Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 32 32 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 13.03.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВЕДЕНИЕ 3
1. Эмоциональная сфера дошкольников 5
2. Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы учащихся 10
3. Психолого-педагогические особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 16
4. Особенности коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного возраста 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, структура эмоциональных процессов тесно связана с познавательной сферой личности, но отличается от познавательных процессов тем, что эмоции не только понимаются и осознаются, но и переживаются. Так, переживания человека становятся прямым отражением его собственного телесного, физиологического и психического состояний. Через изобразительную деятельность учащиеся познают окружающую действительность, свой внутренний мир и позволяют родителям и педагогам лучше понимать друг друга. Эстетическая и художественная культура, воспитываемая учащимися, является важнейшей составляющей полноценной личности, степень развития которой будет зависеть от интеллекта, духовности и творчества взрослого человека и общества в его облике.4. Особенности коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного возрастаРассматривая дошкольный период с точки зрения формирования различных эмоциональных проявлений, следует отметить следующее. Детям этого возраста свойственны разнообразные эмоциональные проблемы. К ним относятся страх, тревога, обида и т. д. В результате дети не могут адекватно самоутвердиться в коллективе, испытывают ряд неудач в формировании произвольности, учебной деятельности и развитии других сфер личности.Отсутствие коррекции негативных эмоциональных проявлений может привести в дальнейшем не только к школьной, но и к личностной дезадаптации, а как крайний вариант такого развития - к неврозам. Таким образом, проблема коррекции негативных эмоциональных комплексов приобретает особое значение в старшем дошкольном возрасте. Поэтому необходимо разработать комплекс мероприятий по коррекции этих негативных эмоциональных проявлений с учетом возрастных особенностей исследуемого контингента детей, а также причин их появления и развития у конкретного ребенка.Актуальность темы определяется широкой распространенностью среди детского населения эмоциональных комплексов, приводящих к появлению неврозов и различных расстройств.Большинство детей с 3 лет боятся: оставаться одни в комнате, квартире; групповые нападения; заболеть, заразиться; умереть; сказочных персонажей (Баба Яга, Кощей и др.), опоздания в детский сад; страшных снов; некоторых животных (волк, собака, змея, паук и т.п.); транспорта (машина, поезд); стихийного бедствия; высоты; глубины; замкнутого пространства; воды; огня; пожара; крови; уколов; врачей; боли; неожиданных резких звуков. Среднее количество страхов у девочек выше, чем у мальчиков. Наиболее чувствительны к страхам дети 6-7 лет (И. А. Захаров и др.).Изобразительная деятельность способна выразить бессознательное содержание психической жизни ребенка. Это важнейший инструмент общения для ребенка, позволяющий ему восполнить пробел в общении и построить более гармоничные отношения с внешним миром.Именно посредством рисования ребенка можно не только диагностировать текущие эмоциональные проблемы личностного характера, но и успешно их корректировать. В произведении воплощены чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения.Страхи и другие эмоциональные проблемы характерны для детей 5-7 лет и являются нормой для большинства детей этого возраста. Обычно к 8 годам дети сами избавляются от многих страхов с помощью спонтанных психотехники, выработанных детской культурой, таких как рассказывание себе «страшилок» в безопасной обстановке, организация поездок в «страшные места», например, подвалы и т.д.В настоящее время психологи и терапевты используют самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей (игровая терапия, сказкотерапия, арт-терапия и др.). Все эти методы успешно работают, если они соответствуют психическим особенностям ребенка и терапевта, а также наличию необходимых условий для работы.Исследование было организовано и проведено на базе МАДОУ Детского сада № 322 г. Нижнего Новгорода. Психотерапевтический контакт, здоровое и непрерывное развитие ощущений, чувств и интеллекта ребенка на протяжении всех встреч способствует укреплению его самоощущения, способствует нормальному развитию и личностному росту.Таблица 1 - Критерии и показатели оценки страхи эмоционального благополучия детей дошкольного возрастаКритерииПоказателиМетоды1. Эмоциональная оценка живем ребенком отношений с близкими взрослыми- Удовлетворен- Не удовлетворенПроективная лет диагностики детской тревожности «Выбери нужное лицо»Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен2. Уровень и устойчивость самооценки ребенкаАдекватная - Заниженная самооценка - Завышенная самооценкаМетодика изучения самооценки детей дошкольного возраста «Лесенка» Т.В. Дембо - С. Я. Рубинштейн3. Преобладающие виды страховАктуализированные страхиМетодика выявления раз детских страхов «Страхи в домиках» А.И. Захаров и М. А. ПанфиловаЦикл практики рассчитан на 10 занятий. Занятия проводятся в группе два раза в неделю. Коррекционно-развивающие занятия рассчитаны на старших дошкольников (5-7 лет). Уроки подобраны таким образом, чтобы интерес детей сохранялся на протяжении всего урока и на протяжении всего курса. Условия проведения занятий: - принятие ребенка таким, какой он есть; - нельзя не торопить, не замедлять изобразительный процесс;- учитывается принцип постепенного погружения и выхода из травмирующей ситуации;- начало и конец уроков должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение цельности и завершенности уроков;- изобразительная деятельность не комментируется взрослым;- в рисовании ребенок предлагает возможность импровизировать.Анализ результатов контрольного эксперимента по методике Р. Тампла, В. Амена, М. Дорка показал, что у 10% детей (3 человека) наблюдался высокий уровень тревожности. Обрабатывая результаты, можно сделать вывод, что эти дети испытывают трудности во взаимоотношениях со своими родителями, а также со сверстниками испытуемых. Необходима дополнительная работа с родителями этих детей (обучение и консультирование родителей).При этом у 90% (27 человек) наблюдался средний уровень тревожности. У таких детей адекватная самооценка и уверенность в себе. Анализ результатов контрольного эксперимента по методике Р. Тампла, В. Амена, М. Дорка показал, что у 10% детей (3 человека) наблюдался высокий уровень тревожности. Обрабатывая результаты, можно сделать вывод, что эти дети испытывают трудности во взаимоотношениях со своими родителями, а также со сверстниками испытуемых.Необходима дополнительная работа с родителями этих детей (обучение и консультирование родителей). При этом у 90% (27 человек) наблюдался средний уровень тревожности. У таких детей адекватная самооценка и уверенность в себе(рис.1).Рис. 1. Распределение уровней тревожности у детей старшего дошкольного возраста по результатам констатирующего и контрольного экспериментаТак, после программы коррекции эмоциональных комплексов уровень тревожности снизился у 7 детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов контрольного эксперимента по методу «Лестница» Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн показал, что у 4 детей диагностирована завышенная самооценка, у 8 детей - заниженная самооценка. А у 18 детей самооценка адекватная (рис. 2).Рис.2. Результаты констатирующего и контрольного эксперимента распределения самооценки по методике Дембо-РубинштейнТак, после программы коррекции эмоциональных комплексов у 5 детей наблюдалась завышенная самооценка, а у 6 детей заниженная самооценка снизилась до адекватного уровня. Возросло количество детей с адекватной самооценкой: с 7 человек до 18 человек – 60 %.Анализ результатов контрольного эксперимента по методике «Страхи в домиках», А.И. Захаров и М. А. Панфилова показал, что количество страхов и их интенсивность уменьшились, исчез страх перед животными (рис.3).Рис.3. Результаты констатирующего контрольного эксперимента по методике «Страхи в домиках»Таким образом, после программы коррекции эмоциональных комплексов у большинства детей уменьшилось количество актуализированных страхов, снизилась их интенсивность. Статистическая обработка результатов исследования с использованием статистического метода Т-критерия Вилкоксона доказала эффективность (Темп = 13) программы коррекции эмоциональных комплексов старших дошкольников методами рисования. Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в пределах значимости, что свидетельствует о статистической достоверности результатов исследования (Т=13, р<0,01).Таким образом, доказывается гипотеза о том, что рисование как метод коррекции эмоциональных комплексов старших дошкольников будет эффективным, если в процессе психолого-педагогической деятельности создавать три конкретных психолого-педагогических условия, рассматриваемых в работе. Предложенные коррекционные занятия могут быть успешно использованы в работе дошкольного педагога-психолога для стабилизации эмоциональных комплексов у детей дошкольного возраста.ЗАКЛЮЧЕНИЕИзобразительная деятельность является мощным средством развития эмоциональной сферы дошкольников. Она предоставляет детям возможность выражать и исследовать свои эмоции, развивать свою эмоциональную интеллектуальность и улучшать свою самоидентификацию.Через изобразительную деятельность дети могут передавать свои эмоциональные состояния, выражать радость, грусть, страх или любовь через цвета, формы и линии. Они могут создавать произведения искусства, которые отражают их внутренний мир и позволяют им общаться с окружающими о своих чувствах.Эта деятельность также способствует развитию эмпатии и социальных навыков у детей. Когда они рисуют или создают вместе с другими детьми, они учатся слушать и понимать чужие эмоции, сотрудничать, делиться и принимать различные точки зрения. Это помогает им развить навыки эмоциональной регуляции и эмоционального сотрудничества.Изобразительная деятельность также способствует развитию фантазии и креативности у дошкольников. Они могут создавать свои собственные истории, персонажи и миры, что стимулирует их воображение и способность мыслить нестандартно. Это развивает их способность к самовыражению и самореализации.В целом, изобразительная деятельность играет важную роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников. Она помогает им осознавать, выражать и регулировать свои эмоции, развивать социальные навыки и креативность. Поэтому важно поддерживать и поощрять изобразительную деятельность у детей, чтобы способствовать их эмоциональному развитию и благополучию.Изобразительная деятельность имеет долгосрочные положительные последствия для развития эмоциональной сферы дошкольников. Раннее вовлечение в изобразительные занятия помогает детям развивать навыки самовыражения, осознания эмоций и управления ими. Они учатся распознавать и называть свои чувства, что способствует развитию эмоциональной интеллектуальности.Изобразительная деятельность также способствует развитию моторных навыков и координации движений у детей. Рисование, лепка и другие виды изобразительной деятельности требуют точности и мелкой моторики, что способствует развитию мускулатуры и улучшению моторных навыков у дошкольников.Кроме того, изобразительная деятельность может помочь детям справляться с эмоциональным стрессом и травмами. Она предоставляет им безопасное пространство для выражения своих эмоций и обработки сложных ситуаций. Рисование или создание коллажей могут стать способом для детей выразить свои переживания и найти пути к их преодолению.В заключение, изобразительная деятельность играет важную роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников. Она способствует развитию навыков самовыражения, эмоциональной интеллектуальности, социальных навыков и креативности. Поэтому важно включать изобразительные занятия в программу дошкольного образования и создавать условия для их регулярной практики. Это поможет детям развивать и укреплять свою эмоциональную сферу, что в свою очередь способствует их общему благополучию и успеху в будущем.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Акопов Г. В. Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований / Г. В. Акопов. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. - 272 с. 2. Акопян Л.С. Детские страхи: теория, диагностика, коррекция: монография / Л.С. Акопян. Самара: ПГСГА, 2021.- 164 с.3. Антонова, Е. В. Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Антонова. // Молодой ученый. - 2020. - № 6 (86). - С. 560-564. 4. Дядинчук, Т. Г. Особенности развития эмоциональной сферы ребенка в художественной деятельности / Т. Г. Дядинчук. // Молодой ученый.- 2021. - № 2 (61). - С. 752-753. 5. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. – М.: Академический Проект, 2020. – 161 c.6. Карелина, И.О. Эмоциональная сфера детей: возрастные и индивидуальные особенности, диагностика, развитие в совместной образовательной деятельности с педагогом. / И.О. Карелина. – Прага:, 2019. – 195 с.7. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников./А. Д. Кошелева. - М.: Академия, 2023. - 163 с.8. Пасечник, О.Е. Развитие эмоционального интеллекта детей на занятиях изобразительным искусством / О. Е. Пасечник. // Воспитание и дополнительное образование. – 2021. – № 3. – С. 25-28. 9. Сергиенко, Е.А. Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы / Е.А. Сергиенко – М.: Дрофа, 2019. – 248 с.10. Стародубцева, С. Г. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности / С. Г. Стародубцева. // Молодой ученый. - 2020. - № 6 (86). - С. 689-692. 11. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств детей дошкольного возраста./ Широкова Г. А. - Ростов н/Д: Феникс. 2021. - 304с. Электронные ресурсы12. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия./ Захаров А.И. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2019. - 448 с.13. «Лесенка» Т.В. Дембо, С. Я. Рубинштейн - URL: https://sch2026v.mskobr.ru/files/2019/metodika_lesenka.pdf (дата обращения: 09.02.2024).14. МАДОУ «Детский сад № 322» г. Нижний Новгород- URL: https://madou322.ru/ (дата обращения: 09.02.2024).15. Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках». - URL: https://attestation-grigorieva-nfdou52.edumsko.ru/uploads/58300/58211/section/2004921/Test (дата обращения: 09.02.2024).16. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) - URL: http://mdourossianka.ru/wp-content/uploads/2020/01/Тест-тревожности-Р.Темл-М.Дорки-В.Амен..pdf (дата обращения: 09.02.2024).

1. Акопов Г. В. Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований / Г. В. Акопов. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. - 272 с.
2. Акопян Л.С. Детские страхи: теория, диагностика, коррекция: монография / Л.С. Акопян. Самара: ПГСГА, 2021.- 164 с.
3. Антонова, Е. В. Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Антонова. // Молодой ученый. - 2020. - № 6 (86). - С. 560-564.
4. Дядинчук, Т. Г. Особенности развития эмоциональной сферы ребенка в художественной деятельности / Т. Г. Дядинчук. // Молодой ученый.- 2021. - № 2 (61). - С. 752-753.
5. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. – М.: Академический Проект, 2020. – 161 c.
6. Карелина, И.О. Эмоциональная сфера детей: возрастные и индивидуальные особенности, диагностика, развитие в совместной образовательной деятельности с педагогом. / И.О. Карелина. – Прага:, 2019. – 195 с.
7. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников./А. Д. Кошелева. - М.: Академия, 2023. - 163 с.
8. Пасечник, О.Е. Развитие эмоционального интеллекта детей на занятиях изобразительным искусством / О. Е. Пасечник. // Воспитание и дополнительное образование. – 2021. – № 3. – С. 25-28.
9. Сергиенко, Е.А. Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы / Е.А. Сергиенко – М.: Дрофа, 2019. – 248 с.
10. Стародубцева, С. Г. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности / С. Г. Стародубцева. // Молодой ученый. - 2020. - № 6 (86). - С. 689-692.
11. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств детей дошкольного возраста./ Широкова Г. А. - Ростов н/Д: Феникс. 2021. - 304с.
Электронные ресурсы
12. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия./ Захаров А.И. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2019. - 448 с.
13. «Лесенка» Т.В. Дембо, С. Я. Рубинштейн - URL: https://sch2026v.mskobr.ru/files/2019/metodika_lesenka.pdf (дата обращения: 09.02.2024).
14. МАДОУ «Детский сад № 322» г. Нижний Новгород- URL: https://madou322.ru/ (дата обращения: 09.02.2024).
15. Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках». - URL: https://attestation-grigorieva-nfdou52.edumsko.ru/uploads/58300/58211/section/2004921/Test (дата обращения: 09.02.2024).
16. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) - URL: http://mdourossianka.ru/wp-content/uploads/2020/01/Тест-тревожности-Р.Темл-М.Дорки-В.Амен..pdf (дата обращения: 09.02.2024).