Учёт и анализ расчётов с персоналом по оплате труда на примере ООО «АЛЛЕТО» (Московская обл, г.о. Шаховская)
Заказать уникальную дипломную работу- 88 88 страниц
- 47 + 47 источников
- Добавлена 30.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЁТА И АНАЛИЗА РАСЧЁТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ 12
1.1. Экономическая сущность и содержание расчётов с персоналом по оплате труда. Виды, системы и формы оплаты труда 12
1.2. Нормативно-правовое регулирование системы учёта труда и расчетов с персоналом в Российской Федерации 22
1.3 Методические основы учёта и анализа расчетов с персоналом по оплате труда, оценки их текущего состояния 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЁТА И АНАЛИЗА РАСЧЁТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА НА ПРИМЕРЕ ООО «АЛЛЕТО» (МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, г.о. ШАХОВСКАЯ) 39
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО "Аллето" 39
2.2 Документальное оформление и бухгалтерский учёт расчётов с персоналом по оплате труда ООО "Аллето" 43
2.3 Анализ динамики и структуры расчетов с персоналом по оплате труда ООО "Аллето" и оценка их текущего состояния 56
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УЧЁТА И АНАЛИЗА РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА ООО «АЛЛЕТО» 63
3.1. Идентификация проблем в системе учёта расчётов с персоналом по оплате труда ООО "Аллето" на основе проведённого анализа 63
3.2 Практические рекомендации по совершенствованию системы учета и анализа расчетов с персоналом по оплате труда ООО "Аллето" 65
3.3. Расчет экономической эффективности предложенных рекомендаций 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
Перечень принятых сокращений и аббревиатур 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таким образом, на основании всего вышеизложенного, мы можем сделать следующий вывод. Бухгалтерский учет ведется на основании действующих нормативно-правовых и законодательных актов. Для учетатруда, выполненных работ и начисления заработной платы используются типовые формы первичных учетных документов. Синтетический учёт расчетов с персоналом по оплате труда осуществляется на счете 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда».Вывод по второй главе:Анализ экономической деятельности ООО «Аллето», показал, что эффективность деятельности организации в целом увеличивается: увеличиваются объемы выручки, чистой прибыли, активов и собственного капитала организации, тем не менее есть ряд негативных моментов в деятельности организации, в частности наблюдается снижение рентабельности продаж и производительности труда. ООО «Аллето» ведет свой бухгалтерский учет по общей системе налогообложения. Весь бухгалтерский (финансовый) учет ведется организацией с соблюдением всех нормативов и законодательства Российской Федерации в отношении бухгалтерского учета организаций, с применением журнально-ордерной формы учета с использованием программы бухгалтерского учета «1С: Бухгалтерия 8.3» и информационно-правовой системы «КонсультантПлюс».Проанализировав организационно-экономическую характеристику ООО «Аллето», можно сделать вывод, чтоструктура бухгалтерской службы ООО «Аллето» состоит из бухгалтера. В ООО «Аллето» применяется автоматизированная форма бухгалтерского учета, программа 1С: Предприятие, версия 8.3. Организация осуществляет бухгалтерский учет в соответствии с российским законодательствомПроанализировав порядок учета начисления и выплаты заработной платы в ООО «Аллето», можно сделать вывод, что порядок ведения синтетического и аналитического учета в организации соответствует стандартам бухгалтерского учета в Российской Федерации.Анализ расчетов по оплате труда показал, что фонд оплаты труда ООО «Аллето» за 2021-2023 гг. увеличился на 18,09%, или на 1051 тыс. рублей. Это произошло в основном за счет увеличения осинового фонда заработной платы на 575 тыс. рублей, или на 14,54%. При этом фонд дополнительной заработной платы увеличился на 497 тыс. рублей, или на 28,76%. Наибольший прирост фонда дополнительной заработной платы обеспечивало увеличений премий за производственные результаты – более чем на 30%, или на 324 тыс. рублей.Поощрительные и компенсационные выплаты сократились на 16,28%, или на 21 тыс. рублей. Таким образом, учет оплаты труда в обществе ведется на основании действующих нормативно-правовых и законодательных актов. Для учета затрат труда, выполненных работ и начисления заработной платы используются типовые формы первичных учетных документов. Для учёта расчетов с персоналом по оплате труда, а также по выплате доходов применяется синтетический счет 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда». Аналитический учет ведется отдельно по каждому работнику. ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УЧЁТА И АНАЛИЗА РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА ООО «АЛЛЕТО»3.1.Идентификация проблем в системе учёта расчётов с персоналом по оплате труда ООО "Аллето" на основе проведённого анализаК недостаткам в организации учета оплаты труда ООО "Аллето" можно отнести отсутствие сформированного Положения об учетной политике, утвержденного приказом руководителя предприятия.В данном положении должны быть освещены основные принципы, методы и процедуры, используемые предприятием для ведения бухгалтерского учета, в том числе расчетов по оплате труда и составления финансовой отчетности.Для ООО "Аллето" присущи проблемные вопросы, касающиеся организации синтетического и аналитического учета расчетов по оплате труда:- несовершенная структура некоторых первичных документов, касающихся учета труда и его оплаты, которая требует дополнительных усилий для проработки учетно-экономической информации;- несовершенная организация процесса решения методических аспектов расчетов за выплатами работникам в комплексе с выполнением других управленческих задач;- несовершенство автоматизированных учетных систем расчетов по выплатам работникам, которая затрудняет формирование отчетности;- проблемы автономного регулирования процесса расчетов по выплатам работникам;− несовершенная организация оплаты труда на предприятии;− неприменение аналитического учета расчетов по оплате труда;− ошибки при документальном оформлении по расчетам по оплате труда;− отсутствие контроля за использованием рабочего времени;− отсутствие контроля обеспечения роста производительности труда;−отсутствие контроля своевременности и правильности определения сумм начисленной заработной платы;− отсутствие контроляправильности удержаний по заработной плате;− проблемы в осуществлении в соответствии с установленными сроками всех расчетов с работниками, нарушение сроков по выплате зарплаты, выплата заработной платы ранее установленной даты в коллективном договоре;− отсутствие контроля за использованием фонда заработной платы и другими денежными средствами, которые выделяют для оплаты труда работников предприятияОсновная проблема для ООО "Аллето" – это не использование счетов аналитического учета. Применение аналитических счетов при ведении учета расчетов по оплате труда позволит в полном объеме отражать расчеты с работниками и осуществлять это своевременно. На предприятиях как правило используется большое количество первичных документов, поэтому одним из направлений усовершенствования должно стать упрощение документооборота, за счет разработки графиков документирования по оплате труда, использование типовых межведомственных форм, полная автоматизация учетного, аналитического и контрольного процесса. Это в результате приведет к уменьшению количества ошибок, которые являются типичными для работников бухгалтерии при обработке информации, сократит время работников бухгалтерии на осуществление учетных, аналитических и контрольных процедур, уменьшит количество операций, которые осуществлялись вручную.Таким образом, основными проблемными вопросами по учету оплаты труда в ООО "Аллето» является не использование счетов аналитического учета, применение большого количества первичных документов, ручная обработка хозяйственных операций. Поэтому нами предложен широкий перечень аналитических счетов по учету расчетов по оплате труда, что позволит в полном объеме отражать расчеты с работниками и осуществлять это своевременно, упрощение документооборота, за счет разработки графиков документирования по оплате труда, использование типовых межведомственных форм, полная автоматизация учетного, аналитического и контрольного процесса.3.2 Практические рекомендации по совершенствованию системы учета и анализа расчетов с персоналом по оплате труда ООО "Аллето"Совершенствовать учет расчетов по выплатам работникам предприятия нужно, начиная с совершенствования учетной политики в отношении данного объекта учета, поскольку учетная политика представляет собой подробную инструкцию для учетно-экономической службы хозяйствующего субъекта. С целью урегулирования вопросов, касающихся расчетов по выплатам работникам, законодательство предусматривает формирование каждым субъектом предпринимательства соответствующих нормативных документовС целью правильной организации учета оплаты труда предлагаем предприятию разработать Положение об учетной политике.В положении предлагаем отразить информацию относительно резерва (обеспечений) на выплату отпусков согласно расчету, а также, так как заработная плата считается обязательством, дать определение понятию обязательства, указать основные нормативно-правовые документы по учету расчетов по оплате труда.Предлагаем разработать и утвердить на предприятии график документооборота первичных документов по учету расчетов по оплате труда, который мог бы усилить систему внутреннего контроля на предприятии. График документооборота позволит оптимизировать пути обработки первичного документа от начала его создания до передачи в архив, очертить сроки обработки первичных документов по учету расчетов по оплате труда.График документооборота должен быть обязательным приложением к приказу об учетной политике предприятия, а его использование контролироваться главным бухгалтером предприятия. Что касается синтетического учета расчетов по оплате труда, то он в ООО "Аллето" ведется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».На счету 70«Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется обобщение информации о расчетах с персоналом по оплате труда по всем видам заработной платы, премий и пособий, а также расчеты за неполученную работниками в установленный срок сумму заработной платы.К основным проблемным вопросам организации бухгалтерских операций с заработной платой в ООО «Аллето» относятся: несовершенное регулирование организации бухгалтерских операций, связанных с исчислением и выплатой заработной платы в части своевременности и точности определения размера начисленной заработной платы, начисления взносов во внебюджетные фонды и налога на доходы физических лиц. На исследуемом предприятии не используются субсчета к счету 70.Объединив разные взгляды и ввиду проблем учета расчетов по оплате труда предлагаем ООО "Аллето" усовершенствовать аналитический учет, изменив субсчета к счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Открытие новых субсчетов считаем уместным, ведь это позволит предприятию более широко вести аналитический учет, предоставит более подробную информацию по расчетам по выплатам работникам для принятия управленческих решений, усилит контроль за использованием Фонда оплаты труда. Особенно важно автоматизировать процессы расчетов с персоналом по оплате труда, так как это одно из направлений улучшения работы. Для автоматизации бухгалтерского учета предлагаем использоватьпрограммный комплекс "1С:Зарплата и управление персоналом 8", поскольку в настоящее время учет расчетов по заработной плате ведется в общей базе 1С: Бухгалтерия предприятия 8.3. Однако эта программа не позволяет руководству и бухгалтерии полностью контролировать процесс учета расчетов по оплате труда, также она не позволяет координировать основные процессы с кадровой службой (такие как составление табеля рабочего времени, планирование отпусков и т.д.). Для улучшения учета расчетов по оплате труда рекомендуется переход на программу "1С Зарплата и Управление персоналом 8". С помощью этой программы руководство сможет иметь полный контроль над процессом, определить структуру предприятия и анализировать персонал, а также принимать решения на основе достоверной информации. [30, с. 302].В настоящее время практически все организации используют современные компьютерные технологии и различное программное обеспечение для ведения учета. Среди них особенно популярна линейка программного обеспечения от фирмы 1С. Для учета расчетов по оплате труда можно использовать программу "1С: бухгалтерия", а операции связанные с этим процессом отражать в специальной программе "1С: Зарплата и управление персоналом". Для расчета оплаты труда используется "Расчетная ведомость", которая является документом аналитического учета. Важным документом при расчете заработной платы также является "Табель учета использования рабочего времени". Этот документ содержит информацию о фактически отработанных часах, количестве неявок и других событиях за месяц для каждого сотрудника предприятия. Для бухгалтера этот документ необходим, поскольку на его основе начисляется заработная плата, отпускные, пособия и другие выплаты сотрудникам. [31, с. 983].Для улучшения системы аналитического учета, мы предлагаем внедрение системы субсчетов для счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". В рамках этой системы будут введены следующие субсчета: 70.1 "Расчеты по окладам и тарифам", 70.2 "Прочие начисления", 70.3 "Выплаты за неотработанное время", 70.4 "Премии", 70.5 "Компенсация при увольнении", 70.6 "Выплаты за переработку", 70.7 "Оплата за работу в выходные и праздничные дни", 70.8 "Отпускные", 70.9 "Прочие стимулирующие выплаты работникам". Успешная организация процессов синтетического и аналитического учета расчетов по оплате труда будет иметь важное значение для обеспечения полноты и достоверности информации, которая впоследствии будет отражена в бухгалтерской и финансовой отчетности организации. [31,с.757].Данные рекомендации с одной стороны увеличат учетную работу бухгалтера, а с другой – учет станет более точным и прозрачным и позволит видеть информацию от отдельным затратам на оплату труда в разрезе этих аналитических субсчетов и на это основе принимать управленческие решения. Одним из основных мест является совершенная организация бухгалтерских расчетов по заработной плате на предприятии. Не требует каких-либо дополнительных доказательств, тезис о том, что неправильность начисления заработной платы и ее несвоевременные выплаты приводят к значительному количеству судебных разбирательств по поводу условий работы на предприятиях различной экономической деятельности.Важным аспектом учетной политики в отношении заработной платы является использование систем и форм начисления заработной платы на предприятиях, поскольку они правильно организованы для надежной оценки стоимости труда и повышения его производительности. Следует отметить, что в рассмотренных документах отражены вопросы, касающиеся операций по выплате вознаграждения: продолжительность выплаты заработной платы, определение критериев продолжительности пребывания и представление докладов об использовании средств, заработную плату по коллективным договорам, базовые оклады, процедуры документирования заработной платы.Вышеизложенное говорит о том, что процесс организации учета операций по начислению заработной платы должен быть направлен на мотивацию роста производительности труда, использования установленного количества рабочего времени, полного охвата общей численности работников для целей налоговой эффективности. С этой целью каждое предприятие должно четко распределить функциональные обязанности бухгалтерских программ между подразделениями. Совершенствование организации бухгалтерских операций по заработной плате на предприятии способствует оптимизации тарифного регулирования заработной платы. Особенно:- необходимо совершенствовать применение тарифной системы путем установления соотношения тарифной ставки в соответствии с уровнем квалификации работников;- ввести гибкую форму и систему оплаты труда, в том числе контрактной и бестарифной;- разработать внутренние тарифной заработной платы как фактор роста мотивации и стимулирования на предприятиях;- совершенствование мотивационного механизма регулирования заработной платы;- совершенствование процесса регулирования (средства регулирования заработной платы); обосновать выбор эффективных форм и систем оплаты труда и закрепить позицию учетной политики;- регламентировать порядок начисления заработной платы правилами коллективного договора.Совершенствуя или выстраивая основные организационные положения бухгалтерских операций с заработной платой, компания должна разумно и взвешенно подходить к этому вопросу, учитывать накопленные научные результаты предыдущих исследований. Разработка внутренних документов (положение о заработной плате, премиях и др.), это должно быть:- расширение использования персонифицированных ставок и окладов для квалифицированных работников, ориентированных на рост производительности;- учитывать отраслевую особенность, в частности, выявлять специфические факторы оценки работы по методикам балльной бонусной системы для каждой категории персонала, усиливая регуляторную и стимулирующую функции заработной платы.Следующие мероприятия организации учета операций по заработной плате должны быть реализованы за счет увеличения стоимости труда, путем установления единых условий воспроизводства трудовых ресурсов независимо от форм собственности; рост тарифной части заработной платы; рост доли минимальной заработной платы в средней заработной плате, за счет совершенствования механизмов государственного регулирования заработной платы и др.Создание целостной системы учета предусматривает активное применение специфического элемента регулирования бухгалтерского учета и отчетности - учетной политики предприятия.В связи с тем, что на предприятии ООО «Аллето» основной формой оплаты труда является сдельная работа, поэтому считаю целесообразным предложить внести в учетную политику пункт «документальное сопровождение учета в бухгалтерском учете» для обеспечения расчета заработной платы работникам-сдельная работа.Благодаря утверждению данной части учетной политики на предприятии будет создана система учета начисленной базовой заработной платы сдельщиков и ее документального обеспечения.Важной составляющей организации работы департамента с документами является создание системы документооборота.В связи с отсутствием графика документооборота в бухгалтерии считаю целесообразным предложить добавление графика в дополнение к учетной политике.Повышение эффективности бухгалтерского учета во многом зависит от рациональной организации бухгалтерской службы.Предлагается предприятию внедрить дополнительную должность-бухгалтер-экономист по труду. С введением должности бухгалтера-экономиста по труду повысится эффективность учета, скорость и оперативность обработки данных по оплате труда.На предприятии значительное количество работников работает по сдельной системе оплаты труда. Основой поштучной оплаты является ставка производства (время) и тарифная ставка.Учет производства и объема выполненных работ в зависимости от организации производства и уровня механизации бухгалтерских работ, выполняемых на предприятии, бригадирами и другими работниками, на которых возложены эти обязанности. С учетом развития объемов работ и заработной платы наряд на сдельную работу и табель учета рабочего времени.В связи с большим количеством заказов на сдельную работу и их несвоевременной доставкой в бухгалтерию для начисления заработной платы мы предлагаем использовать сберегательную карту. Эта карта должна использоваться для ежедневного учета объема работ, выполняемых отдельными работниками. Предлагаемая накопительная карта учета производства и заработной платы позволит соответствующим службам управления предприятием эффективно и оперативно определять процентные показатели эффективности работы сотрудника и другие показатели, необходимые для отчетности, анализа и принятия эффективных управленческих решений.В целях совершенствования модели аналитического учета выплат работникам предлагается ввести следующие субсчета на счет 70 «Расчеты с персоналом по заработной плате», представленные в таблице 11.Таблица 11 – Предлагаемая структура счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»СубсчетНазвание70-1Расчеты по основной заработной плате70-2Расчеты по выплатам при увольнении70-3Расчеты по выплатам по окончании трудовой деятельности70-4Расчеты по выплате отпускных70-5Расчеты с депонентами70-6Расчеты по другим выплатам70-7Расчеты по выплатам заработной платы в натуральной формеВажно иметь четкую организацию учетно-аналитической работы по выплатам заработной платы на предприятии, поскольку она является наиболее ответственной и трудоемкой. Совершенствование форм первичных и сводных документов, а также корреспонденции счетов позволяет наиболее полно, точно и своевременно отражать фактические затраты труда и его оплаты, с учетом особенностей рыночных отношений и современных стандартов документации.Таким образом, организация учета операций по начислению заработной платы должна способствовать росту производительности труда и обеспечивать надлежащее использование рабочего времени. Служба внутреннего контроля фактически является глазами и ушами руководства предприятия. Существует закономерность, что выражается пропорционально: чем крупнее организация, тем шире номенклатура ее деятельности, тем меньше возможностей у топ-менеджмента (директората, совета учредителей и т. п.) непосредственно проверять, что происходит на предприятии: как ведутся технологические процессы, работает логистика, бухгалтерский отдел, отрегулирована складская деятельность, функционируют различные службы, от правовой до службы безопасности. В конечном итоге цель аудита - повышение рентабельности за счет снижения внутренних издержек. В первую очередь аудиторская служба должна приносить (за счет своих проверок) дохода больше, чем расходов на ее содержание.В ООО «Аллето» аудит не ведется, поэтому предлагаем открыть должность внутренний аудитор. Согласно исследованиям было решено применить общую модель аудита по выплатам работникам ООО «Аллето», которая состоит из трех уровней: стратегического, управленческого и тактического уровней. На стратегическом уровне определяется система выплат работникам, которая действует на предприятии, а также ее результативность для достижения его целей. На управленческом уровне изучается эффективность работы системы оплаты труда и выявляются трудные и проблемные зоны этой системы, если, конечно, они есть. Соблюдение законодательства, достоверность использование системы оплаты труда, а также выполнение операций по повышению мотивации и стимулирования работников предприятия, определяются на тактическом уровне.Говоря другими словами, аудит расчетов с работниками по выплате сотрудникам на каждом уровне управления будет решать свои задачи. Чем выше будет его уровень, тем более важные и общие проблемы ООО «Аллето» он будет решать.Поэтому область начисления заработной платы является одной из наиболее важных областей бухгалтерского учета. Ведь уровень материальной заинтересованности работников в деятельности напрямую зависит от независимости и открытости распределения средств. Контроль начислений сотрудников дает возможность выявлять ошибки и избегать будущих ошибок. Внедрение разработанных в ходе аудита мер в ООО «Аллето» может обеспечить качественный, правильный и своевременный учет платежей работников.В результате внутреннего контроля, который был проведена в конце 2022 года, было выявлено, что система внутреннего контроля в организации находится на высоком уровне. Основными недостатками являются следующие:– полномочия и обязанности между работниками, обеспечивающими осуществление реальной финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности и персоналом, обеспечивающими отображение этих операций, бухгалтерским учетом не распределяются;– несвоевременное предоставление документов в бухгалтерию;- эффективность использования фонда оплаты труда снижается.В системе учета расчетов по оплате труда с целью устранения вышеуказанных недостатков необходимо усовершенствовать в ООО «Аллето» систему внутреннего контроля расчетов по оплате труда. Руководство организации отвечает за внедрение и развитие системы внутреннего контроля.3.3.Расчет экономической эффективности предложенных рекомендацийОценка уровня затратных параметров внедрения службы внутреннего контроля для исследуемого предприятия ООО «Аллето» предлагается рассчитать следующие показатели расходов: расходы на создание рабочего места, расходы на заработную плату дополнительно привлеченного персонала, расходы на электроэнергию и сформировать общую смету расходов.Для начала, рассчитаем показатели затрат необходимых для создания дополнительных рабочих мест. В рамках проектных мероприятий по внедрению службы внутреннего контроля предусматривается привлечение дополнительного кадрового ресурса, а именно внутреннего аудитора, функциональными обязанностями которого предусматривают мониторинг расчетов по оплате труда в организации. Основные расходы связаны с созданием данных рабочих мест поданную в табл. 3.1.Таблица 3.1 - Затраты на создание дополнительных рабочих местНаименование Количество, шт. Стоимость ед., руб.Сумма, руб. Системный блок компьютера118400 18400 Монитор17800 7800 Клавиатура1800 800 Компьютерная мышь1500 500 Телефон13200 3200 Стол14000 4000 Стул11200 1200 Мелкие канцелярские принадлежности1300 300 Итого 36200 Не менее важной составляющей является финансирование труда новых работников, что кроме фонда заработной платы включает в себя соответствующие начисления. Необходимые расходы на оплату труда привлеченного персонала рассчитаны в табл. 3.2.Таблица 3.2 - Расчет затрат на оплату трудаДолжность Количество работников Оклад, руб. Годовой фонд зарплаты, руб. Начисления на зпАудитор расчетов по оплате труда 1 42000 504000 152208 Итого 504000 152208Таким образом, можно утверждать, что общий объем расходов необходимый для создания новых рабочих мест составляет 36200 руб., а годовой фонд заработной платы соответствующего персонала составляет 504000 руб.Итак, рассчитав основные статьи расходов, можем сформировать общую смету расходов на внедрение системы внутреннего контроля (табл. 3.3).Таблица 3.3 - Смета затрат на внедрение ERP-системы «Галактика»Статья затрат Сумма, руб. Стоимость создания рабочего места36200Заработная плата работников504000 Начисление на заработную плату 152208 Затраты на электроэнергию16200Образовательные курсы для персонала6500 Консультационные услуги34400 Итого 749548Для реализации проекта планируется привлечение краткосрочных заемных средств в размере 750000 руб. под 18% годовых. Сумма процентных платежей составит 135 000 рублей в год.Полученные расчеты, позволяют утверждать, что реализация предложенного мероприятия в рамках совершенствования системы расчетов с персоналом по оплате труда на ООО «Аллето», предусматривающего внедрение на базе исследуемого предприятия службы внутреннего контроля, требует привлечения 750 тыс. руб., что включает в себя расходы на создание рабочего места и оплаты труда соответствующих работников, покупку аппаратного обеспечения, электроэнергию, образовательные курсы для персонала и консультационные услуги.Анализ предложенных мероприятий по внедрению службы внутреннего контроля для ООО «Аллето» позволят оптимизировать некоторые статьи затрат. Так, среди затрат по обычной деятельности коммерческие расходы занимают существенную часть себестоимости. Это было связано с многократным увеличением расходов на управление, которые в 2022 году составили более 2574 тыс. рублей. Внедрение службы внутреннего контроля ООО «Аллето» позволит сократить их в два раза. Таким образом, данное мероприятие позволят оптимизировать коммерческие и управленческие расходы. Динамику коммерческих расходов после их оптимизации представим в таблице 3.4.Таблица 3.4 - Динамика коммерческих расходов в результате предложенных мероприятийНаименованиеСумма, тыс. руб.Удельный вес, %ИзменениеДо провед. мерПосле провед. мерДо провед. мерПосле провед. мерАбсолютное, тыс. руб.Темп прироста, %Оплата труда и страховые взносы10 46711 12354,9163,336566,27Амортизация7157153,754,0700,00Информационно-консультационные услуги1 3246046,953,44-720-54,42Банковские комиссии39390,200,2200,00Расходы на управление3 5741 78718,7510,17-1 787-50,00Расходы на рекламу2672671,401,5200,00Расходы на охрану7057053,704,0100,00Юридические услуги1771770,931,0100,00Связь42420,220,2400,00Ремонт и техобслуживание4164162,182,3700,00Расходы на аренду8508504,464,8400,00Коммунальные услуги3113111,631,7700,00Прочие расходы1765280,923,01352200,00Итого19 06317 564100,00100,00-1 499-7,87Итак, в результате проведения мероприятий величина коммерческих расходов сократится на 1499 тыс. рублей, или на 7,87%.Далее в таблице 3.5 представим план финансовых результатов в результате предложенных мероприятий. Таблица 3.5 - План финансовых результатов в результате предложенных мероприятийНаименование2023 г., тыс. руб.Прогноз, тыс. руб.Абсолютное изменение, тыс. руб.Темп прироста, %Выручка212 131212 13100,00Себестоимость продаж186 811187 5617500,40Валовая прибыль25 32024 570-750-2,96Коммерческие расходы19 06317 564-1 499-7,86Прибыль (убыток) от продаж6 2577 00674911,97Проценты к уплате 135135-Прочие доходы48048000,00Прочие расходы 3 0473 04700,00Прибыль (убыток) до налогообложения3 6904 30461416,64Налог на прибыль 40652912330,25Чистая прибыль (убыток)3 2843 77549114,96В результате предложенных мероприятий по внедрению службы внутреннего контроля общая сумма прибыли от продаж увеличится на 749 тыс. рублей, прибыль до налогообложения увеличится на 614 тыс. рублей, а чистая прибыль – на 491 тыс. рублей. При этом соответственно прирост прибыли от продаж составит 11,97%, прибыли до налогообложения – на 16,64%, и чистой прибыли – на 14,96%. Таким образом, предложенные мероприятия будут нести положительный эффект в деятельности организации.ЗАКЛЮЧЕНИЕБухгалтерский учет заработной платы играет жизненно важную роль во всех компаниях со штатом сотрудников. И малые и крупные предприятия должны соблюдать местные, государственные и федеральные законы для отчетности по заработной плате и нормативные требования. По сути, учет фонда заработной платы выступает в качестве связующего звена, которое выполняет финансовую функцию и функцию представления информации о деятельности между организацией и ее сотрудниками и правительством.В ходе внутреннего контроля начисления заработной платы бухгалтер проводит обзор, оценку точности заработной платы и налоговых документов. Компания должна соответствовать федеральным, государственным и местным нормам, которые имеют отношение к процессу начисления заработной платы для отчетности.Объектом исследования является ООО «Аллето», расположенная в Московской области. Предметом исследования является вопросы по учету расчетов по оплате труда и прочим операциям.Анализ экономической деятельности ООО «Аллето», показал, что эффективность деятельности организации в целом увеличивается: увеличиваются объемы выручки, чистой прибыли, активов и собственного капитала организации, тем не менее есть ряд негативных моментов в деятельности организации, в частности наблюдается снижение рентабельности продаж и производительности труда. ООО «Аллето» ведет свой бухгалтерский учет по общей системе налогообложения. Весь бухгалтерский (финансовый) учет ведется организацией с соблюдением всех нормативов и законодательства Российской Федерации в отношении бухгалтерского учета организаций, с применением журнально-ордерной формы учета с использованием программы бухгалтерского учета «1С: Бухгалтерия 8.3» и информационно-правовой системы «КонсультантПлюс».Проанализировав организационно-экономическую характеристику ООО «Аллето», можно сделать вывод, чтоструктура бухгалтерской службы ООО «Аллето» состоит из бухгалтера. В ООО «Аллето» применяется автоматизированная форма бухгалтерского учета, программа 1С: Предприятие, версия 8.3. Организация осуществляет бухгалтерский учет в соответствии с российским законодательствомПроанализировав порядок учета начисления и выплаты заработной платы в ООО «Аллето», можно сделать вывод, что порядок ведения синтетического и аналитического учета в организации соответствует стандартам бухгалтерского учета в Российской Федерации.Анализ расчетов по оплате труда показал, что фонд оплаты труда ООО «Аллето» за 2021-2023 гг. увеличился на 18,09%, или на 1051 тыс. рублей. Это произошло в основном за счет увеличения осинового фонда заработной платы на 575 тыс. рублей, или на 14,54%. При этом фонд дополнительной заработной платы увеличился на 497 тыс. рублей, или на 28,76%. Наибольший прирост фонда дополнительной заработной платы обеспечивало увеличений премий за производственные результаты – более чем на 30%, или на 324 тыс. рублей.Таким образом, учет оплаты труда в обществе ведется на основании действующих нормативно-правовых и законодательных актов. Для учета затрат труда, выполненных работ и начисления заработной платы используются типовые формы первичных учетных документов. Для учёта расчетов с персоналом по оплате труда, а также по выплате доходов применяется синтетический счет 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда». Аналитический учет ведется отдельно по каждому работнику. Перечень принятых сокращений и аббревиатурДебет – д-тЕдиница – ед.И так далее – и т.д. ККМ – контрольно-кассовая машинаКредит – к-тМеждународные стандарты финансовой отчётности – МСФОМинимальный размер оплаты труда – МРОТНалог на добавленную стоимость – НДСНалог на доходы физических лиц – НДФЛ Налоговый кодекс Российской Федерации – НК РФОбщероссийский классификатор видов экономической деятельности – ОКВЭД Общество с ограниченной ответственностью - ОООРисунок – рис.Российская Федерация – РФ Рубль – руб.Статья – ст.Страница – с.Таблица – табл.Трудовой кодекс Российской Федерации – ТК РФТысяча – тыс.Штука – шт. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКонституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Гарант. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10103000/2/. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГДФС РФ 21.12.2001) (действующая редакция от 19.12.2022) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка. – Режим доступа : http://www.consultant.ru. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 18.03.2023) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка. – Режим доступа : http://www.consultant.ru. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022) [Электронный ресурс] // Гарант. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70103036/1/. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 03.04.2023) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» Положение о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П) План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (Приказ МФ РФ от 31 октября 2000г. №94-н Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (Приказ Минфина РФ от 06.05.1999г. №33-н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации»).Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» (с изменениями и дополнениями от 12 июля 2012 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70108375/#ixzz4fX42M2DC. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 26 «Учет и отчетность по пенсионным планам» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70108389/#ixzz4fX 4mkqob.Абеева Э. М. Особенности учета расчетов с работниками по оплате труда в безналичной форме // Молодой ученый. — 2018. — №21.2. — С. 7-11.Алексеева, Г. И. Бухгалтерский финансовый учет. Расчеты по оплате труда: учебное пособие для СПО / Г. И. Алексеева – 2-е изд., перепаб. и доп. – М: ИздательствоЮрайт, 2023. – 215 с. – ЭБС Юрайт. Алисенов, А. С. Бухгалтерский финансовый учет: учебник и практикум для вузов / А. С. Алисенов – 4-е изд., перепаб. и доп. – М: ИздательствоЮрайт, 2023. – 522 с. – ЭБС Юрайт. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учёт: учебное пособие для вузов В.П. Астахов - М.: Юрайт, 2017 - 335 с.Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учёт: учебник / Ю.А. Бабаев - М.: Юнити, 20 - 467 с.Бачуринская, И. Н. Современные системы оплаты труда [Электронный ресурс] / И. Н. Бачуринская, Е. А. Головкова // Вектор экономики. - Текст : непосредственный – 2022. - № 5 (71). Баянова, О.В. Автоматизация учетно-аналитического обеспечения управления затратами на оплату труда [Текст] / О.В. Баянова // Международный бухгалтерский учет. – 2017. - № 47 Бдайциева Л. Ж. Бухгалтерский учёт: учебник для вузов / Л. Ж. Бдайциева - М. :Юрайт, 2020 - 302 с.Богаченко В.М. Бухгалтерский учет: учебник / В. М. Богаченко, Н. А. Кириллова. - М. : Феникс, 2017 - 421 с.Бородин В.А. Бухгалтерский учёт: учебник для вузов. Третье издание, переработанное и дополненное / В.А. Бородин - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2018 - 528 с.Булдакова Т. А. Сравнительная характеристика отечественного и зарубежного нормативного обеспечения расчетов с персоналом по оплате труда в бюджетных учреждениях / Т.А. Булдакова // Накосфера. - Текст : непосредственный – 2022. – № 1-2. – С. 235-240. Бунтовская Л.Л. Стимулирование и оплата труда работников сферы высшего образования: мировой опыт / Л.Л. Бунтовская // Вестники Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. - Текст : непосредственный – 2021. – № 4. – С. 44-49. Бурмистрова Л. М. Бухгалтерский учёт / Л. М. Бурмистрова - М. : Форум, 2017 - 393 с.Бухарева, Л. В. Бухгалтерский финансовый учет: учебник для вузов / Л. В. Бухарева, И. М. Дмитриевой, В. Б. Малицкой, Ю. К. Харакоз – 6-е изд., перепаб. и доп. – М: ИздательствоЮрайт, 2023. – 525 с. – ЭБС Юрайт. Бухгалтерский учёт: учеб. пособие / Под редакцией И. М. Дмитриевой - М. :Эксмо, 2017 - с. 272Ваниева, Э. А. Нормативное регулирование расчетов по оплате труда: российский и зарубежный опыт / Э. А. Ваниева, Д. Я. Сулейманова // Учетно-аналитическое обеспечение стратегии устойчивого развития предприятия. – Симферополь, 2022. – С. 82-87Васильева, Е.А. Аудит трудовых ресурсов как диагностический инструмент в системе управления предприятием [Текст] / Е.А. Васильева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2020. - № 24. - С. 70-75. Воронченко, Т. В. Бухгалтерский финансовый учет в 2 ч. ч. 2: учебник и практикум для вузов / Т. В. Воронченко – 3-е изд., перепаб. и доп. – М: ИздательствоЮрайт, 2023. – 367 с. Галкина Е.В. Бухгалтерский учёт и аудит/ Е.В. Галкина - М.: Мир, 2017 - 379 с.Горелов, Н. А. Оплата труда в бюджетных организациях: учебник и практикум для вузов / Н. А. Горелов. – Москва: Издательство Юрайт, - Текст : непосредственный. – 2023. – 163 с. Дегтяренко А. С. Заработная плата в 2015 году с учетом требований налоговых органов: Практические рекомендации для бухгалтера. Издание переработанное и дополненное / А. С. Дегтяренко – М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2017. – 768 с.Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учёт / М. А. Иванова, Н. П. Кондраков. - М. : ИНФРА-М, 2021 - 481 с.Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учёт / В.Б. Ивашкевич - М.: Магистр, 2017 - с. 373Керимов В.Э. Бухгалтерский финансовый учёт / В. Э. Керимов - М. : Дашков и К°, 2017 - 365 с.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт : учебник / Н.П. Кондраков - М. : ИНФРА-М, 2018- 368 с.Коршунов, В. В. Экономика организации (предприятия): учебник и практикум для вузов / В. В. Коршунова – 6-е изд., перепаб. и доп. – М: ИздательствоЮрайт, 2023. – 363 с. – ЭБС Юрайт. Кузьмин А. А. Совершенствование учета расчетов по оплате труда // М. : ИНФРА-М, 2017 – 250 сКуракин, В. Н. Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда [Электронный ресурс] / В. Н. Куракин // Синергия Наук. - Текст : непосредственный - 2023. – № 82.– С. 664-670. Лапшова, О. А. Оплата труда персонала: учебник и практикум для вузов / О. А. Лапшова – 3-е изд., перепаб. и доп. – М: ИздательствоЮрайт, 2023. – 349 с. – ЭБС Юрайт. Левина Г.Г. Бухгалтерский финансовый учёт / Г. Г. Левина, И. И. Бочкарева; под редакцией Я. В. Соколова - М. : Магистр, 2017 - 406 с.Марченкова И.Н. Аудит расчетов с работниками по оплате труда / И. Н. Марченкова //Территория науки.- 2017. – Выпуск № 3. – с. 124 -130 Савинова С. С., Юрина В. С. Различия российских и международных стандартов финансовой отчетности в области расчетов с работниками по оплате труда // Молодой ученый. — 2021. — №4.2. — С. 63-65.Симонова, М. В. Экономика труда: учебник для вузов / М. В. Симонова, В. А. Вайсбурд // – М: ИздательствоЮрайт, 2023. – 259 с. – ЭБС Юрайт. Толпегина, К. Р. Удит операций по учету расчетов с персоналом по оплате труда / К. Р. Толпегина // Наука и инновационные технологии.– 2022. – № 1 (22). – С. 248-252. Тулякова Ю.С. Стимулирование оплаты труда на предприятии: зарубежный опыт и российская практика / Ю.С. Тулякова // Экономический базис развития науки и технологий в России : сборник трудов Международной научной конференции. – Симферополь, 2018. – С. 402–405. Чеботарёва Т.А. Организация оплаты труда: российский и зарубежный опыт / Т.А. Чеботарёва, Е.А. Шамина // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2018. – Т. 9. – № 1 (18). – С. 72–75. Приложение А
2.Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГДФС РФ 21.12.2001) (действующая редакция от 19.12.2022) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка. – Режим доступа : http://www.consultant.ru.
3.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 18.03.2023) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка. – Режим доступа : http://www.consultant.ru.
4.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 05.12.2022) [Электронный ресурс] // Гарант. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70103036/1/.
5.Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 03.04.2023) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
6.Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
7.Положение о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П)
8.План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (Приказ МФ РФ от 31 октября 2000г. №94-н
9.Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (Приказ Минфина РФ от 06.05.1999г. №33-н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации»).
10.Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» (с изменениями и дополнениями от 12 июля 2012 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70108375/#ixzz4fX42M2DC.
11.Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 26 «Учет и отчетность по пенсионным планам» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70108389/#ixzz4fX 4mkqob.
12.Абеева Э. М. Особенности учета расчетов с работниками по оплате труда в безналичной форме // Молодой ученый. — 2018. — №21.2. — С. 7-11.
13.Алексеева, Г. И. Бухгалтерский финансовый учет. Расчеты по оплате труда: учебное пособие для СПО / Г. И. Алексеева – 2-е изд., перепаб. и доп. – М: ИздательствоЮрайт, 2023. – 215 с. – ЭБС Юрайт.
14.Алисенов, А. С. Бухгалтерский финансовый учет: учебник и практикум для вузов / А. С. Алисенов – 4-е изд., перепаб. и доп. – М: ИздательствоЮрайт, 2023. – 522 с. – ЭБС Юрайт.
15.Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учёт: учебное пособие для вузов В.П. Астахов - М.: Юрайт, 2017 - 335 с.
16.Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учёт: учебник / Ю.А. Бабаев - М.: Юнити, 20 - 467 с.
17.Бачуринская, И. Н. Современные системы оплаты труда [Электронный ресурс] / И. Н. Бачуринская, Е. А. Головкова // Вектор экономики. - Текст : непосредственный – 2022. - № 5 (71).
18.Баянова, О.В. Автоматизация учетно-аналитического обеспечения управления затратами на оплату труда [Текст] / О.В. Баянова // Международный бухгалтерский учет. – 2017. - № 47
19.Бдайциева Л. Ж. Бухгалтерский учёт: учебник для вузов / Л. Ж. Бдайциева - М. :Юрайт, 2020 - 302 с.
20.Богаченко В.М. Бухгалтерский учет: учебник / В. М. Богаченко, Н. А. Кириллова. - М. : Феникс, 2017 - 421 с.
21.Бородин В.А. Бухгалтерский учёт: учебник для вузов. Третье издание, переработанное и дополненное / В.А. Бородин - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2018 - 528 с.
22.Булдакова Т. А. Сравнительная характеристика отечественного и зарубежного нормативного обеспечения расчетов с персоналом по оплате труда в бюджетных учреждениях / Т.А. Булдакова // Накосфера. - Текст : непосредственный – 2022. – № 1-2. – С. 235-240.
23.Бунтовская Л.Л. Стимулирование и оплата труда работников сферы высшего образования: мировой опыт / Л.Л. Бунтовская // Вестники Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. - Текст : непосредственный – 2021. – № 4. – С. 44-49.
24.Бурмистрова Л. М. Бухгалтерский учёт / Л. М. Бурмистрова - М. : Форум, 2017 - 393 с.
25.Бухарева, Л. В. Бухгалтерский финансовый учет: учебник для вузов / Л. В. Бухарева, И. М. Дмитриевой, В. Б. Малицкой, Ю. К. Харакоз – 6-е изд., перепаб. и доп. – М: ИздательствоЮрайт, 2023. – 525 с. – ЭБС Юрайт.
26.Бухгалтерский учёт: учеб. пособие / Под редакцией И. М. Дмитриевой - М. :Эксмо, 2017 - с. 272
27.Ваниева, Э. А. Нормативное регулирование расчетов по оплате труда: российский и зарубежный опыт / Э. А. Ваниева, Д. Я. Сулейманова // Учетно-аналитическое обеспечение стратегии устойчивого развития предприятия. – Симферополь, 2022. – С. 82-87
28.Васильева, Е.А. Аудит трудовых ресурсов как диагностический инструмент в системе управления предприятием [Текст] / Е.А. Васильева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2020. - № 24. - С. 70-75.
29.Воронченко, Т. В. Бухгалтерский финансовый учет в 2 ч. ч. 2: учебник и практикум для вузов / Т. В. Воронченко – 3-е изд., перепаб. и доп. – М: ИздательствоЮрайт, 2023. – 367 с.
30.Галкина Е.В. Бухгалтерский учёт и аудит/ Е.В. Галкина - М.: Мир, 2017 - 379 с.
31.Горелов, Н. А. Оплата труда в бюджетных организациях: учебник и практикум для вузов / Н. А. Горелов. – Москва: Издательство Юрайт, - Текст : непосредственный. – 2023. – 163 с.
32.Дегтяренко А. С. Заработная плата в 2015 году с учетом требований налоговых органов: Практические рекомендации для бухгалтера. Издание переработанное и дополненное / А. С. Дегтяренко – М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2017. – 768 с.
33.Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учёт / М. А. Иванова, Н. П. Кондраков. - М. : ИНФРА-М, 2021 - 481 с.
34.Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учёт / В.Б. Ивашкевич - М.: Магистр, 2017 - с. 373
35.Керимов В.Э. Бухгалтерский финансовый учёт / В. Э. Керимов - М. : Дашков и К°, 2017 - 365 с.
36.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт : учебник / Н.П. Кондраков - М. : ИНФРА-М, 2018- 368 с.
37.Коршунов, В. В. Экономика организации (предприятия): учебник и практикум для вузов / В. В. Коршунова – 6-е изд., перепаб. и доп. – М: ИздательствоЮрайт, 2023. – 363 с. – ЭБС Юрайт.
38.Кузьмин А. А. Совершенствование учета расчетов по оплате труда // М. : ИНФРА-М, 2017 – 250 с
39.Куракин, В. Н. Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда [Электронный ресурс] / В. Н. Куракин // Синергия Наук. - Текст : непосредственный - 2023. – № 82.– С. 664-670.
40.Лапшова, О. А. Оплата труда персонала: учебник и практикум для вузов / О. А. Лапшова – 3-е изд., перепаб. и доп. – М: ИздательствоЮрайт, 2023. – 349 с. – ЭБС Юрайт.
41.Левина Г.Г. Бухгалтерский финансовый учёт / Г. Г. Левина, И. И. Бочкарева; под редакцией Я. В. Соколова - М. : Магистр, 2017 - 406 с.
42.Марченкова И.Н. Аудит расчетов с работниками по оплате труда / И. Н. Марченкова //Территория науки.- 2017. – Выпуск № 3. – с. 124 -130
43.Савинова С. С., Юрина В. С. Различия российских и международных стандартов финансовой отчетности в области расчетов с работниками по оплате труда // Молодой ученый. — 2021. — №4.2. — С. 63-65.
44.Симонова, М. В. Экономика труда: учебник для вузов / М. В. Симонова, В. А. Вайсбурд // – М: ИздательствоЮрайт, 2023. – 259 с. – ЭБС Юрайт.
45.Толпегина, К. Р. Удит операций по учету расчетов с персоналом по оплате труда / К. Р. Толпегина // Наука и инновационные технологии.– 2022. – № 1 (22). – С. 248-252.
46.Тулякова Ю.С. Стимулирование оплаты труда на предприятии: зарубежный опыт и российская практика / Ю.С. Тулякова // Экономический базис развития науки и технологий в России : сборник трудов Международной научной конференции. – Симферополь, 2018. – С. 402–405.
47.Чеботарёва Т.А. Организация оплаты труда: российский и зарубежный опыт / Т.А. Чеботарёва, Е.А. Шамина // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2018. – Т. 9. – № 1 (18). – С. 72–75.