Вербальные и невербальные средства общения
Заказать уникальный реферат- 11 11 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 28.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Вербальные средства общения 3
Невербальные средства общения 6
Заключение 10
Список литературы 11
Очень часто в сферу проксемики принято включать тактильнуюкоммуникацию(похлопываниепоплечу, прикосновени,ит.д.),котораярассматривается как аспект дистантногомежсубъектногоповедения [4].Средства проксемикитакже осуществляют различные функциивобщении.Так, в качестве примера,тактильнаякоммуникация выступает практически единственныминструментом для реализации общенияслепоглухонемых(сугубо коммуникативнаяфункция). Также средствапроксемики осуществляют регулирующуюфункцию в процессе общении. В соответствии с этим,вовремяречевогообщениярасстояниямеждукоммуникантамиопределяетсяхарактеромихотношений(неофициальные/официальные,публичные/интимные). Помимо этого,проксемические и кинесическиесредства способны выполнять значение коммуникативныхмаркеровотдельныхфаз в речевом общении. В качестве примера,рукопожатие,снятиеголовногоубора,прощальный или приветственныйпоцелуйит.п.В общении также особенно важно обращать внимание на различные голосовые характеристики, которые относятся к невербальному общению. Просодика - общее название ритмико-интонационных сторон речи, таких как громкость,высота голоса, его тембр. Необходимо уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать тон исилуголоса, скорость речи, практически позволяющие выражать человеку мысли и чувства.Мотивационное основание невербальныхсредствкоммуникации, исходя из многочисленных исследованиях,состоитиз следующих знаков:поведенческиезнаки, обусловленные физиологическимиреакциямичеловекана различные стимулы, в качестве примера,дрожьотстраха или холода, потоотделениеот волнения ит.п.;ненамеренныезнаки,употреблениечеловеком которых напрямую обусловленопривычками, в качестве примера,дергатьсебязаухотеретьпереносицу(самоадапторы);коммуникативныезнаки–сигналы, передающие информацию о событии, объекте илисостоянии [5].Сравнительныйанализнеосознанного и осознанноговневербальномповеденииотправителяиполучателяинформации также отражает,чтоосознанноевосприятиеневербальныхсредстввбольшейстепенихарактернодляполучателяинформации, поскольку переднимстоитсложнаязадача в правильнойинтерпретацииинформации, которая передаётся.Отправительинформации, наоборот,в подавляющем большинствеслучаевнеосознаетсвоего личного невербальногоповедения.ЗаключениеРечь традиционнопринятоотождествлятьсословом,тоестьсо знаково-символическойвербальнойфункциейречи. Звуковаяречь в качестве средства общения междутем,слушателюнесет,иприэтом внезависимости отсемантикислова,тоестькакбы«междуслов»,невербально очень важную и значительнуюдляслушателяинформациюоговорящем человеке,его отношении кпредметуразговора,ксобеседнику, а также ксамомусебеит.п.Хотяречьи выступает универсальнымсредствомобщения,значениеонаприобретаеттолькоприусловиивключенияв какую-либо системудеятельности,всвоюочередьобязательным является дополняемоеупотреблением иных,знаковыхнеречевыхсистем. Именно поэтому коммуникативныйпроцессоказываетсянеполным в том случае,еслиотсутствуютегоневербальныесредства.Невербальнаякоммуникация реализуется впроцессеречевогообщения вместе свербальнойи представляет собой какбывторойинформационныйканалпоотношениюксловувсистемеобщения.Издвухвидовкоммуникации–невербальной и вербальной(речь)–невербальнаякоммуникация представляется болеедревней, а вербальнаякоммуникация– в большей степени универсальной.Изучениевзаимодействияневербальных и вербальныхсредствкоммуникации проводится достаточно давно,но,к большому сожалению,в подавляющем большинствеслучаев недостаточно эффективно.Исследование этой областиперспективнои в настоящее время представляет особый интерес. Представляется возможным привестипримертого,какневербальнаяпередачаинформации, происходящая вместе свербальной, способна изменять и усиливатьсмыслслов:угроза, которая произносится свеселойулыбкой,воспринимается по-другому,аименно– в виде шутки.Такимобразом, представляется возможным сделатьвывод,чтокакневербальные, так и вербальныесредства общения обладают оченьважным инеоспоримым значением в единомкоммуникативномпроцессе.Список литературыБодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. - 200 с.Вердербер Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2013 - 320 с.Жарова, М.Н. Психология общения: Учебник / М.Н. Жарова. - М.: Академия, 2018. - 208 c.Клюев Е.В. Речевая коммуникация. - М.: Рипол Классик, 2012. – 243с.Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие. М.: Смысл, 2014. - 658с.Перрот, Л. Искусство и наука общения / Л. Перрот. - М.: Триада, 2019. - 987 c.
2.Вердербер Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2013 - 320 с.
3.Жарова, М.Н. Психология общения: Учебник / М.Н. Жарова. - М.: Академия, 2018. - 208 c.
4.Клюев Е.В. Речевая коммуникация. - М.: Рипол Классик, 2012. – 243с.
5.Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие. М.: Смысл, 2014. - 658с.
6.Перрот, Л. Искусство и наука общения / Л. Перрот. - М.: Триада, 2019. - 987 c.