Роль таможенных органов по обеспечению экономических интересов России.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Таможенное дело
  • 38 38 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 26.03.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Анализ роли таможенных органов в области обеспечения экономической безопасности государства 5
1.1 Понятие и структура экономической безопасности государства 5
1.2 Таможенные органы как субъект обеспечения экономической безопасности государства: анализ правового статуса 10
2. Обеспечение экономической безопасности таможенными органами Российской Федерации в современных условиях 18
2.1 Реализация фискальной функции ФТС России за 2021-2023 гг. 18
2.2 Реализация правоохранительной функции ФТС России 20
за 2021-2023 гг. 20
2.3 Реализация функций ФТС России как органа валютного контроля 29
за 2021-2023 гг. 29
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение 1 36
Приложение 2 38

Фрагмент для ознакомления

Размер судебных штрафов составил 1,6 млн руб.По итогам работы за 2022 год таможенными органами Российской Федерации возбуждено 1 847 уголовных дел.Из общего количества уголовных дел:156 дел возбуждено по статье 229.1 УК РФ;704 дела – по статье 226.1 УК РФ;55 дел – по статье 200.2 УК РФ;103 дела – по статье 200.1 УК РФ;344 дела – по статье 194 УК РФ;32 дела – по статье 193 УК РФ;147 дел – по статье 193.1 УК РФ;3 дела – по статье 189 УК РФ;9 дел – по статье 174.1 УК РФ;100 дел – по статье 173.1 УК РФ;190 дел – по статье 173.2 УК РФ.Указанные уголовные дела возбуждались по фактам:- незаконного перемещения стратегически важных товаров и ресурсов на сумму более 9,6 млрд. руб.;- неуплаты таможенных платежей на сумму 6 млрд. руб.;- невозврата и незачисления денежных средств на сумму 19,6 млрд. руб.;- незаконного перевода денежных средств с использованием подложных документов на сумму более 10,5 млрд. руб.;- незаконного перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов на сумму около 584,4 млн. руб.;- незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС алкогольной продукции и табачных изделий на сумму около 330,4 млн. руб.В федеральный бюджет перечислено таможенных платежей в размере 1,76 млрд. рублей, являющихся предметами преступлений по уголовным делам.По возбужденным таможенными органами уголовным делам из незаконного оборота изъято более 2,1 т наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, более 68,7 кг сильнодействующих веществ.До составления обвинительных актов (постановлений) таможенными органами в связи с возмещением причиненного преступлениями ущерба и уплаты двукратной его суммы прекращено 6 уголовных дел, судами по ходатайствам таможенных органов прекращено 18 уголовных дел с назначением судебных штрафов.Составлением обвинительных актов (постановлений) окончено расследование 261 уголовного дела, 225 из которых направлены в суды. Судами по 102 уголовным делам постановлены обвинительные приговоры, 62 дела прекращены с назначением судебных штрафов по ходатайствам представителей стороны защиты.Предметами преступлений преимущественно являлись лес и лесоматериалы, наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, автотранспортные средства, иностранная валюта и валюта Российской Федерации, товары народного потребления.По итогам работы за 2023 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 1 822 уголовных дела.Из общего количества уголовных дел:155 дел возбуждено по статье 229.1 УК РФ;740 дел – по статье 226.1 УК РФ;75 дел – по статье 200.2 УК РФ;2 дела – по статье 200.1 УК РФ;285 дел – по статье 194 УК РФ;15 дел – по статье 193 УК РФ;170 дел – по статье 193.1 УК РФ;1 дело – по статье 189 УК РФ;5 дел – по статье 174.1 УК РФ;1 дело – по статье 174 УК РФ;209 дел – по статье 173.2 УК РФ;84 дела – по статье 173.1 УК РФ.По возбужденным таможенными органами уголовным делам из незаконного оборота изъято 2 658 кг наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, 12 935,8 кг прекурсоров, 1 140 кг сильнодействующих веществ.Окончено составлением обвинительных актов (постановлений) расследование 230 уголовных дел, 202 из которых прокурорами с утвержденными обвинительными актами (постановлениями) направлены в суды. Судами по 109 уголовным делам постановлены обвинительные приговоры, 74 дела прекращены с назначением судебных штрафов по ходатайствам представителей стороны защиты.Предметами преступлений преимущественно являлись лес и лесоматериалы, сильнодействующие вещества, наркотические средства и психотропные вещества, иностранная валюта и валюта Российской Федерации, товары народного потребления.Рост таможенных правонарушений в экономической сфере является одной из причин недостаточного исполнения федерального бюджета страны, а также отрицательного отклонения факта от плана по взысканию соответствующих платежей. Данную ситуацию можно считать реальной угрозой интересам экономической безопасности страны, и она требует работы над совершенствованием правоохранительной таможенной деятельности, осуществления таможенного контроля, правовых механизмов борьбы с таможенными правонарушениями, налаживания эффективного взаимодействия с иными контролирующими органами Российской Федерации. Угрозы интересам и вызовы экономике Российской Федерации требуют адекватной реакции от государственных учреждений. Поэтому таможенная политика государства и её эффективность должны быть под пристальным вниманием государственных органов. В целях достижения нового качества таможенной политики государства, которая осуществляется специализированным учреждением в государстве – ФТС России и таможенного дела, в целом, необходимо иметь комплекс государственных мер, направленных на минимизацию угроз финансовой безопасности, осуществление которых возможно в рамках таможенной политики. 2.3 Реализация функций ФТС России как органа валютного контроляза 2021-2023 гг.Значимую роль в системе валютного контроля играют таможенные органы, которые осуществляют валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Союза, в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле» и Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. 02.07.2021 г.) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основным направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них. В последнее время в валютном контроле всё чаще выявляют большое количество проблем. Основными являются: - сохранение достаточно высокой доли «теневой» экономики; - использование фирм-однодневок в целях отмывания денег; - несовершенство действующего законодательства, в части противодействия незаконному выводу денежных средств за рубеж. Таким образом, легализация денежных средств, причиняет вред финансовой стабильности государства, обеспечивает возможность преступным организациям осуществлять противоправную деятельность, что, несомненно, необходимо устранять, путем совершенствования механизмов соблюдения валютного законодательства и валютного контроля. Основным пунктом модернизации осуществления валютного контроля является необходимость формирования эффективного взаимодействия участников системы валютного контроля, путем применения цифровых технологий, в целях противодействия сомнительным валютным операциям. Как и прежде, под валютный контроль попадают контракты и кредитные договора, заключенные между российскими резидентами и нерезидентами. Валютный контроль осуществляется рядом государственных органов, включающих Федеральную таможенную службу России (далее – ФТС России), которая призвана защищать экономические интересны государства.По итогам проверочных мероприятий, проведенных ФТС России соблюдения валютного законодательства Российской Федерации: в 2021 году возбуждено более 7,2 тысяч дел об административных правонарушениях за нарушение валютного законодательства(статья 15.25 КоАП РФ); в 2022 году - более 9,2 тысяч дел; в 2023 году – более 10,3 тысяч дел. Стоит отметить, положительную динамику по выявленным административным правонарушениям. Для минимизации случаев по незаконному оттоку из РФ денежных средств необходимо развитие механизмов риск-ориентированного подхода, направленного на противодействие подозрительным финансовым операциям, и внедрение комплексной системы категорирования участников внешнеэкономической деятельности.ЗаключениеПо результатам исследования можно сделать вывод о том, что роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России велика. Таможенное регулирование, применяемое таможенными органами в целях обеспечения экономической безопасности государства в области внешнеэкономической деятельности, включает в себя целый комплекс экономических, правовых, организационных и иных мероприятий, а также программ, применяемых с целью оптимизации процессов развития, обеспечения защиты экономических интересов государства и обеспечения эффективности внешнеторговых связей. Деятельность Федеральной таможенной службы в области национальной безопасности выстраивается по нескольким направлениям. Одним из приоритетных направлений является создание благоприятных условий по взаимодействию на таможенном пространстве всех стран. Оно связана с реформированием ФТС, снижением конфликтного потенциала в таможенной сфере. Показатели говорят о прогрессе в этой области. Начиная с 2018 года количество исков со стороны участников внешнеэкономической деятельности к ФТС сократилось почти в 3 раза. Деятельность таможенных органов России целенаправленна на пополнение доходов государственного бюджета путем сбора пошлин с юридических и физических лиц, а также стимулирование развития национальной экономики и на защиту внутреннего рынка путем установления таможенных тарифов, запретов, ограничений, лицензирования и квотирования определенных видов товаров.Взаимодействие с другими странами все более совершенствуется, что подтверждается тем, что в начале 2022 года на Совете Евразийской экономической комиссии был утверждён план мероприятий для интеграции национальных информационных систем в сфере выдачи разрешительных документов, предусматривающий интеграцию систем электронного взаимодействия государств – членов Евразийского Экономического Союза к 2025 году. Сейчас в Евразийский экономический союз входят пять стран: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия. Большое значение имеет то, что был утвержден «Порядок включения и хранения в национальных системах прослеживаемой сведений о товарах, ввезенных на таможенную территорию Союза». Благоприятные условия означают сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, когда происходит постепенный переход к однократности проведения таможенного контроля и признанию его результатов всеми таможенными администрациями, через которые будет перемещаться тот или иной товар. На сегодняшний день уже используются открытые ресурсы, позволяющие проследить перемещение контейнеров по всей территории Европы: вид груза, время загрузки, пути следования, места перегрузки, место задержки, появление несанкционированных вскрытий. Это способствует реализации контроля грузов и служит делу укрепления национальной безопасности страны. Автор курсовой работы полагает, что поставленная в работе цель достигнута, значимость предмета курса раскрыта полностью, задачи исследования выполнены. Список использованной литературы1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).2.Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года".3. Указ Президента РФ от 18.09.1993 №1390 «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации».4. Указ Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2253 «Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям».5.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 №1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».6.Постановление Правительства РФ от 23.04.2021№ 636 (ред. от 19.06.2021) "Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".7. Федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2023);8.Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности».9. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле».Аглиуллин Р.А. Проблемы эффективности деятельности таможенных органов в области обеспечения экономической безопасности // В сборнике: Экономика, бизнес, инновации сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2019. С. 96-98. 11.Артемов, Н.М. Валютный контроль / Н.М. Артемов. - Москва: ИЛ, 2019. - 128 c.12.Балабанов, И.Т. Валютные операции / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2020. - 144 c.13.Буваева, Н. Э. Международное таможенное право : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Э. Буваева, А. В. Зубач ; под общ. ред. А. В. Зубача. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с.14.Вагин В.Д. Таможенные органы и их роль в обеспечении экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности - Санкт-Петербург, 2019.Валюта и таможня. Таможенно-банковский контроль. Ввоз и вывоз валюты. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2020. - 216 c.Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела : учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук ; под ред. Г. П. Геращенко. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 234 с.Крюкова, Н. И. Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела : учебник и практикум для вузов / Н. И. Крюкова, Е. Н. Арестова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с.Крюкова, Н. И. Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела : учебник и практикум для вузов / Н. И. Крюкова, Е. Н. Арестова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с.Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин ; под ред. Е. Ф. Прокушева. — 10-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 450 с.Сафоненков, П. Н. Производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов: учебник для вузов / П. Н. Сафоненков. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 251 с.21.Сидоров, В. Н. Таможенное право. Практикум : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. Н. Сидоров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — с.267.22.Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». [Электронный ресурс] - URL: https://customs.gov.ru.23. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. [Электронный ресурс] - URL:https://customs.gov.ru/ (дата обращения 22.02.2024).24.Электронная научная библиотека.[Электронный ресурс] -URL:https://elibrary.ru.(дата обращения 22.02.2024).Приложение 1Приложение 2

1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
2. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года".
3. Указ Президента РФ от 18.09.1993 №1390 «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации».
4. Указ Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2253 «Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям».
5.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 №1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».
6.Постановление Правительства РФ от 23.04.2021№ 636 (ред. от 19.06.2021) "Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
7. Федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2023);
8.Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности».
9. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле».


10. Аглиуллин Р.А. Проблемы эффективности деятельности таможенных органов в области обеспечения экономической безопасности // В сборнике: Экономика, бизнес, инновации сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2019. С. 96-98.
11.Артемов, Н.М. Валютный контроль / Н.М. Артемов. - Москва: ИЛ, 2019. - 128 c.
12.Балабанов, И.Т. Валютные операции / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2020. - 144 c.
13.Буваева, Н. Э. Международное таможенное право : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Э. Буваева, А. В. Зубач ; под общ. ред. А. В. Зубача. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с.
14.Вагин В.Д. Таможенные органы и их роль в обеспечении экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности - Санкт-Петербург, 2019.
15. Валюта и таможня. Таможенно-банковский контроль. Ввоз и вывоз валюты. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2020. - 216 c.
16. Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела : учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук ; под ред. Г. П. Геращенко. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 234 с.
17. Крюкова, Н. И. Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела : учебник и практикум для вузов / Н. И. Крюкова, Е. Н. Арестова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с.
18. Крюкова, Н. И. Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела : учебник и практикум для вузов / Н. И. Крюкова, Е. Н. Арестова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с.
19. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин ; под ред. Е. Ф. Прокушева. — 10-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 450 с.
20. Сафоненков, П. Н. Производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов: учебник для вузов / П. Н. Сафоненков. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 251 с.
21.Сидоров, В. Н. Таможенное право. Практикум : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. Н. Сидоров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — с.267.
22. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». [Электронный ресурс] - URL: https://customs.gov.ru.
23. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. [Электронный ресурс] - URL: https://customs.gov.ru/ (дата обращения 22.02.2024).
24. Электронная научная библиотека. [Электронный ресурс] - URL: https://elibrary.ru. (дата обращения 22.02.2024).