Маркетинговые инструменты развития организации на примере ООО Ашан

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Маркетинг
  • 68 68 страниц
  • 42 + 42 источника
  • Добавлена 29.03.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и применения маркетинговых инструментов развития организации 6
1.1 Понятие маркетинговых инструментов 6
1.2 Инструменты маркетинговой деятельности организации 11
1.3. Использование маркетинговых инструментов в практике современной организации 20
Глава 2. Анализ маркетинговых инструментов, участвующих в развитии организации ООО «АШАН» 26
2.1 Характеристика объекта исследования 26
2.2 Анализ маркетинговой среды ООО «АШАН» 33
2.3 Исследование маркетинговых инструментов, участвующих в развитии организации ООО «АШАН» 40
Глава 3. Пути повышения эффективности использования маркетинговых инструментов ООО «АШАН» 48
3.1 Разработка мероприятий по оптимизации маркетинговых мероприятий в деятельности ООО «АШАН» 48
3.2 Оценка результатов, полученных на основании применения разработанных маркетинговых инструментов в ООО «АШАН» 53
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложение 69
Фрагмент для ознакомления

Позвольте мне предложить вам несколько идей по созданию такой системы.1. Бонусные баллы за покупки. Такая система может применяться при следующих условиях:– если сумма чека превышает 10 тыс.руб.;– при праздновании дней рождений, начиследние бонусов в количестве 1000 штук, которые равноценные 1000 рублей.В таблице 7 представлен расчет затрат на изготовление и выпуск бонусных карт для данной категории покупателей. Талица 7Расходы на реализацию бонусных карт для дачников и новоселовИз таблицы 7 видно, что изготовление бонусных карт для дачников и новоселов будет стоить «АШАН»122100 руб. Из которых расход на печать 500 пробных экземпляров бонусных карт составит 60000 руб. Услуги программиста обойдутся компании в 30000 руб. Затраты на печать и изготовление внутренней рекламы (баннеров и плакатов) будут составлять 32100 руб.3) Внедрение подарочных сертификатов. Расчет затрат на изготовление и выпуск подарочных сертификатов для «АШАН» представлен в таблице 8.Таблица 8Затраты на организацию выпуска подарочных сертификатовСтатья расходовОбоснования, расчётСумма, руб.Печать пластиковых карт со штрих-кодом Стоимость одной пластиковой карты составляет 120 рублей. Имеются пластиковые карты четырех разных номиналов (3000, 5000, 10000 и 15000 руб.) Пробный выпуск составит 150 экземпляров каждого номинала. Расход на пробный выпуск карт = 120 * 150 * 4 72000,00Услуги программистаСтоимость услуг программиста составляет 3000 руб./час. На перепрограммирование системы уйдет 10 часов. 30000,00Затраты на рекламуСтоимость печати баннера составляет: 22500 руб. Также изготовление плакатов для размещения внутри магазина: стоимость печати одного рекламного плаката (1 кв. м стоит 240 руб.) 1х2 составит 480 руб. Всего изготовят 20 плакатов. Расходы на рекламу в 3 магазинах составят: 22500 + 20*48032100,00Итого134100,00Итак, из таблицы 8 видно, что расход на пробный выпуск 600 подарочных пластиковых карт составит 72000 руб. Услуги программиста для обойдутся компании в 30000 руб. Затраты на печать и изготовление внутренней рекламы (баннеров и плакатов) для всех магазинов компании будут составлять 32100 руб. Итого для реализации выпуска подарочных сертификатов необходимо 134100 руб.4) Стимулирование подарком. Данный вид стимулирования продаж предполагает, что при совершении покупки покупатель получает поощрение в виде подарка. Для реализации этой части проекта необходимо разработать и изготовить 500 перчаток, 400 ручек и 300 блокнотов с фирменной символикой «АШАН». Расчет затрат приведен в таблице 8.Таблица 9Затраты на организацию выпуска подарковСтатья расходовОбоснования, расчётСумма, руб.Изготовление перчатокСтоимость одной пары перчаток составляет 510 рублей. Пробный выпуск составит 500 пар перчаток с символикой компании. Всего три офиса компании. Расход на пробный выпуск перчаток = 510*500255000,00Изготовление ручекСтоимость одной ручки: 450 руб. Пробная партия составит 400 ручек с символикой компании. Расход на пробный выпуск ручек = 450*400180000,00Изготовление блокнотовСтоимость одного блокнота составляет 690 руб. Пробная партия составит 300 блокнотов с символикой компании. Расход на пробный выпуск ручек = 690*300207000,00Услуги дизайнераСтоимость услуг дизайнера составляет 1500 руб. /час. На дизайн трех подарков уйдет 32 часа. Т.е. 48000 руб.48000,00Итого690000,00Из таблицы 9 видно, что на изготовление перчаток потребуется выделить 255000 руб. Изготовление ручек будет стоить 180000 руб. и изготовление блокнотов – 207000 руб. Услуги дизайнера обойдутся в 48000 руб.Самая затратная и сложная в своей реализации часть проекта - стимулирование персонала. Ранговая система помогла бы решить несколько сложнейших проблем «АШАН», таких как «текучка» кадров и недостаточное стимулирование персонала. Однако затраты на это преобразование просчитать крайне трудно, поэтому в таблице 20 посчитаны самые основные статьи расходов. Таблица 10Расходы на введение ранговой системыСтатья расходовОбоснование, расчетСумма, руб.Найм тренинг менеджеровЗаработная плата менеджера по обучению составляет 20 000 руб. 20000,00Обеды за счет компанииСтоимость обеда для одного сотрудника компании составляет 300 руб. Предлагается оплачивать обеды 21 сотруднику. 250 рабочих дней. Итого: 300*21*2501575000,00Амортизационные отчисленияПриблизительная стоимость компьютера 120000 руб. Срок его годности 5 лет. Значит, амортизационные отчисления составят 20 % в год (24000 руб.).24000,00Покупная электроэнергияСтоимость 1кВт = 1,5 руб./час. Рабочий день составляет 11 часов. Всего 250 рабочих дней.Итого: 1,5 х11х 2504125,00Корпоративные абонементы в фитнес-центрСтоимость одного абонемента на 12 месяцев составляет 25000 руб. Всего в компании работает 21 сотрудник. Итого: 25000х21525000,00Создание единого интернет-ресурса с использованием хостингаПокупка сайта для размещения тестов и методологических пособий с включенной стоимостью оформления: 15000 руб.15000,00Итого2163125,00Из таблицы 10 видно, что расходы на найм менеджера для каждого из офисов компании составят 20000 руб. Обеды за счет компании: 1575000 руб. Амортизационные отчисления составят 24000 руб. Расходы на покупную электроэнергию будут составлять 4125 руб. в год. Для создания единого интернет-ресурса «АШАН»потребуется 15000 руб. Корпоративные абонементы в фитнес-центр: 525000 руб. Итого, расходы «АШАН»на введение ранговой системы, будут равны 2163125 руб. Представленный проект выполняет не только функцию стимулирования продаж, но и решает гораздо более значимые задачи. Первая часть – привязывает покупателя к «своему» магазину; вторая – продвигает новое направление торговли: подарочная пластиковая карта. Третья – создаст благоприятные условия для карьерного роста и улучшения качества обслуживания. Совокупные расходы на проведение предложенных мероприятий составляют 122100 + 122100 + 134100 + 690000 + 2163125 = 3231425 руб. Чтобы выявить, в какой степени проект повлиял на рост товарооборота, анализируют оперативные и бухгалтерские данные. Дополнительный товарооборот под воздействием мероприятий определяется по следующей формуле:Тд = (Тс х П х Д) / 100, (1)где Тс — среднедневной товарооборот, тыс. руб.;П — прирост среднедневного товарооборота, %;Д — количество дней учета товарооборота, дн.Вычислим дополнительный товарооборот (для разработанного проекта):Т д = (622,65* 9 %* 365 дн.) / 100 % = 20449,2 тыс. руб.В данном случае сопоставляется полученный эффект от проведения рекламного мероприятия с затратами на его осуществление:Э = ((Тд х Нт)/100) – (Up + Uд), (2)где Нт – торговая надбавка на услуги, в % к цене реализации, %;Up– расходы на мероприятия, тыс. руб.;Uд – дополнительные расходы по приросту реализации услуг, тыс. руб.Результаты такого соотношения могут выражаться в трех вариантах: Эффект от проекта равен затратам на его проведение. Эффект от проекта больше затрат (прибыльный). Эффект от проекта меньше затрат (убыточный).Рассчитаем эффект от трех предложенных мероприятий:Э = (20449,2 *50)/100 – (3231,4 + 0) = 6993,2 тыс. руб.Таким образом, полученные результаты позволяют перейти к оценке рентабельности проекта, которые будут дальнейшим ориентиром для выводовРентабельность проекта – это отношение прибыли, полученной от рекламирования, к затратам на маркетинговые мероприятия:Р = (П х 100) / U, (3)где П – прибыль, полученная от применения мероприятий, тыс. руб.;U– затраты на мероприятия, тыс. руб.Рассчитаем рентабельность предложенных маркетинговых мероприятий:Р = (6993,2*100) / 3231,4 = 216,41 %Произведенные расчеты показали, что экономический эффект от внедрения проекта по совершенствованию и организации стимулирования продаж продукта «АШАН»составит 6653,2 тыс. руб. Предположительная рентабельность проекта 186,29%.ЗаключениеТаким образом, маркетинг играет важную роль в современном бизнесе и является неотъемлемой частью успешной стратегии развития компании. Он помогает организации эффективно позиционировать свои товары или услуги на рынке, привлекать и удерживать клиентов, а также достигать своих целей и конкурентных преимуществ. Маркетинговая стратегия включает в себя различные аспекты, такие как исследование рынка, определение целевой аудитории, разработка продукта или услуги, определение ценовой политики, выбор каналов распределения, разработка коммуникационных стратегий и многое другое. Все эти элементы взаимосвязаны и органично дополняют друг друга в рамках общей маркетинговой стратегии.Инструменты маркетинговой деятельности организации позволяют достичь различных целей и задач в рамках компании. Вот некоторые из наиболее распространенных инструментов маркетинга: исследование рынка: Этот инструмент помогает собрать информацию о рынке, включая данные о клиентах, конкурентах, трендах и прочих факторах, которые могут повлиять на стратегию бизнеса. Исследование рынка позволяет лучше понять свою целевую аудиторию, их потребности и предпочтения, что в свою очередь помогает разработать более эффективные маркетинговые стратегии; сегментация рынка: Сегментация рынка позволяет разделить целевую аудиторию на более узкие группы с общими характеристиками, такими как возраст, пол, интересы и прочие. Это помогает более точно нацелить маркетинговые усилия и сообщения на конкретные группы потребителей, что повышает эффективность коммуникации и продвижения товаров или услуг;Кроме всего прочего, в исследовании представили новые виды инструментов маркетинга, аmbient media, рroduct sitting, сrazy PRи др., что характеризует положительно предполагаемые совершенства в системе маркетинга, который позволяет предприятиям получать механизмы для увеличения показателей конкурентоспособности на современном быстро изменяющемся рынке.Предприятие ООО «Ашан» является динамично развивающейся сетью на территории России, зарекомендовавший себя каккрупный ритейлер с широким ассортиментом товаров по доступным ценам. Ашан предлагает покупателям разнообразные категории товаров, включая продукты питания, товары для дома, электронику, одежду, товары для детей и многое другое. Основными преимуществами гипермаркета Ашан являются: а) широкий ассортимент товаров; б) конкурентные цены; акции и скидки; в) качество продукции; г) удобство покупок. Гипермаркет Ашан продолжает развиваться и совершенствоваться, стремясь предоставлять своим клиентам лучший сервис и удовлетворять их потребности в покупке разнообразных товаров по выгодным ценам.Маркетинговая среда ООО «Ашан»находится в неоднозначных условиях на современном рынке, так как наряду с угрозами и слабыми сторонами у предприятия имеются достаточно сильные стороны и возможности, которые позволят предприятию иметь высокие показатели конкурентоспособности.В итоге, по проведенному анализу можно сказать, что на формирование стратегий и эффективности деятельности рассматриваемого предприятия больше всего оказывает влияние: сильная конкуренция на рынке; постоянный недостаток кадров в штате. При этом, было установлено, что наибольшее влияние на деятельность гипермаркета оказывает экономический кризис, связанный с санкционным режимом, который особенно выразился после февраля 2022 года. Однако в экономически неблагоприятных условиях важно осуществлять своевременный анализ рынка и конкурентной среды, а также принимать гибкие и стратегические решения для преодоления проблем;1. Применение аромамаркетинга, так как сегодня аромамаркетинг успешно применяется многими компаниями. Например, в розничной торговле использование специфических ароматов может создать уникальную атмосферу в магазине и привлечь покупателей. В гостиничном бизнесе ароматизация помещений может создать комфортные условия для гостей и повысить их уровень удовлетворенности.В этой связи, гипермаркету ООО «АШАН»рекомендуется использовать: а) акцентные ароматы в каждом отделе (дачные товары – весенние ароматы, в осеннее время в отделах постельного белья – запахи лаванды и иланг-иланга, в отделе косметики использовать ароматы пудры и др.); б) применять опросы покупателей для того, чтобы выявить их предпочтение в ароматах, которые впоследствии можно будет использовать для аромамаркетинга в отделах магазина. 2. Другим направлением совершенствования работы маркетингового отдела предложенПаблик рилейшнз, предмет и мастерство которого заключается в «управлении общественным мнением», то есть, прежде всего, в управлении происходящими в нем процессами; 3. Визуальный мерчандайзинг в гипермаркете позволитсоздать привлекательную и удобную торговую среду, что способствует увеличению продаж и улучшению общего опыта покупателей. 4. Выпуск подарочных сертификатов к праздничным дням в гипермаркете позволитпривлечь больше покупателей и увеличить продажи в праздничный период. 5. Стимулирование подарком, также является эффективным инструментом, который позволит совершенствовать маркетинговую среду в гипермаркете «АШАН».Список использованных источниковУчебники, монографии, брошюры1. Беркутова, Т. А. Маркетинговые коммуникации: учебное пособие/Т. А.Беркутова. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 254 с.2. Воропаев Д. Арома-гипноз для бизнеса: руководство по манипуляции подсознанием клиентов. М., 2020. – 298 с. 3. Дубровин И.А. Поведение потребителей: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. 312 с.4. Ефимова С.А. Маркетинговое планирование. М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2020. С. 1225. Егоршин А. П. Эффективный маркетинг организации: учебник для вузов / А. П. Егоршин. – Нижний Новгород: НИЭМ, 2020. – 302 с. 6. Жариков А.В., Горячев Р.А. Прогнозирование спроса и объема продаж: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2020. – 39 с.7. Калюжнова, Н. Я. Современные модели маркетинга: учебное пособие для вузов / Н. Я. Калюжнова, Ю. Е. Кошурникова; под общей редакцией Н. Я. Калюжновой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 170 с.8. Клочкова М.С., Логинова Е.Ю., Якорева А.С. Мерчандайзинг; Дашков и Ко - М., 2019. – 268 c.26. Карпова, С. В. Маркетинговый анализ. Теория и практика: учебное пособие для вузов / С. В. Карпова, С. В. Мхитарян, В. Н. Русин; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 181 с. 9. Кожевникова, Г. П. Информационные системы и технологии в маркетинге: учебное пособие для вузов / Г. П. Кожевникова, Б. Е. Одинцов. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 444 с. 10. Кузнецова, Е. В. Управление портфелем проектов как инструмент реализации корпоративной стратегии: учебник для вузов / Е. В. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – С. 15. 11. Котлер Ф. Основы маркетинга. / М.: Издательство «Вильямс», 2020. – 702 с.12. Парамонова Т.Н. Маркетинг: учебное пособ. / И.Н. Красюк. – М.: КноРус, 2020. – 134 с.13. Паром Б. Управление проектами / Б. Паром. – Москва: Пресс-М, 2020. – 89 с. 14. Романова, М. В. Управление проектами: учебное пособие / М.В. Романова. – Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2020. – С. 109.15. Соловьев Б. А. Маркетинг: учебник / Соловьев Б.А., Мешков А.А., Мусатов Б.В. - Москва : НИЦ ИНФРА-М. 2020. – 336 с.16. Черняховская Н. В. Маркетинговая деятельность торгового предприятия: теория и практика. Учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2020. – 450 с. Диссертации и авторефераты диссертаций17. Авдокушин Е. Ф. Мобильно-цифровые технологии как фактор формирования новой экономики // Вопросы новой экономики. – 2023. – № 2(38). – С. 4–14. 18. Адаптация маркетинга к реалиям современного мира Дзюба С.Ф. Проблемы региональной экономики. 2020. № 25. С. 3-5.19. Андреев В.Д., Боков М.А. Теория и практика стратегического планирования/Под ред. В.И. Шаповалова. Сочи: РИЦ СГУТиКД, 2020. –264 с.20. Ажимова Л.В. Жан Бодрийяр о феномене массовых коммуникаций в обществе потребления // Гуманитарные исследования в России. 2020. № 3. С. 101-110.201. Андреева, Н. Н. Формы современного прямого маркетинга и их классификация/Н. Н. Андреева//Маркетинговые коммуникации. – 2020. № 4. С. 236-247.22. Бебрис, А.О. Успешный маркетинговый подход как основа выбора инновационной стратегии развития компании / А.О. Бебрис // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2023. № 10. – С. 159-161.23. Баранчеев В. П. Управление инновациями: учебник / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2022. – 400 с.24. Баркалов, С. А. Формирование оптимального плана закупок. В 2 т. Т. 2/С. А. Баркалов, П. Н. Курочка, И. М. Смирнов, А. В. Щепкин//Современные сложные системы управления: материалы междунар. науч.-практ. конф./Воронеж. гос. арх.-строит. ун-т. Воронеж, 2020. С. 435-437.25. Березина Е.А. Исследование эффективности организации маркетинга на предприятии. СМАЛЬТА. 2020. № 6. С. 18-20.26. Беляев Н. В. Анализ факторов внешней среды организации / Н. В. Беляев, С.В. Кунев // Проблемы развития предприятий: теория и практика: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2022. С. 23-26.27. Вагапова Э. X. Современные технологические тренды организации и совершенствования маркетинговой деятельности организации / Э. X. Вагапова, А. В. Юдичева // Московский экономический журнал. – 2019. № 1. - С. 2.28. Галлямова Л. М. Функционально-стоимостный анализ сбытовой деятельности предприятия [Текст] / Л. М. Галлямова // Молодой ученый. – 2020. – №9. – С. 563-567.29. Гетманская Е. В. Особенности маркетингового контроля / Е. В. Гетманская, А. В. Лебедева, Ю. Д. Пономарева // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы : Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. – 2020. – С. 105-10730. Гусарова О.М. Моделирование результатов бизнеса в менеджменте организации//Перспективы развития науки и образования. -Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2020. С. 42-43.31. Гусарова О.М. Методы и модели прогнозирования деятельности корпоративных систем//Теоретические и прикладные вопросы образования и науки. -Тамбов: Юком, 2020. С. 42-43.32. Данченок Л. А. Экспорто-ориентированный маркетинг как инструмент развития предпринимательства / Л. А. Данченок // Устойчивое развитие российской экономики. – 2020. С.180-183.33. Захарова М. А. Современные методы планирования маркетинговой деятельности / М. А. Захарова. // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2020. С. 59-61.34. Конева, Е. Ю. Использование инструментов маркетинга в реализации стратегии развития предприятия / Е. Ю. Конева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 29 (215). – С. 66-67. – URL: https://moluch.ru/archive/215/52111/ (дата обращения: 17.02.2024).35. Роль маркетинга в деятельности организации Сёлкина А.В., Заступов А.В. В сборнике: Формирование профессиональной направленности личности специалистов - путь к инновационному развития России. Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией А.В. Киевского. Пенза, 2022. С. 182-186.Электронные ресурсы36. Сайт агентства интернет-маркетинга Генератор продаж // [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://salesgenerator.ru/blog/ instrumenty-marketinga/Дата обращения 10.02.2024.37. Сайт «Ноомаркетинг» // [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://noomarketing.net/marketingoviye-instrumenty. Датаобращения 10.02.2024.38. http://www.mcd pkf.com/publication/consulting/publ_15.html. Датаобращения 15.02.2024.39. http://www.marketing.spb.ru/lib-research/swot.htm. Дата обращения 15.02.2024.40.http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_16/article Дата обращения 15.02.2024.41. https://moluch.ru/archive/60/8614/ Ambient media в системе рыночных отношений Ерлыгина Е.Г., Васильева А.Д. Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. № 11. С. 280-283.42. https://www.auchan.ru/help/company/Официальный сайт «Ашан» Дата обращения 15.02.2024.ПриложениеПриложение 1География сети гипермаркетов «Ашан» в Российской ФедерацииПриложение 2АНКЕТАКак часто вы посещаете данный магазин?1 раз в неделючаще одного раза в неделюреже 1 раза в неделюУстраивает ли Вас представленный торговый ассортимент продукции в магазине ООО «Ашан»?ДаНетПо вашему мнению, товары имеют удачное расположение в магазине ООО «Ашан»?Да НетХотели бы Вы, что-то изменить в данном магазине по расположению товарных групп или самих товаров?Да Нет Привлекают ли Ваше внимание, проводимые акции в магазине ООО «АШАН»?Очень, только из-за них и прихожуДаНет, не интересуетСпасибо за уделенное время!

Учебники, монографии, брошюры
1. Беркутова, Т. А. Маркетинговые коммуникации: учебное пособие/Т. А.Беркутова. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 254 с.
2. Воропаев Д. Арома-гипноз для бизнеса: руководство по манипуляции подсознанием клиентов. М., 2020. – 298 с.
3. Дубровин И.А. Поведение потребителей: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. 312 с.
4. Ефимова С.А. Маркетинговое планирование. М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2020. С. 122
5. Егоршин А. П. Эффективный маркетинг организации: учебник для вузов / А. П. Егоршин. – Нижний Новгород: НИЭМ, 2020. – 302 с.
6. Жариков А.В., Горячев Р.А. Прогнозирование спроса и объема продаж: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2020. – 39 с.
7. Калюжнова, Н. Я. Современные модели маркетинга: учебное пособие для вузов / Н. Я. Калюжнова, Ю. Е. Кошурникова; под общей редакцией Н. Я. Калюжновой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 170 с.
8. Клочкова М.С., Логинова Е.Ю., Якорева А.С. Мерчандайзинг; Дашков и Ко - М., 2019. – 268 c.
26. Карпова, С. В. Маркетинговый анализ. Теория и практика: учебное пособие для вузов / С. В. Карпова, С. В. Мхитарян, В. Н. Русин; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 181 с. 
9. Кожевникова, Г. П. Информационные системы и технологии в маркетинге: учебное пособие для вузов / Г. П. Кожевникова, Б. Е. Одинцов. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 444 с. 
10. Кузнецова, Е. В. Управление портфелем проектов как инструмент реализации корпоративной стратегии: учебник для вузов / Е. В. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – С. 15. 
11. Котлер Ф. Основы маркетинга. / М.: Издательство «Вильямс», 2020. – 702 с.
12. Парамонова Т.Н. Маркетинг: учебное пособ. / И.Н. Красюк. – М.: КноРус, 2020. – 134 с.
13. Паром Б. Управление проектами / Б. Паром. – Москва: Пресс-М, 2020. – 89 с.
14. Романова, М. В. Управление проектами: учебное пособие / М.В. Романова. – Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2020. – С. 109.
15. Соловьев Б. А. Маркетинг: учебник / Соловьев Б.А., Мешков А.А., Мусатов Б.В. - Москва : НИЦ ИНФРА-М. 2020. – 336 с.
16. Черняховская Н. В. Маркетинговая деятельность торгового предприятия: теория и практика. Учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2020. – 450 с.

Диссертации и авторефераты диссертаций
17. Авдокушин Е. Ф. Мобильно-цифровые технологии как фактор формирования новой экономики // Вопросы новой экономики. – 2023. – № 2(38). – С. 4–14.
18. Адаптация маркетинга к реалиям современного мира Дзюба С.Ф. Проблемы региональной экономики. 2020. № 25. С. 3-5.
19. Андреев В.Д., Боков М.А. Теория и практика стратегического планирования/Под ред. В.И. Шаповалова. Сочи: РИЦ СГУТиКД, 2020. –264 с.
20. Ажимова Л.В. Жан Бодрийяр о феномене массовых коммуникаций в обществе потребления // Гуманитарные исследования в России. 2020. № 3. С. 101-110.
201. Андреева, Н. Н. Формы современного прямого маркетинга и их классификация/Н. Н. Андреева//Маркетинговые коммуникации. – 2020. № 4. С. 236-247.
22. Бебрис, А.О. Успешный маркетинговый подход как основа выбора инновационной стратегии развития компании / А.О. Бебрис // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2023. № 10. – С. 159-161.
23. Баранчеев В. П. Управление инновациями: учебник / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2022. – 400 с.
24. Баркалов, С. А. Формирование оптимального плана закупок. В 2 т. Т. 2/С. А. Баркалов, П. Н. Курочка, И. М. Смирнов, А. В. Щепкин//Современные сложные системы управления: материалы междунар. науч.-практ. конф./Воронеж. гос. арх.-строит. ун-т. Воронеж, 2020. С. 435-437.
25. Березина Е.А. Исследование эффективности организации маркетинга на предприятии. СМАЛЬТА. 2020. № 6. С. 18-20.
26. Беляев Н. В. Анализ факторов внешней среды организации / Н. В. Беляев, С.В. Кунев // Проблемы развития предприятий: теория и практика: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2022. С. 23-26.
27. Вагапова Э. X. Современные технологические тренды организации и совершенствования маркетинговой деятельности организации / Э. X. Вагапова, А. В. Юдичева // Московский экономический журнал. – 2019. № 1. - С. 2.
28. Галлямова Л. М. Функционально-стоимостный анализ сбытовой деятельности предприятия [Текст] / Л. М. Галлямова // Молодой ученый. – 2020. – №9. – С. 563-567.
29. Гетманская Е. В. Особенности маркетингового контроля / Е. В. Гетманская, А. В. Лебедева, Ю. Д. Пономарева // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы : Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. – 2020. – С. 105-107
30. Гусарова О.М. Моделирование результатов бизнеса в менеджменте организации//Перспективы развития науки и образования. -Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2020. С. 42-43.
31. Гусарова О.М. Методы и модели прогнозирования деятельности корпоративных систем//Теоретические и прикладные вопросы образования и науки. -Тамбов: Юком, 2020. С. 42-43.
32. Данченок Л. А. Экспорто-ориентированный маркетинг как инструмент развития предпринимательства / Л. А. Данченок // Устойчивое развитие российской экономики. – 2020. С.180-183.
33. Захарова М. А. Современные методы планирования маркетинговой деятельности / М. А. Захарова. // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2020. С. 59-61.
34. Конева, Е. Ю. Использование инструментов маркетинга в реализации стратегии развития предприятия / Е. Ю. Конева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 29 (215). – С. 66-67. – URL: https://moluch.ru/archive/215/52111/ (дата обращения: 17.02.2024).
35. Роль маркетинга в деятельности организации Сёлкина А.В., Заступов А.В. В сборнике: Формирование профессиональной направленности личности специалистов - путь к инновационному развития России. Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией А.В. Киевского. Пенза, 2022. С. 182-186.

Электронные ресурсы
36. Сайт агентства интернет-маркетинга Генератор продаж // [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://salesgenerator.ru/blog/ instrumenty-marketinga/Дата обращения 10.02.2024.
37. Сайт «Ноомаркетинг» // [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://noomarketing.net/marketingoviye-instrumenty. Дата обращения 10.02.2024.
38. http://www.mcd pkf.com/publication/consulting/publ_15.html. Дата обращения 15.02.2024.
39. http://www.marketing.spb.ru/lib-research/swot.htm. Дата обращения 15.02.2024.
40.http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_16/article Дата обращения 15.02.2024.
41. https://moluch.ru/archive/60/8614/ Ambient media в системе рыночных отношений Ерлыгина Е.Г., Васильева А.Д. Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. № 11. С. 280-283.
42. https://www.auchan.ru/help/company/Официальный сайт «Ашан» Дата обращения 15.02.2024.