних дел другого государства, решение о приеме в гражданство Российской Федерации подлежит отмене в судебном порядке на основании ст. 22 вышеуказанного закона. Согласно части 2 статьи 2 Соглашения от 24 декабря 1993 года пенсионер производит смену места жительства, поэтому первоначальное назначение пенсии должно производиться государством-участником Соглашений по месту службы и увольнения пенсионера. Пенсионные подразделения МВД России регистрируют бывших сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск при поступлении пенсионного дела, формируемого пенсионным органом государства-участника Соглашений по последнему месту службы и на официальном языке этого государства.В настоящее время в соответствии с пунктом 28 Инструкции по организации пенсионного обеспечения в системе МВД России, утвержденной Приказом МВД России от 9 января 2018 г. № 7, обязанность по обеспечению закрепляется за пенсионным органом с документами, необходимыми для назначения пенсии, закрепляется за гражданами, прибывшими на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Пенсии на территории принимающего государства назначаются не ранее дня прекращения выплаты по прежнему месту пенсии. Получение двух пенсий одновременно на одном основании не допускается. В соответствии с Соглашениями стаж, в том числе льготный, исчисленный в порядке, установленном законодательством государства, в котором служил работник, засчитывается в стаж для назначения пенсии, и не подлежит проверка пенсионными подразделениями МВД России. Однако каждый стаж службы (военной службы), зачитываемый на льготных условиях, должен содержать ссылку на соответствующий нормативный правовой акт государства-участника Соглашений. Период обучения в образовательных учреждениях должен быть подтвержден дипломом о получении соответствующего уровня образования, а периоды работы, исчисленные для назначения пенсии в соответствии со статьей 14 пункта «б» Закона, должны быть зафиксированы в трудовой книжке и другие документы. Пенсионное обеспечение этих лиц осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, установленных на территории государства их проживания. При поступлении пенсионного дела в пенсионное управление МВД России из государства-участника СНГ при его проверке производится расчет стажа для пенсионных целей и обоснованность зачета стажа в льготном порядке. Условия определены.Далее размер денежного довольствия определяется исходя из: оклада по последней занимаемой должности, путем приравнивания его к соответствующей тарифной категории, предусмотренной для аналогичной должности в аналогичном территориальном подразделении в системе МВД России. Например, зарплаты по должностям пенсионеров, приехавших на постоянное место жительства в Московскую область, устанавливаются Комиссией по решению спорных пенсионных вопросов; оклады по званиям, присвоенным на день увольнения со службы, приравненные к соответствующему окладу в России; ежемесячное пособие по выслуге лет, рассчитанное из вышеуказанной заработной платы и в соответствии с законодательством России. Определение стажа для установления ежемесячной пенсии также осуществляется на основании законодательства страны проживания, поскольку он является одной из составляющих денежного довольствия. В случае получения пенсии по инвалидности в государстве-участнике Соглашений стоит отметить, что в Российской Федерации нет международных соглашений о взаимном признании инвалидов. Ее осуществляет Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы (МСЭ) принимающей страны. Следовательно, выплата пенсий инвалидам может быть продолжена на территории РФ только после прохождения медицинского освидетельствования и подтверждения инвалидности в органах МСЭ РФ. Выплата пенсий вновь прибывшим пенсионерам прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили следующие обстоятельства: смерть гражданина; переезд гражданина за пределы Российской Федерации; утрата гражданства (вида на жительство) Российской Федерации; установление пенсионного обеспечения гражданина через другие ведомства; восстановление на службе.В рамках внутреннего финансового контроля за законностью выплаты пенсионных сумм указанной категории пенсионеров необходимо осуществлять меры по контролю регистрации (пребывания) по месту жительства на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации. Ее границы, осуществляемые совместно с органами миграционного контроля, подразделениями участковых, а также путем личного прибытия. Таким образом, процедуру приема пенсий и последующего обслуживания граждан, прибывших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из государств-участников СНГ, в подразделениях пенсионного обслуживания МВД России можно разделить на три этапа: начальный, основной. и последующие (табл. 1).Таблица2.1Этапы принятия на пенсионное обеспечение и последующего обслуживания граждан, прибывших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из государств– участников СНГ, в подразделениях пенсионного обслуживания МВД РоссииЭтап СодержаниеПроводимые мероприятияПервоначальныйУстановление права на пенсию по законам и нормам РФ· определение государства прохождения службы; · определение ведомства прохождения службы; · определение статуса гражданина относительно РФ; · определение оснований пребывания на территории субъекта РФ; · установление факта прекращения пенсии в других государствах и ведомствахОсновнойНазначение пенсииопределение выслуги лет в календарном и льготном исчислении; · определение элементов денежного довольствияПоследующийВнутренний финансовый контрольконтроль пребывания на территории РФСтоит отметить, что предоставление иных мер социальной поддержки Соглашением от 24 декабря 1993 года не предусмотрено, на данный момент урегулированы только пенсионные вопросы.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог можно заключить, что в рамках международного сотрудничества со странами СНГ и иными существует и успешно функционирует система взаимного пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел.Однако, в процессе реализации норм международного и Российского права, рассмотрения обращений граждан, а так же в связи с изменением географо-политической ситуации в мире открываются новые вопросы, требующие совершенствования нормативно-правового регулирования пенсионного обеспечения указанной категории лиц.Достоинство, несомненно, сыграло ключевую политическую роль в развитии концепции государства всеобщего благосостояния, в формировании различных взглядов на социальные права человека. Оставляя в стороне различия в идеологических предпочтениях, следует сделать вывод, что достоинство способствовало всеобщему согласию в том, что права человека основаны на достоинстве. Можно выделить основное минимальное содержание ценности человеческого достоинства: у каждого человека есть внутренняя ценность, которую следует уважать, что некоторые формы поведения несовместимы с уважением к этой внутренней ценности и что государство существует для человека, а не наоборот. Человеческое достоинство не может быть гарантировано без предоставления гарантий минимальной материальной помощи, без удовлетворения основных потребностей человека.Текущая социальная политика Казахстана должна быть направлена на предоставление родителям организационных и юридических возможностей для совмещения работы и выполнения семейных обязанностей; следует ввести правила предоставления отпуска по уходу за ребенком, налоговые льготы для поддержки семей и гибкую занятость для родителей.На наш взгляд, для дальнейшего развития законодательства и конституционных социальных прав личности необходимо обеспечить гарантии реализации двух взаимосвязанных направлений: первое - это закрепление императивной нормативной гарантии права на социальное обеспечение не ниже прожиточного минимума семей, воспитывающих детей, а также как и у любого ребенка, и второе - это признание факта воспитания ребенка в семье, детства как социального и юридически значимого факта, создание условий для материальной государственной поддержки всех семей, имеющих детей, при этом уровень их поддержки должен быть установлен не ниже прожиточного минимума.Значительные риски для национальной системы социального обеспечения в ближайшем будущем несут неформальный сектор занятости, высокий уровень эмиграции и сокращение участия женщин в легальных трудовых отношениях. Социальные службы для детей и других уязвимых групп населения не обеспечены достаточными ресурсами и слабо развиты.Реформы системы социальной защиты должны быть направлены на дальнейшую систематизацию форм, методов и мероприятий по социальной поддержке населения; совершенствование информационной и административной систем социальной защиты.Построение социального государства в Казахстане подразумевает большую, непрерывную работу в области формирования механизмов, направленных на создание условий для достойной жизни человека. 28 лет развития Казахстана как независимого государства не обеспечили создания социального законодательства, которое в полной мере гарантировало бы реализацию социальных прав человека в соответствии с общепризнанными стандартами, несмотря на позитивные изменения в этой области.Для целенаправленного движения Республики Казахстан по пути построения социального государства необходимы законодательно установленные показатели достойных условий жизни или параметры качества жизни. Государство должно определить: какие конкретные показатели формируют качество жизни человека, семьи на современном этапе, соответствующее уровню социально-экономического развития страны. Для определения соответствующего набора правовых показателей был введен набор цифровых параметров качества жизни человека в социальном государстве.Важнейшим компонентом правового содержания права человека на достойную жизнь является его притязание на материальное благополучие, то есть на материальную обеспеченность, безопасность и медицинское обслуживание. Государство признает право человека на достаточный, достойный уровень жизни как производное от человеческого достоинства, возведенного в конституционный абсолют.Мы утверждаем, что использование человеческого достоинства в качестве критерия для определения мер социальной защиты является эффективным методом. Хотя концепция человеческого достоинства, используемая в конституциях отдельных стран и международных документах, расплывчата и противоречива, ее можно взять за основу при обосновании права человека на такой уровень социальной защиты, который гарантирует жизнь с человеческим достоинством.То есть мы придерживаемся широко распространенного мнения о том, что права человека оправдываются человеческим достоинством. Мы обсуждаем, как концепция человеческого достоинства может повлиять на принуждение государственных органов Казахстана выполнять свои обязательства перед гражданами по социальной помощи, как эта концепция может повлиять на государственную социальную политику. Таким образом, представленные материалы могут послужить основой для совершенствования нормативно-правовой базы в области защиты прав и свобод.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫBaseline review on mainstreaming the rights of persons with disabilities into UN Country Level Programming // Department of Economic and Social Affairs, Secretariat for the Convention on the Rights of Persons with Disabilities. New York, 2010. [Электронныйресурс]. URL: http://www.un.org/ disabilities/default.asp?navid=41&pid=323.United Nations. URL: http://www.un.org/ disabilities/countries.asp?id = 166Гашина Н.Н. Проблемы реализации Конвенции о правах инвалидов в Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2013. № 2 (19). С. 26-30.Бюллетень международных договоров. -1993. - № 9.Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. МежпарламентскойАссамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г) // Российская газета. 1999. № 22-23.Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. // СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1489.Соглашение о сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.conventions.ru/ view_base.php?id=1449 О Концепции согласованной социальной и демографической политики государств - участников Содружества Независимых Государств: Решение Совета глав правительств СНГ (Принято в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011) // СПС «Консультант Плюс» http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?base=INT;n=53100;req=docКонцепция согласованной социальной и демографической политики государств - участников Содружества Независимых ГосударствМодельный закон о социальной защите инвалидов (Принят в г. Санкт-Петербурге 25.11.2008 Постановлением 31-19 на 31-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2009. № 43. С. 402-428. (Согласно ст. 2 Модельного закона о социальной защите инвалидов, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества).О профилактике инвалидности и ограничения возможностей здоровья детей, реабилитации и социальной защите инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: Закон Азербайджанской Республики от 25 августа 1992 года № 284 (в ред. от 30.09.2011 г. № 207-IVQD) // Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=2873О социальной защите инвалидов в Республике Армения: Закон Республики Армения от 24 мая 1993 года №С-0800-1-ЗР-57 / / Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=3066О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 года № 1224-XII // Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2034О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан: Закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года № 39-III ЗРК (в ред. от 03.07.2013 г. № 124-VЗРК) // Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] URL:http:// base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=7861О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья: Закон Кыргызской Республики от 3 апреля 2008 года № 38 // Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=22286О социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями: Закон Республики Молдова от 30 марта 2012 года № 60 // Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=53292О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 № 168-ФЗ, 183-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563; 2013. № 27. Ст. 3460.О социальной защите инвалидов: Закон Республики Таджикистан от 29 декабря 2010 года № 675 // Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=32690Об утверждении и введении в действие Кодекса Туркменистана о социальной защите населения: Закон Туркменистана от 19 октября 2012 года // Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=55336О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан: Закон Республики Узбекистан от 18 ноября 1991 года № 422-XII (в ред. от 30.04.2013 г. № ЗРУ-352) // Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=31818Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине: Закон Украины от 21 марта 1991 года № 875-XII (в ред. от 16.10.2012 г. № 5462-VI) // Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] URL: http:// base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=15901О Модельном законе «О паралимпийском спорте»: Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств № 31-13 (принято в г. Санкт-Петербурге 25.11.2008) // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 2009. № 43.Абдувохобов А.А., Юсупова С.Н. Пути оптимизации трудовых миграционных перемещений населения в странах СНГ // В книге: Новые технологии в учебном процессе и производстве. Материалы XXI Международной научно-технической конференции, посвящённой 35-летию полета орбитального корабля-ракетоплана многоразовой транспортной космической системы «Буран». Под редакцией А.Н. Паршина. Рязань, 2023. С. 575-577.Алимов С.Ю. Законодательное регулирование прав военнослужащих-участников боевых действий стран СНГ при проведении операций по установлению мира // Юридический вестник. 2020. № 4 (4). С. 8-12.Алимов С.Ю. Проблемы и перспективы развития конституционного и законодательного обеспечения прав и свобод ветеранов в государствах - участниках СНГ // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. 2019. № 9. С. 215-220.Алимов С.Ю. Развитие конституционно-правового регулирования социально-правовой защиты и реабилитации участников боевых действий стран СНГ // Юридический вестник. 2021. № 3 (7). С. 29-34.Алимова М.Ю. Опыт зарубежных стран в социальной защите населения. Пенсионные реформы в странах СНГ // Экономика и социум. 2023. № 10-2 (113). С. 465-472.Бабаев А.А., МирсаидовФ.А. Современная миграционная ситуация республики Таджикистан и потенциал для интеграции на пространстве ЕАЭС и СНГ // Экономика Таджикистана. 2023. № 3. С. 163-168.БакееваК.Р., Суханова Ю.С. Социальная защита детей в России и за рубежом // В сборнике: детство - территория безопасности. Студенческий сборник материалов конференции. Москва, 2022. С. 277-281.Белова И.А. Механизм правового регулирования отношений по социальной защите инвалидов в республике Беларусь в контексте обязательств по международным договорам // Сацыяльна-эканамічныя і прававыядаследаванні. 2023. № 3 (73). С. 124-129.Беспалова Т.В. Национальные интересы современной России // В сборнике: черноморско-средиземноморский регион в системе национальных интересов России: история и современность: к 80-летию начала великой отечественной войны. Материалы Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2021. С. 337-341.Волкова Г.П., Кроул Е. Управление инновационной деятельностью в системе социальной защиты за рубежом // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики социальной работы и образования. Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической онлайн-конференции с международным участием. Под общей редакцией Е.И.Зритневой, Н.П. Клушиной. Ставрополь, 2021. С. 148-151.Гадоев А.Д. Теоретические особенности рынка труда и трудовых отношений республики Таджикистан // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. 2019. № 7. С. 56-64.ДемироваА.В. О социальной защите семей с детьми в России и за рубежом // Эпомен. 2021. № 57. С. 158-163.Золотарев Д.П. Социальная защита ветеранов ВОВ в странах СНГ на примере Армении // В сборнике: Современный этап мирового научного развития. Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Зарайский. 2019. С. 73-75.Клушина Е.А., РыбасВ.И. Анализ опыта социальной защиты семей, имеющих детей с ОВЗ, за рубежом // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики социальной работы и образования. сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции. под общей ред. Е. И. Зритневой, Н. П. Клушиной. 2019. С. 184-186.Кудрявцева Л.В. Проблема дискриминации граждан России и русскоязычного населения в странах СНГ // В сборнике: Общество. Экономика. Культура: актуальные проблемы, практика решения. Сборник научных статей XIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.М. Гриценко. Барнаул, 2023. С. 253-256.ЛюевТ.Х. Вопросы социальной и правовой защиты лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность (на примере законодательства некоторых стран ближнего зарубежья) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 9. С. 170-172.Маматханов А.А. Вопросы регулирования трудовой миграции в республике Узбекистан // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2020. Т. 17. № 4 (112). С. 113-128.МаруповаН.Ш. Разработка социальных программ в условиях инновационного развития Таджикистана // Вестник Таджикского государственного университета коммерции. 2022. № 4-1 (43). С. 142-149.Машанова С.А. Особенности финансов социальной защиты населения за рубежом // В сборнике: социально-экономическое развитие регионов: новые вызовы, угрозы и пути их преодоления. материалы Международной научно-практической конференции, проведенной в рамках стратегического проекта № 1 «Устойчивое развитие городов и территорий и качественное образование - факторы сохранения и развития человеческого капитала Республики Калмыкии (governance) (ЦУР ООН 4 и 11)». Калмыцкий государственный университет им. Б.Б.Городовикова. Элиста, 2022. С. 241-244.Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / А.Х. Абашидзе, З.Г. Алиев, К.Ф. Амиров и др.; под ред. Р.М. Валеева. М.: Статут, 2011. С. 809-829.Милованова Ю.В., Зайцева М.В. Классификация категорий граждан, получающих социальную защиту по причине инвалидности в Российской Федерации и за рубежом // В сборнике: Молодежь и наука - 2019. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции проводимой в рамках Всероссийского конкурса для молодых исследователей «Лучшая молодежная научная статья 2019 года». под общей редакцией Е.А. Янпольской. 2019. С. 42-47.Морозова Я.В. Зарубежный опыт защиты прав граждан в социальной сфере (на примере некоторых стран СНГ) // В сборнике: Студенческая наука - взгляд в будущее. Материалы ХVIII Всероссийской студенческой научной конференции. Красноярск, 2023. С. 135-137.Ниссен К. Ювенальная юстиция за рубежом как направление социальной защиты прав детей // В сборнике: Актуальные проблемы социальных и психологических наук: теория, методология, практика. материалы симпозиума в рамках XVI (XLVIII) Международной научно-практической конференции, приуроченной к 300-летию Кузбасса. Кемерово, 2021. С. 113-115.Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации / Азарова Е.Г., Антонова Н.В., Волкова Н.С., Еремина О.Ю., Журавлева О.О., Каменская С.В., Мельник Т.Е., Путило Н.В., Савченко Е.А., Хромова Н.М., ЦомартоваФ.В., Шуплецова Ю.И. // Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ (постатейный) / Москва, 2020.Овчинников О.А. Особенности социальной защиты осужденных в Российской Федерации и за рубежом // Право и государство: теория и практика. 2022. № 2 (206). С. 212-215.Петрова А.И. Обзор правового регулирования деятельности омбудсменов государств - участников СНГ по обеспечению прав несовершеннолетних в миграционной сфере // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1 (54). С. 243-249.Правовое положение российских граждан за рубежом и защита их конституционных, социальных и трудовых прав / Болдырева О.М., ПлесняковаВ.Н., Малышева С.В. // В сборнике: Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты. Сборник научных статей 13-й Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Горохов. Курск, 2023. С. 63-67.РузаеваЕ.М., Каргина А.С. Сотрудничество стран СНГ в рамках трудовых правоотношений // В сборнике: студенческие научные достижения. сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса. 2019. С. 250-253.Садыралиев Ж. Особенности демографического развития кыргызской республики в условиях рыночной экономики // Бенефициар. 2021. № 90. С. 22-27.СаякбаеваА.А., СулайманкуловЗ.Н. Некоторые аспекты финансирования пенсионного обеспечения в кыргызской республике // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 9. С. 460-467.Стерхова Н.Г., Егорова С.Б. Сравнительный анализ показателей социального обеспечения в России и странах СНГ (на примере Казахстана и Белоруссии) // В сборнике: Наука и инновации в системе развития информационного общества. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. 2019. С. 251-255.Торшина А.В., НивинаО.М. Система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России и за рубежом: сравнительный анализ // Наука и производство Урала. 2022. Т. 18. С. 115-118.ЦиткиловП.Я. Определение стратегии развития общества как необходимое условие успешной политики в сфере социальной защиты. Взгляд с научного форума в южном федеральном университете // Отечественный журнал социальной работы. 2019. № 4 (79). С. 184-192.Чаленко И.А. Обеспечение социальной защиты населения за рубежом: современные формы взаимодействия органов публичной власти и бизнеса // Социально-трудовые исследования. 2022. № 1 (46). С. 80-89.Чуча С.Ю. Актуальные проблемы правового регулирования труда и социальной защиты в условиях действия специальных мер в сфере экономики (обзор международной научно- практической конференции «Ивановские чтения») // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2023. Т. 18. № 4. С. 234-250.Чуча С.Ю. Декларация о стратегическом экономическом сотрудничестве государств - участников СНГ и развитие договорно-правовой базы взаимодействия в сфере труда, занятости и социальной защиты населения государств содружества // Ежегодник трудового права. 2020. № 10. С. 203-213.Шамсуллозода Ш. Формирование и развитие медицинского страхования в республике Таджикистан // Государственное управление. 2021. № 1 (50). С. 50-61.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Baseline review on mainstreaming the rights of persons with disabilities into UN Country Level Programming // Department of Economic and Social Affairs, Secretariat for the Convention on the Rights of Persons with Disabilities. New York, 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ disabilities/default.asp?navid=41&pid=323.
2 United Nations. URL: http://www.un.org/ disabilities/countries.asp?id = 166
3 Гашина Н.Н. Проблемы реализации Конвенции о правах инвалидов в Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2013. № 2 (19). С. 26-30.
4 Бюллетень международных договоров. -1993. - № 9.
5 Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской
6 Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г) // Российская газета. 1999. № 22-23.
7 Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. // СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1489.
8 Соглашение о сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.conventions.ru/ view_base.php?id=1449
9 О Концепции согласованной социальной и демографической политики государств - участников Содружества Независимых Государств: Решение Совета глав правительств СНГ (Принято в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011) // СПС «Консультант Плюс» http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?base=INT;n=53100;req=doc
10 Концепция согласованной социальной и демографической политики государств - участников Содружества Независимых Государств
11 Модельный закон о социальной защите инвалидов (Принят в г. Санкт-Петербурге 25.11.2008 Постановлением 31-19 на 31-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2009. № 43. С. 402-428. (Согласно ст. 2 Модельного закона о социальной защите инвалидов, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества).
12 О профилактике инвалидности и ограничения возможностей здоровья детей, реабилитации и социальной защите инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: Закон Азербайджанской Республики от 25 августа 1992 года № 284 (в ред. от 30.09.2011 г. № 207-IVQD) // Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=2873
13 О социальной защите инвалидов в Республике Армения: Закон Республики Армения от 24 мая 1993 года №С-0800-1-ЗР-57 / / Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=3066
14 О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 года № 1224-XII // Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2034
15 О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан: Закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года № 39-III ЗРК (в ред. от 03.07.2013 г. № 124-VЗРК) // Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] URL:http:// base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=7861
16 О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья: Закон Кыргызской Республики от 3 апреля 2008 года № 38 // Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=22286
17 О социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями: Закон Республики Молдова от 30 марта 2012 года № 60 // Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=53292
18 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 № 168-ФЗ, 183-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563; 2013. № 27. Ст. 3460.
19 О социальной защите инвалидов: Закон Республики Таджикистан от 29 декабря 2010 года № 675 // Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=32690
20 Об утверждении и введении в действие Кодекса Туркменистана о социальной защите населения: Закон Туркменистана от 19 октября 2012 года // Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=55336
21 О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан: Закон Республики Узбекистан от 18 ноября 1991 года № 422-XII (в ред. от 30.04.2013 г. № ЗРУ-352) // Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=31818
22 Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине: Закон Украины от 21 марта 1991 года № 875-XII (в ред. от 16.10.2012 г. № 5462-VI) // Законодательство стран СНГ [Электронный ресурс] URL: http:// base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=15901
23 О Модельном законе «О паралимпийском спорте»: Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств № 31-13 (принято в г. Санкт-Петербурге 25.11.2008) // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 2009. № 43.
24 Абдувохобов А.А., Юсупова С.Н. Пути оптимизации трудовых миграционных перемещений населения в странах СНГ // В книге: Новые технологии в учебном процессе и производстве. Материалы XXI Международной научно-технической конференции, посвящённой 35-летию полета орбитального корабля-ракетоплана многоразовой транспортной космической системы «Буран». Под редакцией А.Н. Паршина. Рязань, 2023. С. 575-577.
25 Алимов С.Ю. Законодательное регулирование прав военнослужащих-участников боевых действий стран СНГ при проведении операций по установлению мира // Юридический вестник. 2020. № 4 (4). С. 8-12.
26 Алимов С.Ю. Проблемы и перспективы развития конституционного и законодательного обеспечения прав и свобод ветеранов в государствах - участниках СНГ // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. 2019. № 9. С. 215-220.
27 Алимов С.Ю. Развитие конституционно-правового регулирования социально-правовой защиты и реабилитации участников боевых действий стран СНГ // Юридический вестник. 2021. № 3 (7). С. 29-34.
28 Алимова М.Ю. Опыт зарубежных стран в социальной защите населения. Пенсионные реформы в странах СНГ // Экономика и социум. 2023. № 10-2 (113). С. 465-472.
29 Бабаев А.А., Мирсаидов Ф.А. Современная миграционная ситуация республики Таджикистан и потенциал для интеграции на пространстве ЕАЭС и СНГ // Экономика Таджикистана. 2023. № 3. С. 163-168.
30 Бакеева К.Р., Суханова Ю.С. Социальная защита детей в России и за рубежом // В сборнике: детство - территория безопасности. Студенческий сборник материалов конференции. Москва, 2022. С. 277-281.
31 Белова И.А. Механизм правового регулирования отношений по социальной защите инвалидов в республике Беларусь в контексте обязательств по международным договорам // Сацыяльна-эканамічныя і прававыя даследаванні. 2023. № 3 (73). С. 124-129.
32 Беспалова Т.В. Национальные интересы современной России // В сборнике: черноморско-средиземноморский регион в системе национальных интересов России: история и современность: к 80-летию начала великой отечественной войны. Материалы Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2021. С. 337-341.
33 Волкова Г.П., Кроул Е. Управление инновационной деятельностью в системе социальной защиты за рубежом // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики социальной работы и образования. Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической онлайн-конференции с международным участием. Под общей редакцией Е.И. Зритневой, Н.П. Клушиной. Ставрополь, 2021. С. 148-151.
34 Гадоев А.Д. Теоретические особенности рынка труда и трудовых отношений республики Таджикистан // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. 2019. № 7. С. 56-64.
35 Демирова А.В. О социальной защите семей с детьми в России и за рубежом // Эпомен. 2021. № 57. С. 158-163.
36 Золотарев Д.П. Социальная защита ветеранов ВОВ в странах СНГ на примере Армении // В сборнике: Современный этап мирового научного развития. Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Зарайский. 2019. С. 73-75.
37 Клушина Е.А., Рыбас В.И. Анализ опыта социальной защиты семей, имеющих детей с ОВЗ, за рубежом // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики социальной работы и образования. сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции. под общей ред. Е. И. Зритневой, Н. П. Клушиной. 2019. С. 184-186.
38 Кудрявцева Л.В. Проблема дискриминации граждан России и русскоязычного населения в странах СНГ // В сборнике: Общество. Экономика. Культура: актуальные проблемы, практика решения. Сборник научных статей XIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.М. Гриценко. Барнаул, 2023. С. 253-256.
39 Люев Т.Х. Вопросы социальной и правовой защиты лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность (на примере законодательства некоторых стран ближнего зарубежья) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 9. С. 170-172.
40 Маматханов А.А. Вопросы регулирования трудовой миграции в республике Узбекистан // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2020. Т. 17. № 4 (112). С. 113-128.
41 Марупова Н.Ш. Разработка социальных программ в условиях инновационного развития Таджикистана // Вестник Таджикского государственного университета коммерции. 2022. № 4-1 (43). С. 142-149.
42 Машанова С.А. Особенности финансов социальной защиты населения за рубежом // В сборнике: социально-экономическое развитие регионов: новые вызовы, угрозы и пути их преодоления. материалы Международной научно-практической конференции, проведенной в рамках стратегического проекта № 1 «Устойчивое развитие городов и территорий и качественное образование - факторы сохранения и развития человеческого капитала Республики Калмыкии (governance) (ЦУР ООН 4 и 11)». Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова. Элиста, 2022. С. 241-244.
43 Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / А.Х. Абашидзе, З.Г. Алиев, К.Ф. Амиров и др.; под ред. Р.М. Валеева. М.: Статут, 2011. С. 809-829.
44 Милованова Ю.В., Зайцева М.В. Классификация категорий граждан, получающих социальную защиту по причине инвалидности в Российской Федерации и за рубежом // В сборнике: Молодежь и наука - 2019. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции проводимой в рамках Всероссийского конкурса для молодых исследователей «Лучшая молодежная научная статья 2019 года». под общей редакцией Е.А. Янпольской. 2019. С. 42-47.
45 Морозова Я.В. Зарубежный опыт защиты прав граждан в социальной сфере (на примере некоторых стран СНГ) // В сборнике: Студенческая наука - взгляд в будущее. Материалы ХVIII Всероссийской студенческой научной конференции. Красноярск, 2023. С. 135-137.
46 Ниссен К. Ювенальная юстиция за рубежом как направление социальной защиты прав детей // В сборнике: Актуальные проблемы социальных и психологических наук: теория, методология, практика. материалы симпозиума в рамках XVI (XLVIII) Международной научно-практической конференции, приуроченной к 300-летию Кузбасса. Кемерово, 2021. С. 113-115.
47 Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации / Азарова Е.Г., Антонова Н.В., Волкова Н.С., Еремина О.Ю., Журавлева О.О., Каменская С.В., Мельник Т.Е., Путило Н.В., Савченко Е.А., Хромова Н.М., Цомартова Ф.В., Шуплецова Ю.И. // Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ (постатейный) / Москва, 2020.
48 Овчинников О.А. Особенности социальной защиты осужденных в Российской Федерации и за рубежом // Право и государство: теория и практика. 2022. № 2 (206). С. 212-215.
49 Петрова А.И. Обзор правового регулирования деятельности омбудсменов государств - участников СНГ по обеспечению прав несовершеннолетних в миграционной сфере // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1 (54). С. 243-249.
50 Правовое положение российских граждан за рубежом и защита их конституционных, социальных и трудовых прав / Болдырева О.М., Плеснякова В.Н., Малышева С.В. // В сборнике: Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты. Сборник научных статей 13-й Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Горохов. Курск, 2023. С. 63-67.
51 Рузаева Е.М., Каргина А.С. Сотрудничество стран СНГ в рамках трудовых правоотношений // В сборнике: студенческие научные достижения. сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса. 2019. С. 250-253.
52 Садыралиев Ж. Особенности демографического развития кыргызской республики в условиях рыночной экономики // Бенефициар. 2021. № 90. С. 22-27.
53 Саякбаева А.А., Сулайманкулов З.Н. Некоторые аспекты финансирования пенсионного обеспечения в кыргызской республике // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 9. С. 460-467.
54 Стерхова Н.Г., Егорова С.Б. Сравнительный анализ показателей социального обеспечения в России и странах СНГ (на примере Казахстана и Белоруссии) // В сборнике: Наука и инновации в системе развития информационного общества. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. 2019. С. 251-255.
55 Торшина А.В., Нивина О.М. Система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России и за рубежом: сравнительный анализ // Наука и производство Урала. 2022. Т. 18. С. 115-118.
56 Циткилов П.Я. Определение стратегии развития общества как необходимое условие успешной политики в сфере социальной защиты. Взгляд с научного форума в южном федеральном университете // Отечественный журнал социальной работы. 2019. № 4 (79). С. 184-192.
57 Чаленко И.А. Обеспечение социальной защиты населения за рубежом: современные формы взаимодействия органов публичной власти и бизнеса // Социально-трудовые исследования. 2022. № 1 (46). С. 80-89.
58 Чуча С.Ю. Актуальные проблемы правового регулирования труда и социальной защиты в условиях действия специальных мер в сфере экономики (обзор международной научно- практической конференции «Ивановские чтения») // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2023. Т. 18. № 4. С. 234-250.
59 Чуча С.Ю. Декларация о стратегическом экономическом сотрудничестве государств - участников СНГ и развитие договорно-правовой базы взаимодействия в сфере труда, занятости и социальной защиты населения государств содружества // Ежегодник трудового права. 2020. № 10. С. 203-213.
60 Шамсуллозода Ш. Формирование и развитие медицинского страхования в республике Таджикистан // Государственное управление. 2021. № 1 (50). С. 50-61.