Обучение правильному звукопроизношению детей шестого года жизни
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 25 + 25 источников
- Добавлена 13.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Проблема обучения правильному звукопроизношению детей шестого года жизни в научной литературе 5
1.1 Сущность понятия «звукопроизношение» 5
1.2 Формирование звукопроизношения в онтогенезе 11
1.3 Методические основы обучения правильному звукопроизношению детей шестого года жизни 17
Заключение 27
Список литературы 29
После постановки происходит автоматизация звука в различных формах работы: изолированное произношение, в слогах, в словах, в предложения, скороговорках, в тексте. Для этого используются различные упражнения, игры, речевой материал.
Этап дифференциации звуков осуществляется, если у детей отмечаются замены звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Дифференциация включает работу над каждой парой смешиваемых звуков с помощью различных упражнений, игр на закрепление артикуляционного уклада звуков, их отличительных особенностей. Дифференциация проводится в слогах, словах, предложениях [5].
Т. А. Ткаченко выделяет другие этапы коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей шестого года жизни:
на первом этапе у детей должен быть сформирован зрительный и слуховой контроль произношения звуков;
на втором этапе проводится работа по развитию кинестетического контроля;
третий этап – это отработка правильного артикуляционного уклада при произношении, положения языка и губ;
следующие этапы – постановка, автоматизация и дифференциация звуков [18].
Автоматизация звука осуществляется по принципу от простого к сложному. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); автоматизация звука в предложениях; автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; автоматизация звука в разговорной речи.
Дифференциация звуков – это этап коррекционной работы, который направлен на формирование умений различать и дифференцировать фонемы по определенным признакам. В содержании данного этапа выделяются три направления – дифференциация изолированных звуков, затем дифференциация в словах и, наконец, дифференциация в предложении и фразовой речи [4].
Для развития звукопроизношения М. М. Алексеева, Б. И. Яшина предлагают следующие упражнения: дыхательные, артикуляционные, голосовые, фонетические, темпо-ритмические, упражнения по развитию произвольного внимания, слуховой памяти и слухового самоконтроля, речевого слуха. Дыхательные упражнения направлены на формирование силы, целенаправленности и длительности воздушной струи. Артикуляционные и мимические упражнения направлены на развитие артикуляционной и мимической мускулатуры. Голосовые упражнения направлены на формирование силы и высоты голоса. Фонетические упражнения направлены на формирование умений воспроизведения высказываний разного типа: произнесение открытых слогов с соответствующими движениями; произнесение стихотворений с элементами фонетической ритмики и эмоционально-выразительными движениями. Упражнения на развитие темпо-ритмического чувства – это воспроизведение движений телом (повороты, прыжки, наклоны) в заданном темпе и ритме; воспроизведение слогов, слов с разным темпом, восприятие и воспроизведение ритмических структур на материале слогов, слов. Упражнения на развитие произвольного внимания, слуховой памяти, слухового самоконтроля и речевого слуха включают заучивание слов с разноместным ударением, вопросительных слов с соответствующей интонацией, заучивание эмоциональных междометий, чистоговорок, пословиц, стихотворных форм, устных монологов [2].
Формы образовательной деятельности по коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста: индивидуальные логопедические занятия (постановка звуков, развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов), подгрупповые, фронтальные логопедические занятия (автоматизация, дифференциация звуков, развитие просодики) [5].
Воспитатели работают над формированием звукопроизношения детей в процессе выполнения всех режимных моментов. При этом логопед определяет специальный речевой материал, который осваивается детьми под руководством воспитателя в процессе выполнения режимных моментов. Организуя различного рода деятельность детей, экскурсии, прогулки, наблюдения, игры, воспитатель одновременно решает и познавательные задачи. В связи с этим словарный запас дошкольников пополняется названиями предметов, их частей, действий и признаков; дети упражняются в элементарном словообразовании. Содержание этой работы воспитатель согласовывает с логопедом [4].
В настоящее время разработаны тетради взаимосвязи работы логопеда и воспитателя. Например, О. С. Гомзяк предлагает тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя. Материалы, содержащиеся в данной тетради, помогут организовать понедельную работу воспитателя по заданию логопеда в третьем периоде обучения (с марта по май). Задания подобраны по степени возрастающей сложности на материале одной лексической темы и направлены на развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания, голоса, произношения и обучения детей грамоте. Т. А. Ткаченко также разработала тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя, которые являются частью учебно-методического комплекта «Учим говорить правильно» [18].
С. В. Коноваленко отмечает, что планирование работы учителя-логопеда и воспитателя происходит совместно, вырабатывается единый план коррекционно-педагогической работы. Задачи, которые решает учитель-логопед на логопедических занятиях (постановка звуков, развитие артикуляции, фонематических процессов, просодики), закрепляются на занятиях воспитателя и в режимных моментах (автоматизация звуков в процессе игр, заучивания стихотворений, потешек, скороговорок, закрепление правильного звукопроизношения в повседневной речи, в коммуникативных ситуациях, развитие просодики в играх-драматизациях, в процессе чтения художественной литературы, ролевых играх) [11].
Таким образом, работа по развитию звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям: развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов, звукопроизношения, просодики. Организация работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением звукопроизношения осуществляется как процесс взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.
В общеобразовательных группах речевое развитие детей в ходе освоения образовательной программы основывается на требованиях ФГОС ДО. Система работы включает в себя обоснование целей и задач, форм и методов обучения, которые направлены на воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Заключение
Анализ научной литературы показал, что звукопроизношение – это процесс производства звуков речи, осуществляемый согласованной работой трех отделов речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного). Правильное звукопроизношение – это не только чистое выговаривание ребенком каждого звука речи, но и овладение им закономерностями сочетания этих звуков в слогах и словах. Звукопроизношение тесно связано с фонематическими процессами и артикуляционной моторикой. Звуковая культура речи включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность и четкую дикцию.
В дошкольном возрасте фонематические процессы позволяют детям усвоить звуковую структуру родного языка. В дошкольном возрасте ребенок, благодаря целенаправленному обучению, овладевает фонематическим анализом и синтезом. Для старших дошкольников характерно освоение родного языка, системы звуков, а также сформированность фонематических процессов. Среди закономерностей формирования у детей старшего дошкольного возраста звукопроизношения выделяются поэтапное овладение гласными и согласными звуками, формирование фонематических процессов и артикуляционной моторики. Благодаря развитию фонематических процессов, развитию и укреплению артикуляционного аппарата дети к старшему дошкольному возрасту овладевают звукопроизношением.
Работа по развитию звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям: развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов, звукопроизношения, просодики. Организация работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением звукопроизношения осуществляется как процесс взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя. В общеобразовательных группах речевое развитие детей в ходе освоения образовательной программы основывается на требованиях ФГОС ДО. Система работы включает в себя обоснование целей и задач, форм и методов обучения, которые направлены на воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Список литературы
Адер Л. Б. Анатомия, физиология и патология речи и сенсорных систем : учеб. пособие / Л. Б. Адер. – Псков : Псковский государственный университет, 2019. – 178 с.
Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2017. – 400 с.
Алтухова Т. А. Коммуникативно-речевое развитие детей с общим недоразвитием речи / Т. А. Алтухова, Е. Н. Российская, Л. А. Гаранина. – Белгород : НИУ «БелГУ», 2019. – 179 с.
Андреева А. В. Теоретические основы формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А. В. Андреева // Актуальные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1 (3). – С. 75–89.
Анищенкова Е. С. Исправление звукопроизношения у детей : пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова. – Москва : АСТ, 2019. – 190 с.
Бадулина О. И. Формирование готовности старших дошкольников к обучению грамоте / О. И. Бадулина // Начальная школа. – 2017. – № 1. – С. 62–65.
Вакуленко Л. С. Развитие звуковой культуры речи: методические рекомендации для логопедов и воспитателей ДОО / Л. С. Вакуленко // Дошкольная педагогика. – 2021. – № 8 (173). – С. 11-17.
Выготский Л. С. Психология / Л.С. Выготский. – Москва : Апрель-Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2018. – 1006 с.
Галкина И. А. Формирование звуковой культуры речи у дошкольников / И. А. Галкина, Е. М. Тепер // Вопросы дошкольной педагогики. – 2022. – № 5 (53). – С. 17–19.
Дмитриева Е. Е. Коммуникативно-речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи : монография / Е. Е. Дмитриева, Е. Ю. Медведева. – Нижний Новгород : Изд-во НГПУ, 2021. – 162 с.
Коноваленко С. В. Формирование звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи : свистящие звуки С, С', З, З', Ц; шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ; сонорные звуки Л, Л', Р, Р' : дидактическое пособие / С. В. Коноваленко. – Москва : Гном, 2018. – 269 с.
Крылова М. В. Автоматизация звуков в стихах : дидактический материал : с иллюстрациями : фонематическое восприятие и подготовка руки к письму : для детей 6-7 лет / М.В. Крылова. – Москва : Авторская книга, 2021. – 48 с.
Лалаева Р. И. Логопедия в таблицах и схемах / Р. И. Лалаева, С. Н. Шаховская, Л. Г. Парамонова. – Москва : Парадигма, 2017. – 216 с.
Попова Е. Ф. Коррекция звукопроизношения: рабочая тетрадь по логопедии / Е. Ф. Попова. – Новосибирск : Офсет-ТМ, 2020. – 50 с.
Праведникова И. И. Развитие фонематического слуха и слухового восприятия / И. И. Праведникова, Э. К. Беловолова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2019. – 76 с.
Спивак Е. Н. Коррекция звукопроизношения у детей : речевой материал и дидактические игры / Е. Н. Спивак, О. В. Егорова. – Москва : Стромынка Принт, 2021. – 301 с.
Тихеева Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – Москва : Юрайт, 2019. – 161 с.
Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей : подготовительный этап : пособие для логопеда / Т. А. Ткаченко. – Москва : ВЛАДОС, 2018. – 37 с.
Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника / О. С. Ушакова. – Москва : Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва : ТЦ Сфера, 2023. – 48 с.
Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с ФФН : календарно-тематическое планирование и вариативные конспекты занятий / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, А. В. Соболева. – Москва : Национальный книжный центр, 2019. – 119 с.
Шереметьева Е. В. Формирование артикуляционной моторики у детей раннего возраста : учебно-практическое пособие / Е. В. Шереметьева. – Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. – 104 с.
Шишкина С. Г. Развитие звуковой и интонационной культуры речи дошкольников / С. Г. Шишкина // Вестник научных конференций. – 2019. – № 12-2 (52). – С. 118–119.
Щелокова Е. А. Логопедическая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи / Е. А. Щелокова, Т. Г. Неретина. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2023. – 74 с.
Янушко Е. А. Коррекция звукопроизношения : упражнения для чистой речи дошкольников от 5 до 7 лет / Е. А. Янушко. – Москва : Эксмо, 2023. – 111 с.
2
7
2.Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2017. – 400 с.
3.Алтухова Т. А. Коммуникативно-речевое развитие детей с общим недоразвитием речи / Т. А. Алтухова, Е. Н. Российская, Л. А. Гаранина. – Белгород : НИУ «БелГУ», 2019. – 179 с.
4.Андреева А. В. Теоретические основы формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А. В. Андреева // Актуальные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1 (3). – С. 75–89.
5.Анищенкова Е. С. Исправление звукопроизношения у детей : пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова. – Москва : АСТ, 2019. – 190 с.
6.Бадулина О. И. Формирование готовности старших дошкольников к обучению грамоте / О. И. Бадулина // Начальная школа. – 2017. – № 1. – С. 62–65.
7.Вакуленко Л. С. Развитие звуковой культуры речи: методические рекомендации для логопедов и воспитателей ДОО / Л. С. Вакуленко // Дошкольная педагогика. – 2021. – № 8 (173). – С. 11-17.
8.Выготский Л. С. Психология / Л.С. Выготский. – Москва : Апрель-Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2018. – 1006 с.
9.Галкина И. А. Формирование звуковой культуры речи у дошкольников / И. А. Галкина, Е. М. Тепер // Вопросы дошкольной педагогики. – 2022. – № 5 (53). – С. 17–19.
10.Дмитриева Е. Е. Коммуникативно-речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи : монография / Е. Е. Дмитриева, Е. Ю. Медведева. – Нижний Новгород : Изд-во НГПУ, 2021. – 162 с.
11.Коноваленко С. В. Формирование звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи : свистящие звуки С, С', З, З', Ц; шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ; сонорные звуки Л, Л', Р, Р' : дидактическое пособие / С. В. Коноваленко. – Москва : Гном, 2018. – 269 с.
12.Крылова М. В. Автоматизация звуков в стихах : дидактический материал : с иллюстрациями : фонематическое восприятие и подготовка руки к письму : для детей 6-7 лет / М.В. Крылова. – Москва : Авторская книга, 2021. – 48 с.
13.Лалаева Р. И. Логопедия в таблицах и схемах / Р. И. Лалаева, С. Н. Шаховская, Л. Г. Парамонова. – Москва : Парадигма, 2017. – 216 с.
14.Попова Е. Ф. Коррекция звукопроизношения: рабочая тетрадь по логопедии / Е. Ф. Попова. – Новосибирск : Офсет-ТМ, 2020. – 50 с.
15.Праведникова И. И. Развитие фонематического слуха и слухового восприятия / И. И. Праведникова, Э. К. Беловолова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2019. – 76 с.
16.Спивак Е. Н. Коррекция звукопроизношения у детей : речевой материал и дидактические игры / Е. Н. Спивак, О. В. Егорова. – Москва : Стромынка Принт, 2021. – 301 с.
17.Тихеева Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – Москва : Юрайт, 2019. – 161 с.
18.Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей : подготовительный этап : пособие для логопеда / Т. А. Ткаченко. – Москва : ВЛАДОС, 2018. – 37 с.
19.Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника / О. С. Ушакова. – Москва : Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
20.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва : ТЦ Сфера, 2023. – 48 с.
21.Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с ФФН : календарно-тематическое планирование и вариативные конспекты занятий / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, А. В. Соболева. – Москва : Национальный книжный центр, 2019. – 119 с.
22.Шереметьева Е. В. Формирование артикуляционной моторики у детей раннего возраста : учебно-практическое пособие / Е. В. Шереметьева. – Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. – 104 с.
23.Шишкина С. Г. Развитие звуковой и интонационной культуры речи дошкольников / С. Г. Шишкина // Вестник научных конференций. – 2019. – № 12-2 (52). – С. 118–119.
24.Щелокова Е. А. Логопедическая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи / Е. А. Щелокова, Т. Г. Неретина. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2023. – 74 с.
25.Янушко Е. А. Коррекция звукопроизношения : упражнения для чистой речи дошкольников от 5 до 7 лет / Е. А. Янушко. – Москва : Эксмо, 2023. – 111 с.