Специфика реализации коммуникативного метода при развитии грамматических навыков в средней школе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 73 73 страницы
  • 57 + 57 источников
  • Добавлена 09.06.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО МЕТОДА ПРИ РАЗВИТИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Понятие «грамматический навык» и структура грамматического навыка 7
1.2 Коммуникативный метод как способ развития грамматических навыков 11
1.3 Преимущества и недостатки использования коммуникативного метода на уроках английского языка 16
1.4 Особенности реализации коммуникативного метода на уроках английского языка в средней школе 20
1.5 Психолого-педагогические особенности учащихся средних классов 24
Выводы по 1 главе 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО МЕТОДА ПРИ РАЗВИТИИ ИНОЯЗЫЧНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ У УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА 34
2.1 Анализ УМК «Spotlight» на предмет методов развития грамматических навыков у учащихся 8 класса 34
2.2 Комплекс упражнений по развитию грамматических навыков у учащихся 8 класса посредством реализации коммуникативного метода 43
2.3 Ход и результаты педагогического эксперимента 51
2.4 Методические рекомендации для учителей по использованию коммуникативного метода в ходе развития грамматических навыков в средней школе 55
Выводы по 2 главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
Приложение 1 74
Приложение 2 76

Фрагмент для ознакомления

Целью заключительного этапа педагогического эксперимента было оценить эффективность разработанного комплексаупражнений при развитииграмматическихнавыков посредством реализации коммуникативного метода обучения. Для этого учащимся был предложен грамматический тест на тему PresentPerfect и PresentPerfectContinuous, который содержит в себе 10 предложений с пропусками и два варианта продолжения предложения[56]. Критериями оценивания данного теста стали следующие: - 10 правильных ответов (ни одной ошибки) – высокий уровень сформированности грамматических навыков;- 8-9 правильных ответов (1-2 ошибки) – средний уровеньсформированности грамматических навыков;- 0-7 правильных ответов (3 и более ошибок) – низкий уровень сформированности грамматических навыков. Оценивание итогового тестирования показало следующие результаты (см. Рисунок 9). Рисунок 9 – Результаты оценивания заключительного этапа педагогического экспериментаДоминирующим уровнем сформированности грамматических навыков у учащихся 8 класса после прохождения курса обучения по разработанному комплексу упражнений является средний уровень: девять учащихся справились с заданием, сделав 1-2 ошибки (64,3%). Трое учащихся показали высокий уровеньсформированностиграмматических навыков (21,4%). На низком уровне находились двое учащихся (14,3%). Для определения эффективности разработанногокомплексаупражнений необходимосравнить результаты оценивания тестов подготовительного и заключительного этапов эксперимента –см. Рисунок 10.Рисунок 10 – Сравнение результатов оценивания подготовительного и заключительного этапов педагогического экспериментаСогласно приведенной диаграмме, можно выделить значительную динамику в сформированности грамматических навыков учащихся экспериментального 8 класса. Доминирующим уровнем сформированности навыков остался средний уровень. Однако количество учащихся, показавших этот уровень, повысилосьдо трех человек (с 42,9% до 64,3%). Количество учащихся, показавших высокий уровень, также увеличилось: вместо одного человека на подготовительном этапе (7,1%), высокий уровень показали трое учащихся (21,4%). Соответственно, количество учащихся, показавших изначально низкий уровень (50,0%), значительно снизилось до 14,3%: низкий уровень вместо семи человек показало только двое учащихся. Таким образом, педагогический эксперимент позволил сделать вывод об эффективности реализации коммуникативного метода при развитииграмматических навыков в средней школе. 2.4 Методические рекомендации для учителей по использованию коммуникативного метода в ходе развития грамматических навыков в средней школеНа основе разработанного и апробированного комплекса упражнений, направленного на реализацию коммуникативного метода при развитии грамматических навыков в средней школе, были разработаныметодические рекомендации для учителей, желающих ввести коммуникативный метод в процесс обучения грамматике учащихся средних классов. 1. Реализация коммуникативного метода на каждом этапе развития грамматических навыков. Традиционная поэтапная работа над развитиемграмматических навыков обычно включает в себя этап ознакомления, закрепления и употребления грамматических явлений в речи. Коммуникативный метод обычно используется на заключительном этапе употребления, тогда как первые два этапа наполненытренировочными или условно-коммуникативными упражнениями. С нашей точки зрения, реализациякоммуникативного метода возможна на каждом этапе работы над грамматическими явлениями английского языка. Так, на этапе ознакомления при семантизации грамматических явлений необходимо использовать контекстный подход и вводить новые грамматические явления исключительно в связанныхконтекстах. В разработанном комплексе упражненийPresentPerfect и PresentPerfectContinuous вводятся в контексте фрагмента аутентичного художественного произведения и отрывков из англоязычных кинофильмов. Такой подход, с нашей точки зрения, позволяетмаксимально использовать дидактический потенциал коммуникативного метода при развитииграмматическихнавыков. На этапе закрепления грамматических явлений коммуникативный метод можно реализовать за счет особых формулировок заданий, которые имеют личностную ориентацию, касаются личной и учебной жизни школьников, затрагивают глобальные или интересующие подростков проблемы. Такой подход реализуется в разработанном комплексеупражнений за счет работы в парах над составлением wishlist, прослушивания англоязычных песен, описания любимых блюд, просмотра анимации и онлайн-игр.На этапе употребления, несомненно, вводится коммуникативный метод, чтобы дать возможность учащимся использовать изученные грамматические явления в устной и письменной речи, а также при восприятии иноязычной речи на слух. В разработанном комплексеупражнений на данном этапе выделяется составление истории и ее размещение в чате класса, описание процесса готовки блюда в устной речи по заданному образцу, а также просмотр фрагментов из кинофильмов по командам. 2. Схематичное и самостоятельное изучение теории. Изучение грамматических правил требует введения теоретических блоков, что часто реализуется в УМК по английскому языку. С нашей точки зрения, при использованиикоммуникативного метода необходимо предоставлять теорию в схематичном виде, используя инфографику: таблицы, схемы, плакаты, чтобы учащиеся могли употреблятьграмматические конструкции в речи по предложенным схемам. Простое чтение правил образования видовременных форм глагола или изучения других грамматическихявлений не будет эффективным в рамках коммуникативного метода. Более того, при изучении значения грамматических явлений можно использовать стремление подростков к самостоятельности. В этом случае им следует предлагать самостоятельно понять специфику использования грамматического явления в определенном контексте. 3. Аутентичность и современность используемых ресурсов. Используемые материалы для развития грамматических навыков имеют важное значение на уроках английского языка. Наибольший стимул к использованию изучаемых грамматическихявлений в речи учащихся, с нашей точки зрения, предоставляют аутентичные и современные ресурсы: художественные произведения, фрагменты кинофильмов, видеоуроки, песни, мультфильмы. Аутентичные материалы обычно широко известны, что вызывает интерес у учащихся. Они более интересны при изучениииностранного языка и дают стимул к обсуждению материалов. Более того, аутентичность отбираемых материалов обучения грамматике позволяет увидеть использование «живой» речи носителей английского языка, упростить понимание речи за счет наблюдения за невербальными элементами коммуникации. Во многих аутентичных произведениях поднимаютсяглобальные проблемы, интересующиеподростков: любовь, дружба, социальные отношения людей, помощьближним. Данные проблемы вызывают интерес и мотивируют на обсуждение в классе. 4. Включение соревновательного элемента. Учащиеся в средней школе стремятся побеждать, показывать собственные успехи, быть лидерами. В связи с этим введение соревновательного элемента позволяет сделать процесс развития грамматических навыков при реализации коммуникативного метода более эффективным. Использование игровыхтехнологий снимает психологические барьеры учащихся, снижает собственно языковыебарьеры, исходя из желания победить, принять активное участие в игре. Даже самыезастенчивые учащиеся или учащиеся со слабыми знаниями с удовольствием принимают участие в коммуникативных играх. Наибольший эффект, конечно, имеют онлайн-игры, которые обычно являются для подростков средством проведения досуга. Их использование науроках позволяет повысить интерес к уроку. 5. Использование ИКТ.В рамках коммуникативного метода особое значение имеют интернет-технологии. Учащиеся-представители поколенияZживут в виртуальном мире, постоянно используют гаджеты, что можно применить и на уроке английского языка. Например, письменную коммуникацию с использованием изучаемых грамматических явлений можно перенести в социальные сети и чаты. 6. Личностная направленность заданий.Учащиеся получают стимул к общению с использованием изучаемых грамматическихявлений в тех случаях, когда предложенная речевая ситуация тесна связана с их личностью. Большой потенциал имеют упражнения, в которых требуется поделиться собственным опытом. При личной коммуникации необходимо использовать изучаемые грамматические явления в формулировках заданий и вопросах. Это дает дополнительный стимул рассказывать о собственном опыте с использованием требуемого грамматического материала. 7. Чередование индивидуальной работы, работы в парах, микрогруппах, командах и всем классом. При реализации коммуникативного метода особое внимание следует уделять чередованию разных форм взаимодействия учащихся. Индивидуальную работу, с нашейточки зрения, необходимо сводить к минимуму. Лучше всего использовать парную или групповую работу на уроке, поскольку этот тип взаимодействия учащихся и учителя снимает языковыебарьеры, раскрепощает учащихся, дает стимул к высказыванию собственной точки зрения. Большой потенциалпоказывает работа в командах или всем классом. Перед тем как дать ответ, учащимся нужно обсудить вопрос, указать на ошибки других учащихся, что становится мотивацией к использованию грамматических элементов в собственной речи. 8. Использование само- и взаимоконтроля.Помимо традиционного контроля со стороны учителя, при реализации коммуникативного метода большой потенциал показывают виды само- и взаимоконтроля. При проверке друг друга учащиеся «примеряют» на себя роль учителя, что позволяет им глубже понять грамматическую тему.Выводы по 2 главеПроведенная опытно-практическая работа по реализации коммуникативного метода при развитии иноязычных грамматических навыков в средней школе у учащихся 8 класса, позволила сделать следующие выводы: 1. Анализ УМК «Spotlight» для 8 класса показал большое внимание к развитию грамматических навыков за счет включения в состав каждого модуля раздела «GrammarinUse», посвященного изучению и тренировке использования грамматических явлений, соответствующих программе обучения на среднем этапе. В содержание грамматических навыков в УМК входят видовременные формы глаголов английского языка, отрицательные местоимения, различные конструкции, артикли, указатели множества, ComplexObject, пассивный залог, инфинитив и герундий, косвенная речь, модальные глаголы и условное наклонение. Обучение данному содержанию грамматических навыков проводится за счеттренировочных, условно-коммуникативных и собственно коммуникативных упражнений. Тренировочные предложения доминируют в УМК (73,8%) несмотря на то, что они не отвечают требованиям коммуникативного полхода и включают в себя упражнения на раскрытие скобок, поиск информации в тексте, соотнесение, заполнение пропусков, составление и завершение предложений, верные / неверные ответы и т.п. На втором месте по частотности использования находятся условно-коммуникативные упражнения (16,7%), которые позволяют осуществлять тренировку грамматического материала в учебной или условной коммуникации, имитирующей естественную коммуникацию. Собственно коммуникативные упражнения используются крайне редко (9,5%). Они затрагивают личностную сферу учащихся. При этом в разных модулях соотношение данных видов упражнений различно. Среди наиболее интересных отдельных методов развития грамматических навыков в УМК «Spotlight» выделены частая семантизацияграмматических явлений в контексте, включение теоретических блоков информации или самостоятельногообъяснения учащихся, введение соревновательного компонента, личностнаянаправленностьзаданий, включение дидактического потенциала наглядности, связь с родным языком, введение индивидуальной и парной работы учащихся, отсутствие ИКТ. 2. Комплекс упражнений, разработанный и описанный в данной главе, имел своей целью развитие грамматических навыков уучащихся 8 класса посредством реализации коммуникативного метода. Содержание грамматического навыка в комплексе упражнений представлено видовременными формами PresentPerfect и PresentPerfectContinuous. Коммуникативный метод проявляется на всех трех этапах развития грамматических навыков. Наэтапе ознакомления проводится семантизация грамматического явления за счет просмотра видеоурока и выполнения по нему теста, самостоятельного пояснения различий в значениях грамматического явления, проведения вводной дискуссии по аутентичному художественному произведению, чтения фрагмента этого произведения с поиском нужных грамматических элементов и их обсуждением, работы с короткими отрывками из разных кинофильмов. На этапе закрепления происходит тренировка употребления видовременных форм за счет составления в парах wishlist, командногопрослушивания песен и выписыванияграмматических явлений, загадывания любимогоблюда, выполнениякоммуникативных заданий в анимированномвидеоролике с включением технологии стоп-кадра, онлайн-игры«Случайное колесо», направленной на говорение. На этапе употребления происходит интенсификация процесса развития грамматических навыков за счет креативных коммуникативных заданий: сочинить и разместить историю в чате класса, обсудив ее в комментариях, рассказать об опыте приготовления пищи, выполнить задания по фрагментам из кинофильмов и анимации и в ходе аудирования.3 Апробация разработанного комплекса упражнений проходила в виде педагогического эксперимента, проведенного в три этапа. На подготовительном этапе был выявлен начальный уровень сформированности грамматических навыков у учащихся 8 класса за счет оценивания выполненного интерактивного теста по пройденной ранее теме (видовременные формы глаголов английского языка). Оценивание данного этапа показало преимущественно низкий (50,05%) и средний (42,9%) уровень сформированности у учащихся 8 класса грамматических навыков. Высокий уровень показало только 7,1% учащихся. На основном этапе эксперимента учащимся был предложен на выполнение разработанныйкомплексупражнений. Наблюдение за ихдеятельностью на уроках показало повышенный интерес уроку, доброжелательностьпри работе в команде, заинтересованность в победе, снижение языковых барьеров. На заключительном этапе было проведено итоговое тестирование учащихся, которое показало значительную динамику в сформированности грамматических навыков у учащихся 8 класса: доминирующий средний уровень (64,3%), частотный высокийуровень (21,4%) и редкий низкий уровень (14,3%). 4. Исходя из эффективности разработанного комплекса упражнений, нами разработаны методические рекомендации для учителей по использованиюкоммуникативного метода в ходе развития грамматических навыков в средней школе, а именно: 1) реализация коммуникативного метода на каждом этапе развития грамматических навыков (семантизация в связанных контекстах, закрепление за счет личностной ориентации формулировок заданий, употребление за счет коммуникативных заданий,использования изученных явления в устной и письменной речи, в аудировании); 2) схематичное и самостоятельное изучение теории (введение инфографики, контекстов); 3) аутентичность и современность используемых ресурсов (художественные произведения, фрагменты кинофильмов, видеоуроки, песни, мультфильмы); 4) включение соревновательного элемента (игровые технологии); 5) использование ИКТ; 6) личностная направленность заданий; 7) чередование индивидуальной работы, работы в парах, микрогруппах, командах и всем классом; 8) использование само- и взаимоконтроля.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в результате выполненного исследования гипотеза о том, чторазвитие грамматических навыков на уроках английского языка в средней школе будет максимально эффективным, если в процессе обучения реализовать коммуникативный метод, перенести все его преимущества на обучение грамматике и нивелировать его недостатки, при этом учитывая психолого-педагогическую характеристику учащихся среднего этапа, доказана.Цель исследовательской работы достигнута: былавыявлена специфика реализации коммуникативного метода при развитии грамматических навыков и разработан и апробирован комплекс упражнений по развитию грамматических навыков учащихся средней школы при реализации коммуникативного метода. В ходе исследования мы получили следующие результаты:1. Уточнено понятие «грамматический навык» и структура грамматического навыка.2. Рассмотрен коммуникативный метод как способ развития грамматических навыков.3. Выявлены и описаны преимущества, недостатки и особенности реализации коммуникативного метода на уроках английского языка в средней школе.4. Охарактеризованы психолого-педагогические особенности учащихся средних классов.5. Проведен анализ УМК «Spotlight» на предмет методов развития грамматических навыков у учащихся 8 класса.6. Разработан и апробирован комплекс упражнений по развитию грамматических навыков у учащихся 8 класса посредством реализации коммуникативного метода.7. Разработаны методические рекомендациидля учителей по использованию коммуникативного метода в ходе развития грамматических навыков в средней школе.В процессе проведенного исследования сделан вывод о большой значимости развития грамматических навыков в современной средней школе. Грамматический навык определен в работе как способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задачей, и оформить ее соответственно нормам изучаемого языка. В структуру грамматического навыка включаютсяморфологические, синтаксические, графические, орфографические навыки, которые также подразделяются на продуктивные и рецептивные навыки. Одним из способов развитияграмматических навыков, который, однако, редко используется на практике, является коммуникативный метод, который придерживается цели формирования коммуникативной компетенции, предполагает речевую направленность урока и введение практической деятельности на уроке. Главными особенностями коммуникативного метода являются одновременное развитие всех четырех видов речевой деятельности, предоставление грамматических правил в контексте, сведение к минимуму использования родного языка, уделение внимания и точности, и беглости речи. Главными преимуществами использования коммуникативного метода на уроках английского языка являются его нестандартностьдля обучения грамматике, частая игровая природа таких заданий, большое разнообразие видов коммуникативных заданий, возможность преодоления языкового барьера, погружение в культуру изучаемого языка. Из возможных недостатков, которые необходимо нивелировать в процессе обучения, выделяются недостаточное внимание развитиюграмматических навыков, возможность ошибок в использовании грамматических явлений и их закрепление в памяти учащихся, затруднение в ситуативном использованииграмматических явлений, нежелание тратить время на подготовку к коммуникативному уроку, сложность в мотивации, поверхностность обучения и сложность адаптации учащихся к урокам без языка-посредника. При реализации коммуникативного метода на урокаханглийского языка в средней школе необходимо использовать самые разнообразные типы заданий, позволяющие решать практическую задачу, вводитьпоэтапную работу над грамматическими явлениями на уроке, создавать речевуюнаправленность, использоватьпреимущественно коммуникативные упражнения, включать игровые ситуации, творческихзадания. Немаловажным фактором успешности коммуникативного метода при развитииграмматических навыков является учет психолого-педагогических особенностей учащихся средних классов. Наибольшее значение имеют потребность в общении, стремление к самостоятельности, избирательные познавательные интересы, логическое и критическое, но мозаичное мышление, устойчивое внимание, повышенная мотивация, низкая концентрация внимания и память, низкаясформированность коммуникативных навыков, необходимость опор ирегулярных повторений, усиление самоконтроля, потребность в творческом подходе к обучению языку. Проведенный анализ УМК «Spotlight» показал следующие его преимущества в области изучения грамматики: значительное внимание на развитие грамматических навыков за счет включения в каждой модуль особого грамматического раздела, наличие условно-коммуникативных и собственно коммуникативных упражнений в структуре УМК, разнообразное содержание грамматического навыка, частая семантизация грамматических явлений в контексте, самостоятельность в понимании особенностей использования грамматическихконструкций, введение соревновательного компонента в урок английского языка, некоторое присутствие личностной направленности, активнаянаглядность, включение, помимо индивидуальной работы, парной работы. Из недостатков можно выделить преимущественное положение тренировочных упражнений в грамматическом разделе каждого модуля УМК (73,8%), излишняя теоретическая информация о грамматических явлениях, неиспользование ИКТ в силу возрастных особенностей учащихся, отсутствие поэтапной работы с грамматическими явлениями.Комплекс упражнений, разработанный и апробированный в данном исследовании, был направлен на развитие грамматических навыков у учащихся 8 класса посредством реализации коммуникативного метода. В комплексеупражнений используется главенствующийкоммутативный метод обучения, применяется поэтапное введение грамматических конструкций. На этапе ознакомления происходитсемантизацияграмматического явления, часто в контексте при самостоятельном поиске явлений учащимися. На этапе закрепления тренируется употреблениеграмматических явлений в парах, группах и командах. На этапе употребления вводятся креативные задания на использование грамматических явлений в речи. Педагогический эксперимент был проведен в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Сравнение результатов грамматического теста, проведенного как на подготовительном, так и на заключительном этапе, позволило сделать вывод о большой эффективности разработанного комплекса упражнений, поскольку на подготовительном этапе большинство учащихся показало средний и низкий уровеньсформированностиграмматических навыков, тогда как на заключительном этапе после прохождения курса обучения было выявленоповышениеколичества учащихся среднего ивысокого уровня сформированности грамматических навыков, а также уменьшениеколичества учащихся низкого уровня сформированности грамматических навыков.На основе разработанного комплексаупражнений и его апробации в данной работе разработаны методические рекомендации для учителей поиспользованию коммуникативного метода в ходе развития грамматических навыков в средней школе. Во-первых, необходимо реализовать коммуникативный метод на каждом этапе развитияграмматических навыков. Во-вторых, требуется схематичное и самостоятельное изучение теории. В-третьих, большой потенциал имеют аутентичные и современные образовательные ресурсы. В-четвертых, необходимо включать соревновательный элемент. В-пятых, важно использовать ИКТ. В-шестых, нужно соблюдать личностную направленность каждого задания. В-седьмых, большое значение имеет чередование индивидуальной работы, работы в парах, группах, командах и всем классом. В-восьмых, необходима интеграция само- и взаимоконтроля.Отметим также дифференцированное применение коммуникативного метода в процессе обучения учащихся грамматике английского языка, исходя из специфики грамматических навыков, для развития которых коммуникативный метод в чистом виде невозможен.Таим образом, можно сдать вывод о достижении цели исследования, которая заключалась в выявлении специфики реализации коммуникативного метода при развитии грамматических навыков и разработке и апробации комплексаупражнений по развитию грамматических навыков учащихся среднейшколы при реализации коммуникативного метода.В итоге, данное исследование – перспективно. Его результаты позволяют понять, каким образом можно обучать грамматике учащихся в рамках коммуникативного метода, тем самым увеличив эффективность уроков английского языка. Результаты исследования могут быть полезны для создания методических и учебных пособий при обучении грамматике английского языка в общеобразовательных школах в средних классах, а также использоваться в практической деятельности учителей. Разработанные методические рекомендации по специфике реализации коммуникативного метода с целью повышения эффективности развития грамматических навыков у учащихся в средней школе могут быть полезны для молодых, начинающих учителей. Разработанный комплекс упражнений может стать моделью для разработки коммуникативной методики обучения грамматике на разных этапах изучения английского языка. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАзимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.Английский язык: 8-й класс: учебник / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. – 14-е изд., перераб. – М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2023. – 153 с.Бадмаева, Б.Б. Возрастные особенности современных школьников 10-12 лет / Б.Б. Бадмаева // Образование и наука. – 2012. – № 7. – С. 45-53.Банарцева, А.В. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку / А.В. Банарцева // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2017. – № 1 (33). – С. 22-29.Безукладников, К.Э. Обучение английской грамматике в автономном режиме / К.Э. Безукладников, Б.А, Крузе, С.В. Мерзляков // Язык и культура. – 2019. – № 45. – С. 142-160.Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: опыт системно-структурного описания / И.Л. Бим. – М.: Русский язык, 1977. – 288 с.Буковский, С.Л. Креативное обучение грамматическим средствам общения английского языка в неязыковом вузе / Буковский С.Л., Литвинов А.В. // Проблемы современного образования. – 2020. – № 1. – С. 242-249.Волков, Б.С. Психология подросткового возраста / Б.С. Волков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2018. – 266 с.Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.Герасимова, К.Ю. Коммуникативный подход к обучению практической грамматике иностранного языка / К.Ю. Герасимова // Colloquium-journal. – 2019. – № 26 (50). – С. 80-81.Гореликов, М.И. Психолого-педагогический портрет современного подростка / М.И. Гореликов // Московский педагогический журнал. – 2018. – № 4. – С. 29-38.Девдариани, Н.В. Коммуникативный подход в формировании грамматических навыков при обучении иностранному языку / Н.В. Девдариани // Региональный вестник. – 2020. – № 10 (49). – С. 51-53.Докторевич, В.А. Коммуникативные методы обучения грамматике английского языка студентов профессионального образования / В.А. Докторевич, М. Гхашим // Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. – 2022. – № 15. – С. 178-186.Захарова, Е.А. Коммуникативное обучение иностранному языку и его практическая значимость / Е.А. Захарова // Молодой ученый. – 2016. – №5. – С. 676-679. Зацепина, Е.А. Методика интенсификации обучения коммуникативной грамматике английского языка в неязыковом вузе / Е.А. Зацепина, Р.Г. Белянский, И.А. Киреева // Концепт. – 2020. – № 1. – С. 25-38. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Издание второе, дополненное, исправленное и переработанное. – М.: Логос, 2005. – 384 с.Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.Ильина, О.Н. Формирование грамматических навыков на уроках английского языка / Ильина О.Н., Жильцова И.В. // Человек, экономика, социум: актуальные научные исследования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – Белгород, 2020. – С. 12-15.Кондратенко, Е.В. Модель формирования продуктивных грамматических навыков в процессе изучения английского языка / Е.В. Кондратенко, Т.И. Чернова // Вестник Марийского государственного университета. – 2021. – Т. 15. – № 1 (41). – С. 29-36.Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 464 с.Миньяр-Белоручев, Р.К. Примитивная» грамматика для изучающих иностранный язык / Р.К. Миньяр-Белоручев // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 4. – С. 27-29.Миролюбов, А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / А.А. Миролюбов. – Обнинск: Титул, 2010. – 464 с.Морозова, Е.В. История и применение коммуникативного метода обучения иностранному языку / Е.В. Морозова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 10-2. – С. 153-158.Мошкова, Е.И. Психологические особенности учащихся и трудности обучения иностранному языку / Е.И. Мошкова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2016. – Т. 4. – № 6. – С. 1-8.Нестерова, С.В. К проблеме обучения коммуникативной грамматике иностранного языка в вузе / С.В. Нестерова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. – 2016. – № 2. – С. 128-138.Никитенко, З.Н. Научный подход к проектированию технологии обучения иностранным языкам в начальной школе / Никитенко З.Н. // Иностранные языки в школе. – 2019. – № 1. – С. 2-12.Отрывкиизфильмов. Present Perfect Continuous. Практика // YouTube. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=A4vyDDwQS8w. – Дата доступа: 09.02.2024.Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному языку / Е.И. Пассов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 218 с.Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. – М., Ростов-н/Д: Феникс; М.: Глосса-пресс, 2010. – 223 с.Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». – 2021. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/. – Дата доступа: 06.02.2024.Примерная рабочая программа основного общего образования. Английский язык (для 5-9 классов образовательных организаций). – М., 2021. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/6897ed6441a220ff20a73833d4395afa.pdf. – Дата доступа: 07.02.2024.Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 528 с.Рогачева, Ю.В. Коммуникативная методика преподавания английского языка: преимущества и недостатки / Ю.В. Рогачева // Лингвистика, переводоведение и методика обучения иностранным языка: актуальные проблемы и перспективы: сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Орел, 2019. – С. 639-646.Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.Саутиева, З.А. Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5-9 классов / З.А. Саутиева, Л.С. Верещагина, М.А. Карпикова // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. – Ч. 3. – 2017. – С. 194-196.Соболева, Е.А. Формирование грамматических навыков школьников в процессе обучения английскому языку / Е.А. Соболева, Г.Н. Папоян // Наука и образование сегодня. – 2019. – № 1 (36). – С. 76-78.Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2018. – 239 с.Солонцова, Л.П. Современная методика обучения иностранным языкам (общие вопросы, базовый курс) / Л.П. Солонцова. – Алматы: Эверо, 2015. – 373 с.Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 544 с.Телегина, О.В. Обучение грамматике иностранного языка в рамках коммуникативного подхода / О.В. Телегина, Н.В. Ваганова, М.В. Архипова // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 79-4. – С. 227-229.Фетисова, Т.А. Психологические особенности нравственного развития современных подростков / Т.А. Фетисова, Е.А. Сорокоумова // Вестник культурологии. – 2010. – № 2. – С. 205-207.Филатов, В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / В.М. Филатов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 416 с.Флеров, О.В. Дидактические особенности и трудности коммуникативного обучения грамматике на занятиях по иностранному языку / О.В. Флеров // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 11. – С. 86-88.Фроловичева, В.Д. Уровень развития интеллектуальных способностей младших подростков в условиях обучения иностранному языку / В.Д. Фроловичева, О.В. Еремкина // Наука и образование XXI века: Материалы IX-ймежжународнойнаучно-практичекой конференции. – Т. 1 / Под ред. А.Г. Ширяева, А.Д. Кувшинковой. – Рязань, 2015. – С. 174-175.Халикова, Л.У. Роль коммуникативной методики в обучении английскому языку / Л.У. Халикова // Вестник науки и образования. – 2021. – № 15-1 (118). – С. 30-33.Щукин, А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном / Щукин А. Н. – М.: Русский язык. Курсы, 2012. – 784 с.Юсупова, Т.Г. Роль социально-личностных качеств младших подростков при обучении иностранному языку в средней школе / Т.Г. Юсупова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 12-3 (114). – С. 145-147.BBCGoodFood // BBC. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bbcgoodfood.com/recipes/collection/easy-recipes. – Дата доступа: 11.02.2024.Brumfit, Ch. Communicative Methodology in Language Teaching. The roles of fluency and accuracy / Ch. Brumfit. – Cambridge University Press, 1992. – 166 pFootballTenses // Wordwall. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wordwall.net/ru/resource/23918756/present-continuous/football-tenses. – Дата доступа: 13.02.2024.Harmer, J. The Practice of English Language Teaching / J. Harmer. – 3d edition. – Longman ELT, 2001. – 386 р.Inspiring Animated Short - Present Perfect and Present Perfect Continuous // iSLCOLLECTIVE. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://en.islcollective.com/english-esl-video-lessons/grammar-practice/general-grammar-practice/present-perfect-continuous-progressive-tense/inspiring-animated-short-present-perfect-and-present-perfect-continuous/355382. – Дата доступа: 09.02.2024.Moyes, J. Me Before You / J. Moyes. – Penguin, 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.booksfree.org/wp-content/uploads/2022/02/me-before-you-by-jojo-moyes.pdf. – Дата доступа: 09.02.2024.Present Perfect or Present Perfect Continuous? – Difference & Quiz -English Grammar lesson // YouTube. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=11MszETEHW0. – Дата доступа: 09.02.2024.Present Perfect or Present Perfect Continuous Quiz // iSLCOLLECTIVE. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://en.islcollective.com/english-esl-video-lessons/grammar-practice/general-grammar-practice/present-perfect-continuous-progressive-tense/present-perfect-or-present-perfect-continuous-quiz/521136. – Дата доступа: 11.02.2024.Present perfect simple and present perfect continuous - Ex 1 (test-english.com) // WordWall. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wordwall.net/ru/resource/36911327/angielski/present-perfect-simple-and-present-perfect. – Дата доступа: 13.02.2024.Unit 4 Present Perfect vs Past Simple Speaking // WordWall. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wordwall.net/ru/resource/27826777/past-simple/eo3-unit-4-present-perfect-vs-past-simple-speaking. – Дата доступа: 11.02.2024.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Английский язык: 8-й класс: учебник / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. – 14-е изд., перераб. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2023. – 153 с.
3. Бадмаева, Б.Б. Возрастные особенности современных школьников 10-12 лет / Б.Б. Бадмаева // Образование и наука. – 2012. – № 7. – С. 45-53.
4. Банарцева, А.В. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку / А.В. Банарцева // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2017. – № 1 (33). – С. 22-29.
5. Безукладников, К.Э. Обучение английской грамматике в автономном режиме / К.Э. Безукладников, Б.А, Крузе, С.В. Мерзляков // Язык и культура. – 2019. – № 45. – С. 142-160.
6. Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: опыт системно-структурного описания / И.Л. Бим. – М.: Русский язык, 1977. – 288 с.
7. Буковский, С.Л. Креативное обучение грамматическим средствам общения английского языка в неязыковом вузе / Буковский С.Л., Литвинов А.В. // Проблемы современного образования. – 2020. – № 1. – С. 242-249.
8. Волков, Б.С. Психология подросткового возраста / Б.С. Волков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2018. – 266 с.
9. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
10. Герасимова, К.Ю. Коммуникативный подход к обучению практической грамматике иностранного языка / К.Ю. Герасимова // Colloquium-journal. – 2019. – № 26 (50). – С. 80-81.
11. Гореликов, М.И. Психолого-педагогический портрет современного подростка / М.И. Гореликов // Московский педагогический журнал. – 2018. – № 4. – С. 29-38.
12. Девдариани, Н.В. Коммуникативный подход в формировании грамматических навыков при обучении иностранному языку / Н.В. Девдариани // Региональный вестник. – 2020. – № 10 (49). – С. 51-53.
13. Докторевич, В.А. Коммуникативные методы обучения грамматике английского языка студентов профессионального образования / В.А. Докторевич, М. Гхашим // Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. – 2022. – № 15. – С. 178-186.
14. Захарова, Е.А. Коммуникативное обучение иностранному языку и его практическая значимость / Е.А. Захарова // Молодой ученый. – 2016. – №5. – С. 676-679.
15. Зацепина, Е.А. Методика интенсификации обучения коммуникативной грамматике английского языка в неязыковом вузе / Е.А. Зацепина, Р.Г. Белянский, И.А. Киреева // Концепт. – 2020. – № 1. – С. 25-38.
16. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Издание второе, дополненное, исправленное и переработанное. – М.: Логос, 2005. – 384 с.
17. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
18. Ильина, О.Н. Формирование грамматических навыков на уроках английского языка / Ильина О.Н., Жильцова И.В. // Человек, экономика, социум: актуальные научные исследования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – Белгород, 2020. – С. 12-15.
19. Кондратенко, Е.В. Модель формирования продуктивных грамматических навыков в процессе изучения английского языка / Е.В. Кондратенко, Т.И. Чернова // Вестник Марийского государственного университета. – 2021. – Т. 15. – № 1 (41). – С. 29-36.
20. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 464 с.
21. Миньяр-Белоручев, Р.К. Примитивная» грамматика для изучающих иностранный язык / Р.К. Миньяр-Белоручев // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 4. – С. 27-29.
22. Миролюбов, А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / А.А. Миролюбов. – Обнинск: Титул, 2010. – 464 с.
23. Морозова, Е.В. История и применение коммуникативного метода обучения иностранному языку / Е.В. Морозова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 10-2. – С. 153-158.
24. Мошкова, Е.И. Психологические особенности учащихся и трудности обучения иностранному языку / Е.И. Мошкова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2016. – Т. 4. – № 6. – С. 1-8.
25. Нестерова, С.В. К проблеме обучения коммуникативной грамматике иностранного языка в вузе / С.В. Нестерова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. – 2016. – № 2. – С. 128-138.
26. Никитенко, З.Н. Научный подход к проектированию технологии обучения иностранным языкам в начальной школе / Никитенко З.Н. // Иностранные языки в школе. – 2019. – № 1. – С. 2-12.
27. Отрывки из фильмов. Present Perfect Continuous. Практика // YouTube. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=A4vyDDwQS8w. – Дата доступа: 09.02.2024.
28. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному языку / Е.И. Пассов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 218 с.
29. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. – М., Ростов-н/Д: Феникс; М.: Глосса-пресс, 2010. – 223 с.
30. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». – 2021. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/. – Дата доступа: 06.02.2024.
31. Примерная рабочая программа основного общего образования. Английский язык (для 5-9 классов образовательных организаций). – М., 2021. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/6897ed6441a220ff20a73833d4395afa.pdf. – Дата доступа: 07.02.2024.
32. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 528 с.
33. Рогачева, Ю.В. Коммуникативная методика преподавания английского языка: преимущества и недостатки / Ю.В. Рогачева // Лингвистика, переводоведение и методика обучения иностранным языка: актуальные проблемы и перспективы: сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Орел, 2019. – С. 639-646.
34. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
35. Саутиева, З.А. Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5-9 классов / З.А. Саутиева, Л.С. Верещагина, М.А. Карпикова // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. – Ч. 3. – 2017. – С. 194-196.
36. Соболева, Е.А. Формирование грамматических навыков школьников в процессе обучения английскому языку / Е.А. Соболева, Г.Н. Папоян // Наука и образование сегодня. – 2019. – № 1 (36). – С. 76-78.
37. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2018. – 239 с.
38. Солонцова, Л.П. Современная методика обучения иностранным языкам (общие вопросы, базовый курс) / Л.П. Солонцова. – Алматы: Эверо, 2015. – 373 с.
39. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 544 с.
40. Телегина, О.В. Обучение грамматике иностранного языка в рамках коммуникативного подхода / О.В. Телегина, Н.В. Ваганова, М.В. Архипова // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 79-4. – С. 227-229.
41. Фетисова, Т.А. Психологические особенности нравственного развития современных подростков / Т.А. Фетисова, Е.А. Сорокоумова // Вестник культурологии. – 2010. – № 2. – С. 205-207.
42. Филатов, В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / В.М. Филатов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 416 с.
43. Флеров, О.В. Дидактические особенности и трудности коммуникативного обучения грамматике на занятиях по иностранному языку / О.В. Флеров // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 11. – С. 86-88.
44. Фроловичева, В.Д. Уровень развития интеллектуальных способностей младших подростков в условиях обучения иностранному языку / В.Д. Фроловичева, О.В. Еремкина // Наука и образование XXI века: Материалы IX-й межжународной научно-практичекой конференции. – Т. 1 / Под ред. А.Г. Ширяева, А.Д. Кувшинковой. – Рязань, 2015. – С. 174-175.
45. Халикова, Л.У. Роль коммуникативной методики в обучении английскому языку / Л.У. Халикова // Вестник науки и образования. – 2021. – № 15-1 (118). – С. 30-33.
46. Щукин, А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном / Щукин А. Н. – М.: Русский язык. Курсы, 2012. – 784 с.
47. Юсупова, Т.Г. Роль социально-личностных качеств младших подростков при обучении иностранному языку в средней школе / Т.Г. Юсупова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 12-3 (114). – С. 145-147.
48. BBC Good Food // BBC. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bbcgoodfood.com/recipes/collection/easy-recipes. – Дата доступа: 11.02.2024.
49. Brumfit, Ch. Communicative Methodology in Language Teaching. The roles of fluency and accuracy / Ch. Brumfit. – Cambridge University Press, 1992. – 166 p
50. Football Tenses // Wordwall. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wordwall.net/ru/resource/23918756/present-continuous/football-tenses. – Дата доступа: 13.02.2024.
51. Harmer, J. The Practice of English Language Teaching / J. Harmer. – 3d edition. – Longman ELT, 2001. – 386 р.
52. Inspiring Animated Short - Present Perfect and Present Perfect Continuous // iSLCOLLECTIVE. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://en.islcollective.com/english-esl-video-lessons/grammar-practice/general-grammar-practice/present-perfect-continuous-progressive-tense/inspiring-animated-short-present-perfect-and-present-perfect-continuous/355382. – Дата доступа: 09.02.2024.
53. Moyes, J. Me Before You / J. Moyes. – Penguin, 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.booksfree.org/wp-content/uploads/2022/02/me-before-you-by-jojo-moyes.pdf. – Дата доступа: 09.02.2024.
54. Present Perfect or Present Perfect Continuous? – Difference & Quiz -English Grammar lesson // YouTube. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=11MszETEHW0. – Дата доступа: 09.02.2024.
55. Present Perfect or Present Perfect Continuous Quiz // iSLCOLLECTIVE. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://en.islcollective.com/english-esl-video-lessons/grammar-practice/general-grammar-practice/present-perfect-continuous-progressive-tense/present-perfect-or-present-perfect-continuous-quiz/521136. – Дата доступа: 11.02.2024.
56. Present perfect simple and present perfect continuous - Ex 1 (test-english.com) // WordWall. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wordwall.net/ru/resource/36911327/angielski/present-perfect-simple-and-present-perfect. – Дата доступа: 13.02.2024.
57. Unit 4 Present Perfect vs Past Simple Speaking // WordWall. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wordwall.net/ru/resource/27826777/past-simple/eo3-unit-4-present-perfect-vs-past-simple-speaking. – Дата доступа: 11.02.2024.