УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫМИ КОМПЛЕКСАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 63 63 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 19.03.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫМИ КОМПЛЕКСАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ. 7
1.1 Понятие и структура имущественных комплексов 7
1.2 Нормативно правовое регулирование вопросов управления имущественными комплексами 13
1.3 Цели и задачи управления имущественными комплексами 17
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ) 21
2.1 Характеристика Воронежской области 21
2.2 Анализ управления имущественным комплексом Воронежской области 30
2.3 Оценка эффективности управления имущественным комплексом Воронежской области 44
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫМИ КОМПЛЕКСАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ. 49
3.1 Рекомендации по повышению эффективности управления имущественным комплексом Воронежской области 49
3.2 Основные направления совершенствования управления имущественными комплексами организаций и предприятий 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63

Фрагмент для ознакомления

Сокращение сроков предоставления услуг и внедрение цифровых технологий подтверждают ориентацию на современные подходы, что является ключевым фактором в обеспечении удовлетворенности граждан и повышении качества жизни в регионе.В качестве критерии для оценки эффективности управления имущественным комплексом Воронежской области используем следующиепоказатели: уровень полученных доходов от управления имущественным комплексом Воронежской области, млн. руб.количество недвижимых объектов имущественного комплекса, на которые распространяется право собственности Воронежской области, единицколичество земельных участков в имущественном комплексе, на которые распространяется право собственности Воронежской области, единицуровень соответствия показателей с государственной программой Воронежской области «Управление государственным имуществом» (2014–2024 гг.), которая контролируется по четырем основным показателям и 36 отраслевым индикаторам;уровень освоения бюджетных средств, %.Оценка критерии эффективности управления имущественным комплексом Воронежской области за 2020-2022 гг. представлены в таблице 2.7.Таблица 2.7 - Оценка критерии эффективности управления имущественным комплексом Воронежской области за 2020-2022 гг.Критерии202020212022ПланФакт % испПланФакт % испПланФакт % испуровень полученных доходов от управления имущественным комплексом, млн. руб.619,3740,92119,610471,111424,2109,1789,4853,23108,1количество недвижимых объектов имущественного комплекса, на которые распространяется право собственности области, единиц450699155,3450485107,8490548111,8количество земельных участков в имущественном комплексе, на которые распространяется право собственности й области, единиц1370619271140,61729019760114,32157022669105,1уровень соответствия показателей с государственной программой Воронежской области «Управление государственным имуществом» (2014–2024 гг.), которая контролируется по четырем основным показателям и 36 отраслевым индикаторам;100100100100100100100100100уровень освоения бюджетных средств, %.10086,786,710090,590,510089,889,8 Источник: составлено автором Оценивая уровень эффективности управления имущественным комплексом Воронежской области за 2020-2022 гг. следует отметить положительную динамку большинства выбранных критерий (кромеуровень освоения бюджетных средств).Однако, следует отметить недостатки в организации контроля за реализацией программ приватизации государственного имущества. Так, в частности, как свидетельствует реальная экономическая практика имеет место нарушение первоначальных условий приватизации государственного имущества Воронежской области, установленных должностными лицами или органами государственной власти, что выражается преимущественно в не обоснованном занижении стоимости приватизируемого государственного имущества. Другим существенным недостатком является не своевременное принятие решений о приватизации убыточных государственных предприятий, что приводит в последствии к их несостоятельности и банкротству.Ну а если говорить в целом, то считаю, что исходя из проведённого анализа, управление имущественным комплексом Воронежской области можно считать эффективным, не на 100% конечно, но всё же где-то близко к этому значению.ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫМИ КОМПЛЕКСАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ.3.1Рекомендации по повышению эффективности управления имущественным комплексом Воронежской областиРассмотрев методы управления имущественным комплексом Воронежской области (см. рис. 2.7 Главы 2), можно утверждать, что их ряд широк и разнообразен. В результате анализа методов было установлено, наиболее активно используется властями Воронежской области такие как:Передача объектов государственного имущества в аренду;Передача объектов государственного имущества на основе концессионного соглашения.При этом в качестве механизмов управления имущественным комплексом Воронежской области используются следующие:исполнительно-распорядительный механизм, бюджетно-экономический механизм,программно-целевой механизм.Анализ применения данных методов и механизмов на практике управления имущественным комплексом региона (см. п.п. 2.3 главы 2) обеспечивает эффективностьуправления имущества, находящегося в государственной собственности, росту доходов бюджета от управления имущественным комплексом за 2020-2022 гг. Так же управление имущественным комплексом региона обеспечивается своевременными изменениями в региональной нормативной базой, а также активной деятельности по минимизации недостатков данных методов.Кроме того, можно отметить, что при дальнейшем стимулировании представляется весьма перспективным институт доверительного управлениявпрактике управления имущественным комплексом региона. От таких методов использования имущества как безвозмездное пользование и закрепление за организациями также нельзя отказаться. Однако, следует минимизировать их негативные стороны и препятствовать раздуванию объемов имущества, используемого таким образом.Однако, можно утверждать, что выбор наиболее эффективного метода управления должен осуществляться на основе учета индивидуальных особенностей конкретного имущественного объекта.Касаемо управления имущественным комплексом региона, его совершенствование должно заключаться в непрерывном мониторинге и контроле эффективности использования имущества и принятии оперативных решений по его приватизации или продаже органами государственной власти Воронежской области. При этом в части контрольной деятельности приоритетом должен стать постоянный надзор за исполнением региональных программ и условий приватизации относительно объектов управления имущественным комплексом региона. Так на 01.10.2022 года в Воронежской области имеется очередь граждан, состоящих на учете по приобретению земельных участков в количестве 252 человека. Ежегодно выделяется 2-3 участка под эту программу. Необходимо провести проверки по исполнению земельного законодательства, проводить инвентаризацию земельных участков и выделять как минимум в два раза больше 4-6 участков для реализации данной программы. Так как она так же имеет благоприятный экономический эффект как в текущем периоде, так и в планах на будущее. Это актуально, так как в связи со сложившейся экономической ситуацией в стране в целом, снизился спрос на недвижимость, а эта программа позволит не единовременные большие затраты жителя, а долгосрочное вложение в недвижимость равными суммами за равное количество времени.Нужно отметить, что построенное жильё должно соответствовать нормативному стандарту 18 м2 на одного человека, включая места общего пользования, а также другим техническим и санитарным нормам и правилам.Оформление земельных участков для подготовки и сдачи их в аренду ведётся за счёт средств муниципальных образований. Каждый участок обойдётся бюджету примерно в 50 000 рублей. Эти цифры не включают в себя техническую подготовку участков, а только документальную, правовую. Органы власти должны выполнить работы по межеванию территории, кадастровой съёмке участков, получить технические условия и поставить участки на кадастровый учёт. На эти мероприятия потребуется примерно 3 месяца. Обеспечение земельных участков элементами инженерной инфраструктуры (электроэнергия, вода, канализация) в ближайший период будет производиться за счёт средств приобретателей земельных участков. Кроме того, приобретатели льготных участков должны выполнить соответствующие проекты (в частности, проект застройки участка) и получить разрешение на строительство.Взяв за основу имеющиеся свободные участки в публичной собственности согласно порталу услуг «Публичная кадастровая карта», рассчитав их кадастровую стоимость и среднюю арендную стоимость, мы получим следующее (таблица 3.1).Таблица 3.1- Расчет экономической эффективности выделения одного участка по данной программеПоказательЗначениеЗемельный участок1 200 кв.м.Кадастровая стоимость671 220,00 рублейСредняя арендная стоимость:-за 1 кв м в месяц24,30 рублей-в месяц29 166 рублей-всего за год350 000 рублейНорматив отчисления в бюджет50% от арендных платежейОтчисления в бюджет за год175 000 рублейОтчисления в бюджет за 5 лет875 000 рублейНалоговые отчисления в год2 013,66 рублейНалоговые отчисления за 5 лет10 068,30 рублейИсточник: составлено автором по материалам [29].Кэф. = 875 000 /671220 +10 068,30 + 50 000 = 1,2 в расчете на срок исполнения договора аренды 5 лет по недополученным средствам, однако, фактически муниципальное образование оплачивает только оформление процедуры поэтому эффективность в натуральном выражении будет 875 000 рублей за 5 лет или 175 000 рублей в год за один участок. Если в программу будут вступать в среднем 5 участков в год, и далее нарастающим итогом, на второй год -10 участков, на третий год-15, на четвертый год- 20, на пятый-25.После этого, по условию, если на выделенной территории построено индивидуальное жилищное строительство, личное подсобного хозяйства, жилой дом или дачное строительство, то земля переходит в собственность арендатора, при этом он начинает выплачивать земельный налог, который в нормативе 100% идет в бюджет местного уровня и выплачивает налог на имущество, который так же поступает в бюджет.3.2 Основные направления совершенствования управления имущественными комплексами организаций и предприятийСоциально-экономическое развитие Воронежской области, ее место в федеральном экономическом и научно-техническом пространстве зависят от того, насколько эффективно будут реализовано управление имущественным комплексом региона. Схема формирования приоритетов совершенствования управления имущественными комплексами организаций и предприятий представлена на рис. 3.1. Рис. 3.1– Схема формирования приоритетов совершенствования управления имущественными комплексами организаций и предприятийПриоритетысовершенствования управления имущественными комплексами организаций и предприятий,согласно схемы рис. 3.1, заключаются в следующем: 1. Развитие инфраструктуры имущественного комплексарегиона и формирование на территории региона базовых «социально-экономических узлов» («точек роста»), на основе разделения объектов имущественного комплексаВоронежской области на следующие группы:«проблемные объекты имущественного комплекса», для данной группы предлагается использовать «стимулирующего механизма управления» для повышения эффективности процесса управления, стимулирования и активизации деятельности Департамента на основе реализацию управления по результатам;«кризисные объекты имущественного комплекса», для данной группы предлагается использовать «антикризисного механизма управления» для повышения эффективности последствий управления Департамента, приоритет на сохранение результатов и параметров управленческой деятельности Департамента;«развивающиеся объекты имущественного комплекса»,для данной группы предлагается использовать «активизирующий механизма управления» для повышения эффективности процессов и последствий управления Департамента, переход на проектные методы управления;«благополучные объекты имущественного комплекса», для данной группы предлагается использовать «поддерживающего механизма управления», приоритет на сохранение результатов и параметров управленческой деятельности Департамента.2. Наличие инвестиционное привлекательных объектов имущественного комплексарегиона и реализация инфраструктурных проектов позволят обеспечить условия для развития инновационных предприятий при использовании партнерских проектов на основе проектных методов управления. Перевод процессов управления имущественного комплекса Воронежской областина проектную систему управления позволит: привести к единообразию структуры данных и подходов по мониторингу реализации планов по управлению имущественного комплекса региона; формировать в автоматизированном (цифровом) виде единую отчетность о ходе реализации планов по управлению имущественного комплекса регионав единые сроки; организовать качественный мониторинг достижения показателей эффективности управления имущественного комплекса региона (см. табл.2.7 главы 2), которые предлагается применить как инструмент достижения целей управления имущественного комплекса Воронежской области.Перевод процессов управления имущественного комплекса Воронежской области на проектную систему управления – это модель организации деятельности по развитию имущественного потенциала региона, оказания услуг в сфере решения актуальных проблем управления имущественного комплекса регионапосредством использования проектной платформы в формате «одной команды».Задачи переводы процессов управления имущественного комплекса Воронежской области на проектную систему управления на проектную систему управления предлагается сформировать следующим образом: содействие созданию, развитию и эксплуатации информационных систем и инфраструктуры по развитию имущественного потенциала области;информационно-аналитическое сопровождение программ, проектов и инициатив в развитии имущественного потенциала области.Следует выделить такие инструменты для перевода на проектную систему управления:создание на базе Департамента Проективного офиса для управления имущественного комплекса области;создание на платформе Департамента маркетплейс проектов в рамках управления имущественного комплекса области;стимулирование практики применения партнерских проектов управления имущественного комплекса области для устойчивого развития Воронежской области.3. Усиление контроля и надзора за деятельностью по реализации программ и проектовуправления имущественными комплексами организаций и предприятий региона.Так же необходимы меры по трансформации системы контроля и надзора за деятельностью по реализации программ и проектов управления имущественными комплексами организаций и предприятий Воронежской области. В целях совершенствования системе контрольных (надзорных) мероприятий в отношении по реализации программ и проектов управления имущественными комплексами организаций и предприятий Воронежской области, представляется необходимым осуществить следующие меры: 1. Учредить институт специальных экспертных комиссий контроля (или проектных команд), то есть комиссий, специально создаваемых по реализации контрольных (надзорных) мероприятий в отношении по реализации программ и проектов управления имущественными комплексами организаций и предприятий Воронежской области как из числа служащих, так из числа представителей ТОС. 2. Пересмотреть внутреннее устройство контрольной деятельности в системе контрольных (надзорных) мероприятий в отношении по реализации программ и проектов управления имущественными комплексами организаций и предприятий Воронежской области в том, что касается наименований и компетенции комиссий. Это необходимо для того, чтобы решить проблему объективности результатов контроля и надзора. 3. Упростить порядок инициации контрольных мероприятий в системе контроля и надзора в отношении по реализации программ и проектов управления имущественными комплексами организаций и предприятий Воронежской области. Основные направления и рекомендации по совершенствованию контрольной работы в отношении по реализации программ и проектов управления имущественными комплексами организаций и предприятий Воронежской области можно сгруппировать по 4 основным направлениям (рисунок 3.2):Рекомендация 1: Общая организация контрольно-надзорной деятельности в отношении по реализации программ и проектов управления имущественными комплексами организаций и предприятий Воронежской области.Рекомендация 2. Организация и проведение профилактических мероприятий в отношении по реализации программ и проектов управления имущественными комплексами организаций и предприятий Воронежской области.Рис. 3.24 - Основные направления и рекомендации по совершенствованию работы в системе контроля и надзора за реализацией программ и проектов управления имущественными комплексами организаций и предприятий Воронежской областиРекомендация 3. Планирование, подготовка и проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении по реализации программ и проектов управления имущественными комплексами организаций и предприятий Воронежской области.Рекомендация 4. Досудебное обжалование результатов контроля и надзора в отношении по реализации программ и проектов управления имущественными комплексами организаций и предприятий Воронежской области в электронной форме. Основные задачи совершенствования контрольной работы в отношении по реализации программ и проектов управления имущественными комплексами организаций и предприятий Воронежской области:Оптимизация процессов организации контрольных (надзорных) мероприятий в отношении по реализации программ и проектов управления имущественными комплексами организаций и предприятий Воронежской области. Существенное повышение качества реализации контрольных (надзорных) мероприятий в отношении по реализации программ и проектов управления имущественными комплексами организаций и предприятий Воронежской области.Увеличение результативность контрольных (надзорных) мероприятий в отношении по реализации программ и проектов управления имущественными комплексами организаций и предприятий Воронежской области.Поиски альтернативных путей привлечения населения к реализации контрольных (надзорных) мероприятий в отношении по реализации программ и проектов управления имущественными комплексами организаций и предприятий Воронежской области.Необходимы дополнительные меры общественной поддержки организации контрольных (надзорных) мероприятий в отношении по реализации программ и проектов управления имущественными комплексами организаций и предприятий Воронежской области в целях повышения гражданской активности населения в сфере контроля. ЗАКЛЮЧЕНИЕПо результатам проведенного в данной работе исследования, можно сделать следующие выводы и предложения.В ходе изучения теоретических основ управления имущественными комплексами организаций и предприятий были рассмотрены ключевые аспекты, определяющие эффективное управление. На основе обобщения различных подходов к трактовке понятия «имущественный комплекс региона» была предложена следующая трактовка: имущественный комплекс - это совокупность объектов гражданских прав, имеет важное значение в гражданском праве, особенно в контексте предпринимательской деятельности организаций. Он представляет собой не случайный набор отдельных видов имущества, а систему, объединенную определенной связью и используемую по общему назначению. Формирование имущественного комплекса обусловлено экономическими факторами и стремлением к эффективному использованию ресурсов.Стратегической целевой функцией управления региональным имущественным комплексом является обеспечение достойного уровня жизни местного населения. Специфика управления региональным имущественным комплексом обуславливает необходимость использования последнего на принципах результативности, эффективности и удовлетворения интересов всех экономических агентов.Также, было освещено нормативно-правовое регулирование вопросов управления имущественными комплексами. Рассмотрение юридического аспекта в этой области позволило выделить основные нормы и положения, определяющие правовой статус и особенности управления имущественными комплексами. И здесь стоит отметить, что правовое регулирование управления имуществом предприятия в Российской Федерации на современном этапе определяется Гражданским Кодексом РФ, Федеральным Законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и подзаконными актами.Таким образом, рассмотрение теоретических аспектов управления имущественными комплексами организаций и предприятий можно констатировать, что он предоставляет собой базовый фундамент для дальнейшего исследования и разработки практических рекомендаций в данной области. Этот этап работы позволяет лучше понять суть и особенности управления имуществом, что становится ключевым элементом для успешного реализации стратегий и целей организаций.Проведённый анализ практики управления имущественным комплексом Воронежской области позволил выделить следующие результаты: методы управления имущественным комплексом Воронежской области разнообразен, при этом наиболее активно используется такие как:передача объектов государственного имущества в аренду;передача объектов государственного имущества на основе концессионного соглашения.При этом в качестве механизмов управления имущественным комплексом Воронежской области используются следующие:исполнительно-распорядительный механизм, бюджетно-экономический механизм,программно-целевой механизм.Основными целями региональной политики по управлению имущественным комплексом Воронежской области являются увеличение доходов бюджета, использование государственной и муниципальной собственности для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики региона и обеспечения экономического роста.Для оценки эффективности управления имущественным комплексом Воронежской области были предложены следующиепоказатели: уровень полученных доходов от управления имущественным комплексом Воронежской области, млн. руб.количество недвижимых объектов имущественного комплекса, на которые распространяется право собственности Воронежской области, единицколичество земельных участков в имущественном комплексе, на которые распространяется право собственности Воронежской области, единицуровень соответствия показателей с государственной программой Воронежской области «Управление государственным имуществом» (2014–2024 гг.), которая контролируется по четырем основным показателям и 36 отраслевым индикаторам;уровень освоения бюджетных средств, %.Оценивая уровень эффективности управления имущественным комплексом Воронежской области за 2020-2022 гг. следует отметить положительную динамку большинства выбранных критерий (кромеуровень освоения бюджетных средств).При этом анализ позволил отметить недостатки в организации контроля за реализацией программ приватизации государственного имущества. Другим существенным недостатком является не своевременное принятие решений о приватизации убыточных государственных предприятий, что приводит в последствии к их несостоятельности и банкротству.В качестве рекомендаций по совершенствованию управления имущественными комплексами организаций и предприятий, были предложены следующее: 1. Развитие инфраструктуры имущественного комплексарегиона и формирование на территории региона базовых «социально-экономических узлов» («точек роста»), на основе разделения объектов имущественного комплексаВоронежской области на следующие группы: «проблемные объекты имущественного комплекса», «кризисные объекты имущественного комплекса», «развивающиеся объекты имущественного комплекса», «благополучные объекты имущественного комплекса».2. Наличие инвестиционное привлекательных объектов имущественного комплексарегиона и реализация инфраструктурных проектов позволят обеспечить условия для развития инновационных предприятий при использовании партнерских проектов на основе проектных методов управления. 3. Усиление контроля и надзора за деятельностью по реализации программ и проектов управления имущественными комплексами организаций и предприятий региона.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) – М. :Юрайт, 2022. –44 с."Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Сайт Конституции Российской Федерации НПП «Гарант-Сервис» : сайт. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/?ysclid=lsqkxnjwkf298368993 (дата обращения: 10.02.2024)."Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Сайт Конституции Российской Федерации НПП «Гарант-Сервис» : сайт. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ (дата обращения: 10.02.2024)."Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.02.2024)// Сайт Конституции Российской Федерации НПП «Гарант-Сервис» : сайт. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ (дата обращения: 15.02.2024).Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// Сайт Конституции Российской Федерации НПП «Гарант-Сервис» : сайт. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 15.02.2024).Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О концессионных соглашениях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) // Сайт Конституции Российской Федерации НПП «Гарант-Сервис» : сайт. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/ (дата обращения: 10.02.2024).Федеральный Закон от 14.11.2002 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" № 161-ФЗ// "Российская газета" от 3 декабря 2002 г., № 229.Андреев Ю.Н. Собственность и право собственности: цивилистические аспекты: монография. М., Инфра-М, 2018. 320 с.Баулина О.А., Клюшин В.В., Догадов А.О. Теоретические и практические основы трансформации форм собственности (на примере Российской Федерации и зарубежных стран) // Вестник Евразийской науки, 2019 №5Бедовская, Ю. И. К вопросу об управлении муниципальной собственностью с применением концессионного соглашения // Экономика и бизнес: теория и практика (Краснодар). — 2020. — № 2–1 (60). — С. 29–31. — ISSN: 2411–0450.Гражданское право. Общая часть: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / Н. В. Фомичева, О. Г. Строкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 407 сГиричева В.В. Понятие права собственности и механизм его гражданско-правовой защиты. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. Юридические науки. 2018. Ч.2. №5.Корнеева И. Л. Жилищное право Российской Федерации. 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.: Издательство Юрайт,2019-393 с.Поспелов, И. А. Особенности управления имущественным комплексом на муниципальном уровне / И. А. Поспелов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 192-194.Суслова, В. В. Правовые основы формирования муниципальной собственности // Научный электронный журнал «Меридиан» (Якутск). — 2021. — № 7 (60). — С. 128–130.Кленов С. Н. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления. М., 2015. С. 82.Бабаев А. Б. Система вещных прав. М., 2007. С. 200.В. А. Имущественные комплексы. М., 2014. С. 168.Шкурина Л.В. Управление имуществом предприятия / Учебное пособие. — М.: Рос.гос. открытый техн. ун-т путей сообщения, 2000.Ковалёв А.П. Управление имуществом предприятия — М.: Финстатинформ, 2002.Шамарова Г. М. Основы государственного и муниципального управления. М., 2013.С. 116.Степанов С.А. Имущественные комплексы в российском гражданском праве. М.: Норма, 2002. - 176 c.Нарушкевич С.В. Имущественные комплексы в современном гражданском праве: вопросы теории // Обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Тюмень, 17-19 ноября 2005 г.: В 5-ти частях. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006, Ч. 5. - С. 183-184.Имущественные комплексы : очерк теории и опыт догмат.конструкции по рос. гражд. праву / В. А. Белов. - Москва : Центр ЮрИнфоР, 2004. – 238 с.Предприятие в Российской Федерации: имущественный комплекс в соотношении с организационно-правовой формой : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.03 / Каменева Кристина Олеговна; [Место защиты: Моск. акад. экономики и права]. - Москва, 2007. - 25 с.Воронежская область (паспорт субъекта) // Министерство иностранных дел Российской Федерации : официальный сайт. – URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/economic_diplomacy/vnesneekonomiceskie-svazi-sub-ektov-rossijskoj-federacii/1424248/(дата обращения: 10.02.2024).Структура министерства имущественных и земельных отношений Воронежской области // Министерство имущественных отношений :официальный сайт. – URL: https://www.dizovo.ru/department/structure/ (дата обращения: 10.02.2024)Отчеты // Министерство имущественных отношений : официальный сайт. – URL: https://www.dizovo.ru/information/reports/ (дата обращения: 10.02.2024).Публичная кадастровая карта : официальный сайт. – URL: https://goo.su/PdO157r (дата обращения: 10.02.2024).Лаптева Анна Михайловна Понятие «Имущественный комплекс» // Ленинградский юридический журнал. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-imuschestvennyy-kompleks (дата обращения: 10.02.2024).

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) – М. : Юрайт, 2022. –44 с.
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Сайт Конституции Российской Федерации НПП «Гарант-Сервис» : сайт. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/?ysclid=lsqkxnjwkf298368993 (дата обращения: 10.02.2024).
3. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Сайт Конституции Российской Федерации НПП «Гарант-Сервис» : сайт. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ (дата обращения: 10.02.2024).
4. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.02.2024) // Сайт Конституции Российской Федерации НПП «Гарант-Сервис» : сайт. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ (дата обращения: 15.02.2024).
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Сайт Конституции Российской Федерации НПП «Гарант-Сервис» : сайт. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 15.02.2024).
6. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О концессионных соглашениях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) // Сайт Конституции Российской Федерации НПП «Гарант-Сервис» : сайт. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/ (дата обращения: 10.02.2024).
7. Федеральный Закон от 14.11.2002 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" № 161-ФЗ// "Российская газета" от 3 декабря 2002 г., № 229.
8. Андреев Ю.Н. Собственность и право собственности: цивилистические аспекты: монография. М., Инфра-М, 2018. 320 с.
9. Баулина О.А., Клюшин В.В., Догадов А.О. Теоретические и практические основы трансформации форм собственности (на примере Российской Федерации и зарубежных стран) // Вестник Евразийской науки, 2019 №5
10. Бедовская, Ю. И. К вопросу об управлении муниципальной собственностью с применением концессионного соглашения // Экономика и бизнес: теория и практика (Краснодар). — 2020. — № 2–1 (60). — С. 29–31. — ISSN: 2411–0450.
11. Гражданское право. Общая часть: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / Н. В. Фомичева, О. Г. Строкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 407 с
12. Гиричева В.В. Понятие права собственности и механизм его гражданско-правовой защиты. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. Юридические науки. 2018. Ч.2. №5.
13. Корнеева И. Л. Жилищное право Российской Федерации. 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.: Издательство Юрайт,2019-393 с.
14. Поспелов, И. А. Особенности управления имущественным комплексом на муниципальном уровне / И. А. Поспелов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 192-194.
15. Суслова, В. В. Правовые основы формирования муниципальной собственности // Научный электронный журнал «Меридиан» (Якутск). — 2021. — № 7 (60). — С. 128–130.
16. Кленов С. Н. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления. М., 2015. С. 82.
17. Бабаев А. Б. Система вещных прав. М., 2007. С. 200.
18. В. А. Имущественные комплексы. М., 2014. С. 168.
19. Шкурина Л.В. Управление имуществом предприятия / Учебное пособие. — М.: Рос. гос. открытый техн. ун-т путей сообщения, 2000.
20. Ковалёв А.П. Управление имуществом предприятия — М.: Финстатинформ, 2002.
21. Шамарова Г. М. Основы государственного и муниципального управления. М., 2013.С. 116.
22. Степанов С.А. Имущественные комплексы в российском гражданском праве. М.: Норма, 2002. - 176 c.
23. Нарушкевич С.В. Имущественные комплексы в современном гражданском праве: вопросы теории // Обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Тюмень, 17-19 ноября 2005 г.: В 5-ти частях. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006, Ч. 5. - С. 183-184.
24. Имущественные комплексы : очерк теории и опыт догмат. конструкции по рос. гражд. праву / В. А. Белов. - Москва : Центр ЮрИнфоР, 2004. – 238 с.
25. Предприятие в Российской Федерации: имущественный комплекс в соотношении с организационно-правовой формой : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.03 / Каменева Кристина Олеговна; [Место защиты: Моск. акад. экономики и права]. - Москва, 2007. - 25 с.
26. Воронежская область (паспорт субъекта) // Министерство иностранных дел Российской Федерации : официальный сайт. – URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/economic_diplomacy/vnesneekonomiceskie-svazi-sub-ektov-rossijskoj-federacii/1424248/ (дата обращения: 10.02.2024).
27. Структура министерства имущественных и земельных отношений Воронежской области // Министерство имущественных отношений : официальный сайт. – URL: https://www.dizovo.ru/department/structure/ (дата обращения: 10.02.2024)
28. Отчеты // Министерство имущественных отношений : официальный сайт. – URL: https://www.dizovo.ru/information/reports/ (дата обращения: 10.02.2024).
29. Публичная кадастровая карта : официальный сайт. – URL: https://goo.su/PdO157r (дата обращения: 10.02.2024).
30. Лаптева Анна Михайловна Понятие «Имущественный комплекс» // Ленинградский юридический журнал. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-imuschestvennyy-kompleks (дата обращения: 10.02.2024).