Теоретико- Методологические основы исследования современной культуры семейного воспитания.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 34 34 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 06.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Историко-педагогические основы исследования культуры семейного воспитания 5
1.1. Культура семейного воспитания и ее функции 5
1.2. История семейного воспитания 11
1.3. Особенности современного воспитания 16
Глава 2. Пути повышения эффективности семейного воспитания 22
2.1. Стили семейного воспитания 22
2.2. Основные условия успешного воспитания ребенка в семье 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список используемой литературы 34


Фрагмент для ознакомления

Однако психологи также получили информацию о том, что избыток любви в семье также не является полезным ни для мальчиков, ни для девочек. Такое отношение препятствует развитию психологической самостоятельности у ребенка и формирует сильную потребность в опеке, что приводит к зависимому характеру. Развитие самостоятельности также уменьшает роль контроля со стороны родителей.
Стиль воспитания, который можно назвать либеральным или стилем невмешательства, заключается в том, что родители не участвуют в направлении образования и формировании личностных качеств своего ребенка. Большинство дел и проблем, включая важные, решаются без помощи и руководства со стороны родителей. Когда требуется выполнить какую-либо задачу, ребенок часто вынужден просить о помощи. Родители фактически лишь вмешиваются в решение тех задач и проблем, которые становятся неотъемлемыми, и следят за успехами и поведением ребенка случайно. При таком стиле воспитания ребенку предоставляется большая свобода, при небольшом вмешательстве родителей, которые не устанавливают запреты и жесткие правила. Иными словами, эти родители характеризуются низкими требованиями и малой ответственностью за воспитание своего ребенка.
Такое отношение к воспитанию полностью противоположно авторитарным, жестким и требовательным методам. Однако, попустительство не всегда приводит к противоположным результатам. Например, дети из либеральных семей также могут быть агрессивными и неуправляемыми. Кроме того, такие дети склонны поддаваться своим слабостям и не сопротивляться им. Они подчиняются мгновенным порывам и часто не умеют вести себя в обществе. Но несмотря на это, они часто становятся активными, смелыми людьми и достигают успеха в творчестве.
Практически ни один из обсуждаемых стилей воспитания не может быть полностью реализован в семейной среде. Психологи и педагоги, такие как А. Бандура, Л.А. Волошина, В.В. Устинов и другие, считают, что использование только демократического стиля воспитания не всегда приводит к успеху. Каждая семья имеет возможность применять разные стили воспитания, в зависимости от ситуации и обстоятельств. Однако, с течением времени, формируется уникальный подход к воспитанию детей, который стабилен и не меняется от одного стиля к другому.
При изучении распространенных подходов к воспитанию детей в семье, необходимо обратить внимание на четыре основных стиля: демократический, либеральный, авторитарный и попустительский. Следует отметить, что каждый из этих стилей оказывает различное влияние на развитие ребенка.

2.2. Основные условия успешного воспитания ребёнка в семье
Главным условием успешности в семейном воспитании ребенка следует называть сформированность благоприятного психологического климата в семье, наличие родительского авторитета. Так же важна выработанность нормального распорядка дня, приобщения с раннего детства ребенка к литературе, развитие эстетического вкуса, грамотное трудовое воспитание.
Благоприятная атмосфера в семье– это понимание родителями своих обязанностей и наличие у них ответственности за воспитание ребенка. Важно так же взаимное уважение обоих родителей, уделение внимания образованию ребенка, его трудовому воспитанию и социальной жизни. Необходимо также, чтобы родители помогали ребенку и поддерживали его в разнообразных делах. Очень важно, разумеется, уважение друг друга, как личностей, достойное отношение друг к другу всех членов семьи, постоянная тактичность. Следующим важным аспектом является уклад жизни и бытовое устройство семьи, основа которого – равноправие каждого члена семьи, задействование детей в семейных делах, привлечение их к хозяйственным делам семьи, заботы о быте, к посильной по возрасту и способностям трудовой деятельности.
Важны и рациональная организация досуга и совместного отдыха. Положительным моментом будет занятие спортом, в участие в экскурсиях, походы в музеи, совместный туризм, выходы на природу, прогулки, чтение книг, приобщение детей к миру музыки. Необходимы для гармонического развития детей и посещения культурно-досуговых мероприятий: театральных постановок и кинотеатра.
В семейных отношениях важна принципиальная требовательность друг к другу, то есть общее соблюдение установленных правил, вежливые и доброжелательные манеры в общении, теплая душевная атмосфера, любовь и умение радоваться жизни в семье.
Формированию благоприятного нравственного облика семьи помогают традиции семьи, прочные устои и принципиальность. Например, такой традицией может быть отмечание государственных и личных праздников: дней рождения взрослых членом семьи и детей. Приготовление детьми и взрослыми друг для друга подарков, дарение их в радостном настроении, помогают укреплению благоприятного психологического климата в семье, создают обстановку жизнерадостности, которая духовно сплачивает членов семьи, делает семью единым, сплоченным коллективом.
Условием гармонического развития детей в семье можно назвать выполнение установленного распорядка дня детьми. Распорядок дня представляет собою все расписание дня для детей на протяжении суток – определенное, достаточное время должно отводиться на сон, гигиенические процедуры, на полноценные завтрак, обед и ужин, на разнообразные виды труда и досуга. При выработке режима дня обязательно должны учитываться возраст и особенности здоровья детей.
Распорядок дня имеет не только функцию поддержание здорового образа жизни, но и воспитательный смысл. Необходимо со стороны детей обязательное привыкание к его соблюдению без напоминания и принуждения взрослых. Родители (взрослые члены семьи) должны контролировать качественное соблюдение распорядка дня и трудовых дел, оценивать их, помогать при появлении трудностей.
Важную роль в формировании личности ребенка родителям необходимо отводить литературе. В дошкольный период жизни дети очень любят, когда им рассказывают сказки, рассказы про людей и животных. В этом возрасте ему ещё читают взрослые. Из сказок и рассказов он получает первые нравственные представления, получает знания о животных и растениях. В сказках одерживает победу всегда сильный, ловкий, справедливый, добрый и трудолюбивый герой, а злой, недобрый наказывается людьми и судьбой. Слушая сказки, дети сопереживают судьбе персонажей, они сочувствуют, переживают, чувствуют радость и огорчение, то есть у них развивается сфера чувств и эмоций, формируется эмпатия, закладывается любовь и интерес к литературе.
С вхождением ребенка в школьную жизнь, в младший школьный возраст, когда школьник уже сам умеет читать, необходимо поддержать этот интерес и сформировать умение к самостоятельному и регулярному чтению. Это умение не возникает автоматически, необходима осмысленная и грамотная деятельность в этом направлении педагогов и родителей. Необходимо планомерно приобщить ребенка к литературе, и он искренне полюбит книги, и они станут для него главными помощниками в получении новых знаний. Сформировавшаяся любовь к литературе приведет ребенка в библиотеку или в книжный магазин. У него будут любимые герои, с которых он станет брать пример.
Также крайне важна роль труда для человека. Физическая работа даёт хороший тонус мышцам и всему организму человека, способствует улучшению всех процессов физиологии – нормальное дыхание, кровообращение, обмен веществ, развитие мускулатуры, всего организма, и различных органов. Физическая работа - эффективный способ борьбы со стрессом, особенно для людей занимающимся преимущественно интеллектуальным трудом.
Разнообразие деятельности, смена её видов в течение дня, гармоничное их соотношение для детей определяют их успешное интеллектуальное и физическое развитие, снижают утомляемость, помогают сохранить на высоком уровне работоспособность.
Трудовое воспитание – важнейший аспект гармонического развития личности ребенка. По отношению ребенка к труду, и числу его трудовых способностей и навыков, социум во многом и будет оценивать.
Значимым фактором удачного воспитания ребенка в семье можно назвать единство правил, установленных по отношению к детям всеми взрослыми членами семьи, и, кроме того, нельзя, чтобы противоречили требования к ребенку от родителей и от педагогов в школе. Противоречия и разнородность требований между учителями и родителями шатает авторитет и педагогов и семьи, приводит к утрате уважения ко взрослым.
Заложенные в раннем детстве духовные и культурные качества, способность к коммуникации с детьми и взрослыми людьми развивают, как личность ребенка, помогают ему успешно взаимодействовать в социуме.
Важным фактором успешности в воспитании детей в семье является авторитетность взрослых членов семьи и старших братьев и сестер.
Родители стремятся вырастить достойного члена социума, поэтому для них крайне важно иметь авторитет в глазах детей. Родители должны быть самыми родными и дорогими людьми для своих детей. Обыкновенно дети стараются копировать поведение отца или матери, желают походить на них. В связи с этим родители должны подавать детям достойный пример в различных аспектах жизни.
Благоприятные отношения ребенка и родителей в семейной жизни основываются на чувстве взаимного уважения и доверительном отношении друг к другу. В благополучной семье ребенок воспринимает родителей как советчиков в возникающих трудностях и проблемах, подлинных друзей, готовых всегда разделить с ними и печали и радости.
Родителям следует ставить перед детьми довольно высокие требования, но при этом никогда не забывать об уважении к детям, как к личностям и к их достоинству.

Заключение
В первой главе работы мы проанализировали социальный институт семьи и её функции, раскрыли историю и роль в обществе семейного воспитания, исследовали особенности семейного воспитания в современных семьях.
Таким образом, семья – это одна из базовых ценностей, сформированных человеческой цивилизацией за историю своего развития.
К тому же, семья – общественная необходимость, обусловленная потребностью государства в воспроизводстве населения, как в демографическом, так и в духовном смысле.
Семья есть интеллектуальное и связующие звено трансляции ребенку социально-культурных ценностей, и, также, опыта взаимоотношений между людьми, отношения к явлениям жизни, деятельности общества.
На Древней Руси основой общества был род. У каждой семьи кроме своих семейных интересов был еще интерес жизни общей, родовой.
Постепенно родовые связи стали слабеть, и семья начала приобретать самостоятельное значение. В XVI столетии московская семья является уже отдельной, независимой единицей. В ней отец семейства выступает грозным властелином, который уже называется государем дома.
Современная семья перестала быть традиционной патриархальной единицей, где главой был мужчина, а женщина и дети подчинялись его авторитету. Семьи стали меньше и более атомизированными, с женщинами и детьми, которые получили большую независимость и свободу выбора.
Изменившееся общество больше ориентируется на индивида, чем на семью.
Во второй главе мы рассмотрели основные стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка. А также рассмотрели психолого-педагогические рекомендации по успешному воспитанию ребенка в семье.
По стилю взаимодействий между родителями и детьми в современной семье психологи выделяют авторитарный, демократический, либеральный и попустительский стили воспитания.
Было установлено психологами, что дети из демократичных семей социализированы наиболее удачно. В сравнении с прочими детьми, они наиболее смелы, бойки, с развитым чувством самоконтроля и развиты коммуникативно. По мере взросления у таких детей формируется высокая самооценка, а в учебе они преуспевают больше, чем дети, выросшие с родителями, использующими другие стили воспитания.
Итак, семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. В ходе общения с родителями, ребенок впитывает мировоззрение, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей.














Литература:
Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 2005. – 40 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2018.
Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 2008. – С 234 с.
Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: Издат. центр «Академия», 2019. – С. 289.
Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика.- 2019.- № 4.- С. 27-39
Ковалев С.В. Психология семейных отношений.- М.: Педагогика, 2009
Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 2009. – 340 с.
Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 1019. – 238 с.
Мастюкова Е.М., А.Г. Московкина. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб заведений / Под ред. В.И. Селиверстова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 256 с.
Педагогика: Учеб пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 2005.- 456 с.
Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. – 476 с.
Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина, - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
Раттер М. Помощь трудным детям.- М., 2009.- 432 с.
Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС », 2020. – 272 с.
Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов / Под общ. Ред. М.А. Галагузовой.- М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013.- 416 с.
Социальная работа с семьей / Под ред. Т.В.Шеляг. М.: ИСР, 2005.
Титаренко В. И. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 2017. – С. 176.
Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений.- М., 2000.
Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов.- М.: ВЛАДОС, 2014- 321 с.


Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2019. – 23 с.

Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 2015. – с 1.

Ковалев С.В. Психология семейных отношений.- М.: Педагогика, 2019, с.77

Социальная работа с семьей / Под ред. Т.В.Шеляг. М.: ИСР, 2016. С. 59
Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений.- М., 2020..-с.121-123
Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 1019. – 238 с.

Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 2009. – 340 с.

Титаренко В. И. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 2017. – С. 176.

Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений.- М., 2000.

Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 1019. – 238 с.

Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 1019. – 188
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2018.

Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. – 476 с.

Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 2005. – с. 30
Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС », 2020. – 272 с.
Ковалев С.В. Психология семейных отношений.- М.: Педагогика, 2009. С. 155

Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика.- 2019.- № 4.- С. 27-39

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2018.










30

Литература:
1. Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 2005. – 40 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2018.
3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 2008. – С 234 с.
4. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: Издат. центр «Академия», 2019. – С. 289.
5. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика.- 2019.- № 4.- С. 27-39
6. Ковалев С.В. Психология семейных отношений.- М.: Педагогика, 2009
7. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 2009. – 340 с.
8. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 1019. – 238 с.
9. Мастюкова Е.М., А.Г. Московкина. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб заведений / Под ред. В.И. Селиверстова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
10. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 256 с.
11. Педагогика: Учеб пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 2005.- 456 с.
12. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. – 476 с.
13. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина, - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
14. Раттер М. Помощь трудным детям.- М., 2009.- 432 с.
15. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС », 2020. – 272 с.
16. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов / Под общ. Ред. М.А. Галагузовой.- М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013.- 416 с.
17. Социальная работа с семьей / Под ред. Т.В.Шеляг. М.: ИСР, 2005.
18. Титаренко В. И. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 2017. – С. 176.
19. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений.- М., 2000.
20. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов.- М.: ВЛАДОС, 2014- 321 с.