Капитанская дочка А.С. Пушкина сквозь призму книги Ю. М. Лотмана Структура художественною текста

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Литература
  • 8 8 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 18.03.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1 Исследование структуры художественного текста «Капитанской дочки» 4
2 Анализ характеров и мотивов в «Капитанской дочке» согласно теории Лотмана 5
3 Отображение идеологических аспектов в «Капитанской дочке» через призму Лотмана 6
Заключение 7
Список использованной литературы 8


Фрагмент для ознакомления

Лотман обращает внимание на то, как в художественном тексте происходит конструирование идентичности героев через систему жанровых и культурных архетипов. В "Капитанской дочке" Пушкин использует образ русского дворянина, который в процессе сюжета развивается и обогащается, приобретая глубину и многосторонность. Гринёв не только романтический герой, но и носитель высоких моральных качеств, символизирующих универсальные ценности.С точки зрения Лотмана, важно рассмотреть способы, которыми художественный текст вступает в диалог с реальной исторической ситуацией. В произведении Пушкина рефлекторно отражены социальные конфликты и изменения Российской империи XVIII века. Таким образом, "Капитанская дочка" становится не только литературным произведением, но и комментарием к социально-историческому контексту, который сквозь призму Лотмана выявляет многомерность идеологического поля того времени.ЗаключениеИзучение "Капитанской дочки" А.С. Пушкина сквозь призму работы Ю.М. Лотмана "Структура художественного текста" позволяет углубленно взглянуть на эту повесть, обогатив её интерпретацию новыми аспектами. Лотман предлагает системный подход к анализу литературного произведения, рассматривая его как многоуровневую структуру, в которой каждый элемент играет свою роль в создании единого смысла.Применительно к концепции сюжета и событий в произведении, Лотман обращает внимание на то, как автор строит сюжетную линию, где каждое событие несёт в себе новую информацию, изменяя направление повествования.Основываясь на лотмановских идеях по созданию пространственной организации текста, можно проанализировать использование Пушкиным локальных пространств – крепости, степи, дворянских усадеб – как символов социальных и идеологических различий.Итак, Лотман дает ключи к пониманию глубинных структур художественного текста Пушкина, позволяя раскрыть многогранность произведения и его культурные коды. "Капитанская дочка" обретает новые интерпретационные измерения, подтверждая значимость структурно-семиотического метода в литературоведении и выявляя потенциал произведения как сложной семиотической системы.Список использованной литературыПушкин А.С. Капитанская дочка. Полн. собр. соч.: В 17 т. Т.8. –М.: Воскресенье, 1995. –С. 277 - 385.Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. – 285 с.Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. С. 259-367. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. –Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя. Поэтика: Сборники по теории поэтического языка. –Пг.: 18-я Гос. тип., 1919. –Вып. –С. 151-165.Лотман Ю. М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры. Труды по знаковым системам V. Уч. зап. ТГУ. Вып. 284. Тарту, 1971. –С. 147.

1. Пушкин А.С. Капитанская дочка. Полн. собр. соч.: В 17 т. Т.8. – М.: Воскресенье, 1995. – С. 277 - 385.
2. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. – 285 с.
3. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. С. 259-367.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. –
5. Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя. Поэтика: Сборники по теории поэтического языка. – Пг.: 18-я Гос. тип., 1919. – Вып. – С. 151-165.
6. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры. Труды по знаковым системам V. Уч. зап. ТГУ. Вып. 284. Тарту, 1971. – С. 147.