Особенности методики обучения чистописанию в начальных классах.
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 21.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Теоретические аспекты изучения особенностей обучения чистописанию 5
1.1. Понятие и значимость чистописания 5
1.2. Цели и задачи формирования каллиграфического навыка в период обучения грамоте 10
2. Анализ особенностей методик обучения чистописанию в начальных классах 14
2.1. Анализ каллиграфических ошибок при письме. Причины, способы их предупреждения и исправления 14
2.2. Анализ особенностей методик обучения чистописанию в начальных классах. Опыт российских учителей начальных классов 18
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Это важные навыки, которые помогут им писать четко и красиво.3. Использование образцов письма. Нужно предоставить детям четкие образцы письма для подражания. Это может быть, как обучающие пособия, так и демонстрация вами правильного написания.4. Индивидуальный подход. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка при обучении чистописанию. Одни дети могут требовать больше времени и поддержки, чем другие.5. Постепенное усложнение заданий. Стоит начать с простых упражнений и постепенно усложняйте их, учитывая прогресс каждого ученика.6. Поощрение и поддержка. Целесообразно поощрять детей за усердие и успехи в чистописании, создавая позитивную мотивацию для развития навыков.7. Практика и повторение. Регулярная практика и повторение помогут закрепить навыки чистописания. Нужно предоставить детям достаточно времени для тренировок.Обучение чистописанию требует терпения и постоянства, но с правильным подходом каждый ребенок может научиться писать красиво и четко.Обучение каллиграфическому письму является одной из ключевых задач начальной школы, поэтому каждый учитель начальных классов должен владеть методикой обучения письму как правшей, так и левшей.Преподаватель начальных классов О.В. Логунова провела урок письма в 1 классе, используя методы, такие как графический анализ буквы, поэтапное написание буквы в прописях, письмо по образцу буквы. Она активно применяла наглядный метод обучения, выполняла упражнения на развитие образной памяти, координации движений, речи и мышления учеников. Методы и приемы, использованные на уроке, способствовали формированию каллиграфического навыка письма у учеников 1 класса.Учитель начальных классов школы № 2006 г. Москвы Т.С. Сизова использовала методику обучения письму В.А. Илюхиной "Письмо с секретом" на уроке письма в 1 классе. На уроке преподавались различные виды соединения букв, выполнялись упражнения на ориентировку в пространстве. Были использованы копировальный прием, методы показа и объяснения, подробный анализ элементов буквы, сравнение с образцом, штриховка. Эти методы и приемы способствовали формированию каллиграфического навыка письма у первоклассников.Урок письма, проведенный учителем начальных классов г. Москвы И.И. Бусловой, также включал множество актуальных и эффективных методов обучения детей письму. На уроке проводились различные виды работ: списывание с печатного текста, упражнение на развитие тактильной памяти. Мотивация учения осуществлялась через игровые моменты и создание ситуаций успеха. Урок включал отработку поэтапного написания буквы, соединений, показ образца написания буквы, а также самоанализ. Этот урок был интересным и содержательным, включая разнообразные методы обучения письму.На уроке письма в 1 классе учитель начальных классов М.С. Прудникова из поселка Калининский Мариинского района Кемеровской области использовала интересные и эффективные методы отработки навыка письма. В частности, были использованы такие приемы, как письмо мокрым пальцем на доске, письмо пальцем на ладошке, письмо пальцем на спине товарища. Эти методы способствуют развитию каллиграфического навыка письма у детей, а также выполнялись упражнения на развитие речи, мышления и тактильной памяти. Методы, использованные на уроке, были актуальными и способствовали формированию каллиграфического навыка письма.Кроме того, учитель начальных классов Т. В. Манохина из ГОУ СОШ № 932 в г. Москве использовала дополнительные задания в альбоме для уроков письма. Дети изучали образ буквы через осязание с помощью нанесенного в альбоме трафарета, выполненного шилом. Также учитель оформила постоянно действующий стенд по каллиграфии и использовала специальные приемы работы для выдерживания одной высоты, расстояния, коррекции письма и места соединения букв. Она также применяла специальные приемы группировки букв по общим элементам, а также игры, такие как «Кочки» и «Дом находок», для закрепления и отработки навыков письма.Учителя Псковского педагогического колледжа Е. А. Жукова и С. Г. Иванушкина предлагают системы работы на уроках обучения грамоте в 1 классе по программе I-IV. На этапе подготовительных уроков обучения первоначальному письму дети работают на нелинованных листах и в тетрадях в широкую линейку с возможным использованием трафарета наклона. В процессе безбуквенного обучения грамоте дети знакомятся с основными структурными единицами графической системы, упражняются в начертании восьми элементов и формируют важное умение воспроизводить элементы в заданной последовательности. При воспроизведении узора-бордюра и графического росчерка используется прием копирования. Подготовительный период включает 40 занятий, на которых дети готовятся к каллиграфически правильному письму и задают основу формирования графического навыка. Уроки письма проводятся интегрированно, где тема уроков чтения и сюжетное оформление уроков письма взаимосвязаны. На уроках дети знакомятся с различными видами штриховки, работая на нелинованной бумаге, и параллельно используют тетради с шариковыми ручками с цветными пастами. С 6-го по 4-й уроки на листах появляются узоры-бордюры, выполняемые карандашами, в которых используются элементы букв. В тетрадях вводятся росчерки, образцы которых даются учителем, с последующими вспомогательными точечными линиями, а затем самостоятельным воспроизведением росчерка. До окончания безбуквенного периода обучения грамоте дети должны научиться писать все структурные элементы букв русского алфавита, а также отдельные буквы. При изучении новой буквы с 39-го урока изменяется оформление работы на нелинованном листе бумаги. Лист делится пополам для формирования зрительного образа письменной буквы и самостоятельной творческой работы учащихся по формированию образов изучаемых письменных букв. Такие задания способствуют повторению, закреплению и систематизации изученного графического материала и выполняют развивающую функцию.В ходе исследования были проанализированы методические материалы, разработанные учителями начальных классов из разных регионов России. Результаты показали, что каждый учитель использует разнообразные методы обучения детей письму, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика в своем классе. Учителя считают, что обучение письму – это сложный процесс, который требует рассмотрения двух сторон: графической и каллиграфической. Для ребенка одновременно решать задачи по правильной передаче фонемы в графику и написанию буквы с учетом каллиграфических требований представляется очень трудной задачей.ЗаключениеВ ходе написания работы удалось достичь поставленных во введении цели и задач.Определено, что чистописание - это процесс обучения и отработки красивого и разборчивого почерка при написании. Основная цель чистописания заключается в формировании у детей навыков аккуратного и красивого написания, а также в развитии у них умения поддерживать равномерность и правильные пропорции букв и слов. Этот процесс также включает в себя работу над правильным наклоном букв, четкими соединениями между ними, а также развитие моторики и координации движений руки. Чистописание помогает учащимся развивать умение писать аккуратно и четко, что в свою очередь способствует развитию дисциплины, трудолюбия и уважения к написанному тексту. Установлено, что формирование каллиграфического навыка письма у младших школьников является одной из ключевых задач начальной школы, поскольку от этого зависит отношение ребенка к письму в будущем. Учителям начальных классов важно не только помогать детям развивать каллиграфический почерк, но также внушить каждому ученику стремление к правильному, красивому и быстрому письму.В процессе исследования были изучены психолого-педагогические аспекты формирования каллиграфического навыка. Было установлено, что письмо для детей, только что поступивших в школу, представляет собой сложный процесс, требующий постоянного и напряженного контроля. Письмо связано со всеми видами умственной деятельности ребенка, поэтому многие дети испытывают трудности при обучении письму сразу после поступления в школу. Формирование каллиграфического навыка письма имеет значительное педагогическое и общественно-воспитательное значение. Развивая у детей умение писать аккуратно и четко, учитель также воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы.Список использованной литературыАрхипова, Е.Ф. Преодоление некоторых видов нарушений письма у учащихся начальных классов / Е.Ф. Архипова // Начальная школа: ежемесячный научно-методический журнал. – 2009. - № 5. – С. 22-23.Безруких, М.М. Трудности обучение письму и чтению леворуких детей / М.М. Безруких // Начальная школа: методическая газета для учителей начальной школы. – 2009. - № 21. – С. 3-10.Данилова О.А., Антонов Е.А., Терешкин И.Л. — Современная отечественная практика обучения младших школьников каллиграфическому письму: подходы, технологии, учебно-методическое обеспечение // Современное образование. - 2020. - № 3. – С. 49-58.Милютина, А.А. Практикум по каллиграфии: учебнопрактическое пособие / А.А. Милютина: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – [Челябинск]: Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. – 72 с.Основы каллиграфического письма: теория и методика: учебнометодическое пособие / авт-сост. Ю.М. Ивкина, Ж.С. Искужиева. – Оренбург: «Южный Урал», 2019. – 64с.Использование современных подходов к формированию каллиграфических навыков младших школьников - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.art-talant.org/publikacii/48012-ispolyzovanie-sovremennyh-podhodov-k-formirovaniyu-kalligraficheskih-navykov-mladshih-shkolynikov (дата обращения: 12.02.2024)Красивый почерк у ребенка: зачем он нужен и как его выработать - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://uchi.ru/journal/20?ysclid=lsj4c2i230261288102 (дата обращения: 12.02.2024)Методы способы и приёмы формирования каллиграфического навыка у обучающихся начальных классов - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/mietody-sposoby-i-priiomy-formirovaniia-kallighrafichieskogho-navyka-u-obuchaiushchikhsia-nachal-nykh-klassov?ysclid=lsj3wug2uo309259163(дата обращения: 12.02.2024)Приёмы формирования каллиграфического навыка у обучающихся начальных классов - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/08/09/priyomy-formirovaniya-kalligraficheskogo-navyka-u(дата обращения: 12.02.2024)Хамулина Е.И. Учебное пособие «Обучение навыкам чистописания в начальной школе»- [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://shakht-pedcol.ru/images/stories/metodkabinet/metodichki/№4%20Обучение%20навыкам%20чистописания%20в%20начальной%20школе.pdf (дата обращения: 12.02.2024)Чистописание и каллиграфия - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://russianclassicalschool.ru/bibl/kalligrafiya-i-chistopisanie.html?ysclid=lsj2i4gf7t825892168(дата обращения: 12.02.2024)
2. Безруких, М.М. Трудности обучение письму и чтению леворуких детей / М.М. Безруких // Начальная школа: методическая газета для учителей начальной школы. – 2009. - № 21. – С. 3-10.
3. Данилова О.А., Антонов Е.А., Терешкин И.Л. — Современная отечественная практика обучения младших школьников каллиграфическому письму: подходы, технологии, учебно-методическое обеспечение // Современное образование. - 2020. - № 3. – С. 49-58.
4. Милютина, А.А. Практикум по каллиграфии: учебнопрактическое пособие / А.А. Милютина: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – [Челябинск]: Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. – 72 с.
5. Основы каллиграфического письма: теория и методика: учебнометодическое пособие / авт-сост. Ю.М. Ивкина, Ж.С. Искужиева. – Оренбург: «Южный Урал», 2019. – 64с.
6. Использование современных подходов к формированию каллиграфических навыков младших школьников - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.art-talant.org/publikacii/48012-ispolyzovanie-sovremennyh-podhodov-k-formirovaniyu-kalligraficheskih-navykov-mladshih-shkolynikov (дата обращения: 12.02.2024)
7. Красивый почерк у ребенка: зачем он нужен и как его выработать - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://uchi.ru/journal/20?ysclid=lsj4c2i230261288102 (дата обращения: 12.02.2024)
8. Методы способы и приёмы формирования каллиграфического навыка у обучающихся начальных классов - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/mietody-sposoby-i-priiomy-formirovaniia-kallighrafichieskogho-navyka-u-obuchaiushchikhsia-nachal-nykh-klassov?ysclid=lsj3wug2uo309259163 (дата обращения: 12.02.2024)
9. Приёмы формирования каллиграфического навыка у обучающихся начальных классов - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/08/09/priyomy-formirovaniya-kalligraficheskogo-navyka-u (дата обращения: 12.02.2024)
10. Хамулина Е.И. Учебное пособие «Обучение навыкам чистописания в начальной школе» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://shakht-pedcol.ru/images/stories/metodkabinet/metodichki/№4%20Обучение%20навыкам%20чистописания%20в%20начальной%20школе.pdf (дата обращения: 12.02.2024)
11. Чистописание и каллиграфия - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://russianclassicalschool.ru/bibl/kalligrafiya-i-chistopisanie.html?ysclid=lsj2i4gf7t825892168 (дата обращения: 12.02.2024)