Формирование этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 38 + 38 источников
- Добавлена 24.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты формирования этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности 7
1.1. Толерантность как объект гуманитарных исследований 7
1.2 Особенности формирования толерантности в старшем дошкольном возрасте 10
1.3 Педагогические условия организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста 16
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности 22
2.1 Характеристика базы и методов исследования 22
2.2 Описание развивающей работы 24
2.3 Анализ результатов исследования 29
Выводы по 2 главе 36
Заключение 38
Список литературы 41
У 40% выявлен средний уровень эмоционального компонента толерантности, т.е. отношение к сверстнику другой национальности индифферентно, интерес не устойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей; в целом ребенок проявляет не ярко выраженное желание познакомиться и поиграть с иностранными сверстниками, но при этом не может мотивировать свою позицию.40% дошкольников характеризуются низким уровнем, т.е. интерес к этнической проблематике отсутствует, часто проявляется сдержанно-негативное отношение к людям других рас и национальностей; ребенок не хочет знакомиться и играть с другими детьми.Таким образом, можно сказать, что для дошкольников старшего возраста характерен средний и низкий уровень толерантности, как знаний о национальностях народов и их специфики, так и отношений к ним.На формирующем этапе с детьми были проведены занятия, направленные на формирование толерантности. На контрольном этапе было осуществлено повторное исследование этнотолерантности по ранее выбранным методикам.Таблица 3Результаты исследования когнитивного компонента этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап)УровеньПроцентыКол-во детейВысокий уровень40%4 чел.Средний уровень40% 4 чел.Низкий уровень20%2 чел.Рис.3. Результаты исследования когнитивного компонента этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап)После проведенных занятий у 40% детей отмечается высокий и средний уровень когнитивного уровня этнотолерантности, интерес к представителям разных этносов выражен достаточно ярко и усиливается в процессе общения с экспериментатором по этой проблем.У 20% детей уровень когнитивного компонента этнотолерантности остался на низком уровне,представления о разных нациях у детей отсутствуют, иногда ошибочны или отрывочны, бессистемны, ребенок не проявляет стремления к их расширению. Анализируя результаты когнитивного компонента этнотолерантности до и после формирующего этапа исследования, можно сказать, что уровень этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста значительно вырос, дети показываю знания разных этносов, проявляют терпимость, стремление и умение устанавливать общение с детьми других национальностей.Рис.4. Сравнительная диаграмма когнитивного компонента этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах исследованияПредставим результаты анализа эмоционального компонента этнотолерантности.Таблица 4Результаты исследования эмоционального компонента этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап)УровеньПроцентыКол-во детейВысокий уровень50%2 чел.Средний уровень30% 4 чел.Низкий уровень20%4 чел.Рис.5. Результаты исследования эмоционального компонента этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап)На контрольном этапе исследования, для 50% детей характерен высокий уровень и для 30% средний уровень этнотолерантности, можно сказать, что дошкольники проявляют интерес к представителям разных этносов, он выражен достаточно ярко и усиливается в процессе общения с экспериментатором по этой проблеме.Сравним результаты эмоционального компонента этнотолерантности до и после формирующего этапа исследования.Рис.6. Сравнительная диаграмма эмоционального компонента этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах исследованияИтак, дети проявляют желание налаживать с разными людьми добрые бесконфликтные отношения, организовывать совместную деятельность с детьми других национальностей (познакомиться и поиграть со сверстниками других национальностей), при этом мотивируют и аргументируют свою позицию.По итогам исследования, отметим, что уровень этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста после проведенных занятий значительно вырос, что говорит об эффективности предложенной программы формирования этнотолерантности у детей дошкольного возраста.Выводы по 2 главеВ результате практической части исследования решались задачи по изучению структурных компонентов этнотолерантности детей дошкольного возраста. С этой целью был подобран диагностический материал, соответствующий задачам исследования, с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. В качестве методов исследования применялись беседа, наблюдение.Анализируя результаты изучения уровня сформированности основ этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу о том, что у детей данной группы на констатирующей этапе исследования выявлен низкий уровень когнитивного и эмоционального компонентов этнотолерантности. Этот факт послужил базовой основой для организации проектной деятельности. Была разработана проектная программа «Моя малая Родина – мир вокруг меня и мир во мне».По окончании реализации проектной деятельности дошкольников, была проведена повторная диагностика этнотолерантности детей, которая показала, дети показываю знания разных этносов, проявляют терпимость, стремление и умение устанавливать общение с детьми других национальностей.Они проявляют желание налаживать с разными людьми добрые бесконфликтные отношения, организовывать совместную деятельность с детьми других национальностей (познакомиться и поиграть со сверстниками других национальностей), при этом мотивируют и аргументируют свою позицию.ЗаключениеВ современной России, стране, отличающейся многонациональным составом населения и богатством различных культур, вопрос развития этнотолерантности приобретает особую актуальность. Этнотолерантность в современном мире рассматривается не только как общечеловеческая ценность, но и как необходимая норма социального поведения, способствующая гармоничному сосуществованию различных культур и этносов.Особое значение в процессе формирования этнотолерантности придается дошкольному образованию, так как именно в этот период закладываются основы личности ребенка. Научные исследования и теоретическая разработка данной проблемы обеспечивают подходы к модернизации образовательного процесса с целью его оптимизации и управления. Несмотря на высокий потенциал дошкольных учебных заведений в вопросах развития личности ребенка, педагогическая практика показывает, что многие из них еще не полностью адаптированы к задачам воспитания этнотолерантности у дошкольников.Этнотолерантность в XXI веке становится ключевым вопросом для многих государств мира, включая Россию. Проявления межнациональной неприязни, враждебности и агрессии становятся частыми явлениями на улицах городов, причем чаще всего такие поведенческие черты ассоциируются с молодежью. Это подчеркивает необходимость начала формирования новых установок и видения мира у подрастающего поколения.Воспитание этнотолерантности является сложным и многогранным процессом, требующим систематической и целенаправленной работы в дошкольных образовательных учреждениях по повышению уровня толерантности у детей. В многонациональной России воспитание толерантного поколения, свободного от национализма и межэтнической вражды, является не только желательным, но и необходимым условием для обеспечения социальной стабильности и мира в обществе.При этом для принятия дошкольником толерантных ценностей важно не просто давать знания в готовом виде, а включать его в активную деятельность, которая позволит проявиться способностям, интересам каждого ребенка. Одним из методов организации такой деятельности является метод проектов. Метод проектов является такой педагогической технологией, которая полностью соответствует задачам формирования толерантности у детей дошкольного возраста. Проектная деятельность способствует не только получению новых знаний, но и опыта познания и социализации, предоставляет возможности для активной деятельности всех участников педагогического процесса: детей, родителей, воспитателей, других работников ДОО.Анализируя результаты изучения уровня сформированности этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу о том, что у детей данной группы на констатирующей этапе исследования выявлен низкий уровень когнитивного и эмоционального компонентов толерантности. Этот факт послужил базовой основой для организации проектной деятельности. Была разработана проектная программа «Моя малая Родина – мир вокруг меня и мир во мне».По окончании реализации проектной деятельности дошкольников, была проведена повторная диагностика этнотолерантности детей, которая показала, дети показываю знания разных этносов, проявляют терпимость, стремление и умение устанавливать общение с детьми других национальностей.Они проявляют желание налаживать с разными людьми добрые бесконфликтные отношения, организовывать совместную деятельность с детьми других национальностей (познакомиться и поиграть со сверстниками других национальностей), при этом мотивируют и аргументируют свою позицию.Таким образом, поставленная в начале исследования цель была достигнута, а выдвинутая гипотеза получила подтверждение. Список литературыАбашина, В. В. Проектная деятельность детей и взрослых: алгоритм планирования и организации / В.В. Абашина. – Текст: непосредственный // Детский сад от А до Я. – 2018. – № 3. – С. 19-32.Асмолов, А. Г., Карабанова, О. А., Марциновская, Т. Д. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: Монография: в 2 ч. / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2011. Афонькина, Ю. А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Подготовительная к школе группа. / Ю. А. Афонькина – Текст: непосредственный. – Волгоград, 2016.Байдина, Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания / Е. А. Байдина. – Текст: непосредственный //Справочник старшего воспитателя. – 2013. – № 2. – С. 34Баймуханова, Т. Ч. Исследовательская и проектная деятельность школьников / Т.Ч. Баймуханова. – Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2015. – С. 112-115.).Богомягкова, Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ / Е. Н. Богомягкова. – Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 1 (7). – С. 19-23.).Васильева, Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения / Т. С. Васильева. Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – Т. 0. – Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. – С. 74-76.).Ваулина, И. Н. Проект по приобщению дошкольников к патриотическому воспитанию «Мой мир – открытая книга» / И. Н. Ваулина, Ю. А. Нельмаер, Е. А. Сопельник, О. В. Наумова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 18 (152). – С. 314-321).Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозаика – Синтез, 2008 – 112 с. – Текст : непосредственный.Водолажская Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская. – Текст : непосредственный // Образовательная политика. – 2010. – № 5-6. – С. 140-142.Герасимова, О. Люби и знай родной свой край / О. Герасимова. – Текст : непосредственный. // Дошкольное воспитание. – 2014 – № 8 – С. 4-14. – (Социально-коммуникативное развитие)Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ. / Е. С. Евдокимова - М.: ТЦ Сфера, 2016. – Текст : непосредственный.Елагина, И. И. Проектная деятельность как современная технология развития дошкольников (из опыта работы) / И. И. Елагина. – Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 2 (8). – С. 25-26).Елизарова, Н. М. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. М. Елизарова, О. А. Колесникова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 24 (128). – С. 450-452.).Ефименко, В. Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «Гражданская идентичность» / В. Н. Ефименко. – Текст : непосредственный. // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 11. – С. 250-254). Зеленова, И. Н., Осипова, Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. / И. Н. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 96 с. – Текст : непосредственныйКнязева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : парциальная программа : [учебно-методическое пособие] / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - Изд. 3-е, перераб. и доп.. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2020. - 298 с. - (Разработано в соответствии с ФГОС). - ISBN 978-5-89814-013-7 . – Текст : непосредственный.Коротаева, Е. Воспитание у дошкольника любви к малой Родине : насколько готовы педагоги к решению этой задачи? / Е. Коротаева. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. - 2015 - № 4 - С. 90-94. - (Профессия - педагог)Кузнецова, Т. В. Проектно-исследовательская деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников / Т. В. Кузнецова. – Текст : непосредственный // Ped.Rev. – 2013. – № 1 (1).Неретина, Т. Н. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай» / Т. Н. Неретина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 3 (83). – С. 821-824).Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие). – Текст : непосредственный.Полат, Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат. – М.: Академия. 2008. – 392 с. – Текст : непосредственный.Проектная деятельность дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО: методические рекомендации / Авт.-сост. О.Л. Гильманова, Н.Я. Гомоюнова. Нижний Тагил, 2015. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : пособие для руководителей и практических работников ДОУ / автор-сост. : Киселева Л. С. [и др.]. – Москва: АРКТИ, 2012. - 94, [1] с. – (Управление дошкольным учреждением). Пьянкова, Л. А. Организация работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения / Л.А. Пьянкова. – Текст : непосредственный // Вестник ТГПУ. – 2014. – № 11 (152). – С. 140-146 Рожков, М. И. Разработка концептуальных основ воспитания гражданской идентичности ярославских школьников с учетом региональных особенностей. / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, Т. Н. Сапожникова. – Ярославль, 2011. – Текст : непосредственный.Рыжова, Н. А., Логинова, Л. В., Данюкова, И. А. Мини-музей в детском саду. – М.; Линка-Пресс, 2008 г. – 256 с. – Текст : непосредственный.Сергеева, В. П. Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе / В. П. Сергеева. – Текст : непосредственный // Проблемы современного образования. - 2011. - № 4. - С.12-15.Сорокоумова, Е. А., Молостова, Н. Ю., Шуваевa, Н. Ю. Формирование гражданской идентичности у детей дошкольного возраста / Е. А. Сорокумова, Н. Ю. Молостова, Н. Ю. Шуваева. – Текст : непосредственный // Педагогика и психология образования. – 2020. – № 3. –С. 159-172. Стернберг, В. Н. Теория и практика «метода проектов» в педагогике ХХ века: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / В. Н. Стернберг. – Владимир, 2012. – 206 с.Телитченко, Л. В. Создание условий для формирования краеведческой культуры в ДОУ у детей дошкольного возраста через музейную педагогику / Л. В. Телитченко, В. И. Фарафонова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 31 (165). – С. 63-65. – URL: https://moluch.ru/archive/165/45286/ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /Государственные нормативные акты. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyjstandart-doshkolnogo-obrazovaniya/ Филонов, Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития / Г. Н. Филонов. – Текст : непосредственный // Педагогика. – 2017. – № 8. – С. 38-44.Фомина, Д. А. Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания / Д. А. Фомина, Е. Е. Коробова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 17 (255). – С. 238-241. Штарева, Н. А. Формирование у дошкольников российской идентичности посредством проектной деятельности / Н. А. Штарева. – Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). – Казань : Бук, 2017. – С. 31-33. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие / А. М. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с. – Текст : непосредственный.Юшин, М. А. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодежи в современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Тула, 2007. – 24 с. – Текст : непосредственный.Ястребцова, А. О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников / А. О. Ястребцова. – Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 1 (4). – С. 64-68.
2. Асмолов, А. Г., Карабанова, О. А., Марциновская, Т. Д. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: Монография: в 2 ч. / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2011.
3. Афонькина, Ю. А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Подготовительная к школе группа. / Ю. А. Афонькина – Текст: непосредственный. – Волгоград, 2016.
4. Байдина, Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания / Е. А. Байдина. – Текст: непосредственный //Справочник старшего воспитателя. – 2013. – № 2. – С. 34
5. Баймуханова, Т. Ч. Исследовательская и проектная деятельность школьников / Т.Ч. Баймуханова. – Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2015. – С. 112-115.).
6. Богомягкова, Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ / Е. Н. Богомягкова. – Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 1 (7). – С. 19-23.).
7. Васильева, Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения / Т. С. Васильева. Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – Т. 0. – Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. – С. 74-76.).
8. Ваулина, И. Н. Проект по приобщению дошкольников к патриотическому воспитанию «Мой мир – открытая книга» / И. Н. Ваулина, Ю. А. Нельмаер, Е. А. Сопельник, О. В. Наумова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 18 (152). – С. 314-321).
9. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозаика – Синтез, 2008 – 112 с. – Текст : непосредственный.
10. Водолажская Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская. – Текст : непосредственный // Образовательная политика. – 2010. – № 5-6. – С. 140-142.
11. Герасимова, О. Люби и знай родной свой край / О. Герасимова. – Текст : непосредственный. // Дошкольное воспитание. – 2014 – № 8 – С. 4-14. – (Социально-коммуникативное развитие)
12. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ. / Е. С. Евдокимова - М.: ТЦ Сфера, 2016. – Текст : непосредственный.
13. Елагина, И. И. Проектная деятельность как современная технология развития дошкольников (из опыта работы) / И. И. Елагина. – Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 2 (8). – С. 25-26).
14. Елизарова, Н. М. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. М. Елизарова, О. А. Колесникова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 24 (128). – С. 450-452.).
15. Ефименко, В. Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «Гражданская идентичность» / В. Н. Ефименко. – Текст : непосредственный. // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 11. – С. 250-254).
16. Зеленова, И. Н., Осипова, Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. / И. Н. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 96 с. – Текст : непосредственный
17. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : парциальная программа : [учебно-методическое пособие] / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - Изд. 3-е, перераб. и доп.. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2020. - 298 с. - (Разработано в соответствии с ФГОС). - ISBN 978-5-89814-013-7 . – Текст : непосредственный.
18. Коротаева, Е. Воспитание у дошкольника любви к малой Родине : насколько готовы педагоги к решению этой задачи? / Е. Коротаева. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. - 2015 - № 4 - С. 90-94. - (Профессия - педагог)
19. Кузнецова, Т. В. Проектно-исследовательская деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников / Т. В. Кузнецова. – Текст : непосредственный // Ped.Rev. – 2013. – № 1 (1).
20. Неретина, Т. Н. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай» / Т. Н. Неретина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 3 (83). – С. 821-824).
21. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие). – Текст : непосредственный.
22. Полат, Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат. – М.: Академия. 2008. – 392 с. – Текст : непосредственный.
23. Проектная деятельность дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО: методические рекомендации / Авт.-сост. О.Л. Гильманова, Н.Я. Гомоюнова. Нижний Тагил, 2015.
24. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : пособие для руководителей и практических работников ДОУ / автор-сост. : Киселева Л. С. [и др.]. – Москва: АРКТИ, 2012. - 94, [1] с. – (Управление дошкольным учреждением).
25. Пьянкова, Л. А. Организация работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения / Л.А. Пьянкова. – Текст : непосредственный // Вестник ТГПУ. – 2014. – № 11 (152). – С. 140-146
26. Рожков, М. И. Разработка концептуальных основ воспитания гражданской идентичности ярославских школьников с учетом региональных особенностей. / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, Т. Н. Сапожникова. – Ярославль, 2011. – Текст : непосредственный.
27. Рыжова, Н. А., Логинова, Л. В., Данюкова, И. А. Мини-музей в детском саду. – М.; Линка-Пресс, 2008 г. – 256 с. – Текст : непосредственный.
28. Сергеева, В. П. Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе / В. П. Сергеева. – Текст : непосредственный // Проблемы современного образования. - 2011. - № 4. - С.12-15.
29. Сорокоумова, Е. А., Молостова, Н. Ю., Шуваевa, Н. Ю. Формирование гражданской идентичности у детей дошкольного возраста / Е. А. Сорокумова, Н. Ю. Молостова, Н. Ю. Шуваева. – Текст : непосредственный // Педагогика и психология образования. – 2020. – № 3. –С. 159-172.
30. Стернберг, В. Н. Теория и практика «метода проектов» в педагогике ХХ века: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / В. Н. Стернберг. – Владимир, 2012. – 206 с.
31. Телитченко, Л. В. Создание условий для формирования краеведческой культуры в ДОУ у детей дошкольного возраста через музейную педагогику / Л. В. Телитченко, В. И. Фарафонова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 31 (165). – С. 63-65. – URL: https://moluch.ru/archive/165/45286/
32. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /Государственные нормативные акты. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyjstandart-doshkolnogo-obrazovaniya/
33. Филонов, Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития / Г. Н. Филонов. – Текст : непосредственный // Педагогика. – 2017. – № 8. – С. 38-44.
34. Фомина, Д. А. Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания / Д. А. Фомина, Е. Е. Коробова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 17 (255). – С. 238-241.
35. Штарева, Н. А. Формирование у дошкольников российской идентичности посредством проектной деятельности / Н. А. Штарева. – Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). – Казань : Бук, 2017. – С. 31-33.
36. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие / А. М. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с. – Текст : непосредственный.
37. Юшин, М. А. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодежи в современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Тула, 2007. – 24 с. – Текст : непосредственный.
38. Ястребцова, А. О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников / А. О. Ястребцова. – Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 1 (4). – С. 64-68.