Социальное обеспечение безработных

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Право
  • 59 59 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 18.06.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1. Понятие и формы занятости 6
1.2. Государственная политика по обеспечению занятости 12
ГЛАВА 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН 24
2.1 Поиск подходящей работы 24
2.2. Признание безработным и выплата пособий по безработице 27
2.3. Основные направления решения проблем обеспечения занятости в 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
Фрагмент для ознакомления

Многие люди не понимают, каким образом им необходимо вести себя с инвалидами, а многие активно высказывают свою негативную позицию. Общественное мнение в данном случае играет очень большую роль в вопросах интеграции инвалидов.Определенные проблемы, связанные с обеспечением занятости возникают при необоснованном отказе в приеме на работу граждан и нарушении принципов не дискриминации в сфере труда при заключении трудового договора. Вступая в трудовые отношения, работник и работодатель получают взаимное удовлетворение своих интересов. Работодатель получает выполнение необходимой для него работы, а работник за свою работу получает денежное вознаграждение. ТК РФ определяет порядок заключения соглашения между работником и работодателем (трудового договора), права и обязанности сторон, порядок исполнения трудового договора и его расторжения. Особое значение при регулировании трудовых отношений приобретает вопрос предоставления работникам социальных гарантий. Несмотря на то, что трудовые отношения основываются согласнозаконодательству на соглашении сторон и предполагают равное участие сторон в этих отношениях, на практике работник является более зависим от работодателя. Это выражается в том, что именно работодатель предоставляет работнику необходимые условия для осуществления им трудовой функции иосуществляет оплату его труда. Фактически возможность для работника нормально участвовать в трудовых отношениях может быть обеспечено только работодателем. Зависимое положение работника выражается и в том, что зачастую условия договора формулируются работодателем, а работник только подписывает договор, присоединяясь к нему. Трудовое законодательство всегда обращает внимание на защиту прав работников в трудовых отношениях и поэтому предусматривает дополнительные способы обеспечения их прав. К таким способам относится и предоставление социальных гарантий, которые должны обеспечить исполнение работником трудовой функции при соблюдении его прав в трудовых отношениях.Заключение трудового договора представляет собой процесс оформления трудовых отношений работодателя с работником. ТК РФ устанавливает определенные гарантии работниками при заключении трудового договора. Ст. 64 запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора. Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. В случае отказа в приеме на работу работодатель обязан по требованию заявителя изложить причины отказа в письменной форме. Отказ в приеме на работу может быть обжалован в суд. В этом случае решение суда о неправомерном отказе в заключении трудового договора служит основанием для возникновения трудовых отношений.Необоснованный отказ в приеме на работу по причине возраста или пола является достаточно частой причиной обращения граждан в суд за защитой своих прав. В большинстве случаев, как показывает судебная практика суд отказывает в удовлетворении исковых требований, признаваяотказ в приеме на работу правомерным и не дискриминационным. Однако в некоторых случаях суды приходят к выводу о незаконности действийработодателя. В частности, можно привести следующий пример из судебной практики. «Судом установлено и следует из материалов дела, что в период с 7 ноября по 17 декабря 2018 года Т.Л. проходила процедуру оформления приема на работу в ПАО МГТС на должность руководителя проекта отдела оптимизации процессов Департамента оперативного планирования и контроля.Согласование вопросов приема на работу проводилось уполномоченными сотрудниками ответчика: старшим менеджером по подбору персонала, начальником отдела оптимизации процессов.Т.Л. заполнила представленную ответчиком анкету, направила необходимые для приема на работу скан копии документов.17 декабря 2018 года истец уведомила ответчика о своей беременности, в ответ было сообщено о невозможности ее трудоустройства.Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не отказывал Т.Л. в приеме на работу, набор кандидатов на вакантную должность приостановлен.Судебная коллегия не может согласиться с решением суда.Материалами дела подтверждается совершение уполномоченными лицами ответчика последовательных действий, свидетельствующих о намерении принять Т.Л. на работу. Отказ в приеме истца на работу последовал сразу после получения сведений о ее беременности. При этом информация о приостановлении приема на работу на спорную должность появилась впервые в январе 2019 года, то есть по истечении семидневного срока, предусмотренного частью пятой статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации.Заявление о приеме на работу и подлинные документы не были представлены Т.Л. будущему работодателю вследствие поступившего 17 декабря 2018 года отказа в приеме на работу.При таких обстоятельствах имеются основания для отмены решения суда.Судебная коллегия полагает подлежащим удовлетворению требования о признании незаконным отказа ответчика в приеме Т.Л. на работу и обязать ответчика заключить с истцом трудовой договор по должности руководителя проекта отдела оптимизации процессов Департамента оперативного планирования и контроля с окладом 110 000 руб.На основании ст. 234 ТК РФ с ПАО МГТС взыскивается не полученный Т.Л. заработок в связи с незаконным отказом в приеме на работу в размере 262 428,57 руб. за период с 24 декабря 2018 года по 04 марта 2019 года.В соответствии со ст. 237 ТК РФ с учетом характера и степени нарушений трудовых прав истца судебная коллегия взыскивает с ответчика компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб. [30].В данном случае можно отметить, что работодатель неправомерно отказал работнику в принятии на работу в нарушение норм ТК РФ. Впоследствии трудовые права работника были восстановлены судом. При этом необходимо отметить, что суд первой инстанции в иске отказал. Таким образом, для восстановления нарушенных прав работника потребовалось обращение в суд апелляционной инстанции. При оформлении трудовых отношений очень часто работодатели допускают нарушения, которые выражаются в том, что вместо трудового договора заключаются иные виды договоров (например договор подряда, договор об оказании услуг). То есть допускается смешение понятий трудового договора и договора подряда. Как уже было рассмотрено выше, данные виды договоров отличаются тем, что подряд заключается чаще всего в разовом выполнении работ, а трудовые отношения предполагают систематическое выполнение работы. Но отношения по договору подряда,связанные с длительным выполнение работ могут занимать достаточно значительный промежуток времени. Недобросовестные работодателипользуются возможностью и заключают с работниками договоры подряда с тем, чтобы не предоставлять гарантии, связанные с выполнением трудовой функции и не платить страховые взносы для работников. Это происходит с целью уклонения от уплаты налогов и социальных взносов. Работники, заключая подобные договоры, лишаются социальных прав и гарантий, предусмотренных ТК РФ, в том числе и гарантий при оплате больничных и отпусков, компенсаций при несчастном случае на производстве и т д. В то же время работники, соглашаясь работать без трудового договора рассчитывают на повышенную оплату, которую обещает работодатель. Так или иначе такая практика противоречит ТК РФ и Конституции РФ.«К сожалению, в настоящее время работодатели, что происходит чрезвычайно часто, не заключают с работниками трудовые договоры. Физические лица зачастую фактически работают без письменного установления каких-либо прав и обязанностей между сторонами. На практике это, как правило, в конечном счете приводит к нарушению прав фактических работников» [18, c. 129]. Работники, в отношении которых не заключается трудовой договор имеют право обратиться в суд с соответствующим требованием о понуждении заключения трудового договора.Дискриминация в сфере труда, допускаемая в виде неправомерного отказа в заключении трудового договора также негативно сказывается на состоянии занятости, увеличивая уровень безработицы. Поэтому нарушение законодательства в данной сфере также следует признать проблемным аспектом. Одной из существенных проблем в сфере трудовых отношения является также нарушение трудового законодательства в форме незаконного увольнения работника. Такие нарушения ведут к увеличению процента безработных граждан. В качестве примера такого незаконного увольнения можно привести следующее судебное решение. «Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО "Ашан" и С.Г. был заключен бессрочный трудовой договор, в соответствии с которым С.Г. была принята на должность работника торгового зала в отдел продаж в гипермаркете городского формата с оплатой в размере <данные изъяты> руб. в месяц (л.д. 6 - 10).Дополнительным соглашением N к трудовому договору, заключенному ДД.ММ.ГГГГ, должность С.Г. изменена с должности работник торгового зала на должность - бригадир (л.д. 14).ДД.ММ.ГГГГ менеджеру ООО "Ашан" А. поступило заявление С.Г. об увольнении по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 18).В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С.Г. находилась на листе нетрудоспособности (л.д. 155).Приказом ООО "Ашан" от ДД.ММ.ГГГГ С.Г. была уволена с занимаемой должности по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (по собственному желанию) ДД.ММ.ГГГГ.С данным приказом С.Г. ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ., написав, что "с приказом не согласна" (л.д. 17).Как следует из объяснений истца, данных при рассмотрении дела в суде первой инстанции, волеизъявление на прекращение трудового договора с ООО "Ашан" у нее отсутствовало. Заявление об увольнении по собственному желанию было написано ей в состоянии аффекта, в момент плохого самочувствия. ДД.ММ.ГГГГ. ей звонили из отдела кадров ООО "Ашан" относительно ее увольнения по собственному желанию на основании написанного ей заявления. Отделу кадров она пояснила, что от увольнения отказывается (л.д. 154).Как следует из показаний менеджера ООО "Ашан" А., допрошенной в судебном заседании суда первой инстанции в качестве свидетеля, ДД.ММ.ГГГГ С.Г. звонила ей и сказала, что с увольнением не согласна, но поскольку к этому времени увольнение уже состоялось, ей было сказано, что ничего нельзя уже сделать.Разрешая по существу заявленные С.Г. требования о признании увольнения незаконным и восстановлении на работе, суд первой инстанции, правильно применив вышеприведенные нормы права, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе показания свидетелей А., Т., К.А., в соответствии со ст. ст. 59, 60, 67, 71 ГПК РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что увольнение истца на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, поскольку истец воспользовалась своим правом на отзыв заявления об увольнении, вследствие чего у работодателя отсутствовали основания для прекращения трудового договора с истцом, при этом суд установил, что на должность истца не был приглашен в порядке перевода от другого работодателя другой работник». [29].Таким образом, на основании рассмотренных примеров можно увидеть, что при увольнении работника по собственному желанию в основном возникают споры, связанные с незаконностью увольнения и с нарушением порядка увольнения. Работник в данном случае выступает в качестве слабой стороны, однако судебная практика показывает, что требования работников не всегда признаются обоснованными. В то же время стороны работодателя часто допускаются нарушения процедуры увольнения, в частности работодатель не выдает работнику его трудовую книжку по истечении срока предупреждения об увольнении, чем нарушает его право на свободу труда.Трудовое право осуществляет правовую регламентацию трудовых отношений. Эти правоотношения включают в себя множество различных аспектов начиная от заключения трудового договора и заканчивая его расторжением. В трудовых отношениях обе стороны получают определеннуювыгоду для себя. Работодатель получает исполнение необходимой ему трудовой функции, а работник получает материальное вознаграждение завыполняемую им деятельность. Несмотря на обоюдную выгоду между сторонами нередко возникают определенные споры и допускаются нарушения трудового законодательства. Перечень проблем, существующих в трудовом праве достаточно обширен.При заключении трудового договора работодатель нередко руководствуется собственными соображениями и отказывает гражданину в принятии на работу по мотивам, противоречащим ТК РФ. Так нередко получают отказ беременные женщины или женщины с детьми по причине нежелания работодателя выплачивать пособия по уходу за ребенком. Допускается и дискриминация по иным признакам. Очень распространена практика заключения так называемых скрытых трудовых договоров, когда под видом трудового заключается гражданско-правовой договор. Либо же работник осуществляет трудовую деятельность вообще без заключения договора. Подобная практика несомненно ущемляет права граждан в сфере труда и способствует усугублению проблем в сфере занятости. Таким образом, исследование положения законодательства о социальном обеспечении безработных граждан позволяет прийти к выводу, что нормы законодательства в этой сфере сейчас активно развиваются. В частности принят новый порядок признания граждан безработными и новый закон о занятости населения. Расширение мер социального обеспечения, предоставляемых безработным, говорит о том, что государственная политика в сфере труда и занятости сейчас направлена на решение проблем безработицы и оказание безработным гражданам социальной поддержки. Но определенные проблемы и недостатки, связанные с нарушением прав граждан в сфере труда и занятости по прежнему имеют место. На основании изложенного можно выделить следующие основные проблемы в сфере обеспечения труда и занятости и предложить пути их решения. Повышение уровня безработицы в связи с негативными объективными обстоятельствами, такими как эпидемия COVID-19, социально-экономические проблемы, прекращение деятельности организаций и сокращение рабочих мест. Может быть решено путем реализации мероприятий государственной политики РФ в сфере труда и занятости. 2. Проблемы обеспечения занятости женщин, которые заключаются в неправомерном отказе в заключении трудового договора женщинам в связи с беременностью или наличием малолетних детей. Может быть решено путем реализации программ содействия занятости женщин и осуществлением контроля за деятельностью работодателей при заключении трудовых договоров. Следует установить административную ответственность специально за отказ в заключении трудового договора женщинам в связи с беременностью или наличием детей. Например дополнить ст. 5.27 КоАП РФ ч. 1.1. в которой установить ответственность за неправомерный отказ в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.3. Проблемы обеспечения занятости инвалидов, связанные со сложностью обеспечения рабочей инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями. Может быть решено путем продолжения работы по обеспечению доступной среды для инвалидов. Также необходимо ужесточить ответственность за отказ в приеме на работу по мотивам инвалидности. Ст. 64 ТК РФ дополнить словами: «запрещается отказ в приеме на работу гражданина, имеющего группу инвалидности, по мотивам, связанным с состоянием здоровья, если осуществление трудовой деятельности не запрещено гражданину в связи с медицинскими показаниями». Отказ в приеме на работу инвалида в настоящий момент влечет административную ответственность по ст. 5.42 КоАП РФ в виде штрафа в размере от пяти додесяти тысяч рублей. Следует увеличить размер штрафа, например от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.4. Проблемы дискриминации в сфере труда, связанные с неправомерным отказом в заключении договора по любым основаниям. Может быть решено путем усиления контроля за деятельностью работодателей в том числе путем своевременного обращения граждан в суд за защитой своих прав.Нельзя не отметить и положительные аспекты развития законодательства в сфере реализации государственной политики по направлениям социального обеспечения безработных граждан и решения проблем занятости населения. В настоящее время принят и действует новый закон о занятости населения упрощаются процедуры регистрации безработных граждан и поиска подходящей работы. Они могут быть реализованы почти полностью в электронном формате через порталы государственных услуг.Таким образом, в настоящее время социальное обеспечение безработных граждан осуществляется на должном уровне. Проблемы обеспечения занятости и снижения уровня безработицы последовательно решаются в рамках реализации мероприятий федеральных и региональных программ. ЗАКЛЮЧЕНИЕРассмотрев особенности социального обеспечения безработных граждан в соответствии с законодательством РФ, можно прийти к следующим выводам.1. Понятие занятости отражает тот факт, что определенное количество людей, реализуя установленное конституцией право на труд, выполняют деятельность, направленную на достижение общеполезных целей и получают за эту деятельность вознаграждение. При этом занятыми считаются лица не только осуществляющие трудовую деятельность по трудовому договору, но и лица, осуществляющие иную общеполезную деятельность – предпринимательство, обучение, службу в государственных органах, военную службу. При этом выделяемые формы занятости в некотором смысле противоречат ее определению, поскольку под занятостью понимается деятельность, приносящая доход, на некоторые формы занятости – обучение, военная служба дохода не приносят. Тем не менее основная часть занятых людей – это лица работающие оп трудовому договору, также значительная часть – это лица работающие по гражданско-правовым договорам и индивидуальные предприниматели.2. Негативным фактором в сфере отношений занятости является безработица, то есть наличие определенного числа не занятых людей, не имеющих работы и не осуществляющих иные формы занятости. Безработица может быть вызвана различными явлениями: социальными, экономическими, политическими. При этом задачей государства является уменьшение числа безработных и содействие занятости населения. Меры государственной поддержки проявляются в создании государственных программ по содействию занятости, в осуществлении квотирования рабочих мест, для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в организации общественных работ, в деятельности государственной службы занятости,которая осуществляет содействие в поиске работы и т д. Основная проблема в сфере занятости заключается в том, что указанные меры не оказывают должного эффекта и определенная часть граждан оказывается не в состоянии найти работу.3. Для получения статуса безработного необходимо обратится в службу занятости и пройти регистрацию. С момента признания гражданина безработным он получает право на пособие по безработице. Для регистрации необходимо предъявить документы, перечень которых определен законом. Затем с получением статуса безработного гражданин будет получать от службы занятости различные предложения в соответствии с его квалификацией, образованием и опытом работы. Пока подходящая работа не будет найдена, он будет получать пособие. Для подтверждения своего статуса безработного необходимо в установленные сроки проходить перерегистрацию.4. Размер пособия по безработице зависит от нескольких факторов: продолжительности трудового стажа до потери работы, размера среднего заработка, причин увольнения, а также периода выплаты пособия и районного коэффициента (при его наличии). Приостановление или прекращение выплаты пособия осуществляется по основаниям, установленным законом. В частности выплата пособия прекращается если безработный гражданин нашел работу, если он длительное время не являлся в службу занятости для перерегистрации, если ему была назначена пенсия и в других случаях. Приостановление выплаты возможно в случае отказа гражданина от подходящей работы, неявки в установленные сроки в службу занятости, самовольного прекращения гражданином обучения и др. 5. В качестве проблем в сфере обеспечения занятости можно выделить проблему обеспечения занятости женщин, инвалидов, дискриминацию в сфере труда и проч. Трудовое законодательство предусматривает определенные гарантии и льготы для работающих женщин. Эти гарантии связаны с необходимостью обеспечить наиболее комфортные условия труда для женщин в связи с их физиологическими особенностями и социальной ролью. Однако проблемным здесь является тот факт, что на практике работодатели отказывают в приеме на работу женщинам в связи с наличием детей. С точки зрения законодательства, все гарантии женщинам предоставлены. В то же всеми должный уровень содействия занятости женщин на общественном уровне отсутствует. На лицо различные нарушения трудового законодательства, как при заключении трудового договора, так и при его расторжении. Вопрос трудоустройства и занятости людей с инвалидностью в современном обществе является актуальным и важным. Работодатели часто не принимают на работу людей с инвалидностью под различными предлогами, ограничивают их права или не допускают к определенным видам работ, поскольку приспособление рабочих мест под нужды инвалидов является сложным и дорогостоящим. Следует установить административную ответственность специально за отказ в заключении трудового договора женщинам в связи с беременностью или наличием детей. Например дополнить ст.5.27 КоАП РФ ч.1.1., в которой установить ответственность за неправомерный отказ в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. Ст. 64 ТК РФ дополнить словами: «запрещается в отказ в приеме на работу гражданина, имеющего группу инвалидности, по мотивам, связанным с состоянием здоровья, если осуществление трудовой деятельности не запрещено гражданину в связи с медицинскими показаниями». Отказ в приеме на работу инвалида в настоящий момент влечет административную ответственность по ст. 5.42 КоАП РФ в виде штрафа в размере от пяти до десяти тысяч рублей. Следует увеличить размер штрафа, например от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. Нельзя не отметить, что со стороны государства реализуются различные программы содействия занятости. Однако решение проблемывозможно только при комплексном подходе, когда государственные предписания будут выполняться на практике, на нарушения законодательства будут сведены к минимуму. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативно правовые акты"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Текст] // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.03.2024) [Текст] // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 06.04.2024) [Текст] // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст.3.Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"(ред. от 25.12.2023) [Текст] // СЗ РФ. 1996. № 17. ст. 1915.Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 10.07.2023) [Текст] // СЗ РФ.1995. № 48. ст. 4563.Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (ред. от 25.12.2023) [Текст] // СЗ РФ.2007. N 1 (1 ч.). ст. 18.Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" [Текст] // СЗ РФ. 2023. N 51. ст. 9138.Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" (ред. от 22.09.2023) [Текст] // СЗ РФ.2014. N 18 (часть I). ст. 2147.Постановление Правительства РФ от 02.11.2021 N 1909» О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (ред. от 27.03.2024) [Текст] // СЗ РФ.2021. N 46. ст. 7707.Учебная и монографическая литератураАзарова Е.Г. Право граждан на справедливое социальное обеспечение [Текст] // Журнал российского права. 2022. N 8. С. 77 - 93.Белозерова К.А. Формальный подход к оценке занятости как фактор неэффективности мер защиты от безработицы [Текст] // Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу". 2022. N 4. С. 57 - 64.Буянова М.О. Трудовое право: учебное пособие [Текст]. Москва: Проспект, 2016. 240 с.Головина С.Ю., Серова А.В. Модели правового регулирования новых форм трудовой занятости [Текст] // Журнал российского права. 2022. N 8. С. 62 — 76.Гусева Т.С. Российская система социального обеспечения при изменении структуры занятости населения: проблемы правового регулирования [Текст]// Социальное и пенсионное право. 2023. N 1. С. 22 - 26.Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие [Текст]. М.: Гросс Медиа, РОСБУХ, 2016. 312 с.Ершова Е.А. Трудовое право в России [Текст]. - М.: Статут, 2017. 620 с.Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов [Текст]. - ЗАО Юстицинформ, 2020. 415 с.Корсаненкова Ю.Б. Понятие безработного и социальный риск безработицы в контексте системного подхода [Текст] // Социальное и пенсионное право. 2019. N 4. С. 48 - 52.Куренной А.М. Трудовое право России [Текст]. – М.: Юрист, 2018. – 482 с.Миронов В.И. Трудовое право России: Учебник [Текст]. М.: Журнал Управление персоналом, 2020. – 523 с.Орлова Е.Е. Занятость населения как правовая категория: понятие и признаки [Текст] // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 1. С. 14 — 17.Петюкова О.Н. Занятость населения и реализация прав граждан на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности [Текст] // Современный юрист. 2021. N 4. С. 8 — 20.Скачкова Г.С. Защита от безработицы в рамках социального партнерства как один из критериев благополучия человека в сфере труда [Текст] // Трудовое право в России и за рубежом. 2022. N 2. С. 8 - 10.Трудовое право России. Практикум: учеб. Пособ. [Текст] / Ж.А. Горбачева, И.К. Дмитриева, Е.Ю. Забрамная и др.; отв. ред. И.К. Дмитриева, А.М. Куренной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, Правоведение, 2020. 792 с.Трудовое право России [Текст] / И.Г. Выговская, С.В. Колобова, О.С. Королькова и др.; под общ. ред. М.В. Преснякова, С.Е. Чаннова. Саратов: Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина, 2018. 288 с.Трудовое право России: учебник [Текст] / Д.Л. Кузнецов, А.Ф. Нуртдинова, Ю.П. Орловский и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова. 3-е изд. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2018. VIII, 648 с.Тучкова Э.Г. Конституционное право граждан на защиту от безработицы и юридические гарантии его реализации [Текст] // Трудовое право в России и за рубежом. 2021. N 2. С. 38 — 41.Цуканова Н.П. Социальные выплаты по безработице как стимулирующие гарантии для безработных граждан [Текст] // Социальное и пенсионное право. 2020. N 1. С. 52 — 56.Интернет-ресурсыАпелляционное определение Нижегородского областного суда от 17.01.2017 по делу N 33-449/2017 [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.Апелляционное определение Московского городского суда от 26.05.2020 по делу N 33-13319/2020 [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.Белгородский центр занятости населения [Электронный ресурс] // http://belgczan.ru/press-tsentr-stati/328-sodejstvie-zanyatosti-zhenshchin (дата обращения 16.02.2024)Парягина О.А. Содействие занятости женщин с семейными обязанностями [Электронный ресурс] URLhttps://wiselawyer.ru/poleznoe/33763-sodejstvie-zanyatosti-zhenshhin-semejnymi-obyazannostyami (дата обращения 16.02.2024).Паспортфедерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" [Электронный ресурс] // https://rosmintrud.ru/ministry/programms/demography/2 (дата обращения 16.02.2024)Паспорт проекта "Содействие занятости женщин" (ХМАО) [Электронный ресурс] // https://depsr.admhmao.ru/natsionalnyy-proekt-demografiya/regionalnyy-uroven/2204576/pasport-proekta-sodeystvie-zanyatosti-zhenshchin (дата обращения 16.02.2024)

Нормативно правовые акты

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Текст] // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.03.2024) [Текст] // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 06.04.2024) [Текст] // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст.3.
4. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"(ред. от 25.12.2023) [Текст] // СЗ РФ. 1996. № 17. ст. 1915.
5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 10.07.2023) [Текст] // СЗ РФ.1995. № 48. ст. 4563.
6. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (ред. от 25.12.2023) [Текст] // СЗ РФ.2007. N 1 (1 ч.). ст. 18.
7. Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" [Текст] // СЗ РФ. 2023. N 51. ст. 9138.
8. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" (ред. от 22.09.2023) [Текст] // СЗ РФ.2014. N 18 (часть I). ст. 2147.
9. Постановление Правительства РФ от 02.11.2021 N 1909» О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (ред. от 27.03.2024) [Текст] // СЗ РФ.2021. N 46. ст. 7707.

Учебная и монографическая литература

10. Азарова Е.Г. Право граждан на справедливое социальное обеспечение [Текст] // Журнал российского права. 2022. N 8. С. 77 - 93.
11. Белозерова К.А. Формальный подход к оценке занятости как фактор неэффективности мер защиты от безработицы [Текст] // Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу". 2022. N 4. С. 57 - 64.
12. Буянова М.О. Трудовое право: учебное пособие [Текст]. Москва: Проспект, 2016. 240 с.
13. Головина С.Ю., Серова А.В. Модели правового регулирования новых форм трудовой занятости [Текст] // Журнал российского права. 2022. N 8. С. 62 — 76.
14. Гусева Т.С. Российская система социального обеспечения при изменении структуры занятости населения: проблемы правового регулирования [Текст]// Социальное и пенсионное право. 2023. N 1. С. 22 - 26.
15. Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие [Текст]. М.: Гросс Медиа, РОСБУХ, 2016. 312 с.
16. Ершова Е.А. Трудовое право в России [Текст]. - М.: Статут, 2017. 620 с.
17. Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов [Текст]. - ЗАО Юстицинформ, 2020. 415 с.
18. Корсаненкова Ю.Б. Понятие безработного и социальный риск безработицы в контексте системного подхода [Текст] // Социальное и пенсионное право. 2019. N 4. С. 48 - 52.
19. Куренной А.М. Трудовое право России [Текст]. – М.: Юрист, 2018. – 482 с.
20. Миронов В.И. Трудовое право России: Учебник [Текст]. М.: Журнал Управление персоналом, 2020. – 523 с.
21. Орлова Е.Е. Занятость населения как правовая категория: понятие и признаки [Текст] // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 1. С. 14 — 17.
22. Петюкова О.Н. Занятость населения и реализация прав граждан на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности [Текст] // Современный юрист. 2021. N 4. С. 8 — 20.
23. Скачкова Г.С. Защита от безработицы в рамках социального партнерства как один из критериев благополучия человека в сфере труда [Текст] // Трудовое право в России и за рубежом. 2022. N 2. С. 8 - 10.
24. Трудовое право России. Практикум: учеб. Пособ. [Текст] / Ж.А. Горбачева, И.К. Дмитриева, Е.Ю. Забрамная и др.; отв. ред. И.К. Дмитриева, А.М. Куренной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, Правоведение, 2020. 792 с.
25. Трудовое право России [Текст] / И.Г. Выговская, С.В. Колобова, О.С. Королькова и др.; под общ. ред. М.В. Преснякова, С.Е. Чаннова. Саратов: Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина, 2018. 288 с.
26. Трудовое право России: учебник [Текст] / Д.Л. Кузнецов, А.Ф. Нуртдинова, Ю.П. Орловский и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова. 3-е изд. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2018. VIII, 648 с.
27. Тучкова Э.Г. Конституционное право граждан на защиту от безработицы и юридические гарантии его реализации [Текст] // Трудовое право в России и за рубежом. 2021. N 2. С. 38 — 41.
28. Цуканова Н.П. Социальные выплаты по безработице как стимулирующие гарантии для безработных граждан [Текст] // Социальное и пенсионное право. 2020. N 1. С. 52 — 56.

Интернет-ресурсы

29. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 17.01.2017 по делу N 33-449/2017 [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
30. Апелляционное определение Московского городского суда от 26.05.2020 по делу N 33-13319/2020 [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
31. Белгородский центр занятости населения [Электронный ресурс] // http://belgczan.ru/press-tsentr-stati/328-sodejstvie-zanyatosti-zhenshchin (дата обращения 16.02.2024)
32. Парягина О.А. Содействие занятости женщин с семейными обязанностями [Электронный ресурс] URL https://wiselawyer.ru/poleznoe/33763-sodejstvie-zanyatosti-zhenshhin-semejnymi-obyazannostyami (дата обращения 16.02.2024).
33. Паспорт федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" [Электронный ресурс] // https://rosmintrud.ru/ministry/programms/demography/2 (дата обращения 16.02.2024)
34. Паспорт проекта "Содействие занятости женщин" (ХМАО) [Электронный ресурс] // https://depsr.admhmao.ru/natsionalnyy-proekt-demografiya/regionalnyy-uroven/2204576/pasport-proekta-sodeystvie-zanyatosti-zhenshchin (дата обращения 16.02.2024)