Разработка методики проведения занятий в студии ДПИ по изготовлению ватной ëлочной игрушки

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 41 41 страница
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 10.03.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты занятий в студии ДПИ по изготовлению ватной елочной игрушки 7
1.1. Значение искусства ватной елочной игрушки 7
1.2. Анализ существующих форм и методик проведения занятий в студиях ДПИ по изготовлению ватной елочной игрушки 12
Глава 2. Разработка и обоснование методики проведения занятий в студии ДПИ по изготовлению ватной елочной игрушки 16
2.1. Программа занятий студии ДПИ на 6 месяцев 2 часа в неделю 16
2.2. Конспект занятия ДПИ по изготовлению ватной елочной игрушки 29
Заключение 37
Список литературы 39
Приложение 1 41
Фрагмент для ознакомления

Используются следующие методы - словесно-наглядный устное изложение материала с показом наглядных пособий образцов темы. Практический - выполнение творческого задания. Дидактика - образцы готовых работ. Специальная литература. Материалы и инструменты для ручного труда (вата, клейстер, проволока, фольга, бумага, кисти, краски). Выполняется творческое задание, в дальнейшем производится самоанализ выполненных работ.Свободная тема. Выбирается любая тематика на выбор учащегося. Используются следующие методы - словесно-наглядный устное изложение материала с показом наглядных пособий образцов темы. Практический - выполнение творческого задания. Дидактика - образцы готовых работ. Специальная литература. Материалы и инструменты для ручного труда (вата, клейстер, проволока, фольга, бумага, кисти, краски). Выполняется творческое задание, в дальнейшем производится самоанализ выполненных работ.Аттестационные и итоговые занятия. Участие в конкурсах и выставках. Посещение музеев и выставок. Используются следующие методы - словесно-наглядный устное изложение материала с показом наглядных пособий образцов темы. Практический - выполнение творческого задания. Дидактикой выступают - готовые работы, драпировочные ткани, творчески задания детей.Выполняется творческое задание, в дальнейшем производится самоанализ выполненных работ.Список литературы для педагога:1. Алебастрова А.А. Лучшие поделки, игрушки и сувениры из папье-маше; Академия развития - М., 2011.2. Анна Щеглова Бумажные картины: папье-маше, декупаж, трехмерные панно; Мир - Москва, 2011.3. Бельтюкова Наталья Папье-маше; Питер - М., 2014.4. Дегтярева О.В. Игрушки из папье-маше; ИЛ - Москва, 2014.5. Дерябина Н. И. Новогодние игрушки из папье-маше; АСТ-Пресс Книга - М., 20156. Мудрагель Лидия Куклы из фарфора и папье-маше. Изготовление, коллекционирование, реставрация; Питер - М., 2013.7. Пломер А.Л. Мастерим из папье-маше; Клуб семейного досуга - М., 2013.8. Пэйнтер Люси Декупаж, соленое тесто, лоскутное шитье, папье-маше, декоративное стекло и многое другое; АСТ, Астрель, Харвест, Кладезь - М., 2011.9. Щеглова А. В. Бумажные картины. Папье-маше, декупаж, трехмерные панно; Феникс - М., 2018.Список литературы для обучающихся:1. Бельтюкова Н.Б. Папье-маше: Игрушки и подарки. – М.: «Рипол классик»; СПб.: «Валерии СПД», 2001.2. Лутцева Е.А. Технология: Ступеньки к мастерству; 2 класс: Методика для учителя. – М.: Вентана-Графф, 2002.3. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.4. Иванова Е.П. Поделки из папье-маше. М.: ООО «Книжный клуб семейного досуга». 2011. 64с.5. Лыкова И.А. Мастерилка. Детское художественное творчество. Издательский дом «Карапуз» 2008. 68с. 6. Матюхина Ю. А., Медведева О. П. Папье-маше. Нехитрая наука бумажных шедевров. М.: Феникс. 98с. 7. РэйГибсон. Папье-маше. Бумажные цветы. Серия: Наши руки не для скуки. Издательство Росмэн. 1998. 65стр. 2.2. Конспект занятия ДПИ по изготовлению ватной елочной игрушкиПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАПредмет ДПИ – Декоративно-прикладное искусствоТема урока: Новогодняя ватная игрушка.Тип урока: комбинированный урок с применением ИК.Время проведения: 2 часа.Оборудование: компьютер, мультимедиа, вата, клейстер, проволока, фольга, бумага, кисти, краски.Планируемые результаты:Предметные - учащиеся научатся последовательности выполнения новогодней ватной игрушки.Метапредметные (УУД): регулятивные -  уметь выполнять действия по образцу. Проявлять познавательную инициативу. Коммуникативные - умение работатьв группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и коллективом -слушать собеседника,  излагать свое мнение, умение договариваться и работать в коллективе; Познавательные – проявлять свою познавательную инициативу, выделять и анализировать необходимую информацию из разных источников. Создавать алгоритм действий и  выполнять их. Анализировать изделие по заданным критериям.Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.   Этапы занятия1. Организационный этапДанный этап предполагает:1.1. постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе занятия (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на занятии была эффективной);1.2. определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе занятия;• описание критериев достижения целей и задач данного этапа занятия;1.3. описание методов организации работы учащихся на занятии, методов мотивирования, настроя учащихся на учебную деятельность, предмет и тему занятия (с учетом реальных особенностей объединения, с которым работает педагог)1.1.Знать правила техники безопасности при работе в мастерской; уметь пользоваться различными инструментами; владеть общей технологией изготовления ватной игрушки.1.2. Цель занятия: подготовить объяснения по устройству элементов игрушки.Задачи: - подготовка лекции по изготовлению основы игрушки, - подготовка наглядных пособий.Разработка критериев оценки теоретических и практических знаний.1.3. Приготовление макетов ватной игрушки, отдельных сборочных элементов; подбор видео роликов к изучаемому материалу; приготовление не большой лекции по истории ватной игрушки. 2. Изучение нового материалаДанный этап предполагает:2.1. Постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия);2.2.Определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия;2.3. изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;2.4.Описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;2.5.Описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности, межличностного взаимодействия учащихся с учетом особенностей объединения, в котором работает педагог;2.6.Описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;2.7.Описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала2.1. Изучить все виды ватной игрушки и компоненты из которых она состоит (даются основные понятия по теории работы над игрушкой, история, виды, а так же термины и понятия)2.2. Цель занятия: объяснить из чего состоит новогодняя игрушка.Задачи: - лекция по сбору игрушки из различных элементов. - работа с наглядными пособиями.Критерии оценки:- по окончании лекции задаются вопросы обучающимся,- по окончании работы с наглядными пособиями проводится проверка правильности сборки элементов игрушки.2. Ватные игрушки появились в России одновременно с другими елочными украшениями — в XIX веке. Это была альтернатива дорогим стеклянным шарам. Их изготавливали на продажу мастера в артелях, но их можно было смастерить и самим. Дамские журналы публиковали подробные описания, как это делается, а в магазинах продавались вырубные листы с изображениями лиц ангелов, детей, дедов-морозов — эти изображения можно было вырезать и приклеить на ватную игрушку, сделанную своими руками.В XX веке, после революции, история елочных игрушек прерывается почти на два десятилетия — ведь елку наряжали на Рождество, а этот религиозный праздник был в Советском Союзе запрещен. Но в 1935 году советское правительство решило вернуть детям волшебный зимний праздник и снова у нас стали наряжать елки, только уже не на Рождество на Новый год. Производство елочных украшений возродилось быстро — ведь были живы мастера, которые занимались этим еще в начале века. В том числе снова был налажен выпуск ватных елочных игрушек.В Москве были организованы две артели — «Художественная игрушка» и «Все для ребенка». Ватные игрушки в этих артелях делались из скрученного прессованного хлопка. Существовали специальные каркасы — «скелетики» для изготовления человечков и животных. Реалистично раскрашенную фигурку покрывали крахмальным клейстером со слюдой, что делало ее жесткой, и посыпали стеклянным снегом, придававшим вате сходство с мерцающим искрящимся снежным покровом. Для получения такого искусственного снега выдували шар с тончайшими стенками и сбрасывали в специальный ящик, где он рассыпался на мелкие чешуйки. Лицо в виде маски делали из мастики, папье-маше или воска, затем грунтовали, окрашивали и кистью вручную писали глаза, брови, губы, ватным тампоном румянили щеки. Костюм выкраивали из белой или заранее окрашенной ваты. Податливый, удобный в работе материал позволял изготавливать большое количество фигурных, сюжетных игрушек, которые отражали советскую тематику. Здоровые, румяные лыжники и конькобежцы, пограничники, полярники, пионеры, фигурки зверей и персонажи любимых детских сказок. Модели этих игрушек наряду с профессиональными художниками и скульпторами Т. Гидиримской, В.Громчевской, О. Траубер создавали также лучшие рабочие — мастера производства. Такую возможность давали регулярно проводившиеся конкурсы новых образцов. Однако XX век — век конвейера и массового производства. А технологию изготовления ватной игрушки механизировать так и не удалось. Поэтому в 1950-х годах ватная игрушка исчезла с прилавков магазинов. Ватных игрушек, сделанных в 30-е и 40-е годы прошлого века, осталось совсем немного. Этому поспособствовал еще тот факт, что помещали такие украшения обычно на нижних ветвях елки, чтобы дети могли потрогать их и даже поиграть с ними. В результате продолжительность жизни ватных игрушек резко сокращалась. Зато в последние годы, когда все больше людей обращается к старинным традициям рукоделия, к нам вновь возвращается и ватная игрушка — такая уютная, милая и домашняя, напоминающая о зимней сказке с белыми пушистыми сугробами!3. Закрепление нового материалапредполагающее:3.1.Постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия);3.2.Определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия;3.3.Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;3.4.Организация самостоятельной деятельности учащихся;3.5.Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала, формы организации обратной связи «педагог – учащиеся»;3.6.Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.3.1.С помощью опросного листа сделать контрольный срез знаний (Знать правила техники безопасности при работе в мастерской и использовании инструмента, применять полученные знания на практике при создании новогодней игрушки, знать основы изготовления новогодней ватной игрушки). 3.2. Проверка усвоения полученных знаний в теоретической и практической частях занятия.3.3. Проверка знаний проводится следующим образом:- в теоретической части – с помощью опросного листа,- в практической части – правильность изготовления ватной игрушки.3.4. Разбивка учащихся на группы для создания наброска ватной игрушки.3.5. Результатом проведенной теоретической части занятия должны быть правильные ответы на контрольные вопросы. Результатом практической части занятия является правильная разработка эскиза. 3.6. Более детально рассмотреть те или иные приемы изготовления, по которым имеются вопросы у обучающихся. 4. Задание на дом, включающее:4.1.Постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);4.2.Определение целей, которые хочет достичь педагог, задавая задание на дом;4.3.Определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.4.1. Поиск в Интернетеинформации о ватной игрушке.4.2. Запоминание всех отдельных элементов игрушки.4.3. Критерием успешного выполнения домашнего задания является полнота разработки эскиза и ее основных составляющих.ЗаключениеВ данной работе была рассмотрена тема «Разработка методики проведения занятий в студии ДПИ по изготовлению ватной елочной игрушки». В процессе исследования были рассмотрены следующие вопросы: история и современное состояние развития студий ДПИ по изготовлению ватной елочной игрушки, анализ существующих методик проведения занятий в студиях ДПИ, разработка и обоснование методики проведения занятий, описание этапов и технологии изготовления ватной елочной игрушки в рамках разработанной методики, практическая реализация разработанной методики и оценка ее эффективности и перспектив использования.В ходе работы было проведено исследование истории и современного состояния развития студий ДПИ по изготовлению ватной елочной игрушки. Были рассмотрены основные этапы развития данной области и выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются студии. Также был проведен анализ существующих методик проведения занятий в студиях ДПИ. Были выявлены их преимущества и недостатки, а также определены основные требования, которым должна соответствовать разрабатываемая методика.На основе проведенного анализа была разработана и обоснована методика проведения занятий в студии ДПИ по изготовлению ватной елочной игрушки. Были определены основные этапы и технология изготовления игрушки, а также разработаны методы и приемы, которые позволят эффективно проводить занятия и достигать желаемых результатов. Особое внимание было уделено выбору материалов и инструментов, а также разработке учебно-методического пособия, которое будет использоваться на занятиях.После разработки методики была проведена ее практическая реализация в студии ДПИ. Были проведены занятия с участием группы студентов, которые оценили методику и дали свои отзывы. Были выявлены преимущества и недостатки методики, а также определены возможности ее усовершенствования.В заключение можно сказать, что разработанная методика проведения занятий в студии ДПИ по изготовлению ватной елочной игрушки является эффективным инструментом для обучения студентов и развития их творческих навыков. Она позволяет достичь хороших результатов в процессе изготовления игрушки, а также развить у студентов интерес к данной области их деятельности. Однако, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого студента и адаптировать методику под их потребности.В дальнейшем планируется провести дополнительные исследования и усовершенствования разработанной методики, а также распространить ее на другие студии ДПИ. Это позволит расширить возможности обучения и развития студентов в данной области и повысить эффективность работы студий.Список литературыАбраменкова В.В. Игрушка и антиигрушка в духовно-нравственном развитии ребёнка // Вторые Бартрамовские чтения. Сборник материалов. 2005 г. – Сергиев Посад: Художественно-педагогический музей игрушки, 2008. – С. 21-25.Артемова Н.А., Озерова О.В. Сохранение традиций изготовления елочных игрушек при проектировании игрушек // Традиционное прикладное искусство и образование. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sohranenie-traditsiy-izgotovleniya-elochnyh-igrushek-pri-proektirovanii-igrushek (дата обращения: 06.02.2024).Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно — прикладного творчества / Астраханцева С. В., Руковица В. Ю., Шушпанова А. В. — М.: ФЕНИКС — 2006. — 347 с.Жиркова Л. П. Инновационные технологии и мастерство педагога в декоративно-прикладном творчестве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 73–77. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770157.htm. Дата обращения: 07.02.2024.Иманмурзаева, А. У. Декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников / А. У. Иманмурзаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 456-458. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37913/ (дата обращения: 06.02.2024).Каменева, О. В. Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности / О. В. Каменева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.2 (110.2). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27183/ (дата обращения: 06.02.2024).Ковычева Е.И. Народная игрушка: Учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество». – Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014. – 159 с.Кононова С.В. Инновационные подходы к организации культурно-досуговой деятельности в области декоративно-прикладного искусства //Международный двуязычный журнал "Путь науки" №7, сентябрь 2014г.Некрасова М. А. Место народного искусства в современной культуре как духовного феномена / Народное искусство России в современной культуре. – Москва: Коллекция М, 2003. – 256 с, 16 ил. – С. 44-77.Синицына Л. В. Клинский промысел елочных игрушек // Традиционное прикладное искусство и образование. – 2020. - № 1. – С. 175-180.Шеметова Л. В. формирование основ игровой культуры у детей средствами музея игрушки // Вторые Бартрамовские чтения. Сборник материалов. 2005 г. – Сергиев Посад: Художественно-педагогический музей игрушки, 2008. – С. 126-128.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Дата обращения; 06.02.2024.Приложение 1Рис.1. Елочные ватные игрушки, фигурки и куколки.Рис.2. Фрукты, овощи, ягоды и грибы. Ватные игрушки на елку.Рис.3. Дед Мороз и Снегурочка. Ватные игрушки под елку.

1.Абраменкова В.В. Игрушка и анти игрушка в духовно-нравственном развитии ребёнка // Вторые Бартрамовские чтения. Сборник материалов. 2005 г. – Сергиев Посад: Художественно-педагогический музей игрушки, 2008. – С. 21-25.
2.Артемова Н.А., Озерова О.В. Сохранение традиций изготовления елочных игрушек при проектировании игрушек // Традиционное прикладное искусство и образование. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sohranenie-traditsiy-izgotovleniya-elochnyh-igrushek-pri-proektirovanii-igrushek (дата обращения: 06.02.2024).
3.Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно — прикладного творчества / Астраханцева С. В., Руковица В. Ю., Шушпанова А. В. — М.: ФЕНИКС — 2006. — 347 с.
4.Жиркова Л. П. Инновационные технологии и мастерство педагога в декоративно-прикладном творчестве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 73–77. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770157.htm. Дата обращения: 07.02.2024.
5.Иманмурзаева, А. У. Декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников / А. У. Иманмурзаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 456-458. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37913/ (дата обращения: 06.02.2024).
6.Каменева, О. В. Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности / О. В. Каменева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.2 (110.2). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27183/ (дата обращения: 06.02.2024).
7.Ковычева Е.И. Народная игрушка: Учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество». – Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014. – 159 с.
8.Кононова С.В. Инновационные подходы к организации культурно-досуговой деятельности в области декоративно-прикладного искусства //Международный двуязычный журнал "Путь науки" №7, сентябрь 2014г.
9.Некрасова М. А. Место народного искусства в современной культуре как духовного феномена / Народное искусство России в современной культуре. – Москва: Коллекция М, 2003. – 256 с, 16 ил. – С. 44-77.
10.Синицына Л. В. Клинский промысел елочных игрушек // Традиционное прикладное искусство и образование. – 2020. - № 1. – С. 175-180.
11.Шеметова Л. В. формирование основ игровой культуры у детей средствами музея игрушки // Вторые Бартрамовские чтения. Сборник материалов. 2005 г. – Сергиев Посад: Художественно-педагогический музей игрушки, 2008. – С. 126-128.
12.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Дата обращения; 06.02.2024.