Методика обучения темам «Базы данных» и «Анализ данных» в базовом и углубленном курсе школьной информатики
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 05.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения баз данных 7
1.1 Понятие баз данных и их роль в обработке информации 8
1.2 SQL как инструмент работы с базами данных 12
1.3 Методы анализа данных, используемые при работе с базами данных 15
1.4. Компетентностный подход к организации процесса обучения 18
Выводы первой главы 20
ГЛАВА 2. Методика изучения темы «Базы данных» в школьном курсе на углубленном уровне с использованием типовых задач для языка SQL 22
2.1 Анализ существующих программ по изучению темы «Базы данных» на уровне среднего общего образования 23
2.2 Формирование компетенций учащихся при изучении темы «Базы данных» 25
2.3 Разработка типовых заданий для языка SQL различного уровня. Описание задач и методика их решения 28
2.4 Апробация разработанного подхода 31
Выводы второй главы 33
Заключение 34
Список литературы 37
Такой комплексный подход поможет учащимся усвоить основы работы с базами данных, развить навыки анализа информации и сформировать практические навыки работы с базами данных, что впоследствии будет полезно как при профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.2.3Разработка типовых заданий для языка SQL различного уровня. Описание задач и методика их решенияКогда разрабатываются типовые задания для языка SQL, важно учитывать различные уровни сложности, чтобы адаптировать их под разные уровни учащихся. Вот несколько примеров заданий разного уровня сложности:Простой уровень.На простом уровне задание по языку SQL обычно включает в себя базовые операторы и функции языка. Вот несколько примеров типовых заданий на простом уровне:Выборка данных: например, "Выберите всех учеников из таблицы ''".Фильтрация данных: например, "Выберите учеников из таблицы 'Students' с возрастом старше 10 лет".Сортировка данных: например, "Выберите всех учеников из таблицы 'Students' и отсортируйте их по алфавиту по имени".Простые агрегатные функции: например, "Подсчитайте количество записей в таблице 'Students'".Обновление данных: например, "Обновите данные ученика с идентификатором 123, изменив его возраст на 14 лет".Такие задания направлены на то, чтобы школьники понимали базовые операции языка SQL и могли применять их для манипулирования данными в базе данных.Задача: Выбрать всех учеников из таблицы "Students".Методикарешения:SELECT * FROM Students;Средний уровень.На среднем уровне задания по языку SQL обычно включают в себя более сложные запросы и операции, такие как условия, объединение таблиц и агрегатные функции. Вот несколько примеров типовых заданий на среднем уровне:Фильтрация данных с использованием условий: например, "Выберите учеников из таблицы 'Students' с возрастом между 10 и 14 годами".Объединение таблиц: например, "Выберите список учеников и информацию о их курсах из таблиц 'Students' и 'Courses', используя соединение таблиц".Использование агрегатных функций: например, "Подсчитайте количество учеников, зарегистрированных на каждом курсе".Обновление и удаление данных: например, "Обновите данные учеников, уменьшив возраст на 1 год для всех учеников младше 16 лет".На этом уровне учащиеся начинают применять более сложные концепции, такие как связывание данных из разных таблиц и применение более сложных условий для фильтрации и сортировки данных.Задача: Выбрать всех учеников из таблицы "Students", у которых возраст больше 14 лет.Методикарешения:SELECT * FROM Students WHERE age > 14;Сложный уровень.На сложном уровне задания по языку SQL включают в себя более продвинутые и сложные запросы, манипуляции данными и оптимизацию запросов. Вот несколько примеров типовых заданий на сложном уровне:Вложенные запросы: например, "Выберите учеников из таблицы 'Students' с наилучшими оценками на экзаменах".Использование оконных функций: например, "Рассчитайте среднюю оценку учеников, используя оконную функцию для разбиения данных по курсам".Создание временных таблиц и представлений: например, "Создайте представление, отображающее информацию о средней оценке учеников по курсам".Оптимизация запросов: например, "Оптимизируйте запрос для выборки данных, чтобы улучшить производительность".На этом уровне учащиеся применяют более сложные концепции, используют продвинутые SQL-операторы и функции, а также оптимизируют выполнение запросов для получения более эффективных результатов. Эти задания могут требовать более глубокого понимания структуры базы данных и функций языка SQL.Задача: Вывести список учеников и сумму изучаемых ими предметов из таблиц "Students" и "Subjects", используя соединение таблиц.Методикарешения:SELECT Students.name, SUM(Subjects.credits)FROM StudentsJOIN Enrollments ON Students.student_id = Enrollments.student_idJOIN Subjects ON Enrollments.subject_id = Subjects.subject_idGROUP BY Students.student_id;Каждое задание следует внимательно разрабатывать, чтобы оно соответствовало потребностям учащихся и обеспечивало возможность демонстрации их знаний и навыков по языку SQL. Также важно предоставить готовое объяснение к каждому заданию для лучшего понимания учащимися.2.4 Апробация разработанного подходаАпробация разработанного подхода к обучению базам данных может быть осуществлена через проведение пилотного проекта или эксперимента. Вот несколько шагов, которые могут помочь в апробации разработанного подхода:2.4.1. Составление учебного плана: определите цели, задачи и ожидаемые результаты обучения базам данных. Разработайте примеры уроков, заданий и учебных материалов.Цели:- Освоение основных принципов и концепций баз данных.- Понимание работы с реляционными базами данных.- Разработка навыков написания SQL-запросов.- Применение знаний о базах данных на практике.Задачи:- Понимание структуры баз данных и основных терминов.- Умение создавать и заполнять таблицы данными.- Навыки написания основных операторов SQL (SELECT, INSERT, UPDATE, DELETE).- Разработка простых запросов на выборку информации.Ожидаемые результаты:- Понимание основ работы с базами данных.- Навыки создания и управления данными в таблицах.- Умение пользоваться языком SQL для написания запросов.- Применение полученных знаний на практике для анализа и манипулирования данными.Пример урока:- Тема: Введение в базы данных и SQL.- Задачи: Объяснить основные понятия баз данных, показать примеры типовых операторов SQL, провести практические упражнения по созданию и заполнению таблиц данными, а также написанию простых запросов.Примеры заданий:1. Создайте таблицу "Ученики" с полями "Имя", "Возраст", "Курс".2. Вставьте данные в таблицу "Ученики" для нескольких учащихся.3. Напишите запрос на выборку всех учеников старше 10 лет.Учебные материалы:- Теоретические материалы о базах данных и языке SQL.- Презентации, содержащие объяснения и примеры.- Практические задания и упражнения для освоения практических навыков.Такой учебный план поможет ученикам освоить основы работы с базами данных и языком SQL, а также развить практические навыки работы с данными.2.4.2. Подбор учебной группы: выберите учебную группу, где можно провести пилотное обучение, например, студентов вуза или школьников с профильным углублением в информатике.2.4.3. Обучение: проведите уроки и практические занятия в соответствии с разработанным подходом, внимательно отслеживая взаимодействие учащихся с материалами и сам процесс обучения.2.4.4. Сбор обратной связи: после завершения уроков соберите обратную связь учащихся, учителей и руководителей, чтобы оценить эффективность и реакцию на разработанный подход.2.4.5. Анализ результатов: проанализируйте собранную обратную связь и результаты обучения, оцените эффективность подхода, выявите его сильные и слабые стороны.2.4.6. Внесение коррективов: основываясь на анализе результатов, внесите коррективы в разработанный подход, чтобы улучшить его эффективность.Путем пилотного проекта или эксперимента можно выявить, насколько эффективен и эффективно применим разработанный подход к обучению базам данных и внести необходимые изменения для его улучшения.Выводы второй главы- Выполнен анализ существующих программ по изучению темы "Базы данных" в школьном курсе среднего общего образования, что позволило выявить основные элементы, которые необходимо учитывать при формировании учебного плана на углубленном уровне.- Были определены ключевые компетенции и умения, которые необходимо сформировать у учащихся в результате изучения темы "Базы данных" на углубленном уровне, что позволило разработать более эффективные методики обучения и оценки уровня усвоения материала.- Разработаны типовые задания для языка SQL различного уровня, что способствует плавному переходу от простых к более сложным концепциям и позволяет учащимся углубленно изучать основы языка SQL.- Проведенная апробация разработанного подхода показала его эффективность и позволила выявить пути для его дальнейшей оптимизации и совершенствования.ЗаключениеПроанализировав подходы к изучению данной темы, сравнив УМК И.Г.Семакина, Н.Д. Угриновича и Л.Л. Босовой.Так, И.Г. Семакин предлагает в 9 классе в курсе информатики изучение раздела «Хранение и обработка информации в базах данных». На изучение отводится 10 часов, из них 2 контрольные работы. При раскрытии темы автор подчеркивает актуальность умения работы с большими объемами информации, структурирования ее, важность таких умений у современного специалиста в области информационных технологий, мотивируя тем самым учащихся на более внимательное и глубокое изучение темы.Предложена схема изложения учебного материала: основные понятия, система управления базами данных, создание и заполнении баз данных, условия выбора и простые логические выражения, условия выбора и сложные логические выражения, сортировка добавление и удаление записей.Практические работы на компьютере предполагают работу с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.М.К. Куликова предлагает следующий подход к почасовому разбиению темы: 1-й урок. Введение в тему «Информационные системы. Их классификация»; 2-й урок. Структуры данных. Табличный способ организации данных. Его достоинства. Иерархическая структура. Практическая работа по теме; 3-й урок. Анализ предметной области. Анализ данных. Основные понятия БД; 4-й урок. Основные объекты БД. Реляционные БД. СУБД ACCESS; 5-й урок. Этапы создания БД. Совместная разработка БД; 6-й урок. Построение логических выражений. Создание запросов к БД; 7й урок. Выбор темы проектной работы. Разработка контрольной учебной БД; 8-й урок. Защита проектной работы.В УМК И.Д. Угриновича, тема «Базы данных» раскрывается в 9 и 11х классах. 9-й класс – темы: Базы данных в электронных таблицах; Представление базы данных в виде таблицы и формы; Сортировка и поиск данных в электронных таблицах; Практическая работа. «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах». На первой ступени происходит первоначальное знакомство с ключевыми понятиями, описываются области использования баз данных, обосновывается актуальность данного приложения. Автор предлагает изучение темы «Представление базы данных в виде таблицы и формы». Функцию простой СУБД выполняют электронные таблицы. Работать можно с программой Excel (MicrosoftOffice), либо с электронным процессором Calc (OpenOffice, LibreOffice).В 11-м классе более глубоко рассмотрены вопросы: Базы данных, Системы управления базами данных (СУБД), Иерархичные и сетевые базы данных. Учащиеся осваивают технологии создания таблиц, форм и запросов в приложении MicrosoftOfficeAccess.Таким образом, изучение темы "Базы данных" на уровне среднего общего образования играет ключевую роль в формировании информационной грамотности учащихся. На уроках информатики следует акцентировать внимание на изучении методик работы с базами данных, их структуры, возможностей анализа данных и использования информации для принятия обоснованных решений. Помимо того, важно уделять внимание взаимосвязи изучения баз данных с анализом данных, чтобы учащиеся могли понимать, каким образом можно применять полученные знания на практике. Необходимо также обеспечить доступ к современным технологиям и программному обеспечению для работы с базами данных, чтобы учащиеся могли освоить практические навыки анализа данных и использования баз данных в реальных проектах.Изучение баз данных и их взаимосвязь с анализом данных в углубленном курсе школьной информатики на уровне среднего общего образования представляет собой важный элемент подготовки учащихся к информационному обществу и будущей профессиональной деятельности.Список литературы1. Архитектура и технологии IBM eServerzSeries / В.А. Варфоломеев и др. - М.: Интернет-университет информационных технологий, 2015. - 640 c.2. Владимир, Михайлович Илюшечкин Основы использования и проектирования баз данных / Владимир Михайлович Илюшечкин. - М.: Юрайт, 2015. - 516 c.3. Голицына, О. Л. Базы данных / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. - М.: Форум, 2015. - 400 c.4. Зубов, А. В. Основы искусственного интеллекта для лингвистов / А.В. Зубов, И.И. Зубова. - Москва: РГГУ, 2013. - 320 c.5. Илюшечкин, В. М. Основы использования и проектирования баз данных / В.М. Илюшечкин. - М.: Юрайт, Юрайт, 2013. - 224 c.6. Илюшечкин, В. М. Основы использования и проектирования баз данных. Учебник / В.М. Илюшечкин. - М.: Юрайт, 2014. - 214 c.7. Илюшечкин, В. М. Основы использования и проектирования баз данных. Учебник / В.М. Илюшечкин. - М.: Юрайт, 2015. - 214 c.8. Исаев, Г. Н. Информационные системы в экономике. Учебник / Г.Н. Исаев. - М.: Омега-Л, 2015. - 464 c.9. Карпова, И. П. Базы данных / И.П. Карпова. - М.: Питер, 2013. - 240 c.10. Кириллов, В.В. Введение в реляционные базы данных (+ CD-ROM) / В.В. Кириллов. - М.: БХВ-Петербург, 2016. - 318 c.11. Комплекснозначные и гиперкомплексные системы в задачах обработки многомерных сигналов / Я.А. Фурман и др. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2015. - 456 c.12. Костин, А. Е. Организация и обработка структур данных в вычислительных системах. Учебное пособие / А.Е. Костин, В.Ф. Шаньгин. - М.: Высшая школа, 2014. - 248 c.13. Кудрявцев, В.Б. Интеллектуальные системы. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.Б. Кудрявцев, Э.Э. Гасанов, А.С. Подколзин. - Москва: ИЛ, 2016. - 219 c.14. Кузнецов, С. Д. Базы данных. Модели и языки / С.Д. Кузнецов. - М.: Бином-Пресс, 2013. - 720 c.15. Кузнецов, С. Д. Основы баз данных / С.Д. Кузнецов. - М.: Бином. Лаборатория знаний, Интернет-университет информационных технологий, 2017. - 488 c.16. Латыпова, Р. Р. Базы данных. Курс лекций / Р.Р. Латыпова. - Москва: Высшая школа, 2016. - 177 c.17. Мартишин, С. А. Базы данных. Практическое примечание СУБД SQL и NoSOL. Учебное пособие / С.А. Мартишин, В.Л. Симонов, М.В. Храпченко. - М.: Форум, Инфра-М, 2016. - 368 c.18. Миркин, Б. Г. Введение в анализ данных. Учебник и практикум / Б.Г. Миркин. - М.: Юрайт, 2015. - 176 c.19. Нейрокомпьютеры в системах обработки изображений. - М.: Радиотехника, 2013. - 192 c.20. Остроух, А. В. Ввод и обработка цифровой информации / А.В. Остроух. - М.: Академия, 2016. - 288 c.21. Персианов, Вячеслав Венедиктович; Технология Проектирования Информационной Базы Для Педагогических Вузов Страны. / Персианов Вячеслав Венедиктович;. - Москва: Огни, 2016. - 594 c.22. Персианов, Вячеслав Венедиктович; Электронное Образовательное Пространство Педагогического Университета:Формирование, Применение, Проблемы / Персианов Вячеслав Венедиктович;. - Москва: Гостехиздат, 2013. - 195 c.23. Проектирование баз данных. СУБД MicrosoftAccess. Учебное пособие. - М.: Горячая линия - Телеком, 2013. - 240 c.24. Свиридова, М. Ю. Система управления базами данных Access / М.Ю. Свиридова. - М.: Академия, 2016. - 192 c.25. Советов, Б. Я. Моделирование систем / Б.Я. Советов, С.А. Яковлев. - М.: Высшая школа, 2015. - 343 c.26. Стружкин, Н. П. Базы данных. Проектирование. Учебник / Н.П. Стружкин, В.В. Годин. - М.: Юрайт, 2016. - 478 c.27. Фуфаев, Э. В. Базы данных / Э.В. Фуфаев, Д.Э. Фуфаев. - М.: Академия, 2016. - 320 c.28. Фуфаев, Э. В. Базы данных. Учебное пособие / Э.В. Фуфаев, Д.Э. Фуфаев. - М.: Академия, 2014. - 320 c.29. Хомоненко, А. Работа с базами данных в C++ BUILDER / А. Хомоненко. - М.: Книга по Требованию, 2017. - 488 c.30. Цуканова, Н. И. Онтологическая модель представления и организации знаний. Учебное пособие / Н.И. Цуканова. - М.: Горячая линия - Телеком, 2015. - 272 c.
1. Архитектура и технологии IBM eServer zSeries / В.А. Варфоломеев и др. - М.: Интернет-университет информационных технологий, 2015. - 640 c.
2. Владимир, Михайлович Илюшечкин Основы использования и проектирования баз данных / Владимир Михайлович Илюшечкин. - М.: Юрайт, 2015. - 516 c.
3. Голицына, О. Л. Базы данных / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. - М.: Форум, 2015. - 400 c.
4. Зубов, А. В. Основы искусственного интеллекта для лингвистов / А.В. Зубов, И.И. Зубова. - Москва: РГГУ, 2013. - 320 c.
5. Илюшечкин, В. М. Основы использования и проектирования баз данных / В.М. Илюшечкин. - М.: Юрайт, Юрайт, 2013. - 224 c.
6. Илюшечкин, В. М. Основы использования и проектирования баз данных. Учебник / В.М. Илюшечкин. - М.: Юрайт, 2014. - 214 c.
7. Илюшечкин, В. М. Основы использования и проектирования баз данных. Учебник / В.М. Илюшечкин. - М.: Юрайт, 2015. - 214 c.
8. Исаев, Г. Н. Информационные системы в экономике. Учебник / Г.Н. Исаев. - М.: Омега-Л, 2015. - 464 c.
9. Карпова, И. П. Базы данных / И.П. Карпова. - М.: Питер, 2013. - 240 c.
10. Кириллов, В.В. Введение в реляционные базы данных (+ CD-ROM) / В.В. Кириллов. - М.: БХВ-Петербург, 2016. - 318 c.
11. Комплекснозначные и гиперкомплексные системы в задачах обработки многомерных сигналов / Я.А. Фурман и др. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2015. - 456 c.
12. Костин, А. Е. Организация и обработка структур данных в вычислительных системах. Учебное пособие / А.Е. Костин, В.Ф. Шаньгин. - М.: Высшая школа, 2014. - 248 c.
13. Кудрявцев, В.Б. Интеллектуальные системы. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.Б. Кудрявцев, Э.Э. Гасанов, А.С. Подколзин. - Москва: ИЛ, 2016. - 219 c.
14. Кузнецов, С. Д. Базы данных. Модели и языки / С.Д. Кузнецов. - М.: Бином-Пресс, 2013. - 720 c.
15. Кузнецов, С. Д. Основы баз данных / С.Д. Кузнецов. - М.: Бином. Лаборатория знаний, Интернет-университет информационных технологий, 2017. - 488 c.
16. Латыпова, Р. Р. Базы данных. Курс лекций / Р.Р. Латыпова. - Москва: Высшая школа, 2016. - 177 c.
17. Мартишин, С. А. Базы данных. Практическое примечание СУБД SQL и NoSOL. Учебное пособие / С.А. Мартишин, В.Л. Симонов, М.В. Храпченко. - М.: Форум, Инфра-М, 2016. - 368 c.
18. Миркин, Б. Г. Введение в анализ данных. Учебник и практикум / Б.Г. Миркин. - М.: Юрайт, 2015. - 176 c.
19. Нейрокомпьютеры в системах обработки изображений. - М.: Радиотехника, 2013. - 192 c.
20. Остроух, А. В. Ввод и обработка цифровой информации / А.В. Остроух. - М.: Академия, 2016. - 288 c.
21. Персианов, Вячеслав Венедиктович; Технология Проектирования Информационной Базы Для Педагогических Вузов Страны. / Персианов Вячеслав Венедиктович;. - Москва: Огни, 2016. - 594 c.
22. Персианов, Вячеслав Венедиктович; Электронное Образовательное Пространство Педагогического Университета:Формирование, Применение, Проблемы / Персианов Вячеслав Венедиктович;. - Москва: Гостехиздат, 2013. - 195 c.
23. Проектирование баз данных. СУБД Microsoft Access. Учебное пособие. - М.: Горячая линия - Телеком, 2013. - 240 c.
24. Свиридова, М. Ю. Система управления базами данных Access / М.Ю. Свиридова. - М.: Академия, 2016. - 192 c.
25. Советов, Б. Я. Моделирование систем / Б.Я. Советов, С.А. Яковлев. - М.: Высшая школа, 2015. - 343 c.
26. Стружкин, Н. П. Базы данных. Проектирование. Учебник / Н.П. Стружкин, В.В. Годин. - М.: Юрайт, 2016. - 478 c.
27. Фуфаев, Э. В. Базы данных / Э.В. Фуфаев, Д.Э. Фуфаев. - М.: Академия, 2016. - 320 c.
28. Фуфаев, Э. В. Базы данных. Учебное пособие / Э.В. Фуфаев, Д.Э. Фуфаев. - М.: Академия, 2014. - 320 c.
29. Хомоненко, А. Работа с базами данных в C++ BUILDER / А. Хомоненко. - М.: Книга по Требованию, 2017. - 488 c.
30. Цуканова, Н. И. Онтологическая модель представления и организации знаний. Учебное пособие / Н.И. Цуканова. - М.: Горячая линия - Телеком, 2015. - 272 c.