Особенности диагностической работы по развитию речи дошкольников.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 15 15 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 27.03.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ГЛАВА 1 ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1. Особенности диагностики речевого развития у дошкольников 5
1.2. Педагогическая диагностика развития речи у детей дошкольного возраста 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
Фрагмент для ознакомления

Для этого проводится суммарная оценка развития всех обследованных сторон речи. По итоговой оценке речевой готовности к школе ребенок может обладать одним из пяти уровней речевой готовности: высоким, выше среднего, средним, ниже среднего или низким. Методика диагностики В.И. Яшиной, как видим, преимущественно направлена на выявление уровня речевой готовности к школе [5].А.Г. Арушанова и Т.М. Юртайкина также относятся к школе Ф.А. Сохина, но их методика отличается от предыдущей. Авторами разработана система проверочных заданий для детей младшего и старшего дошкольного возраста, в которой, с одной стороны, коммуникативная игровая ситуация деятельности маскирует тестирующий характер общения, делает контрольные задания привлекательными, интересными для детей, а, с другой стороны, выявляет скрытые резервы речевого развития. Решение языковых проблемных задач оказывается как бы «побочным продуктом» коммуникации, что характерно для общения в естественных условиях [2].Так, для детей младшего возраста сценарий общения включает следующие эпизоды: знакомство, ознакомление с игрушками и игровые действия с ними, разговор о любимых сказках, рассматривание понравившейся иллюстрации. На фоне этих ситуаций создаются условия для диалогического высказывания ребенка о предметах, находящихся в поле зрения и вне его, для развертывания элементарных форм диалога, монолога (пересказ, рассказывание из личного опыта, по картинкам). Включаются вопросы, позволяющие обследовать состояние словаря. Обследование не превышает по времени 20-25 минут.Предложение рассказать о любимых игрушках и играх с ними, рассказать любимую сказку, описать иллюстрацию в книге дает материал для выявления предпосылок связной монологической речи, для анализа структуры предложений (синтаксис).В процессе рассматривания иллюстраций создаются проблемные ситуации, позволяющие выявить зачатки словотворчества и словообразования. Одновременно фиксируются особенности звукопроизношения.Такое построение методики: включение в обследование возможности действовать с игрушками, картинками позволяет создать обстановку доверия между ребенком и взрослым. Ребенок находится в естественной для него игровой ситуации, в ходе которой ему приходится общаться с партнером по игре, отвечать на его вопросы.Методика обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста строится по такому же принципу, то есть на основе игровой деятельности и ситуативно-делового общения взрослого с ребенком. Сценарий общения разворачивается вокруг приключений сказочных героев – зайчика и снеговика. Обследование не превышает 30-35 минут. Дети сразу включаются в игру, случаев отказов не наблюдалось.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, диагностическая работа по развитию речи дошкольников является неотъемлемой частью образовательного процесса, позволяющей определить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и выявить проблемные аспекты, которые необходимо преодолеть. Современные принципы диагностики, такие как комплексность, системность, мотивированность и компактность, помогают достичь более качественных результатов и эффективно оценить уровень развития речи у детей.Существует несколько разработанных методик диагностики развития речи детей, каждая из которых предлагает свой индивидуальный подход и критерии оценки различных аспектов речевых навыков. Методики, такие как методика В.И. Яшиной, методика О.С. Ушаковой и методика А.Г. Арушановой и Т.И. Юртайкиной, основаны на изучении уровня речевой коммуникации, связной речи, словарного запаса, грамматических и звуковых аспектов речи. Благодаря разнообразию этих методик, специалисты имеют возможность более полно и точно оценить уровень развития речи у детей.Важно отметить, что диагностическая работа по развитию речи дошкольников должна быть выполнена с учетом принципов комплексности и системности, чтобы изучить все аспекты речи в единстве и взаимосвязи. Также необходимо использовать критерии оценки, соответствующие возрастным особенностям детей, чтобы получить объективную оценку и дать рекомендации по дальнейшему развитию речевых умений каждого ребенка.В итоге, осознание важности коммуникативной деятельности и правильное проведение диагностики развития речи дошкольников в детском саду играют значимую роль в образовательном процессе и способствуют достижению оптимальных результатов. Диагностика позволяет специалистам выявить недостатки и проблемы в речевом развитии каждого ребенка и помочь им преодолеть их, давая возможность достичь наилучших результатов в развитии и использовании своей речи.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.,1999. С. 22 - 32, 35 - 43, 48 - 51, 63 - 67, 99 – 103.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. —— М.: Мозаика-Синтез, 1999Арушанова А.Г., Юртайкина Т.М. Методика обследования речевогоразвития // Дошкольное воспитание. 1991. № 7.Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е.Вераксы.М., 2007.Максаков А.И. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1986. № 2, 3.Методика развития речи: Учебно-методические указания по обследованию особенностей речевого развития детей в дошкольных учреждениях. Брест, 2000.Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.Яшина В.И. Изучение уровня речевой подготовки детей к школе // Спецкурс. Диагностика готовности детей к обучению в школе. М., 1994.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.,1999. С. 22 - 32, 35 - 43, 48 - 51, 63 - 67, 99 – 103.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. —— М.: Мозаика-Синтез, 1999
3. Арушанова А.Г., Юртайкина Т.М. Методика обследования речевогоразвития // Дошкольное воспитание. 1991. № 7.
4. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е.Вераксы.
М., 2007.
5. Максаков А.И. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1986. № 2, 3.
6. Методика развития речи: Учебно-методические указания по обследованию особенностей речевого развития детей в дошкольных учреждениях. Брест, 2000.
7. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
8. Яшина В.И. Изучение уровня речевой подготовки детей к школе // Спецкурс. Диагностика готовности детей к обучению в школе. М., 1994.