Ментальная арифметика как средство развития математической компетентности младших школьников.
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 07.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы начального курса математики 5
1.1 Математическая компетентность младших школьников 5
1.2 Психологические особенности памяти младших школьников 7
Глава 2. Методические аспекты применения ментальной арифметики 10
2.1 Влияние ментальной арифметики на способности детей 10
2.2 Методические рекомендации по использованию ментальной арифметики как средство развития математической компетентности младших школьников 14
Заключение 22
Список использованных источников 24
Начинать стоит со сложения однозначных числе, затем постепенно перейти к двухзначным и так далее. Самое важное на каждом этапе это проверять насколько ребёнок усвоил предыдущие знания, без которых обучение ментальной арифметики дальше невозможно.К самым простым примерам сложения можно отнести примеры вроде 3+5, 4+2 и так далее. Рассмотрим пример сложения чисел 12 и 32. Для этого необходимо сначала отложить одну косточку в колонке десятков, затем две косточки в единицах (так получится число 12). Затем к одной костяшке добавить ещё три косточки, а к двум единица ещё две. В итоге получается ответ 44. Ниже, на рисунке 5, продемонстрирована схема сложения 12 и 32.Рисунок 5 – простое сложение чисел на абакусеИзучать следующее математическое действие – вычитание, следует также с простых примеров и затем постепенно усложнять их. Например, простыми являются действия 5 – 1 или 8 – 6. Далее стоит переходить к двузначным числам и так далее.Как и в сложении следует помнить, что пока ребёнок не усвоит определённый этап, не стоит усложнять задачи.Примером простого вычитания двухзначных чисел может служить пример 24 – 13. Сначала нужно «собрать» число 24, которое будем уменьшать.Для этого нужно поднять две косточки в десятках и четыре в единицах. Затем от двух костяшек убираем одну (так как это столбец десятков), а из единиц три. В результате получается ответ 11, что соответствует правильному ответу. [7]Пример вычитание представлен на рисунке 6.Рисунок 6 – простое вычитание на абакусеНа рисунке 7 представлена таблица умножения на счётной доске.Рисунок 7 – таблица умножения на абакусеНа данный момент общепринятых методических разработок по ментальной арифметики не существует. Встречается множество авторских разработок, наработки частных школ, которые специализируются на ментальной арифметике.Обучение ментальной арифметики в домашних условиях крайне затруднительно, по ряду причин. Во-первых, необходимы навыки работы с абакусом, что является довольно специфичным требованием. Во-вторых, в свободном доступе практически нет методических разработок и материалов для проведения занятий по ментальной арифметики.Несмотря на ряд преимуществ, ментальная арифметика имеет также и ряд минусов. Кратко рассмотрим некоторые из них.Во-первых, как было упомянуто ранее, возраст обучения ментальной арифметике в среднем ограничивается 12 годами. Это связано с психологическими особенностями, формированием головного мозга и процессами мышления. При научении абстрактному счёту, ученик уже не сможет перестроиться на новое мышление. Поэтому в данном случае ментальная арифметика будет полезна для развития памяти, но не будет влиять на развитие воображения и скорость устного счёта.Во-вторых, уровень изучения тем в рамках ментальной арифметики должен совпадать со школьной программой, чтобы не вызывать у ученика стрессовой ситуации и наслоение одного способа на другой.В-третьих, важно помнить, что ментальная арифметика действительно имеет ряд преимуществ, которые являются вспомогательными средствами для овладения младшими школьниками математической компетентностью. Однако она направлена в первую очередь на развитие воображения, памяти, скорости счёта и также знакомит с базовыми математическими действиями, такими как умножение, деление и так далее.Но при отставании ученика в изучении математики, ментальная арифметика не сможет закрыть такие потребности, как развитие логического мышления, научить решить задачи и выстраивать причинно-следственные связи.Поэтому важно понимать, как правильно использовать ментальную арифметику и каким именно образом она способствует развитию математической компетенции у младших школьников, что и было рассмотрено в данной работе.ЗаключениеТаким образом, можно сделать вывод о том, что ментальная арифметика направлена в первую очередь на тренировку интеллектуальных способностей и памяти, что безусловно оказывает положительное влияние на дальнейшее обучение детей, в том числе и освоению математических навыков.Важными составляющими упражнениями ментальной арифметики являются такие упражнения, как счёт – выполнение действий сложения, вычитания, деления, умножения, что является важной составляющей изучения математики в начальной школе.В ходе изучения теоретического материала было выяснено, что ментальная арифметика также развивает гармоничную работу больших полушарий головного мозга, что облегчает изучение и понимание учеником такого важного, и часто сложного предмета, как математика.Изучение ментальной арифметики непосредственно в начальной школе делает процесс развития наиболее эффективным для развития ученика, что обусловлено возрастными особенностями, а также пластичностью мозга.Математическая компетентность является неотъемлемой частью формирования важнейших личностных качеств и компетенций, что отвечает современному запросу государства и ФГОС НОО. Она необходима для формирования логического мышления, для дальнейшего обучения, для повседневной жизни, для дальнейшей профессиональной деятельности в любой сфере. То есть является неотъемлемой часть современной жизни.Ментальная арифметика, отвечая запросам возрастных психологических особенностей, способна заинтересовать детей процессом обучения, заложить основы устного счёта, развить мелкую моторику.Несмотря многие плюсы ментальной арифметики, важно помнить, что она не заменяет уроки математики и является дополнительным способом для изучения математической науки посредством тренировки интеллектуальных способностей.На данный момент не существует методических разработок по внедрению ментальной математики в учебный процесс. Однако есть ряд пособий, сборников упражнения и даже школ ментальной арифметики.Важно помнить, что ментальная арифметика является вспомогательным средством для уроков математики. Она может выступать как средство развития математической компетентности, но в опосредованной роли. При этом она помогает оптимальному усвоению таких важнейших математических действий как сложение, вычитание, деление и умножение.Список использованных источниковБасалаева, Н. В. Современные представления о математической грамотности и креативном мышлении как компонентах функциональной грамотности / Н. В. Басалаева, А. В. Фирер, Т. В. Захарова // Перспективы науки. – 2021 – № 4(139). – С. 117 - 119Бенжамин, А. Матемагия, Секреты ментальной математики / А. Бенжамин, М. Шермер. – Москва :Абакус, 2016 – 247 с.Вершинина, Н. В. Как учителю младших классов формировать математическую грамотность школьников / Н. В. Вершинина // Альманах мировой науки. – 2020 – № 5(41). – С. 47 - 49Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст]: монография / Лев Выготский. – Москва : Смысл, Эксмо, 2019 – 512 с.Кирилина, Н. Ю. Технология «Ментальная арифметика» в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы / Н. Ю. Кирилина, Т. В. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41625/ (дата обращения: 13.02.2024).Князева, Н. К. Формирование математической грамотности в начальной школе с использованием математических моделей и их анимационной иллюстрации / Н. К. Князева, М. В. Носков // Информатика в школе. – 2021 – № 8(171). – С. 53 - 62Куралай, Э. Ж. Ментальная арифметика. Методическое пособие для преподавателей и родителей. – Ridero, 2018.Малсан Би. Ментальная арифметика для всех / Малсан Би — М.: «Издательские решения», 2016. – 26 с.Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. с. 221-225.Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – Москва :Издат. центр «Академия», 2019 – 178 с.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. С изменениями и дополнениями от: 18 июля 2022 г.Фуст О. Ментальная арифметика. Самоучитель. Сложение и вычитание. Москва, 2019 г. Режим доступа: https://ridero.ru/books/mentalnaya_arifmetika_samouchitel/freeText?ysclid=l16sar1py (дата обращения: 13.02.2024).Черемошкина, Л. В. Развитие памяти у детей [Текст] : Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Любовь Черемошкина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2017 – 96 с.Школа ментальной арифметики. Isma. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://isma.ru.com/Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Даниил Эльконин. – Москва : Издательский центр «Академия», 2016 – 384 с.Эрташ С. Ментальная арифметика. Сложение и вычитание Ч.1. [Текст] / СофуоглуЭрташ. – Москва : Траст, 2015 – 184 с.
2) Бенжамин, А. Матемагия, Секреты ментальной математики / А. Бенжамин, М. Шермер. – Москва : Абакус, 2016 – 247 с.
3) Вершинина, Н. В. Как учителю младших классов формировать математическую грамотность школьников / Н. В. Вершинина // Альманах мировой науки. – 2020 – № 5(41). – С. 47 - 49
4) Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст]: монография / Лев Выготский. – Москва : Смысл, Эксмо, 2019 – 512 с.
5) Кирилина, Н. Ю. Технология «Ментальная арифметика» в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы / Н. Ю. Кирилина, Т. В. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41625/ (дата обращения: 13.02.2024).
6) Князева, Н. К. Формирование математической грамотности в начальной школе с использованием математических моделей и их анимационной иллюстрации / Н. К. Князева, М. В. Носков // Информатика в школе. – 2021 – № 8(171). – С. 53 - 62
7) Куралай, Э. Ж. Ментальная арифметика. Методическое пособие для преподавателей и родителей. – Ridero, 2018.
8) Малсан Би. Ментальная арифметика для всех / Малсан Би — М.: «Издательские решения», 2016. – 26 с.
9) Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. с. 221-225.
10) Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
11) Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – Москва : Издат. центр «Академия», 2019 – 178 с.
12) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. С изменениями и дополнениями от: 18 июля 2022 г.
13) Фуст О. Ментальная арифметика. Самоучитель. Сложение и вычитание. Москва, 2019 г. Режим доступа: https://ridero.ru/books/mentalnaya_arifmetika_samouchitel/freeText?ysclid=l16sar1py (дата обращения: 13.02.2024).
14) Черемошкина, Л. В. Развитие памяти у детей [Текст] : Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Любовь Черемошкина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2017 – 96 с.
15) Школа ментальной арифметики. Isma. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://isma.ru.com/
16) Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Даниил Эльконин. – Москва : Издательский центр «Академия», 2016 – 384 с.
17) Эрташ С. Ментальная арифметика. Сложение и вычитание Ч.1. [Текст] / Софуоглу Эрташ. – Москва : Траст, 2015 – 184 с.