Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и направления её совершенствования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коммерция
  • 38 38 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 16.03.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Основные аспекты коммерческой деятельности розничного торгового предприятия 5
1.2 Направления совершенствования коммерческой деятельности розничного торгового предприятия 9
2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СМАЙЛ» 14
2.1Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Смайл» 14
2.2 Анализ маркетинговой среды ООО «Смайл» 16
2.3 Оценка эффективности коммерческой деятельности ООО «Смайл» 20
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СМАЙЛ» 24
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 32

Фрагмент для ознакомления

компания.Также в ходе анализа через матрицу Бостонской консалтинговой группы выявила дисбаланс в ассортименте реализуемой продукции – например, в группе «собаки» оказались такие позиции, как подсолнечное масло и горчица. Ассортимент продукции, реализуемой в магазине ООО «Смайл», включает в себя такие группы товаров, как майонез, подсолнечное масло, горчица, маргарин и соусы.Рекомендуется дополнить ассортимент такой группой товаров, как кетчуп и томатная паста (удельный вес данной группы товаров должен быть не менее 10%) и, исходя из этого, снизить количество отказов из-за ее отсутствия в ассортимент реализуемой продукции. По продуктам, входящим в группу «собаки», решено не удалять их из ассортимента (поскольку горчицу чаще всего приобретают с майонезом и соусом, а также с подсолнечным маслом, при достаточно высоком уровне качества и определенных маркетинговых усилиях, может находиться на лидирующей позиции в рейтинге продаж).Инвестировать в реализацию рекомендации не планируется, поскольку все затраты постоянны. Предлагаемая рекомендация позволит увеличить оборот розничной торговли на 1,49%; прибыль – 34,63 тыс. руб.; годовой экономический эффект от реализации данной рекомендации должен составить 46,43 тыс. руб.В результате анализа деятельности компании установлено, что уровень удовлетворенности клиентов компании за исследуемый период снизился на 0,30%, что в основном связано с увеличением количества записей в книге жалоб и предложения, а также словесные выражения недовольства со стороны клиентов, недовольных ассортиментом, а также относительно высокой ценой товаров в компании.Несмотря на то, что клиентская база за исследуемый период увеличилась на 23 человека, и в 2021 году удалось привлечь 15 покупателей, а в 2022 году только 8, абсолютное снижение на 7 покупателей. Было проведено расследование с целью установления причин отказа в приобретении товара исследуемой компании. Он сказал, что их неудачи были вызваны высокими ценами. При этом клиенты готовы приобретать продукцию ООО «Смайл», если компания разработает и предоставит систему скидок.В соответствии с данной рекомендацией предлагается ввести в деятельность компании следующую акцию: 10 числа каждого месяца предоставлять скидку 10%. В результате прирост оборота составит: 7,12*0,150 тыс. руб. =12,60 тыс. руб.Предлагаемая рекомендация позволит увеличить оборот розничной торговли на 0,10%; прибыль – 1,28 тыс. руб.; годовой экономический эффект от реализации данной рекомендации должен составить 2,01 тыс. руб. Инвестиций на реализацию рекомендации не предполагается, поскольку все затраты текущие.Таким образом, предложенная рекомендация экономически целесообразна 6e и предлагается к реализации. В таблице 8 (приложение 6)[11] подведены итоги реализации вышеизложенных рекомендаций.Анализ данных таблицы выше показывает, что общий прирост оборота от реализации предложенных рекомендаций составит 561,15 тыс. руб., или 4,64%; рост прибыли – 81,31 тыс. руб.; годовой экономический эффект составит 116,78 тыс. руб.На основании анализа данных таблицы 9(приложение 7)[11]можно сделать вывод, что предложенные рекомендации повлияли на все основные показатели деловой активности ООО «Смайл».ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯИсходя из анализа коммерческой деятельности розничного торгового предприятия и его совершенствования, можно сделать следующие выводы:1. Развитие логистики и снабжения является важным фактором для повышения эффективности и конкурентоспособности предприятия.2. Оптимизация процессов поставок и управления запасами позволяет предприятию избежать нехватки или избытка товаров и снизить затраты.3. Качественная доставка товаров клиентам способствует улучшению уровня обслуживания и укреплению репутации предприятия.4. Надежные партнерские отношения с поставщиками и логистическими партнерами являются ключевыми для обеспечения эффективности логистических операций.На основе вышеизложенных выводов, предлагается следующее:1. Провести анализ и оптимизацию процессов поставок и управления запасами. Внедрить современные методы прогнозирования спроса и управления запасами.2. Установить надежные партнерские отношения с поставщиками и логистическими партнерами. Регулярно оценивать их производительность и эффективность.3. Инвестировать в современные технологии отслеживания грузов и мониторинга логистических операций. Это позволит повысить прозрачность и своевременность доставки товаров клиентам.4. Постоянно анализировать рынок и потребности клиентов, чтобы адаптировать стратегию коммерческой деятельности предприятия и удовлетворить требования потребителей.Внедрение этих предложений поможет совершенствовать коммерческую деятельность розничного торгового предприятия, повысить его эффективность и конкурентоспособность, а также улучшить уровень обслуживания клиентов.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Васильчук, Е. С. Роль розничной торговли в экономическом развитии региона / Е. С. Васильчук // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 1(19). - С. 49–54.2. Кнышбаев, А. А. Понятие и сущность предприятий розничной торговли / А. А. Кнышбаев. // Молодой ученый. - 2021. - № 25 (367). - С. 197-201. 3. Кондратьева, К. В. Особенности маркетинговой деятельности розничных торговых предприятий / К. В. Кондратьева.// - Казань : Молодой ученый, 2019. - С. 35-38. 4. Магасумова, Е. Д. Факторы и условия обеспечения экономической безопасности организации розничной торговли / Е. Д. Магасумова. // Молодой ученый. - 2020. - № 47 (337). - С. 139-141. 5. Назмутдинова Е. В. Обоснование резервов повышения эффективности функционирования предприятия торговли // Экономика и предпринимательство. 2022.- № 2–2 (67–2). - С. 1023–1026.6. Петракова, Н. И. Характеристика деятельности организаций в сфере торговли / Н. И. Петракова. // Молодой ученый. - 2020. - № 13 (199). - С. 251-257. 7. Солодилов, К. В. Социальная значимость розничных торговых сетей / К. В. Солодилов. // Молодой ученый. - 2022. - № 10 (45). - С. 166-168. 8. Шаврова, А. Г. Пути повышения эффективности деятельности объектов розничной торговли / А. Г. Шаврова. // Молодой ученый. - 2020. - № 6 (296). - С. 294-296. Электронные ресурсы9. Байзакова Д.Ф. Малый бизнес. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/malyy-biznes (дата обращения: 13.02.20224).10. Логинова Е.В. Развитие коммерческой деятельности предприятий розничной торговли. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommercheskoy (дата обращения: 13.02.20224).11. ООО «Смайл» [Электронный ресурс] - URL: https://inndex.ru/ul/ryazan/ogrn-1086229004509-a11-ooo-smayl (дата обращения: 13.02.20224).12. Семирханова О.Н. Современное развитие коммерческой деятельности в розничной торговле. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-razvitie-kommercheskoy (дата обращения: 13.02.20224).13. Соколова А.И. Коммерческая деятельность в розничной торговле. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommercheskaya-deyatelnost (дата обращения: 13.02.20224).14. Федорова М.А. Коммерческая деятельность торгового предприятия: сущность и основные направления. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommercheskaya-deyatelnost (дата обращения: 13.02.20224).15. Хапилина С.И. Коммерческая деятельность как основа функционирования торгового предприятия. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommercheskaya-deyatelnost (дата обращения: 13.02.20224).ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Рисунок 1 - Производственная структура ООО «Смайл»Таблица 1 - Основные экономические показатели производственной деятельности ООО «Смайл» за 2020-2022 гг.Показатели202020212022Изменение,%, +/-, 2022 г. к202020211. Розничный товарооборот, тыс. руб10300,0011300,0011000,00106,8097,352. Товарооборот по покупным ценам7210,007910,007716,00107,0297,353.Численность работников, чел. В т.ч. торгово- оперативных работников, в т.ч. продавцов94394384388,89100,00100,0088,89100,0100,04. Выработка / товарооборот,приходящийся на:- 1 торгового работника- 1 торгово-оперативного- 1 продавца1144,442575,003433,331255,562825,003766,671375,002750,003666,67120,15106,80106,80109,597,3597,355. Фонд оплаты труда (ФОТ)всего, тыс. руб.,в т. ч. ФОТ торгово-оперативныхработников,в т. ч. ФОТ продавцов1274,58503,20342,361292,22508,80348,691325,04524,80351,45103,96104,29102,66102,5103,1100,76. Среднегодовая ЗП, тыс. руб.:-1 торгового работника- 1 торгово-оперативного- 1 продавца141,62 125,80 114,12143,58127,20116,23165,63131,20117,15116,95104,29102,66115,3103,1100,77. Валовой доход, тыс. руб.3090,003090,003284,00106,2896,878.Уровень валового дохода, %30,0030,0029,85-0,15-0,159.Издержки обращения, тыс. руб.1977,741986,801899,2096,0395,5910.Уровень издержек обращения, %19,2017,5817,27-1,94-0,3211.Прибыль от продаж, тыс. раб.1112,261403,201384,80124,5098,6912.Рентабельность продаж, %10,8012,4212,591,790,1713.Соотношение темпов роста производит.труда и заработной платы---1,030,95Приложение 2Таблица 2 - Анализ неконтролируемых факторов маркетинговой среды предприятия ООО «Смайл»Факторы средыВажность для отраслиВлияние на предприятиеНаправление влиянияСтепень важности для предприятия1. Политико-правовые -общая политическая обстановка - развитие нормативно-правовой базы - налоговая политика страны223222+1+1+1+4+4-62. Социально-культурные - повышение уровня культуры в обществе - создание и развитие социальных институтов в стране - борьба с вредными привычками в национальном масштабе211201+1+1+1+20+13. Научно-технические - уровень развития НТП - повышение уровня автоматизации работ - необходимость внедрения нововведений в производство как способа поддержания конкурентоспособности233222+1+1+1+4+6-64. Экологические -общее состояние экологии - развитие движения «зеленых»1111-1-1-1-1Приложение 3Таблица 3 - Бланк оценки конкурентов ООО «Смайл» (А) относительно ведущих конкурентов ООО «Доминант» (В), ООО «Развитие» (С) и ООО «Южанка» (Д)Факторы (критерии) конкурентоспособностиАКонкурентыВажность критерияВзвешенная оценкаВСДАВСДТовар- качество продаваемых товаров54540,090,450,360,450,36- широта и глубина ассортимента34450,070,210,280,280,35- престижность торговых марок44450,030,120,120,120,15- качество упаковки54420,060,300,240,240,12-уровень торг.обслуживания54540,050,250,200,200,20Цена- уровень цен45330,110,440,550,330,33- гибкость ценовой политики54450,040,200,160,160,20- условия и порядок расчетов54540,060,300,240,300,24- наличие скидок33430,090,270,270,360,27Каналы товародвижения-формы торгового обслуживания45450,050,200,250,200,25- мерчендайзинг55340,090,450,450,270,36- уровень квалификации персонала44550,060,240,240,300,30- эффективность системыконтроля запасов45420,030,120,150,120,06Продвижения товара- проведение рекламных акций (дегустация, промоакции)45340,080,320,400,240,32- реклама для потребителейв средствах массовойинформации53330,090,450,270,270,27Итого656360581,004,324,183,843,78Приложение 4Таблица 4 - Расчет показателей эффективности коммерческой деятельности ООО «Смайл» относительно внутренней средыПоказатели202020212022Изменение,%, +/-, 2022 г. к202020211. Рентабельность продаж, %10,8012,4213,452,651,032. Коэффициент эффективности текущих расходов64,0041,3944,21-19,792,823. Рентабельность совокупных затрат,%69,0266,0373,364,347,334.Рентабельность всего капитала, %109,32110,33123,7514,4313,425. Эффективность прибыли, %28,8033,1135,376,572,266. Фондоотдача, коэффициент14,1015,3816,432,331,057. Фондоемкость, коэффициент0,070,070,06-0,01-0,018.Рентабельность основных фондов, %234,40231,85261,5727,1729,729.Товарооборот, приходящийся на: -1 2 м общей площади, тыс.руб./кв.м. -1 2 м торговой площади, тыс.руб./кв.м257,50294,29188,33322,86201,67345,71-55,8351,4213,3422,8510.Коэффициент оборачиваемости оборотных средств12,3213,9614,752,430,7911.Рентабельность оборот.средств, %204,88210,48234,8629,9824,3812.Производительность труда1144,441130,001210,0105,73107,013. Товарооборот, приходящийся на 1 руб. фонда оплаты труда8,088,749,161,080,4214.Прибыль, приходящаяся на одного среднесписочного работника123,58155,91180,7857,2024,7815.Прибыль, приходящаяся на 1 руб. расходов на оплату труда0,871,091,230,360,1416.Коэффициент трудоемкости, %0,00090,00090,0008-0,0001-0,000117. Уровень издержек обращения, %19,2017,5816,97-2,23-0,6118. Издержкоотдача, тыс. руб.5,215,695,89+0,68+0,2019.Рентабельность издержек обращения, %56,2370,6379,2523.028,62Приложение 5Таблица 5 - Расчет показателей эффективности коммерческой деятельности ООО «Смайл» относительно внешней средыПоказатели202020212022Изменение,%, +/-, 2022 г. к202020211. Доля предприятия на рынке, %0,150,160,17+0,02+0,012. Соотношение темпов роста рынка и доли предприятия на рынке, коэффициент-0,960,97-+0,013. Показатель удовлетворенности потребителей предприятия, %97,9897,9497,68-0,30-0,264. Уровень удержания клиентов, %-99,3399,96-+0,635. Степень расширения клиентской базы: -в абсолютных единицах, чел. -в относительных единицах,%--150,3380,18---7-0,156. Показатель прибыльности клиентов, отражающий чистую прибыль предприятия от клиента,%0,380,380,43+0,05+0,057.Показатели эффективности обслуживания клиентов: -средний объем затрат времени покупателя на ожидание обслуживания, мин.33,053,10+0,10+0,5-скорость торгового обслуживания, пок./ч. -количество дополнительных услуг, оказываемых покупателям, ед. -средний стаж работы в торговле персонала магазина, лет -число фактов нарушения установленных правил торговли, ед.24,4232,5424,5333224,60433+0,18+1+0,5-1+0,07+10+1Приложение 6Таблица 6 - Резервы повышения эффективности коммерческой деятельности розничного торгового предприятия ООО «Смайл»ПроблемыПричиныПути устранения1.Недостаточный ассортимент товаров при достаточно высоком уровне лояльности..Неэффективная работа по изучению покупательского спроса, а также плохой выбор поставщиков.Просматривайте мнения и рейтинги покупателей и повышайте эффективность сотрудничества с поставщиками..2. Сравнительно высокий уровень цен по сравнению с основным конкурентом – ООО «Доминант».Отсутствие постоянный мониторинг цен на конкурирующую продукцию и цен закупки у поставщиков достаточно высокиНайдите Поставщика с более низкими оптовыми ценами и скорректируйте ценовую политику.3.Неэффективная работа с поставщиками (необходима замена Поставщика ООО «Шок» при высоком уровне цен, узком ассортименте и недостаточном уровне выполнения договорных обязательств)Отсутствие контроля и оценки работы поставщиков.Внедрение интегрального показателя оценки эффективности поставщиков ООО «Смайл».Таблица 7 - Расчет интегрального показателя эффективности работы поставщиков ООО «Смайл»ПоставщикРасчет показателяООО «Лосер»IЭРП=4*0,4+4*0,35+5*0,25=4,25ООО «Шок»IЭРП=2*0,4+3*0,35+3*0,25=2,60ООО «Коммерсант»ЭРП=3*0,4+4*0,35+4*0,25=3,60Таблица 8 - Сводная таблица экономической эффективности разработанных мероприятийРекомендацияПрирост товарооборотаПрирост прибыли, тыс.руб.Экономия условно-годовая, тыс.рубГодовой экономиический эффект, тыс.руб.Абс., тыс.рубОтн.,%Рекомендация 1367,553,0545,4022,9468,34Рекомендация 2180,001,4934,6311,1846,43Рекомендация 312,600,101,280,732,01Итого561,154,6481,3134,85119,78Приложение 7Таблица 9 - Совокупное влияние рекомендаций на основные экономические показатели деятельности ООО «Смайл»Наименование показателя, единица измеренияДо внедрения рекомендацийПосле внедрения рекомендацииТемпы роста, %1. Товарооборот розничный, тыс. руб11000,0011628,00105,712. Товарооборот по покупным ценам, тыс. руб.7716,008613,33111,633. Среднесписочная численность, чел. всего, в том числеторгово-оперативных работников продавцов8431263150,00150,00166,674. Товарооборот, приходящийся на 1 работника, тыс. руб. на 1 работающего на 1 торгово-оперативного работника на 1 продавца1375,002750,003666,67969,001938,002325,6070,4770,4763,435. Фонд оплаты труда, тыс. руб. всего, в том числе:торгово-оперативных работников продавцов1324,04524,80351,451367,13541,84362,31103,18103,25103,096. Среднегодовая заработная плата, тыс. руб. на 1 работающего на 1 торгово-оперативного работника на 1 продавца165,63131,20117,15113,9390,3172,4668,7868,8361,857. Валовой доход, тыс. руб.3284,003014,6791,808. Уровень валового дохода, %29,8525,93-9. Издержки обращения, тыс. руб.1899,201883,7799,1910. Уровень издержек обращения, %17,2716,20-11. Издержкоотдача5,796,17106,5712. Прибыль от продаж, тыс. руб.1384,801130,9081,6613. Рентабельность продаж, %12,599,73-

1. Васильчук, Е. С. Роль розничной торговли в экономическом развитии региона / Е. С. Васильчук // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 1(19). - С. 49–54.
2. Кнышбаев, А. А. Понятие и сущность предприятий розничной торговли / А. А. Кнышбаев. // Молодой ученый. - 2021. - № 25 (367). - С. 197-201.
3. Кондратьева, К. В. Особенности маркетинговой деятельности розничных торговых предприятий / К. В. Кондратьева.// - Казань : Молодой ученый, 2019. - С. 35-38.
4. Магасумова, Е. Д. Факторы и условия обеспечения экономической безопасности организации розничной торговли / Е. Д. Магасумова. // Молодой ученый. - 2020. - № 47 (337). - С. 139-141.
5. Назмутдинова Е. В. Обоснование резервов повышения эффективности функционирования предприятия торговли // Экономика и предпринимательство. 2022.- № 2–2 (67–2). - С. 1023–1026.
6. Петракова, Н. И. Характеристика деятельности организаций в сфере торговли / Н. И. Петракова. // Молодой ученый. - 2020. - № 13 (199). - С. 251-257.
7. Солодилов, К. В. Социальная значимость розничных торговых сетей / К. В. Солодилов. // Молодой ученый. - 2022. - № 10 (45). - С. 166-168.
8. Шаврова, А. Г. Пути повышения эффективности деятельности объектов розничной торговли / А. Г. Шаврова. // Молодой ученый. - 2020. - № 6 (296). - С. 294-296.
Электронные ресурсы
9. Байзакова Д.Ф. Малый бизнес. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/malyy-biznes (дата обращения: 13.02.20224).
10. Логинова Е.В. Развитие коммерческой деятельности предприятий розничной торговли. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommercheskoy (дата обращения: 13.02.20224).
11. ООО «Смайл» [Электронный ресурс] - URL: https://inndex.ru/ul/ryazan/ogrn-1086229004509-a11-ooo-smayl (дата обращения: 13.02.20224).
12. Семирханова О.Н. Современное развитие коммерческой деятельности в розничной торговле. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-razvitie-kommercheskoy (дата обращения: 13.02.20224).
13. Соколова А.И. Коммерческая деятельность в розничной торговле. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommercheskaya-deyatelnost (дата обращения: 13.02.20224).
14. Федорова М.А. Коммерческая деятельность торгового предприятия: сущность и основные направления. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommercheskaya-deyatelnost (дата обращения: 13.02.20224).
15. Хапилина С.И. Коммерческая деятельность как основа функционирования торгового предприятия. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommercheskaya-deyatelnost (дата обращения: 13.02.20224).