Анализ и оценка механизмов управления социально-экономическим развитием региона (на примере Волгоградской области)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Право
  • 72 72 страницы
  • 56 + 56 источников
  • Добавлена 07.07.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА 7
1.1 Социально-экономическое развитие региона: понятие, факторы и потенциал 7
1.2 Механизмы управления социально-экономическим развитием региона 14
1.3 Современные подходы к оценке регионального управления 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 26
2.1 Общая характеристика социально-экономического развития Волгоградской области 26
2.2 Анализ системы регионального управления социально-экономическим развитием Волгоградской области 31
2.3 Оценка состояния механизма управления социально-экономическим развитием Волгоградской области 38
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 49
3.1 Приоритеты управления социально-экономическим развитием Волгоградской области 49
3.2 Рекомендации по оптимизации механизмов управления социально-экономическим развитием Волгоградской области 54
Заключение 62
Список использованных источников 66
Приложение 72

Фрагмент для ознакомления

Несмотря на санкции и структурную перестройку экономики Волгоградской области, ее базовая модель развития согласно Стратеги 2030, в основании которой лежит потребность в постоянном притоке объемов регионального производства и развития АПК области, осталась без изменений. Для постоянного оста региональной экономики требуется поддерживать значительный профицит СЭР. Но с экономической точки зрения это означает для властей Волгоградской области сознательное снижение потребления, инвестиций и возможностей госрасходов, так как часть российской экономики фактически работает на другие страны. Следование такой модели имеет ряд других серьезных, хотя и не всегда очевидных, последствий, в том числе: - реальная налоговая нагрузка выше номинальной. Чистый экспорт следует рассматривать как дополнительный налог на экономику региона; - достижимый уровень жизни ниже, чем следует из размера ВРП Волгоградской области, так как «налог» в виде чистого экспорта не перераспределяется в пользу внутреннего потребления;- рост реальной инфляция; - необходимость удержания жесткой политики ЦБ РФ для борьбы с инфляцией и для стабилизации рубля; - снижение долгосрочных темпов роста ВРП. Рис. 3.2 - Направления регионального социально-экономического развития Волгоградской областиСледовательно, обобщив факторы и резервы, можно выделить следующие направлениярегионального социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 г.: повышение уровня реализации производственного потенциала региона; стимулирования роста занятости населения и уменьшения доли малоимущего населения региона;переход на проектный механизм управления социально-экономическим развитием Волгоградской области.Перспективные направления по развитию региона: 1. Развитие инфраструктуры и формирование на территории региона базовых «социально-экономических» узлов («точек роста СЭР»), которые станут основой для развития региона и могут стать центрами инновационной активности.2. Наличие мощностей и реализация инфраструктурных проектов позволят обеспечить условия для развития инновационных предприятий при освоении новых промышленных зонах. 3. У региона есть потенциал развития уровня благосостояния наседания.3.2 Рекомендации по оптимизации механизмов управления социально-экономическим развитием Волгоградской областиВ качестве рекомендаций по оптимизации механизмов управления социально-экономическим развитием Волгоградской области предлагаются следующие мероприятия:переход на проектный механизм управления социально-экономическим развитием Волгоградской области;развитие человеческого капитала для обеспечения социально-экономическим развитием Волгоградской области;трансформацию системы контроля и надзора за деятельностью ОМСУ по реализации проектов СЭР Волгоградской области.Рассмотрим их более подробно. Мероприятие 1: переход на проектный механизм управления социально-экономическим развитием Волгоградской области.В процессе реализации резервов механизмов управления социально-экономическим развитием Волгоградской области может быть использована классификация факторов (рис. 3.3). Рис. 3.3 - Факторы реализации резервов дляповышенияэффективности механизмов управления социально-экономическим развитием Волгоградской областиПеревод государственных программ Волгоградской областина проектную систему управления позволит: привести к единообразию структуры данных и подходов по мониторингу государственных программ на региональном и федеральном уровнях; формировать в автоматизированном виде единую отчетность о ходе реализации государственных программ в единые сроки; организовать качественный мониторинг достижения показателей государственных программ, которые являются инструментом достижения национальных целей развития Волгоградской области.Перевод государственных программ Волгоградской области на проектную систему управления – это модель организации деятельности по развитию потенциала региона, оказания услуг в сфере решения актуальных проблем области посредством использования проектной платформы в формате «одной команды».Задачи переводы государственных программ Волгоградской области на проектную систему управления предлагается сформировать следующим образом: содействие созданию, развитию и эксплуатации информационных систем и инфраструктуры по развитию потенциала СЭР области;информационно-аналитическое сопровождение программ, проектов и инициатив в развитии потенциала СЭР области.Следует выделить такие инструменты для формата перевода государственных программ Волгоградской области на проектную систему управления:Проективная организация управления программами развития СЭР области.Партнерские проекты для устойчивого развития СЭР области.Социально-экономическиймаркетплейспроектовразвитияВолгоградской области.Мероприятие 2: развитие человеческого капитала для обеспечения социально-экономическим развитием Волгоградской области.В условиях цифровизации экономики региона важнейшей задачей становится развитие качества рабочей силы, подготовка высококвалифицированных работников и приведение профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствие с текущими и перспективными потребностями экономики, повышение производительности труда и устранение существующего дисбаланса рынка труда. Одним из факторов развития потенциала занятости Волгоградской области выступает структурный сдвиг под воздействия процессов цифровизации и автоматизации всех подсистем региональной социально-экономической системы. Процессы цифровизации и автоматизация мирового хозяйства обусловливают рост потребностей в трудовых ресурсах следующих секторов мирового хозяйства: креативные индустрии; STEM – индустрии (наука, технологии, инжиниринг и математика); социальное взаимодействие.Ввиду демографической динамики российский рынок подбора персонала будет всё больше тяготеть к усилению дефицита кадров, в том числе в сегменте массовых специальностей с низкой и средней квалификацией. При этом в 2022-2023 гг налицо были негативные тенденции, выразившиеся в общем росте инфляции, высокой задолженности организаций и физических лиц, снижении реальных доходов населения. Дисбалансы между отраслями и нарушение логистических связей, неизбежно возникшие в связи с этим, а также в связи с введением Западом экономической и политической блокады против России, требуют роста результативности процессов развития кадрового потенциала.Структурная перестройка экономики потребует времени и средств, что отрицательно отразится на занятости и доходах бизнеса и населения в ближайшие 3-5 лет. Информационное общество порождает «цифровое поколение», которое, согласно теории поколений, носит название «поколение Z». Среди характеристик деятельности по развитию кадрового потенциала Волгоградской области и в условиях цифровой трансформации следует отметить такие черты, как: опережающее освоение технологических новинок, беспрепятственное преодоление пространственно-временных рамок в сфере оцифрованной информации и виртуальной реальности, свободное преодоление языковых, культурных и психологических коммуникативных барьеров в виртуальной интернет-среде. В любом случае новые технологии должны быть грамотно интегрированы в существующую систему организации процесса развития кадрового потенциала территории.Можно выделить следующие пути эффективного решения проблемы занятости современного Волгоградской области: фокус на сотрудничестве всех субъектов процесса развития кадрового потенциала Волгоградской области; коллаборативная фильтрация – метод построения рекомендаций и прогнозирования на основе анализа предпочтений группы работодателей Волгоградской области. Мероприятие 2: Трансформация системы контроля и надзора за деятельностью ОМСУ по реализации планов СЭР Волгоградской области.Так же необходимы меры по трансформации системы контроля и надзора за деятельностью ОМСУ по реализациипланов СЭР Волгоградской области.В целях совершенствования системе контрольных (надзорных) мероприятий в отношении уровня ОСМУ в рамках реализации СЭР Волгоградской области, представляется необходимым осуществить следующие меры: 1. Учредить институт специальных экспертных комиссий контроля (или проектных команд), то есть комиссий, специально создаваемых по реализации контрольных (надзорных) мероприятий в отношении уровня ОСМУ в рамках реализации СЭР Волгоградской области как из числа служащих, так из числа представителей ТОС. 2. Пересмотреть внутреннее устройство контрольной деятельности в системе контрольных (надзорных) мероприятий в отношении уровня ОСМУ в рамках реализации СЭР Волгоградской области в том, что касается наименований и компетенции комиссий. Это необходимо для того, чтобы решить проблему объективности результатов контроля и надзора. 3. Упростить порядок инициации контрольных мероприятий в системе контроля и надзора в отношении уровня ОСМУ в рамках реализации СЭР Волгоградской области. Основные направления и рекомендации по совершенствованию контрольной работы в отношении уровня ОСМУ в рамках реализации СЭР Волгоградской области можно сгруппировать по 4 основным направлениям (рисунок 3.4):Рекомендация 1: Общая организация контрольно-надзорной деятельности в отношении уровня ОСМУ в рамках реализации СЭР Волгоградской области.Рекомендация 2. Организация и проведение профилактических мероприятий в отношении уровня ОСМУ в рамках реализации СЭР Волгоградской области.Рекомендация 3. Планирование, подготовка и проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении уровня ОСМУ в рамках реализации СЭР Волгоградской области.Рекомендация 4. Досудебное обжалование результатов контроля и надзора в отношении уровня ОСМУ в рамках реализации СЭР Волгоградской области в электронной форме. Рис. 3.4 - Основные направления и рекомендации по совершенствованию работы в системе контроля и надзора за ОСМУ в рамках реализации СЭР Волгоградской областиОсновные задачи совершенствования контрольной работы в отношении уровня ОСМУ в рамках реализации СЭР Волгоградской области:Оптимизация процессов организации контрольных (надзорных) мероприятий в отношении уровня ОСМУ в рамках реализации СЭР Волгоградской области. Существенное повышение качества реализации контрольных (надзорных) мероприятий в отношении уровня ОСМУ в рамках реализации СЭР Волгоградской области.Увеличение результативность контрольных (надзорных) мероприятий в отношении уровня ОСМУ в рамках реализации СЭР Волгоградской области.Поиски альтернативных путей привлечения населения к реализации контрольных (надзорных) мероприятий в отношении уровня ОСМУ в рамках реализации СЭР Волгоградской области.Необходимы дополнительные меры общественной поддержки организации контрольных (надзорных) мероприятий в отношении уровня ОСМУ в рамках реализации СЭР Волгоградской области в целях повышения гражданской активности населения в сфере контроля. ЗаключениеПо итогам исследования можно выделить следующие основные результаты: системауправления социально-экономическим развитием региона – это динамическая система, которая состоит из элементов, связей, взаимодействует с окружающей средой, получая от нее необходимые ресурсы и предоставляя ей полученные результаты, а также находится под воздействием различных факторов риска. В процессе теоретического исследования разработано авторское определение современного подхода, которое заключается в том, что сущность территориального развития заключается в сознательном воздействие публичных институтов территориального уровня на деятельность общества, его отдельные группы, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества в рамках устойчивого социально-экономического и экологического развития территории.Так же было установлено, что в современных условиях территориальный уровень развития является одним из основных для обеспечения устойчивого развития социально –экономической системы.А при оценке СЭР региона территории целесообразно рассматривать факторы: определяющие макроэкономическую стабильность, а также микроэкономические факторы, связанные с функционированием товарного рынка, рынка труда и финансового рынка; связанные с осуществлением технологических обновлений и инноваций организациями данного территории; социальные, связанные с эффективностью деятельности здравоохранения, качеством системы образования (включая тренинги), демографическим составом населения. При этом механизмы управления процессами СЭР позволяют выявить не только реакции населения на возникшие проблемы, но и возможность их решения с помощью системы предоставления госуслуг. Главным уровнем системы предоставления госуслуги распределения ресурсов развития является федеральный, уровень регионовдетализируетгосполитики и реализуют ее на территории региона, разрабатывают свои проекты, связанные с различными особенностями субъекта, а также на своём уровне следят за реализацией программ в регионах. Как показал проведённый анализ в настоящее время при реализации управленческой деятельности по развитию различных секторах экономикой и социальной сферы не в полной мере используются принципы соразмерности и планомерности, таким образом, не обеспечивается комплексный (системный) подход к управлению СЭР Волгоградской области, который принимает все большую значимость при функционировании экономики регионов на основе инновационных механизмов. В качестве механизмов управления социально-экономическим развитием Волгоградской области используются следующие:исполнительно-распорядительный механизм, бюджетный механизм,программно-целевой механизм.Но при этом в Волгоградской области пока не разработана детализированная и подробная и информативно-прозрачная система показателей, характеризующих как достижение цели, так и ответственность за выполнение программ социально-экономического развития. Перспективные направления по развитию региона заключаются в следующем: 1. Развитие транспортной инфраструтуры и формирование на территории региона базовых транспортно-логистических узлов станут основой для развития и хозяйственного освоения территории региона и могут стать центрами.2. Наличие мощностей и реализация инфраструктурных проектов позволят обеспечить условия для развития инновационных предприятий при освоении новых промышленных зонах. 3. У региона есть потенциал развития уровня благосостояния наседания.К основным проблемам, возникающим в сфере общественных расходов, осуществляемых путем использования программно-целевого подхода, относятся: −нахождение оптимального уровня и наиболее рациональных форм воздействия общественных расходов в рамках целевого бюджетного программирования на экономику и социальную сферу общества; −снижение и минимизация затрат общества и сопровождающих их негативных эффектов при осуществлении государственных расходов; −использование целевых индикаторов выполнения поставленных задач и хода реализации программы СЭР в виде системы показателей. Предложения по совершенствованию упаления социально-экономического развития Волгоградской области сформулированы следующим образом: корректировка существующих госпрограмм СЭР с целью придания им большей конкретики; разработка более жестких принципов и критериев оценки эффективности госпрограмм и подпрограмм на этапе контроля; четкая формулировка целей программы, соответствующих приоритетам государственной политики, полномочиям и сферам ответственности органов исполнительной власти; описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы (индикаторов экономической операций и социальной операций эффективности); обоснование изменения потребностей источников в ресурсах целей для клиентов достижения жизни цели. С целью выявления приоритетного стратегического направления, первоочередным этапом реализации предложенного механизма должен быть мониторинг существующего социально-экономического положения области, который показал, что наибольшую долю в структуре валового регионального продукта занимают сельское хозяйство, на втором месте – торговля, на третьем – обрабатывающее производство, на четвертом – транспорт и связь.В качестве рекомендаций по оптимизации механизмов управления социально-экономическим развитием Волгоградской области предлагаются следующие мероприятия:переход на проектный механизм управления социально-экономическим развитием Волгоградской области;развитие человеческого капитала для обеспечения социально-экономическим развитием Волгоградской области;трансформацию системы контроля и надзора за деятельностью ОМСУ по реализации проектов СЭР Волгоградской области.Список использованных источниковКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 14.04.2014.- № 15. - Ст. 1691. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (в ред. от 18.07.2022) // Собр. законодательства РФ. 2014. №26 (часть I). Ст. 3378. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Волгоградской области: Постановление Правительства Волгоградской области от 27 августа 2013 г. № 423-п (в ред. от 23 декабря 2022 года) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»Аганбегян А.Г. Анализ и прогнозирование социально-экономического развития регионов (методические заметки) // Среднерусский вестник общественных наук. 2019. Т. 14. № 4. С. 15–28.Авербух Е.А. Технологии государственного и муниципального управления [Текст]: учебник / Е.А. Авербух. – Хабаровск: ТОГУ, 2017. – 360 с.Алёхин Э.В. Государственный и муниципальный сектор экономики в Российской Федерации: учебник. Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. 180 с. Алёхин Э.В. Экономика государственного и муниципального сектора: учебное пособие. Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. 172 с. Аллагулов Р.Х. Естественный прирост населения региона: некоторые тенденции и влияние на рынок труда // Демографические чтения. Вызовы и тенденции демографического развития России и ее регионов. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2020. С. 201–203.Атаманчук Г.В. Государственное управление. М.: Экономика, 2020. 689 с. Бочаров Г.Н. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М.: Экономика, 2020. 336 с. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 431 с. Видяпин В.И., Степанов М.В. Региональная экономика: учебник. М.: ИНФРА-М, 2021. 566 с. Воронин Ю.М. Бюджетная система Российской Федерации. М.: ИПК «Коста», 2020. 864 c. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. М.: Юрайт, 2020. 364 с. Геврасева А.П. Региональная экономика экосбалансированного развития. Гомель: ГГУ им.Ф. Скорины, 2023. 291 с. Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2021. 453 с. Гладкий Ю.Н. Регионоведение: учебник. М.: Гардарики, 2020. 180 с. Гладкий Ю. Н. Основы региональной политики. М.: Изд-во Михайлова В. А, 2021. 174 с. Глазьев С.Ю. Методология опережающего развития экономики: как решить поставленную Президентом России задачу рывка в экономическом развитии // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2019. - №4 - С. 124–132 Глазырин М.В. Муниципальная самоорганизация - основное звено территориального хозяйствования и самоуправления. М.: РАН Центральный экономико-математический институт, 2020. 389 с. Государственное и муниципальное управление: справочник / под ред. Глазуновой Н.И., Забродина Ю.М., Поршнева А.Г. М.: КноРус, 2021. 320 с. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебное пособие. М.: ГУ ВШЭ, 2020. 495 с. Денисова И.П. Бюджетная система Российской Федерации. Р./нД: Феникс, 2020. 288 c. Донцова Л.В. Социальное положение и уровень жизни населения России: Статистический сборник. М.: Тандем, 2021. 394 с. Донцова Л.В. Финансы России: Статистический сборник. М.: Эксмо, 2021. 304 с. Дронов В.П. Экономическая и социальная география. М: Просвещение, 2020. 349 с. Егорова А.А., Мальцев Ю.Г., Банникова Е.С., Двинин Д.Ю. Экосистемный подход к сбалансированному региональному развитию // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 6. С. 131–144. Ибрагимова З.Ф. Цифровизация и домохозяйства: неравенство возможностей и дифференциация состояния / З.Ф. Ибрагимова, Н.С. Ишмухаметов, Г.М. Россинская // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2020. № 1. С. 14–18. Ишмухаметов Н.С. Региональные факторы социально-экономической дифференциации домохозяйств в условиях цифровизации / Н.С. Ишмухаметов, Г.М. Россинская, З.Ф. Ибрагимова // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2021. № 2. С. 78–85. Жуковский А.И., Васильев С.В. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ. Учебник М.: «ДИАЛОГ», 2021. 197 с. Зенчева Н.В., Экономический анализ дифференциации социально-экономического развития регионов. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2020. 207 с. Игнатов В. Г. Регионоведение. М.: Кнорус, 2021. 384 с. Коваленко Е.Г., Зинчук Г.М., Кочеткова С.А. Региональная экономика и управление. СПб.: Питер, 2021. 632 с. КучуковР.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов: учеб.пособие. М.: Экономика, 2019. 503 с. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2021. 334 с. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: учебник. М.: ЮнитиДана, 2020. 704 с. Попов Р.А. Системология регионального хозяйства: учебное пособие. М.: Высшая Школа, 2020. 223 с. Проблемы преобразования и регулирования региональных социально-экономических систем: сборник научн. трудов. Вып. 51 / под научной ред. д-ра экон. наук, проф., академика РАН В.В. Окрепилова, д-ра экон. наук, проф. С.В. Кузнецова : ИПРЭ РАН, – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2023. – 220 с. Райзберг Б.А. Целевые программы в системе государственного управления экономикой: монография. М. : ИНФРА-М, 2021. 268 с. Регионоведение: учебник / под ред. Т.Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2020. 250 с. Региональное стратегическое планирование и управление: теоретические и методологические основы: монография / И. А. Антипин ; под науч. ред. Н. Ю. Власовой ; М-во науки и высшего образования Рос. Федерации, Урал.гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал.гос. экон. ун-та, 2021. - 237 сРоссинская Г.М., Ишмухаметов Н.С., Шайхалиев А.Ф. Пандемия как триггер развития ESG- принципов в деятельности фирмы // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2022. № 2. С. 14–20. Россинская Г.М. Таргетирование продовольственной безопасности: многоуровневый подход / Г.М. Россинская, Н.С. Ишмухаметов, З.Ф. Ибрагимова // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 11-3. С. 502–508. Рудь Е. М. Конкурентоспособность: концептуальные подходы и уровни исследования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 18–22Тамбовцев, В. Л., Рождественская, И. А.. Теория стратегического планирования: институциональный подход // TerraEconomicus, 2020 № 18(2),С. 22–48.Кельчевская Н. Р., Ширинкина Е. В. Региональные детерминанты эффективного использования человеческого капитала в цифровой экономике // Экономика региона. - 2019. - Т. 15, вып. 2. - С. 465-482Корнилова Е.В. Оценка устойчивого развития и формирования рейтинга регионов страстны / Е.В. Корнилова, В.Я. Захаров , Д.А. Корнилов // Развитие и безопасность 2023 №1 - С.36-49Колин К.К. Качество жизни в стратегии обеспечения национальной и глобальной безопасности // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 3-й Международной конференции (6-7 февраля 2020 г., Москва). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2020. - С. 91-102.Механизм трансформации социально-экономических процессов: многоуровневый подход: монография / Под общ. Ред. К.Е. Гришина, Н.А. Кузьминых. Т. 1. Москва: Русайнс, 2021. 186 с.Устойчивое развитие социально–экономической системы Российской Федерации: сборник трудов XXI Всероссийской научно–практической конференции, г. Симферополь, 14–15 ноября 2019 г. / научн. ред. В. М. Ячменевой ;редкол. : Е. Ф. Ячменев, Р. А. Тимаев, Т. И. Воробец. – Симферополь :ИТ «АРИАЛ», 2019. – 464 с Харченко Е.В., Вертакова Ю.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб.пособие. М.: КНОРУС, 2019. 328 с. Шамарова Г.М. Основы государственного и муниципального управления: учебник. М.: Синергия, 2021. 320 с. Шамхалов Ф.И. Основы государственного управления: учебник. М.: Экономика, 2020. 425 с. Шапкин И.Н. Управление региональным хозяйством: учеб.пособие. М.: КНОРУС, 2021. 400 с. ПриложениеПриложение 1Расположение регионаПриложение 2Система исполнительных органов регионального управления

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 14.04.2014.- № 15. - Ст. 1691.
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (в ред. от 18.07.2022) // Собр. законодательства РФ. 2014. №26 (часть I). Ст. 3378.
3. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
4. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Волгоградской области: Постановление Правительства Волгоградской области от 27 августа 2013 г. № 423-п (в ред. от 23 декабря 2022 года) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
5. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
6. Аганбегян А.Г. Анализ и прогнозирование социально-экономического развития регионов (методические заметки) // Среднерусский вестник общественных наук. 2019. Т. 14. № 4. С. 15–28.
7. Авербух Е.А. Технологии государственного и муниципального управления [Текст]: учебник / Е.А. Авербух. – Хабаровск: ТОГУ, 2017. – 360 с.
8. Алёхин Э.В. Государственный и муниципальный сектор экономики в Российской Федерации: учебник. Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. 180 с.
9. Алёхин Э.В. Экономика государственного и муниципального сектора: учебное пособие. Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. 172 с.
10. Аллагулов Р.Х. Естественный прирост населения региона: некоторые тенденции и влияние на рынок труда // Демографические чтения. Вызовы и тенденции демографического развития России и ее регионов. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2020. С. 201–203.
11. Атаманчук Г.В. Государственное управление. М.: Экономика, 2020. 689 с.
12. Бочаров Г.Н. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М.: Экономика, 2020. 336 с.
13. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 431 с.
14. Видяпин В.И., Степанов М.В. Региональная экономика: учебник. М.: ИНФРА-М, 2021. 566 с.
15. Воронин Ю.М. Бюджетная система Российской Федерации. М.: ИПК «Коста», 2020. 864 c.
16. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. М.: Юрайт, 2020. 364 с.
17. Геврасева А.П. Региональная экономика экосбалансированного развития. Гомель: ГГУ им.Ф. Скорины, 2023. 291 с.
18. Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2021. 453 с.
19. Гладкий Ю.Н. Регионоведение: учебник. М.: Гардарики, 2020. 180 с.
20. Гладкий Ю. Н. Основы региональной политики. М.: Изд-во Михайлова В. А, 2021. 174 с.
21. Глазьев С.Ю. Методология опережающего развития экономики: как решить поставленную Президентом России задачу рывка в экономическом развитии // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2019. - №4 - С. 124–132
22. Глазырин М.В. Муниципальная самоорганизация - основное звено территориального хозяйствования и самоуправления. М.: РАН Центральный экономико-математический институт, 2020. 389 с.
23. Государственное и муниципальное управление: справочник / под ред. Глазуновой Н.И., Забродина Ю.М., Поршнева А.Г. М.: КноРус, 2021. 320 с.
24. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебное пособие. М.: ГУ ВШЭ, 2020. 495 с.
25. Денисова И.П. Бюджетная система Российской Федерации. Р./нД: Феникс, 2020. 288 c.
26. Донцова Л.В. Социальное положение и уровень жизни населения России: Статистический сборник. М.: Тандем, 2021. 394 с.
27. Донцова Л.В. Финансы России: Статистический сборник. М.: Эксмо, 2021. 304 с.
28. Дронов В.П. Экономическая и социальная география. М: Просвещение, 2020. 349 с.
29. Егорова А.А., Мальцев Ю.Г., Банникова Е.С., Двинин Д.Ю. Экосистемный подход к сбалансированному региональному развитию // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 6. С. 131–144.
30. Ибрагимова З.Ф. Цифровизация и домохозяйства: неравенство возможностей и дифференциация состояния / З.Ф. Ибрагимова, Н.С. Ишмухаметов, Г.М. Россинская // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2020. № 1. С. 14–18.
31. Ишмухаметов Н.С. Региональные факторы социально-экономической дифференциации домохозяйств в условиях цифровизации / Н.С. Ишмухаметов, Г.М. Россинская, З.Ф. Ибрагимова // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2021. № 2. С. 78–85.
32. Жуковский А.И., Васильев С.В. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ. Учебник М.: «ДИАЛОГ», 2021. 197 с.
33. Зенчева Н.В., Экономический анализ дифференциации социально-экономического развития регионов. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2020. 207 с.
34. Игнатов В. Г. Регионоведение. М.: Кнорус, 2021. 384 с.
35. Коваленко Е.Г., Зинчук Г.М., Кочеткова С.А. Региональная экономика и управление. СПб.: Питер, 2021. 632 с.
36. Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов: учеб.пособие. М.: Экономика, 2019. 503 с.
37. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2021. 334 с.
38. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: учебник. М.: ЮнитиДана, 2020. 704 с.
39. Попов Р.А. Системология регионального хозяйства: учебное пособие. М.: Высшая Школа, 2020. 223 с.
40. Проблемы преобразования и регулирования региональных социально-экономических систем: сборник научн. трудов. Вып. 51 / под научной ред. д-ра экон. наук, проф., академика РАН В.В. Окрепилова, д-ра экон. наук, проф. С.В. Кузнецова : ИПРЭ РАН, – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2023. – 220 с.
41. Райзберг Б.А. Целевые программы в системе государственного управления экономикой: монография. М. : ИНФРА-М, 2021. 268 с.
42. Регионоведение: учебник / под ред. Т.Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2020. 250 с.
43. Региональное стратегическое планирование и управление: теоретические и методологические основы: монография / И. А. Антипин ; под науч. ред. Н. Ю. Власовой ; М-во науки и высшего образования Рос. Федерации, Урал.гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал.гос. экон. ун-та, 2021. - 237 с
44. Россинская Г.М., Ишмухаметов Н.С., Шайхалиев А.Ф. Пандемия как триггер развития ESG- принципов в деятельности фирмы // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2022. № 2. С. 14–20.
45. Россинская Г.М. Таргетирование продовольственной безопасности: многоуровневый подход / Г.М. Россинская, Н.С. Ишмухаметов, З.Ф. Ибрагимова // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 11-3. С. 502–508.
46. Рудь Е. М. Конкурентоспособность: концептуальные подходы и уровни исследования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 18–22
47. Тамбовцев, В. Л., Рождественская, И. А.. Теория стратегического планирования: институциональный подход // TerraEconomicus, 2020 № 18(2),С. 22–48.
48. Кельчевская Н. Р., Ширинкина Е. В. Региональные детерминанты эффективного использования человеческого капитала в цифровой экономике // Экономика региона. - 2019. - Т. 15, вып. 2. - С. 465-482
49. Корнилова Е.В. Оценка устойчивого развития и формирования рейтинга регионов страстны / Е.В. Корнилова, В.Я. Захаров , Д.А. Корнилов // Развитие и безопасность 2023 №1 - С.36-49
50. Колин К.К. Качество жизни в стратегии обеспечения национальной и глобальной безопасности // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 3-й Международной конференции (6-7 февраля 2020 г., Москва). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2020. - С. 91-102.
51. Механизм трансформации социально-экономических процессов: многоуровневый подход: монография / Под общ. Ред. К.Е. Гришина, Н.А. Кузьминых. Т. 1. Москва: Русайнс, 2021. 186 с.
52. Устойчивое развитие социально–экономической системы Российской Федерации: сборник трудов XXI Всероссийской научно–практической конференции, г. Симферополь, 14–15 ноября 2019 г. / научн. ред. В. М. Ячменевой ;редкол. : Е. Ф. Ячменев, Р. А. Тимаев, Т. И. Воробец. – Симферополь :ИТ «АРИАЛ», 2019. – 464 с
53. Харченко Е.В., Вертакова Ю.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб.пособие. М.: КНОРУС, 2019. 328 с.
54. Шамарова Г.М. Основы государственного и муниципального управления: учебник. М.: Синергия, 2021. 320 с.
55. Шамхалов Ф.И. Основы государственного управления: учебник. М.: Экономика, 2020. 425 с.
56. Шапкин И.Н. Управление региональным хозяйством: учеб.пособие. М.: КНОРУС, 2021. 400 с.