Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История педагогики
  • 30 30 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 20.03.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 4
Глава 1.Анализ педагогической деятельности и теории воспитания М.В. Ломоносова 6
1.1.Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова 6
1.2.Идеи М.В. Ломоносова относительно теории и практики воспитания в контексте современности 8
Глава 2.Дидактические проблемы в трудах М.В. Ломоносова 17
2.1.Дидактические принципы обучения и их актуальность на современном этапе 17
2.2.Проблемы методов обучения в теории М.В. Ломоносова 21
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Фрагмент для ознакомления

И новый материал объясняется учителем, может сделать доклад и ученик, возможна ситуация, когда сами ученики открывают новое через эвристические изыскания, но это не отменяет того факта, что нужно что-то выучить, запомнить. Важный метод в системе Ломоносова – выполнение практических работ. Назначение практических методов ученый понимал в обращении гимназистов к сути предметов, в том, чтобы стимулировать познание, формировать познавательную активность. В частности, это метод «упражнения». Он рассматривается в IV главе «Проектов регламентов» обеих гимназий. Ломоносов считал, что упражнения могут быть школьными и домашними. «Школьные упражнения выполняются в гимназии в присутствии одного учителя или при других классах, а иногда и публично в ректорском классе. Другие же упражнения задаются учителем на дом».Школьные упражнения разделены на «первое» и «второе». «Первое» - это устный ответ в первый час по приходу учителя в класс, «второе» - «перевод коротких заданий и переложение фраз стихами и прозой», но не письменно. При отборе таких заданий учителю должно учитывать, на каком уровне развития находится класс. Что же касается домашних упражнений, то они помогают закрепить материал. Оценку успехов учащихся проводили в конце каждого месяца в присутствии других классов. При этом предлагались упражнения, которые гимназисты должны были выполнять «... в один день до и после обеда, причем преподаватели дают всем сразу небольшой материал для перевода или заставляют перелагать фразы прозой или стихами с тем, чтобы гимназисты выполняли это, не заглядывая в книгу и ничего не записывая». Это упражнения контрольные, так как они проверяют знания, а не способствуют их усвоению [12, 45].В старших классах раз в полгода организовывались публичные выступления, на которых, в присутствии всех, гимназисты должны были произнести речи, «... составленные ими самими под наблюдением ректора на русском и латинском языках в стихах и прозе». Это публичные и творческие упражнения, направленные на развитие индивидуальных умственных способностей, творческого мышления [12, 51].Помимо упражнений Ломоносов рекомендовал при объяснении нового материала проводить опыты, использовать непосредственный практический опыт гимназистов, особенно в младших классах, поскольку мышление детей младшего возраста предельно конкретно и у них еще не развита способность к таким операциям, как абстрагирование и обобщение.Многие рекомендации Ломоносова, такие как: ориентирование на уровень знаний учащихся и на их потенциальные возможности, дозировка домашних заданий, чередование заданий на запоминание с творческими, работами, как классными, так и домашними, регулярное проведение контрольных работ, использование предметных недель для публичного контроля остаются актуальными и сегодня и с успехом используются в современном образовательном процессе.Самостоятельная работа – еще один столп в педагогической теории Ломоносова.самостоятельная работа в ее взаимосвязи с самообразованием - индивидуально - личностным процессом познания человеком окружающего мира - многогранная и многоаспектная проблема, которой на протяжении многих лет занимаются представители различных отраслей наук: философы, педагоги, психологи, социологи. Проблема самостоятельной работы школьников является чрезвычайно актуальной. Многоаспектность этого вопроса обусловливает разнообразие подходов к трактовке самого понятия «самостоятельная работа» во взаимосвязи с близкими терминами «самостоятельная деятельность», «самостоятельность», «самообразование»; разнообразие ее классификаций по разным критериям; различия в трактовке ее значение в познавательном процессе.Методы самостоятельной работы для Ломоносова являются источником развития активности детей, критического осмысления действительности. С этой целью Ломоносов предлагал давать те индивидуальные задания, которые будут воспитывать у гимназистов потребность в научных знаниях.Ученый настаивал на специальном отборе заданий для самостоятельной работы, учитывающих возможности детей. При этом задания должны были носить обязательно творческий характер. Например, учащиеся могли делать либо краткий перевод с русского на латинский и наоборот, либо писать стихи на определенную тему. Такие задания должны были выполняться два раза в неделю.Самостоятельная учебная работа является средством овладения учащимися глубокими знаниями, умениями критически мыслить, применять знания на практике, постоянно работать над собственным развитием. Поэтому учителя призваны привить своим воспитанникам умение самостоятельно приобретать и использовать приобретенные знания. От этого в значительной мере зависит результативность учебно-воспитательного процесса, главная цель которого заключается в формировании творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Несмотря на успехи, достигнутые в теории, методике и педагогической практике, проблема исследования организации самостоятельной работы учащихся не теряет актуальности и требует дальнейшего изучения. Одна из форм самостоятельной работы учащихся, рекомендуемая Ломоносовым – это чтение вслух под контролем педагога. В «Проекте регламента академической гимназии» ученый рекомендовал для чтения и изучения лучшие произведения мировой культуры. Здесь необходимо отметить, что постановка проблемы самостоятельной работы учащихся в первой половине XVIII века была осуществлена впервые не только в России, но и во всей Европе, поскольку просвещение в то время основывалось на догматизме. Метод чтения вслух используется многими учителями и сегодня, и не только в начальной школе, где он применяется повсеместно, но и в старших классах. При этом преследуются те же цели - коллективное ознакомление с литературным произведением, развитие навыка выразительного чтения и внимательного восприятия учебного материала «на слух».Наряду с теорией принципов и методов обучения в дидактике большое внимание уделяется такому вопросу, как форма организации учебного процесса.Прогрессивной в дидактических идеях Ломоносова явилась разработка и организация классно-урочной системы, предложенной чешским ученым Яном Амосом Коменским и внедренной Ломоносовым не только в Академическую гимназию, но и в Московский университет за тридцать лет до Реформы школы 1786 года, когда эта система была принята в российской школе как основная [2].И по ряду других направлений развития дидактики Ломоносов проявил себя как новатор. М. В. Ломоносов был сторонником четкого порядка, системы в организации учебных занятий, режимных моментов. Ученым было предложено расписание: утром, с семи до девяти часов, шли занятия во всех латинских классах, с девяти до одиннадцати - в русских, с двух до четырех часов - в классах первых основных наук. Впервые в истории педагогики Ломоносов предложил принцип планирования уроков на каждые полгода с тем, чтобы у преподавателей была возможность «доводить свои лекции до конца, не прекращая этого раньше срока».Ученый являлся разработчиком план-схемыурока, обосновав фактически его основные этапы. В начале каждого урока педагог предлагал проведение опроса, проверки домашнего задания: «принесли ли с собой приготовленные уроки, и наказывать приватно тех, кто не выполнил положенного ему». Следующий этап - «отчетливое объяснение нового материала». Если время оставалось, то можно было дать задания: «чтобы они выполняли таковые в их присутствии, не спрашивая друг у друга и не заглядывая в книгу». Домашние творческие задания практиковались весьма активно. Для контроля за учебной работой предлагалось ввести табели, где отмечали выполнение домашних заданий и поведение учащихся. Ломоносов являлся автором идеи внедрения в практику классного журнала.Чтобы учащийся смог перейти в другой класс, ему следовало выдержать строгий экзамен. Перед экзаменом для каждого класса составляли общую табель успеваемости, которая давала возможность судить экзаменатору о способностях, прилежании и поведении каждого. Система контроля за знаниями учащихся, разработанная Ломоносовым, отличалась универсальным и объективным характером. И сейчас она в полной мере жизнеспособна. Действительно дневники или табели успеваемости введены во всех учебных заведениях, и их роль по сравнению с ломоносовскими временами даже является более широкой: реализация ежедневной связи учителя с родителями, оперативность данной связи.Классно-урочная система, организованная Ломоносовым, давала, по его мнению, такие преимущества: систематичность в преподавании, в получении знаний, преемственность, достижение прочности знаний, создание товарищеских отношений между гимназистами, развитие инициативности и активности детей. Кроме того, она регламентировала учебный процесс, одновременно предполагая внесение в него творческого элемента.Большая работа проводилась ученым по разработке вопросов методики преподавания отдельных предметов. Он рекомендовал тщательно отбирать материал, опираясь, прежде всего, на то, в какой мере этот материал нужен ученикам. Ценность его работы состояла в раскрытии педагогических условий изложения учебного материала, разработке рекомендаций по изучению русского языка, тщательном отборе литературы для изучения в гимназиях и университетах, разработке методики преподавания естественных наук [13]. Используя все методы, предложенные Ломоносовым, ученые и учителя продолжают сегодня поиски нового. ЗаключениеНа основании вышесказанного возможно сделать следующие выводы.Педагогическое наследие М.В. Ломоносова явилось источником некоторых теоретических образовательных концепций, которые впоследствии были использованы в российской педагогике XVIII-XX вв. Возрождение идей гуманизма в эпоху Просвещения способствовало обращению прогрессивных ученых к проблеме идеала личности, взаимоотношений в системе «общество и человек». Развитие отечественной педагогики связано с достижениями гуманистической западноевропейской педагогической мысли, прежде всего, через научно-педагогическую деятельность Михаила Васильевича Ломоносова, ученого, оказавшего значительное влияние на развитие российской педагогической мысли, поднявшегося в истории мировой культуры на уровень гения.М.В. Ломоносов совмещал в себе человека Петровской эпохи и представителя второй половины XVIII в., сторонника идей Просвещения, заботившегося не только о «пользе государственной», но и интересах личности. Это выразилось не только в его обращении к идеям западноевропейских просветителей, но и в подходах ученого к организации школьного и университетского образования в России, отборе форм и методов воспитания и обучения и др. Идеи М.В. Ломоносова в развитии отечественной педагогической мысли имеют особую актуальность, так как вопросы формирования личности первый русский академик, сын поморского крестьянина из глубинки Архангельского Севера, связывал с такими факторами, как среда, воспитание, образование. Сейчас те принципы обучения и дидактики, которые предложил Ломоносов, остаются востребованными педагогической теорией и практикой. Впервые в педагогической теории XVIII в. М. В. Ломоносов доказывал необходимость создания отечественной науки о воспитании и образовании, призывал к творческому переосмыслению достижений западноевропейских просветителей. Список использованной литературыИсточники М. В. Ломоносов о воспитании и образовании. / Сост. Т. С. Буторина. - М.: «Педагогика», 1991 - 339 с.ЛитератураБеркут, О. В. Гимназическое образование в России в XVIII веке / О. В. Беркут. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 646-648. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36509/ (дата обращения: 18.02.2024).Буторина Т. С. М.В. Ломоносов и педагогика. — Архангельск, 1994. — 223 с.Воскрекасенко О.А. Развитие адаптационных способностей обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования: учебное пособие. Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2010. 240 с.Воскрекасенко О.А. Педагогика. Содержательный модуль: «Дидактика (теория обучения)»: учебно-методическое пособие / О.А. Воскрекасенко. – Пенза: ПГУ, 2019. – 76 с.Воскрекасенко О.А. Обучение в высшей школе: формы и технологии: учебное пособие / С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко, О.А. Вагаева. – Пенза: ПензГТУ, 2013. – 172 с.Гераськова О.А. Вклад М.В. Ломоносова в развитие педагогики // Естественно-научные и гуманитарные исследования: теоретические и практические аспекты: материалы XXXI Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д.: Издательство ВВМ (Санкт-Петербург). 2021. С. 117-120.Кузнецова Е.В. Развитие педагогических идей М. В. Ломоносова в современном российском образовании (На примере создания образовательной модели - гимназия "Школа Ломоносова") :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2000 174 c. РГБ ОД, 61:01-13/1021-4Кузнецова Е.В. Три века спустя: о современном прочтении педагогических идей М.В. Ломоносова // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011. № 2. С. 207-215.ОгольцоваЕ. Г. Вклад М. В. Ломоносова в развитие педагогики / Е. Г. Огольцова, А. В. Дроздова, О. Ю. Жангужинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 393-395. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46919/ (дата обращения: 18.02.2024).Селиверстова Е.Н. Дидактические идеи М.В. Ломоносова как теоретический ресурс современной отечественной педагогики (к 250-летию памяти М.В. Ломоносова) // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия: педагогические и психологические науки. 2015. № 22 (41). С. 43-51.Смягликова Е.А. Развитие педагогической мысли на Архангельском Севере во второй половине XVIII века : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Архангельск, 2007.- 228 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2153Тринадцатко О.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИДЕИ М.В. ЛОМОНОСОВА В ДИАЛОГЕ С СОВРЕМЕННОСТЬЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 1; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31476 (дата обращения: 18.02.2024).

Источники

1. М. В. Ломоносов о воспитании и образовании. / Сост. Т. С. Буторина. - М.: «Педагогика», 1991 - 339 с.
Литература

2. Беркут, О. В. Гимназическое образование в России в XVIII веке / О. В. Беркут. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 646-648. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36509/ (дата обращения: 18.02.2024).
3. Буторина Т. С. М.В. Ломоносов и педагогика. — Архангельск, 1994. — 223 с.
4. Воскрекасенко О.А. Развитие адаптационных способностей обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования: учебное пособие. Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2010. 240 с.
5. Воскрекасенко О.А. Педагогика. Содержательный модуль: «Дидактика (теория обучения)»: учебно-методическое пособие / О.А. Воскрекасенко. – Пенза: ПГУ, 2019. – 76 с.
6. Воскрекасенко О.А. Обучение в высшей школе: формы и технологии: учебное пособие / С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко, О.А. Вагаева. – Пенза: ПензГТУ, 2013. – 172 с.
7. Гераськова О.А. Вклад М.В. Ломоносова в развитие педагогики // Естественно-научные и гуманитарные исследования: теоретические и практические аспекты: материалы XXXI Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д.: Издательство ВВМ (Санкт-Петербург). 2021. С. 117-120.
8. Кузнецова Е.В. Развитие педагогических идей М. В. Ломоносова в современном российском образовании (На примере создания образовательной модели - гимназия "Школа Ломоносова") : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2000 174 c. РГБ ОД, 61:01-13/1021-4
9. Кузнецова Е.В. Три века спустя: о современном прочтении педагогических идей М.В. Ломоносова // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011. № 2. С. 207-215.
10. Огольцова Е. Г. Вклад М. В. Ломоносова в развитие педагогики / Е. Г. Огольцова, А. В. Дроздова, О. Ю. Жангужинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 393-395. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46919/ (дата обращения: 18.02.2024).
11. Селиверстова Е.Н. Дидактические идеи М.В. Ломоносова как теоретический ресурс современной отечественной педагогики (к 250-летию памяти М.В. Ломоносова) // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия: педагогические и психологические науки. 2015. № 22 (41). С. 43-51.
12. Смягликова Е.А. Развитие педагогической мысли на Архангельском Севере во второй половине XVIII века : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Архангельск, 2007. - 228 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2153
13. Тринадцатко О.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИДЕИ М.В. ЛОМОНОСОВА В ДИАЛОГЕ С СОВРЕМЕННОСТЬЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 1; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31476 (дата обращения: 18.02.2024).