Конкуренция на российских рынках: формы и методы ее развития

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 50 50 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 20.03.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ 5
1.1. Понятие и сущность конкуренции. Конкуренция и конкурентоспособность 5
1.2. Эволюция взглядов на проблему конкуренции 8
2. ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНЦИИ НА РОССИЙСКИХ РЫНКАХ 15
2.1. Экономика России и развитие конкуренции в условиях глобальных вызовов 15
2.2. Проблемы конкуренции современной России 20
3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
3.1. Борьба с недобросовестной конкуренцией 24
3.2. Проблемы и перспективы импортозамещения в РФ 28
3.3. Параллельный импорт как новый способ управления экономикой 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Принципиальная схема свойств организации в условиях неопределенности 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Эволюция маркетинга в процессе совершенствования конкуренции 48
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Рейтинг развития отраслей экономики Российской Федерации 49

Фрагмент для ознакомления

Данный перечень постоянно обновляется, поэтому необходимо отслеживать изменения – в списке может появиться необходимый им товар.Всего было выбрано 177 организаций, ушедших с российского рынка с марта 2022 года. Среди них компании, чьи товары поставляются посредством параллельного импорта – 96, что составляет примерно 54% от общего числа выбранных организаций (рис. 10).Источник: [10]Рисунок 10–Статистика компаний ушедших с российского рынкаБольше всего организаций, прекративших представлять товары на нашем рынке были из следующих стран: Америка – 45 компаний; Франция – 24 компании; Япония – 19 компаний; Германия – 16 компаний.Для анализа были выбраны такие отрасли как (рис. 11): одежда и ритейл; электроника и бытовая техника; транспорт; косметика и средства гигиены; украшения и часы; продукты питания и напитки; промышленность, энергетика, газ, нефть; фармацевтика.Источник: [10]Рисунок 11 – Статистика числа ушедших компаний с российского рынка по отраслямЕсли говорить про процентное соотношение ушедших с российского рынка организаций по отраслям, то складывается следующая картина: больше всего (примерно 20,34%) приходится на косметику и средства гигиены, меньше всего (примерно 1,13%) на фармацевтику (рис. 12).Источник: [10]Рисунок 12 – Долевое соотношение компаний ушедших с российского рынка по отраслямЕсли говорить про процентное соотношение брендов доступных для параллельного импорта по отраслям, томожно увидеть следующее: большая доля (примерно 26,04%) приходится на одежду и ритейл, меньшая (примерно 1,13%) на украшения и часы (рис.13).Источник: [10]Рисунок 13 – Долевое соотношение брендов доступных для параллельного импорта по отраслям2) Одежда и ритейл.Параллельный ввоз одежды, головных уборов, обуви, тканей, меха и кожаных изделий разрешили без ограничений по брендам. Но компании выбирают также и другие методы для того, чтобы остаться на российском рынке. Так некоторые бренды реализуют остатки товаров на различных маркетплейсах (Inditex, Decathlon, H&M Group, Nike, IKEA, Marks & Spencer и другие); продают свою продукцию через посредников (Crocs – новый оператор ООО «Клэр», владелец которого француз Эрик Пети); переименовывают свои магазины и продолжают продавать свою продукцию, но без указания наименований и товарных знаков (Inditex, LPP); также существуют специальные механизмы, позволяющие доставлять продукцию из магазинов заграницей (Inditex – доставка товаров CDEK. Shopping из Испании, Uniqlo – доставка товаров CDEK.Shopping из Польши).3) Электроника и бытовая техника.Примерно 95% товаров ушедших компаний ввозится параллельно, большинство товаров ввозится из Америки. Наиболее задействованные коды ТН ВЭД ЕАЭС:84 – реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части (за исключением товаров, зарегистрированных в качестве медицинских изделий);85 – электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности (за исключением товаров, зарегистрированных в качестве медицинских изделий);90 – инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности (за исключением товаров, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов и медицинских изделий);91 – часы всех видов и их части.Транспорт.По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2022 году авторынок России сократился сразу в 2,5 раза: если в 2021 году было продано около 1,6 миллиона новых автомобилей, в прошлом — немногим более 600 тысяч.Плюсом параллельного импорта стал расширившийся ассортимент автомобилей, ранее не представленных в России. Например, у нас появилась Mazda CX-4 и Volkswagen Bora — оба созданы для китайского рынка. Китай вообще стал одним из важнейших направлений импорта, также машины везли из ОАЭ, Южной Кореи, Японии (правый руль) и двух стран, входящих в Таможенный союз с Россией, — Белоруссии и Казахстана. Примерно 68% товаров ушедших компаний ввозится параллельно большинство товаров ввозится из Японии.5) Косметика и средства гигиены.44% товаров ушедших компаний ввозится параллельно, большинство товаров из Америки и Франции. 4 августа 2022 года Минпромторгом были внесены изменения в перечень товаров для параллельного импорта и дал согласие на ввоз в Россию косметической продукции широко известных марок. Из списка исключений, в частности, убрали марки Lancome, Redken, Yves Saint Laurent, HelenaRubinstein, Valentino, Giorgio Armani и Kerastase. В министерстве решение объяснили тем, что «в торговые сети поступает недостаточное количество товаров этих брендов».6) Украшения, часы.Из рассмотренных 6 компаний (из Швейцарии, Франции и Австрии) товары ни одной из них больше не импортируется в Россию. Это объясняется тем, что Евросоюз запретил поставки в Россию предметов роскоши на сумму более €300 (около $328) ещё в рамках четвёртого пакета санкций. Планировалось, что россияне больше не смогут купить европейские икру, трюфели, некоторые алкогольные напитки, сигары, определённую парфюмерию, изделия из кожи и меха, различные предметы одежды, а также бриллианты, золото, жемчуг и драгоценные камни.7) Продукты питания и напитки.Примерно 7% товаров ушедших компаний ввозится параллельно. Из представленных в таблице – это 2 бренда (Brown-Forman (JackDaniel's, Finlandia) – Америка; Richmond – Америка). Также согласно данным из реестра Росаккредитации, структура Beluga Group «Синергия импорт» в декабре 2022 года зарегистрировала декларации о соответствии для ликеров Jagermeister и виски Johnnie Walker. Также Coca-Cola HBC начала продавать в России напиток под брендом "Добрый кола". Подразделение компании в РФ переименовано в Multon Partners (ООО "Мултон партнерс"). А PepsiCo Inc. прекратила производство Pepsi, 7UP и MountainDew в России почти через шесть месяцев после того, как американская компания заявила о приостановке продаж и производства.8) Промышленность, энергетика, газ, нефть.Примерно 29% продукции ушедших компаний ввозится параллельно. Из представленных в таблице – это 5 компаний (ExxonMobil – Америка; Komatsu – Япония; KONE – Финляндия; BASF – Германия; Henkel – Германия).Задействованные коды ТН ВЭД ЕАЭС: (34) – мыло, поверхностно-активные органические вещества, моющие средства, смазочные материалы, искусственные и готовые воски, составы для чистки или полировки, свечи и аналогичные изделия, пасты для лепки, пластилин, «зубоврачебный воск» и зубоврачебные составы на основе гипса (за исключением товаров, зарегистрированных в качестве медицинских изделий); (39) – пластмассы и изделия из них (за исключением товаров, зарегистрированных в качестве медицинских изделий); (40) – каучук, резина и изделия из них (за исключением товаров, зарегистрированных в качестве медицинских изделий); (84) – реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части (за исключением товаров, зарегистрированных в качестве медицинских изделий).9) Фармацевтика.Из рассмотренных двух ушедших фармацевтических компаний в список Минпромторга вошла одна – MiltenyiBiotec (Германия). Однако же в октябре 2022 года стало известно, что несмотря на внесении компании в список, ее продукция не поступает в Россию. Именно технологию немецкой компании использовали все ведущие центры, работавшие с CAR-T-терапией (инновационный метод лечения определенных типов рака крови, при котором собственные лейкоциты пациента генетически программируются на уничтожение раковых клеток). Также продукция MiltenyiBiotec использовалась при трансплантации костного мозга.Позиция компании насчет поставок в нашу страну остается принципиальной и это затрудняет поставки продукции даже путем параллельного импорта. А официальный дистрибьютор Miltenyi «Биокоммерц» не занимается поставками продукции компании после того, как Miltenyi приостановила сотрудничество.Таким образом, для развития конкуренции на российских рынках государство задействует правовые и экономические методы, сред которых основными выступают противодействие недобросовестной конкуренции, содействие развитию бизнеса в условиях импортозамещения, использование параллельного импорта.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе выполнения курсовой работы были рассмотрены формы и методы развития конкуренции на российских рынках. В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам: Теория конкуренции прошла пять основных этапов развития, обогащаясь и трансформируясь в новые модели, соответствующие тому или иному уровню развития общества.Без конкуренции рынок не будет функционировать эффективно, так как ее основным предназначением является активизации деятельности хозяйствующих субъектов, что способствует улучшению качества продукции и услуг, уменьшению цен за счет снижения издержек на основе использования инновационных технологий. Общее предназначение конкуренции – способствовать общественному благу, защищая интересы конечных потребителей, а также тех предпринимателей, которые не нарушают правила его функционирования. С другой стороны, благая цель обеспечения свободы граждан, которую предполагают конкурентные отношения ограничена предполагаемым равенством всех участников рыночных отношений, в основе которых лежит ограничение свободы выбора модели поведения. Из вышесказанного следует вывод о том, что порядок в рыночной экономике устанавливается через механизм конкуренции. Если растет спрос, объем производства увеличивается. Конкуренция усиливается, что заставляет снижать издержки. При падении спроса происходит обратный процесс. В условиях свободной конкуренции регулятором производства выступает цена. Она регулирует объемы, распределение ресурсов, движение рабочей силы. Процесс развития конкуренции в Российской Федерации регулируют два направления:1. Защита конкуренции, которая осуществляется под контролем Федеральной антимонопольной службы.2. Развитие конкуренции. В данном направлении заложена поддержка соперничества в экономике, а также созданы необходимые условия по поощрению.Анализ современного состояния отраслевых рынков в РФ позволяет сделать вывод о высоком уровне конкуренции на российском рынке, которая нуждается в государственном регулировании. Главной проблемой практической реализации антимонопольной политики является преобладание экономических механизмов регулирования над законодательными.Среди прочих проблем, связанных с развитием конкурентной среды в РФ, выступает недостаточное развитие правовой базы, а также недостаточно эффективная поддержка малого и среднего бизнеса, которая исходит в первую очередь со стороны государства. Другой причиной становится низкая конкурентоспособность ряда отечественных производителей.По данным официальных источников ежегодно ФАС получает от 3-х до 5 тысяч заявлений о фактах недобросовестной конкуренции, из них после проведения проверки подтверждается меньше половины. К сожалению, пробелы правового поля способствуют возникновению лазеек для нарушений, своевременное предотвращение которых будет способствовать предотвращению разрушительных для экономики последствий.Дальнейшее развитие российского законодательства о конкуренции должно идти с учетом специфики цифрового пространства, для чего должны быть выработаны новые способы выявления неправомерных деяний в области конкуренции, например, противодействие картельному сговору цифровых платформ, или других крупных игроков рынка, например, сотовых операторов и прочими действиями, направленными на противодействие монополизации.Курс на импортозамещение, к сожалению, пока не дал действенных результатов из-за значительного отставания многих отраслей, традиционно ориентированных на импорт. Другим способом, призванным улучшить положение на рынке, стал параллельный импорт – ввоз в страну товаров без согласия производителя или правообладателя. Этот механизм управления называется «параллельным», так как импорт идет одновременно с поставкой от официальных дилеров. Товары доставленный таким образом называются «серыми», но не контрафактными, так как между ними большая разница. Данный инструмент был введен для смягчения негативных последствий, оказываемых сокращением импорта на экономику страны. В настоящее время, он является более эффективным для поступления на рынок необходимых товаров. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫКонституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г.) (с учетом изменений одобренными в ходе всероссийского голосования от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 10.03.2023).Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч.1.Ч.2.Ч.3.Ч.4 по сост. на 03.03.2022. – М.: Эксмо, 2022. – 928 с.О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – 31 июля. – № 31.Ч.1. – Ст. 3434.Об утверждении методики определения основных показателей и критериев оценки состояния конкурентной среды: Приказ Минэкономразвития № 137 от 4 апреля 2011г. // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 10.03.2023).Авдонин, Р.В. Противодействие недобросовестной конкуренции, как элемент системы защиты прав человека / Р.В. Авдонин // Гуманистический фактор в современном праве: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 18–20 мая 2019 года / Ответственный редактор: Сошникова Т.А. – М.: Московский гуманитарный университет, 2019. – С. 191-199. – EDN WEUGUR.Андрющенко, С.А. Оценка влияния развития животноводства хозяйств населения на продовольственную независимость России / С.А. Андрющенко, М. Я. Васильченко // Аграрный научный журнал. – 2020. – № 3. – С. 65-74. Бусоедов А.А., Борошенко Н.Р., Шемелева Н.Е. Основные тенденции развития конкуренции на российском рынке // Вестник магистратуры. – 2023. – №12-3 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-razvitiya-konkurentsii-na-rossiyskom-rynke (дата обращения: 18.02.2024).В параллельный импорт алкогольных брендов включаются ведущие российские дистрибуторы // New retail [сайт]. 2023. URL: https://newretail.ru/novosti/retail/v_parallelnyy_import_alkogolnykh_brendov(дата обращения 15.02.2024)Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2019. – 312с. (с. 17)Дегтерева В.А., Макарова О.Н., Кузенкова Е.С., Мартыненко О.В. Параллельный импорт как механизм управления экономикой // Экономика и экологический менеджмент. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/parallelnyy-import-kak-mehanizm-upravleniya-ekonomikoy (дата обращения: 19.02.2024).Жук, А.А. Причины и роль недобросовестной конкуренции на современных отраслевых рынках / А.А. Жук, М.Г. Амбарцумян // Современная конкуренция. – 2020. – №6 (66).Каменский Е.Г., Вихрова Т.Д. Социальное измерение проблемы конкуренции в сфере малого бизнеса // Актуальные проблемы региональной социологии. – 2019. – С. 161-165.Кривенко Н.В., Епанешникова Д.С. Импортозамещение как инструмент стабилизации социально-экономического развития регионов // Экономика региона. – 2020. –Том 16. – № 3. – С. 765-778. DOI: 10.17059/ekon.reg.2020-3-7 Леонов С.Н. Глобальные вызовы российской экономике // Управленческие науки. – 2021. – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalnye-vyzovy-rossiyskoy-ekonomike (дата обращения: 19.02.2024).Линькова Е.Г., Алексанова Т.Н., Щекотихина Л.А. Экономическая сущность конкуренции // Научные записки ОрелГИЭТ. – 2018. – №. 2. – С. 5-15. Макарова О.Н., Кузенкова Е.С., Мартыненко О.В. Управление параллельным импортом и его влияние на цены. Международный опыт // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и Экологический менеджмент». – 2022. – № 4. – С. 107-117 Мескон М.Х. Основы менеджмента.– М.: Дело, 2008.– С. 216Недобросовестная конкуренция в России 2016-2021: Отчет «Р-Техно» Дата подготовки отчета: 06.11.2022г. – М.: Р-Техно, 2022. – 34с.Оберт Т. Б. Формирование конкурентной среды в современной российской экономике // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. – 2017. – Т. 17. – №. 4 Политика импортозамещения в России: от слов к делу [Электронный ресурс] – Режим доступа.URL: http://www.garant.ru (дата обращения 19.02.2024).Попова И.Н., Сергеева Т.Л. Импортозамещение в современной России: проблемы и перспективы // Beneficium. – 2022. – №2 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/importozameschenie-v-sovremennoy-rossii-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 19.02.2024).Руины русавтопрома: как авторынок пережил самый масштабный с начала века коллапс // V1.RU [сайт]. 2023. URL: https://v1.ru/text/auto/2023/01/02/71935643/ (дата обращения 15.02.2024)Ряховская А.Н. Оценка эффективности регулирования экономики России // ЭТАП. – 2023. – №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-regulirovaniya-ekonomiki-rossii (дата обращения: 28.03.2023).Снимщикова И.В. Факторы роста в контексте посткризисной адаптации российской экономической системы // Научный журнал. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2022. –№1. –С. 168-172Снимщикова, И.В. Проблема конкуренции современной России / И. В. Снимщикова, Р. Н. Даренский, А. Н. Филиппов // Энигма. – 2020. – № 20. – С. 33-36. – EDN PTLTZS. Тагирова А.В. Конкуренция как гарант функционирования рыночного механизма в условиях экономических санкций // Экономика и социум. – 2022. – №6-3 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentsiya-kak-garant-funktsionirovaniya-rynochnogo-mehanizma-v-usloviyah-ekonomicheskih-sanktsiy (дата обращения: 19.02.2024).Coca-Cola будет продавать в РФ напиток под брендом «Добрый кола» // Интерфакс [сайт]. 2022. URL: https://www.interfax.ru/business/858470 (дата обращения 15.02.2024)ПРИЛОЖЕНИЕАПринципиальная схема свойств организации в условиях неопределенностиИсточник: Баринов В.А., Синельников А.В. Развитие организации в конкурентной среде [Электронный ресурс] // Менеджмент в России и за рубежом № 6 2000 Режим доступа: https://www.cfin.ru/press/managementПРИЛОЖЕНИЕ БЭволюция маркетинга в процессе совершенствования конкуренцииПРИЛОЖЕНИЕ ВРейтинг развития отраслей экономики Российской ФедерацииОтрасль экономики2020 год (в % от общего ВВП)2021 год (в % от общего ВВП)Торговля оптовая и розничная13,113,0Обрабатывающая промышленность12,712,7Добыча полезных ископаемых11,611,4Чистые налоги на продукты и импорт9,79,5Операции с недвижимым имуществом7,87,6Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение6,66,6Транспортировка и хранение6,36,3Строительство5,75,8Финансовая и страховая деятельность3,94,0Профессиональная, научная и техническая деятельность3,83,8Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг3,13,2Сельское и лесное хозяйство3,13,1Источник: данные Минэкономразвития РФ

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г.) (с учетом изменений одобренными в ходе всероссийского голосования от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 10.03.2023).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч.1.Ч.2.Ч.3.Ч.4 по сост. на 03.03.2022. – М.: Эксмо, 2022. – 928 с.
3. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – 31 июля. – № 31.Ч.1. – Ст. 3434.
4. Об утверждении методики определения основных показателей и критериев оценки состояния конкурентной среды: Приказ Минэкономразвития № 137 от 4 апреля 2011г. // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 10.03.2023).
5. Авдонин, Р.В. Противодействие недобросовестной конкуренции, как элемент системы защиты прав человека / Р.В. Авдонин // Гуманистический фактор в современном праве: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 18–20 мая 2019 года / Ответственный редактор: Сошникова Т.А. – М.: Московский гуманитарный университет, 2019. – С. 191-199. – EDN WEUGUR.
6. Андрющенко, С.А. Оценка влияния развития животноводства хозяйств населения на продовольственную независимость России / С.А. Андрющенко, М. Я. Васильченко // Аграрный научный журнал. – 2020. – № 3. – С. 65-74.
7. Бусоедов А.А., Борошенко Н.Р., Шемелева Н.Е. Основные тенденции развития конкуренции на российском рынке // Вестник магистратуры. – 2023. – №12-3 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-razvitiya-konkurentsii-na-rossiyskom-rynke (дата обращения: 18.02.2024).
8. В параллельный импорт алкогольных брендов включаются ведущие российские дистрибуторы // New retail [сайт]. 2023. URL: https://newretail.ru/novosti/retail/v_parallelnyy_import_alkogolnykh_brendov (дата обращения 15.02.2024)
9. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2019. – 312с. (с. 17)
10. Дегтерева В.А., Макарова О.Н., Кузенкова Е.С., Мартыненко О.В. Параллельный импорт как механизм управления экономикой // Экономика и экологический менеджмент. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/parallelnyy-import-kak-mehanizm-upravleniya-ekonomikoy (дата обращения: 19.02.2024).
11. Жук, А.А. Причины и роль недобросовестной конкуренции на современных отраслевых рынках / А.А. Жук, М.Г. Амбарцумян // Современная конкуренция. – 2020. – №6 (66).
12. Каменский Е.Г., Вихрова Т.Д. Социальное измерение проблемы конкуренции в сфере малого бизнеса // Актуальные проблемы региональной социологии. – 2019. – С. 161-165.
13. Кривенко Н.В., Епанешникова Д.С. Импортозамещение как инструмент стабилизации социально-экономического развития регионов // Экономика региона. – 2020. –Том 16. – № 3. – С. 765-778. DOI: 10.17059/ekon.reg.2020-3-7
14. Леонов С.Н. Глобальные вызовы российской экономике // Управленческие науки. – 2021. – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalnye-vyzovy-rossiyskoy-ekonomike (дата обращения: 19.02.2024).
15. Линькова Е.Г., Алексанова Т.Н., Щекотихина Л.А. Экономическая сущность конкуренции // Научные записки ОрелГИЭТ. – 2018. – №. 2. – С. 5-15.
16. Макарова О.Н., Кузенкова Е.С., Мартыненко О.В. Управление параллельным импортом и его влияние на цены. Международный опыт // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и Экологический менеджмент». – 2022. – № 4. – С. 107-117
17. Мескон М.Х. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2008. – С. 216
18. Недобросовестная конкуренция в России 2016-2021: Отчет «Р-Техно» Дата подготовки отчета: 06.11.2022г. – М.: Р-Техно, 2022. – 34с.
19. Оберт Т. Б. Формирование конкурентной среды в современной российской экономике // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. – 2017. – Т. 17. – №. 4
20. Политика импортозамещения в России: от слов к делу [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: http://www.garant.ru (дата обращения 19.02.2024).
21. Попова И.Н., Сергеева Т.Л. Импортозамещение в современной России: проблемы и перспективы // Beneficium. – 2022. – №2 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/importozameschenie-v-sovremennoy-rossii-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 19.02.2024).
22. Руины русавтопрома: как авторынок пережил самый масштабный с начала века коллапс // V1.RU [сайт]. 2023. URL: https://v1.ru/text/auto/2023/01/02/71935643/ (дата обращения 15.02.2024)
23. Ряховская А.Н. Оценка эффективности регулирования экономики России // ЭТАП. – 2023. – №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-regulirovaniya-ekonomiki-rossii (дата обращения: 28.03.2023).
24. Снимщикова И.В. Факторы роста в контексте посткризисной адаптации российской экономической системы // Научный журнал. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2022. –№1. – С. 168-172
25. Снимщикова, И.В. Проблема конкуренции современной России / И. В. Снимщикова, Р. Н. Даренский, А. Н. Филиппов // Энигма. – 2020. – № 20. – С. 33-36. – EDN PTLTZS.
26. Тагирова А.В. Конкуренция как гарант функционирования рыночного механизма в условиях экономических санкций // Экономика и социум. – 2022. – №6-3 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentsiya-kak-garant-funktsionirovaniya-rynochnogo-mehanizma-v-usloviyah-ekonomicheskih-sanktsiy (дата обращения: 19.02.2024).
27. Coca-Cola будет продавать в РФ напиток под брендом «Добрый кола» // Интерфакс [сайт]. 2022. URL: https://www.interfax.ru/business/858470 (дата обращения 15.02.2024)